Азкары это что в исламе

Азкары – молитвы, читаемые после намаза

По окончании намаза желательно (сунна), оставаясь в положении сидя, поминать Аллаха (совершать зикр, мн. ч. – азкар), читая молитвы. Приведем некоторые из молитв (азкаров), читаемых после намаза.

1. اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْدُ

«Аллаhу акбар ва лилляhиль-хамд»

«Аллах превелик, и Аллаху вся хвала»

2. أَسْتَغْفِرُ اللهْ

«Астагфируллаh» – 3 раза

«Прошу прощения у Аллаха»

Произнеся «Астагфируллаh», ладонью правой руки проводят по лбу

3. أَسْتَغْفِرُ اللهَ الْعَظيمَ الَّذي لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ

«Прошу прощения у Аллаха Великого, нет ничего достойного поклонения кроме Него, Живого, Вечного, и к Нему я обращаюсь с покаянием»

4. اَللّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ تَبارَكْتَ وَتَعالَيْتَ يا ذَا الْجَلالِ وَالْإِكْرامِ

«Аллаhумма анта-ссаляму ва минка-ссаляму табаракта ва та‘аляйта, я заль-джаляли валь-икрам»

«О Аллах! Ты есть Салам (Салам – Наделяющий Свои творения миром и благополучием; Тот, сущности которого не присущи недостатки, временность, исчезновение), и от Тебя исходит салам (благополучие, мир, сохранность от невзгод). Умножилась Твоя благодать, о Обладатель величия и почета»

5. اَللّهُمَّ أَعِنّي عَلى دَوامِ ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ

«Аллаhумма а‘инни ‘аля давами зикрика ва щукрика ва хусни ‘ибадатик»

«О Аллах, помоги мне постоянно поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо служить Тебе»

6. لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ

«Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду ва hува ‘аля кулли шайъин кадир»

«Нет бога кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварища, Ему принадлежит царствие (все владения, все сущее), и Ему хвала, и Он всемогущ»

7. اَللّهُمَّ لا مانِعَ لِمآ أَعْطَيْتَ وَلا مُعْطِيَ لِما مَنَعْتَ وَلا رآدَّ لِما قَضَيْتَ وَلا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ

«Аллаhумма ля мани‘а лима а‘тайта ва ля му‘тия лима мана‘та, ва ля радда лима казайта, ва ля янфа‘у заль-джадди минкаль-джадду ля хавля ва ля куввата илля билляh»

«О Аллах, никто не воспрепятствует тому, что Ты даешь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь, и нет возврата тому, что Ты решил, и нет пользы от стараний, (ибо) старания только от Тебя, нет силы и могущества, чтобы удержаться от ослушания Богу и совершать богослужение, кроме как от Аллаха»

Источник

Азкары – молитвы, читаемые после намаза

Азкары это что в исламе. molitvi posle namaza. Азкары это что в исламе фото. Азкары это что в исламе-molitvi posle namaza. картинка Азкары это что в исламе. картинка molitvi posle namaza

По окончании намаза желательно (сунна), оставаясь в положении сидя, поминать Аллаха (зикр, мн. ч. – азкар), читая молитвы.

Приведем некоторые из молитв (азкаров), читаемых после намаза.
1.

اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْدُ

«Аллаhу акбар ва лилляhиль-хамд»
(Аллах превелик, и Аллаху вся хвала).

«Астагфируллаh» – 3 раза
(Прошу прощения у Аллаха).

Произнеся «Астагфируллаh», ладонью правой руки проводят по лбу.

أَسْتَغْفِرُ اللهَ الْعَظيمَ الَّذي لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ

اَللّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ تَبارَكْتَ وَتَعالَيْتَ يا ذَا الْجَلالِ وَالْإِكْرامِ

«Аллаhумма анта-ссаляму ва минка-ссаляму табаракта ва та‘аляйта, я заль-джаляли валь-икрам».

(О Аллах! Ты есть Салам (Салам – Наделяющий Свои творения миром и благополучием; Тот, сущности которого не присущи недостатки, временность, исчезновение), и от Тебя исходит салам (благополучие, мир, сохранность от невзгод). Умножилась Твоя благодать, о Обладатель величия и почета).

اَللّهُمَّ أَعِنّي عَلى دَوامِ ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ

«Аллаhумма а‘инни ‘аля давами зикрика ва щукрика ва хусни ‘ибадатик».
(О Аллах, помоги мне постоянно поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо служить Тебе).

لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ

«Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду ва hува ‘аля кулли шайъин кадир».

(Нет бога кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварища, Ему принадлежит царствие (все владения, все сущее), и Ему хвала, и Он всемогущ).

После утреннего и вечернего намаза эту молитву произносят по 10 раз в следующей форме:

«…юхйи ва юмиту…», что означает: «Аллах оживляет и умерщвляет».

اَللّهُمَّ لا مانِعَ لِمآ أَعْطَيْتَ وَلا مُعْطِيَ لِما مَنَعْتَ وَلا رآدَّ لِما قَضَيْتَ وَلا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ

«Аллаhумма ля мани‘а лима а‘тайта ва ля му‘тия лима мана‘та, ва ля радда лима казайта, ва ля янфа‘у заль-джадди минкаль-джадду ля хавля ва ля куввата илля билляh».

(О Аллах, никто не воспрепятствует тому, что Ты даешь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь, и нет возврата тому, что Ты решил, и нет пользы от стараний, (ибо) старания только от Тебя, нет силы и могущества, чтобы удержаться от ослушания Богу и совершать богослужение, кроме как от Аллаха).

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
اَلْحَمْدُ لِلهِ رَبّ الْعالَمينَ * الرَّحْمنِ الرَّحيمِ * مالِكِ يَوْمِ الدّينِ * إِيّاكَ نَعْبُدُ وَإِيّاكَ نَسْتَعينُ * اِهْدِنَا الصّراطَ الْمُسْتَقيمَ * صِراطَ الَّذينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلاَ الضّآلّينَ *

اَللهُ لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلا نَوْمٌ لَهُ ما فِي السَّماواتِ وَما فِي الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاّ بِإِذْنِه يَعْلَمُ ما بَيْنَ أَيْديهِمْ وَما خَلْفَهُمْ وَلا يُحيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِه إِلاّ بِما شآءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّماواتِ وَالْأَرْضَ وَلا يَؤُدُهُ حِفْظُهُما وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظيمُ

10. Сура «Аль-Ихляс» – 3 раза:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ * اَللهُ الصَّمَدُ * لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ * وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ *

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ * مِنْ شَرِّ ما خَلَقَ * وَمِنْ شَرِّ غاسِقٍ إِذا وَقَب * وَمِنْ شَرِّ النَّفّاثاتِ فِي الْعُقَدِ * وَمِنْ شَرِّ حاسِدٍ إِذا حَسَدَ *

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النّاسِ * مَلِكِ النّاسِ * إِلهِ النّاسِ * مِنْ شَرِّ الْوَسْواسِ الْخَنّاسِ * الَّذي يُوَسْوِسُ في صُدُورِ النّاسِ * مِنَ الْجِنَّةِ وَالنّاسِ *

13. 33 раза произносят:

«Субханаллаh»
(Пречист Аллах от всяких недостатков).

14. 33 раза произносят:

«Альхамду лилляh»
(Хвала Аллаху).

15. 34 раза произносят:

«Аллаhу акбар»
(Аллах велик).

16. Далее еще раз читают молитву, приведенную в пункте 6.

17. 10 раз произносят:

لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ

«Ля иляhа илляллаh»
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха).

18. 10 раз произносят:

اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ

«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля али саййидина Мухаммадив-ва-саллим».
(О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада и семью нашего господина Мухаммада).

И после азкаров, вытянув руки вперед, читают дуа (мольба, обращенная к Аллаху) о принятии намазов, молитв, других форм богослужения, о прощении грехов, о милости Аллаха для себя, своих родных и близких и всех уверовавших – для живых и для покойных, ибо после обязательного намаза увеличивается шанс принятия Всевышним нашей мольбы.

Есть и другие варианты славословий, читаемых после намаза.

Транскрипция

В статье дана транскрипция арабских звуков с использованием знаков транскрипции, принятых в востоковедении, кроме четырех букв: هه обозначена знаком «h»; ض обозначена знаком «з»; و обозначена знаком «в»; ء обозначена знаком «ъ».

ث — с ض — з غ — г
ج — дж و — в ق — к
ح — х ط — т هـ — h
ذ — з ظ — з ء — ъ
ص — с ع — ‘

Из книги «Намаз — опора религии».

Азкары это что в исламе. zen. Азкары это что в исламе фото. Азкары это что в исламе-zen. картинка Азкары это что в исламе. картинка zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Учитесь правильно поминать Аллаха

Азкары это что в исламе. ponimay allaha. Азкары это что в исламе фото. Азкары это что в исламе-ponimay allaha. картинка Азкары это что в исламе. картинка ponimay allaha

Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.

Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.

Так же и с другими азкарами и молитвами..

Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.

Приведём несколько примеров.

На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно. Это небрежность по отношению к молитвам.

В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.

Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:

1. Не следует читать азкары напоказ.. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.

2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв. Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.

3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны. Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!

Источник

Разбор вопросов, касаемых поминания Аллаха (азкаров)

Вопрос № 266:
«Каковы достоинства поминания Аллаха?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Поминание Аллаха — одно из самых важных поклонений, и это поклонение не ограничивается каким-то временем. Человек может поминать Аллаха в любой час дня или ночи. Единственное, чем ограничивается поминание Аллаха, — наличием некоторых мест, в которых запрещается поминать Аллаха, поскольку они не подобают для этого поклонения.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا

«О вы, которые уверовали, поминайте Аллаха частым поминанием»
[сура «аль-Ахзаб», аят 41].

Количество и время поминания не ограничено, можно поминать Аллаха сколько хочешь и когда хочешь, и это единственное поклонение, имеющее такую особенность. И несомненно, что поминание Аллаха — одно из самых величайших поклонений.

Всевышний сказал в Коране:

«Поминайте Меня, и Я буду поминать вас»
[сура «аль-Бакъара», аят 152].

Если ты поминаешь Аллаха, то Он вспомнит тебя. Также наш Пророк ﷺ сказал: «Вспомни об Аллахе, когда ты в благоденствии, и Он вспомнит о тебе, когда ты в нужде»[1].

В наши дни человек обычно забывает Аллаха, находясь в благоденствии: у него прекрасное здоровье, отличная работа, хорошая семья, живы и здоровы родители — и он проявляет небрежность в поминании Аллаха. Но как только человека постигают беды, несчастья, болезни, долги и т. п., он начинает поминать Аллаха. Мы знаем, что так же поступали многобожники: когда они выходили в море и начиналась буря, они вспоминали Аллаха; когда же они выходили на сушу, они возвращались к своим идолам. И в этом многие мусульмане уподобляются многобожникам. Однако поминать Аллаха нужно постоянно, неважно, в благоденствии ты или в нужде. Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Вспомни об Аллахе, когда ты в благоденствии, и Он вспомнит о тебе, когда ты в нужде», т. е. познавай Аллаха, поминай Его, следуй Его законам, не ослушивайся Его во время благоденствия — и Он не забудет тебя, поддержит тебя, укрепит тебя, когда тебя постигнет бедствие» И все это возвращается к поминанию Аллаха.

Обязательно ли быть в омовении, для того чтобы поминать Аллаха?

Для поминания Аллаха не является обязательным ни большое, ни малое омовение. Конечно, лучше, когда ты находишься в полном очищении: в большом и малом. Но бывают ситуации, когда нет такой возможности, например, у женщин в определенные дни. Единственным ограничением для поминания Аллаха являются некоторые места, где оно запрещено, такие как туалеты и т. п.

Здесь необходимо сделать одно замечание: нельзя вводить какие бы то ни было виды поминания Аллаха, не установленные Кораном и Сунной. Некоторые нововведенцы делают зикр, бегая по кругу или сидя в кругу, или вводят какую-то особенную форму зикра, на которую нет никаких доводов ни в Коране, ни в Сунне. Это запрещено, и они не имеют права оправдывать свои нововведения в этом вопросе аятом: «…поминайте Аллаха частым поминанием». Не об их новшествах говорится в этом аяте. Пожалуйста, поминай Аллаха, но не в какой-то особой форме, или в каком-то особом положении тела, или в каких-то особых количествах. Если у тебя нет на это довода из Корана и Сунны, ты не имеешь права придумывать что-то от себя. Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе, приведенном в сборниках аль-Бухари и Муслима: «Если кто-то внесет в это наше дело нечто новое, что к нему не относится, это будет отвергнуто»[2]. Поэтому все эти азкары нововведенцев отвергнуты.

Расскажите о достоинстве утренних и вечерних азкаров.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلً

«И восхваляйте Его по утрам и по вечерам»
[сура «аль-Ахзаб», аят 42].

В предыдущем аяте этой суры Всевышний призывает нас поминать Его, а здесь Он говорит об утренних и вечерних восхвалениях. Эти повеления: «…поминайте Аллаха частым поминанием» и «…восхваляйте Его по утрам и по вечерам» — не случайно приходят друг за другом. И Пророк ﷺ показывает нам, что он никогда не оставлял утренние и вечерние азкары. Однако, к сожалению, мы, сегодняшние мусульмане, часто забываем о них, отвлекаемся, проявляем небрежность. Нам следует вернуться к этим великим основам нашей религии.

Есть ли в исламе какие-либо виды коллективного зикра?

Да, есть виды коллективного зикра; молитва, например, — это тоже зикр. Мы вместе совершаем обязательную молитву, пятничную молитву, тарауих — все эти виды поклонения являются зикром. Вспомните историю Мусы, мир ему: когда Аллах приказал ему совершать молитву, сказав:

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Воистину, Я — Аллах! Нет божества кроме Меня. Поклоняйся же мне и совершай молитву в мое поминание»
[сура «Та Ха», аят 14].

Он сказал, что эта молитва для Его поминания. И молитва, и пост, и хадж, и любое поклонение — все это является зикром, имеет отношение к зикру. То, что в Коране и Сунне узаконено делать коллективно, мусульмане делают коллективно; то, что узаконено делать индивидуально, — делают индивидуально.

Каков хукм чтения азкаров, которые дошли до нас со слабыми иснадами?

Нет разницы в том, к какой теме относятся слабые хадисы: к азкарам, законоположениям или еще чему-нибудь, — если хадис является слабым, мы его не принимаем. Это наша религия, и азкары — тоже часть религии. На это указывает хадис, который передается в достоверных сборниках, что сподвижник, которого Пророк ﷺ обучал мольбе, сказал: «ورَسُولِكَ الَّذِي أَرْسَلْتَ» — «И Посланника, которого Ты послал нам?» Однако Пророк ﷺ исправил его: «ونَبِيِّكَ الَّذِي أَرْسَلْتَ» — «И Пророка, которого Ты нам послал!»[3].

Аль-Бара ибн ‘Азиб или по ошибке, или посчитав, что замена одного слова близким по значению роли не играет, прочитал подобным образом. Обратите на это внимание! Если бы можно было принимать слабые хадисы в вопросах азкаров, то мы сказали бы: «Да никаких проблем, читайте любые азкары, даже если они слабые». Но нет! Аль-Бара ибн ‘Азиб изменил всего лишь одно слово — и Пророк ﷺ остановил его и поправил, хотя между пророком и посланником нет большой разницы. Однако это шариат, это откровение, и нельзя от себя что-то добавлять туда или убавлять оттуда. Поэтому слабые хадисы и не принимаются, потому что там может быть что-то добавлено или убавлено, и этот хадис явно указывает на то, что даже в азкарах надо следовать только достоверным хадисам.

Время утреннего поминания Аллаха — до восхода солнца? А вечернего — после магриба или после ‘иша? Расскажите о времени, когда наиболее желательно поминать Аллаха.

