фа ля до диез какое трезвучие

Трезвучия

фа ля до диез какое трезвучие. trezwuchia. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-trezwuchia. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка trezwuchia

На картинке изображены шесть трезвучий и соответствующие им аккорды. Видно, что в аккордах некоторые звуки дублируются. Всё будет аналогично и для всех других видов трезвучий и аккордов.

Распечатайте таблицу интервалов, так вы легко сможете составлять аккорды, по нижеприведенным схемам.

На картинке приведены трезвучия аккордов. К примеру это аккорд С-мажор, он строится на трезвучии 1-ой, 3-ей мажорной, 5-ой нот, таковыми являются ноты До, Ми, Соль. Выбрали мы их так:

1. Мы строим аккорд от ноты До, следовательно первая нота является До

2. По таблице интервалов видим, что 3-ий мажорный интервал находится от первой ноты на четрые полутона.

5. В итоге мы получили трезвучие для аккорда До-мажор. Теперь можно его играть

Как вы уже заметили в аккорде До-мажор (и в любых других таких же аккордах) играются далеко не три ноты а больше, и если внимательно посмотреть на гриф, то видно, что это те же самые три ноты, только дублированные по высоте.

Чтобы построить минорное трезвучие, нужно брать таблицу интервалов и вместо 3-ей мажорной, брать третью минорную, остальное всё тоже самое.

Трезвучий не так много, давайте всех их перечислим в таблице, чтобы вам было легче ориентироваться

Минорные трезвучияМажорные трезвучия
До, Ми_бемоль, СольДо, Ми, Соль
Ре_бемоль, Фа_бемоль, Ля_бемольРе_бемоль, Фа, Ля_бемоль
Ре, Фа, ЛяРе, Фа_диез, Ля
Ми_бемоль, Соль_бемоль, Си_бемольМи_бемоль, Соль, Си_бемоль
Ми, Соль, СиМи, Соль_диез, Си
Фа, Ля_бемоль, ДоФа, Ля, До
Фа_диез, Ля, До_диезФа_диез, Ля_диез, До_диез
Соль, Си_бемоль, РеСоль, Си, Ре
Ля_бемоль, До_бемоль, Ми_бемольЛя_бемоль, До, Ми_бемоль
Ля, До, МиЛя, До_диез, Ми
Си_бемоль, Ре_бемоль, ФаСи_бемоль, Ре, Фа
Си, Ре, Фа_диезСи, Ре_диез, Фа_диез

Далее вы можете пользоваться этой таблицей при построении аккордов, распечатайте её.

Источник

Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?

фа ля до диез какое трезвучие. obracsheniya trezvuchiy. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracsheniya trezvuchiy. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracsheniya trezvuchiyОбращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

фа ля до диез какое трезвучие. obracshenie trezvuchiy 1. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracshenie trezvuchiy 1. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracshenie trezvuchiy 1

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

Как называются обращения трезвучий?

фа ля до диез какое трезвучие. obracshenie trezvuchiy shema. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracshenie trezvuchiy shema. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracshenie trezvuchiy shema

Разные трезвучия дают разные обращения

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

фа ля до диез какое трезвучие. obracshenie trezvuchiy 2. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracshenie trezvuchiy 2. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracshenie trezvuchiy 2Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

фа ля до диез какое трезвучие. obracshenie trezvuchiy 3. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracshenie trezvuchiy 3. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracshenie trezvuchiy 3Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

фа ля до диез какое трезвучие. obracshenie trezvuchiy 4. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracshenie trezvuchiy 4. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracshenie trezvuchiy 4Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

фа ля до диез какое трезвучие. obracshenie trezvuchiy 5. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracshenie trezvuchiy 5. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracshenie trezvuchiy 5Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

фа ля до диез какое трезвучие. obracshenie trezvuchiy formuly. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-obracshenie trezvuchiy formuly. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка obracshenie trezvuchiy formuly

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Источник

Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

фа ля до диез какое трезвучие. urok muziki. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-urok muziki. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка urok muzikiКак показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия

Но сначала про интервалы

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до …… и т. д.

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

фа ля до диез какое трезвучие. bolshay tercia do mi. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-bolshay tercia do mi. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка bolshay tercia do mi

фа ля до диез какое трезвучие. malay tercia do mi b. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-malay tercia do mi b. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка malay tercia do mi b

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

фа ля до диез какое трезвучие. tercia mi sol. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-tercia mi sol. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка tercia mi sol

фа ля до диез какое трезвучие. tercia mi sol diez. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-tercia mi sol diez. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка tercia mi sol diez

Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

фа ля до диез какое трезвучие. major ot do. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-major ot do. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка major ot doМажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

фа ля до диез какое трезвучие. minor ot do. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-minor ot do. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка minor ot doМинорное трезвучие от ноты ДО

Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

Источник

Четыре вида трезвучий и их обращения

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 21. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 21. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 21В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 01. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 01. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 01

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 02. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 02. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 02

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 07. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 07. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 07

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 18. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 18. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 18

Минорное трезвучие

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 22. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 22. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 22В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 03. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 03. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 03

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 04. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 04. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 04

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 08. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 08. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 08

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 19. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 19. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 19

Увеличенное трезвучие

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 23. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 23. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 23Увеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 05. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 05. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 05

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 09. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 09. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 09

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 24. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 24. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 24Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 06. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 06. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 06

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 10. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 10. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 10

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 17. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 17. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 17

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 25. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 25. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 25Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 11. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 11. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 11

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 12. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 12. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 12

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 26. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 26. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 26Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 14. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 14. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 14

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 27. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 27. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 27Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 13. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 13. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 13

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 28. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 28. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 28Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 15. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 15. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 15

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 29. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 29. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 29Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

ТРЕЗВУЧИЯ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

МИНОРНЫЕ

УВЕЛИЧЕННЫЕ

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3Ум.6 = м.3 + ув.4Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

фа ля до диез какое трезвучие. vidy trezvuchiy 16. фа ля до диез какое трезвучие фото. фа ля до диез какое трезвучие-vidy trezvuchiy 16. картинка фа ля до диез какое трезвучие. картинка vidy trezvuchiy 16

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *