Фарфо́ровский по́ст – в настоящее время, согласно Реестру, входит в список территориальных зон, которые представляют собой объекты городской среды, не являющиеся проездами или фактически существующими островами, но имеющие адреса. Другими словами, улицы с таким названием не существует.
Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.
Спутниковый снимок 2 001 г.
В 1744 году неподалёку от нынешней платформы Фарфоровская, на левом берегу Невы был основан Фарфоровый завод (первоначально – Порцелиновая мануфактура), изготавливавший посуду, декоративные вазы, табакерки и другие изделия. Рабочий посёлок при заводе стал называться слободой фарфорового завода. Впоследствии западнее завода основывается поселение Фарфоровская колония. Колония находилась в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Именно здесь корни названия как современной платформы, так и местности Фарфоровский Пост.
В 1851 году было полностью открыто движение по первой двухпутной казённой железной дороге русской колеи между столицами Российской империи. Пути связали два основных административных и промышленных центра страны, и востребованность Санкт-Петербурго-Московской (с 1855 года – Николаевской) железной дороги год от года стабильно росла, пользовались спросом пассажирские перевозки, постоянно рос поток грузов.
В 1906-1912 годах была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой пути главного хода (основные пути) были вынесены западнее сортировочной станции для исключения пересечения транспортных потоков и упрощения манёвров. Участок от поста Петербург-II (ныне – район поста 5-й километр) до станции Обухово был открыт в 1911 году.
К этому же времени был обустроен новый раздельный пункт – Фарфоровский пост с платформой и вокзалом. В связи с переносом платформы, на ряде карт, схем и документов новый остановочный пункт обозначался, как Ново-Фарфоровский пост. Однако ещё чаще на картах указывалось название Фарфоровая платформа.
В непосредственной близи от нового поста был сооружён посёлок для работников Николаевской железной дороги. Над путями сортировочной станции, а также главного хода С.-Петербург-Москва был перекинут транспортный (Фарфоровский) путепровод, соединивший Муравьёвский переулок со станционными строениями как западнее путей главного хода, так и восточнее. Фарфоровский путепровод был открыт в 1910 году. Позднее, в 1914 году, был построен и открыт пешеходный мост, давший возможность жителям села Покровского и Фарфоровой колонии безопасно добираться до вокзала.
Фарфоровский пост – забытая улица или островок прошлого.
Среди каменных высоток, новостроек-«стекляшек», типовой застройки района Купчино, свернув с асфальтированных дорожек, можно найти интересное место – несуществующую улицу или островок начала XX века – Фарфоровский пост.
В настоящее время, согласно Реестру, Фарфоровский пост входит в список территориальных зон, которые представляют собой объекты городской среды, не являющиеся проездами или фактически существующими островами, но имеющие адреса. Другими словами, местность Фарфоровский пост, официально улицей не является. Хотя фактически «улица» состоит из двух не соединяющихся друг с другом участков, проходит с севера на юг параллельно железнодорожным путям московского направления и разделена Фарфоровским путепроводом, известным также, как Цимбалинский мост.
Фарфоровский пост является уникальной местностью, в границах Купчина, в плане архитектуры. Только здесь сохранились дореволюционные постройки 1910-1911 годов, выходящие непосредственно к железной дороге, а также здание вокзала самой станции Фарфоровский пост. Все эти строения изначально принадлежали Николаевской железной дороге. Сохранились на улице и довоенные деревянные жилые строения: постройки конца 1920-х годов и начала 1930-х годов. Большинство строений местности до недавнего времени принадлежали Октябрьской железной дороге. В настоящее время все ведомственные жилые здания Фарфоровского поста переведены в собственность города.
Платформа Фарфоровский пост. Фото ателье Буллы. Начало 1900-х гг. Из фондов ЦГАКФФД
Название местности дала именно железнодорожная платформа – «Фарфоровская», основанная в 1893 году. Ныне, по железнодорожным нормативам, это уже не станция, а платформа. Сейчас же является одним из крупнейших транспортных узлов Северного Купчино. Само название существует с XVIII века, когда не далеко от этого места образовалась Фарфоровская (еще её называли Фарфоровая) колония – рабочий посёлок на Фарфоровом заводе. Основанный в 1744 году завод (первоначально – Порцелиновая мануфактура) изготавливал посуду, декоративные вазы, табакерки и другие изделия.
Платформа Фарфоровский пост. Фото ателье Буллы. Начало 1900-х гг. Из фондов ЦГАКФФД
Кстати, в 2025 году на карте города появится еще одна станция «Фарфоровская». На этот раз станция метро. Она включена в проект планировки квартала в Невском районе и войдет в состав кольцевой линии.
Публикация схемы высокоскоростной железнодорожной магистрали сразу же стала предметом горячих споров. Ведь новую дорогу проложили не по обширным землям станции Сортировочная-Московская, а прямо по городским территориям: все, что попало в зону строительства, подлежало сносу. Это касалось даже охраняемых объектов — комплекса дореволюционных зданий на Лиговском проспекте и военного памятника у проспекта Александровской фермы.
На этой же линии оказались несколько домов на Фарфоровском Посту. Почти все они были построены до революции, но благодаря позиции КГИОП, ни у одного из них нет защитного статуса. Краснокирпичные коттеджи создают удивительную атмосферу старины, восстановить которую будет невозможно. Но пока градозащитники бьют тревогу, очень важно знать, а что думают сами жители? Встреча с журналистами канала НТВ стала для этих людей поводом обсудить друг с другом свою позицию, поделиться опасениями и вместе искать выход.
С ней согласен Владимир Кузьмин из 48-ого дома: «В наших домах совсем недавно сделали капремонт, поменяли всю электрику, водопровод. Сделали новую крышу — видите, как блестит? Это очень прочные здания, они 110 лет стояли, и еще столько же простоят!» Но, с другой стороны, и в этих домах есть люди, кому мешают сортировочная горка, станционные громкоговорители, и кто хотел бы уехать.
Сместить магистраль в сторону от Фарфоровского Поста предлагали и градозащитники, но в ответ в РЖД выдвинули довольно странный проект — разрушить первую линию домов лишь наполовину, превратив выходящие во двор стены в элемент шумозащитного экрана. «Потемкинскую деревню» сразу же раскритиковали ВООПИК и другие специалисты, а жители Фарфоровского поста сочли такое расточительство бездумным: «Даже если нас расселят, помещения в этих домах можно было бы отдать каким-нибудь офисам или общественным организациям, у которых нет своего угла!»
Аида, Железнодорожная станция Фарфоровская была открыта в 1892 году под названием Фарфоровский пост (позднее – Ново-Фарфоровский пост). Располагалась вблизи Фарфоровой колонии, название которой восходит к фарфоровому заводу (Императорскому фарфоровому заводу), существующему и в наши дни. Показать полностью.
В 1910 году был пущен в эксплуатацию «Фарфоровский мост» – путепровод, предназначенный как для транзитного движения над путями «парка сортировки товарных вагонов и составления товарных поездов», который действовал ещё с конца 1880-х годов, так и для подъезда к станционным хозяйственным и жилым строениям.
В 1910-1911 годах был выстроен комплекс жилых домов посёлка при железнодорожной станции. Они были выполнены в «кирпичном стиле». В настоящее время это дома по адресам: Фарфоровский пост, 40, 44, 46, 48, 52 и 54. Кроме того были возведены хозяйственные постройки: баня (дом 58) и здание железнодорожного вокзала. В 1910-х годах был построен единственный сохранившийся до нашего времени деревянный дореволюционный дом по адресу: Фарфоровский пост, 36. Все эти здания изначально принадлежали Николаевской железной дороге.
Комплекс Фарфоровского поста имеет важное градостроительное значение. Он является полностью сохранившимся пристанционным посёлком, который представляет интерес компоновкой домов и организацией пространства, улично-дорожной сетью посёлка, формированием первой линии застройки вдоль главной железной дороги страны. Более поздние постройки советского периода располагаются компактно, южнее дореволюционной застройки Фарфоровского поста и не оказали на градостроительного значение поселка никакого влияния. Тем не менее, сооружения 1920-х годов также могут претендовать на статус памятников истории и архитектуры.
Комплекс «красно-кирпичных» зданий Фарфоровского поста имеет архитектурную ценность. Он не был разрушен во время Великой Отечественной войны, не подвергался перестройкам в более поздние годы. В результате посёлок сохранил аутентичную архитектуру как фасадов, так и интерьеров жилых и общественных помещений. Отдельную ценность представляет собой упомянутый деревянный дом, полностью сохранившийся за прошедшие 100 лет.
Купчино и окрестности. История и современность запись закреплена
Фарфоровский пост – наш памятник!
На имя председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) С. В. Макарова было написано обращение в форме заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В качестве объекта рассматривается комплекс зданий местности Фарфоровский пост.
В дополнение были приложены краткие сведения об историко-культурной ценности объекта и обоснование к включению в реестр памятников.
Железнодорожная станция Фарфоровская была открыта в 1892 году под названием Фарфоровский пост (позднее – Ново-Фарфоровский пост). Располагалась вблизи Фарфоровой колонии, название которой восходит к фарфоровому заводу (Императорскому фарфоровому заводу), существующему и в наши дни.
В 1910 году был пущен в эксплуатацию «Фарфоровский мост» – путепровод, предназначенный как для транзитного движения над путями «парка сортировки товарных вагонов и составления товарных поездов», который действовал ещё с конца 1880-х годов, так и для подъезда к станционным хозяйственным и жилым строениям.
В 1910-1911 годах был выстроен комплекс жилых домов посёлка при железнодорожной станции. Они были выполнены в «кирпичном стиле». В настоящее время это дома по адресам: Фарфоровский пост, 40, 44, 46, 48, 52 и 54. Кроме того были возведены хозяйственные постройки: баня (дом 58) и здание железнодорожного вокзала. В 1910-х годах был построен единственный сохранившийся до нашего времени деревянный дореволюционный дом по адресу: Фарфоровский пост, 36. Все эти здания изначально принадлежали Николаевской железной дороге.
Комплекс Фарфоровского поста имеет важное градостроительное значение. Он является полностью сохранившимся пристанционным посёлком, который представляет интерес компоновкой домов и организацией пространства, улично-дорожной сетью посёлка, формированием первой линии застройки вдоль главной железной дороги страны. Более поздние постройки советского периода располагаются компактно, южнее дореволюционной застройки Фарфоровского поста и не оказали на градостроительного значение поселка никакого влияния. Тем не менее, сооружения 1920-х годов также могут претендовать на статус памятников истории и архитектуры.
Комплекс «красно-кирпичных» зданий Фарфоровского поста имеет архитектурную ценность. Он не был разрушен во время Великой Отечественной войны, не подвергался перестройкам в более поздние годы. В результате посёлок сохранил аутентичную архитектуру как фасадов, так и интерьеров жилых и общественных помещений. Отдельную ценность представляет собой упомянутый деревянный дом, полностью сохранившийся за прошедшие 100 лет.
Время ожидания официального ответа – 3 месяца. Ну что ж, подождём результатов.