философия возникла в какой период
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Философия возникла в какой период
-философия античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес,а последним- Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа – объясняющая
II. Философия Средневековья
—исторический этап развития западной философии,охватывающий период с 5 по 15 века.Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин Аврелий(354-430 гг.).
III. Философия возрождения
IV. Философия Нового времени
V.Философия 20 века
-различают аналитическую(направление развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ) и континентальную(термин, используемый для определения одной из 2х главных традиций современной зап. философии). Представителями этой философии были: Джордж Мур. Людвиг Витгенштейн, Фридрих Ницше и др. Основные направление современной философии:
1. Сциентистское направление. Сциентизм в философии возникает как реакция на натур философичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данного умонастроения, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлексивную спекуляцию конкретного мыслителя
2.Деятельностное направление. Это направление в философии XIX-XX вв. представляют марксизм и прагматизм.
3. Антропологическое направление. Это направление оформилось в трех основных школах: философия жизни, экзистенциализм и философская антропология.
5. Социально-критическое направление. Это направление включает ряд школ. Каждая из школ имеет свою специфику, но объединяет их критическое отношение к антропогенной деятельности в системе «природа — общество — человек».
Вопросы и задания
Глоссарий
Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. Отечественная и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (официально империя прекратила свое существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрекся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков.[1] Однако любая периодизация периода носит условный характер.
Деятельность специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.
Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, сточки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.
Рационализм (от лат. rationalis —разумный) — направления в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а интеллект и проводимая им дедукция. Противоположностью Р. является эмпиризм, понимаемый как убеждение, что чувственный опыт есть единственный источник знания.
История Р., делающего центральным пунктом анализа познания разум, мышление, рассудок, начинается с элеатов (Парменид, Зенон из Элеи, Мелисс Самосский), считавших, что чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения и что истина о мире постигается только силой разума. Р. Пифагора и Платона, настаивавших на самодостаточности разума, был подхвачен неоплатонизмом и идеализмом. В 17— 18 вв. на позициях Р. стояли Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц и др., считавшие, что в сфере познания разум обладает неограниченным господством и является высшей инстанцией. Противниками такого субъективно понятого Р. являлись эмпирики Дж. Локк, Д. Юм и др. В нем. идеалистической философии Р. было придано объективистское, пантологическое звучание: разум оказался не только критерием истины, но и основой самого реального мира.
Р. отвергается в иррационализме, романтизме, философии жизни и др.
УМЕРЕННОСТЬ — добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Антич. философы считали У. одной из кардинальных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью и определяли через отношение к удовольствиям, влечениям как способность человека с помощью разума преодолевать те из них, которые препятствуют достижению блага.
Поиск определений – Мирзоян Т. АфанасьевР
Проблема происхождения философии
Все статьи сайта → Философия → Проблема происхождения философии
Вопросы генезиса философии
При ответе же на вопрос, из чего возникла философия, все концепции генезиса философии делятся на две группы. Возникают мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии (схема 1).
Существует также эклектическая концепция генезиса философии, согласно которой философия возникает не как таковая, а как философский материализм и философский идеализм. Материализм — продолжение «линии знания», идеализм — продолжение «линии веры». Эта концепция неверна в своем схематическом упрощении. Конечно, материализм и идеализм принципиально различны и противоположны, но исторически философия возникает как таковая, а ее поляризация на материализм и идеализм — достижение определенной, достаточно зрелой стадии. Для генезиса философии первостепенную роль играет изменение уровня мировоззрения. Распадание же философии по типам — явление вторичное.
Гносеогенно-мифогенная концепция. Эта концепция стремится учесть и роль мифологического мировоззрения, и роль знания и связанного с ним мышления. Таким образом, гносеогенно-мифогенная концепция генезиса философии признает два и даже три источника возникновения философии — мифологическое мировоззрение, знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии.
Генезис философии: предпосылки и источники формирования философской мысли
Скачок в развитии производительных сил в связи с переходом от бронзы к железу увеличил возможности людей и повысил их уверенность в своих силах перед лицом подавляющего их мира богов-деспотов, еще более активизировал их практическую деятельность, привел к дальнейшему увеличению знания и развитию мышления.
Развернувшаяся политическая классовая борьба подрывала авторитет традиции, в том числе и мировоззренческой. Ведь во всех обществах века бронзы, где религиозно-мифологическое мировоззрение стало исполнять охранительную социально-идеологическую функцию, дальнейшее углубление мировоззрения посредством знания и критического мышления было заторможено. Их достигнутый уровень был ограничен узкой сферой специального знания. Последнее же, став делом жреческого сословия, было сакрализовано, засекречено, и развитие его остановилось. Выход на политическую арену новых классов, дальнейшие войны и революции разрушали традицию. В результате возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечавшем уровню, образу жизни, интересам новых общественных сил, слоев, классов. Заложенная в предфилософии возможность философии стала реализовываться.
Генезис философии (или зарождение и развитие философской мысли) следует понимать как возникновение второго уровня мировоззрения. Подъем на второй уровень для мировоззрения стал возможным благодаря росту наук, что стимулировало зарождение высшей части идеологической надстройки.
Однако все это происходило постепенно и не везде одинаково. Генезис философии — длительный процесс. Философия возникает непосредственно не из мифологии как таковой, а из переходных форм, характерных для обществ бронзового века. Переходные мировоззренческие формы — это уже не первобытная стихийная мифология, а мифология с элементами самосознания и систематизации, с понятийными вкраплениями, с элементами демифологизации и деантропоморфизации. Если говорить образно, то можно сказать, что на уровне переходных мировоззренческих форм от мифологии как таковой к философии как таковой в мантии мифологического мировоззрения появляются первые дыры, сквозь которые кое-где начинает просвечивать реальная, немистифицированная природа.
Возникает философия в середине І тыс. до н. э. в трех цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Зарождение философии произошло на базе мифологии. Этапы формирования философии изображены на рисунке ниже (схема 2).
Схема 2. Этапы формирования философии |
Особенности генезиса философии на Востоке и на Западе
Во всех трех частях полосы древней цивилизации в первой половине первого тысячелетия до н. э. сложилась в общем одинаковая мировоззренческая предфилософия. Но уровень предфилософской науки был не везде одинаков. В Древнем Китае и в Древней Индии такой уровень был ниже, чем в Вавилонии и в Древнем Египте. Расхождение, возможно, определялось тем, что, как говорилось, античный способ производства проявился на Востоке слабее, чем на Западе. На Востоке сама граница между веком бронзы и веком железа была стертой. Длительное господство древнеазиатского способа производства в Азии и в Северной Африке (Египет) увековечило связанные с бронзовым веком духовные мировоззренческие формы. Сила традиции в Афразии была сильнее, чем в Европе, где в те времена так и не сложилось сословие жрецов — в Древней Греции жрецы существовали при храмах, посвященных разным богам и находившихся в разных местах, и объединены не были, как это имело место особенно в Индии, а также и в других государствах Афразии, например в Египте, где жрецы как первостепенная идеологически-политическая сила иногда противостояли царям-фараонам.
В других регионах философия развивалась на базе философии трех стран: Индии, Китая и Греции.
Периоды развития философии
В истории философии выделяют следующие периоды:
3. Эпоха Возрождения (середина XIV — начало XVII вв.)
В период своего формирования философия включала в себя все научные знания. Позже начали определяться отдельные научные дисциплины:
В последствии философия приобрела роль методологического фундамента всех наук и образовалась сложная структура философского знания.
*1. См : Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 81.
*2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е нзд, т. 13, с. 91.
1. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак. И отделений ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 374 с.
Автор схем: www.mudriyfilosof.ru
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Научная философия возникла одновременно в трех регионах древнего мира: в Индии, Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, в 7-6 вв. до н.э., вместе с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками: появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке.
Однако наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Это объясняется воздействием некоторых дополнительных предпосылок, которые особенно благоприятствовали развитию философской мысли именно в Греции и странах востока. Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан.
В Древней Греции благоприятным дополнительным условием развития философской мысли было возникновение зачатков демократии и общественных условий, духа соревновательности в художественном творчестве, спорте, теоретической мысли, свободной состязательной деятельности.
Античная философия охватила длительный период древнегреческой и древнеримской истории периода с 7 в. до н. до 5 в. н.э. Она вобрала в себя множество учений, школ и направлений. Греческая философия определила стратегию учения: единая основа, сущность «субстанция» мира как целостности, причина всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее. и основополагающее начало.
Выделяют 4 этапа античной философии:
2. Время расцвета. Классика 5-6 в. до н.э.
Научная электронная библиотека
Философия, её смысл и значение.
Философия – (от греч. Phileo – люблю; sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – древнейшая из наук, европейская философия возникла в Древней Греции в V1 веке до н. э. Впервые слово «philosophos» встречается у Пифагора (580 – 500 гг. до н. э. ), но, сама философия, гораздо древнее своего названия. С тех далеких времен человечество ставит и пытается решать сложнейшие мировоззренческие вопросы: Что есть человек? В чем смысл жизни? Кто управляет миром? Познаваем ли мир? Что есть истина? Что есть добро и зло? Эти вопросы придумывают не философы, их «придумывает» жизнь. Вот почему каждый сколько – нибудь духовно развитый человек «немножко» философ. Из стихийного философствования, т. е. умозрительных помыслов о высших смыслах и ценности жизни, родилась философия как уникальная форма культуры и общественного сознания.
Философия – это специфическая система знаний, в отличие от стихийного, любительского философствования, опирается на собственные многовековые традиции, хранит и постоянно переосмысливает свою историю. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.
На протяжении веков она разработала свой, присущий только ей способ аргументации, а так же особые методы и принципы, которые стали достоянием всех без исключения наук.
Философия – праматерь всех наук! Изначально существовал своего рода «пласт знаний» (мудрость) в результате развития знаний из него возникали, «выросли» науки.
Философия – это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека. Немецкий философ Г. Гегель говорил: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли». Каждая философская система – это «дитя своего времени», в этом аспекте философия выступает как духовно – практическая форма освоения действительности. Но в любой философской системе всегда есть что – то актуальное, современное. Философия – это взгляд в вечность. Анализируя мир, философия выступает в конструктивной роли – как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальное место человека во Вселенной.
Особенность философского знания в том, что оно не предлагает решений, данных раз и навсегда, пригодных везде и при любых обстоятельствах. В философии важен сам процесс поиска истины! Вот почему в философии могут уживаться вместе различные, порой противоположные теории, это лишь обогащает философию, расширяет поле её деятельности.
Философия изучает мир во всей целостности, охватывает все, что существует в человеческом сознании. Вот почему отношение к философии среди не философов очень противоречиво. Одни, от философии ожидают чрезвычайных откровений, другие – равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление, третируют её как бесполезные раздумья о чем – то призрачном; третьи взирают на философскую науку с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей – гениев, изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. А может в этом и есть «тайна философии»? Однако без философского понимания – нет истинной научной картины мира.
Философия – это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия и мышления. Философия изучает мир во всей целостности, охватывает все, что существует в человеческом сознании.
Философия – есть общее знание, принципы которого не могут быть выводами из какого – нибудь другого знания, еще более общего. Исходя из этого, предмет философии – «всеобщее». Специфическим для философии является не знание о мире как таковом, хотя она включает и такое знание, а знание об отношениях, отношениях человека к миру. При этом речь идет не о любых, а о всеобщих отношениях. Это такие общие (всеобщие) понятия, которые употребляют все науки, но не анализируют их как понятия (например, что есть «качество», «причина», «истина», «время», «пространство» и другие), а просто их используют. Философ, словно ювелир, собирает лучшие жемчужины в ожерелье, чтобы ими могли насладиться все без исключения.
Важнейшая функция философии – методологическая. Философский метод есть система наиболее общих принципов подходов к теоретическому исследованию действительности. Изучая «всеобщее», философия предлагает общие принципы теоретического мышления. Это диалектика – теория развития, универсальный метод взаимосвязи явлений и процессов; а так же принципы: историзма, причинности, системности и др. Кроме того, философия предлагает всеобщие приемы и методы мышления: анализ, синтез, дедукцию, индукцию и др. Таким образом, философия выступает как общая методология для всех отраслей науки, при этом философия призвана обращать достижения научного знания, прежде всего на благо человека, «там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия» (К. Ясперс – философ – экзистенциалист).
Философия – «ядро» мировоззрения (мировоззренческая функция), своего рода духовный каркас полноценной личности. Г. Майер писал: «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о космосе, но также и оценки, переживаемые субординацией ценностей, формы жизни». Философию интересует мир не сам по себе, а мир, как сфера деятельности человека. В этом аспекте можно говорить и о гуманистической функции философии, т. е. о «человеческом измерении» всех основных философских проблем.
Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Философия вводит новые представления о желательном (идеальном) образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она может функционировать как идеология. Философия способна вырабатывать новые, нестандартные решения и мировоззренческие идеи.
Философов, которые считают, что основа мира есть сознание, т. е. дух, Бог, абсолютный разум – называют идеалистами. К идеалистам относят Платона, Гегеля, Канта. Есть и третья точка зрения – дуализм. Дуалисты высказывают идею о единстве материального и идеального в основе мироздания (например, Р. Декарт).
Вторая часть ОВФ – это проблема познаваемости мира. Познаваем ли мир? «Да», – говорят философы – гностики (марксисты), «нет», – считают агностики (И. Кант), скептики сомневаются в точности, истинности знания, сомневаются в методах познания, в самой истине. (Пиррон).
В современной философии есть точка зрения, отрицающая ОВФ (позитивизм, экзистенциализм, например), эти философы не признают ни ОВФ, ни деления философов на материалистов и идеалистов. Дискуссия по проблеме ОВФ продолжается. Сейчас актуально решение вопроса о смысле человеческого существования. В чем смысл жизни? Что есть человек? Каково его предназначение? Все философы с древности до сегодняшнего дня думают над этими мировоззренческими вопросами, предлагают свой путь познания человека.
Значение философии. Философия – это «гимнастика для ума». Философия позволяет познать непостижимое, осуществить невозможное, заглянуть в неведомое. А если серьезно, то философия – это:
1. Фундамент развития культуры.
2. Философия синтезирует различные области знания.
3. Все научные достижения философия преломляет через «человеческое измерение»
4. Философия – это целостный взгляд на мир и место в нем человека
5. Философия критически осмысляет действительность и дает ценностные ориентиры
Великий философ И. Кант считан философию не только высочайшим уровнем теоретической мысли, но и вместе с тем «естественной склонностью души», присущей в той или иной степени всем людям, каждому человеку. «Не хлебом единым» живет человек: он стремиться подняться над обыденностью, взглянуть на мир, на себя как бы со стороны, он думает о смысле жизни, о конечности происходящего. Цивилизованный человек ищет ответы не в мифе, и не в религии, а в доводах и умозаключении науки, прежде всего в философии.
Философия, «всеобщее», функции философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм.