Азимут что это в навигации
Что такое азимут и как его правильно определить
Для успешного ориентирования на местности туристу не обойтись без азимута. Начинающий путешественник обязательно задастся вопросами: для чего нужен азимут, что это такое и как его найти. Особенно этот способ выручит на территории, где нет возможности использовать географическую карту. Ниже в статье можно узнать о том, что такое азимут и как его определить. В этом нет ничего сложного, если знать некоторые нюансы.
Азимут: что это такое
Сначала нужно разобраться, что подразумевается под этим термином. Что такое азимут? Определение понятия гласит, что это угол, расположенный между направлением на север и направлением на искомый объект. При этом вершина данного угла представляет собой точку на местности, от которой ведутся расчеты.
Главный прибором при поиске является компас. Именно с его помощью можно найти азимут. Что такое компас? Это устройство, указывающее стрелками на стороны света и магнитные полюса Земли, тем самым ориентируя путников на незнакомой местности.
Что такое азимут и как его находить. Магнитный азимут
Для того чтобы выяснить нужное направление, нужно следовать небольшой инструкции:
Что такое азимут и как его определять? Ответ на этот вопрос получен. Но что делать, если у компаса отсутствует визирное приспособление? Нахождение нужного угла проводится с помощью спички, маленькой палочки или зубочистки. Она кладется над циферблатом устройства по центру его корпуса. Конец спички должен быть направлен на объект, а основная часть будет пересекаться с магнитной стрелкой в центре компаса. Азимут в данном случае будет равен стольким градусам, на скольких остановится конец палочки. Таким образом определяется магнитный азимут. Что такое истинный азимут и для чего он нужен, разберем ниже.
Истинный азимут
Как превратить истинный азимут в магнитный
При необходимости можно преобразовать истинный в магнитный азимут. Это достигается следующими шагами.
Обычно величина магнитного склонения обозначена на географической карте снизу. Но если она отсутствует, перед туристическим походом нужно обязательно об этом осведомиться. В противном случае карты и компас будут бесполезными.
В ситуации, когда требуется прийти к невидимой точке, профессионалы советуют для начала рассчитать по карте истинный азимут. А затем, чтобы вычислить направление, по которому следует идти, определить магнитный. Особенно нахождение азимута спасает в сложных погодных условиях: туман, снежная буря, а также в ночное время суток, в лесах и горах. Морские суда и самолеты не могут полноценно работать без данного способа ориентирования.
Планшетный компас
Планшетный компас бывает двух типов: жидкостным и обычным. В первом случае колбу заполняют веществом, устойчивым к холоду и вязким по консистенции. Благодаря последнему свойству туристы получат быструю стабилизацию магнитной стрелки даже при выполнении резких движений.
Алгоритм расчета азимута планшетным компасом:
Что делать, если возникло препятствие
Бывают непредвиденные ситуации, когда на пути вдруг сталкиваешься с препятствиями. И появляется необходимость сменить маршрут. Чтобы сделать это без особых затруднений, нужно учесть некоторые детали:
Оставить ориентиры можно на дереве или на земле при помощи подручных средств.
Причины возможных ошибок
Что касается магнитного склонения, то данные о нем необходимо знать. Они печатаются на картах, но следует учесть, что со временем сведения меняются и прежние расчеты могут оказаться ошибочными. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно обновлять карты. Особенно это касается аномальных зон, где наблюдается широкий диапазон колебаний. Чаще всего зоны с аномальными колебаниями встречаются в открытом океане. Этим объясняется установка на кораблях электромагнитных систем для навигации с дополнительной спутниковой связью.
Пеленг и азимут в чем разница. Путь, курс, пеленг и другие
Пеленг
Пеленг разделяют на:
Пеленг и азимут
В отличие от азимута, допускающего вариации отсчета, пеленг всегда измеряется от направления на норд, по часовой стрелке и на полную дугу окружности. Таким образом пеленг соответствует круговому азимуту.
Пеленг (строй)
Разница между азимутом и пеленгом
Азимут против пеленга
Когда кто-то спрашивает у вас дорогу, мы всегда даем ему дорогу из места, которое вы оба знаете или с которым согласны. Это может быть место, где вы находитесь в данный момент, или другое место, которое вам обоим хорошо известно. Ключевой идеей здесь является то, что нам нужна общепринятая позиция или, более формально, ориентир для определения местоположения. Расширение этой, казалось бы, простой идеи можно увидеть везде, где возникает аналогичная проблема навигации.
Поскольку положение на сфере удобно выражать с помощью углового смещения от точки, этот метод широко используется в геодезии, навигации, астрономии и других связанных предметах. Земля — это глобус; поэтому любое местоположение на Земле можно определить с помощью двух независимых мер углового смещения. Эти меры часто называют координатами, а система известна как сферическая система координат.
Азимут — это одна из координат, используемых в сферической системе координат, которая представляет собой угловое расстояние по часовой стрелке от истинного севера вдоль горизонтальной плоскости до рассматриваемого положения. Подшипника также угловое расстояние, измеренное по горизонтали, но опорное направление или точка является выбором наблюдателя.
Подробнее об Азимуте
Азимут более формально определяется в общей форме как угол между горизонтальной проекцией вектора от начала координат (или точки наблюдателя) до рассматриваемой точки и опорным вектором на горизонтальной плоскости. В большинстве полей этот опорный вектор считается линией к северу или меридианом север-юг. Поскольку это угловое измерение, оно всегда имеет единицы измерения углов, такие как градусы, градусы или угловые милы.
Термин азимут используется в навигации, картографии, топографической съемке, стрельбе и во многих других областях. В каждое поле добавлены вариации к своему основному определению, что делает его более подходящим для контекста предмета. Поэтому азимут, описанный в астрономии, немного отличается от азимута, описанного в картографии.
Азимут может быть определен с помощью солнечного наблюдения, метода астрономического направления, метода равных высот, метода повторений, микрометрического метода и часовых углов Полярной звезды и пересечения альмукантара.
Подробнее о подшипнике
Пеленг — это угол от исходного направления / линии, выбранной наблюдателем, до другого направления. Обычно взять на север или на юг в качестве опорного направления. В зависимости от ситуации или приложения прямое направление также может считаться опорным.
В обозначениях азимут задается как простой угол, поскольку он является принятым стандартом, но в случае пеленга также упоминаются исходное направление и направление вращения. Рассмотрим следующие примеры.
Азимут | Подшипник | ||
45 ° | Восток | N 45 E | 45 ° к востоку от севера |
315 ° | Запад | N 45 W | 45 ° к западу от севера |
337 ° 30’ | северо-Запад | N 22.5 W | 22.5 ° к западу от севера |
В чем разница между азимутом и пеленгом?
• Азимут — это угол от севера вдоль горизонтальной плоскости и одна из двух основных координат сферической системы координат.
• Пеленг — это угол в горизонтальной плоскости относительно исходного направления, определяемого наблюдателем.
• Для азимута, опорное направление на север, и вращение по часовой стрелке, в то время, для подшипника, как опорный и вращение определяются наблюдателем
• Хотя азимут является стандартной мерой, пеленг — это скорее местная мера, основанная на наблюдении.
• С одной стороны, азимут — это азимут с базовым севером и вращением по часовой стрелке.
• При обозначении азимут просто указывается в градусах (или градусах или милах), а азимут указывается с углом, опорным направлением и направлением вращения.
Азимут что это в навигации
Курс, пеленг, азимут.
Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.
Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.
Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.
Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.
Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.
Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?
Существует несколько способов определить местоположение самолета:
1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.
2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.
3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.
Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).
Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.
Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто.
На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.
Угол азимута это. Как определять азимут по компасу, сторонам света, на карте местности с помощью транспортира
Азимут — Azimuth
Навигация
Истинный северный азимут
к северу | 0 ° | Юг | 180 ° |
Северо-северо-восток | 22,5 ° | Юго-юго-запад | 202,5 ° |
К северо-востоку | 45 ° | Юго-запад | 225 ° |
Восток-северо-восток | 67,5 ° | Запад-юго-запад | 247,5 ° |
Восток | 90 ° | Запад | 270 ° |
Восток-юго-восток | 112,5 ° | Запад-северо-запад | 292,5 ° |
Юго-восток | 135 ° | Северо-Запад | 315 ° |
Юг-юго-восток | 157,5 ° | Северо-северо-запад | 337,5 ° |
Картографический азимут
Картографический азимут (в десятичных градусах) может быть вычислен, если известны координаты двух точек на плоскости ( картографические координаты ):
Обратите внимание, что опорные оси меняются местами относительно математической полярной системы координат (против часовой стрелки) и что азимут по часовой стрелке относительно севера. Это причина того, что оси X и Y в приведенной выше формуле поменяны местами. Если азимут становится отрицательным, всегда можно добавить 360 °.
Формула в радианах была бы немного проще:
Расчет координат
Обычно это используется при триангуляции и идентификации азимута (AzID), особенно в радиолокационных приложениях.
Расчет азимута
Лучшее приближение предполагает, что Земля представляет собой слегка сжатую сферу ( сплюснутый сфероид ); Таким образом, азимут имеет как минимум два очень немного разных значения. Азимут нормального сечения — это угол, измеренный с нашей точки зрения теодолитом, ось которого перпендикулярна поверхности сфероида; геодезический азимут — это угол между севером и геодезической ; то есть кратчайший путь по поверхности сфероида с нашей точки зрения до точки 2. Разница обычно неизмеримо мала; если точка 2 находится на расстоянии не более 100 км, разница не будет превышать 0,03 угловой секунды.
Азимут нормального сечения вычислить проще; Бомфорд говорит, что формула Каннингема верна для любого расстояния. Если е является уплощением и й эксцентриситет, для выбранного сфероида (например, 1 /298,257 223 563 дляWGS84), затем
Чтобы вычислить азимут солнца или звезды с учетом ее склонения и часового угла в нашем местоположении, мы модифицируем формулу для сферической Земли. Замените φ 2 отклонением и разницей долготы на часовой угол и измените знак (поскольку часовой угол положителен на запад, а не на восток).
Картография
Астрономия
Другие системы
Прямое восхождение
Горизонтальная координата
Полярная координата
Другое употребление слова
В экспериментах по локализации звука и в литературе под азимутом понимается угол, который образует источник звука, по сравнению с воображаемой прямой линией, проведенной изнутри головы через область между глазами.
Этимология слова
Смотрите также
Примечания
Ссылки
внешние ссылки
Найдите азимут в Викисловаре, бесплатном словаре. |
Что такое азимут и как его определить
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин хорошо известен людям определённых профессий.
В частности, на вопрос «что такое азимут» вам точно ответят астрономы, геодезисты, картографы, географы.
В общих чертах с этим понятием знакомы и многие обыватели, особенно путешественники и грибники. Почему именно они? Об этом ниже.
Азимут — это…
Азимут – это горизонтальный угол, образуемый в точке наблюдения двумя лучами, один из которых проходит по меридиану (линией между северным и южным полюсами), а второй соединяет точку наблюдения и наблюдаемый объект.
Азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки либо от северного (в геодезии), либо от южного (в астрономии) конца меридиана и находится в пределах от 0 до 360 градусов.
Кстати, в артиллерии, как и в астрономии, отсчёт ведётся с юга, только против хода часовой стрелки. Такие вот нюансы.
Различают два типа азимута: истинный и магнитный, в зависимости от того, какой меридиан принимается за базу отсчёта.
Если географический – то азимут называют истинным, если же направление берётся по магнитному меридиану, то и азимут будет, естественно, магнитным. Вызвано это тем обстоятельством, что направления на географический и магнитный полюс не совпадают.
Между азимутами (как и между меридианами) существует взаимосвязь, которая выражается через магнитное склонение. Зная его величину (она часто указывается на топографических картах), легко перейти от магнитного меридиана (направление которого указывает компас) к географическому.
Кому и для чего нужен азимут
«Всё перекаты, да перекаты, послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, плывём вперёд по абрису» — поётся в известной песне А. Городницкого.
Абрис – это неплохо, но лучше, если бы туристы плыли всё-таки не по сделанному от руки схематическому плану, а по азимуту – тогда они наверняка бы не плутали и обратно вернулись без лишних хлопот.
Чтобы чувствовать себя уверенно, вам потребуется топографическая карта местности, а в идеале лучше иметь ещё компас или нехитрое приспособление под названием транспортир, хорошо знакомый многим со школьной скамьи.
Определение азимута по карте
Есть два самых распространённых способа: с помощью транспортира и по компасу. В первом случае алгоритм действий выглядит следующим образом.
Порядок действий для второго способа такой.
Определение азимута на местности
На местности азимут определяется по выбранному направлению или на намеченный ориентир с помощью компаса. Возможен и обратный вариант: по уже известному азимуту найти направление на местности.
Желательно иметь компас с визиром (например, компас Андрианова), тогда можно выставить направление более точно.
Рассмотрим оба случая:
Заключение
Кстати, моряки и авиаторы предпочитают использовать термин «пеленг». Фактически это тот же азимут, только он всегда отсчитывается от северного направления и всегда по часовой стрелке. К тому же моряки часто измеряют пеленг не в градусах, а в румбах (1/32 часть окружности).
Похоже, что рука статуи Ильича тоже показывает какой-то азимут (или пеленг), вот только направление было выбрано, как выясняется, неверно. Пришлось его скорректировать, вот только времени на это ушло, к сожалению, очень много.
Всем привет! В продолжении темы по ориентированию на местности, как и обещал, предлагаю статью, азимут и как его определить.
В любом походе, или путешествии, при использовании карты,если плохая видимость или ландшафт местности не позволяет сличить визуально карту и местность, определение азимута и движение по нему, значительно облегчит задачу по ориентированию.
И так, что такое азимут?
Азимут измеряется в градусах и может иметь значение от 0° до 360°, измеряется обычно по ходу часовой стрелки.
Азимуты могут быть прямыми и обратными.
Прямой азимут, отсчитывается от 0° по часовой стрелке, он показывает направление от наблюдателя к предмету.
Обратный азимут, показывает направление, от предмета к наблюдателю. Чтобы получить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если прямой азимут меньше 180°, или вычесть эту величину если больше 180°.
Пример: прямой азимут, до одиноко стоящего дерева 330°, тогда обратный азимут будет: 330°-180°=150°.
Для быстрого определения ориентиров, нужно запомнить направления основных и промежуточных сторон горизонта в градусах, по часовой стрелке:
При определении, сторон света (горизонта), нужно учитывать, что географические и магнитные полюса земли не совпадают, они находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому стрелка компаса указывает не точно на Север, а немного в сторону, на Северный магнитный полюс.
Тоже самое происходит и с Южным полюсом, в южном полушарии земли.
При переводе истинного азимута в магнитный, при восточном склонении, истинный азимут нужно уменьшить на величину склонения, при западном увеличить.
Величина магнитного склонения, не одинакова в различной местности, например: для Московской области это +7, +8°(восточное склонение), а вообще на территории России оно меняется в значительных пределах. Есть сайт, где можно определить, магнитное склонение для любой точки земли.
Чтобы определить на местности азимут при помощи компаса, встают лицом к ориентиру, направление на который надо определить, вращая компас, совмещают северный конец стрелки компаса с нулевым делением на лимбе ( циферблат компаса).
Далее, оставляя корпус компаса неподвижным и следя за тем чтобы стрелка не отходила от нулевого деления, вращаем визирное приспособление до наведения целика на предмет, азимут которого нужно определить.
Далее рассмотрим, приёмы движения по карте, с помощью заранее проложенного маршрута, по азимутам.
Количество ориентиров и выбор маршрута движения, определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения. Главное, выбрать маршрут, который обеспечивал бы быстрый выход к назначенному ориентиру( объекту). Поэтому желательно, выбирать маршрут без излишних поворотов, с участками наиболее удобными для движения с учётом обхода препятствий встречающихся на местности.
Итак, выбираем ориентиры и соединяем их прямыми линиями ( пример на рисунке ) если они не пересекают линий координатной сетки на карте, их нужно продолжить до пересечения, это делается для облегчения определения углов азимута.
