Азм есмь что это значит
«Аз есмь» и аз несмь
Наше существование изначально и необходимо укоренено в существовании Божественном. Забвение этого факта ничего не меняет в отмеченном духовном законе. Чем ближе мы к Богу, тем больше в нас жизни, чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше в нас жизненных сил и тем глубже мы погружаемся в область смерти, в область небытия. Эту закономерность можно проиллюстрировать известными евангельскими событиями.
Фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею
В нескольких случаях в евангельском повествовании Господь употребляет выражение ἐγὼ εἰμί, что по-славянски звучит как Аз есмь, а на русский обыкновенно переводится как это Я, и реже — Я есмь. Но дело в том, что в еврейском языке фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею у подножия горы Хорив (Исх. 3,1), и в письменном начертании известна как священная тетраграмма.
Из евангельских случаев употребления этого выражения хочется остановиться на двух, наиболее, на наш взгляд, показательных. Это Евангелие от Иоанна, 8 глава, 58 стих и 18 глава с 5 по 7 стих в том же Евангелии.
В первом случае Господь, отвечая на упоминание иудеями Авраама, произносит фразу: Прежде, нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8,58). Почему после этой фразы оппоненты Христа уже не пытаются продолжить беседу, но делают попытку умертвить Его: Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8,59). В чем причина столь молниеносной реакции?
Вполне возможно, что причина заключается в том, что Господне «Я есмь» здесь является Божественным именем, произнесенным «его буквами». Сложность состоит в том, что Евангелие написано на греческом, Христос говорил на арамейском, а Тора написана на еврейском. Поэтому нам трудно понять, какие, собственно, слова употребил в этих местах Господь. Тем не менее, велика вероятность того, что Господь наш Иисус Христос произнес запретное имя Божие.
Произнесение священного имени было табуировано, и нарушение этого табу каралось смертью
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, во времена Христа библейское Божественное имя «Аз есмь» было известно в израильском народе. С другой стороны, произнесение священного имени вне храмового богослужения было табуировано, и нарушение этого табу каралось вплоть до смертной казни.
В свете сказанного, становится более понятной ответная реакция иудеев на слова Христа: Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59).
В подтверждение обозначенной версии мы можем привести толкование на этот евангельский отрывок свт. Иоанна Златоуста: «Почему же Он не сказал: прежде даже Авраам не бысть, Я был, но – Аз есмь? Как Отец Его употребил о Себе это слово: есмь, так и Он. Оно означает присносущность бытия независимо ни от какого времени. Поэтому слова Его и показались им богохульными. И если они не потерпели сравнения с Авраамом, хотя это и не так важно, то могли ли перестать бросать в Него (камни), когда Он стал часто сравнивать Себя с Богом?» [5]
И в другом евангельском отрывке мы так же предполагаем в ответе Христа прямое указание на Его Божественное достоинство.
Неудивительно, что служители от первосвященников и фарисеев (Ин. 18,3), слышавшие это великое и страшное имя в храме в День очищения, но боявшиеся даже наедине с собой произнести его вслух, услышав его как самосвидетельство из уст Сына Божия, не могли устоять на ногах. Они пришли схватить самозванца-назарянина – и вдруг, на мгновение, словно в блистании молнии, увидели перед собой Сущего. Тварь падает ниц пред своим Творцом, падает на землю, из которой и произошла.
Итак, если Господь есть Тот, Кто поистине существует, то что же есть человек сам по себе? Это нам показал апостол Петр в своем ответе служанке первосвященника. После взятия Христа под стражу ближайший ученик впадает в состояние, которое на языке православных молитв называется «окамененным нечувствием». Пред читателем Евангелия предстает человек, который хочет скрыться, остаться неузнанным, возможно даже – исчезнуть, испариться, аннигилироваться, одним словом – не быть.
Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую
Петр отрекается от Христа, но для нас показателен ответ, который он дает вопрошающим. В русском переводе это простое отрицание: нет (Ин. 18,17, 25, Лк. 22,58), но в славянском мы находим более точный перевод греческого: «οὐκ εἰμί» («несмь»), что дословно будет означать «не есть я». Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую. Несколько изменив, мы получаем: я не есть или, если по-славянски: аз несмь. Чтобы усвоить нравственный урок из ответа апостола, вернемся к теме, с которой начали наше рассуждение.
Бог есть Сущий. Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5,26). Человек, как и весь мир, создан из ничего и не имеет автономного источника существования. Он существует только в меру причастности к Богу. Вне Бога – вне жизни. Если человек не утверждается на незыблемом фундаменте божественного Аз есмь, он не только соскальзывает в бездну небытия, в бездну своего изначального ничто. Он не может даже дать внятное обоснование своему собственному существованию, которое представляется в этом случае лишь игралищем стихий. В этом случае нельзя найти никаких серьезных доводов в подтверждение реального личностного существования.
То есть при подобном подходе человек представляется не личностью, не субъектом, а неким явлением, вроде радуги или северного сияния, некоторым непрестанно меняющимся набором материальных и, возможно, даже духовных элементов, случайным соединением, обреченным на бесследное исчезновение. Отсюда и учение индуизма о майе, о мире как иллюзии, как различных модификациях безличного Брахмана, который и сам не имеет свойства бессмертия.
Безосновательность человека вне Бога, отсутствие у него «жизни в себе» [10] особенно остро ощущают святые. Эта тема рефреном звучит в «Исповеди» блаженного Августина.
Христианин же имеет твердую надежду на свое реальное существование не только во времени, но и в вечности, потому что он получает это существования от Самого Сущего, от Того, Кто поистине Аз есмь, и Кто оставил нам обещание, которое неизмеримо надежнее всех человеческих гарантий: ибо Я живу, и вы будете жить (Ин. 14,19), ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь”, – в славу Божию, через нас (2 Кор. 1,20).
[1] Цит. по: Феофан (Быстров), архиепископ. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя יהוה. Киев: Пролог, 2004. С. 88.
[3] Цит. по: Феофан (Быстров), архиепископ. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя יהוה. Киев: Пролог, 2004. С. 37.
[4] Там же. Наиболее достоверным чтением священной тетраграммы יהוה считается Яхве, но почитание этого имени в иудаизме привело к тому, что евреи, встречая его написание в Священном Писании, произносили как Адонаи — Господь.
[5] Иоанн Златоуст, свт., архиеп. Константинопольский. Беседы на евангелие от Иоанна Богослова. Репринт. М.: Изд. Отдел Моск. Патриархата. Кн. 1. 1993. С. 363.
[6] Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Гл. VIII.
[7] Тропарь на «Блаженнах» утрени Страстного Пятка: «ов же сраспинаемь, Бога Тя исповеда таящагося».
[8] Талмуд, йома 40 d, цит. по: Феофан (Быстров), архиепископ. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя יהוה. Киев: Пролог, 2004. С. 35.
[9] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис. Т. 3: Новое время (От Леонардо до Канта). 1996. С. 385.
[10] «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26).
[11] Августин, блаженный. Исповедь. Кн. 11, гл. 5 / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Общ. ред. и статья А.А. Столярова. М.: Канон+, Реабилитация, 2000. С. 212.
Аз есмь. Как отразилось изменение местоимения на характере целого народа
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Как корабль назовёшь, так он и поплывет
Эта знаменитая фраза родилась из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», где герои назвали свою яхту «Победа». Однако, первые две буквы сразу отвалились и получилась яхта «Беда» со всеми вытекающими последствиями.
В ней имелось две буквы «А»
Изображалось оно так:
«Пять точек, две из которых соединены вертикальной линией (человек прямостоящий и передвигающийся с помощью двух ног) и две – горизонтальной (две работающие руки)
пятая точка слева вертикальной линии символизирует разум, управляющий всеми действиями человека и в то же время существующий сам по себе (всякая человеческая мысль является не вторичным продуктом биоэнергии мозга, а нераздельной её частью, мы же знаем с закон сохранения энергии).
Из древнерусской азбуки
По смыслу «Аз» стал представлять собой человека, повернутого спиной вперёд и не видящего своего пути.
И вот теперь самое важное.
Снова приходится вспоминать реформы Петра 1.
Помимо изменения календаря, часов (называемых ранее часомерьем), был введён и гражданский шрифт по западному образцу. Исключены буквы «пси», «омега», «земля», «юсы» и узаконены буквы «Э» и «Я».
Я. К. Грот. «Русское правописание» (1894г.)
В результате удаления букв, находящихся после юсов, «Я» оказалась последней.
А в местоимение она превратилась по тому же западному образцу.
С какой стороны не взглянуть, но воспринимать себя как духовную личность, нам приходится через английское искажение действительности.
И на тонком уровне мы в кабале от английского видения мира.
Но в их языке имеется утверждение себя через форму:
I am – ай эм ( Я есть).
А у нас даже и этого не осталось. Только «Я» в конце алфавита.
Вот и мечется русский человек в поисках своей сущности.
Называет себя «Я» вместо Аз – духовное Начало, озарённое Знанием.
Мало того, что суть божественную задвинули на задний план, но ещё и греческим словом «эго» добивается русское самосознание.
Какое такое дополнительное «эго» ищут знатоки-психологи в русской душе? Ведь в греческом и латыни «эго» и есть местоимение «Я».
Образовались эти местоимения, как ни странно, из глаголицы.
А теперь любопытные наблюдения:
Русский же человек наоборот в настоящее время себя принижает, прощая ВСЁ и ВСЕМ.
Мы разучились называть себя Азами, Асами
Сначала Азы назвали Язы – Язык. А потом наших предков прозвали язычниками. И стали мы «якать».
Ф. Буслаев » Учебник русской грамматики»
Когда мы говорим «ас», подразумевая человека, достигшего в каком-то деле совершенства, это тоже про Аз. И боги скандинавского эпоса недаром зовутся Асами, а мир, в котором они живут, именуется Асгард (город Асов).
Но если вернуть нам своё Истинное имя «Аз» и почувствовать, что мы
и есть Дух, все ложные наслоения вмиг растворятся и придёт осознание себя как Разумного Существа, являющегося частью Природы и всей Вселенной.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов