фанаты спартака кто они такие и какие цели они преследуют
Расследование «Совспорта»: кто организует фанатский беспредел в России и мире
Многие из нас прекрасно помнят те времена, когда на трибунах были не фанаты, а болельщики. Официально диктор на стадионе к ним обращался при помощи советской казенной формулировки «уважаемые любители спорта», но на деле все были именно болельщики. Слово «фанат» означало скорее некую маргинальную прослойку. Назвать кого-то фанатом означало признать этого человека, мягко говоря, не очень адекватным. Можно просто любить свою команду – а можно «фанатеть».
Но 80-е сменились 90-ми, и слово «фанат» уже не стало казаться маргинальным. Да и понимание, что именно является нормой на стадионе, тоже всерьез скорректировалось. Правда, история утверждает, что первые фанаты в Советском Союзе появились все-таки намного раньше 90-х.
ИСТОРИЯ: ИСТОКИ УЛЬТРАС
Футбольный фанатизм в СССР беспощадно отставал от европейского. Появившись в начале 70-х годов, советские футбольные фанаты не представляли из себя серьезной силы и отличались от «обычных» болельщиков лишь наличием редкой для тех времен атрибутики.
К этому времени в Италии уже вовсю создавались фанатские «группировки». Пусть в них входило небольшое количество совсем молодых юношей, но они вывешивали баннеры и заявляли о себе. Так уже к концу 60-х на стадионах Италии реяли флаги «Fedelissimi Granata» клуба «Торино», «Fossa dei Leoni» «Милана» и «Boys San» «Интера». Группировки обеспечивали красочное шоу на трибунах и шумовую поддержку голосом и барабанами.
Итальянcкие ультрас 70-х годов PAGSINCE1981
Истоки «ультрас» движения находятся в политических демонстрациях в Италии середины XX века. Пока же молодчики с Апеннин маршировали под бой барабанов и политические лозунги разного содержания, в советском обществе царило единство идеологии. Первомай и день Октябрьской революции, отмечаемые по разнарядке, не могли спровоцировать появления такого явления, как «фанатизм». Лишь с проникновением в Союз крупиц информации о становлении в Европе движения «ультрас» и с появлением первых выездов в стране едва-едва стали появляться первопроходцы новой неформальной культуры.
ФАНАТЫ ПРИШЛИ НА «СПАРТАК» В 1972-М?
Но по протоптанной тропинке идти ведь легче? Так, видя перед собой пример спартаковцев и подглядывая в замочную скважину Железного занавеса, советская молодежь начала потихонечку носить разноцветные шарфы и поддерживать свои команды «кричалками». Были эти «кричалки» не слишком разнообразными.
Все, кто ходил на футбол в конце 70-х – начале 80-х, помнят прекрасно эти незамысловатые тексты: «В Союзе нет еще пока команды лучше «Спартака!» Ну и все эти «Аррррмейцы Москвы», «Дииии-на-мо Москва!», сопровождаемые хорошо узнаваемым ритмическим рисунком аплодисментов.
Голь на выдумки хитра: в ход шли пионерские галстуки и даже школьная форма.Движения фанатов в СССР целое десятилетие не имели общей организации и состояли из разрозненных групп энтузиастов. Дефицит в ту пору бил не только по полкам в продуктовых магазинах, но и по болельщицкой атрибутике. Если кому-то привозили шарф «Челси», то он немедленно использовался в поддержке «бело-голубой» команды.
Атрибутика производилась и самостоятельно, кустарным способом. Большинство фанатов со стажем помнят обросшую сказаниями и легендами станцию Михнево. Подмосковный поселок был настоящей Меккой для первопроходцев фанатизма, ведь там шились полосатые шарфы и свитеры. Цены кусались, но выглядеть хотелось стильно.
В Европе, где футбольная атрибутика уже ставилась на поток, болельщикам жилось вольготнее. Быстро сообразив, что «барыши» с шарфов и флагов могут пополнить клубную копилку, команды выпускали собственную «экипировку» для фаната.
Фанатизм в СССР начинал приобретать формы так называемых неформальных объединений. Желание быть в «теме», быть модным, принадлежать к социальной группе манило молодых людей в ряды фанатов.
Спустя некоторое время стало ясно, что именно футбольные «фаны» оказались единственным по сути мощным неформальным объединением молодых людей. Другие субкультуры еще были неразвиты и довольно слабы, а вот фанаты имели в этом смысле серьезное преимущество. Ведь у них была площадка для реализации своих задумок – стадион и футбольные матчи на нем.
Советская милиция, не знакомая с новым явлением, откровенно не знала, как реагировать на толпы фанатов в разноцветных шарфах. Четких приказов «сверху» не поступало, и «фаны» какое-то время жили спокойно.
Но чем больше людей отправлялось на выезды, чем чаще случались стычки, тем пристальнее за представителями движения наблюдало КГБ. Порой вызывая на допросы и занося особо активных в специальные списки. Некоторые были отчислены из вузов или даже теряли место на работе.
В Англии к тому времени грянули «Эйзель» и «Хилсборо», после чего «Железная леди» Маргарет Тэтчер всерьез взялась за местных фанатов. Запрещалась даже продажа пива на стадионах, создавались списки неблагонадежных болельщиков. Все это было полумерами, большинство из которых не сработали.
Хотели вводить посещение стадиона только по клубным картам – реализовать не получилось. Хотели запрещать продажу алкоголя на стадионе – приводило только к обратному результату: болельщики «набирались» до входа на трибуны и число изрядно пьяных и неадекватных на секторах только увеличивалось.
ФАНАТЫ 80-Х
У советских «фанов», увы, тоже был свой «Эйзель» и «Хилсборо» в «одном флаконе». 20 октября 1982 года в «Лужниках», который тогда еще назывался Центральный стадион имени Ленина, в рамках 1/16 финала Кубка УЕФА (это был второй этап третьего по значимости, но второго по силе еврокубкового турнира) сошлись «Спартак» и «Хаарлем». Из-за давки погибли 66 болельщиков «красно-белых», но в кругах фанатов называются числа и до 200-х и даже до 300-х человек, что, судя по всему, не так далеко от истины.
Информацию о трагедии замалчивали, а гайки в отношении активных «фанов» закручивали. Только к 1989-му году в прессе появились материалы о том, что на самом деле произошло в «Лужниках». Первым, кстати, написал об этой трагедии именно «Советский спорт».
В середине 80-х недолгое время правоохранители очень неуклюже боролись с фанатской средой. Пресекались не стычки хулиганов, а любые проявления активности на самих стадионах. Вскочил с кресла – милиционер окажется сразу рядом и попросит сесть. Крикнул что-то – тогда сразу на выход. Разумеется, разминать кулаки с побоищах с «ментами» тогда не было принято. Да и популярная позже кричалка «Футбол для фанатов, а не для мусоров» в ту пору была еще невозможна.
Впрочем, такой период длился недолго. С приходом к власти Горбачева отношение к фанатам начало меняться, наступила своего рода «оттепель». Даже некогда ориентированная на очки-медали-секунды пресса стала давать материалы о фанатах.
Если в 70-е и 80-е фанатские движения СССР опирались на опыт итальянского стиля, то теперь умы захватил британский. И это не спроста. Итальянцы, хоть и оставались кумирами многих, но в самом фанатском движении страны намечался кризис.
Борьба государства против «ультрас» вышла на новый уровень, да и неминуемо наступала смена поколений. Трибуны Италии переживали ее тяжело. Репрессии становились все жестче, а противостояние «ультрас» все активнее.
В свою очередь британцы продолжали покорять умы фанатов разных стран своим стилем. Даже несмотря на Эйзельскую трагедию и Хилсборо и пятилетний запрет на участие в еврокубках для клубных команд, англичане выезжали на матчи за сборную и устраивали потасовки уже там.
«ЧУЖИЕ» УШЛИ, ПРИШЛОСЬ ИСКАТЬ ДРУГИХ
Более двух сотен человек схлестнулись в грандиозной драке. Силовые структуры немедленно отреагировали на беспорядки и пристально начали следить за фанатами. На фанатизм пошла настоящая мода, интерес рос день ото дня. В итоге движение выросло до таких размеров, что контролировать его только лишь силами милиции было невозможно. Огромный резонанс вызвала так называемая «Щелковская битва» в 1997-м году между представителями фандвижений «Спартака» и «Зенита». С тех пор в российских СМИ за фанатами закрепилось прозвище «футбольные хулиганы» на манер английского «hooligans».
НАСИЛИЕ И РЕПРЕССИИ
Все новые противостояния между футбольными хулиганами провоцировали репрессии и ограничения для них самих. На стадионах запрещалась пиротехника, а день матча по сути предполагал чуть ли не объявление ЧП в городе. Отряды милиции и ОМОН патрулировали подходы к стадиону. Причем главным запретом был в ту пору запрет собираться фанатам в группы. На самих трибунах с фанатами тоже не церемонились и применяли дубинки и слезоточивый газ. Впервые в истории российского футбола матч был прерван из-за столкновений ОМОНа и болельщиков в 1999-м году. Тогда «Спартак» играл против «Сатурна» на выезде в Раменском.
«ДВИЖИ» И ПОЛИТИКИ
Александр Шпрыгин («Каманча») стал самым известным фанатом-функционером.Чем дальше заходили фанаты, тем большее внимание политиков они привлекали. Некогда один из самых одиозных представителей «движа» московского «Динамо», затем президент печально известного объединения «Всероссийское объединение болельщиков» (ВОБ) Александр Шпрыгин в свое время лоббировал появление перфомансов в поддержку партии ЛДПР на трибуне «бело-голубых». Бывший фанат, а потом уже скорее «функционер» по кличке «Каманча» окончательно оказался персоной нон-грата в российском фанатизме уже после погромов во Франции в июне 2016 года.
Единственными, кому удалось практически избежать политического влияния, оказались англичане. «Правая» организация «Национальный фронт», хоть и имела представительство на трибунах некоторых клубов, обладала ничтожной силой. Фанаты оставались в большинстве своем аполитичными. К этому, кстати, через некоторое время пришли и многие прежде политизированные «движи» Италии.
ИЗ ГОРОДА В ЛЕС
С конца 2000-х годов российский фанатизм плотно ушел в леса в прямом смысле слова. Драться возле стадионов стало делом опасным, а молодежь попадать в полицию не желала. Проявления организованного насилия на улицах становились делом редким и некогда свободная субкультура начала превращаться в своеобразный спортивный клуб. Нельзя сказать, что на трибунах стало тише или менее красочно, но все выяснения отношений почти полностью перебрались на лесные поляны. Молодые люди, порой даже не интересующиеся делами команды, проводили в залах дни напролет, поднимая свой уровень боевого мастерства. Настоящим фанатизмом, конечно, тут и не пахло. Все скатилось до бойцовского клуба между десятками и сотнями мелких объединений. Но и гражданская составляющая, очень близкая к политической, никуда не делась. Речь не идет о внезапно появлявшихся свастиках или кельтских крестах на трибунах. В 2010-м году был убит фанат «Спартака» Егор Свиридов, что спровоцировало массовые беспорядки в двенадцати городах России. Естественно, наибольшее количество людей вышло в Москве на все ту же Манежную площадь. Требования были разными: от справедливого расследования до «изгнания инородцев» из Москвы. Ряд источников при этом настаивал, что основных фанатских «фирм» на Манежной не было, поскольку многие тогда понимали, что фанов используют.
После массовой акции в центре Москвы футбольных хулиганов начали брать на «карандаш» еще активнее и стараться использовать в собственных корыстных политических целях. Так, некие футбольные хулиганы нападали на защитников Химкинского леса, атаковали национал-большевиков и даже охраняли митинги провластных молодежных организаций.
Но не только в России фанаты участвуют в гражданских акциях, близких к политическим. В Италии ультрас организовали целую кампанию, протестуя против строительства железной дороги, в Германии выступали за размещение беженцев в своей стране или в составе антисалафитского движения. Кроме того, недавние события в Украине показали, насколько политически активным может быть движение футбольных фанатов. Ультрас принимали участие в акциях на Майдане и заключили между собой перемирие по всей стране до окончания боевых действий в Донецкой и Луганской областях. Фанаты львовских «Карпат» также принимали активное участие в протестах на Майдане в Киеве.
ФАНАТЫ И СПЕЦСЛУЖБЫ
“Принято считать, что российские власти, напуганные тем, что фанатские группировки стали одной из движущих сил Евромайдана в 2013-2014 годах, упорно хотят не повторить повторения подобного сценария в России. Поэтому с фанатской средой очень плотно и активно работают спецслужбы.
«Мне не раз приходилось в штатском находиться в секторе во время матчей. Я для себя фиксировал нарушителей, провокаторов, зачинщиков беспорядков. На выходе с трибун сообщал коллегам, кого задержать. Часть задержанных мы оформляли и потом их подробно «отрабатывали», а часть у нас сразу же забирали люди с несколько другими погонами. Так и говорили: «Это наш».- рассказывает сотрудник полиции Михаил Г.“
В каждый отдельный период времени взаимоотношения с органами правопорядка были разные. В советское время фактически никаких взаимоотношений не было.
А в 90-е годы наступил уже полнейший беспредел. В советский период поднять руку на милиционера было табу. Встречались, конечно, единичные случаи, но тем не менее, такого рода события были из ряда вон выходящими. С распадом СССР все звериные инстинкты фанатов были выпущены наружу. Начались безумные атаки на сектора ОМОНа. Причем во многих случаях милиция сама провоцировала столкновение с болельщиками.
Хотелось бы отметить, что надо разделять московскую полицию с периферийной. В Москве все-таки это всегда более профессиональные люди. Тех безумств, которые творятся в регионах, здесь, в столице, нет. То, что полицейские иногда не пропускают с баннерами… По баннерам скажу следующее: было решение о растяжках и флагах. Есть официальный фан-клуб, в котором регистрируется баннер и отправляется на согласование в РФПЛ. Если на баннерах нет призыва к насилию, расовой дискриминации и так далее, то он вполне допускается на трибуну.
До сих пор большие вопросы возникают с беспорядками в Марселе. Некоторые воспринимают это как возможный заказ. Конечно, некоторые представители авторитетных фанатских группировок в России уже давно стали частыми гостями в кабинетах политиков. Некоторые перешли туда на работу. Очевидно, что контролировать российских фанатов удобнее «сверху» через высшую ступень «трибунной иерархии». Иначе чем можно объяснить внезапно появившиеся баннеры в поддержку Новороссии на матчах сборной?
Часть арестованных во Франции болельщиков оказалась «специалистами отделов по работе с болельщиками» тех или иных футбольных клубов. Информации о том, что они с позором уволены, не было.
Во многих странах мира организованный фанатизм тесно связан с криминалом. На Балканах – это сбыт наркотиков, в Италии – бандитизм, в Южной Америке в основе «движей» находятся представители наркокартелей. Эта темная сторона околофутбольной кухни получила развитие и в России. Зачастую большая и авторитетная фанатская группировка связана не только любовью к клубу, но и общим бизнесом, либо «крышеванием» чьего-то дела. Нередки и услуги по обеспечению безопасности неких объектов. Пару лет назад в Москве в ходе бандитской перестрелки был убит представитель одной известной спартаковской «фирмы».
“Я вам скажу так: на протяжении десяти лет, до сентября 2016 года, пока Всероссийское объединение болельщиков функционировало, мы регулярно участвовали в совещаниях в милицейских/полицейских кругах, как под председательством министра внутренних дел, так и его заместителей. В принципе ВОБ является членом РФС, и поэтому есть контакт и со службами правопорядка.
Я сейчас являюсь рядовым болельщиком, хожу на матчи «Динамо», на матчи сборной. К управлению сообществом болельщиков отношения не имею, но у меня круг общения очень большой. И еще раз повторюсь: я не слышал о том, чтобы где-то было какое-то взаимодействие с фанатами, чтобы их куда-то приглашали и так далее. Наоборот, если раньше стадион был зоной безнаказанности, то теперь ни одно правонарушение со стороны болельщиков не находится без внимания- говорит Александр Шпрыгин, фанат «Динамо», глава ВОБ.
