факультеты в медицинском университете какие бывают
Как прокачать знания и навыки для медфака
Что сделать сегодня, чтобы поступить в медвуз и облегчить себе студенческую жизнь
Врач — одна из немногих профессий, где от работы специалиста зависит жизнь человека. Именно поэтому на медицинских факультетах так долго учатся и к студентам предъявляют высокие требования. Часто у доктора нет времени загуглить нужные показатели, необходимо знать строение органов и нормы содержания веществ наизусть, чтобы мгновенно принимать решения. Студентам приходится изучать большое количество дисциплин одинаково глубоко, параллельно приобретая практические навыки.
Почему в медвузе сложно учиться
Даже если вы прекрасно подготовились к ЕГЭ по биологии и химии, этих знаний недостаточно для учёбы на первых курсах. Разница между уровнем подготовки школьников и сложностью материала на первых двух курсах превращает жизнь студентов в страдание. Микробиология, с которой в школе знакомятся весьма поверхностно, теперь изучается подробно. Химия подразделяется на физическую и биохимию, где на каждой лекции дают огромный объём материала. Домашние задания задают регулярно: выучить тему, решить задачи, подготовиться к тестам.
Как готовят будущих врачей
Студенты-медики постоянно, особенно на последних трёх курсах, изучают одно и то же, углубляясь в разные темы. Таким образом даже самый ленивый студент к шестому курсу запоминает основную часть материала. Возможно поэтому среди выпускников хорошего меда вряд ли встретишь совсем уж безграмотного доктора. После окончания университета можно пойти работать врачом в поликлинику. Чтобы стать кардиологом или, например, гастроэнтерологом, придётся окончить ординатуру.
В ординатуре будущие врачи специализируются в выбранной области и проходят практику в больницах. Они носят белые халаты и бейджи с надписью «врач-ординатор», а пациенты относятся к ним как к обычным докторам. Сложных пациентов ведут опытные специалисты, а в типичных ситуациях за ординатором закрепляют палату больных. Молодые врачи собирают анамнез и назначают лечение, а наставник контролирует их работу.
Чтобы стать квалифицированным практикующим врачом в России, придётся учиться минимум восемь лет: сначала шесть лет на медицинском факультете, затем два года в ординатуре. Можно было бы сократить период обучения за счёт непрофильных предметов, например правоведения или экономики, но в целом всё оправданно. Для сравнения: в США будущий доктор сначала оканчивает четырёхлетний бакалавриат, потом ещё четыре года учится в медицинской школе и только после этого приступает к специализации и практике под руководством опытных коллег. В зависимости от выбранной специальности американские врачи учатся от десяти до четырнадцати лет.
Пример расписания занятий студентов 2-го курса медуниверситета
Как избежать разочарования на первых курсах
Мои родители — медики, так что я выросла в этой среде и довольно хорошо представляла учёбу в медуниверситете. Многие термины мне были знакомы, и я всегда могла задать вопросы родителям. Для других студентов выбор специальности не всегда бывает осознанным, ведь разница между терапией и педиатрией для выпускника школы не очевидна.
Часто ребята, которым легко даются биология и химия, сдают ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим предметам. Без глубоких знаний математики остаётся поступать только в медицинский. С высокими баллами по профильной математике вариантов больше: например, можно поступить на биологический, химический факультет, а в МФТИ — на «Молекулярные технологии» или «Биомедицинскую инженерию».
Не каждый абитуриент медвуза понимает, на каком факультете он хотел бы учиться. Довольно трудно выбрать между стоматологией, педиатрией и лечебным делом. А ведь ещё существуют факультеты клинической психологии и фармакологии — чтобы сориентироваться и принять оптимальное решение, нужно собрать информацию о каждой специальности.
Чтобы познакомить школьников с медициной и дать представление о врачебных профессиях, я придумала курс «Хочу быть врачом». За 15 занятий ученики 7–9-х классов узнают об основных органах и системах человека с точки зрения медицины. Мы разбираем распространённые заболевания, способы их диагностики и лечения.
Например, я рассказываю, как распознать инфаркт — это важно, потому что помогает спасти жизнь. В результате школьники будут понимать, на чём специализируется хирург, чем интересна стоматология, как работают кардиолог, педиатр и гастроэнтеролог.
Всем, кто хочет самостоятельно разобраться в специфике медицинских профессий, я советую читать статьи о болезнях и врачах в «Википедии». Ещё полезно расспрашивать знакомых медиков об их работе, а студентов медвузов — об учёбе и практике.
Что изучать в средней и старшей школе, чтобы легче пройти первые курсы в меде
Биологию и химию
Я училась в сильной школе, в биолого-химическом классе. Занятия по химии вёл прекрасный учитель, и мне это очень помогло на первом курсе. Многое я знала и понимала, мне не приходилось штудировать учебник. Если бы я глубже знала анатомию, учиться было бы ещё легче, я бы более успешно сдала экзамены. Полезно углубиться в микробиологию, которую очень подробно изучают в университете. Важно узнавать как можно больше материала, который встретится на лекциях.
Современные иностранные языки
Как и большинство взрослых людей, я поздно поняла, как много свободного времени у меня было в 8–10-м классах. Его следовало тратить не на сериалы, а на занятия английским и другими языками. Я владею английским и испанским, но мой уровень мог быть выше. От знания языка зависит участие студента в зарубежных стажировках.
Латынь
Отличный способ помочь себе будущему — заранее освоить латинский язык. Именно поэтому мы придумали курс медицинской латыни. Всего за 13 занятий старшеклассники усвоят необходимый минимум: запомнят основные термины, разберутся с грамматикой, образованием слов и окончаниями.
На первом курсе приходится учить наизусть огромные списки слов к диктантам по латыни. Тот, кто заранее познакомился с этим языком, сэкономит кучу времени и сил.
Мнемонические техники и приёмы конспектирования
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки.
В старших классах я очень любила стихи, и это здорово развило мою память. Способность запоминать большие объёмы информации пригодилась в университете: я учила материал в два раза быстрее одногруппников.
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки. Если у вас сильная моторная и зрительная память, пишите себе шпаргалки по разным предметам. На экзамене вы вспомните, как выглядит термин, записанный вашей рукой. Используйте для запоминания перечней не только известные фразы вроде «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для цветов радуги, но и собственные.
Кислоты в цикле Кребса можно запомнить так: «Целый Ананас И Кусочек Суфле — Сегодня Фактически Мой Обед»: цитрат, цис-аконитат, изоцитрат, альфа-кетоглутарат, сукцинил-CoA, сукцинат, фумарат, малат, оксалоацетат. Придумайте своё мнемоническое правило, возможно, оно получится более удачным. А навык создания подобных правил пригодится, когда готовых решений не будет.
Советы старшеклассникам
Не смотреть сериалы
Смотреть сериалы про врачей — совет неоднозначный. Порой они подогревают интерес и мотивируют узнавать новое. В то же время содержание этих сериалов далеко от реальности. Зарубежные сериалы вообще не соответствуют происходящему в российской медицине. Пожалуй, стоит посмотреть «Доктор Хаус»: там рассказывают о необычных заболеваниях, а главный герой демонстрирует потрясающее клиническое мышление.
Читать книги врачей, о врачах и не только
Когда я была в школьном возрасте, мне было интересно, как развиваются смертельные болезни. Я штудировала «Википедию»: читала про аутоиммунные и хромосомные заболевания. Позднее я прочитала несколько книг, которые меня впечатлили, например, «Когда дыхание растворяется в воздухе» Пола Каланити. Это автобиография нейрохирурга, который умер от рака, но до последнего работал и писал книгу.
Коллега П. Каланити нейрохирург Генри Марш тоже рассуждает о жизни и профессии врача в своей книге «Не навреди». Автор посчитал важным поделиться историей своих сомнений, успехов и ошибок, чтобы молодые специалисты могли их избежать.
Серия книг «Сенсация в медицине» без заумных терминов рассказывает о работе отдельных органов, тканей и систем. Мне особенно понравились «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» и «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами».
Если говорить о художественной литературе, то стоит обратить внимание на канадского автора Артура Хейли и его «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». А ещё я рекомендую прочитать «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза. Эта книга продолжает логику книги «Эгоистичный ген», где автор излагает остроумный взгляд на эволюцию.
Учиться онлайн
Я бы с удовольствием посоветовала разные очные и онлайн-курсы, а также погружения и образовательные лагеря о медицине для школьников, но их, к сожалению, нет. При этом с приходом пандемии основным образовательным каналом для будущих медиков становится онлайн-обучение.
Подписывайтесь на околомедицинских и медицинских блогеров, смотрите интересное на ютьюбе, например про эпидемии чумы или холеры. Это не поможет успешно сдать ЕГЭ, но даст понимание, ради чего врачи проходят свой долгий образовательный путь.
Интересные места Москвы
Сегодня быстрыми темпами развивается медицина и ее технологии. Для начала карьеры врача после получения диплома необходимо пройти интернатуру и ординатуру и только потом работать в полноценном режиме.
В среднем стать квалифицированным специалистом в области медицины можно за 6-9 лет. Для поступления в ВУЗ требуется предоставить результаты экзаменов по химии, биологии и русскому языку, однако на некоторые направления требуется иностранный язык и профильная математика.
Данная подборка ВУЗов с сильными факультетами медицины основана на анализе нескольких официальных рейтингов качества медицинского образования и успешности трудоустройства выпускников.
МГУ имени М.В. Ломоносова – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ЗАО)
в коллективе факультета 10 академиков и 8 членов-корреспондентов Российской академии наук, 75 докторов и более 100 кандидатов наук, работающих в составе 16 кафедр и 3 научно-исследовательских лабораторий. Факультет ежегодно принимает 50 студентов бюджетной формы обучения и около 50 — на договорной основе, включая студентов из других стран.
Выпускники факультета получают дипломы МГУ собственного образца по специальностям «лечебное дело» и «фармация». Существенным преимуществом выпускников факультета является то, что в ходе обучения они выполняют две научные работы — курсовую и дипломную, — темы которых заносятся в приложение к диплому, а опыт научных исследований, полученный при их выполнении, выгодно отличает молодых специалистов от выпускников традиционных медицинских вузов.
После окончания обучения по специальности «лечебное дело» выпускники получают квалификацию врача, они имеют право заниматься врачебной деятельностью и специализироваться по выбранной клинической дисциплине. Как и провизоры, они могут поступать в аспирантуру по медико-биологическим направлениям или заниматься научно-исследовательской работой в интересующей их области.
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (ЦАО)
В Университете обучается свыше 17 тысяч студентов со всего мира. На 120 кафедрах трудятся больше двух тысяч высококвалифицированных специалистов, из них ученую степень имеют 85% преподавателей.
Первый МГМУ имеет уникальную научно-медицинскую библиотеку, на базе которой создана первая в России Федеральная электронная медицинская библиотека.
Университет обеспечивает непрерывное медицинское образование по подготовке и переподготовке врачей и фармацевтических кадров для системы здравоохранения России.
Качественное, современное образование — это залог устойчивого развития России, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей каждого.
Направления подготовки:
РУДН – Российский университет дружбы народов (ЮЗАО)
Медицинский институт Российского университета дружбы народов обучает медицинских и фармацевтических работников по всем основным специальностям.
Студенты проходят производственную практику и подготовку по клиническим дисциплинам в более чем 160 государственных и частных клиниках. Обучая курации пациентов, современным методам диагностики, профессиональному общению, институт осуществляет подготовку высококвалифицированных врачей международного уровня.
В институте обучается более 6 500 студентов, ординаторов и аспирантов под руководством 690 преподавателей (из них 162 доктора наук и 293 кандидата наук). Работают 12 диссертационных советов по медицинским и биологическим наукам и 1 диссертационный совет по фармацевтическим наукам.
РНИМУ имени Н.И. Пирогова – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (ЮЗАО)
Лечебный факультет
Лечебный факультет – старейший факультет Университета. Он осуществляет подготовку врачей по самой востребованной медицинской специальности «Лечебное дело».
Педиатрический факультет
Педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова – первый в мире педиатрический факультет. Неудивительно, что именно он задает стандарты качества обучения педиатров – врачей, в чьих руках находится здоровье самых приоритетных групп населения – матерей и детей. Факультет осуществляет подготовку по специальности «Педиатрия».
Медико-биологический факультет
Факультет осуществляет подготовку по специальностям «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», «Фармация».
Психолого-социальный факультет
Факультет готовит специалистов по программе специалитета по специальности «Клиническая психология» и по программе бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа».
Стоматологический факультет
Факультет осуществляет подготовку врачей по специальности «Стоматология».
МГМСУ – Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова (ЦАО)
Сегодня Московский государственный медико-стоматологический университет — один из крупнейших общепризнанных центров высшего медицинского образования и целого ряда смежных специальностей.
Вся структура Университета задумана и осуществлена таким образом, чтобы дать каждому студенту все возможности для реализации своего потенциала.
Успешно обучающийся студент привлекается к разнообразным формам учебно- и научно-исследовательской работы с тем, чтобы сразу после получения диплома выпускник был полноценным специалистом в избранной специальности.
РГСУ – Российский государственный социальный университет (СВАО)
ЧТО БУДЕТ ЗНАТЬ ВЫПУСКНИК:
Данное направление подготовки «Сестринское дело» готовит специалистов, которые способны:
Лучшие медицинские вузы России
Сибирский государственный медицинский университет
В рейтинге агентства «Эксперт РА» за 2014 год СибГМУ вошел в тройку лучших медвузов страны. Можно смело говорить о том, что здесь найдут свое место студенты с совершенно разными карьерными амбициями. Будущие врачи смогут пройти практику в самых современных клиниках и слушать лекции лучших российских профессоров. Те, кто хочет построить научную карьеру, обрадуются, узнав, как велика сеть междисциплинарных научно-образовательных центров, построенная клиникой. Студенты, которые видят себя в будущем создателями стартапов, будут рады тому, с какой готовностью вуз заключает партнерства с малым и средним бизнесом и поддерживает интересные проекты в сфере здравоохранения. Словом, твердая пятерка с плюсом — сюда в самом деле стоит ехать за медицинским и биотехнологическим образованием.
Отдельный бонус — наличие в вузе образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями по зрению.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Знаменитый «Первый мед» — ведущий российский медицинский вуз. Как правило, собираясь пойти «в медицину», поступить мечтают именно сюда. Здесь же, предсказуемо, самый высокий проходной балл и самое дорогое платное обучение. Впрочем, стремиться сюда можно не только ради престижа: вуз поддерживает программы академического обмена с более чем сотней зарубежных медицинских школ, ведет активную научную работу, в этом году здесь появился свой кластер медицинских и биотех-стартапов, рассчитанный на повышение предпринимательской активности выпускников. Словом, перспектив множество.
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
Несмотря на то, что учеба в медицинском вузе — это всегда тяжело, в петербургском «Первом меде» студенческая жизнь крайне активная — конкурсы, «капустники», совместные донорские акции и масса других вещей. Таким образом в вузе формируется сплоченное сообщество медицинских специалистов, а, как известно, профессиональная база контактов — одна из крайне важных вещей, получаемых в университете. Стоит отметить и престижных зарубежных партнеров вуза. К ним относятся, например, национальный американский институт здоровья и крупнейший европейский медицинский центр — немецкая клиника Шарите. Студенты могут участвовать в международных исследовательских проектах и конференциях, а лекции у них читают в том числе и профессора европейских вузов. Словом, вуз не случайно занимает место в тройке лучших в России.
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова
Университет Пирогова — одна из крупнейших медицинских школ России и Европы, здесь обучается около 9000 будущих медиков. Кроме того, это единственный медвуз в России, которому присвоена престижная категория «Национальный исследовательский университет». Это вполне оправданно — университет ведет активную научную работу, сотрудничая с медицинскими и научными центрами в России и за рубежом. Студенты участвуют в научных кружках и могут, став членами студенческого научного общества, принять участие в «серьезных» исследованиях, проводимых университетом.
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова
«Третий мед» — главный вуз России по подготовке врачей-стоматологов. При том, что стоматологические факультеты есть в каждом медвузе, смысл пойти в профильный университет есть: здесь активно ведутся клинические исследования в области стоматологии, есть соответствующие университетские клиники, где проходят практику студенты, а преподают, в частности, практикующие стоматологи, которые и сами проходят дополнительное обучение во всевозможных зарубежных университетах.
В последние годы ставка в университете делается на современные образовательные технологии — дистанционное образование и электронный доступ к информационным ресурсам.
Казанский государственный медицинский университет
Казанский медуниверситет занимает высокие места в экспертных рейтингах российских вузов. И его руководство немало для этого сделало. Вуз заключает всё новые партнерства с биотехнологическими и фармацевтическими компаниями России и стран Европы, сотрудничает с 25 исследовательскими центрами по всему миру, ведет клинические исследования медицинских препаратов. В 2015 году здесь был создан свой научно-образовательный медицинский кластер для подготовки молодых бизнесменов в медицинской отрасли. Словом, возможностей для развития у студентов множество.
Уральский государственный медицинский университет
Уральский медицинский университет — еще один сильный региональный медицинский вуз. Здесь сформировались свои научные школы, получившие признание в академической среде. Наиболее сильны тут такие направления, как детская кардиология, фтизиопедиатрия (то есть, лечение туберкулеза у детей), сосудистая нейрохирургия, нейрогеронтология (лечение заболеваний нервной системы у пожилых людей), педиатрическая неврология и экологическая педиатрия. Научная жизнь вуза с каждым годом набирает обороты — неудивительно, что его сотрудникам и студентам удается выигрывать так много грантов.
Самарский государственный медицинский университет
Руководство «Самарского меда» много делает для того, чтобы сохранить за вузом репутацию одного из лучших в стране. Здесь, к примеру, функционирует пять научно-образовательных центров: доказательной медицины, полимерного бальзамирования трупных материалов, новых материалов, аддитивных технологий и виртуальных технологий в медицине. На практике это означает, что студенты вуза могут получить опыт участия в разработке технологий, которые будут применяться в медицине в ближайшем будущем, наблюдая за работой «взрослых» сотрудников зарубежных лабораторий и исследовательских центров. Словом, это отличная база для дальнейшей работы с медицинскими инновациями.
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
В российских медицинских кругах принято вспоминать с ностальгией советскую медицинскую школу и то, какую качественную базу знаний она давала врачам. Санкт-петербургский педиатрический университет в этом смысле даже не ее преемник, — это она и есть. Здесь всё ещё преподают те самые люди, которые преподавали и тогда — и благодаря им качество базового медицинского образования держится здесь на высоком уровне. А вот за инновациями и новыми направлениями в медицинской науке стоит идти, пожалуй, не в этот университет.
Медицинские факультеты государственных университетов и академий
Бурятский государственный университет
Адрес: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
Телефон: (3012) 21-15-80, факс: (3012) 21-05-88
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения:
Адрес: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а
Кабардино-балкарский университет им. Х.М. Бербекова
Адрес: 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
Телефон: (495) 337-99-55, (8662) 42-25-60
Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения:
Адрес: 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
Телефон: (8662) 42-01-29, 42-21-26, факс: 42-52-54
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, медицинский институт
Адрес: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68
Телефон: (8342) 47-29-13, факс: (8342) 29-05-45
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения:
Адрес: 430032, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, 26а
Телефон: 32-18-73, факс: 32-65-28
Московская академия государственного и муниципального управления
Адрес: 109004, г. Москва, пер. Товарищеский, 19
Телефон: (495) 911-99-92, факс: (495) 911-25-10
Кафедра управления государственным и муниципальным здравоохранением:
Адрес: 107078, г. Москва, Каланчевский тупик, 9/2
Телефон: 975-29-91, факс: 911-25-10
Институт медицинского образования Новгородского университета им. Ярослава Мудрого
Адрес: 173006, г. Великий Новгород, ул. Державина, 6
Телефон: (8162) 63-82-62
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и общей гигиены:
Адрес: 173008, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 96/2
Телефон: 62-83-60, факс: 64-48-21
Петрозаводский государственный университет
Адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Телефон: (8142) 71-10-01, факс: (8142) 71-10-00
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения:
Адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Российский университет дружбы народов
Адрес: г. Москва, Орджоникидзе ул., 3
Телефон: (495) 955-08-74
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гигиены:
Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8
Телефон: (495) 434-53-96, 434-52-77, факс: (499) 940-46-14
Кафедра охраны и гигиены здоровья общества:
Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8
Телефон: (495) 434-53-96, 434-52-77, факс: (499) 940-46-14
Ульяновский государственный университет, Институт медицины и экологии
Адрес: г. Ульяновск, ул. Архитектора Ливчака, 2
Телефон: (8422) 41-20-88, факс: (8422) 41-23-40
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения:
Адрес: 432000, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Телефон: 41-61-19, факс: 32-08-27
Медицинский институт Чувашского университета
Адрес: 428025, Республика Чувашия, г. Чебоксары, пр. Московский, 15
Телефон: (8352) 45-80-86, факс: (8352) 45-80-90
Кафедра профилактической медицины:
Адрес: 428025, Республика Чувашия, г. Чебоксары, пр. Московский, 15
Телефон: 45-26-63 доб.5114, факс: 45-80-90
Медицинский институт Северо-восточного федерального университета им. М.К. Амосова
Адрес: г. Якутск, ул. Кулаковского, 36
Телефон: (4112) 36-33-44
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения:
Адрес: 677000, Республика Саха, г. Якутск, ул. Кулаковского, 36
Уральский государственный экономический университет
Адрес: 620219, г.Екатеринбург, ГСП-985, ул. 8 Марта, 62
Телефон: (343) 257-02-46, (343) 257 91 40, факс: (343) 257-71-47
Кафедра экономики и управления здравоохранением:
Адрес: 620219, г.Екатеринбург, ГСП-985, ул. 8 Марта, 62