фа диез си бемоль какой интервал

Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета

фа диез си бемоль какой интервал. Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

фа диез си бемоль какой интервал. 1 primy ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-1 primy ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 1 primy ot vsekh not

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

фа диез си бемоль какой интервал. 2 sekundy ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-2 sekundy ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 2 sekundy ot vsekh not

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

фа диез си бемоль какой интервал. 3 tercii ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-3 tercii ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 3 tercii ot vsekh not

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

фа диез си бемоль какой интервал. 4 kvarty ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-4 kvarty ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 4 kvarty ot vsekh not

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

фа диез си бемоль какой интервал. 5 kvinty ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-5 kvinty ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 5 kvinty ot vsekh not

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

фа диез си бемоль какой интервал. 6 seksty ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-6 seksty ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 6 seksty ot vsekh not

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

фа диез си бемоль какой интервал. 7 septimy ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-7 septimy ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 7 septimy ot vsekh not

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

фа диез си бемоль какой интервал. 8 oktavy ot vsekh not. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-8 oktavy ot vsekh not. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 8 oktavy ot vsekh not

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

фа диез си бемоль какой интервал. 9 Bolshaya sekunda Do Re. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-9 Bolshaya sekunda Do Re. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 9 Bolshaya sekunda Do Re

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

фа диез си бемоль какой интервал. 10 malaya sekunda Do Re bemol. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-10 malaya sekunda Do Re bemol. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 10 malaya sekunda Do Re bemol

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

фа диез си бемоль какой интервал. 11 Tablica vsekh intervalov ot do. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-11 Tablica vsekh intervalov ot do. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 11 Tablica vsekh intervalov ot do

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

фа диез си бемоль какой интервал. 12 Triton Fa Si. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-12 Triton Fa Si. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 12 Triton Fa Si

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

фа диез си бемоль какой интервал. 13 Triton Si Fa. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-13 Triton Si Fa. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 13 Triton Si Fa

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

фа диез си бемоль какой интервал. 14 sekunda Do Re. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-14 sekunda Do Re. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 14 sekunda Do Re

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

фа диез си бемоль какой интервал. 15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.

фа диез си бемоль какой интервал. 16 Tablica uv 2 m 3. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-16 Tablica uv 2 m 3. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 16 Tablica uv 2 m 3

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

фа диез си бемоль какой интервал. 17 nona Do Re. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-17 nona Do Re. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 17 nona Do Re

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

фа диез си бемоль какой интервал. 18 malaya nona Do Re bemol. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-18 malaya nona Do Re bemol. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 18 malaya nona Do Re bemol

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

фа диез си бемоль какой интервал. 19 decima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-19 decima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 19 decima

Ундецима – Октава + Кварта.

фа диез си бемоль какой интервал. 20 undecima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-20 undecima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 20 undecima

Дуодецима — Октава + Квинта.

фа диез си бемоль какой интервал. 21 duodecima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-21 duodecima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 21 duodecima

Терцдецима — Октава + Секста.

фа диез си бемоль какой интервал. 22 tercdecima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-22 tercdecima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 22 tercdecima

Квартдецима – Октава + Септима.

фа диез си бемоль какой интервал. 23 kvartdecima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-23 kvartdecima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 23 kvartdecima

Квинтдецима – Октава + Октава.

фа диез си бемоль какой интервал. 24 kvintdecima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-24 kvintdecima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 24 kvintdecima

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

фа диез си бемоль какой интервал. 25 vse sostavnye intervaly v tablice. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-25 vse sostavnye intervaly v tablice. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 25 vse sostavnye intervaly v tablice

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

фа диез си бемоль какой интервал. 26 konsonansy i dissonansy tablica. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-26 konsonansy i dissonansy tablica. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка 26 konsonansy i dissonansy tablica

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима – «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте . Д о новых встреч!

Источник

Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?

Вы знаете, что интервалы бывают чистыми, малыми и большими, но также они могут быть увеличенными и уменьшенными, а кроме того – дважды увеличенными и дважды уменьшенными. Но как такие интервалы получить, как их построить и определить? Об этом мы сегодня и поговорим.

Предыдущие важные темы:

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРВАЛЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Что такое увеличенные и уменьшенные интервалы?

Увеличенные интервалы получаются, если прибавить полтона к чистому или большому интервалу, то есть если немного изменить качественную величину. Увеличить можно все интервалы – от примы до октавы. Сокращенный способ обозначения таких интервалов – «ув».

Давайте сравним в следующей таблице количество тонов и полутонов в обычных интервалах, то есть чистых и больших, и в увеличенных.

Таблица — Качественная величина чистых, больших и увеличенных интервалов

Исходный
интервал
Сколько
тонов
Увеличенный
интервал
Сколько
тонов
ч.10 т.ув.10,5 т.
б.21 т.ув.21,5 т.
б.32 т.ув.32,5 т.
ч.42,5 т.ув.43 т.
ч.53,5 т.ув.54 т.
б.64,5 т.ув.65 т.
б.75,5 т.ув.76 т.
ч.86 т.ув.86,5 т.

Уменьшенные интервалы, наоборот, возникают при сужении чистых и малых интервалов, то есть при уменьшении их качественной величины на полтона. Уменьшить любой интервал, кроме чистой примы. Дело в том, что в приме – ноль тонов, из которых больше ничего не вычтешь. Сокращенно уменьшенные интервалы записываются как «ум».

Для большей наглядности также построим таблицу со значениями качественной величины для увеличенных интервалов и их прототипов: чистых и малых.

Таблица — Качественная величина чистых, малых и уменьшенных интервалов

Исходный
интервал
Сколько
тонов
Уменьшённый
интервал
Сколько
тонов
ч.10 т.нетнет
м.20,5 т.ум.20 т.
м.31,5 т.ум.31 т.
ч.42,5 т.ум.42 т.
ч.53,5 т.ум.53 т.
м.64 т.ум.63,5 т.
м.75 т.ум.74,5 т.
ч.86 т.ум.85,5 т.

Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?

Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).

Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 01. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 01. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 01

Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 03. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 03. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 03

Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 02. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 02. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 02

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 04. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 04. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 04

Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.

Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 05. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 05. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 05

Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 06. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 06. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 06

Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 07. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 07. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 07

Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 08. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 08. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 08

Энгармонизм интервалов

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 10. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 10. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 10

Зачем мы об этом вообще завели разговор? Вы, когда рассматривали таблицу с количеством тонов в начале статьи, когда потом смотрели наши примеры, наверное, удивлялись: «Как это в увеличенной приме может быть полтона, ведь полтона – в малой секунде?» или «Что еще за РЕ-ЛЯ-ДИЕЗ, напиши РЕ-СИ-БЕМОЛЬ и получится у тебя нормальная малая секста, зачем все эти увеличенные квинты?». Были такие мысли? Признайтесь, что были. Это как раз и есть примеры энгармонизма интервалов.

Давайте посмотрим больше примеров энгармонизмов. Возьмем те же интервалы от РЕ. Увеличенная секунда звучит как малая терция, большая терция равна уменьшенной кварте, увеличенная кварта совпадает с уменьшенной квинтой и т.д.

фа диез си бемоль какой интервал. uv i um intervaly 09. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uv i um intervaly 09. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uv i um intervaly 09

Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить обычные интервалы. Поэтому, если у вас имеются пробелы в практике, то срочно их ликвидируйте. На этом все. В следующих выпусках мы будем говорить о консонансах и диссонансах, о том, как звучат гармонические и мелодические интервалы. Ждем вас в гости!

Источник

Интервалы в музыке сольфеджио: таблица видов с описанием

Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как его использовать в композициях. Кроме того, разберем все виды и характеристики звучания. Покажу, как использовать обращение. Также будут таблицы, примеры и обозначения.

фа диез си бемоль какой интервал. muzykalnyj interval. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-muzykalnyj interval. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка muzykalnyj interval

Музыкальный интервал

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

фа диез си бемоль какой интервал. garmonicheskij i melodicheskij. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-garmonicheskij i melodicheskij. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка garmonicheskij i melodicheskij

