философия родительства какие бывают направления
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Квантовый Переход в Эру Водолея Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло Единицы р.
6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.
Лексические темы. Космос
Как рассчитать количество бисера для жгута Итак, вариант 1 «математический&q.
—Рубрики
—Приложения
—Фотоальбом
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Философия родительства
Философия родительства
Не делайте работу за детей.
Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Школьник получил необычное домашнее задание – поговорите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
Поощряйте самостоятельную игру.
Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры из трех палочек, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.
Разрешайте допускать ошибки.
Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».
Хвалите за проявленную инициативу.
Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.
Не вмешивайтесь в каждый шаг.
Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
Воспринимайте детей всерьез.
Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.
Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий:
низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.
Позвольте ребенку решать.
Когда младенчество останется позади, давайте детям больше возможностей для выбора. Пусть их тело подсказывает, надевать ли кофту на улицу или достаточно короткого рукава, пусть дети решают сами, что взять сегодня на прогулку: велосипед или мяч, кого приглашать на день рождения. Может случиться так, что им не понравится результат принятого решения, тем не менее, это важный момент, когда ребенок учится оценивать последствия своего выбора.
Вводите в курс взрослых дел.
Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.
Закрепляйте домашние обязанности.
Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.
Воодушевляйте пробовать новые вещи.
Нестандартная ситуация, например, поход на неделю в место, далекое от техники и цивилизации, потребуют от детей новых усилий. Находясь рядом, вы понаблюдаете за тем, как, выйдя из зоны комфорта, дети принимают решения, пробуют выполнять что-то без поддержки взрослых и обретают полезные навыки: приготовление еды, обустройство быта, умение работать в команде и приносить пользу.
На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка.
Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.
Не в том ли и состоит задача родителей: быть рядом и уметь подсказать в случае необходимости, приходить на помощь в течение нескольких секунд, но не лезть с указаниями, что и как нужно делать?
Волнения за детей – как они справятся, будут ли в безопасности – из разряда вечных родительских мыслей. Но иногда все, что остается – сделать глубокий вдох, отпустить детей в самостоятельную жизнь и верить в лучшее. И гордиться изо всех сил, наблюдая за их свободным полетом.
Регистрация
Философия родительства
Не делайте работу за детей
Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Школьник получил необычное домашнее задание – поговорите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
Поощряйте самостоятельную игру.
Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры из трех палочек, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте дтям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.
Разрешайте допускать ошибки
Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».
Хвалите за проявленную инициативу
Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.
Не вмешивайтесь в каждый шаг
Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
Воспринимайте детей всерьез
Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.
Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий:
Низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.
Позвольте ребенку решать
Когда младенчество останется позади, давайте детям больше возможностей для выбора. Пусть их тело подсказывает, надевать ли кофту на улицу или достаточно короткого рукава, пусть дети решают сами, что взять сегодня на прогулку: велосипед или мяч, кого приглашать на день рождения. Может случиться так, что им не понравится результат принятого решения, тем не менее, это важный момент, когда ребенок учится оценивать последствия своего выбора.
Вводите в курс взрослых дел
Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.
Закрепляйте домашние обязанности
Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.
Воодушевляйте пробовать новые вещи
Нестандартная ситуация, например, поход на неделю в место, далекое от техники и цивилизации, потребуют от детей новых усилий. Находясь рядом, вы понаблюдаете за тем, как, выйдя из зоны комфорта, дети принимают решения, пробуют выполнять что-то без поддержки взрослых и обретают полезные навыки: приготовление еды, обустройство быта, умение работать в команде и приносить пользу.
На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка.
Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.
Не в том ли и состоит задача родителей: быть рядом и уметь подсказать в случае необходимости, приходить на помощь в течение нескольких секунд, но не лезть с указаниями, что и как нужно делать? Волнения за детей – как они справятся, будут ли в безопасности – из разряда вечных родительских мыслей. Но иногда все, что остается – сделать глубокий вдох, отпустить детей в самостоятельную жизнь и верить в лучшее. И гордиться изо всех сил, наблюдая за их свободным полетом.
Воспитание по принципу: «Я мать, а ты ребенок, и только я знаю, что тебе нужно. Слушайся меня» давно устарело. Будущее за осознанным родительством, где малышу помогают стать сильной и гармоничной личностью. Как этому научиться, рассказывает психолог филиала «Маленькая мама» «Кризисного центра помощи женщинам и детям» Светлана Алёхина.
Балансируем между ответственностью и свободой
«Основа метода заключается в балансе. С одной стороны, родитель берет на себя ответственность за свое поведение и дальнейшее развитие своего ребенка как личности. С другой – он предоставляет чаду максимальную свободу для реализации», – рассказывает Светлана.
Воспитывая детей осознанно, необходимо уделять большое внимание эмоциональному состоянию ребенка, его чувственной сфере, личностным способностям, душевным переживаниям. Это помогает создать по-настоящему крепкую семью. «Чтобы стать осознанными, родителям в первую очередь необходимо начать развиваться самим, научиться по-новому видеть и понимать своего ребенка», – считает психолог.
Принципы осознанного воспитания
Родитель должен быть ребенку не контролером, а любящим человеком, другом, где-то наставником.
Углубите ваше восприятие ребенка. Очень важно научиться видеть и принимать внутреннюю сущность вашего чада, а не обращать внимание только на его внешность и поведение. Попробуйте воспринимать ребенка на более глубинном уровне. Старайтесь понять его личность, суть, внутренний мир.
Научитесь слушать. Учитесь меньше говорить и больше слушать. Попробуйте понять, что пытается вам сказать ребенок. Будьте более внимательными, чуткими. Чаще задавайте вопросы, так вы сможете лучше узнать и понять его точку зрения. Этот принцип также поможет раскрепощению. Постепенно малыш учится проявлять себя, выражать мысли, чувства. Развивается его способность к саморефлексии.
Будьте вежливыми. От того, каким образом вы будете общаться со своими детьми, будет зависеть их поведение и общение с окружающим миром в будущем. Если общаться как со взрослым, проявлять к нему уважение, предоставлять возможность быть собой, то впоследствии он сможет взаимодействовать с другими с позиции взрослой, интеллигентной, рассудительной личности, способной уважать других людей и их мнение. Этот навык может передаваться из поколения в поколение.
Умейте прощать. Каждый человек совершает ошибки – как дети, так и взрослые. Старайтесь вместо наказания помочь ребенку понять, что он сделал не так, чтобы впредь поступал иначе. Когда родитель умеет прощать, он своим примером на бессознательном уровне прививает этот навык своему ребенку. Прощение – лучшая профилактика саморазрушения, ведь накопленные негативные эмоции в виде злости, раздражения, обиды могут очень сильно вредить личности и даже вызывать психосоматические расстройства. «Помните: чувство вины парализует человека, а осознание и ответственность за свои поступки укрепляет личность и придает ей решимости», – отмечает специалист.
Будьте чуткими. Научитесь понимать действия и поступки ребенка. Вместо того, чтобы сразу начать эмоционально реагировать, попробуйте сделать паузу и порассуждайте, как бы вы вели себя на его месте. Когда родители умеют контролировать свои эмоции, проявляют чуткость и внимание по отношению к другим, ребенок начинает им все больше доверять. В будущем ему будет проще обратиться за советом, помощью к родителям, зная, что его примут, выслушают и не устроят скандал.
Ставьте долгосрочные цели. Если вы хотите стать осознанным и желаете привить ребенку эти же качества, вам необходимо научиться справляться со своими отрицательными эмоциями не однократно, а на постоянной основе. Говорить об осознанности легко, а вот уметь совладать с собой при недисциплинированности и непослушании ребенка бывает очень сложно. Ставьте долгосрочные цели и пытайтесь все время улучшать ваше взаимодействие с ребенком.
Уважайте интересы других. Часто случается, что родители, выбирая что-то для ребенка, действуют из своих собственных интересов. Это могут быть как ежедневные мелочи в виде покупки майки в магазине, так и более серьезные – выбор кружка, колледжа, профессии, партнера. Вместо того, чтобы навязывать свое мнение, лучше следовать интересам ребенка. Вы можете помочь ему найти и развить его истинный потенциал. Так у него появится гораздо больше возможностей реализации в жизни. Развивайте кругозор ребенка, помогайте ему определить его способности и интересы. Поощряйте любознательность, ведите беседы о том, что нравится и почему.
Выступайте примером. Дети во многом копируют и транслируют поведение взрослых. Поэтому все те качества, которые вы хотели бы развить в ваших детях, в первую очередь нужно воспитать в себе. Станьте хорошим примером, будьте последовательны в своих словах и поступках. В противном случае вы вызовете когнитивный диссонанс. К примеру, нельзя учить ребенка быть спокойным, если вы сами ведете себя вызывающе и эмоционально.
Делегируйте обязанности. Предоставьте ребенку возможность с детства участвовать в делах семьи. Давайте ему задачи по силам. Этим вы поспособствуете развитию ответственности, самостоятельности. Он станет ощущать себя важным членом семьи. Хвалите за успехи и выполненные дела, поощряйте за помощь. Не забывайте следить за своими ожиданиями по отношению к выполненным делам. Избегайте завышенных требований. Помогайте ребенку, если требуется помощь и дополнительное разъяснение.
Создайте любящую и благоприятную среду. Только безусловная любовь по отношению ко всем членам семьи способна создать безопасную и мирную обстановку дома. Дети, которые растут в доброжелательной и позитивной обстановке, в любви, гораздо меньше подвержены стрессу и негативному воздействию вне дома. Когда ребенок ощущает безусловную любовь и принятие со стороны близких, он гораздо легче перенесет трудные жизненные ситуации и лучше совладает с собой. Мирная среда способствует более благоприятному психическому развитию, а проявление агрессии, недовольства, неприятия, осуждения, наоборот, провоцирует развитие комплексов, фобий, неврозов и даже может провоцировать задержку психического развития.
Начните работу над собой
Старайтесь относиться к ребенку как к отдельной индивидуальной личности, а не собственности. Не торопите события. Научитесь жить в моменте здесь и сейчас. Развивайте терпение и учите этому своего малыша. Начните разбираться со своими проблемами, неуверенностью. Попробуйте сформулировать и создать уникальные, собственные правила внутри вашей семьи, согласовав их с другими членами. Работайте над пониманием себя. Научитесь беспристрастно оценивать свое поведение и поступки. Берите ответственность за свою жизнь, свои неудачи или достижения в свои руки. Помните, осознанные родители стремятся к развитию, а не закрывают глаза на свои собственные слабости.
Естественное родительство
Как же предлагают вынашивать, рожать и растить детей сторонники естественного родительства.
В последние годы набирает силу увлечение так называемым естественным родительством. С точки зрения последователей этого течения всё, что так привычно большинству современных мам и пап: роддома, заменители материнского молока, коляски, прививки, соски, детские кроватки и прочие продукты цивилизации – не были придуманы природой, мешают возникновению крепких уз между мамой и ребёнком, а потому не нужны.
Как же предлагают вынашивать, рожать и растить детей сторонники естественного родительства и как к этим принципам относятся врачи, нейропсихологии и другие специалисты?
Носить легко
Первый постулат, который должна знать любая будущая мама, гласит: беременность – не болезнь. С этим, пожалуй, согласится почти каждый. Однако сторонники естественного родительства развивают свои идеи дальше.
Как же ведут себя в ожидании ребёнка «естественные» мамы?
Мнение специалистов
Отказ от большинства исследований нередко чреват серьёзными последствиями. Да, размер плода и его положение в матке опытный акушер может определить и не прибегая к помощи УЗИ. Но вот как быть с положением плаценты, обвитием пуповиной и другими факторами, способными осложнить роды и навредить как малышу, так и маме?
Рожать мягко
Роды тоже должны быть как можно более естественными:
Мнение специалистов
Даже в XXI веке роды – процесс непростой и часто непредсказуемый. Тем более, что мало кто из будущих мам может похвастаться отменным здоровьем. В последние годы логопеды, дефектологи и нейропсихологии говорят о значительном увеличении числа детей с проблемами, возникшими из-за гипоксии: гиперактивностью, заиканием, задержкой речевого и психического развития и т.д. Да, конечно, кислородное голодание может возникнуть и в ходе появления ребёнка на свет в роддоме, однако при домашних родах это встречается чаще.
Поэтому даже сторонниц мягких родов призывают сопоставить плюсы домашних родов и их вероятные последствия, и всё же сделать выбор в пользу роддома. Тем более, что сейчас во многих из них (хотя, конечно, не во всех) практикуют подход, близкий к «естественному»: свободное поведение роженицы, вертикальные роды, прикладывание к груди в первые же минуты жизни ребёнка и совместное пребывание матери и малыша.
Кормить грудью и как можно дольше
Отношение к кормлению грудью «естественных» мам вполне находит отклик и среди тех, кто не относится к их числу. Ведь они призывают:
Официальная медицина тоже вполне разделяет эти принципы. Подобный режим кормления и правда очень полезен, обеспечивает маме и крохе психологический комфорт, способствует укреплению взаимной привязанности, стимулирует лактацию и т.д.
Но вот следующий пункт у многих вызывает непонимание и даже отторжение. Ведь сторонники естественного родительства считают, что:
Мнение специалистов
Пользу грудного вскармливания доказали уже давно. Поэтому в этом «естественных» родителей можно только поддерживать. Сейчас даже ВОЗ рекомендует кормить детей грудным молоком хотя бы до года, а лучше и дольше, поскольку пользу материнского молока трудно переоценить.
Однако нельзя допускать, чтобы грудное вскармливание превращалось в основное, а то и единственно действенное (!) средство успокоения, утешения, укладывания спать и т.д. Поэтому в возрасте полутора – двух лет детей стоит всё же потихоньку отучать от груди, ведь было замечено, что в противном случае их социальное развитие значительно замедляется.
Спать вместе
По мнению «естественных» родителей, спать ребёнок должен только вместе с родителями. Они объясняют такой подход так:
Мнение специалистов
И с этим пунктом трудно не согласиться. Совместный сон, действительно, удобен и полезен как родителям, так и детям. Главное, знать нюансы:
Кстати! Проведённые опросы среди пап продемонстрировали интересные результаты. Большинство молодых отцов поддерживают идею совместного сна или относятся к ней с пониманием, но считают, что этот период жизни семьи не должен продолжаться слишком долго.
Гигиена должна быть естественной
В этом вопросе «естественные» родители категоричны. Никаких фабричных одноразовых подгузников. Объясняется эта непримиримая позиция так:
Поэтому использовать следует только естественные системы пеленания, в которые входят многоразовые подгузники из натуральных тканей, специальные пеленальные штанишки, вкладыши из шёлка, био-байки или био-марли и др.
Мнение специалистов
Многие родители наверняка заинтересуются подобным подходом к пеленанию. Действительно, ведь современные подгузники появились не так давно, а до этого как-то справлялись без них. И получалось очень даже неплохо.
Если вы решите в этом вопросе «вернуться к истокам», то имейте в виду, что специальные естественные системы пеленания очень разнообразны.
Можно и по старинке делать подгузники из марли самостоятельно, это будет, конечно, дешевле, но вот ползунков, боди, слипов и других детских одёжек потребуется больше, чем при использовании одноразовых подгузников, ведь младенцы справляют нужду не просто часто, а очень часто.