фио это какие данные
Персональные данные сотрудника: как с ними работать
Неоднозначное понимание того, что именно скрывается под персональными данными, в итоге приводит к конфликту между сторонами, когда работодатель и работник злоупотребляют своими правами. Чтобы избежать таких ситуаций, надо понимать, как правильно обрабатывать персональные данные на каждом этапе взаимодействия.
Основные документы, на которые нужно ориентироваться при обработке персональных данных, — это Конституция РФ (ст. 24) и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон о персональных данных).
В ст. 24 Конституции РФ говорится, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Закон о персональных данных определяет значение не только ключевых понятий, с которыми придется сталкиваться на практике каждому работодателю, но и вводит принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных и другие важные моменты.
Вопросам защиты персональных данных работника посвящена гл. 14 ТК РФ.
Что включают персональные данные работника
Персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному физическому лицу (субъекту персональных данных). Как правило, эти данные позволяют идентифицировать конкретного человека.
В рамках трудовых отношений работодатель может запрашивать только те персональные данные, которые нужны для выполнения трудовой функции. К ним относятся ФИО, сведения о предыдущей работе, документы, которые необходимы для устройства на работу (паспорт, трудовая книжка и т.д.), сведения об образовании. Такие сведения, как вероисповедание, работодатель запрашивать не имеет права, так как они не требуются для выполнения трудовой функции.
Сложность обработки персональных данных заключается в том, что на разных этапах взаимодействия и при решении различных трудовых задач у работодателя могут возникнуть вопросы. Например, считается ли та информация, которая содержится в резюме кандидата, персональными данными? Должен ли он давать согласие в этом случае, даже если его не возьмут на работу? Нужно ли как-то согласовывать с работником факт передачи данных для оформления пропуска? Можно ли размещать фотографию работника на доске почета без его согласия? Допускается ли размещение «черных списков» сотрудников на сайте компании? Что делать с данными уволенных сотрудников?
На все эти вопросы важно знать ответы. Тем более что периодически разъяснения по ним публикуют Минтруд, Роструд, Роскомнадзор.
Что делать с персональными данными кандидата
Еще на этапе просмотра резюме компания начинает собирать персональные данные кандидатов. Она может сохранять резюме в специальных программах, распечатывать их, сохранять контакты для дальнейшей связи и т.д.
В резюме обычно представлен целый перечень персональных данных — от номера телефона до сведений об образовании и предыдущих местах работы.
Роскомнадзор предупреждает о том, что обработка персональных данных соискателей предполагает получение соответствующего согласия от них. Согласие следует оформлять на период принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.
Но есть и исключения, когда такое согласие не требуется:
В согласии нужно обязательно указать цель получения персональных данных — рассмотрение кандидата на вакантную должность. Можно воспользоваться образцом согласия на обработку персональных данных.
Если работодатель получает резюме соискателя по электронной почте, ему нужно дополнительно провести мероприятия, которые бы служили подтверждением факта направления резюме самим соискателем. Например, это может быть приглашение соискателя на собеседование или ответ на его письмо по электронной почте.
Что делать, если персональные данные собираются с помощью анкеты
Нередко работодатель осуществляет сбор персональных данных кандидатов с помощью типовой анкеты. Во-первых, такая анкета должна содержать информацию о сроке её рассмотрения и принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.
Обычно анкета размещается в электронном виде на сайте компании, и согласие на обработку персональных данных подтверждается с помощью проставления «галочки» в соответствующем поле.
Что делать с данными кандидата, которого не взяли на работу
В таком случае предоставленные соискателем данные нужно уничтожить в течение 30 дней.
Есть в этой ситуации исключения — случаи, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе. Тогда хранить персональные данные соискателя придется в течение 3-х лет.
Направление запросов на прежние места работы
На этапе собеседования работодателю может потребоваться уточнение некоторых данных о работнике или получение дополнительной информации у прежних работодателей.
Для этого ему обязательно нужно заручиться согласием соискателя.
Сбор и обработка персональных данных при приеме на работу
Трудовое законодательство определяет перечень документов, которые работодатель запрашивает у работника при приеме на работу. На этом этапе, согласно ст. 65 ТК РФ, запрашиваются:
На то, чтобы внести персональные данные из этих документов в трудовой договор, согласие работника не требуется. Когда он подписывает трудовой договор, то тем самым уже дает свое согласие.
Оформление зарплатной карты и персональные данные работника
Многие организации при приеме на работу оформляют работникам зарплатную карту. В связи с этим может возникнуть вопрос — нужно ли на передачу персональных данных работника банку получать согласие? Да, нужно.
При этом важно, чтобы:
Роскомнадзор определяет случаи, когда передача персональных данных работника банку для открытия зарплатных карт должна происходить без согласия:
Стоит учесть, что работник может отказаться подписать согласие на передачу данных банку, с которым работает компания. У него могут быть уже открыты счета и карты в другом банке, и поэтому для него удобнее продолжать обслуживаться в своем банке.
В прошлом году была установлена ответственность за «зарплатное рабство». Это значит, что сотруднику нельзя отказать в праве на изменение кредитной организации, в которую будет перечисляться зарплата.
Сотрудник сменил фамилию — что делать с трудовым договором?
В этом случае нужно обязательно внести изменения в трудовой договор. Главное — сделать это правильно.
Часто работодатели оформляют дополнительное соглашение, хотя им, как правило, меняются условия, а не сведения трудового договора. Фамилия относится именно к сведениям о работнике.
Правильно будет внести изменение непосредственно в текст трудового договора, вручную.
Размещение «черных списков» сотрудников на сайте
Иногда работодатель смело публикует в открытом доступе списки бывших работников, которые были уволены, например за утрату доверия или неоднократное неисполнение обязанностей.
Следует отметить, что это расценивается законом, как нарушение требований к обработке персональных данных. Об этом, в частности, предупреждает Минтруд в Письме от 08.10.2018 N 14-2/В-803.
В данном случае, публикуя причины увольнения, работодатель сообщает личную информацию сотрудника третьим лицам. Делать это без согласия работника нельзя.
Каким должно быть согласие на обработку персональных данных
Роскомнадзор в своих рекомендациях формулирует следующие требования:
Оформление доски почета
Противоположная ситуация — это поощрение работника в виде доски почета. Но и здесь есть свои тонкости.
Обычно на доске почета размещается фотография человека, указывается его ФИО. И всё это персональные данные, которые работодатель не имеет права выставлять на всеобщее обозрение у себя в офисе, даже если цель его действий — поощрить успешных сотрудников и мотивировать тем самым остальной коллектив.
Для использования фото сотрудника тоже придется заручиться согласием.
Персональные данные для пропуска
В большинстве организаций сейчас действует пропускной режим. Соответственно, новым работникам требуется оформление пропуска.
В данном случае нет необходимости в получении согласия на обработку персональных данных, если:
В том случае, если пропускной режим находится под контролем сторонней организации, то согласие обязательно.
Кадровый и бухгалтерский учет на аутсорсе и персональные данные
Если работодатель решает вопросы кадрового и бухгалтерского характера при помощи аутсорса, то есть силами сторонних организаций, то он должен соблюдать требования, обозначенные ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных.
Что делать с персональными данными уволенных сотрудников
Нужно учитывать, что существуют требования к обработке персональных данных в рамках бухгалтерского и налогового учета.
Так, например, работодатели обязаны в течение 4-х лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ). И здесь согласия уже бывших сотрудников, хотят они того или нет, не требуется.
Роскомнадзор напоминает, что по истечении сроков, определенных законодательством, личные дела работников переходят на архивное хранение на срок 75 лет. Но на саму организацию хранения в архиве и использование архивных документов с персональными данными работников Закон о персональных данных не распространяется.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое персональные данные
Понятие персональных данных и правовое регулирование
Защите личной информации посвящен закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. В п. 1 ст. 3 закреплено определение термина.
Персональные данные — это любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к определенному или определяемому физическому лицу, иначе говоря, субъекту персональных данных.
Однако в законе не конкретизируется, какая именно информация может быть отнесена к личной. Нет ответа и на один из самых распространенных вопросов: являются ли ФИО персональными данными?
Частично конкретизируют расплывчатое определение Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения, утвержденные приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94.
На основании п. 2.5 указанного документа к личным данным относятся:
При этом Роскомнадзор приводит только примерный перечень, указывая, что любые другие сведения, относящиеся к субъекту, также являются персональными.
Иные персональные данные
Помимо перечисленных в Методических рекомендациях упоминаются еще два вида информации, относящейся к личной, а именно:
Особенности отнесения некоторой информации к личной
Поскольку ни в одном нормативном документе не фигурирует полный перечень персональных сведений о человеке, важно определить критерии, по которым можно понять, является информация персональной или нет.
Основной критерий закреплен в уже упомянутом п. 1 ст. 3 закона № 152-ФЗ. Таковой является информация, если по ней можно сделать вывод, какому физическому лицу она принадлежит.
Кроме того, законом (п. 9 ст. 3 закона № 152-ФЗ) введено такое понятие, как обезличивание личных сведений. Это совершение с личной информацией таких действий, после которых невозможно будет установить, к какому лицу она относится. Соответственно, персональные данные — это любые сведения, которые могут прямо или косвенно указать на человека, которому они принадлежат.
В этой связи рассмотрим подробнее вопрос об отнесении к личным сведениям некоторых видов данных.
Номер телефона
Чтобы понять, является ли номер телефона персональными данными, обратимся к закону «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ. На основании п. 1 ст. 53 этого закона Ф. И. О. и абонентские номера гражданина — это информация ограниченного доступа. Такие сведения охраняются законодательством, в том числе законодательством о персональных данных.
Более того, норма прямо указывает, что предоставление любых сведений, позволяющих идентифицировать пользователя, без согласия самого абонента запрещено.
Таким образом, можно сделать вывод, что номер телефона, принадлежащий физическому лицу, — это косвенная информация о конкретном человеке, соответственно, в силу п. 1 ст. 3 закона № 152 и с учетом положений п. 1 ст. 53 закона № 126 телефонный номер можно отнести к персональным данным в случае, если по номеру можно определить его принадлежность. Разумеется, по набору чисел сделать это нельзя. Соответственно, если нет совокупности данных, например номера телефона и имени, нельзя говорить о том, что номер телефона —это персональные сведения.
Электронная почта
Ответ на вопрос, является ли электронная почта персональными данными, менее очевиден, поскольку на законодательном уровне он не регламентируется. Исходя из общих положений, при отсутствии иных сведений о лице, которому принадлежит e-mail, электронный адрес не относится к персональным данным.
Но необходимо учитывать и сам адрес, который может включать возраст, имя, дату рождения, место рождения и прочие сведения о владельце (например, ivanivanov1986@moskva.ru). В этом случае электронная почта относится к личным данным.
Как правило, личная информация собирается в совокупности. Например, при регистрации на каком-то сайте пользователь вводит не только адрес электронной почты, но и имя. В данном случае совокупность информации позволяет идентифицировать человека, соответственно, собираемые сведения однозначно можно отнести к персональным данным.
ИНН, СНИЛС, паспортные данные
В отношении перечисленных сведений ответ очевиден: они подлежат защите в соответствии с законодательством о персональных данных, поскольку прямо относятся к конкретным лицам. Такой вывод подтверждается и судебной практикой, например апелляционным определением Московского городского суда от 20.10.2014 по делу № 33-35747.
Номера ИНН, СНИЛС и паспортные данные однозначно позволяют идентифицировать конкретного человека.
Итоги
Таким образом, хотя закон и дает определение персональных данных, но не приводит их исчерпывающий перечень, что вызывает много вопросов как у субъектов персональных данных, так и у операторов. Тем не менее законодательство содержит критерий, позволяющий определить, относится ли конкретная информация к личной. Этим критерием является возможность идентифицировать личность лица, к которому такие сведения относятся.
Подробное разъяснение, является ли ФИО персональными данными
Как часто в повседневной жизни мы называем незнакомцам свои имя, фамилию или отчество. Тем самым давая им право на обработку.
В материале мы рассмотрим, ФИО – это персональные данные или нет, а также расскажем, какие законодательство налагает обязательства на обработку такой информации и в каких случаях владельца может защитить закон Российской Федерации.
Законодательные основы
Все процедуры, касающиеся обработки персональных данных (ПД), указаны в Федеральном законе Российской Федерации «О персональных данных» от 27 июля 2006 года. В законодательном акте N 152-ФЗ четко сказано, что к личной информации относятся любые ведомости, которые прямо или косвенно относятся к физическому лицу, иными словами, принадлежат субъекту (подробнее о том, какая информация относится к ПД, читайте тут, а в этой статье вы найдете примеры персональных данных).
Статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщает, что ФИО определяет гражданина. С приобретением имени, фамилии и отчества гражданин получает и осуществляет права и обязанности под своим именем. В законе говорится о том, что ФИО принадлежит человеку, поэтому, если вернуться к определению из ФЗ «О персональных данных», такая информация должна являться персональной со всеми юридическими последствиями и нюансами при ее распространении и обработке.
В то же время Роскомнадзор, регулирующий информационную деятельность в сети интернет, отмечает, что размещение на веб-страницах всемирной паутины фамилии, имени и отчества без каких либо дополнительных пояснений, не считается обработкой ПД физического лица. Роскомнадзор указывает на еще одну важную характеристику конфиденциальных ведомостей – они должны давать возможность выяснить личность гражданина.
Являются ли персональными данными?
Фамилия
Роскомнадзор разъясняет, что фамилия физического лица считается его персональными сведениями. Однако не позволяет однозначно назвать субъекта. Есть более и менее распространенные фамилии, так что публикация фамилии гражданина Российской Федерации может в разной степени сократить выборку тех, кому оно гипотетически принадлежит.
Персональные данные в РФ неоднородны, они делятся на четыре категории, и для каждой характерны свои особенности. Если по персональной информации невозможно определить гражданина, которому они принадлежат, ведомости считаются обезличенными. Сведения такого рода хранятся по всем правилам, на бумажных или электронных носителях. Однако субъект персональных сведений не сможет доказать, что распространением ему был нанесен ущерб.
Имя принадлежит человеку, считается его личной информацией, ПД, однако максимально обезличенными. Без уточняющих данных выяснить, кому принадлежит имя, невозможно. Более того, зная имя человека, третье лицо не будет иметь возможность установить дополнительные ведомости.
Отчество
Отчество человека принадлежит физическому лицу, является его персональными сведениями. Входит в категорию обезличенных ведомостей. Под ними понимаются данные, не дающие возможность установить к какому человеку они относятся или что-то еще о нем.
Обезличенные сведения также хранятся в недоступных для третьих лиц местах.
ФИО вместе
Является ли ФИО в целом персональными данными, согласно разъяснениям Роскомнадзора? Да. В Федеральном законе России «О Персональных данных» говорится, что под вышеназванную категорию ведомостей попадает любая информация, принадлежащая физическому лицу. Все ФИО вместе является персональными ведомостями более высокого приоритета, чем указанное отдельно имя или отчество.
В зависимости от конкретных обстоятельств сведения могут иметь более высокий или низкий приоритет. Например, на отдельно взятом предприятии распространение ФИО даст возможность идентифицировать человека, в пределах большого населенного пункта – информация лишь сократит выборку, а если ФИО опубликовано без всякой дополнительной информации, то такие данные станут обезличенными, ведь идентификация не состоится.
Когда эта информация не может относиться к ПД?
В юридической практике это означает следующее – физическое лицо не может обратиться к оператору персональных данных с претензией по распространению таких сведений. Закон не защищает права субъекта, если речь не идет о конфиденциальности.
ФИО гражданина относятся к персональным сведениям, однако в зависимости от ситуации, информация может стать как полностью обезличенной, так и более приоритетной по возможным последствиям для ее владельца.
Персональные данные, права субъектов ПД
Все мы пользуемся телефоном, ходим на работу или на собеседования, пользуемся банковскими картами или просто путешествуем по просторам интернета. Зачастую даже не задумываясь о том, что оставляем след из персональных данных. Оставлять свои данные стало настолько привычно, что большинство из нас уже не читает соглашения или другие документы, с которыми соглашается «на автомате». При этом наши данные могут быть использованы для разных целей: для показа определенной рекламы, спам-рассылок, фишинга и т.д. В этой статье хотелось бы рассказать о правах субъектов персональных данных, т.е. нас с вами. Какие законы регулируют работу с персональными данными и как действовать в непростых ситуациях, как отстоять свои честь и достоинство и право на личное пространство, которого и так почти не осталось.
Что такое персональные данные?
«Фамилия и инициалы гражданина — это, несомненно, персональные данные субъекта. Однако, без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных невозможно. ФИО (фамилия, имя, отчество) наряду со многими другими способами используется для идентификации отдельного человека среди других. По своей природе — это составной ключ, идентификатор, основанный на комбинациях трёх параметров фамилии, имени и отчества, на самом деле не идентифицирующий человека однозначно, а лишь сильно сокращающий выборку из тех, кому они могут принадлежать»
Таким образом, только работа с комбинацией данных позволяющих определить конкретного человека может считаться обработкой персональных данных. Например, ФИО в комплексе с номером телефона и паспортными данными несомненно позволят идентифицировать человека.
ФЗ-152 «О персональных данных»
Основной документ, который регулирует отношения в сфере персональных был принят, еще в 2006 году и называется Федеральный закон «О персональных данных». В него уже не раз вносились правки, но сейчас хотелось бы упомянуть о проекте нового КОАП, в данный момемнт активно обсуждается новый Кодекс административных правонарушений. В проект добавлена новая статья, которая предусматривает штрафы до 500 т.р. за утечку персональных данных. Раньше такой статьи не было, но не будем забегать вперед.
Сосредоточим внимание на 3-й Главе вышеупомянутого закона — она так и называется «Права субъекта персональных данных». И начнем со статьи 14. И первое на что имеет право субъект персональных данных – доступ к своим персональным данным. Другими словами Вы можете в любой момент отправить любому оператору (не важно является ли он Государственным органом или нет) запрос на предоставление сведений касающихся Ваших ПД, и оператор обязан предоставить такую информацию. Сроки обработки такого запроса могут быть разными, но не превышать 30 дней. Например, если вы обнаружили в сети интернет, данные о себе, которые не соответствуют действительности, то владелец такого ресурса должен в срок не более 7-ми дней с момента получения Вашего запроса внести необходимые корректировки или вовсе удалить их.
Данный момент закреплен в статье 20 Федерального закона «О персональных данных».
Как сформировать запрос оператору персональных данных?
При формировании такого запроса нужно соблюсти ряд требований, но они не очень сложны. Такой запрос должен содержать паспортные данные субъекта (Номер паспорта, дату выдачи, кем и когда он был выдан). Помимо этого Вы должны приложить подтверждение того, что оператор ведет обработку Ваших данных, это может быть номер и дата договора, скриншот или любые подтверждающие факт обработки сведения. Допускается даже словесное обозначение, т.е. просто описание того факта, что обработка Ваших персональных данных ведется конкретным оператором. Ну и конечно потребуется поставить подпись.
Допускается направлять запрос и в форме электронного документа, но в таком случае он должен быть подписан электронной подписью.
Если оператор предоставил Вам запрашиваемые сведения, то Вы имеете право запросить их повторно, но не ранее чем через 30 дней. Отсчет ведется с даты направления предыдущего запроса.
Если же оператор предоставил Вам не все сведения, которые Вы запрашивали, то ждать 30 дней не обязательно, в таком случае формировать повторный запрос можно сразу же. Но не забудьте обосновать свое обращение.
Какие сведения имеет право запросить субъект персональных данных?
На самом деле, оператор персональных данных должен соблюсти достаточно много условий для того, что бы иметь возможность работать с Вашей персональной информацией и поэтому список сведений, которые вы можете запросить достаточно большой. Давайте разберем их по порядку:
Цели обработки персональных данных должны быть конкретными, заранее определёнными, законными и соответствующими деятельности, при которой такая обработка осуществляется.
Цели оператор определяет заранее, при подаче заявления в Роскомнадзор, подробнее про определение целей и подготовке уведомления в Роскомнадзор можно прочитать в этой статье.
Когда могут отказать в доступе к персональным данным?
Несомненно каждый человек имеет право запросить у оператора сведения об обработке собственных персональных данных. Но есть и ряд исключений, когда оператор может отказать. Как правило все эти случаи связаны с работой силовых ведомств. Это может быть оперативно-розыскная или разведывательная и контрразведывательная деятельность. Доступ к ПД может быть ограничен, если в отношении субъекта возбуждено уголовное дело или если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации( отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Ограничение доступа может возникнуть, если нарушаются права и законные интересы третьих лиц.
Многие компании используют персональные данные для направления сообщений, которые рекламируют услуги или товары оператора. Все мы периодически получаем на почту информацию о скидках, акциях и специальных предложениях, но зачастую такие сообщения нам не интересны, докучают и мы даже не помним когда согласились на это «заманчивое» предложение.
В данном случае, помимо федерального закона «О персональных данных» стоит обратиться еще и к закону «О рекламе». Но давайте разбираться по порядку.
В ст. 15 ФЗ-152 говориться, что обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ и услуг при помощи средств связи может осуществляться только при условии согласия физического лица. Очень интересный момент заключается в том, что в случаях рекламы собственных работ и услуг, компания должна доказать, что такое согласие было получено.
В случае, если Вы все таки дали оператору такое согласие( путем проставления галочки в чек-боксе на сайте или заключая с ним договор), то в любой момент можете его отозвать. Для этого достаточно написать обращение в компанию, которая забрасывает Вас письмами и оператор обязан немедленно прекратить обработку Ваших персональных данных для целей носящих рекламный характер.
Более того, если сообщения Вы получаете на электронную почту, в письме должна быть ссылка для автоматического отказа и исключения Ваших контактов из рекламной рассылки.
Что же такое реклама, обратимся к определению – «информация, распространяемая любым способом и адресованная неопределенному кругу лиц направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке».
Как и в ситуации с законом «О персональных данных» в законе «О рекламе», в главе 2, ст. 18 написано, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии, что абонент дал на это предварительное согласие. Так же рекламодатель обязан доказать наличие такого согласия, как и в случае с требованиями 152-ФЗ. Требования законов сходятся и части того, что рекламораспостранитель обязан немедленно прекратить процесс распространения рекламы получив соответствующее требование от физического лица.
Если регулятором в области персональных данных выступает Роскомнадзор, то в случае закона «О рекламе» это Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Требования к оформлению жалобы, размещены на сайте регулятора. Выполнить их достаточно просто, во многом механизм подачи схож с требованиями к подачи обращения в РКН, нужно указать:
ПО результатам обращения ФАС может инициировать проверку. Результатом которой, вполне возможно, окажется штраф рекламораспространителю. Сумма штрафа в данном случае довольно существенная. Размер штрафов регламентирует ст. 14.3. КОАП РФ и достигать они могут 500 000р.
Пример из жизни, Сбербанк опять не на высоте
В качестве примера разберем случай произошедший с ПАО Сбербанк в 2018г. Суть данного судебного разбирательства состоит в том, что ПАО «Сбербанк» заключил с одним из своих клиентов договор на выпуск международной карты. При этом договор присоединения был составлен таким образом, что подразумевал отправку сообщений рекламного характера. Клиент не мог получить необходимую ему карту и при этом отказаться от навязанной банком услуги. В данной ситуации потребитель банковской услуги не растерялся и отозвал ранее данное согласие.
Когда же он получил очередную рассылку с рекламой услуг банка он обратился в Федеральную антимонопольную службу.
Не смотря на ряд доводов представителей банка, суд постановил Сбербанк выплатить штраф в размере 250 000р. В соответствии с ч.1 ст. 14.3. КОАП РФ.