И утро, и утренняя молитва начинаются с первой зарей. Известно, что заря бывает ложная и истинная. При ложной заре на черном ночном небе появляется светлая полоса. А когда светлая полоса распространяется по горизонту — это уже истинная заря. Как только начинается время молитвы аль-фаджр, это уже утро, и в любое время с утра можно делать утренние азкары, и до намаза, и после намаза. Известно, что до утреннего намаза Пророк ﷺ совершал сунну, потом шел в мечеть, совершал там обязательную молитву, после чего сидел в мечети, пока солнце не поднималось на высоту копья, и читал азкары. Это пришло в достоверном сборнике имама Муслима[4].

Время вечерних азкаров начинается после асра и продолжается до захода солнца. Но если человек не успел сделать азкары до захода солнца, то пусть делает их после магриба, или когда ему удобно, или когда он вспомнит о них, так как лучше сделать их позже, чем вообще не сделать.

Какая самая достоверная форма саляуата?

Самым известным является саляуат, который мы читаем в молитве после ташаххуда, он передается в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима[5]:

اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـى إبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـى إبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد

[Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин, кяма салляйта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, иннакя Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, иннакя Хамидун Маджид].

«О Аллах, воссхвали Мухаммада и семейство Мухаммада, как восхвалил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!»

Какой совет вы можете дать неарабоязычному мусульманину, имеющему достаточно слабые знания в арабском языке, относительно Корана? Чему следует уделять больше внимания: заучиванию Книги Аллаха или чтению ее тафсира? Ведь, как известно, память с годами только слабеет.

Часто говорят, что с возрастом память становится слабее, но у этого нет никаких доказательств. Если человек развивает свою память, то она будет у него сильной в любом возрасте, а если не развивает, то она атрофируется уже в молодости. Память подобна мышцам: если ты ее тренируешь — она становится сильной, если ты ее запускаешь — она становится слабой независимо от возраста. Конечно, если человек уже совсем в преклонном возрасте, после 70–80 лет, то тогда уже не только память, все тело стареет. Но до этого сила памяти зависит от самого человека, а не от его возраста. Единственная разница между молодыми людьми и людьми зрелого возраста заключается в том, что чем старше человек, тем больше на нем забот и ответственности, которые требуют его внимания, занимают его голову и мешают сосредоточиться. Аллах дал нам всем одинаковую память, просто кто-то ее развивает, а кто-то нет.

Что касается хифза — заучивания Корана, то конечно же, надо заучивать его как можно быстрее, не растягивая этот процесс на десятилетия. Есть специальные курсы, кружки, онлайн-группы даже, куда можно записаться и по определенной серьезной методике заучить Коран полностью в течение года, максимум двух. Поэтому не нужно ни на что отвлекаться, если человек заучивает Коран, а после заучивания переходит к другим знаниям.

Если он может объединить заучивание Корана и получение других знаний, то это еще лучше. Но если человеку сложно сосредоточится больше чем на одной вещи и приходится делать выбор: либо Коран, либо другие знания, — на первое место следует поставить Коран, потому что все шариатские знания основываются на Коране, нет и не может быть шариатских знаний без Корана. Человек не может быть знающим, не зная Коран, — это известное правило ученых.

Расскажите про коллективный зикр нововведенцев, когда они сидя или стоя поминают Всевышнего Аллаха, делают салауат на Пророка ﷺ или дуа после обязательной коллективной молитвы. Узаконено ли что-то подобное в исламе?

Я не знаю ни одного довода, который узаконил бы нечто подобное. Если кто-то может привести достоверный довод от Пророка ﷺ, от сахабов — пусть приведет, но не басни, не сказки, а именно достоверные хадисы. Если я увижу довод на что-то подобное, я первый буду это практиковать. Но по сей день я не видел ни одного достоверного хадиса, который узаконил бы подобные формы азкаров: когда бегают, ходят по кругу или сидят в кругу, и делают коллективные азкары. Я не встречал ничего достоверного ни от Пророка ﷺ, ни от сахабов, что указывало бы на это, кроме как сказки, басни или легенды. Мы не строим свою религию на подобных россказнях. Наша религия строится на серьезных вещах, здесь нет места каким-то играм или басням. Если у тебя есть довод из Корана и Сунны — приводи его, если нет — то мы не можем следовать за всякими байками и легендами.

Как лучше поступить: сначала выучить арабский язык, а потом приступить к хифзу; или сначала заучивать Коран, а потом изучать арабский язык?

Одно другому не мешает. Если человек может одновременно заучивать Коран и изучать арабский язык, это не будет мешать одно другому, и даже наоборот. Священный Коран ведь на арабском языке, и ты вкладываешь в изучение языка еще и изучение Корана. Однако если человек не может объединить эти две вещи, то пусть лучше учит Коран. Но пусть он занимается этим серьезно, не так, как многие, обманывая самих себя. Заучивающий Коран должен начинать с половины страницы в день в первый месяц, потом переходить на страницу в день, с третьего месяца — на полторы страницы, и так постепенно поднимать планку, пока не дойдет до пяти страниц в день. Таким образом можно выучить Коран примерно за год-полтора.

С каких книг вы посоветуете требующему знания, изучающему арабский язык, начать чтение и перевод, чтобы в будущем он мог с легкостью понимать книги по тафсиру на арабском языке?

Книги по тафсиру на арабском языке будут понятны человеку, знающему арабский язык. Поэтому прежде всего следует выучить арабский язык, для чего следует найти уроки или курсы, которые будут соответствовать твоим возможностям в плане времени, нагрузки, понимания. И уже после изучения арабского языка следует переходить к получению шариатских знаний. Тафсир не изучается по переводам, а самые известные тафсиры Корана не переведены ни на русский, ни на другие языки, они есть только на арабском языке.

Какой тафсир на арабском языке вы можете посоветовать на первых этапах?

Многие ученые советуют начинающим тафсир «Тауфикъ ар-Рахман» написанный шейхом Фейсал аль-Мубарак, а также тафсир шейха АбдурРахмана ас-Са’ди под названием «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калям аль-Маннан», да смилостивится над ними Аллах. Однако тафсир ас-Са’ди сложнее, чем Фейсалом аль-Мубарак, известным аравийским ученым.

Если у человека нет возможности учить Коран на арабском языке, дозволено ли ему учить перевод Корана?

Это дозволено, но какой в этом смысл? Сегодня есть один перевод, завтра выйдет другой, лучше него, через десять лет — третий, еще лучше… Поэтому Коран нужно учить на арабском языке и изучать арабский язык. Тот, кто хочет приобрести серьезные знания, найдет их только на арабском языке.

Можно ли использовать четки для азкаров?

Нет в этом проблем, если человек не считает это Сунной, а использует четки в силу необходимости, как, например, старики, которые сбиваются, если делают азкары на пальцах, и поэтому нуждаются в четках. На это есть указание от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который делал азкары, используя камешки[6]. Также некоторые известные имамы-мухаддисы, Яхья ибн Ма’ин например, некоторые шейхи имама Бухари использовали четки и не считали это нововведение. Однако это не является Сунной, Сунна — использовать во время чтения азкаров пальцы, как делал наш Пророк[7] ﷺ.

Можно ли распечатать суры на листе, класть его перед собой на землю и читать с него во время намаза, пока не выучишь эти суры?

Если человек нуждается в этом, то можно, однако не следует класть лист с аятами непосредственно на землю. С точки зрения этикета по отношению к аятам Священного Корана будет правильнее класть эти листы на что-либо, например на какую-нибудь нешариатскую книгу.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
20 Раджаб 1441 г. (15.03.2020)

[1] Муснад Ахмада, хадис от Ибн Аббаса под № 2803.

[2] Сахих аль-Бухари, хадис от Аиши под № 2697; Сахих Муслима, хадис № 1718.

[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 247; Сахих Муслима, хадис № 2710.

[4] Сахих Муслима, хадис № 670.

[5] Сахих аль-Бухари, хадисы № 3370, 4797, 6357; Сахих Муслима, хадис № 406.

[6] Хильяту-Аулия Абу Нуайма аль-Асфахани, т. 1, с. 383.

[7] Сунан Абу Дауда, хадис № 1501; Сунан ат-Тирмизи, хадис № 3583; Муснад Ахмада, хадис № 27089.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *