фи феномен в психологии какая школа

Фи феномен в психологии какая школа

фи феномен в психологии какая школа. vertgeimer foto. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-vertgeimer foto. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка vertgeimer fotoжПТНБМШОП ДЧЙЦЕОЙЕ, ЙЪЧЕУФОПЕ РПД ОБЪЧБОЙЕН ЗЕЫФБМШФРУЙИПМПЗЙС УЖПТНЙТПЧБМПУШ РПУМЕ ПРХВМЙЛПЧБОЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС, ЧЩРПМОЕООПЗП Ч 1910 З. нБЛУПН чЕТФЗЕКНЕТПН (Max Wertheimer, 1880-1943). пУОПЧПК ЬФПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС УФБМ ЬЛУРЕТЙНЕОФ, Ч ЛПФПТПН, чЕТФЗЕКНЕТ ЪБНЕОСМ ЧУФБЧМСЕНЩЕ Ч УФТПВПУЛПР РПМПУЛЙ ВХНБЗЙ, У ОБТЙУПЧБООЩНЙ МЙОЙСНЙ. пО ПВОБТХЦЙМ, ЮФП, ЧБТШЙТХС ЙОФЕТЧБМ ЧТЕНЕОЙ НЕЦДХ РПСЧМЕОЙЕН МЙОЙК, НПЦОП ЧЙДЕФШ ПДОХ МЙОЙА ЪБ ДТХЗПК, ДЧЕ МЙОЙЙ, ОБИПДСЭЙЕУС ТСДПН, МЙВП МЙОЙА, РЕТЕНЕЭБАЭХАУС ЙЪ ПДОПЗП РПМПЦЕОЙС Ч ДТХЗПЕ. ьФБ ЙММАЪЙС ДЧЙЦЕОЙС ФЕРЕТШ ЙЪЧЕУФОБ ЛБЛ ЖЙ-ЖЕОПНЕО.

«юФП НЩ ЧЙДЙН, ЛПЗДБ ЧЙДЙН ДЧЙЦЕОЙЕ ТХЛЙ ЙМЙ УЧЕФБ? нПЦЕН МЙ НЩ УЛБЪБФШ, ЮФП НЩ РПМХЮБЕН ПЭХЭЕОЙС Ч ТБЪМЙЮОЩИ НЕУФБИ УЕФЮБФЛЙ, ЙЪ ЛПФПТЩИ РТПЙУИПДЙФ ДЧЙЦЕОЙЕ? нПЦЕН МЙ НЩ ФБЛЙН ПВТБЪПН УЧПДЙФШ ЖЕОПНЕО ДЧЙЦЕОЙС Л ОЕУЛПМШЛЙН УФБФЙЮОЩН ПЭХЭЕОЙСН?»

фи феномен в психологии какая школа. fi fenomen. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-fi fenomen. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка fi fenomen фи феномен в психологии какая школа. Apparent%20Motion. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-Apparent%20Motion. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка Apparent%20Motion фи феномен в психологии какая школа. var%20fi fenomen1. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-var%20fi fenomen1. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка var%20fi fenomen1 фи феномен в психологии какая школа. rabota stroboskopa2. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-rabota stroboskopa2. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка rabota stroboskopa2фи феномен в психологии какая школа. goman. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-goman. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка goman

чЕТФЗЕКНЕТ РПДЮЕТЛЙЧБМ РЕТЧПУФЕРЕООХА ЧБЦОПУФШ ЙЪХЮЕОЙС ГЕМПЗП ДМС ПУНЩУМЕООПЗП РПОЙНБОЙС ЕЗП ЮБУФЕК. пО ПВЯЕДЙОЙМ УЧПЙ ЧЪЗМСДЩ Ч «ЪБЛПОЕ ФПЮОПУФЙ», ЛПФПТЩК ЧЛМАЮБМ Ч УЕВС ФБЛЙЕ СЧМЕОЙС, ЛБЛ ВМЙЪПУФШ, УИПДУФЧП, ЪБНЩЛБОЙЕ Й УЙННЕФТЙС. пО РПМБЗБМ, ЮФП ЬФЙ СЧМЕОЙС ЧПУРТЙОЙНБАФУС Ч ПУОПЧОПН РПФПНХ, ЮФП УПЪОБОЙЕ ОБЧСЪЩЧБЕФ ПЭХЭЕОЙСН ПРТЕДЕМЕООЩЕ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ РТЙОГЙРЩ.

Источник

Фи-феномен в гештальт-психологии — вопрос восприятия мира

фи феномен в психологии какая школа. fi. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-fi. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка fi

Цеолтсное вопсрияите окуржащюгео мриа

Каджый чеволек с лекготьсю сомежт порчсеть згаолвоок эотй саттьи джае не сомртя на то, что все бвукы в солавх, за иксюлечеинм певрых и полсендих, пресетаевнлы мсеатми. Это меланьикй пиремр цолетсонго всорпитяия.

Люди привыкли рассуждать обо всем категорично, делить все на правильноенеправильное, плохоехорошее. Но если перестать смотреть на многогранный мир, ограничиваясь лишь черно-белой призмой, и постараться увидеть его целостность, возможно в ответ он заиграет яркими красками. Тем более, человеку от природы свойственно воспринимать любую информацию целостно, о чем гештальт-психологи заявили в начале 20 века.

Увлеченный ученый

фи феномен в психологии какая школа. vert. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-vert. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка vertМакс Вертгеймер родился и вырос в Праге. В 18 лет будущий великий психолог, еще не осознавший на тот момент своего призвания, поступил на факультет правоведения Пражского университета. После обучения на юридическом факультете, принял жизненно важное решение, сменить сферу своего дальнейшего развития.

Увлечение философскими изысканиями привели Вертгеймера в Германию поближе к Берлинскому университету, где он начал стремительно углублять свои познания в этой научной области. Вместе с тем он занимался изучением психологии. Так началось его становление в качестве выдающегося ученого. К 24 годам он уже получил докторскую степень по философии в Вюрцбургском университете.

Макс Вертгеймер известен в большей степени как один из основателей-теоретиков гештальт-психологии и экспериментатор-исследователь в области зрительного восприятия. На самом деле, он проводил свои исследования еще в таких областях, как детектирования виновности или невиновности подследственного, мышления, решения задач, творчества. Полученные экспериментальным путем данные интересны не только с научной точки зрения, но и в целях практического применения.

Размышления о звездах

Макса Вертгеймера очень интересовали особенности зрительного восприятия человека. Однажды ему пришла идея незатейливого эксперимента.

Впервые, к этой идее его подтолкнули размышления о звездах. Он подумал, что иногда людям свойственно видеть движение, когда на самом деле оно не происходит. Например, человек любуется ночным небом. Выбирает понравившуюся ему звезду и наблюдает за ней. Но через какое-то время ему начинает казаться, что его звезда движется. На самом деле, она стоит на месте.

Вторым моментом, в очередной раз подогревшим интерес ученого к идее эксперимента, были детские увлечения будущей мультипликацией. К примеру, если взять блокнот с несколькими изображениями, чуть отличающимися, и начать очень быстро пролистывать страницы, то эти изображения начнут оживать, двигаться.

И любознательный ученый таки провел свой эксперимент. Через специальный прибор, тахистоскоп, пропускался световой луч поочередно через две прорези. Первая была расположена вертикально, вторая под наклоном. Когда прибор пропускал свет спустя ощутимый промежуток времени, наблюдатели отмечали появление света в одной, затем в другой прорезях. Когда промежуток времени существенно сокращался, у наблюдателей возникало ощущение, что освещение в прорезях присутствует постоянно.

Подобный эксперимент провести совсем несложно. Можно взять фонарик или лазерную указку, зайти в темное помещение, включить и начать быстро-быстро двигать им. Будет видно святящуюся линию, которой на самом деле нет. Иными словами, создастся впечатление, будто эта линия существует.

Казалось бы, бессмыслица. Это уже давно известно, и никого не удивляет. Но тому периоду времени соответствовало такое убеждение психологов, что все осознаваемые переживания индивида сводятся к отдельным чувственным элементам. Согласно их логике, человек видит вспышки, следующие одна за другой. Но в действительности человек не фиксирует отдельные вспышки. Он видит непрерывную линию. Это означало, что теми постулатами факт восприятия кажущегося движения, распространенная в то время психология Вундта объяснить не могла.

Макс Вертгеймер это явление назвал Фи феноменом. Согласно Вертгеймеру, Фи феномен существует именно в том виде, в каком его видит человек, и не разбивается ни на какие отдельные элементы.

В 1912 году Максом Вертгеймером была опубликована статья «Экспериментальные исследования восприятия движения», где автор описал проведенные эксперименты. Именно эта статья послужила отправной точкой для развития гештальт-психологии. Поэтому его считают основоположником этого направления.

Неделимое целое больше суммы

Основателями немецкой школы гештальт-психологии стали Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Кёлер. В своей концепции ученые выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Их исследования были посвящены проблемам восприятия, мышления, научения, сознательного опыта.

Целостный образ

В свою концепцию теоретики-основатели вводят термин гештальт, означающий неделимость образа на части. Люди обладают склонностью воспринимать окружающий их мир в виде систематизированных, упорядоченных целостных образов, а не разрозненных фрагментов. Непостижимым образом восприятие идет гораздо дальше того, что видят глаза. Люди могут «домысливать», «дочувствовать», «дорисовывать». Любая попытка разложить целостный образ на отдельные части приводит к его нарушению, и возможность понимания смысла утрачивается.

Формирование гештальтов происходит спонтанно. Мозг схватывает информацию целостно, нисколько не изучив ее. Зачастую она даже полностью не осознается. Процесс создания гештальтов постоянный и неосознаваемый.

Через какое-то время воспринятая информация может всплыть на сознательном уровне и проявить себя каким-либо образом. Человеку может что-то казаться, вспоминаться или думаться. Могут появиться предположения о развитии сценария приближающегося события, возникнуть какие-то ассоциации или появиться мысли, которые, по сути дела, являются отголосками воспринятых ранее гештальтов.

Согласно гештальт-психологии, люди воспринимают окружающий мир как набор определенных гештальтов, или как набор карт о реальности. По причине субъективности восприятия, эти карты не являются полным отображением действительности. Зато они помогают достаточно быстро ориентироваться в окружающем мире.

Восприятие премудрое

Как только люди видят или слышат что-либо, у них тут же складывается гештальт. При чем мозг, не реагирует на разрозненные элементы, не связывает их с помощью механического процесса ассоциаций. Человек сразу видит все целостно. Такому восприятию способствуют специфические закономерности:

Гештальт-психология поспособствовала развитию новых представлений о сознании, наряду с психоанализом и бихевиоризмом. Доказала, что сознание оперирует целостными психическими образами. Стало ясно, что человек является ответственным за то, что он воспринимает и как себя чувствует.

Может ли кто-то быть уверен, что восприятие дает ему достоверные представления о мире? Ведь карта – не территория. Дезинформирующие гештальты не могут привести их обладателя к достижению нужных целей, как бы упорно тот ни старался. Лишь модерация таких гештальтов, или карт реальности, позволяет открывать новые возможности, видеть новые перспективы, прокладывать новые пути. Каждый сам является творцом собственной реальности, и ему по силам стать более счастливым, успешным, реализованным.

Источник

фи феномен в психологии какая школа. ie6nomore. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-ie6nomore. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка ie6nomore

фи феномен в психологии какая школа. ie6nomore warning. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-ie6nomore warning. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка ie6nomore warning

Ближайшие тренинги

Новости синтона

фи феномен в психологии какая школа. animationtt. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-animationtt. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка animationtt

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

Гештальтпсихология. Ступень к когнитивной психологии

фи феномен в психологии какая школа. bt gif bibliotjeka. фи феномен в психологии какая школа фото. фи феномен в психологии какая школа-bt gif bibliotjeka. картинка фи феномен в психологии какая школа. картинка bt gif bibliotjeka

Суть гештальтпсихологии — переживание целостно и не делимо на составные части, образ — самостоятельный феномен, а не эффект стимула. Гештальтпсихологией исследовалась одна сторона психического, на которую указывала категория образа. Фи-феномен. Инсайт.

Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.
Как нам уже известно, бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение — нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.
Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.

Слово гештальт означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Как все начиналось

Я думаю, можно считать одним из «камней фундамента» школы гештальтпсихологии немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью.
Они в свою очередь имели ученика Э. Гуссерля, из Геттингенского университета, являющегося автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать «чистые» сущности. Для этого интроспективный (от лат. introspecto — смотрю внутрь, самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод.
На этой базе возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали М. Вертхеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал «Психологические исследования», Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые.
Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.
В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологии распалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психической реальности. Но идеи гештальтпсихологов все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.

Идеи и разработки гештальтпсихологии

Из работ одного из представителей гештальтпсихологии Д. Катца «Построение мира цветов» и «Построение мира сознательных восприятий» ясно, что зрительный и осязательный опыт гораздо полнее, чем его изображение в психологических схемах, ограничивающихся простыми понятиями, т. е. образ нужно изучать как самостоятельный феномен, а не как эффект стимула.
Основным свойством образа является его постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Чувственный образ остается постоянным при изменении условий, но постоянство разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.

Датский психолог Е. Рубин изучал феномен «фигуры и фона», говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.
Различно воспринимаются «двойственные изображения», где рисунок кажется то вазой, то, двумя профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т. е. реструктуризацией восприятия. Согласно теории гештальта, мы воспринимаем предмет как связное целое. Допустим, испытуемый описывает свое восприятие какого-нибудь явления, а психологи уже разрабатывают гештальт-принципы, а именно: принципы сходства, близости, оптимального продолжения и замыкания. Фигура и фон, константность — это, в самом деле, основные феномены в области чувственного познания. Гештальтисты открыли в экспериментах феномены, но нужно было еще и объяснить их.

Школа гештальтпсихологии начала свою родословную от главного эксперимента Вертхеймера, так называемого, фи-феномена. Он с помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (две прямые линии). При достаточно большом интервале, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. Когда же временной интервал превышал оптимальный, испытуемый начинал воспринимать чистое движение, т. е. осознавать, что движение происходит, но без перемещения самой линии. Это и был, так называемый, фи-феномен. Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как «динамическое целое». Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении ощущений в целостную картину.

Физические гештальты и инсайт

Работа Келлера «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» объясняла психологический способ по типу физико-математического. Он считал, что посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология целостных и динамичных структур — гештальтов. Келлер представил воображаемую физиологию мозга в физико-химическом виде.
Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма (элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой) поможет решить психофизическую проблему, при этом сохранив за сознанием самостоятельность и соответствие материальным структурам.
Изоморфизм не решал главные вопросы психологии и следовал идеалистической традиции. Психические и физические явления представлялись ими по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.
Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному «озарению», пониманию ситуации.
Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт — схватывание, понимание), дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок, но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта.
Появилась новая экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике (К. Дункер, Н. Майер).

В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам? Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.
Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.
Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т. е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.
Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.
А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии.
Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, «озарений», т. е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

Источник

Фи-феномен

Фи-феномен — ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения.

Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному.

при большом интервале (более 200 мс т.е. одной пятой секунды) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;

при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света. Здесь, конечно, частично зависит от самой анимации. Если она не очень правдоподобно или точно нарисовано, то наш мозг, наше логическое мышление, конечно, не поверит в это. Но отбросьте это сейчас и посмотрите на пример чисто визуально.

А вот при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;

Хорошо. Вот вам другой пример более наглядный и простой. Примерно так проводил исследование сам Вертхеймер.

Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20–30 градусов.

На видео вы увидите 3 варианта:

Таким образом и был открыт фи-феномен.

Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить

Считается, что с публикации статьи о фи-феномене началась гештальт-психология.

Источник

Фи-феномен

Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному:

* при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;

* при большом интервале (более 200 мс) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;

при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света.Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света.

Это явление противоречило господствовавшей в то время в психологии теории Вундта, по которой любое сознательное переживание представляло собой совокупность элементарных составляющих, на которые кажущееся движение разбить было нельзя.

Считается, что с публикации статьи о фи-феномене началась гештальт-психология.

Связанные понятия

Голономное движение англ. holonomic movement — ключевое понятие в интерпретации квантовой механики Дэвида Бома. Оно объединяет в себе холистический принцип «неразделимого целого» с идеей, что всё находится в процессе становления (или, по его словам, являет собой «космическую ткань»). По Бому, целое — это не статичное единичное, но динамичная цельность-в-движении, в которой всё движется одновременно во взаимосвязанном процессе. Данная концепция наиболее явно представлена в работе Wholeness and the.

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.

Дромолóгия — теория скорости французского философа и архитектурного критика Поля Вирильо, основной идеей которой является понимание скорости как репрезентации работы социально-политической машины, обладающей разрушительной силой. Концепция дромологии впервые рассматривается в труде «Скорость и политика» (1977) Поля Вирильо, а далее теория развивается в сочинении «Информационная бомба» (2000).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *