фет какое направление в литературе
Афанасий Фет
краткая биография
Роль и место в литературе
Афанасий Фет – русский эстет, поэт-лирик отечественной литературы 19 века, переводчик и мемуарист. Фет входил в когорту поэтов «чистого искусства», для которой характерно первостепенное выражение чувств и эмоций. Поэтому среди его стихов так много пейзажной, любовной и философской лирики.
В его произведениях не найти обсуждения социальных и политических проблем. Особенностью его стихов была способность проникать в самые недра человеческой души и излагать это в стихотворной форме.
Несмотря на то, что сам Фет считал высшей целью своего творчества описание красоты природы, некоторые его стихи все же содержат черты реализма. В целом, творчество поэта вызывало противоречивые отклики. Несмотря на это, его лирике принадлежит немалая роль в русской поэзии.
Происхождение и ранние годы
Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года. Дата его рождения не точна, поскольку в различных источниках день и даже месяц рождения – разные.
Родина А. Фета Мценский уезд
Родиной его была деревня Новоселки Орловской губернии. Местом рождения – родовое имение отставного ротмистра, предводителя дворянства Афанасия Шеншина. Почему мир знает поэта под фамилией Фет? Его отец какое-то время жил в Германии, где познакомился с Шарлоттой Фёт. Эта фамилия досталась ей от первого мужа. В 1819 году молодые люди поженились, а в 1820 году на свет появился их сын Афанасий. Отец, как и полагается, дал ребенку свою фамилию.
Но через 14 лет обнаружилось, что венчание по православным обычаям состоялось после его рождения. Афанасию было предписано поменять фамилию Шеншин на Фёт. К сожалению, этим дело не закончилось. Имя Афанасия было исключено из родословных записей, что лишало его титула. Фет еще долго не мог оправиться от этого удара. Две точки исчезли из фамилии позже, из-за невнимательности очередного секретаря-писаря
Сдержанные воспоминания о детстве были продиктованы характером отца, сурового, скупого на ласку человека. Мать была терпеливой, покорной женщиной. Атмосфера в семье была тягостной и мрачной.
Афанасию было неуютно в родительском доме, поэтому он все свободное проводил в играх с дворовыми ребятишками. Читать по-немецки его научила мать. С русской азбукой его познакомил дворовый повар Афанасий.
Потом были и другие учителя. Один из них, семинарист Петр, пытался обучать Фета грамматике, его сменил дворовый парикмахер Филипп, который сам был полуграмотным и больший упор делал на чтение молитв. Едва овладев языком, Фет увлекся чтением русских поэтов. Особенное восхищение в нем вызвал слог Пушкина.
Образование
В 1834 г. семья переехала в г. Верро, где Афанасия отдали в немецкий пансионат Крюммера. Здесь юноша уже начинает пробовать себя в качестве поэта. В 1837 году он едет в Москву и поступает в пансион Погодина.
Через полгода, в 1838 году Афанасий становится студентом юридического, а потом словесного отделения Московского университета. Студенческая жизнь свела молодого человека с Аполлоном Григорьевым. Считается, что именно он рассмотрел поэтическое дарование Афанасия.
За время учебы Фету удалось выпустить небольшую книгу своих стихов «Лирический пантеон», одобрительно встреченную Белинским и Гоголем. Похвала сурового Белинского стала напутствием для молодого поэта и еще больше воодушевила его. В 1843 г. публикуется стихотворение «Я пришел к тебе с приветом». Оно стало одним из лучших его творений.
Вместе с тем, Фета не перестает терзать мысль об утрате дворянских привилегий. С целью вернуть титул, он в 1845 году поступает в один из южных кавалерийских полков и, спустя год, становится офицером.
В 1853 году его переводят на службу в полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Это дает ему возможность общаться с И.А. Гончаровым, А.Н. Некрасовым, И.С. Тургеневым.
Творчество
В 1850 году вышел в свет сборник с простым названием «Стихотворения». В его составе было трехстишье, поразившее ведущих литераторов полным отсутствием глаголов. Никакого действия. Только чувства…Тончайшие душевные всплески и боль от гибели возлюбленной, в раннем уходе которой он винил себя всю жизнь. «Шепот, робкое дыханье…» еще больше прославило поэта.
В том же 1850 году поэт приступает к переводам из Шекспира и Горация. В 1856 году свет увидел очередной сборник стихов. В 1858 году Фет оставил воинскую карьеру, так и не восстановив титул. В это же время он начинает сотрудничать с журналом «Современник».
Я. Полонский, Н. Страхов, А. Фет
В 1860 году Фет приобретает собственный хутор в Мценском уезде и, не прекращая писать, погружается в дела хозяйственные. В 1867 году он избирается мировым судьей. Наконец, в 1873 году ему удалось вернуть отцовскую фамилию и сопутствующие ей регалии. Поэт вновь стал Афанасием Афанасьевичем Шеншиным.
В 1877 году он, продав свой хутор, перебирается в Москву, но жить предпочитает на природе, в имении в Курской губернии. Здесь он начинает трудиться над мемуарами «Мои воспоминания». С 1883 по 1891 гг. публикуются выпуски сборника его стихов «Вечерние огни». Помимо стихов из-под его пера выходили баллады и элегии.
Большую часть времени Фет посвящает переводам Гете, Гейне, Горация, Овидия. За время своего творчества им были переведены две части «Фауста» Гете. Задумывался поэт и над переводом Библии и «Критики чистого разума» И. Канта. Однако это так и осталось в его планах.
Фрагмент стихотворения
Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследство!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда дышало детство.
Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно,
Хватает за ноги заглохшая трава,
И чувствую, что там, в лесу, мне будет грустно.
Как будто с трепетом здесь каждого листа
Моя пробудится и затрепещет совесть,
И станут лепетать знакомые места
Давно забытую, оплаканную повесть.
Главные произведения
Среди огромного количества произведений можно выделить сборники лирических стихов, прозу, письма, поэмы. Стихотворения, ставшие наиболее популярными:
Сборник «Зреет рожь над жаркой нивой…» включает такие произведения как «Я тебе ничего не скажу», «На заре ты меня не буди» и другие.
Можно смело сказать, что вся последующая любовная лирика Фета строилась на воспоминаниях о его страстной
Музей-усадьба Фета в Воробьевке
любви к Марии Лазич. Ей была посвящена поэма «Талисман».
Еще одно прекрасное стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» объединяет в себе восторг музыкой, волшебной ночью и прекрасным пением незнакомки.
Поэт писал о единении человека и природы, включая Вселенную. Последние его произведения все больше приобретают философский смысл, в них часто упоминается слово «вечность». Самые восторженные отзывы вызвал сборник его стихотворений «Вечерние огни».
Последние годы
В 1884 году Фету была вручена Пушкинская премия Императорской Академии за полный перевод трудов Горация. В 1886 году он избирается членом-корреспондентом Академии Наук. В 1888 году Фет удостоился звания камергера.
Памятник Фету в Орле
В последние 7 лет жизни было издано много переводов: «Стихотворения» Катулла «Скорби» Овидия «Элегия» Тибулла, «Превращения» Овидия, «Сатиры» Ювенала. В 1890 г. вышли в свет два тома мемуаров «Мои воспоминания», третий том «Ранние годы моей жизни» был издан после смерти поэта
Будучи богатым помещиком, Фет оказывал помощь голодающим организацией благотворительных литературных вечеров. Помогал крестьянам, принимал участие в устройстве больницы.
В последние годы Фета беспокоили заболевания легких и сердца. 21 ноября 1892 года поэт скоропостижно скончался в Москве от сердечного приступа. Его могила находится в родовом имении Шеншиных, в селе Клейменово.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1820 | Год рождения А.Ф. Фета |
1835 | Поступление в пансион Крюммера |
1838 | Поступление в Московский университет |
1840 | Выход сборника «Лирический пантеон» |
1845 | Поступление в артиллерийский полк |
1853 | Перевод в гвардейский полк |
1856 | Выход сборника под ред. И.С. Тургенева |
1858 | Выход в отставку, переезд в Москву |
1863 | Выход стихотворений в 2 томах |
1867 | Избрание на должность мирового судьи |
1873 | Возвращение титула дворянина |
1883-1891 | Издание выпусков «Вечерних огней» |
1892 | Умер поэт А.А. Фет |
Интересные факты
Память о поэте
В 1997 году в городе Орел был открыт памятник А.А. Фету.
Памятник поэту в городе Мценске
Борт «Аэрофлота» модели Airbus A320-214 назван в честь А.А. Фета
Музей А.А. Фета в селе Воробьевка Курской области
Биография Фета: жизнь, интересные факты, творчество поэта
Биография Фета — это история жизни человека, который вопреки обстоятельствам и литературной моде смог занять достойное место в пантеоне лириков XIX века. Об истоках таланта Фета, истории борьбы за дворянский титул расскажу детальнее.
Афанасий Фет: детство и юность
История рождения и непростой путь к дворянству — интригующие факты, которые содержит биография Фета. Они объясняют непростую натуру поэта, в которой воля и упорство, прагматизм и хозяйственность сочетались с тонкой душевной организацией, лирическим восприятием действительности.
Афанасий Фет, биография которого бегло изучается в школе, был музыкантом в поэзии. Его произведения, ставшие романсами, исполняли в салонах XIX века, ими восхищаются до сих пор. Расскажу детально о том, когда родился Фет, какое образование получил и какую карьеру, помимо литературы, сделал:
Почему поэт носил необычную для русского дворянина фамилию? Почему в 14 лет перестал быть Шеншиным и был вычеркнут из дворянских списков Российской империи? Ответы на эти вопросы дает биография Фета. Интересные факты о его происхождении раскроют секрет того, как в тонком лирике мог уживаться деловитый и рациональный помещик.
Краткая биография Фета указывает, что он родился 5 декабря 1820 года недалеко от Мценска (Орловская губерния) в имении зажиточного помещика Афанасия Шеншина. Именно здесь поселилась немка Шарлотта Фёт (урожденная Беккер), которую Шеншин представил как жену.
Когда будущей звезде русской поэзии исполнилось 14 лет, оказалось, что мальчик незаконнорожденный: брак отец и мать оформили уже после его появления на свет. Из-за этого Афанасия Фета лишили дворянских прав.
Биографы установили, что настоящим отцом Фета был первый муж Шарлотты — Иоганн Фет. Женщина сбежала с Шеншиным, в которого влюбилась, когда тот отдыхал в Дармштадте, будучи на сносях. К чести русского помещика, тот не афишировал, что не является отцом мальчика. Даже дал взятку, чтобы легализовать его рождение.
Фет, интересные факты рождения которого имели судьбоносное значение, обучался в имении приемного отца. Его воспитанием занимались камердинеры и пришлые семинаристы. Знания Афанасий Афанасьевич Фет получал, наблюдая за окружающим миром — крестьянским укладом, природой, сельским бытом, слушая от крепостных легенды и сказки.
Дворянство в Российской империи можно было получить только за выдающиеся заслуги перед Отечеством. Поэтому четырнадцатилетний Фет Афанасий нуждался в хорошем системном образовании, чтобы сделать карьеру.
Его отдали в обучение в немецкую школу-пансионат в городе Выра (Эстония). Здесь он увлекся литературой, с упоением читал стихотворения А. Пушкина. В 17 будущий поэт поступил в пансион Погодина в Москве. Это учебное заведение открыло ему путь к университетскому образованию — Фет пошел учиться на юриста.
Фет, жизнь и творчество которого пришлись на эпоху борьбы романтизма и реализма в литературе, по завершении учебы в университете стал офицером-кирасиром и отправился на службу в Херсонскую губернию.
Фет обладал истинно немецкой исполнительностью и собранностью. Он служил Родине самоотверженно, поэтому:
Фото: Википедия: UGC
Афанасий Фет в 1858 году оставил службу, так и не получив дворянский титул, и отправился в Степановку — приобретенное им имение в Орловской губернии. Деловая хватка и предприимчивость сделали его преуспевающим помещиком.
Отцовскую фамилию, а с ней и дворянские права А. Фет получил, когда ему исполнилось 53 года. Он стал не только успешным землевладельцем, но и именитым литератором.
Афанасий Фет: творчество
Творчество Фета контрастировало с тенденциями литературной эпохи, для которой характерны были философские поиски, социальная острота и бичевание нравственных пороков. Писатель Фет отдавал предпочтение созерцательности и воспеванию красоты и гармонии окружающего мира и человека. Вот детали расцвета его таланта:
Стихи юный Фет начал писать еще на первом курсе университета. Первым, кто оценил мастерство юного лирика, стал Михаил Погодин. Благодаря ему о Фете узнал Николай Гоголь, который оценил дарование поэта. Высокая оценка маститого писателя и поддержка друга юности поэта Аполлона Григорьева окрылили начинающего лирика.
Баллады, элегии, идиллии, размещенные в дебютном сборнике автора «Лирический пантеон», понравились Евгению Баратынскому и Виссариону Белинскому. Ранний Фет подражал Байрону, воспевал тайные страдания, создавал стилизации под античную поэзию, погружался в романтическую негу. «Отечественные записки» и «Москвитянин» — литературные площадки, где в ранний период печатался поэт Фет.
«Я пришел к тебе с приветом», «На заре ты ее не буди…», «Диана», «Свеж и чист твой роскошный венок» и другие поэзии были написаны Фетом во время военной службы на юге империи. Они вошли во второй сборник стихотворений автора, который был издан в 1850 году.
Фет, освободившийся наконец-то от военной службы, полностью отдался агрономии и писательству. Он писал поэмы, художественные очерки, путевые заметки, занимался переводами произведений европейских поэтов-романтиков
Лирика автора и проза этого периода — это произведения о природе, о деревенской идиллии. Фет печатался в «Русском вестнике» и «Заре». Двухтомник стихов поэта, который вышел в 1863 году, неоднозначно оценили критики: одни отметили зрелость лирического таланта, другие обвинили Фета в лицемерии.
Вновь о себе поэт заявил в 1883 году, когда после двадцатилетнего периода издал новый сборник стихотворений «Вечерние огни». На протяжении восьми лет под этим названием выходили четыре тома стихотворений Фета.
Произведения этого периода стали выражением душевного волнения, которое охватило поэта. Он чувствовал, как мир, теряя гармонию, распадается на части. В его стихах последних лет было много страданий и тревог.
Афанасий Фет: личная жизнь, последние годы
Фет, годы жизни которого исполнены тягот, обладал чуткой и нежной душой. Один из стимулов рождения его элегической, романтической поэзии — страдания влюбленного, который не мог воссоединиться с любимой. Об истории драматической любви Фета расскажу детальнее:
С Марией Лазич — дочерью обедневшего генерала — бравый юнкер Фет познакомился во время херсонской службы. Стихи стали поводом для их сближения.
Через два года встреч их уже воспринимали как пару, но Фет не спешил с предложением. Бедность и бесперспективность будущего не позволяли Афанасию посягать на свободу Марии. В один момент Фет разорвал отношения, чем разбил сердце девушки.
Фото: YouTube.com / Любимые и любовницы: UGC
В 1850 году он узнал о трагической гибели возлюбленной: ее платье вспыхнуло от свечи, девушка превратилась в живой факел. Многочисленные ожоги забрали ее жизнь.
Через семь лет после трагедии поэт женился. Богатая купеческая наследница Мария Боткина — женщина, которую выбрал в супруги Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография рассказывает о том, что этот брак был спасением для обоих: Мария также пережила тяжелый роман.
Благодаря ее приданому поэт купил поместья и наконец-то стал получать стабильный доход. Детей у супругов не было, хотя жили они дружно. Трагедия юности (смерть Лазич) до конца жизни мучила Фета.
Фото: Википедия: UGC
В возрасте 72-х лет поэт предпринял попытку самоубийства: он ударил себя стилетом в висок. Истекая кровью, он произнес: «Добровольно…» и умер. Случилось это 3 декабря 1892 года. Место упокоения писателя — родовое имение Шеншиных Клейменово. Официальной причиной смерти записан сердечный приступ.
Фет ненавидел свою немецкую фамилию и после получения дворянства подписывал все документы фамилией Шеншин. Тем самым он подчеркивал свои истинные истоки, выражал свое мироощущение. Биография писателя поможет понять глубину его лирических произведений.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Лирика А.А. Фета. Особенности творческого пути
Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика.
В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии Фета, — стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия — храм искусства, а поэт — жрец этого храма.
Особенности тематики поэзии А. Фета
Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его поэтическим манифестом:
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
Три поэтических предмета — природа, любовь и песня — тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало. затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.
Импрессионизм в лирике А. Фета
Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства.
Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье. » быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
В дымных точках пурпур розы,
И лобзания, и слезы,
Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник — смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.
Музыкальность поэзии А. Фета
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. » напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье. »:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.
Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант. » Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии». Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую. » поэт так говорит о призвании «избранника»:
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов…
Особенности творческого пути
И Фет я только средь поющих…
Лирика
В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый, буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет), певец красоты и любви.
Незаконнорожденный сын мелкого немецкого чиновника, он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался «выслужить» дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой помещице, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином- эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение. Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорблением пожалование ему царем камер-юнкерского звания (это придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет? И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 года: «Полуразрушенный, полужилец могилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь? Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь? Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь. В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще поет.»
То есть буквально два человека жили в не самой приятной на вид, оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви! Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70 – 80-х годах это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские) — на слова Фета. «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной», «Какое счастие! и ночь и мы одни», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Давно в любви отрады мало», «В дымке-невидимке» и, конечно, «Я тебе ничего не скажу» и «На заре ты ее не буди» — вот лишь немногие стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами. Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь — вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый,
Влево бегущий пробор»
Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота и должна быть главным в ней. Гениальна лирика природы Фета: «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот. Робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это утро, радость эта», «Жду я, тревогой объят» и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души.
В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то для Фета природа — единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а во-вторых, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте. Если любовь для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой силой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и сама природа любит — не вместе, а вместо человека («В дымке-невидимке»). В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой («Не тем, господь, могуч, непостижим»), ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения («Ласточки», «Учись у них — у дуба, у березы»).
Удивительны поздние стихи Фета, 80 – 90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном — о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости («Нет, я не изменил», «Моего тот безумства желал», «Люби меня! Как только твой покорный», «Еще люблю, еще томлюсь»).
Разберем стихотворение «Я тебе ничего не скажу», датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, (открывается молчанием: «Я тебе ничего не скажу. «). Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта. Впрочем, назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он «земной».Тем не менее, уделом героя стихотворения остается «молча твердить» слова любовного признания. И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения. Но все-таки, почему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строка уточняет: «Я тебя не встревожу ничуть». Да, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы своими «томленьями» и даже «содроганьями».
Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом. К тому же грудь, т. е. вместилище эмоционально-духовного начала, героя «больная, усталая» (первая строка третьей, последней строфы). «Я дрожу» — от ночного ли холодка или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: «Я тебя не встревожу ничуть, / Я тебе ничего не скажу». Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: «Я тебе ничего не скажу», — неоднократно вдохновляло многих композиторов. Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного выражения.
04.10.2016, 36590 просмотров.