ДОСЬЕ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»:
Актуальное описание фанатских «движей», которые существуют на данный момент в России.
Один из лидеров «Юнион» Константин Игнатьев и один из лидеров «Ярославки» Сергей Полынин были задержаны за «забив» коллективов в январе 2016 года у метро «Спортивная».
Стало основным «динамовским» движением, после того, как практически прекратил свое существование коллектив «Blue-White Dynamite». Основаны в 2000 году, дружат с армейским коллективом «Einfach Jugend». Два известных движа бело-голубых «Корсары» и «Инструменты», являются, по сути своей, молодежными отделениями «Capitals».
Второй по силе красно-синий околофутбольный коллектив. В первый состав коллектива наравне с молодыми бойцами входили ветераны из «Red-Blue Warriors». Образованы в 2001 году.
С 1999 года главный околофутбольный коллектив болельщиков «Локомотива». С того же года основными и непримиримыми врагами являются болельщики московского «Торпедо». В 2001 часть создателей движения организовали новый коллектив «БХЗ». Лидер «Викингов» Алексей Ерунов отсидел полгода за участие в драке в Марсельском порту, на данный момент имеет судебный запрет на посещение спортивных мероприятий сроком на два года. Когда-то невозможная для советской печати тема фанатов была легализована – неожиданное дело! – в «Литературной газете» Юрием Щекочихиным. Когда-то невозможно было себе представить публикацию о трагедии в Лужниках в 1982 году – только «Советский спорт» смог это первым сделать спустя 7 лет, в 1989-м. Но в ту пору никто и представить себе не мог, какими будут фанатские движения и проблемы, с ними связанные, в последующие десятилетия.
Почему «Спартак» называют «мясо». «ССФ» выяснил, откуда у фанатов берутся прозвища
Как у каждой команды есть название, так и у фанатов каждого клуба – свое прозвище. Одни – «кони», другие – «мясо», третьи – «бомжи»… Причем большинство прозвищ не сегодня придуманы. В том, как они появились, разбирался корреспондент «ССФ».
Насколько помню (а память добрасывает меня до середины 1960‑х), ЦСКА всегда был «конюшней». Для тех, кто не болел за армию. Слово, конечно, имело некоторый негативный оттенок, но произносили его легко, как и не ругательство вовсе. Говорим ЦСКА – подразумеваем конюшню, и наоборот. Но так уж не повезло армии (или повезло?), что исторически все команды соседствовали с конюшнями. Была конюшня до революции рядом с полем Всеобуча в Сокольниках, на месте стадиона на Песчаной располагались конюшни ипподрома, а в бытность армейской спортбазы на территории Центрального военного санатория команда вообще жила… в конюшне (перестроенной, конечно) князя Юсупова. Метонимия по территориальной смежности, скажут лингвисты.
Спартаковцы всегда были торгашами, так как команда принадлежала Промкооперации, в которую входили колхозные и прочие рынки, но изначально «Спартак» связывали исключительно с торговлей продуктами питания, потому как первое название команды – «Пищевик». Синекдоха, объяснят лингвисты: замена целого его частью. Предлагаю армейским фанатам использовать ядреное словечко как ругательство в адрес спартачей. Эй, вы, синекдохи!
«А еще мы спартаковцев звали «шнурками», – вспомнил динамовец Валерий Маслов. – Ассирийцы, которые в палатках обувь чинили и шнурки продавали, были ведь тоже кооперативом! Ну а нас называли «ментами». Не обижались!» Торпедовцы были «слесарями» – так огрызались на них спартаковцы (услышав про себя «торгаши»), – намекая на то, что те числились в цехах ЗИЛа.
Жили все – «шнурки», «конюшня», «менты» и «слесари» тихо-мирно. Столичный же «Локомотив», будучи пятым колесом московского футбола, колесил чаще всего по первой лиге, то есть жил обособленно, совсем без болельщиков и соответственно без прозвищ (кого обзывать!). Помню, играли в конце 1970‑х в Черкизове киевляне. Сидит сотня болельщиков, пьют пиво, водку. Вдруг кто-нибудь заорет: «Киев, шайбу!».
Безмятежная жизнь московских болельщиков закончилась в середине 1970‑х, когда спартаковцы, организовавшись, начали «строить» армейских – пока еще неорганизованных.
НАШЛИ КОЗЛОВ… ОТПУЩЕНИЯ
Пора дать слово одному из первых спартаковских фанатов, а ныне председателю фан-клуба «Спартака» Владимиру Гришину.
– Раньше, до 1970‑х, унизительных кличек не было, – вспоминает Гришин. – Хотя несколько оскорбительно звучало в отношении «Спартака» «торгаши», а еще раньше – «пух и перья». Правильно Старостин сказал: весь мир делится на тех, кто любит «Спартак», и на тех, кто ненавидит. В промкооперации были и врачи, и шоферы – кого только не было! Но назвали почему-то торгашами. В советские времена это звучало как спекулянты, стяжатели…
Первые фанаты «Спартака» появились в 1972‑м. Тогда мы ЦСКА иначе как «конюшней» не называли. Хотя в советское время они не считались соперниками. Никаких дерби не было. Было дерби с «Динамо», но с динамовцами, как ни странно, мы дружили. А ЦСКА, хотя нечего с ними было делить, мы здорово молотили. Надо же было кого-то погонять! Нашли козлов отпущения… Никакой другой, социальной, причины нет: они, мол, – армия, а мы – простой народ.
В 1970‑е наши болельщики часто ходили на матчи ЦСКА и скандировали: «Вся Россия и Москва ненавидит ЦСКА, чтоб таких козлов найти, надо землю обойти!» или «Слышится стук копыт, появилось дышло, сено клочьями летит, на лед конюшня вышла!». Издевались. Расцвет спартаковского фанатского движения – 1978 год. Была операция «Акварель». Встречались на «Белорусской». Верховодил тогда Рифат Сигдатуллин. Подходит группа. Рифат: «Откуда?» – «Со «Ждановской». – «Сколько человек?» – «Двадцать». – «Задача – разрисовать в вашем районе 50 домов. Написать: «Спартак» – чемпион! Конюшня – г…» – «А вы откуда? Сколько?» – «Двенадцать человек». – «Задание: 20 домов разрисовать!» Так вся Москва покрывалась спартаковскими надписями. А когда ЦСКА играл на Песчаной, тоже были любопытные совещания: одной группировке – сторожить «конюшню» на «Полежаевской», другой – на «Соколе», третьей – еще где-то… Перекрывали все отходы со стадиона армейским болельщикам. Они неизменно по барабану получали.
КТО МЫ? МЯСО!
– Нас в 1970‑е торгашами если кто и называл, то втихаря, – продолжает Гришин. – потому что это было время полной красно-белой гегемонии, и за любое неаккуратное слово можно было по физиономии получить. Это на себе о-о-о-очень сильно испытали армейские болельщики. Но к концу 1970‑х у них тоже бурно начало развиваться движение. Осмелели и даже начали давать отпор.
Вот тогда-то армейцы и придумали «мясо». Что обиднее найти в торговле, чем мясной отдел? В них в те времена мяса как раз не было или было очень паршивое.
Вот и пошло «мясо». А в начале 1980‑х появилось «свиньи» – от свинины. Конечно, мясо бывает разное – говядина, баранина, но быки, бараны звучит не так обидно, как свиньи. Многие спартаковцы, и я в том числе, до сих пор воспринимают «мясо» как оскорбление. В юности морду бил за это, не стесняюсь признаться. Но теперь «мясо» прижилось. Мне кажется, это неправильно. Уже пишут на майках «Кто мы? Мясо!». Не хватало еще написать «Кто мы? Свиньи!» Хотя свинью спартаковцы переделали под кабана – стал как талисман. Хороший ход: кабан – мощное, независимое животное.
Ну а спартаковские болельщики в ответ на «свиней» в середине 1980‑х начали называть ЦСКА «конями». Хотя конь, на мой взгляд, вовсе не обидно – благородное, красивое животное.
«…И ТОРМОЗЯТ ПРОГРЕСС!»
– Русский фан-вестник в свое время разыскал тех, кто додумался обозвать «Спартак» мясом. С разрешения редактора издания Андрея Малосолова процитирую одного из авторов прозвища – Александра Беликова. «Слово «мясо» мы придумали где-то в 1976–1977 гг. Они (спартачи. – Прим. ред.) нас все время обзывали «конюшней», надо было что-то придумать в ответ. А потом мы посмотрели их историю – мясокомбинат, «Пищевик». Оттуда и пошло «мясо». Их знак было удобно перерисовывать: букву «С» округляли в виде сосиски или рисовали из нее поросячью рожицу, спереди добавляли «МЯ», внизу пририсовывали «О».
Почему они нас преследовали? Я думаю, что помимо идеологических понятий они это делали из чистого хулиганства. Ведь в их рядах были не только Рифат и Ложкин (Софрон) (кстати, водитель автобуса), но и множество обычной дворовой шпаны.
Самой трудной для нас была концовка 1970‑х. Это время прозябания, позора и унижений. Мы же ведь в шарфах одно время только во дворе или в школе ходили. На футболе всегда дежурило «мясо», и они могли «обуть». Мы и на матчи могли не попасть, т.к. они стояли у касс и вычисляли уже там. Это с 1979–1980 гг. у нас пошел подъем.
Мясная пропаганда утверждала, что «кони» воровали у них кричалки. Это чушь. Подтверждаю текстами. Вот один из самых первых:
Пусть «мясники» нас,
сволочи, не любят,
От их любви воняет колбасой.
А в ЦСКА такие люди,
Что нам Америка
завидует порой.
…
Они своей ромбатой штукой
С корявой буквой «С»
Позорят всю Москву
И тормозят прогресс!
Как обзывают команды и их болельщиков
«АМКАР» (Пермь)
«Навоз». Так обзывают команду соперники на Урале и в Казани, намекая на то, что клуб принадлежит ОАО «Минеральные удобрения», а навоз – одно из лучших удобрений.
«Аммиачные». «Амкар» – сочетания первой части слов «аммиак» и «карбамид» (главная продукция «Минеральных удобрений»).
«ЗЕНИТ» (Санкт-Петербург)
«Мешки». Прозвище придумали московские болельщики в 1985 году. Годом ранее «Зенит» стал чемпионом СССР, и в Ленинграде огромным тиражом (около миллиона) были выпущены полиэтиленовые пакеты (мешки) с соответствующей надписью. Хотя мешки стоили около трех рублей, их вмиг раскупили. С мешками «Зенит» – чемпион!» питерские приезжали в Москву.
«Бомжи». В начале перестройки в Москве появилось много бомжей, и слово стало очень популярным. Ленинградские болельщики из экономии приезжали на футбол на электричках, добираясь сутки и более. Приезжали помятые, со следами похмелья на лицах. И действительно, имели в облике что-то бездомное. К тому же «Зенит» то вылетал из высшей лиги, то снова поднимался – как бы не имел в ней постоянной прописки. Более того, московские фанаты начали называть Питер бомжеградом, а однажды к приезду поезда с болельщиками они за ящик водки, снабдив вокзальных бомжей атрибутикой «Зенита», наказали кричать «Зенит» – чемпион!».
«ДИНАМО»
(Москва)
«Милиция». ФК «Динамо» был в ведении МВД.
«Менты», «мусора» – синонимы милиции (жаргон).
«Динамики» – производное от «Динамо».
«КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ» (Самара)
«Прокладки».
От «Крылышек». В эпоху раннего капитализма в России телекомментаторы часто называли команду «крылышками». В те же времена на ТВ появилась реклама гигиенических прокладок с крылышками. По слухам, руководство клуба даже просило телеканалы изъять слово «крылышки» в отношении команды из употребления.
«Крысы», «крысоловы». Сокращенное от «Крыльев Советов». Пошло в начале ХХI века. Обидное прозвище на удивление легко прилипло к команде, и ныне крысы в разных видах являются талисманом команды.
«ЛОКОМОТИВ» (Москва)
«Пятое колесо». Придумали газетчики, называя не шибко удачливый «Локомотив» пятым колесом в телеге московского футбола (четыре других – «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Торпедо»).
«Паровозы». Прозвище имеет некоторый пренебрежительный оттенок: паровоз – архаичный вид поезда.
«Лохи» (»лохомоты») – замена буквы «к» на «х» в названии клуба.
«Лохогерлз». За высокий процент женщин на матчах.
«Машинисты». Водят паровозы.
«РОСТОВ» (Ростов-на-Дону)
«Сенокосилки». Раньше команда принадлежала заводу «Ростсельмаш», производящему сель-
хозмашины, в том числе сено-косилки.
«Сельпо». Сельский магазин – обыгрывается сельская тема «Ростсельмаша».
«РУБИН» (Казань)
«Камни». Рубин – вид камня.
«Телевизор». В СССР был популярен телевизор «Рубин».
«Татары». Казань – столица Татарстана.
«СПАРТАК» (Москва)
«Торгаши». В советские времена в промкооперацию, которой «принадлежал» «Спартак», входили и торговые кооперативы.
«Шнурки». В промкооперации членами состояли чистильщики обуви и сапожники.
«Мясо», «мясные». Производное от мясокомбинатов, связанных с промкооперацией, придумали армейские фанаты в 1976–1977 гг.
«Свиньи», «свинарник». Производное от свинины как вида мяса, пустили в обиход армейские фанаты в середине 1980‑х.
«СпаМеры» – сокращенное от «Спартак» Москва.
«Рабы». Спартак был предводителем восставших рабов в Римской империи.
«ТОМЬ» (Томск)
«Валенки». Придумали фанаты Москвы, намекая, что в холодной Сибири все ходят исключительно в валенках.
ЦСКА (Москва)
«Лейтенанты». Называли в СССР в 1950‑е годы.
«Конюшня». Футбольные базы ЦСКА находились на месте или рядом с конюшнями.
«Кони». Производное от «конюшни», запустили спартаковские фанаты в середине 1980‑х в ответ на «свиней».
«Конявые». Оскорбительное от «коней».
«БАЛТИКА» (Калининград)
«Балда». Обидное производное от «Балтика».
«МЕТАЛЛУРГ» (Липецк)
«Сталевары». Те же металлурги.
«МОСКВА»
«Кепки». От знаменитой кепки мэра Юрия Лужкова – инициатора создания клуба.
«Фекалии». От ФК (»Москва»).
«САЛЮТ» (Белгород)
«Пиротехники». Праздничный салют связан с пиротехниками.
«Грифоны». Такой символ клубу придумали болельщики (грифон – крылатое чудовище с львиным туловищем и головой орла).
«САТУРН» (Московская область)
«Инопланетяне». От «космического» названия клуба.
«Телепузики». Одно время спонсором «Сатурна» был канал «Рен-ТВ».
«СИБИРЬ» (Новосибирск)
«Орлы». Птица изображена на гербе клуба.
«Чикалда». Такую кличку в память о Чкалове (с 1972 по 2005 год в названии клуба было слово «Чкаловец») придумал талисману клуба – степному орлу – болельщик Сергей Устюгов.
СКА (Ростов-на-Дону)
«Пони». Уменьшительное от армейских «коней».
«ТОРПЕДО» (Москва)
«Кастрюли». В советские времена завод им. Лихачева выпускал кроме автомобилей и такую продукцию.
«Слесаря». Прозвище придумали игроки «Спартака» в 1970–1980‑е в ответ на «торгашей».
«Торпедоны». От «Торпедо».
«Педо», «педики». Обидное производное от «Торпедо».
«Нужники». От «Лужников», где играло «Торпедо».
«Автозапчасти». В начале 1990‑х кричали болельщики команд-соперниц, переиначивая слово «автозаводцы».
«УРАЛ» (Екатеринбург)
«Шмели». Насекомое – официальный талисман команды.
«ФАКЕЛ» (Воронеж)
«Факелоны». Производное от названия клуба.