После этого, на карте, для каждого отрезка маршрута, определяем дирекционный угол и вводя поправку направления, переводим его в магнитный азимут, который записываем на карте напротив соответствующего участка.
Этот угол замеряем по часовой стрелке, при помощи транспортира или компаса. Делается это так, ложим карту с прочерченным маршрутом на ровную поверхность, ориентируем её как можно точнее по компасу с учётом поправки направления.
После того как стрелка компаса успокоится, делаем отсчёт по лимбу компаса, под её северным концом, вычитаем полученное число из 360° и получаем магнитный азимут искомого направления.
Для примера ( на рисунке ) на первом участке магнитный азимут равен: 360°-340°=20°, азимут второго участка:360°-30°=330°, таким же образом, последовательно, определяем азимуты всех остальных участков маршрута.
Далее, измеряем длину каждого участка, на местности это можно сделать используя метод, пары шагов( средняя длина 2х пар шагов= 1,5метра ), пример: если, расстояние участка 1200м, то в парах шагов это будет: 1200 : 1,5=800 пар шагов.
Так же желательно, засечь время прохождения каждого участка по часам. Все данные так же записываются на карте, на против своих участков.
При движении по азимутам, на местности, могут встречаться всякого рода препятствия ( лесные завалы, болота, озёра и тп ) которые легче обойти чем преодолеть. Поэтому нужно уметь, обходить препятствия не теряя ориентировки.
Рассмотрим два способа, обхода препятствий,
1 когда противоположная сторона препятствия видна( рис. а ),
2 когда противоположная сторона препятствия не видна( рис. б ).
После изучения местности, было принято решение, обходить препятствие с левой стороны. Определяем по компасу, азимут направления вдоль препятствия ( от точки А до точки В ), продолжаем движение в этом направлении, при этом ведя счёт, парам шагов, до правой границы препятствия. На рисунке, азимут от точки А до точки Б, равен 320°, а пройденное расстояние 142 пары шагов. Останавливаемся в точке Б, определяем по компасу, направление первоначального азимута, по которому вы двигались, до встречи с препятствием 50°, продолжаем движение до выхода за препятствие и ведём счёт парами шагов, от точки В до выхода за препятствие до точки С, на рисунке, расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С двигаемся в право, у нас уже есть данные азимута движения из точки А в точку В, переводим их в обратный азимут( на рисунке обратный азимут равен 140° ) и двигаемся из точки С, по обратному азимуту, отсчитывая ровно 142 пары шагов, это будет точка Д, на точке Д, снова определяем по компасу, направление азимута первоначального движения 50° и продолжаем движение по намеченному маршруту. Обязательно, сохраняйте, данные об обходе препятствий и добавляйте расстояния в маршрут, это поможет рассчитать расстояние пройденного пути, при обратном движении по тем же азимутам.
Если позволяет обстановка, обходить препятствия лучше всего по линейным ориентирам, это могут быть просеки, реки, ручьи, линии электропередач, их азимуты определяются и отмечаются на карте заранее, это заметно облегчит ориентирование вашего движения на ходу. При малейшем сомнении, в правильности движения, в обоих, вышеперечисленых случаях, необходимо, остановиться и уточнить ваше местоположение, путём тщательного сличения карты с местностью, пример правильного сличения карты с месностью, показан на рисунке выше.
Для точного ориентирования карты, можно использовать, обычный карандаш, приложив его к условному знаку ориентира на карте, ( пример на рисунке, мост ), совмещают его направление, с направлением ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположеные на местности, справа и слева от моста, имеют такое же расположение на карте. Если все условия совпадают, карта ориентирована правильно. И последнее, основные причины, ошибок ориентирования, заключаются не в неисправном оборудовании, а в отсутствии навыков и опыта применения этого оборудования, постоянные тренировки и совершенствование своих знаний в этой области, помогут в критической ситуации найти дорогу в нужное вам место. Для начала тренировок по ориентированию, не обязательно даже выходить из дома, достаточно определить точку своего нахождения в комнате и от неё определить, азимуты предметов находящихся в этой комнате.