Представитель фамилии Дёмин может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.
Фамилия Дёмин относится к древнему типу семейных именований, образованных от народных форм крестильных имен.
Религиозная традиция, утвердившаяся на Руси с принятием христианства, обязывала называть ребенка в честь того или иного святого, почитаемого православной церковью. Христианская религия пришла на Русь из Византии, которая заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство христианских имен исторически восходят к древним языкам – греческому, латыни, древнееврейскому, из которых они были заимствованы. Эти непривычные по звучанию и непонятные по смыслу церковные имена «обкатывались» живой речью, пока не начинали звучать вполне по-славянски, приобретая множество выразительных «домашних» вариантов.
Порой народные варианты разных крестильных имен совпадали. Так, производные именования Дема, Дёма, Демка, Демко, Демушка, Демешка и подобные, с одной стороны, могли быть образованы от старинного имени Дементий, которое восходит к римскому родовому имени Домитиус со значением «укрощающий». С другой стороны, эти «домашние» имена могли быть производными формами крестильного имени Демид / Диомид (от греческого – Диомедес: диос – «божественный» и медо – «заботиться»), а также имени Демьян / Дамиан (из латинского Дамианус – «посвященный богине изобилия и плодородия Дамии»). Все эти обиходные именования в старину были очень распространены среди русских людей. Например, в древних грамотах упоминаются новгородский помещик Дема Родионович Пурнев (1495), переяславский рыболов Дема Запенкин (1562) и немало других.
Сегодня многие Дёмины – известные и уважаемые в обществе люди, а звучная фамилия, которую они носят, должна быть отнесена к числу старейших русских родовых именований, которые могут поведать нам немало поучительного из богатого и всегда глубоко интересного для нас исторического прошлого человечества.
Источники: Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М., 1995. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.
Анализ происхождения фамилии Дёмин подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Дёмин:
Обладатель фамилии Демин, безусловно, может гордиться своей фамилией как памятником русской истории, культуры и языка.
Фамильное имя Деминых образовалось в качестве отчества от мужского имени Дема, являющегося уменьшительной формой одного из канонических имен: Диомид или Дамиан.
Имя Диомид в живой русской речи приобрело форму Демид. В переводе с древнегреческого языка данное имя означает «слышащий Бога». Небесными покровителями имени являются два святых мученика Диомида.
Общеупотребительной формой греческого именования Дамиан на Руси было имя Демьян. В переводе на русский язык Дамиан значит «благодатный». Святым заступником имени является преподобный Дамиан, а также святые бессребреники Косьма и Дамиан, чудотворцы и исцелители больных.
Наши предки верили, что каждое слово несет в себе определенный заряд энергии, а именование человека обладает поистине магической силой. Поэтому Демидом нарекали ребенка в надежде, что он вырастет праведным и богопослушным человеком. А именование Демьян должно было помочь своему обладателю в изучении наук. Считается, что при образовании фамилии от крестильного именования предка заступничество святого распространяется на весь род.
Существует предположение, что именование Дема являлось не крестильным именем предка, а его «мирским» прозвищем. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного имени с целью уберечься от «злых сил», которые не должны были знать истинное именование человека.
В этом случае прозвище Дема было дано родоначальнику фамилии в качестве имени-оберега. В диалектных говорах слово «дема» означало «чертенок» (видимо, по созвучию со словом «демон»). Называя ребенка «чертиком», суеверные родители считали, что злые духи не станут трогать обладателя такого именования.
Таким образом, Деминым могли прозвать сына, внука или племянника обладателя именования Дема. Впоследствии данное прозвание стало общесемейным и было официально зарегистрировано в качестве фамильного имени.
Семейное именование Деминых встречается в архивных документах, начиная с XVII века. Например, фамильным родом Деминых была основана деревня Демина – в настоящее время село Демино Тугулымского района Свердловской области.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, о точном месте и времени возникновения фамилии Демин в настоящее время говорить сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что она принадлежит к числу древнейших русских семейных именований.
Источники: Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. Толковый словарь В.И. Даля в 4-х тт. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. Унбегаун Б.О. Русские фамилии.
Анализ происхождения фамилии Демин подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Демин:
Предки Деминых из прихода Беляковской сл. известны в пределах слободы по крайней мере с конца XVII в.: ими была основана д.Демина (23:5, сейчас с.Дёмино в Тугулымском р-не), в которой жили крестьяне Федор Ива-нович и Борис Васильевич Демины (перепись 1710 г.); Ф.И.Демин еще в 1696 г. сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.123). В д.Килинской (23:9) той же слободы проживали крестьяне Иван Павлович и Евстафий (Стафей) Федорович Демины (перепись 1710 г.).
Предком Деминых в приходах Троицкой сл. и с.Чернокоровского мог быть крестьянин д.Кочевской (Калиновская сл.; возможно, 41:3) Федор Дементьевич Демин (перепись 1719 г.).
В 1822 г. в Беляковской, Новопышминской сл. и в с.Чернокоровском фамилию носили солдатки и отставные солдаты, в Троицкой сл. и в деревнях — крестьяне; особенно много Деминых проживало в д.Паршиной (41:3).
Фамилия встречается повсеместно, особенно распространена в Богдановичском (Память — 51 чел.), Тугулымском (Память — 36 чел.), Сухоложском (Память — 10 чел.) р-нах.
23.1. Беляковская слобода, приход Богородицкой церкви Беляковская слобода
23.5. Демина деревня, приход Богородицкой церкви Беляковская слобода, село с 1975
23.6. Савина деревня, приход Богородицкой церкви Беляковская слобода
23.8. Пиригримова деревня, приход Богородицкой церкви Беляковская слобода
32.1. Троицкая слобода, приход Троицкой церкви Троицкая слобода, деревня Микитушкина (1710), она же Никитина, с 1747 – село Троицкое
32.6. Глухая деревня, приход Троицкой церкви Троицкая слобода
34.1. Новопышминская слобода, приход Архангельской церкви Новопышминская слобода, возникла на месте деревни Пышминской (основанной Невьянским Богоявленским монастырем в 1657/58 г.) в 1681, в документах конца XVII в. – Верх-Пышминская
34.5. Кашина деревня, приход Архангельской церкви Новопышминская слобода, с 1858 – село Кашинское (Кашино)
34.6. Кондратьева деревня, приход Архангельской церкви Новопышминская слобода
34.7. Попова деревня, приход Архангельской церкви Новопышминская слобода, деревня Поповка (Попова), 1869
41.1. Чернокоровское село, приход Петропавловская церковь село Чернокоровское, село с 1800, оно же Чернокорово (1869), а также Чернокоровка (1923)
41.3. Паршина деревня, приход Петропавловская церковь село Чернокоровское, возможно деревня Болдырева (1710) и Кочевская (1719)
Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство «Екатеринбург», 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.
Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!