фамилия какого композитора по русски звучит как часть растения
Музыкальные вопросы и ответы
1. Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Ответ. Ф. Лист — венгерский композитор)
2. А как называют музыканта, играющего на тубе? (Ответ. Тубист)
3. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (Ответ. В правой руке)
4. Из пород каких деревьев делаются верхняя и нижняя деки скрипки? (Ответ. Верхняя — из ели, нижняя — из клена)
5. Именем какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов? (Ответ. Баян)
6. Именем какой певчей птички названо одно из произведений композитора А.А.Алябьева (1787-1851)? (Ответ. «Соловей»)
7. Как извлекается звук на флейте? (Ответ. Воздушной струей через отверстие, специально для этого предусмотренное)
8. Как называется деревянная подставка под струны в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Кобылка)
9. Как называется приспособление для издания звука на медных духовых инструментах? (Ответ. Мундштук)
10. Как называется приспособление для удерживания подбородком скрипки при игре? (Отвтет. Подбородник)
11. Как называется приспособление, врезанное в заднюю стенку корпуса скрипки? (Ответ. Пуговица)
12. Как называется приспособление, при помощи которого извлекается звук на деревянных духовых инструментах (кларнет, гобой, саксофон, фагот)? Почему это приспособление так называется? (Ответ. Трость — приспособление из тонких камышовых (бамбуковых) пластинок (бамбук, камыш по форме напоминают трости, тросточки))
13. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Ответ. Солист)
14. Как называют музыканта, играющего на ксилофоне, барабане, тарелках? (Ответ. Ударник)
15. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Ответ. Музыканта, играющего на фортепиано (пианино или рояле), называют пианистом)
16. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Ответ. Трубач)
17. Как называют музыкантов в оркестре? (Ответ. Оркестранты)
18. Как называют участников хора? (Отвтет. Хористы)
19. Как называются бока скрипки, соединяющие обе деки в корпус? (Ответ. Обечайки или бочки)
20. Как называются красивые фигурные отверстия на верхней деке (дека — это верхняя плоскость корпуса инструмента) скрипки, альта, виолончели и смычкового контрабаса? (Ответ. Эфы (напоминают латинскую букву «f» — эф))
21. Как называются стерженьки для наматывания и настройки струн в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Колки)
22. Как у струнных музыкальных инструментов (скрипка, гитара и др.) называется возвышение над струнами, чтобы они не задевали за гриф? (Ответ. Порожек)
23. Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково? (Ответ. Гриф)
24. Какие инструменты были предками фортепиано? (Ответ. Клавесин и клавикорд, которые постепенно были вытеснены фортепиано)
25. Какие ключи, кроме скрипичного и басового, употребляются в музыке в наше время? (Ответ. Альтовый, теноровый, валторновый)
26. Каким одним словом называли современники всех участников «Могучей кучки»? (Ответ. «Кучкисты»)
27. Какой инструмент больше по размерам — виолончель или смычковый контрабас? (Ответ. Контрабас)
28. Какой инструмент больше по размерам — скрипка или альт? (Ответ. Альт)
29. Какой инструмент по-итальянски называется КОРНИ? (Ответ. Валторна)
30. Какой инструмент по-итальянски называется ОБОИ? (Ответ. Гобой)
31. Какой композитор написал больше всех симфоний? (Ответ. Йозеф Гайдн (более 100 симфоний))
32. Какой медный духовой оркестровый инструмент не имеет клапанов (кнопок)? (Ответ. Тромбон)
33. Кто заканчивал оперу А.П.Бородина «Князь Игорь», которую он не успел закончить? (Ответ. Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов)
34. Кто такой дирижер и кто такой регент? (Ответ. Дирижер — управляющий оркестром, хором, оперным или балетным представлением. Регент — это дирижер церковного хора)
35. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Ответ. Пианино и рояль)
36. Сколько белых и черных клавиш у фортепиано? (Ответ. 88)
37. Сколько музыкантов в большом симфоническом оркестре? (Ответ. 100 человек)
38. Сколько струн у инструментов: а) балалайки; б) домры; в) скрипки; г) смычкового контрабаса; д) гитары? (Ответ. а) три, б) четыре, в) четыре, г) четыре, д) шесть или семь)
39. Сколько тонов в тритоне? (Ответ. Три тона)
40. Сколько участников может быть в профессиональном смешанном хоре? (Ответ. 100-200 человек)
41. Фамилия какого композитора по-русски напоминает название молочного продукта? (Ответ. Б.Сметана — чешский композитор)
42. Чем отличаются друг от друга духовые инструменты корнет и труба? (Ответ. Устройством клавиатуры, размерами (корнет — покороче) и звучанием (у трубы звук более торжественный))
43. Чем отличаются пианино и рояль друг от друга? (Ответ. Пианино имеет форму шкафа, и струны в нем расположены вертикально, а рояль имеет форму стола на трех ножках, и рама со струнами расположена в нем горизонтально.)
44. Что такое клавир? (Ответ. Это — переложение оркестровой пьесы, оперы и т. д. для фортепиано.)
45. Что такое опус? (Ответ. Это слово латинское и обозначает «сборник» сочинений под своими порядковыми номерами)
46. Что такое синтезатор? (Ответ. Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDI-клавиатуры или другого устройства. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы, использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерные клавиатуру, мышь, монитор), называется программным синтезатором.)
Музыкальные викторины
«Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
Составила: концертмейстер Игуменцева Н.С.
Музыкальная викторина для учащихся 1-2 классов
1. Звуки, изображаемые посредством особого рода знаков (ноты)
2. Сколько нот в нотной грамоте? (семь)
3. Как называются пять линий, на которых и между некоторыми записываются ноты? (нотоносец или нотный стан)
4. Что является музыкальным символом России? (гимн)
5. Самый музыкальный цветок (колокольчик)
6. Как называется музыкальная погремушка? (маракас)
7. Каким ключом нельзя открыть дверь? (скрипичный, басовый)
8. Как называют музыканта, в совершенстве владеющего музыкальным инструментом? (виртуоз)
9. Как называются люди, сочиняющие музыку? (композиторы)
10. Назови жанры музыки (песня, танец, марш)
11. Коллектив из трёх музыкантов (трио)
12. Назови композиторов, которых ты знаешь
13. Назови группы музыкальных инструментов (ударные, клавишные, струнные, духовые)
14. Деревянные подружки пляшут на его макушке. Бьют его, а он – гремит, в ногу нам шагать велит (барабан)
15. Ой, звенит она звенит, всех игрою веселит, а всего-то три струны ей для музыки нужны (балалайка)
16. В лесу вырезана, гладко вытесана, поёт, заливается, как называется (дудочка)
Музыкальная викторина для учащихся 3-4 класса
1. Какие свойства имеют музыкальные звуки? (высота, длительность, громкость, тембр)
2. Назови шумовые звуки (жужжание насекомых, стук колёс поезда и др.)
3. Назови средства музыкальной выразительности (гармония, мелодия, лад и др.)
4. Как называется пение без слов? (вокализ)
5. Как называется музыкальное сопровождение песен? (аккомпанемент)
6. Что композитор Кабалевский называл тремя китами? (песня, танец, марш)
7. Какую песню исполняют стоя? (гимн)
8. Какая нота спряталась в имени Максим? (си)
9. Повторяющаяся часть песни (припев)
10. Что такое увертюра? (вступление)
11. Баритон – мужской или женский певческий голос? (мужской)
12. Что такое филармония? (концертный зал)
14. Адажио – быстрый или медленный темп? (медленный)
15. Что такое форте? (громко)
17. Заключительный раздел музыкального произведения (кода)
18. Музыкальное произведение для развития пальцев музыканта (этюд)
19. Сольный номер в опере (ария)
20. Самый распространённый жанр в музыке (песня)
Викторина «В мире музыкальных инструментов»
1. Струнный музыкальный инструмент, который называют «душой оркестра» (скрипка)
2. Как называется музыкальный инструмент похожий на скрипку? (валторна)
3. Как называется самый старинный щипковый музыкальный инструмент? (арфа)
4. Как называется палочка для игры на скрипке? (смычок)
5. Какой из музыкальных инструментов самый большой? (орган)
6. Сколько струн у балалайки? (три)
7. Как называется музыкальная погремушка? (маракас)
8. Домра – это струнный или духовой музыкальный инструмент? (струнный)
9. Кларнет – это струнный или духовой музыкальный инструмент? (духовой)
10. Тромбон – это ударный или духовой музыкальный инструмент? (духовой)
11. Трещётка – это струнный или ударный музыкальный инструмент? (ударный)
12. «Мама» скрипки (виолончель)
13. Изобретатель саксофона (Сакс)
14. На каком музыкальном инструменте играл Садко? (гусли)
15. Какой самый низкий струнный смычковый музыкальный инструмент? (контрабас)
16. Предок рояля (клавесин)
17. На каком музыкальном инструменте играют пальцами рук, локтями, палочками, колотушками? (барабан)
18. К какой группе народных музыкальных инструментов относятся ложки? (ударные)
Музыкальная викторина «Угадай песню»
1. Вместе солнце, речка, дом кружат в танце…. (песня утят)
2. Если песни петь, с ними – веселей…. (песня Леопольда)
3. Не пришла бы к нам метель, на денёк хотя бы …. (ка бы не было зимы)
4. Я здесь, я приехал – я ей прокричал …. (песенка мамонтёнка)
5. Шар земной быстрей кружится от весенней кутерьмы…. (крылатые качели)
6. К нам не слышно опуститься звезда и ромашкой останется…. (облака)
7. И как только на дорожке, и как только на тропинке…. (песня Красной шапочки)
8. Зима раскрыла снежные объятья и до весны. (три белых коня)
9. Стих родился новый, как стакан…. (тридцать три коровы)
10. Раз словечко – два словечко – будет песенка…. (вместе весело шагать)
11. Я раскрашу целый свет, в самый свой любимый цвет…. (оранжевая песенка)
12. А покорил весь белый свет, кого повсюду…. (буратино)
13. Нарисовал он на листке и подписал…. (пусть всегда будет солнце)
14. Где сосны рвутся в небо, где быль живёт…. (лесной олень)
15. Сонный лес простится с тишиной…. (улыбка)
16. Волны крутые, штормы седые – доля такая…. (крейсер Аврора)
17. Время проведём вполне приятно мы, вместе будем…. (песенка о жирафе)
18. Слышу голос и манящая дорога…. (прекрасное далеко)
План-конспект урока музыки «Что роднит музыку с литературой»
Что роднит музыку с литературой Презентацию подготовила: Мелехина Е. Ю.
Клавишный струнный музыкальный инструмент 1 2 3 5 6 4 ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ ф О Р т е п и а н о
ф о н а и п е т р о Как называют музыканта, играющего на ксифоне, барабанах или тарелках. 1 2 3 5 6 4 ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ у д а н и к
н ф о н а и п е т р о и к а д у Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? 1 2 3 5 6 4 ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ л и с т Ференц Лист
н ф о н а и п е т р о и к а д у с и л т Чем водит по струнам скрипач? 1 2 3 5 6 4 ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ м ы ч о к
н ф о н а и п е т р о и к а д у о ч к ы м с и л т Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И. А. Крылова 1 2 3 5 6 4 ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ к в р т е т
н ф о н а и п е т р о и к а д у в к р т е т о ч к ы м с и л т Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано 1 2 3 5 6 4 ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ а к к р д е н гармонь аккордеон
Что такое музыка? Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека. Лютер М. Прекраснее музыки только тишина. Поль Клодель Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Василий Сухомлинский
Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Песня = музыка + слова
Что станет с песней, если в ней не будет слов? Вокализ – это исполнение мелодии голосом без слов
Что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? Останется один только текст, т. е. – стихотворение
Басня Ивана Андреевича Крылова – «Квартет»
Вопросы для повторения 1. Что такое вокализ? 2. Из каких составных частей состоит песня? Вокализ – это исполнение мелодии голосом без слов вспомнить вспомнить Песня = музыка + слова
Тест по музыке «Проверь себя»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Самый большой музыкальный инструмент?
2. Что такое полифония?
4. Основатель русского романса?
5.Тенор – это мужской или женский певческий голос?
6.Самый высокий женский певческий голос?
7.Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения?
(Венгерский композитор Ф.Лист)
8.Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора?
9.Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково?
10.Сколько белых и черных клавиш у фортепиано?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-521306
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока музыки «Что роднит музыку с литературой»
План-конспект урока музыки
УМ модуль: Музыка и литература
Тема урока: Что роднит музыку с литературой
Тип урока: урок изучения нового материала
— учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
— развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства.
— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;
— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
— овладеть понятиями вокализ, квартет.
Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.
Материально-техническое оснащение (МТО): проектор, ноутбук, акустическая система.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация ранее изученных знаний
Объяснение нового материала
Объяснение нового материала
Подведение итогов урока
Выдача домашнего задания
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Перекличка.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)
Сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой». Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы.
3. Актуализация ранее изученного материала (6 мин)
Но для начала необходимо вспомнить, что вы уже знаете о музыке. Для этого немного поиграем. Любите играть? Я подготовила для вас кроссворд, давайте его разгадаем.
Клавишный струнный музыкальный инструмент (фортепиано). (слайд 2)
Как называют музыканта, играющего на ксифоне, барабанах или тарелках (ударник). (слайд 3)
Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Лист) (слайд 4)
Чем водит по струнам скрипач? (смычок) (слайд 5)
Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И. А. Крылова (квартет). (слайд 6)
Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано (аккордеон). (слайд 7)
Молодцы, я вижу, что с музыкой вы знакомы. (слайд 8)
Но кто ответит мне на следующий вопрос?
4. Изучение нового материала (30 мин)
Что такое музыка? Ответов существует множество. Давайте прочитаем как бы ответили на этот вопрос великие люди прошлого.
Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека. ( Лютер М.)
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. (В. Сухомлинский)
Прекраснее музыки только тишина. ( Поль Клодель) (слайд 9)
Как вы понимаете эти высказывания?
Запишите себе в тетрадку высказывание Сухомлинского.
Разные ответы на вопрос «что такое музыка?» лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, возвышеннее и благороднее. Но испытывать влияние музыки, еще не значит понимать ее.
Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальных слух. Не огорчайтесь, если у вас «нет слуха». Слуховую память можно развить. Все это мы узнаем на уроках музыки.
Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же, как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках.
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!
У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства – так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. (слайд 10) Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. (слайд 11)
А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.
Какое музыкальное произведение вы слышите чаще всего? (Песня)
Правильно, это песня. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.
Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).
Эту мелодию мы можем с вами исполнить? (Да, сможем. Голосом)
Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ». (слайд 13)
Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение.) (слайд 15)
Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений, в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте басню И.А. Крылова «Квартет» и запишите слова из текста басни, которые относятся к музыке.
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». (слайд 16)
Итак, какие слова, относящиеся к музыке вы записали? (квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).
А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? (нет).
Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.
5. Подведение итогов урока (3)
Давайте ответим на несколько вопросов для повторения.
Из каких составных частей состоит песня? (слайд 17)
Вот и подошел урок к концу. Я предлагаю вам проголосовать. Если вам понравился урок, то поднимите большой палец вверх, если не понравился, то вниз. (слайд 18)
6. Выдача домашнего задания (1 мин)
На оценку составить кроссворд о музыке с использованием не менее 5 слов. Оформить в виде презентации, распечатать на принтере или нарисовать на альбомном листе. Ответы не вписывать, а написать на отдельном листе.