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервалаОбозначениеКол-во тоновКол-во ступенейТип
Чистая примач. 101Совершенный консонанс
Увеличенная примаув. 10,51Диссонанс
Уменьшенная секундаум. 202Совершенный консонанс
Малая секундам. 20,52Диссонанс
Большая секундаб. 212
Увеличенная секундаув. 21,52Несовершенный консонанс
Уменьшенная терцияум. 313Диссонанс
Малая терциям. 31,53Несовершенный консонанс
Большая терцияб. 323
Увеличенная терцияув. 32,53Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная квартаум. 424Несовершенный консонанс
Чистая квартач. 42,54Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квартаув. 434Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинтаум. 535
Чистая квинтач. 53,55Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинтаув. 545Несовершенный консонанс
Уменьшенная секстаум. 63,56Весьма совершенный консонанс
Малая секстам. 646Несовершенный консонанс
Большая секстаб. 64,56
Увеличенная секстаув. 656Диссонанс
Уменьшенная септимаум. 74,57Несовершенный консонанс
Малая септимам. 757Диссонанс
Большая септимаб. 75,57
Увеличенная септимаув. 767Совершенный консонанс
Уменьшенная октаваум. 85,58Диссонанс
Чистая октавач. 868Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
НазваниеОбозначениеКол-во тоновКол-во ступенейТип
Чистая октавач. 868Консонанс
Увеличенная октаваув. 86,58
Уменьшенная нонаум. 969Диссонанс
Малая нонам. 96,59
Большая нонаб. 979
Увеличенная нонаув. 97,59
Уменьшенная децимаум. 10710Консонанс
Малая децимам. 107,510
Большая децимаб. 10810
Увеличенная децимаув. 108,510
Уменьшенная ундецимаум. 1124Консонанс
Чистая ундецимач. 112,54
Увеличенная ундецимаув. 1134
Уменьшенная дуодецимаум. 1235Консонанс
Чистая дуодецимач. 123,55
Увеличенная дуодецимаув. 1245
Уменьшенная терцдецимаум. 133,56Консонанс
Малая терцдецимам. 1346
Большая терцдецимаб. 134,56
Увеличенная терцдецимаув. 1356
Уменьшенная квартдецимаум. 144,57Диссонанс
Малая квартдецимам. 1457
Большая квартдецимаб. 145,57
Увеличенная квартдецимаув. 1467
Уменьшенная квинтдецимаум. 155,58Консонанс
Чистая квинтдецимач. 1568

Простые интервалы

Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Ступенчатая величина определяется количеством охватываемых ступеней. В пределах октавы есть 8 ступеней.

фа диез си бемоль какой интервал. prostye intervaly. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-prostye intervaly. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка prostye intervaly Простые интервалы от ноты До и Ре

Тоновая величина определяется количеством заключенных тонов. Она тоже нужна поскольку ступенчатая величина интервала определяет приблизительное расстояние.

К примеру, секунда До — Ре составляет целый тон. А секунда Ми — Фа составляет полутона.

Между основными ступенями звукоряда есть следующие интервалы.

фа диез си бемоль какой интервал. intervaly v muzyke. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-intervaly v muzyke. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка intervaly v muzyke

Давайте посмотрим на основные.

фа диез си бемоль какой интервал. osnovnye muzykalnye intervaly. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-osnovnye muzykalnye intervaly. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка osnovnye muzykalnye intervaly Главные музыкальные интервалы

Сначала идут две ноты одной высоты. Такой интервал называется «Prima» (прима) или «Unison» (унисон). Нота, расположенная на ступень выше, дает интервал в секунду. Поэтому и называется «Secunda» (секунда).

Следующая ступень даст интервал в терцию «Tertia» (три ступени).

Далее идет кварта «Quarta», то есть четыре ступени. Затем квинта «Quinta», то есть пять ступеней. Потом секста «Sexta», то есть шесть ступеней. После нее идет септима «Septima» с семью ступенями.

Наконец, возвращаясь к первоначальной ноте октавой выше, получаем интервал в октаву. Отсюда и название «Octave».

Все это простые диатонические интервалы. Они принадлежат одной тональности. В данном случае, ноте «До».

Секунды, терции, сексты и септимы могут быть как малыми, так и большими.

А примы, кванты, квинты и октавы являются чистыми или совершенными интервалами. Они никогда не могут быть большими или малыми.

Секунда

Секунда (лат. Secunda — вторая) — это интервал в две ступени. Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.

фа диез си бемоль какой интервал. secunda. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-secunda. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка secundaИнтервал секунда от всех нот

Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.

Интервал секунда в музыке может быть большим ( б ) и малым ( м ). Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая. Она четкая, структурированная и конкретная.

Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.

Терция

Терция (лат. tertia — третья) — это музыкальный интервал в три ступени. Она гармоничная и легко воспринимается.

фа диез си бемоль какой интервал. tertia. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-tertia. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка tertiaТерция в 3 ступени

Часто используется в классической музыке. Это такой добрый и успокаивающий интервал. Он всегда создает уютное сочетание и состояние слушателя.

Очень гармоничный. Часто присутствует в музыке Моцарта.

Бывает большая ( б ) и малая ( м ) терция. Большая всегда звучит радостно, а малая грустно.

Этот музыкальный интервал в 3 ступени определяет, как будет звучать аккорд. Кстати, он тоже состоит из терции.

фа диез си бемоль какой интервал. akkordy. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-akkordy. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка akkordyБольшая и малая терция в аккордах

Самая первая терция стоит в низу аккорда. Она определяет, насколько аккорд будет звучать грустно или весело.

Кварта

Кварта (лат. quarta — четвертая) — интервал в четыре ступени. Он очень динамичный и яркий. Звучит кричаще.

фа диез си бемоль какой интервал. quarta. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-quarta. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка quartaИнтервал кварта

Очень похожа на фанфары потому что они звучат торжественно.

Интервал Тритон

Интервал тритон находится между квартой и квинтой.

фа диез си бемоль какой интервал. triton. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-triton. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка triton

В средние века он являлся дьявольским интервалом. За его использование в то время могли запросто сжечь на костре. В 19 веке его еще называли «Черт в музыке» (от лат. diabolus in musica).

Почему он является таким страшным?

фа диез си бемоль какой интервал. skhema obrashcheniya intervalov. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-skhema obrashcheniya intervalov. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка skhema obrashcheniya intervalov Обращение интервалов

Вот почему его не любили в средние века.

Сейчас его используют, когда нужно передать что-то таинственное, секретное и ужасное. Считается, что у него очень плохая энергетика.

Часто используется в heavy metal.

Квинта

Квинта (лат. quinta — пятая) — это интервал в пять ступеней. Хорошо подойдет для неземного восприятия, которое не вяжется с чем-то бытовым и простым.

фа диез си бемоль какой интервал. quinta. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-quinta. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка quintaМузыкальный интервал в 5 ступеней

Используют в тех композициях, где нужно создать больше драматизма. Можно использовать в эпичных моментах. Он звучит широко, таинственно и пространственно.

Секста

Секста (от лат. sexta — шестая) — это расстояние в шесть нот. Она очень масштабная и большая. За счет этого создается важность какого-то события.

фа диез си бемоль какой интервал. . фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинкаМузыкальный интервал в 6 ступеней

Есть большая ( б ) и малая секста ( м ). За счет них произведения получают более серьезное восприятие.

Септима

Септима (лат. septima — седьмая) — это музыкальный интервал в 7 ступеней. Очень плохой с точки зрения гармонии. Звучит не приятно. Бывает большим и малым.

фа диез си бемоль какой интервал. septima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-septima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка septimaМузыкальный интервал septima

Используется в аккордах. Например, в септаккордах на крайнем расстоянии между нотами. Но если внутрь добавить несколько нот, то аккорд будет звучать симпатично.

фа диез си бемоль какой интервал. septakkord. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-septakkord. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка septakkordИнтервал септима в большом мажорном септаккорде (Cmaj7)

Септима звучит грязно. Можно использовать в тех случаях, когда хотите взбунтовать нервную систему слушателя.

фа диез си бемоль какой интервал. tonika pervoj stupeni. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-tonika pervoj stupeni. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка tonika pervoj stupeni

Октава

Октава (лат. octava — восьмая) — это музыкальный интервал в восемь ступеней. Повторяется один и тот же звук через диапазон.

К примеру, у нас есть на первой ступени нота. Далее мы ее просто повторяем в следующем диапазоне (октаве).

фа диез си бемоль какой интервал. octava. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-octava. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка octavaМузыкальный интервал в 8 ступеней

Это чистый интервал. Поэтому его легко использовать во многих музыкальных композициях. За счет расстояния в 8 ступеней достигается масштабность и объемность звучания.

К примеру, у нас идет звук конкретного инструмента. Нам он кажется слишком плоским и простым. Как сделать так, чтобы обогатить его звучание и придать объем?

Можно добавить к нему еще одну ступеньку на октаву выше или ниже. Это зависит от того, чего именно нужно достичь.

Если нужна полнота звучания, то лучше добавлять снизу. Так получим хороший и насыщенный звук инструмента.

Если хотим увеличить тембровку и создать новые обертона, то можно добавить октаву сверху. В итоге, получим яркий, четкий и насыщенный звук.

Большинство музыкантов ограничиваются использованием интервалов в пределах одной октавы. Это то, что мы рассмотрели ранее.

Но возникает необходимость играть чуть выше октавы.

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

фа диез си бемоль какой интервал. sostavnye intervaly. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-sostavnye intervaly. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка sostavnye intervaly Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Другие виды интервалов в музыке

Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.

Большие и малые интервалы

Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).

фа диез си бемоль какой интервал. bolshie i malye intervaly. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-bolshie i malye intervaly. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка bolshie i malye intervaly

Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).

Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.

Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).

После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).

Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.

В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.

То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.

Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.

фа диез си бемоль какой интервал. malaya sekunda. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-malaya sekunda. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка malaya sekunda

Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.

фа диез си бемоль какой интервал. malaya terciya. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-malaya terciya. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка malaya terciyaМалая терция

Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.

фа диез си бемоль какой интервал. bolshaya terciya. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-bolshaya terciya. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка bolshaya terciyaБольшая терция

А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.

В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»

Чистые интервалы

Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.

Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.

В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.

фа диез си бемоль какой интервал. uvelichennye i umenshennye intervaly. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uvelichennye i umenshennye intervaly. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uvelichennye i umenshennye intervaly

Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.

Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.

Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.

Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.

Ниже показаны видоизмененные интервалы.

фа диез си бемоль какой интервал. vidoizmenennye intervaly. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-vidoizmenennye intervaly. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка vidoizmenennye intervaly

Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).

Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.

Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.

А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).

Тоже самое и с терцией.

Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).

В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.

Как построить музыкальные интервалы

Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.

фа диез си бемоль какой интервал. postroenie muzykalnyh intervalov. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-postroenie muzykalnyh intervalov. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка postroenie muzykalnyh intervalov

К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.

В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.

Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бимоль.

Обращение интервалов

Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.

фа диез си бемоль какой интервал. obrashchenie intervalov. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-obrashchenie intervalov. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка obrashchenie intervalov Обращение интервалов

В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.

Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.

Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).

Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.

Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.

Это правило работает во всем диапазоне.

Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.

Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.

И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.

Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.

Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.

Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.

Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.

Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.

фа диез си бемоль какой интервал. ehngarmonizm intervalov. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-ehngarmonizm intervalov. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка ehngarmonizm intervalov Энгармонизм интервалов в музыке

Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).

фа диез си бемоль какой интервал. konsonansy i dissonansy. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-konsonansy i dissonansy. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка konsonansy i dissonansy

Характерные интервалы

То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.

Ниже представлена таблица характерных интервалов.

НазваниеСокращенное обозначениеСтупени
Гарм. мажорГарм. минор
Уменьшенная септимаум. 7
Увеличенная секундаув. 2
Уменьшенная квартаум. 4
Увеличенная квинтаув. 5

Гармонический мажор

Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.

фа диез си бемоль какой интервал. do mazhor naturalnyj. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-do mazhor naturalnyj. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка do mazhor naturalnyjДо мажор натуральный

А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.

фа диез си бемоль какой интервал. ponizhennaya shestaya stupen. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-ponizhennaya shestaya stupen. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка ponizhennaya shestaya stupen

В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.

Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.

фа диез си бемоль какой интервал. obrashchenie uvelichennoj sekundy. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-obrashchenie uvelichennoj sekundy. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка obrashchenie uvelichennoj sekundy

Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.

Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.

фа диез си бемоль какой интервал. obrashchenie sekundy. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-obrashchenie sekundy. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка obrashchenie sekundy

Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.

фа диез си бемоль какой интервал. umenshennaya kvarta. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-umenshennaya kvarta. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка umenshennaya kvarta

Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.

И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.

фа диез си бемоль какой интервал. obrashchenie umenshennoj kvarty. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-obrashchenie umenshennoj kvarty. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка obrashchenie umenshennoj kvarty

Разрешается она в большую сексту от пятой.

Гармонический минор

А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.

фа диез си бемоль какой интервал. lya minor. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-lya minor. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка lya minorЛя минор натуральный

А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.

фа диез си бемоль какой интервал. lya minor garmonicheskij. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-lya minor garmonicheskij. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка lya minor garmonicheskijГармонический Ля минор

В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.

фа диез си бемоль какой интервал. uvelichennaya sekunda. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-uvelichennaya sekunda. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка uvelichennaya sekundaОбращение увеличенной секунды

Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.

фа диез си бемоль какой интервал. umenshennaya septima. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-umenshennaya septima. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка umenshennaya septimaОбращение уменьшенной септимы

Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.

фа диез си бемоль какой интервал. interval umenshennaya kvarta. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-interval umenshennaya kvarta. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка interval umenshennaya kvartaОбращение интервала уменьшенной кварты

И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.

фа диез си бемоль какой интервал. obrashchenie kvarty. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-obrashchenie kvarty. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка obrashchenie kvartyОбращение уменьшенной кварты

Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.

Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.

Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.

В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.

фа диез си бемоль какой интервал. postroenie harakternyh intervalov. фа диез си бемоль какой интервал фото. фа диез си бемоль какой интервал-postroenie harakternyh intervalov. картинка фа диез си бемоль какой интервал. картинка postroenie harakternyh intervalovПостроение характерных интервалов

Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.

То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.

Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.

На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.

Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.

Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.

Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.

Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.

Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *