филологический профиль какие предметы
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Филологический профиль. Особенности учебного плана для классов профильного обучения по предметам филологического цикла
Особенности учебного плана для классов профильного обучения по предметам филологического цикла.
В связи с обеспечением перехода к профильному обучению реализуются программы, обеспечивающие дополнительную подготовку учащихся по предметам филологического цикла. С этой целью введены элективные курсы, которые дают реальную возможность учащимся уже в основной, средней школе овладеть умениями и навыками, которые пригодятся им для осознанного выбора своего образовательного пути, помогут школьникам в становлении их субъектной позиции.
В учебном процессе в основном используются типовые базовые программы, разрешенные МОРФ, однако преподавание профилирующих предметов корректируется с учетом общей специфики образовательной программы и в целях достижения высокого уровня знаний и умений учащихся, обеспечения максимального учета творческих и интеллектуальных возможностей одаренных детей.
Работа по формированию лингвокультурологической компетентности учащихся, представлений о «слове» как явлении духовной культуры, навыков культуры диалога будет продолжена на уроках с использованием современных интерактивных методик (метод проектов, урок-мастерская и диалоговые формы взаимодействия).
Деятельностная направленность заключается в развитии коммуникативной компетенции ученика в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции) и проявляется в формировании метапредметных умений ученика.
Диалог культур ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая школьников к культуре своей собственной страны и развивая у них умения ее представлять средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках позволяет сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Способствует формированию в условиях иноязычного учебного общения таких качеств, как:
— культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность,
— готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде, речевой и социокультурный такт и вежливость.
Интерактивные педагогические технологии (ИПТ) предполагают:
— диалоговое общение, приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения;
— критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения;
— комплексное взаимодействие приобретенных знаний, умений, навыков на уровне ощущения, восприятия, мышления, памяти и воспроизведения;
— креативность: открытость ума, способность видеть явление с разных точек зрения, разнонаправленность и вариативность мышления, поиск разных, в равной мере правильных решений относительно одной ситуации.
Учитывая гуманитарную направленность образовательного процесса в данных классах, увеличено за счет регионального компонента количество часов русского языка в 11Б классе –1 час, с целью подготовки к грамотному выполнению и успешной сдаче государственного экзамена.
Предмет изучается на профильном уровне как второй иностранный язык – 2часа. Изучение предмета поддерживается лингвистическими практиками по окончании учебного года (в Польше, Германии). Значительный процент выпускников идет на лингвистические факультеты СПбГУ.
Предмет изучается на поддерживающем профиль уровне – 4 часа в 11Б классе. Это дает возможность приобретать знания и навыки, востребованные на современном рынке труда.
Из Компонента образовательного учреждения» взяты часы на удовлетворение познавательного интереса учащихся вне рамок выбранного профиля «Решение расчетных задач по химии» 35 часов в 11Б, «К совершенству шаг за шагом» элективный курс по биологии 70 часов для 10 и 11Б классов.
1 час в неделю для учащихся 11Б классов.
Содержание поможет школьникам более грамотно работать с текстами, изучать значение слов, понятий, связанных с личностным восприятием слова. Написать ЕГЭ с высоким результатом.
«Гид-переводчик по Санкт-Петербургу»
Курс ориентирован на формирование личности и индивидуального мировоззрения, осознание значимости отечественной культуры и её вклада в мировую культуру, в частности, места Санкт-Петербурга в мировой культуре. В рамках курса поощряется посещение музеев и исторических мест, участие в экскурсиях и их самостоятельное проведение.
Перечень элективных курсов, реализуемых в образовательном учреждении в 2012/2013 учебном году X—XI классы
Структура программы
Первый год бакалавриата посвящен дисциплинам, позволяющим овладеть навыками анализа, интерпретации и теоретического осмысления текстов как на русском, так и на основных европейских языках. Базовой дисциплиной здесь является курс «Правила чтения текстов», в его рамках студенты будут вовлечены в самостоятельную научную деятельность и научные дискуссии.
Принципиальным нововведением для традиционной структуры филологического образования является включение в программу курсов по чтению ключевых литературных текстов на языках оригинала: английском, немецком и французском (со второго года обучения).
Профессиональный цикл, в отличие от традиционного обучения по этой специальности, начинается со второго года обучения. В цикле сохранены хорошо зарекомендовавшие себя элементы традиционной модели — курсы, последовательно излагающие историю зарубежной и русской литературы, которые студенты после курсов первого года могут осваивать намного успешнее. Подобный подход к филологическому образованию в полной мере оправдывает себя благодаря гибкой системе выбора между несколькими профилями подготовки (с третьего года обучения), каждый из которых по-своему дополняет и углубляет полученные знания и навыки.
В цикле максимально широко используются интерактивные методы обучения (с доминированием семинарских и дискуссионных форм над лекционными), а также совместное проведение занятий двумя профессорами. Практика совместного проведения занятий подразумевает активное образовательное сотрудничество между литературоведами и лингвистами, а также позволяет студентам оценить различные подходы к текстам, избежать плоского, схоластического взгляда на предмет.
Педагогический коллектив факультета обладает как американским, так и европейским опытом ведения такого рода семинаров.
Обязательными для изучения являются три европейских языка. Базовый язык, с которым вы приходите к нам (у большинства это английский), изучается интенсивно на первом и втором курсе, а в дальнейшем становится языком, на котором нужно читать научную литературу, слушать лекции приглашенных преподавателей, общаться с иностранными коллегами. Второй иностранный язык начинается с первого курса, это немецкий или французский по выбору. Третий иностранный язык начинается с третьего курса, это может быть немецкий, французский и другие европейские языки.
Программы изучения иностранных языков ориентированы как на получение специфических филологических знаний и навыков, так и на достижение студентами профессионального уровня подготовки к международным экзаменам по иностранным языкам в соответствии с требованиями «Общеевропейских компетенций владения языком» (Common European Framework of Reference for Languages).
На третьем курсе студент получает возможность выбора тех дисциплин, которые его интересуют, и выстраивания собственной образовательной траектории. Предлагается три программы концентрации, из которых каждый студент может выбрать базовую и дополнительную:
Внутри концентраций также можно выбрать дисциплины, наиболее близкие своим интересам. Выбирая основную концентрацию, студент выбирает тем самым и научно-исследовательский семинар, в котором он будет работать на 3-м и 4-м курсах.
Какие предметы изучают на филологическом факультете
Выбирая специальность для поступления, желательно понимать не только, кем вы будете после выпуска, но и что вам придется учить несколько лет. Мы уже рассказали, какие предметы преподают будущим журналистам, юристам, философам, а сегодня поговорим о том, что изучают на филологическом факультете и какую специальность вы получите после выпуска.
Советы поступающим, а также лайфхаки по учебе и трудоустройству регулярно получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они всегда знают о выгодных акциях и предложениях.
Филологический факультет: что там изучают, а что нет
Раньше на филфаках действовало несколько отделений: русского языка и иностранных. Сегодня в большинстве университетов для изучения иностранных языков существуют отдельные факультеты, а на филологическом факультете готовят специалистов по языкам славянской группы и лингвистике.
Какие предметы изучают на филологическом факультете
На первом курсе филологического факультета предметы в основном те же, что и на других специальностях:
На 2-3 курсе к дисциплинам филологического факультета добавляются специальные предметы:
Есть в расписании и общеобразовательные предметы, изучаемые на филологическом факультете:
На старших курсах предметы на факультете филологии зависят от профиля обучения. Это могут быть:
Если на факультете все же есть кафедры иностранных языков, то к предметам добавятся дисциплины, связанные с ними:
Филологический факультет: каких предметов нет
Если вы не любите точные и естественные науки, то образование на филологическом факультете как раз для вас. Здесь вы не встретите:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
На филфаке научат работать с текстами
Практика на филфаке
После каждого учебного года учащиеся филфака проходят практику. Она может быть:
Специальности, где могут работать филологи
После выпуска студенты филфака находят себя в социально-гуманитарной сфере. Они работают:
Последняя профессия позволяет работать по свободному графику и контролировать свой уровень доходов. Главное — найти надежный сервис, который обеспечит конфиденциальность и гарантирует стабильные выплаты.
Изучая предметы филологического факультета, придется не только много читать, но и выполнять различные учебные работы: писать сочинения и эссе, готовить рефераты и курсовые. Получить за них отличную оценку поможет сервис помощи студентам.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Филологический профиль.
Филологический профиль– изучение учебных предметов на профильном уровне «Русский язык» и «Иностранный язык». В классах филологического профиля увеличено количество часов на изучение литературы, изучается второй иностранный язык – немецкий. При изучении профильных дисциплин вводится преподавание в группах. Деление на подгруппы используется при изучении предметов гуманитарной направленности: «Литература», «История России», «Всеобщая история», «Обществознание».
Цель литературного образования в старших классах гуманитарного (филологического) профиля это не только освоение литературы как искусства слова, формирование культуры восприятия художественного произведения и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, но и формирование высшей степени литературной образованности для получения будущей профессии.
Изучение русской литературы в национальной гуманитарной (филологической) школе отличается от изучения данного предмета в русской гуманитарной школе. Это связано со спецификой национальной школы гуманитарного (филологического) профиля, осуществляющей образовательный и воспитательный процесс на бикультурной основе.
Учебный план филологического профиля включает в себя профильные предметы: английский язык, второй иностранный язык (французский язык/японский язык), литература, русский язык. В рамках профиля преподаются спецкурсы, ориентируемые на выбор дальнейшего языкового образования.
Основные подходы к разработке учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе для старшей школы.
Школьные учителя русского языка и литературы решают задачу повышения качества обучения. Они ориентируются на следующие показатели результатов обучения:
1. Полнота, глубина, сознательность и прочность знаний.