фарз намаз это какой намаз
Первый фарз-намаз, совершённый Пророком ﷺ
На сегодняшний день редко встретишь человека, который не знает, что на мусульман возлагается обязанность совершать пятикратный намаз. Намаз – это второй столп Ислама после произнесения шахады.
Намаз играет одну из решающих ролей в жизни мусульманина. В благородном хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
الصَّلاةُ عِمادُ الدِّينِ
«Намаз – опора религии». (Байхаки)
О достоинствах намаза передано очень много хадисов. Также в хадисах сказано о наказании, которое уготовано тому, кто оставит намаз без уважительной на то причины. Об этом и другом можно прочитать в книгах.
Но какой же намаз был совершён первым? Можно конечно предположить, что утренний, так как утро – начало дня. Но дело обстоит совсем иначе.
История первого намаза, бесспорно, связана с перенесением Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Иерусалим, в Масжид Аль-Акса, и вознесением на небеса (Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж), так как в эту ночь был вменён в обязанность пятикратный намаз.
После того как на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была возложена обязанность совершения пятикратного намаза, он под утро вернулся домой. И первым фарз-намазом, совершённым Пророком (мир ему и благословение Аллаха), был обеденный намаз (зухр).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил этот намаз после того как Джибриль (мир ему) обучил его намазу и указал сроки всех намазов в том порядке, который нам сегодня известен.
Об этом свидетельствует хадис, который приводит Абу Давуд в своём сборнике хадисов «Сунан».
От Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَمَّنِي جِبريلُ عندَ البَيْتِ مَرَّتَيْنِ فصَلَّى بِيَ الظُّهْرَ حِينَ زالَتِ الشّمْسُ وكانتْ قَدْرَ الشِّراكِ
«Джибриль (мир ему) будучи имамом, совершал со мной намаз у Каабы два раза. И он совершил со мной полуденную молитву (зухр), когда солнце перешло в зенит, и тень в зените была размером с ремешок сандалий». (Абу Дауд, 393; Тирмизи, 149)
Так почему же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершил утренний намаз, ведь намаз был вменён в обязанность ещё ночью? В этом вопросе учёные разошлись во мнениях и высказали различные версии.
Большинство учёных утверждают, что утренний намаз не был совершён по причине того, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был осведомлён о способе и времени совершения намаза, поэтому утренний намаз того дня не стал для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обязательным.
Это мнение подкрепляется ещё и тем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не возместил тот утренний намаз, как он это сделал в день битвы Хандак.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Султан Алигаджиев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Фарз намаз это какой намаз
«. Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. «
Фарзы (обязательные действия) намаза
Это словесные и телесные действия, без которых намаз недействителен. Они подразделяются на два вида:
Шурут ас-саля (условия молитвы)
» Одежды свои очищай! » (Благородный Коран, сура «Завернувшийся», аят 4)
Сообщается, что Асма радыяллаху анха, сказала:»(Как-то раз) к Пророку салляллаху алейхи ва саллям пришла одна женщина и спросила (его): «Что следует сделать той из нас, кровь которой во время месячных попадёт на её одежду?» Он ответил: «Пусть она удалит следы крови, потом польёт (это место) водой и потрёт (его руками), потом побрызгает, и после этого она (может) молиться в этой одежде». (Бухари)
Сообщается, что Умар бин аль-Хаттабрадыяллаху анху, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он стремился» (Бухари).
Фарзы намаза
» Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз » (Благородный Коран, сура «Высочайший», аяты 14-15)
Передают, что Ибн Умар радыяллаху анху рассказывал, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям, усаживаясь для чтения ташаххуда, клал кисть левой руки на левое колено, а кисть правой руки – на правое (Муслим).
Илдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 3: Положение о фарз намазах
Подтверждение обязательности намазов из Корана.
Нижеследующие аяты Корана являются доказательством обязательности фарз намазов:
(فَأَقِيمُوْا الصَّلوٰةَ إِنَّ الصَّلوٰة َكَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا. (النساء
1. «Выстаивайте намаз, поистине, намаз для верующих предписан в определенное время». («Женщины» 103).
(وَأَقِيمُوْا الصَّلوٰة وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ (روم
2. «И выстаивайте намаз, и не будьте из числа многобожников». («Римляне» 31).
3. «И выстаивайте намаз, и давайте закят». («Корова» 43).
(وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلوٰة وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا.(طٰهٰ
4. «И прикажи своей семье намаз, и сам будь постоянным в нём. Мы не просим у тебя пропитания, Мы пропитаем тебя. И ахират — за богобоязненностью». («Таха» 132).
(اُتْلُ مَا أُوحِىَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ وَأَقِمِ الصَّلوٰة. (عنكبوت
5. «Читай им то, что открыто тебе из писания, и выстаивай намаз». («Паук» 45).
Кроме этих, есть много других аятов Корана, которые являются доказательством фарз намазов, но для сокращения автор удовлетворяется вышеприведённым.
Доказательство обязательности намазов из хадисов.
Из хадисов Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) явно доказывается обязательный статус фарз намазов. Некоторые из них приводятся ниже:
1. ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
امرت اقاتل الناس حتى يشهدوا ان لاالٰه الااﷲ وان محمدا رسول اﷲ ويقيموا الصلوٰة ويوتوا الزكوٰة فاذا فعلوا ذالك عصموا منى دماءهم و اموالهم الا بحق الاسلام وحسابهم على اﷲ (بخارى ج١، ص٨، مسلم ج١، ص٣٧
«Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха, и не станут совершать намаз и выплачивать закят. Если же они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, кроме как по закону ислама (наказания по шариату за убийство), и тогда отчёт у них только перед Аллахом». (Бухари т.1, стр. 8, Муслим т.1, стр. 37).
2. Абу Дарда (радиаллаху ‘анху) говорит: «Мой дорогой Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) предостерёг меня, сказав:
ولاتترك صلوٰة مكتوبة متعمدًا فمن تركها متعمدا فقدبرئت منه الذمه رواه ابن ماجه (مشكوٰة ج١، ص۵٩
«Не оставляй фарз намаз намеренно, так как Аллах свободен от обязательств перед человеком, который пропускает фарз намаз намеренно». («Мишкат» т.1, стр. 59).
3. Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
من صلّٰى صَلوٰتنا واستقبل قبلتنا واكل ذبيحتنا فذالك المسلم الذى له ذمة اﷲوذمة رسوله (بخارى ج١، ص۵٦
«Тот, кто прочитал наш намаз, повернулся лицом в сторону нашей кыблы (то есть прочитал намаз в сторону нашей кыблы) и поел зарезанное нами (мясо), то он мусульманин, за него Аллах и Его посланник несёт ответственность». (Бухари т.1, стр. 56).
4. Малик ибн Хувейрис (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
صلواكمارأيتمونى اصلى فاذا حضرت الصلوٰة فليؤذن لكم احدكم وليؤ مكم اكبر كم (بخارى ج١، ص٨٨
«Читайте намаз так, как вы меня видите читающим намаз, поэтому когда приходит время намаза, то пусть один из вас сделает азан, затем старший из вас становится имамом». (Бухари т.1, стр. 88).
5. Не только взрослым приказано читать намаз, но даже велено прививать привычку к намазу у детей.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
مروا اولادكم بالصلوٰة وهم ابناء سبع سنين واضربوا هم عليها وهم ابناء عشر وفرِّقوا بينهم فى المضا جع (ابوداؤد ج١،ص٨٦
«Велите читать намаз вашим детям, когда им семь лет, и бейте их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно». (Абу Дауд т.1, стр. 86).
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»
Обязательные составные части намаза
Обязательными составными частями (арканами) намаза, без выполнения которых он считается недействительным, являются следующие тринадцать:
1. Намерение. Чтобы намерение считалось действительным необходимо соблюдать следующие его условия: 1) обязательно сердцем выразить намерение выполнить намаз; 2) указать в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз; 3) указать какой именно намаз совершаете (утренний, полуденный, послеполуденный и т.п.). Намерение делается во время произнесения вступительного такбира.
2. Произнесение такбира «Аллаhу акбар» для вступления в намаз с намерением в сердце. Условия: произносить такбир нужно стоя (кроме тех случаев, когда разрешается не стоять), соблюдая как положено все правила произношения и не изменяя при этом ни одной буквы, произнося правильно долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы.
3. Стояние выпрямившись (это условие касается только тех, кто физически может стоять. А как совершать намаз тому, кто не может стоять, мы рассмотрим ниже).
4. Чтение суры «Аль-Фатиха» стоя. Ее обязательно читать так, чтобы сам слышал чтение. Также обязательно соблюдать все правила чтения (таджвид) и произносить буквы без искажений: произносить как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавлять и не убавлять ни одной буквы. Чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо учиться непосредственно из уст компетентного учителя.
5. Совершение поясного поклона (руку‘) так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. В этой позе обязательно нужно задержаться на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). При этом поклон не должен быть совершенным с другой целью, кроме как для исполнения обязательной составной части (руку‘) намаза. Например, если наклониться оттого, что кто-то толкнул, этот поклон нельзя считать поясным, следует сначала подняться, а потом совершить поклон.
6. Выпрямление после поясного поклона (и‘тидаль) в исходное положение «стоя» и задержка в этой позе на некоторое время. При этом намерение должно заключаться в выпрямлении только для выполнения обязательного действия (и‘тидаль) намаза.
7. Совершение дважды земного поклона (суджуд), прижавшись лбом к полу (коврику), и задержка в этом положении на некоторое время. Между лбом и полом не должно быть никаких преград, например, волос, головного убора, платка и т. п. Пола должны касаться часть ладоней обеих рук, часть обоих колен, нижняя часть пальцев ног (пальцы направлены в сторону Киблы) и хотя бы часть лба (при этом вес головы давит на лоб). Таз должен быть выше плеч, и земной поклон не должен быть совершен, кроме как для исполнения обязательной составной части (суджуд) намаза.
8. Сидение между двумя земными поклонами, выпрямив при этом туловище, и задержка в такой позе на некоторое время. Намерение должно заключаться в поднятии с земного поклона и сидении только для намаза, без иных целей.
9. Сидение для чтения последнего «Ташаhhуда» («Ат-Тахийят»), выпрямив при этом туловище, и нахождение в этой позе до конца чтения обязательного «Ташаhhуда». Сидение опять-таки должно быть совершено только для исполнения составной части намаза.
10. Чтение в последнем ракаате намаза обязательного «Ташаhhуда» с соблюдением всех правил чтения и произношения звуков: произнося как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Чтению «Ташаhhуда» также необходимо научиться у компетентного учителя.
11. Чтение «Салавата» Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) после последнего «Ташаhhуда», соблюдая все правила произношения.
12. Произнесение заключительного «Саляма» один раз словами «Ас-Саляму ‘аляйкум».
13. Соблюдение последовательности исполнения вышеуказанных двенадцати арканов.
Фарды (обязательное), ваджибы (необходимое) и суннаты намаза
Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список.
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1. ФАРД — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ
В НАМАЗЕ — ШЕСТЬ ФАРДОВ
1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку’ (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка’да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).
Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).
Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.
В НАМАЗЕ — ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:
1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку’, саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку’).
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку’, саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка’да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка’дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).
В НАМАЗЕ — 21 СУННАТ
1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма. »).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку’ и каждой саджде.
14) В руку’ держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку’, имам произносит «Сами’аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми’ («Сами’аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка’де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка’да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.
4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта