фехтование в какой стране зародилось
ФЕХТОВАНИЕ
В статье «Фехтование» мы расскажем Вам про искусство владения холодным оружием: рапирой, шпагой и саблей. Вы так же узнаете, как работает электро-фиксатор уколов и что такое «Право атаки».
Французский драматург Жан Батист Мольер метко определил, что Фехтование – это искусство наносить удары, не получая их. Этот вид спорта требует от спортсмена быстроты, изящества, ловкости и прекрасной координации движений.
Представьте, до каких высот поднялось фехтование за столько веков? Тем не менее, считается, что современное фехтование зародилось на родине шпаги и рапиры в Испании 15-го века. Тогда же вышли 1-ые книги по истории фехтования и, естественно, их авторами были испанские педагоги.
Первые Олимпийские игры в Афинах
Ориентировочно в это же время, в Германии и Великобритании появились общества фехтовальщиков. В Российскую империю фехтование пришло в 18-ом веке, с легкой руки императора Петра I и стало непременной частью воспитания дворян.
Постепенно из боевого искусства фехтование перевоплотилось в спорт, но оно не растеряло своих поклонников. Недаром фехтование было включено в список видов спорта на 1-х Олимпийских играх современности (1896 год, Афины). На этих играх фехтование выступило уже как профессиональный спорт, так как спортсменами выступили преподаватели по фехтованию, а так же владельцы фехтовальных школ.
Для начала давайте разберемся, как выглядят спортивные клинки и чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, все они сделаны с учетом требований безопасности, поэтому на острие шпаг, рапир и сабель надеты специальные наконечники, а у сабель нет режущего лезвия.
Клинок рапиры имеет четырехгранное сечение, и его длина ограничена 90 сантиметрами.
А вот сабля короче рапиры и шпаги, длина ее клинка не превышает 88 сантиметров. В сечении сабля имеет вид трапеции, потому что ее лезвие специально затуплено. Верхняя часть сабли называется Эфес, она состоит из рукоятки и гарды.
Гарда – это специальное приспособление, которая защищает кисть фехтовальщика. Если клинок соперника соскользнёт вдоль клинка спортсмена, то он упрется именно в эту гарду.
В прошлые века гарды были настоящим произведением искусства. Их делали самых незамысловатых форм и украшали драгоценными камнями. Современные гарды, конечно, выглядят лаконично, но зато отлично выполняют свою защитную роль.
Надо сказать, что в фехтовании «поражаемой поверхностью» называются те места, в которые разрешается наносить уколы (см. рисунки выше). У саблистов это все части тела выше талии, включая руки до запястья и маска. Кстати, саблисты, единственные кому разрешается наносить не только колющие, но и рубящие удары.
Рапиристам можно колоть друг друга только в область закрытой металлизированной курткой, поэтому у них самая маленькая поражаемая поверхность (туловище и шея). У шпажистов поражаемая область считается все тело. У них засчитывается сам факт попадания по сопернику.
Экипировка для фехтования
До изобретения электронного оборудования, число уколов в поединке подсчитывалось визуально. Ну как говориться, «на глазок». Четыре помощника главного судьи внимательно следили за поединком.
Фиксация укола в фехтовании
В этих дисциплинах спортсмены атакуют по очереди. Один спортсмен нападает, другой отбивает это нападение. И только после этого, можно наносить новый укол. Это напоминает передачу «Право хода от одного соперника к другому». Вот и получается, что уколы, нанесенные одновременно или не в свою очередь, засчитываться не будут. А вот у шпажистов, все иначе.
Но, как же работает электро-фиксатор и что происходит во время нанесения удара? Можно просто было бы сказать, что в момент укола происходит замыкание электрической цепи, но думаем необходимо немного подробнее объяснить.
Кончик шпаги в фехтовании
Электрический ток течет только по замкнутым цепям. Пока цепь разомкнута, этого не происходит. Кончик шпаги выполняет роль включателя, он замыкает электрическую цепь.
На фиксатор подается электрический ток и в момент укола в электро-куртку цепь замыкается, и на электро-фиксаторе загорается сигнал. Если укол произведен в часть тела, не защищенного электро-курткой, то срабатывает реле недействительного укола.
Победитель в поединке определяется по очкам. Тот спортсмен, который первый набрал 15 очков или набрал большее количество очков по истечению времени, объявляется победителем. Если в поединке время завершилось и соперники имеют равное количество уколов (ничья), то добавляется еще 1 минута или поединок продолжается до первого укола.
Секции по фехтованию
Заниматься фехтованием можно с 5-6 летнего возраста, однако если Вы не успели попасть в секцию по фехтованию так рано, то тренировки можно начинать в 8-12 лет. А вот после 12-ти лет в фехтование приходят только те, кто не претендует на Олимпийские медали, а хотят этим видом спорта для собственного удовольствия.
Как и многие другие виды спорта, фехтование очень полезно для организма. Так что, какой не была бы цель ваших занятий фехтованием, мы от всей души желаем ее достичь!
Фехтование
Фехтование
Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.
История возникновения и развития фехтования
В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.
Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.
Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.
9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.
Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.
Правила фехтования
За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.
Фехтовальная дорожка
Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 – 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:
С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Фехтовальная экипировка
Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.
У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.
Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.
Судейство в фехтовании
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:
Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.
Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.
Соревнования по фехтованию
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Фехтование».
Защищайтесь!
С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,
Потом друг мимо друга, как ветер, понеслись.
Бойцы их повернули и съехались опять,
Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать.
«Песнь о Нибелунгах»
Казалось бы, восстановить на страницах романов картины поединков прошлого легче легкого, ведь сегодня немало людей занимается спортивным фехтованием. Но есть ли у этого спорта что-то общее со смертоносными приемами древних бойцов?
Им бы спортивные рапиры.
Античность
Вопреки распространенному мнению, египтяне проявляли оригинальность даже в отношении формы пирамид.
«. В мужеубийствах и битвах я опыт имею немалый,
Щит сухокожий умею ворочать и вправо, и влево,
С ним управляюсь искусно и храбро в кровавом сраженьи;
На колеснице умею ворваться и в конную свалку,
Пляску Ареса могу проплясать и в бою рукопашном».
Колесничный воин не имел возможности пользоваться мечом.
О боевых искусствах Древней Греции нам могут поведать не только стихи Гомера, но и программы античных Олимпиад. В число популярных среди греков видов спорта входили: бег, прыжки, метание копья на точность, метание камня (дисковидного) на дальность, борьба, кулачный бой и гонки на колесницах. Но не фехтование.
Даже метание диска в свое время было военно-прикладным видом спорта.
Фильм «Гладиатор» выделяется неподражаемой антиисторичностью.
О значении, придаваемом искусству владения мечом римлянами, свидетельствует не столько их жадный интерес к гладиаторским боям, сколько то обстоятельство, что наиболее способные гладиаторы отдавались в обучение в дома знатных всадников. Так и не осилив премудрости верховой езды, римские аристократы вынуждены были освоить изощренные приемы пешего боя. В гладиаторских же школах учили лишь особому «сценическому» фехтованию. На арене требовалась зрелищность, а не эффективность приемов.
Рубящие удары, оставляющие обширные, но неглубокие раны, римляне оставляли для Колизея. В бою корд применялся для внезапных разящих выпадов и очень редко для парирования. Вражеские клинки в основном принимались на щит. Всадники и центурионы предпочитали огромным скутумам более удобные в поединке круглые щиты.
Щитом же наносились и удары: верхним краем в горло, нижним — по ногам, а умбоном — в грудь, чтобы выбить противника из равновесия и заставить раскрыться. Как и египтяне, римляне дополняли собственно фехтование приемами рукопашного боя: подсечками, захватами, ударами ногами и головой.
Средние века
В 3 веке до нашей эры важной вехой в развитии фехтования стало появление в Галлии спаты — первого «настоящего» меча, название которого стало нарицательным и постепенно трансформировалось в европейских языках в «шпагу». При длине клинка 65 сантиметров и весе 1,3 килограмма, откованная из 2—7 полос железа и стали спата обычно имела скругленный конец и предназначалась только для рубящих ударов. Такой меч хорошо подходил как пешему бойцу, так и воину, сидящему на невысокой лошади. Несмотря на скептическое отношение римлян к рубящему оружию, они не могли не признать, что в поединке более тяжелая и длинная спата имела преимущества по сравнению с гладиусом.
Античное фехтование на кинжалах мало походило как на современное, так и на средневековое фехтование.
Вскоре после покорения Галлии спаты были приняты на вооружение римской кавалерией. От римлян спата перешла к франкам, прослужив до 8 века, когда появление стремени и увеличение роста лошадей вынудило всадников использовать более длинные каролингские мечи.
Характерно, что боевые приемы пришедших на руины римской цивилизации варваров первое время имели удивительно много общего с гомеровской «пляской Ареса». Так, по сообщению Сидония Апполинария, «франки Хлодвига метали свои секиры и копья с удивительной силой, владели чрезвычайно искусно щитами и бросались на врага с такой стремительностью, что, казалось, они опережали пущенные ими дротики».
Как и грек-ахеец, франкский воин должен был уметь быстро бегать, метко метать копья и ловко «ворочать щитом». А в скандинавской «Саге об Эгиле» поединок двух викингов описывается следующим образом:
Как можно заметить, манера фехтования Скарпхедина и Сигмунда не отличается особым изяществом. Противники не уклоняются от ударов и не пытаются парировать их, всецело полагаясь на щиты. Благо за время поединка этот элемент снаряжения дозволялось сменить трижды.
Попытки увернуться от вражеского клинка в то время почитались пустой потерей времени. Низкое качество стали вынуждало бойцов вкладывать в удары максимальную силу: не только секирой, но и относительно легким мечом невозможно было рубануть «вдруг» — без подготовки. Уклоняющийся воин не мог одновременно заносить меч и просто «пропускал ход».
В таких латах особо не попрыгаешь.
Еще более тяжеловесной выглядела схватка между спешенными рыцарями. Жесткие латы, с одной стороны, замедляли движения противников, а с другой — вынуждали их отвешивать друг другу сокрушительные удары.
Конечно же, сказать, что воины средних веков вовсе не умели обходиться без щитов, будет преувеличением. В пылу сражения бойцы нередко намеренно забрасывали щиты за спину, чтобы перехватить двумя руками рукоять меча или секиры. Так скорее можно было изрубить вражеский щит, заставить противника отступить или опрокинуть его мощным ударом.
Но дело было не только в порче меча. Главное — встретив вражеский выпад щитом, воин автоматически оказывался в удобной позиции для нанесения ответного удара. Парирование же (как и уклонение) не позволяло перехватить инициативу.
Особенно часто отражать удары мечом приходилось всадникам.
Эпоха Возрождения
В конце 15 века появились первые письменные наставления по фехтованию.
Неудобство тяжелых доспехов для пешего бойца, а также сомнительный уровень защиты, даваемый баклером, вынудили фехтовальщиков все-таки освоить вольты — приемы уклонения от вражеских атак. Особое значение увертливости бойца придавало и то, что парирование ударов мечом в 15—16 веках продолжало считаться нежелательным.
В это же время в среде ландскнехтов оттачивались приемы фехтования на кордах, отличительной чертой этих приемов была крайняя неразборчивость в средствах. На поле боя нет места длительным поединкам — противника требуется вывести из строя максимально быстро. Захват вражеского клинка ладонью в этой связи считался шагом отчаянным, но допустимым. Качество заточки все еще позволяло — при должном опыте — провести такой прием, не получив серьезной раны.
Время мушкетеров
При том же весе, что и шпага, рапира могла быть на 25 сантиметров длиннее.
Стиль фехтования одним длинным мечом относится в мирах фэнтези к числу наиболее распространенных. И это очень печально, так как в средние века такой стиль не был и не мог быть известен. Средневековые мечи просто не годились для ударов «от локтя». Даже для того, чтобы пробить самый легкий доспех или разрубить кости, требовался широкий размах. Но размахиваясь, воин без щита должен был неизбежно раскрыться.
Отражение ударов клинком потребовало усложнить гарду.
Шпаги длиной клинка 85 см и весом всего 850 граммов обладали минимальной инерцией и позволяли сразу же переводить парирование в молниеносную контратаку. Тем не менее боевое фехтование даже в исполнении мушкетеров 17 века все еще имело ряд существенных отличий от современного спортивного стиля.
В наше время для того, чтобы одержать победу, спортсмену требуется коснуться противника на 0,04 секунды раньше. Уколы нередко следуют один за другим почти мгновенно. Располагая и для атаки, и для обороны всего одной шпагой, фехтовальщик раскрывается в момент нанесения удара. По этой причине в бою воин делал разящий выпад не раньше, чем противник оказывался выведенным из равновесия, а его шпага отбита далеко в сторону. Но и в этом случае, если нанести действительно опасную рану не представлялось возможным, боец вовсе воздерживался от атаки.
Век шпаги
Начиная с 16 века фехтование в Европе рассматривалось как нечто большее, чем боевое искусство. Потеснив верховую езду, оно стало неотъемлемой частью дворянской культуры. В России в 18—19 веках фехтование не просто преподавалось в университетах и гимназиях. Шпага являлась обязательным атрибутом гражданского и студенческого мундиров.
Фехтование на саблях | |