Азулежу что это такое
Что такое азулежу? Описание, особенности, производство и цена азулежу
Азулежу является символом архитектуры Португалии. Пиренейский полуостров, где она находится, в 13-м веке завоевали арабы. На новые территории они привезли глазурированную керамику. Она стала основой для создания португальцами азулежу. Она настолько понравилось жителям страны, что те стали украшать новинкой буквально все, в частности, дома снаружи и изнутри, улицы, лестницы, торговые лавки.
Что такое азулежу
Азулежу является разновидностью глазурированной и расписанной керамики. Сама она пористая. Собственно, поэтому, черепок и требует глазурирования. Во внутренние пустоты может проникать влага, разрушая керамику. Покрытие как бы закупоривает ее. К тому же, на белой глазури лучше смотрятся краски. Их цвет получается чистым, насыщенным.
Глина же, используемая для азулежу, цветная. Белая разновидность породы именуется каолином. Из него делают фарфор. Он почти лишен пор, за счет чего максимально тверд, хоть и хрупок. Выбор для азулежу цветной глины обусловлен географией производства. Каолина много на родине фарфора — в Китае. В Португалии же преобладают красные глины.
Глазурированную и расписную керамику можно встретить и под другими названиями, к примеру, майолика. Последнее понятие шире. В технике майолика могут быть выполнены и шкатулка, и статуэтка, и ваза, и тарелка, и плитка. Азулежу выполняется только в виде последней. В диаметре плитка не превышает 14 сантиметров, то есть является чем-то средним меж мозаикой и обычной керамикой для стен, полов.
Структура плитки пористая, эмаль не только украшает её, но и защищает от разрушения
С точки зрения истории, плитка азулежу — не просто декоративный элемент, но и кладезь исторических фактов. В Лиссабоне, к примеру, есть музей, где хранится расписное панно, позволяющее воссоздать город до 1755-го года. Это дата землетрясения. Оно считается одним из самых разрушительных в истории.
До землетрясения Португалия была лидером Европы, экономическим и торговым центром. В 1755-м Лииссабон был стерт с лица земли. Погибло около 100 тысяч человек. Португалия из передового государства превратилась в отсталое. Уже почти 3 века страна не может вернуть былые позиции на мировой арене.
С помощью расписного панно музей азулежу в Лиссабоне позволяет взглянуть на здания и их расположение, улочки былого города. Его панорама выполнена в бело-голубых тонах. Этот тип росписи глины перенят португальцами у голландцев, а теми — у китайцев. Точнее, речь об имитации фарфора.
На улицах Португалии до сих пор есть дома украшенные азулежу
Изначально же, в 13—14-м веках, португальцы расписывали глиняные плитки в арабской стилистике, составляя узоры из геометрических, пестрых элементов. Рисунки имитировали персидские ковры. В основном, рисовали звезды. В арабской традиции запрещалось изображать живых существ. Это не угодно Аллаху, поскольку претендует на воссоздание его творений.
В 16-м столетии свою лепту в развитие азулежу в Лиссабоне внесли фламандцы. Так называют коренных жителей Бельгии. Они научили португальских мастеров росписи с использованием образов природы, животных.
В 17-м веке на развитие азулежу повлияли итальянцы. От них жители Португалии переняли тенденцию религиозной росписи. На азулежу появились сцены из Писания.
Рождество Христово. Панно азулежу в Национальном музее азулежу в Лиссабоне
Следующим этапом стало использование юмористических и сказочных сюжетов.
Юмористические сюжеты азулежу
Реалистичная живопись стала последним витком развития азулежу в Португалии, предшествовавшим землетрясению 1755-го года.
Панорама Лиссабона. Панно в Национальном музее азулежу
Описание и особенности азулежу
Изначально у плиток азулежу была ребристая поверхность. На ней хуже растекались краски. Их смешение во время росписи портило ее качество, контрастность. Однако, к 16-му веку мастера научились справляться с трудностями и усовершенствовали используемую эмаль. В ее состав вошел цинк. Он придал глазури особый блеск и предотвратил растекание красок. Поэтому плитки стали гладкими.
Краски, используемые для росписи стандартной азулежу, натуральные. Синий цвет, к примеру, дает кобальт. Красные оттенки — заслуга кадмия. Еще пигменты создают на основе, олова, марганца, никеля, меди, висмута и их оксидов, то есть минералов. Впрочем, современные версии плитки оформляют и акриловыми красками.
Если некогда панно азулежу можно было встретить только во дворце, соборе, церкви, то с 19-го века расписная плитка получила широкое применение за счет массового производства. Кроме массовости оно подарило возможность работать в технике азулежу любому человеку. Предприниматели стали изготавливать плитки-трафареты.
На них вытеснен рельеф. Остается заполнить его красками. Если они контрастные и многоцветные, соответствуют арабской стилистике. Бело-синяя гамма отсылает к искусству Италии и фарфору Китая. Стиль азулежу на основе пастельных тонов — традиция эпохи рококо.
Если самостоятельно раскрашивать плитку, заметишь, что краски изначально блеклые. Яркость появляется после обжига. Раскрашивают же плитку сырой. Это образное выражение. По факту керамика подсохшая, но в естественных условиях. Нет у сырых красок и блеска. Он тоже приобретается после обжига. Проходит он при температуре около тысячи градусов Цельсия.
Подобно фрагментам мозаики, азулежу позволяет собирать уникальные картины. Для рамы можно использовать плитку одной стилистики, к примеру с растительным орнаментом, в зеленых тонах. Центральная часть экспозиции может быть бело-синей. Дизайнеры вольны собирать фрагменты керамики, словно конструктор, пазлы. Правда, пазлы эти всегда квадратные. Это еще одна особенность азулежу на фото и в реальной жизни.
Производство азулежу
Производство начинается в карьере. Здесь добывают глину. Потом ее замешивают с водой. Надо получить так называемый шликер. На это уходит 5 часов. Еще сутки смесь «отдыхает». После этого смесь походит внешне и по консистенции на горячий шоколад.
Готовый шликер заливают в формы. Их современные версии из силикона. Однако традиции производства азулежу подразумевают использование гипсовых, деревянных, каменных форм. Вынутая из формы плитка достаточно мягка, чтобы сделать на ее поверхности оттиск-трафарет.
С ним изделия не раскрашивают. Работу завершит потребитель. Если же азулежу производится «под ключ», художники раскрашивают подсохшие плитки. Однако сначала керамику окунают в глазурь. Ее основа — полевой шпат. Это минерал, в котором соединены калий, алюминий, кремний и кислород. Наличие в эмали шпата, делает ее стекловидной. Минерал близок по составу к кварцу, из которого делают обычные стекла, хрусталь.
Расписанные плитки отправляют в муфельную печь. Она камерная. Выгрузка осуществляется горизонтально. Кроме системы нагрева и камеры основным элементом является термопара. Она поддерживает нужный нагрев. Для обжига азулежу нужна минимум 1 тысяча градусов Цельсия.
Применение азулежу
За счет покрытия глазурью, португальская азулежу защищает дома жителей страны от влаги, передаваемой океаном. Пары не могут проникнуть в глазурированные черепки. Это уберегает дома от разрушительного влияния морского климата. Глянцевая поверхность азулежу отражает лучи солнца. Это спасает от изнуряющей жары. В отделанных плиткой жилищах сохраняется приятная прохлада.
Эстетически азулежу поддерживает дух Средиземноморья. Блестящая и яркая мозайка из керамики ассоциируется с солнцем, океаном, запахами тропических цветов и фруктов. Поэтому типичные для азулежу узоры иногда копируются в качестве принтов для тканей, из которых кутюрье создают итальянскую моду.
Португальская же мода выражается в основном в архитектурных формах. Так, азулежу оформлен фасад церкви святого Ильдефонсо. Сцены его жизни — один из сюжетов росписи керамики. Использованы также евангельские картины.
Фасад церкви святого Ильдефонсо. Португалия
Украшена азулежу и Лючия. Точнее, речь о Санте Лючии. Церковь с таким названием оформлена плиткой фрагментарно. Композиция разрознена, что придает зданию дух народности, самобытности. Церковь святого Николая тоже украшена сине-белой керамикой. Она крепится, как и прочая плитка, на цементный раствор. Швы оставляются максимально узкие, дабы роспись складывалась в единую композицию.
Увидеть азулежу на храмах, зданиях, уличных лестницах можно не только в Португалии, но и ее бывших колониях. Примером служит азулежу в Макао. Этот китайский город принадлежал португальцам до 1999-го года. Колонией Макао стал в 1557-м. С тех пор в городе появились оформленные азулежу портовые парапеты, таблички с номерами домов и названиями улиц, крупнейший христианский храм в Азии. Последний пострадал от пожара. Сохранилась лишь одна стена. Ее отреставрировали, как памятник архитектуры.
Городские ворота Порта да Вила. Португалия
Азулежу в интерьере
Глазурированной плиткой оформляют не только уличные объекты, но и внутреннее убранство, будь то частные дома, или общественные здания. К последним относится, к примеру, вокзал Сан Бенту. Стандартный снаружи, он поражает внутренними залами. Их стены и своды полностью выложены азулежу. Ее роспись сюжетная.
На одном из панно крестьяне занимаются сельхозработами. На другой стене плитки складываются в едущий на зрителя поезд. В третьем зале не стены, а картина народного гулянья. Есть в здании и эпические сюжеты. Один из них — «Возвращение короля». В стиле азулежу оформлено также убранство монастыря тамплиеров. Он расположен в городе Томар.
Вдохновляясь старинными, общественными зданиями, в стиле азулежу оформляют и частные жилища. На кухнях расписная плитка становится фартуком, столешницей, украшает подоконники и откосы окон. В комнатах азулежу становится облицовкой каминов, колон, фрагментов стен, теми же столешницами, настенными панно.
Меж этажами расписная плитка хороша в качестве оформления торцов ступеней лестниц. Иногда керамика используется также на перилах. Нестандартным вариантом является оформление азулежу потолков. Часто это композиции с деревянными балками. В ванных азулежу можно выложить буквально все, начиная от душевой зоны, заканчивая окантовкой зеркал.
Азулежу в интерьере делает его атмосферным, отсылает воображение жильцов и гостей в былые эпохи, на улочки Средневековых городов. В зависимости от характера росписи, плитка способна сделать убранство дома восточным, средиземноморским, античным, близким духу ренессанса или эпохи рококо.
Стоимость азулежу зависит от размеров и характера росписи. Основополагающим является последний. Если роспись сюжетная, композиция продается единым панно. При размере 25 на 75 сантиметров и заводском производстве оно обойдется в 6—15 тысяч рублей. Ручная роспись примерно на треть дороже. Плитки с абстрактными, геометрическими узорами, продаются квадратными метрами.
Стоимость одного колеблется в пределах 1-4 тысяч рублей при условии заводского производства. Азулежу ручной работы оценивается минимум в 2700 рублей за квадратный метр. Наиболее бюджетна однотонная азулежу. Исторически отсутствие рисунка не предполагалось. Однако на современном рынке под азулежу понимают скорее квадратный формат и наличие глазури, нежели сам узор.
Видео про азулежу
Азулежу: португальская голубая плитка с вековой историей
Азулежу не просто плитка, а кандидат на статус всемирного наследия
Нет, наверное, на земле такой страны, которая бы не имела своего архитектурного символа. В Египте — это пирамиды, в Китае — Великая Китайская стена, во Франции — Эйфелева башня, Тадж Махал в Индии, а Португалии. В Португалии — азульехо. Правда, азульехо не строение, а всего лишь облицовочная плитка, но зато самая знаменитая в мире. А если вы с ней еще не знакомы, то милости просим — прочитайте нашу статью.
Немного об истории азульехо
В статье Серия «Наследие» от Бока ду Лобо — прошлое, сохраненное в современном искусстве мы уже упоминали об этой глазурованной голубой плитке и говорили о том, что она стала символом Португалии. Первое упоминание о ней датируется еще 13 веком, во времена, когда Испания вторглась в земли, принадлежащие арабам. Хотя многие историки считают, что к арабам плитка пришла из Африки.
Земли были благополучно присоединены к Испании и Португалии, а голубая плитка, которую арабы использовали для облицовки своих дворцов, настолько пришлась по душе португальцам (в частности, королю Мануэлю I), что они приняли ее в свою культуру и стали применять для покрытия больших пустующих площадей на домах, церквях, дворцах и даже лестницах.
Первоначально эта плитка имела довольно простой рисунок. Это был обычный рисунок с геометрическими фигурами — треугольники, арабские звезды, ромбы, овалы… Но после того как Мануэль I, так сказать, узаконил статус плитки как культурного достояния, португальцы стали заменять простой рисунок на более декоративный.
Рисунки стали не просто рисунками, а произведениями — картинами, рассказывающими о жизни, истории, религии и культуре португальского народа.
В 16-17 веках плитка уже использовалась для украшения не только фасадов зданий и церквей, но и для их внутренней отделки, постепенно вытесняя и заменяя собой ткани. Птицы и листья часто были символами, которые использовались как украшение, возможно, вдохновленное азиатскими тканями.
Рисунок азульехо менялся в такт времени. Жизнерадостный португальский народ ввел свои правила в украшение плитки. Например, в 16 веке мода на восточный рисунок изменилась под влиянием античной Италии, и в изображениях появились сюжеты из мифов.
Изменилась и сама техника нанесения рисунка. Если раньше рисунок наносился рельефно, то теперь краску наносили на плоскую поверхность плитки, покрытую цинком.
Но после землетрясения 1755 года, когда был полностью уничтожен Лиссабон, произошла смена стиля в архитектурном строительстве (переход от португальской готики к стилям помбейна), которая также повлияла на азульехо. Плитка стала менять цвет. Вернее, не менять, а к голубому добавились песочный, зеленый, красный цвета.
Но все-таки голубой и белый до сих пор остаются преобладающими цветами. Считается, что они символизируют в истории Португалии «эпоху открытий». Эпоху морских плаваний, когда Португалия была «царицей морей».
Современное использование азулежу
Сегодня в Португалии плитка столь же популярна, как и много веков назад. Ею украшены не только жилые дома, церкви и дворцы, но и метрополитен, железнодорожные вокзалы, бары, рестораны. Азулежу используют не только в городах, но и в селах.
Плиткой облицовывают скамейки, пляжные ограждения, беседки…
Плитку даже используют для современного уличного искусства, оформляя им целые улицы.
Британскими дизайнерами ландшафтов из студии Cityscapers была разработана специальная плитка для оформления веранд и небольших садов за домом. Португальская плитка замечательно сочетается с зеленой растительностью и деревянным полом и стенами.
Азульехо в современном интерьере
Плитку применяют и для украшения современных интерьеров. Современные плитки азулежу мало чем отличаются от традиционных. Эта яркая двухцветная плитка не просто декоративный отделочный материал для ванной или кухни, но удивительно красочное дополнение к дизайну интерьера.
Очень модная сегодня в Европе «плетеная» плитка — отголосок все того же азулежу. Она прекрасно смотрится как для самостоятельного оформления, так и в комбинации с простой белой плиткой.
Азулежу отлично смотрится не только на стенах, но и на полу и на лестнице.
«Фартук» на кухне, оформленный такой плиткой, выглядит очень стильно. Даже если швы немного потрескаются, она все равно будет смотреться изумительно, ведь на то она и азульехо — плитка с многовековой историей.
В ванной комнате плитка используется для оформления душевой зоны.
Как используют красоту плитки в современные дизайнеры
Известный дизайнер интерьера Ласаро Роса Виолан (Lázaro Rosa Violan) перенесла красоту бело-голубой плитки на свою новую коллекцию мебели. Обивка кресел и оформление столов отражает цветочный рисунок и соответствует облицованному плиткой полу и роскошным голубым светильникам, оформленным в проекте Chez Coco в Барселоне.
А дизайнер интерьеров Андреа Шумахер (Andrea Schumacher) придумал удивительный интерьерный набор для спальни — скамейки и драпированные шторы в стиле азулежу.
Кортиледжо
Португальская компания Rui Matias объединила рисунок азульехо с пробковой напольной плиткой и создало кортиледжо — особый продукт, включающий в себя эти два самых привлекательных материала.
Ковры и камины
Португальская плитка вдохновляет и на создание дизайна для других предметов домашнего декора. И ковер Two six Tiles является доказательством тому.
А дизайнер Александра Англе (Alexandra Angle) придумала и создала удивительно красивый камин, облицованный керамической плиткой азульехо. Этот камин, вне сомнения, главное украшение гостиной.
Азулежу — национальное достояние и гордость Португалии. Сегодня эта плитка популярна не только в своей «альма-матер», но и в Европе и за ее пределами. Теперь и вы, познакомившись с этой плиткой поближе и оценив ее красоту, возможно, захотите украсить ею свой интерьер.