фа диез какая это тональность
Знаки в тональностях
Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.
А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.
Таблица тональностей
Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.
По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.
Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.
Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.
Определение знаков тональности
Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.
Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.
Квинтовый круг
Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.
В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.
Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.
Как запомнить знаки в тональностях?
В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.
Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.
Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.
Сколько всего тональностей в музыке?
Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:
Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются параллельными тональностями. Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная. Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей). Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).
Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.
Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.
Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.
Как различать диезные и бемольные тональности по названию?
Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.
Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!
В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).
В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).
Порядок диезов и порядок бемолей
Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.
Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.
Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.
Определяем знаки в диезных мажорных тональностях
В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой, иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.
Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).
Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.
ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.
РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?
Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях
В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.
Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).
Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.
ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.
РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)
Как определить знаки в минорных тональностях?
Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.
ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.
Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).
Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.
РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.
Таблица «Тональности и их знаки при ключе»
А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.
ТОНАЛЬНОСТИ
КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ
ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.
Знаки во всех тональностях
Здесь вы узнаете все ключевые знаки во всех тональностях. А сколько всего тональностей в музыке? Их всего 30, пятнадцать минорных и столько же мажорных. Две тональности без ключевых знаков, это До мажор и ля минор, остальные двадцать восемь тональностей со знаками.
Порядок диезов и бемолей
Диезные тональности: фа, до, соль, ре, ля, ми, си
Бемольные тональности: си, ми, ля, ре, соль, до, фа
Достаточно запомнить порядок диезов в мажоре, в миноре порядок такой же, только в обратном порядке.
Знаки во всех тональностях
ТОНАЛЬНОСТЬ | БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ – АНГЛИЙСКОЕ | БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ – НЕМЕЦКОЕ | ЧИСЛО ЗНАКОВ | КАКИЕ ЗНАКИ |
---|---|---|---|---|
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ | ||||
До мажор // ля минор | C // Am | C-dur // a-moll | нет знаков | |
ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ | ||||
Соль мажор // ми минор | G // Em | G-dur // e-moll | 1 диез | Фа |
Ре мажор // си минор | D // Hm | D-dur // h-moll | 2 диеза | Фа, до |
Ля мажор // фа-диез минор | A // F#m | A-dur // fis-moll | 3 диеза | Фа, до, соль |
Ми мажор // до-диез минор | E // C#m | E-dur // cis-moll | 4 диеза | Фа, до, соль, ре |
Си мажор // соль-диез минор | H // G#m | H-dur // gis-moll | 5 диезов | Фа, до, соль, ре, ля |
Фа-диез мажор // ре-диез минор | F# // D#m | Fis-dur // dis-moll | 6 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми |
До-диез мажор // ля-диез минор | C# // A#m | Cis-dur // ais-moll | 7 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми, си |
БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ | ||||
Фа мажор // ре минор | F // Dm | F-dur // d-moll | 1 бемоль | Си |
Си-бемоль мажор // соль минор | Hb // Gm | B-dur // g-moll | 2 бемоля | Си, ми |
Ми-бемоль мажор // до минор | Eb // Cm | Es-dur // c-moll | 3 бемоля | Си, ми, ля |
Ля-бемоль мажор // фа минор | Ab // Fm | As-dur // f-moll | 4 бемоля | Си, ми, ля, ре |
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор | Db // Hbm | Des-dur // b-moll | 5 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль |
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор | Gb // Ebm | Ges-dur // es-moll | 6 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до |
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор | Cb // Abm | Ces-dur // as-moll | 7 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до, фа |
Теперь вы знаете знаки во всех тональностях.
Почему квинтовый и почему круг?
Этот урок скорее предназначен для тех, кто уже обучается в музыкальной школе или даже училище. Из многолетней практики могу сказать, что квинтовый круг тональностей – та тема, которая никак не усваивается учениками, из-за чего возникают проблемы с освоением материала и исполнением какого-либо произведения.
Да-да, не зная, в какой тональности мы играем, крайне трудно сориентироваться, и играть его почему-то трудно. Поэтому прежде чем исполнить какую-то пьеску, надо определить, в какой тональности она написана. Поверьте, в этом случае вы разберете ее куда более быстро.
Итак, что такое тональность, мы подробно говорили в этой статье, а сейчас я объясню вам систему, по которой они расположены. Если говорить простым языком, в каждой тональности есть какие-то знаки, то есть играя гамму или пьесу, мы задействуем и черные клавиши. А вот какие именно, в этом поможет разобраться стройная и логичная система – квинтовый круг тональностей.
В изучении теории музыки есть моменты, которые надо понять, а есть та информация, которую надо просто зазубрить, как стишок. Так вот ниже приведенное правило в картинке надо зазубрить.
Порядок присоединения ключевых знаков всегда только такой:
Если вы заметили, то это одна и та же последовательность, которая читается с двух сторон: в одну сторону – диезы, в обратную – бемоли. Ее надо зазубрить в обоих направлениях. На нотном стане оно выглядит так:
Теперь ответим на первый вопрос: почему квинтовый?
Тональности с диезами при ключе
Вот следующее правило, которое надо просто запомнить:
С каждой построенной вверх квинтой прибавляется один диез
На картинке это выглядит так:
Начинаем от До мажора (или ля минора, об этом чуть ниже) и идем по часовой стрелке.
Мы знаем, что в до мажоре и ля миноре нет знаков. Это аксиома, которую надо запомнить. Впрочем, все начинающие и так знают до мажор, потому как он играется только на белых клавишах, что весьма удобно. Итак, до мажор. Если мы построим квинту от “до” вверх, то получим ноту соль. Так вот, в соль мажоре будет уже один диез. Какой? Смотрим выше на порядок присоединения диезов – первый диез – фа. Значит, в соль мажоре – фа диез. И когда будем играть гамму соль мажор, ноту фа в ней повышаем и вместо белой клавиши будем играть черную.
Теперь строим квинту от соль вверх (мы же в тональности соль мажор остановились). Получается нота ре. Вот в ре мажоре уже два диеза – каких? Смотрим на порядок диезов – первые два – это фа и до.
Вот и получилась тональность до диез мажор – 7 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. О как. Справедливости ради хочу сказать, что тональности с 7 диезами в практике встречаются нечасто, но бывают.
То же самое произойдет, если мы будем строить квинты в минорных тональностях, взяв за исходную точку ноту ля – именно там 0 знаков.
Тональности с бемолями при ключе
В этой картинке идем против часовой стрелки.
С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль
Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.
Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.
Все тональности – и с диезами, и с бемолями
А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и к тому же в великолепном исполнении Александра Малкуса.