фитнес клуб это какая сфера деятельности
Фитнес клуб это какая сфера деятельности
(введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 303-ФЗ)
1. Фитнес-центры являются физкультурно-спортивными организациями, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию.
2. Фитнес-центры организуют работу по формированию здорового образа жизни граждан, создают условия для сохранения и укрепления физического здоровья граждан, а также для их физического воспитания.
3. Фитнес-центры могут быть членами общероссийских и международных спортивных объединений и могут устанавливать стандарты качества оказываемых ими услуг.
4. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, фитнес-центры обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций.
5. Фитнес-центры и их объединения вправе:
1) организовывать и оказывать гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию;
2) организовывать и (или) проводить официальные физкультурные мероприятия и (или) спортивные мероприятия;
3) осуществлять подготовку населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
6. Фитнес-центры и их объединения обязаны:
1) создавать условия по оказанию гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию, в том числе посредством предоставления помещений, зданий, сооружений, обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
2) привлекать квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, обеспечивать условия для повышения их квалификации;
3) безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Появилось законодательное определение понятия «фитнес-центр»
yanlev / Depositphotos.com |
Оно введено Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 303-ФЗ, который на днях подписал Президент РФ Владимир Путин. Регулированию деятельности фитнес-центров теперь посвящена отдельная статья в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Так, под фитнес-центрами понимаются физкультурно-спортивные организации, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию. Такие организации призваны организовывать работу по формированию здорового образа жизни граждан, создавать условия для сохранения и укрепления их физического здоровья, а также физического воспитания. При этом оговорено, что они могут быть членами общероссийских и международных спортивных объединений. Также им разрешено устанавливать стандарты качества оказываемых услуг.
В каком случае физкультурно-спортивные организации могут быть отнесены к категории заказчиков, которые вправе применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ? Узнайте из «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В новой статье перечислены права и обязанности фитнес-центров и их объединений. В числе прав указаны: организация и оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию; организация и проведение официальных физкультурных или спортивных мероприятий; осуществление подготовки населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО. А в числе обязанностей – создание условий по оказанию гражданам услуг по физической подготовке и развитию (в т. ч. посредством предоставления помещений, зданий, сооружений, обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием), привлечение квалифицированных работников и обеспечение условий для повышения их квалификации, а также безвозмездное предоставление субъектам официального статистического учета первичных статистических и административных данных. Также фитнес-центры в установленных законодательством случаях должны применять профстандарты в части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций.
Открытие фитнес-клуба: бизнес-план и приблизительные расчёты
Все расчёты в статье основаны на средних рыночных ценах.
Рыночный анализ
В России фитнес-клубы начали появляться 20 лет назад. Подавляющее большинство посетителей предпочитает российские заведения, а не международные. Доля последних составляет лишь 1% от общего числа.
Каждый год количество спортивных клубов увеличивается на 20%, что связано с ростом моды на здоровый образ жизни.
Исследования показали, что люди посещают фитнес-клубы с целью стать красивее и более ухоженными. Менее распространённая причина — психологическое здоровье. Третье и четвёртое места разделили улучшение физподготовки, а также проведение свободного времени.
По данным исследований, основными клиентами таких заведений являются женщины, которых 70% от общей доли посетителей.
Больше половины посетителей — молодые люди от 18 до 24 лет.
В фитнес-клубах преобладают люди со средним уровнем дохода. Обеспеченные клиенты встречаются реже. Интересно, что 25% посетителей не имеют дохода вовсе.
Наиболее часто подобные заведения предпочитают люди с высшим образованием.
Проанализировав вышеперечисленные данные, мы можем составить портрет потенциального клиента: это будет женщина в возрасте от 18 до 34 лет со средним заработком, имеющая образование. Её цель — улучшить форму тела. Также потенциальным клиентом будет мужчина того же возраста, который желает улучшить здоровье и увеличить свои физические возможности. Отсюда вытекает вывод, что во время разработки бизнес-плана необходимо ориентироваться на представителей среднего класса.
Вашими конкурентами будут популярные сети фитнес-клубов города. В меньшей степени — единичные заведения. Это связано с тем, что последние не смогут единовременно обслуживать много людей. Также они не столь популярны, поэтому о них знают немногие. По этой причине главный конкурент вашего заведения — известные брендовые фитнес-центры, которые успели захватить часть рынка. Чтобы должным образом конкурировать с ними, необходимо предоставлять клиентам низкие цены, квалифицированных работников и высокое качество услуг.
Наиболее выгодная ниша — семейный бизнес. Эта сфера сейчас плохо развита, а также с её помощью можно задействовать сразу нескольких членов семьи. Наибольший доход будет идти от тех, кто занимается в зале — такой вид услуг имеет сейчас повышенный спрос.
Оценка возможностей
Фитнес-клуб будет открыт для посетителей каждый день с 9 утра до 9 вечера, кроме воскресенья (график работы в этот день: 10:00 — 20:00). Получается 82 часа в неделю. У такого бизнеса нет сезонности, однако летом незначительно падает количество посетителей.
Добиться повышения спроса и привлечения новых клиентов возможно путём расширения спектра предоставляемых услуг (можно дополнительно продавать спортивное питание, открыть бар или заниматься реализацией одежды известных брендов).
Для открытия фитнес-клуба необходимо решить ряд организационно-правовых вопросов:
В первую очередь следует выбрать подходящую организационно-правовую форму. Для начала подойдёт ИП или ООО. ИП предпочтительнее, так его легче зарегистрировать, и оно имеет упрощённую систему налогообложения. Более того, именно ИП предполагает работу с физическими лицами, а не корпоративными клиентами.
Скорее всего, у вас будут следующие коды ОКВЭД:
Деятельность компании должна быть указана в выписке из ЕРГИП (если вы открыли ИП) или из ЕГРЮЛ (если вы открыли ООО).
Не забывайте, что на одного клиента спортивного зала должно быть 6 м2 пространства, а для тех, кто посещает фитнес или аэробику — 2 м2.
Арендуемое помещение будет коммерческим. Наиболее предпочтительные следующие варианты:
В раздевалках должно присутствовать помещение для оборудования в нём душевых кабин.
Средний уровень посещаемости фитнес-клуба — 15 человек. Учитывая эти данные, делаем расчёты площади помещения:
Итого: 220 квадратных метров.
Предоставляемые услуги фитнес-клубом
Фитнес-клуб будет предоставлять следующие виды услуг:
Записываться на тренировки клиенты смогут в телефонном режиме или через сайт фитнес-клуба. В заведении будет Wi-Fi и бесплатная бутилированная вода.
В дальнейшем спектр услуг будет расширяться. К ним добавятся не только различные виды групповых тренировок, но и прочая деятельность.
В тренажёрном зале у посетителей будет возможность записаться на персональную тренировку.
Маркетинговый план фитнес-клуба
Для начала необходимо определиться с ценами предоставляемых услуг. Стоимость должна быть конкурентоспособной, однако не сильно ниже, чем в других фитнес-клубах. Особое внимание следует обращать на оформление залов и всего центра, качество оборудования и квалификацию тренеров.
Привлечь клиентов можно при помощи следующих разновидностей рекламы:
Довольно распространённый метод продвижения — предварительная продажа клубных карт фитнес-клуба.
Также возможно привлечь посетителей акциями: например, бесплатной первой тренировкой (тест-драйв).
Ещё до открытия спортивного заведения следует создать сайт. Его необходимо сделать удобным и информативным. Вы можете создать формы для обратной связи, прикрепить опросы, добавить обсуждения, сделать возможность бронирования и покупки абонементов.
Бизнес-план фитнес-клуба
Фитнес-индустрия в России интенсивно развивается с 2000-х годов. Процесс продолжается и сейчас, даже в условиях нестабильности в экономике страны. Люди постепенно начинают рассматривать свое тело как объект инвестирования усилий. Физически развитое тело укрепляет здоровье, физиологические и психологические процессы; это не только полезно, но и модно. Рынок фитнеса растет ежегодно (рост в 2017 г – 10,2%), как и число россиян, регулярно тренирующихся в спортклубах. Сфера спорта в плане бизнеса несет большой потенциал, разрабатывать который нужно уже сейчас. В приведенном бизнес-плане по открытию фитнес клуба читатель сможет детальнее разобраться в том, как открыть спортивный центр, что учесть в процессе, а также изучит примерный расчет выхода дела на точку безубыточности.
Сколько нужно денег для открытия фитнес-клуба
Создание фитнес-клуба с нуля потребует крупных инвестиций. Предприниматель, нацеленный на открытие такого объекта, должен учесть самые различные факторы. Идеально заниматься этим делом человеку, имеющему знания и опыт тренировок, хотя в любом случае к помощи квалифицированных тренеров прибегать придется.
В настоящем бизнес-плане расписан проект открытия спортивного комплекса с широким ассортиментом услуг. Реализация этой идеи потребует минимальных инвестиций в размере более 4 млн руб. (подробный расчет приведен в статье далее).
На размер первоначального капитала влияет местонахождение объекта, его размер, спектр предлагаемых услуг, а также сумма вложений в маркетинговое продвижение.
Описание продукции и услуг
На первом этапе в спортклубе будут предлагаться услуги:
С развитием нужно расширяться, например, пристроить закрытый бассейн, создать танцевальные классы для разных возрастных групп и др.
Кроме групповых занятий рекомендуется предусмотреть персональные тренировки.
С таким спектром фитнес-услуг спортивный объект сможет охватить наибольшее количество клиентов, заинтересовать население в посещении нового фитнес-центра.
Нужно провести бесплатный для посетителей Wi-Fi, установить кулеры с водой и т.д.
Составлять расписания занятий необходимо с учетом рабочих графиков населения, организуя групповые тренировки в свободное от работы время.
Анализируем рынок
Модным трендом фитнес в России стал вместе с ростом уровня материального достатка людей в 2000-е годы.
Сейчас эта индустрия в нашей стране продолжает развиваться – количество открытых клубов растет. В период 2014-2016 гг. рост замедлился;это связано с рядом экономико-политических факторов. Сейчас налицо ремиссия – все больше россиян вновь начинают проявлять интерес к фитнесу.
Более 50% посетителей – люди в возрасте 18-24 лет, из них женщин почти в 2,5 раза больше, чем мужчин.Среди постоянных клиентов – люди со средним достатком и чуть выше среднего.
Основные конкуренты–крупные сети фитнес-заведений и единичные студии, известные в конкретном населенном пункте.
Индустрия спортивных услуг имеет большие перспективы в РФ: сейчас постоянными посетителями спортивных центров является только 2,5% населения страны (в Москве – 7%, в США – 17%).
Способы открыть фитнес-клуб
В настоящем бизнес-плане описан проект создания фитнес-центра с нуля. Однако необходимо вкратце рассказать ио других способах открыть спортивное заведение.
По франшизе
Это самый удобный способ открытия спортклуба. Согласно договору, франчайзи передаются все технологии, решения, нужные для открытия бизнеса.
Поддержка со стороны закрепившейся на рынке компании оказывается на всех этапах открытия: в регистрации и бух учете, в поиске и подготовке помещения, в закупке оборудования и т.д. Бизнесмен получает возможность вести дело под уже известным брендом.
Однако, за все эти удобства нужно заплатить едино разовый паушальный взнос и вносить ежемесячные платежи – роялти – в течение определенного времени.
Готовый фитнес-клуб
Можно действовать проще и приобрести уже готовый спортивный центр. Этот вариант чаще всего наиболее затратный, подходит для предпринимателей с большим капиталом.
Как открыть фитнес-клуб и что для этого нужно?
Расчеты, приведенные в бизнес плане фитнес клуба, предполагают инвестиции в размере 4,225 млн руб. Сумма зависит от местоположения, вложений в его ремонт и от качества спортивного оборудования.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для бизнеса по производству мебели.
Аренда помещения (250 кв. м)
Оборудование и инвентарь
Дополнительное сырье и материалы
Заработная плата, 13 чел.
Работа и сбыт предполагается в городе с населением до 1,5 млн чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, продвижение, подготовку помещения и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.
Документы
Первоначально нужно выбрать форму деятельности и получить всю необходимую документацию.
Открыть фитнес центр можно в форме ИП (физического лица), тем более если сначала это будет небольшой зал. Это быстрееи дешевле. Далее нужно выбрать систему налогообложения – в данном случае рекомендуется ЕНВД.
При регистрации указываются коды ОКВЭД. Основные:
В спортивных заведениях предоставляются разные виды услуг, включая массаж, солярий, спорт бар и др. В кодах нужно указать все направления. Например,93.02 «Услуги парикмахерских и салонов красоты» и/или 93.05 «Другие персональные услуги».
Необходимо получить разрешения Роспотребнадзора, СЭС, Пожарной инспекции. В эти инстанции предоставляются все требуемые паспорта и договора.
Помещение
Размер подбираемого помещения зависит от возможностей самого предпринимателя и от планируемой посещаемости. Для примера возьмем 250 кв. м. Помещение, как и организация процессов в нем, должно соответствовать ГОСТ Р 57116-2016 «Фитнес-услуги. Общие требования к фитнес-объектам». Делается весь необходимый ремонт, яркое освещение и привлекательный дизайн.
Большое значение имеет месторасположение спортклуба. Говоря в общем, есть два варианта: объект может располагаться в центральной части города либо на его окраине, в спальном районе.
Внутреннее пространство будет разбито на несколько зон:
Персонал
В сфере фитнеса квалифицированный персонал – ключ к успеху. Многие люди обращают внимание не на рекламу и внешние условия того или иного спортклуба, а именно на тех, с кем они будут тренироваться.
Потому вопросу нахождения профессиональных тренеров нужно уделить большое внимание. Стоит сказать, что трудоустройство хорошего инструктора может увеличить оборот студии: часто вместе с тренером на новое место перебираются и его клиенты.
Таблица 2. Рабочий штат спорт центра.
Заработная плата, руб.
Администратор на ресепшн
Специалисты по массажу, йоге
Итого размер фонда заработной платы составляет 495 тыс.руб.
Оборудование
С продавцами инвентаря и техники заключаются договора на покупку, установку и обслуживание оборудования.
Во-первых, в помещении монтируются кондиционеры и вентиляция. В самом зале должно быть достаточно прохладно – не более 18°С, использованный воздух должен выводится, а свежий – неизменно подаваться. Норма по влажности воздуха – 45-55%.
Во-вторых, закупается весь требуемый спортивный инвентарь. Выбирать его следует со специалистом: нужно установить тренажеры для разных групп мышц, закупить степ-платформы, подвесное оборудование, доски, шары, утяжелители, помосты, скамьи, беговые дорожки, гантели, блины и др.
Планировку размещения оборудования можно создать на основе анализа конкурентов, включая зарубежных.
В-третьих, приобретается дополнительное оборудование: мебель для раздевалок, душевые кабинки, оргтехника, огнетушители, зеркала, скамейки, музыкальное оборудование и т.д.
Реклама
Инвестирование в рекламу – важное направление работы. Чем быстрее потребители фитнес-услуг узнают о новом спортклубе и его преимуществах, тем быстрее пойдут деньги.
1. Создание сайта и интернет-продвижение центра. Фитнесом в РФ чаще занимается молодежь: она проводит много времени в соц. сетях и в Сети вообще. Потому нужно заказывать контекстную рекламу, создать и продвигать свою группу в сетях, размещать объявления в других группах, создать инстаграм-аккаунт и т.п.
2. В местах большого потока людей и/или целевой аудитории можно разместить наружную рекламу.
3. Раздача листовок в местах скопления людей – простой, но действенный способ рекламирования.
4. Необходимо регулярно проводить event-мероприятия и акции: разыгрывать бесплатные посещения центра и скидки в предпраздничные дни, дни рождения и т.д. Предпродажа клубных карт –один из способов продвижения и получения прибыли одновременно.
Создание конкурентных преимуществ
На российском рынке конкуренция в сфере фитнеса, особенно, в крупных городах, достаточно высокая. Потому рекомендуется хорошо проанализировать деятельность своих конкурентов, использовать их слабые места, предлагать что-то новое и нестандартное.
Сначала нужно определить цены на услуги, сделать так, чтобы абонемент мог себе позволить человек со средним доходом и даже чуть ниже среднего.
Расположить центр лучше в месте, куда удобно добираться и на общественном, и на личном транспорте. Для автовладельцев нужно сделать огороженный паркинг.
Люди хорошо воспринимают разные акции– следует разработать программу лояльности с учетом Дней Рождения клиентов и официальных праздничных дней.
Рекомендуется обслуживать разные группы посетителей: детей, женщин, людей старшего возраста и т.д.
Важно анализировать и учитывать пожелания и замечания посетителей.
Финансовый план: рентабельность и окупаемость
Размер первоначальных затрат – 4,225 млн руб.
Размер выручки высчитывается из нескольких статей: групповых занятий, непрерывной работы тренажерного зала (в рамках рабочего дня спортклуба) и персональных тренировок. Последняя статья в расчете учитываться не будет по причине сложности индивидуального расчета.
1. В неделю будет заниматься несколько групп по аэробике и степ-аэробике (по 100 и 60 занятий в месяц соответственно). Средний размер 1 группы – 15 чел. Цена: 200 руб. за 1 час аэробики, 250 руб. за 1 час степ-аэробики. Итого –525 тыс.руб.
2. Стоимость месячного абонемента в тренажерный зал – 2800 руб. (или 150 руб. за 1 занятие без ограничения по времени). При 200 постоянных клиентов выручка составит 560 тыс.руб.
3. В среднем, клиент тратит за визит солярия 200 руб. При 100 клиентах в месяц (минимум) можно получить 20 тыс.руб.
4. Цена 1 сеанса массажа составит 1 тыс. руб. При 70 клиентах в месяц (минимум) выручка составит 70 тыс.руб.
5. Если, при среднедневной посещаемости спорт-студии в 250 чел., каждый третий клиент будет делать покупку в спорт баре на среднюю сумму в 200 руб., в месяц бар принесет 498 тыс.руб.
Выручка итого – 1,673 млн руб.
Общий размер ежемесячных затрат 1,545 млн руб.
Чистая прибыль – 128 тыс.руб.
В этих условиях все инвестиции окупятся за 33 месяца, то есть фактически за 2,75 года.
Таблица 3. Экономическое обоснование бизнес идеи.
Сумма первоначальных инвестиций
Средняя посещаемость в день
Чистая прибыль в месяц
Риски и минусы бизнеса
Перед инвестированием необходимо провести комплексный SWOT-анализ, то есть оценить все сильные, слабые стороны, возможности и угрозы. Здесь мы коснемся рисков и минусов в деле открытия спортклуба.
В этих условиях проект создания спортивного зала нужно досконально просчитать, учесть существующие и вероятные риски. Добиться успеха можно только с учетом реальной ситуации на рынке и в обществе.
По оценкам специалистов, фитнес-центры окупаются примерно за 2-3 года. Указанный в бизнес-плане расчет подтверждает это – при условии активной рекламы и продвижения выйти на ноль будет возможно через 33 мес.
Предпринимателю, делающему бизнес на фитнесе, рекомендуется не стоять на месте, постоянно развиваться, добавлять новые услуги в своем центре. В этом случае спортивное заведение будет продолжать оставаться модным и привлекательным для посетителей.
Понятие фитнеса в контексте правового регулирования оказания фитнес-услуг
ПОНЯТИЕ ФИТНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ФИТНЕС-УСЛУГ
За последние несколько десятилетий фитнес завоевал большую популярность в России и образовал вокруг себя огромную коммерчески-успешную индустрию, представленную широким ассортиментом соответствующих товаров и услуг, предлагающих своим потребителям уникальную концепцию здорового образа жизни, красоты и успеха.
В то же время, образованная фитнес-индустрией огромная сфера фитнес-услуг до сих пор не получила надлежащего правового оформления, что, без всяких сомнений, может стать причиной возникновения настоящего правового беспредела и привести к самым серьезным негативным последствиям, например, к росту травматизма среди потребителей фитнес-услуг. Разумеется, нельзя утверждать, что в настоящий момент оказание фитнес-услуг не подчиняется вообще никаким правилам, однако действующее законодательство не раскрывает понятие фитнеса, не учитывает сущность и специфику фитнеса, поэтому говорить о надлежащем правовом регулировании оказания фитнес-услуг пока не приходится.
Следует отметить, что попытки законодательного закрепления понятия «фитнес» в России предпринимались неоднократно. Так, например, в конце 2011 года Некоммерческое партнерство «Национальное сообщество профессиональных участников спортивно-оздоровительной индустрии» обращалось к Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации с предложением закрепить понятие фитнеса в законе и определить его как «комплекс мероприятий, направленный на физическое воспитание, гармоничное физическое развитие и физическую подготовку человека посредством проведения занятий самостоятельно и/или под руководством специалистов, на специально оборудованной территории с использованием специального оборудования» [12]. Данное предложение было отвергнуто.
В 2015 году понятие фитнеса появилось в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 56644-2015 [10], в п. 3.1 которого фитнес определен как «комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий и действий, направленных на формирование, поддержание и укрепление здоровья человека, его физическую реабилитацию, организацию и проведение физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов». Данное определение не получило широкого распространения и признания на практике, что, вероятно, обусловлено добровольным, а не обязательным характером применения указанного национального стандарта.
14 сентября 2018 года в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального закона, в котором предлагалось закрепить понятие фитнеса в Законе о физической культуре и спорте в РФ [13] и определить фитнес «как часть физической культуры и массового спорта, направленная на ведение гражданами здорового образа жизни посредством организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, которая состоит в оказании гражданам услуг по проведению организованных и (или) самостоятельных занятий физической культурой с привлечением тренера и иных специалистов в области физической культуры и спорта, а также по участию в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» [17]. Предложенное определение фитнеса не вошло в окончательную редакцию поправок [11], а законодатель ограничился лишь введением в Закон о физической культуре и спорте статьи 30.1, которая посвящена определению фитнес-центров и их правовому статусу.
Затрагивая изменения, внесенные в Закон о физической культуре и спорте в РФ, необходимо обратить внимание на своеобразный подход к определению фитнеса, выработанный авторами поправок. Так, по мнению Д.Ю. Пирога – одного из авторов проекта поправок в Закон о физической культуре и спорте в РФ, квалифицирующим признаком фитнеса является оказание услуг населению по организации и проведению физкультурных мероприятий [16, с. 94]. Этот тезис четко прослеживается в вышеприведенном определении фитнеса, которое первоначально предлагалось закрепить в Законе о физической культуре и спорте в РФ. При этом, несмотря на то, что указанный подход не удалось реализовать в задуманном виде, изменения, в конечном итоге внесенные в Закон о физической культуре и спорте в РФ, так или иначе, его подчеркивают.
Так, согласно п. 1 ст. 30.1 Закона о физической культуре и спорте в РФ, фитнес-центры являются физкультурно-спортивными организациями, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию. В п. 2 данной статьи указано, что фитнес-центры организуют работу по формированию здорового образа жизни граждан, создают условия для сохранения и укрепления физического здоровья граждан, а также для их физического воспитания. По смыслу содержания приведенных пунктов и исходя из того, что термин «фитнес» применяется исключительно в контексте ст. 30.1 Закона о физической культуре и спорте в РФ, можно предположить, что в Законе о физической культуре и спорте в РФ под фитнесом, по меньшей мере, подразумевается комплекс оказываемых фитнес-центрами услуг, направленных на формирование здорового образа жизни граждан, сохранение и укрепление их физического здоровья, а также на их физическое воспитание. Отсюда можно сделать вывод о том, что Закон о физической культуре и спорте в РФ предлагает ограничить понятие фитнеса рамками деятельности фитнес-центров и рассматривать фитнес исключительно в качестве услуги.
Такой подход к определению фитнеса, вероятно обусловленный стремлением урегулировать исключительно деятельность всем уже хорошо известных фитнес-центров (фитнес-клубов), представляется ошибочным. Несмотря на то, что развитие фитнеса в России традиционно принято связывать с деятельностью фитнес-центров, думается, что ограничивать понятие фитнеса исключительно деятельностью фитнес-центров и рассматривать его только в контексте услуги – неправильно.
Так или иначе, но в настоящее время понятие фитнеса в действующем законодательстве остается всё же нераскрытым. Перспективная в своем начале инициатива легализации фитнеса в Законе о физической культуре и спорте закончилась тем, что законодатель выделил фитнес-центры в особую разновидность физкультурно-спортивных организаций с явно выраженным акцентом на фитнесе, но при этом какого-либо обстоятельного понятия фитнеса ни в законе, ни в иных правовых актах не привел, что в свою очередь, безусловно, приведет к самому различному толкованию и применению понятия фитнеса на практике.
Между тем, понятие фитнеса без всякого преувеличения можно назвать центральным понятием в сфере оказания различного рода фитнес-услуг. Без легального понятия фитнеса невозможно составить представление о том, что такое фитнес-услуги, невозможно корректно выделить признаки и содержание фитнес-услуг, отграничивающие фитнес-услуги от других смежных услуг, например, от медицинских услуг. Иными словами, отсутствие легального понятия фитнеса не позволяет в полной мере определить круг общественных отношений, которые можно отнести к предмету правового регулирования оказания фитнес-услуг, что в свою очередь предопределяет безуспешность каких-либо попыток урегулировать сферу оказания фитнес-услуг надлежащим образом.
Таким образом, ключевой проблемой правового регулирования оказания услуг в сфере фитнеса, требующей своего решения, представляется отсутствие легального определения понятия «фитнес».
Итак, «фитнес» – модное слово, которое прочно вошло в наш повседневный лексикон и у большинства людей ассоциируется, прежде всего, с некой модной системой двигательной активности, красивым телом, здоровьем и успехом.
Слово «фитнес» заимствовано из английского языка, от английского слова «fitness» и используется в русском языке без перевода, поэтому особый интерес представляет значение слова «fitness» в английском языке. В свою очередь по данному вопросу авторитетным представляется мнение Д.И. Каспрук, которая проанализировав англо-английские словари пришла к выводу, что самым точным значением слова «fitness», которое можно использовать в качестве образца для его основного значения, является второе из трех значений, представленных в словаре английского языка «Американское наследие» (The American Heritage Dictionary of the English Language), согласно которого слово «fitness» можно перевести как хорошее здоровье и прежде всего хорошее физическое состояние, достигаемое посредством упражнений и правильного питания [7, с. 247-248].
В русскоязычных источниках слово «фитнес» получило различные значения. В одних источниках слово «фитнес» ограничивается значением «годность», «пригодность» или «соответствие» [9, с. 298; 15, с. 102; 2, с. 45; 20, с. 184; 18, с. 103]. В других источниках это слово приобрело более емкое значение. Так, в одном из словарей иностранных слов под фитнесом понимается «система физической подготовки с целью достижения хорошей спортивной формы, коррекции фигуры, укрепления организма, включающая комплексы специальных упражнений, занятия йогой, рациональное питание, соблюдения режима дня и пр.»[5, с. 911]. В другом словаре иностранных слов слово фитнес понимается как «общая физическая подготовка, включающая разные системы физических упражнений, в том числе танцевальные разновидности, силовые (занятия на тренажерах), и обычно совмещаемая со сбалансированным питанием» [28, с. 798].
Вместе с тем, чрезвычайный интерес представляют понятия фитнеса, содержащиеся в русскоязычной литературе, посвященной физической культуре, спорту и фитнесу. Подробно остановимся на них.
Н.В. Деобальд приходит к выводу, что фитнес – это «вся система оздоровительной физической культуры, включающая здоровый образ жизни (рациональное питание, отказ от вредных привычек, психотренинг и т.п.)» [4, с. 37]. Н.В. Третьякова утверждает, что «фитнес – это довольно сложное социальное явление, которое можно рассматривать как процесс и результат улучшения физического совершенствования занимающихся, как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический продукт представления занимающимся физической культурой оздоровительных услуг» [23, с. 24].
С точки зрения О.В. Сапожниковой, фитнес – «это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало» [21, с. 7]. Аналогичной точки зрения придерживается С.Н. Иванчикова добавляя, что «фитнес – это не просто одна из физкультурно-оздоровительных систем, а особая философия и образ жизни, который формирует культуру здоровья» [6, с. 49].
Своеобразно к определению фитнеса подходит А.И. Рябчиков. Он полагает, что фитнес можно определить как «физическую культуру оздоровительной и развивающей направленности – то, что называют физкультурой в узком смысле слова, противопоставляя это спорту» [18, с. 104].
Ряд авторов декларирует концепцию разделения понятия фитнеса на «фитнес общий», под которым понимается оптимальное качество жизни, включающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты, и на «фитнес оздоровительный (физический)», под которым понимается оптимальное физическое состояние, включающее достижение определенного физической подготовленности [27, с. 12-20, 361; 3, с. 5-6; 26, с. 15].
Определять фитнес с позиций разного уровня также предлагает Е.Г. Сайкина, которая рассматривает фитнес с позиции макроуровня и микроуровня и приходит к следующему выводу: «С позиции макроуровня фитнес – это сложное полифункциональное социокультурное явление, идеологической основой которого является принцип гуманизма и холистический подход в процессе оздоровления человека, повышения и сохранения его физической дееспособности инновационными средствами на основе физических упражнений. На микроуровне фитнес является инновационным направлением оздоровительной физической культуры и представляет собой совокупность (интеграл) инновационных видов физкультурно-оздоровительной деятельности, их передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования, разработанных на основе традиционных отечественных и зарубежных видов оздоровительной физической культуры» [19, с. 9].
Как видно из приведенных выше определений, спектр мнений относительно понятия фитнеса достаточно разнородный. Каждый автор придает своему определению фитнеса различные своеобразные признаки и свойства, что препятствует комплексному обобщению имеющихся определений. В то же время, все приведенные определения фитнеса, так или иначе, согласованно указывают на цель фитнеса, выраженную в оздоровлении человека, поэтому полагаю, что отправной точкой для формирования легальной дефиниции понятия «фитнес», является определение цели фитнеса.
Затрагивая тему здоровья человека, необходимо отметить, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, которое не ограничивается только отсутствием болезней или физических дефектов [25]. Одновременно с этим в п. 1 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ [14] указывается, что здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Таким образом, рассматривая оздоровление человека в качестве цели фитнеса важно понимать, что здоровье человека – это комплексное понятие, включающее в себя не только физический аспект, но психический (душевный) и социальный аспекты жизнедеятельности человека.
В свою очередь считаю, что обоснование оздоровления человека в качестве цели фитнеса возможно проследить через обобщение реальных целей, которые ставят перед собой люди, занимающиеся фитнесом. Прежде, стоит отметить, что в России фитнес воспринимается неоднозначно. Для одних фитнес равнозначен спорту, для других он неотличим от физкультуры, а для кого-то фитнес – это современная методика коррекции фигуры. Несмотря на это полагаю, что те или иные цели, которые ставят перед собой люди, занимающиеся фитнесом, в конечном итоге сводятся к следующему:
1) развитие различных физических качеств организма, т.е. то, что в представлении занимающегося фитнесом человека может быть обозначено как повышение уровня физической подготовки, физическое развитие, укрепление физического здоровья, повышение физической работоспособности, формирование спортивно-ориентированных навыков и движений;
2) формирование эстетически совершенного телосложения. По мнению Т.Г. Беставишвили, фитнес в узком, традиционном для России, восприятии представляет оздоровительную методику, позволяющую изменять формы тела и его вес и надолго закрепить достигнутый результат [1, с. 29]. Указанная точка зрения заслуживает внимания, поскольку в России, как и почти во всем мире, широко распространена мода «прокачивать» своё тело, выглядеть спортивно и подтянуто. В свою очередь фитнес располагает целым арсеналом средств, направленных на коррекцию телосложения. При этом, взглянув на рекламу фитнеса, можно заметить, что продвижение фитнеса строилось и строится исключительно вокруг демонстрации эстетически совершенного мужского или женского телосложения в качестве визуального результата фитнеса, то есть современный фитнес предлагает, прежде всего, эстетическое телосложение в качестве результата и ориентирует потребителя в первую очередь на него.
Кроме того, осмелюсь утверждать, что оценка эффективности занятий фитнесом проводится человеком зачастую преимущественно с позиции наличия или отсутствия какого-либо эстетического визуального результата от фитнеса, на фоне получения удовлетворения от него;
3) регуляция эмоционального состояния через получение удовольствия от занятий и обстановки, в которой они проводятся, а также от достигнутых результатов, то есть то, что в представлении занимающегося человека может быть обозначено как приобретение позитивного настроения, борьба с эмоциональным стрессом, достижение эмоциональной гармонии.
Думается, что достижение приведенных выше целей в той или иной мере соответствует достижению физического, психического (душевного) и социального аспектов здоровья человека, то есть ведет к его оздоровлению.
Таким образом, полагаю, что оздоровление человека, то есть формирование, укрепление и сохранение его здоровья, совершенно справедливо и обоснованно можно определить в качестве цели фитнеса.
Следующим важным этапом формирования дефиниции понятия «фитнес» является определение набора средств, при помощи которых достигается цель фитнеса.
Проанализировав немногочисленную литературу, посвященную фитнесу, полагаю, что ведущим средством в арсенале фитнеса, на котором зиждиться идеология фитнеса, являются физические упражнения и состоящие из них виды двигательной активности, изначальная и конечная цель которых ведет к оздоровлению человека, то есть к достижению цели фитнеса. При этом такие физические упражнения и виды двигательной активности не реализуются спонтанно, а образуют программу занятий, направленную на достижение индивидуализированного оздоровления. Это может быть, например, индивидуальная или авторская программа занятий в тренажерном зале, дома, на стадионе или в бассейне, либо программа или методика для занятий в группе.
Вместе с тем, идея фитнеса не ограничивается лишь одними физическими нагрузками. Некоторые специалисты совершенно справедливо отмечают, что достижение какого-либо положительного эффекта для здоровья человека от занятий физическими упражнениями немыслимо без их сочетания с рациональным образом жизни, который включает правильное питание, режим отдыха, отказ от вредных привычек и т.п. [27, с. 17; 8, с. 20; 21, с. 86-88, 133-134].
Таким образом, фитнес интегрирует в себе такие средства как физические упражнения, правильное питание, режим отдыха, а также отказ от вредных привычек. В свою очередь для оздоровления человека реализация указанных средств должна осуществляться определенным образом в тесной взаимосвязи между собой. Строго говоря, к фитнесу можно отнести физические упражнения и виды двигательной активности, действующие по принципу «движение ради здоровья», которые реализуются через сформированные вокруг них индивидуализированные оздоровительные программы, учитывающие схему питания, режим отдыха и отказ от вредных привычек.
Резюмируя вышеизложенное, полагаю, что фитнес в самом общем виде можно определить как совокупность основанных на физической активности человека средств, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья человека.
Между тем, предложенное понятие фитнеса требует уточнения исходя из закрепленных в Законе о физической культуре и спорте понятий «массовый спорт», «физическое воспитание», «физическая подготовка» и «физическая культура», которые, так или иначе, содержат в своих определениях признаки, присущие фитнесу.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона о физической культуре и спорте, массовый спорт определяется как часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. В соответствии с п. 25 ст. 2 Закона о физической культуре и спорте, под физическим воспитанием понимается процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. В п. 27 ст. 2 Закона о физической культуре и спорте физическая подготовка определена как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.
Проанализировав содержание приведенных определений и сопоставив их с признаками фитнеса, можно сделать вывод, что массовый спорт, физическое воспитание и физическая подготовка ориентированы на совершенствование физического состояния человека, в то время как фитнес определяет своей целью более широкий спектр воздействий на здоровье чем просто совершенствование физического состояния, то есть данные понятия не раскрывают цели фитнеса. В то же время понятие физического воспитания и физической подготовки достаточно емко раскрывают средства фитнеса, подчеркивая физическую нагрузку как основу фитнеса.
Больше всего вопросов и дискуссий порождает взаимосвязь понятия фитнеса с понятием физической культуры, закрепленным в Законе о физической культуре и спорте, в соответствии с п. 26 ст. 2 которого физическая культура определяется как часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Безусловно, указанное определение физической культуры имеет поразительно схожее смысловое значение с определениями фитнеса, рассмотренными ранее, однако думается, что фитнес и физическая культура не являются равнозначными понятиями.
Несмотря на то, что определение физической культуры содержит в себе признаки фитнеса, оно не ограничивается только ими. Так, в отличие от фитнеса цели физической культуры не ограничены исключительно оздоровлением человека. Наряду с формированием здорового образа жизни человека, целью физической культуры одновременно являются также социальная адаптация, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствование его двигательной активности, которые не относятся к цели фитнеса и в контексте оздоровления не могут рассматриваться как его результат. Поэтому думается, что отождествлять физическую культуру и фитнес немыслимо.
Полагаю, что фитнес может быть равнозначен физической культуре только в том случае, если цель физической культуры будет ограничена исключительно оздоровлением человека. В противном случае, с позиции Закона о физической культуре и спорте фитнес следует рассматривать не иначе как физическую культуру оздоровительной направленности, то есть как своеобразный вид или форму физической культуры.
Сопоставляя фитнес и физическую культуру, следует обратить внимание на точку зрения С.В. Алексеева, который, анализируя определение физической культуры, пришел к выводу, что указанное определение отражает самое широкое представление, объединяющее в себе все виды и формы проявления физической культуры [22, с. 81-82]. В связи с этим представляется, что физическую культуру следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных её частей (проявлений), каждая из которых имеет свою цель, задачи и средства. К таким частям по смыслу Закона о физической культуре и спорте можно отнести, по меньшей мере, все проявления спорта (массовый спорт, студенческий спорт, спорт высших достижений, детско-юношеский спорт, профессиональный спорт), адаптивную физическую культуру и ГТО. В свою очередь думается, что определяя фитнес как физическую культуру оздоровительной направленности, его также следует считать частью физической культуры, которую можно противопоставить другим её частям.
Резюмируя вышеизложенное полагаю, что наиболее удачным определением фитнеса по смыслу Закона о физической культуре и спорте будет следующее определение: «Фитнес – часть физической культурой, представляющая собой совокупность средств, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья человека, путем физического воспитания и физической подготовки». Предложенное определение в полной мере раскрывает средства фитнеса через отсылку к понятиям «физическое воспитание» и «физическая подготовка». При этом предложенное определение фитнеса раскрывает единственную цель фитнеса – здоровье человека, которое, в свою очередь, определяется в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ.
Список литературы:
1. Беставишвили Т.Г. Разумный фитнес. Конкурентные войны. СПб.: Нестор История, 2012. – 328 с.
2. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. – С. 45–47.
3. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснов Г.О. Новые фитнес-системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь): учебное пособие / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, ВГАФК. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 284 с.
4. Деобальд Н.В. Развитие современных оздоровительных технологий и комплексных программ оздоровления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – № 2. – С. 36–38.
5. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний. – 3-е изд. испр. и доп. М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2008. – 1040 с.
6. Иванчикова С.Н. Физкультурно-оздоровительная система «Фитнес» как инновационное средство формирования культуры здоровья // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2016. – Вып. 1. – С. 42–49.
7. Каспрук Д.И. Значение термина «Fitness» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – Т. 1, Вып. 11–2. – С. 246–248.
8. Менхин Ю.В. Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
9. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь: Ок. 170 000 слов и словосочетаний. М.: Рус. яз.-Медиа, 2003. – 946 с.
10. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56644-2015 «Услуги населению. Фитнес-услуги. Общие требования» : утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2015 г. № 1564-ст // М.: Стандартинформ, 2015.
11. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности фитнес-центров : федер. Закон Рос. Федерации от 2 августа 2019 г. № 303-ФЗ : принят Гос. Думой Собр. Рос. Федерации 24 июля 2019 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2019. – № 31, ст. 4462.
12. О законодательном закреплении понятия «фитнес» [Электронный ресурс] : обращение Некоммерческого партнерства «Национальное сообщество профессиональных участников спортивно-оздоровительной индустрии» от 12 декабря 2011 года № 17. Документ опубликован не был. Доступ из архива сайта NATIONALFITNESS.RU. URL: http://nationalfitness.ru/wp-content/uploads/2017/03/otvet-na-zapros-ponyatie-fitnes-23.12.11.pdf (дата обращения 20.02.2020).
13. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. Закон Рос. Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ : принят Гос. Думой Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 ноября 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 50, ст. 6242.
14. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. Закон Рос. Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ : принят Гос. Думой Собр. Рос. Федерации 1 ноября 2011 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 ноября 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 48, ст. 6724.
15. Осокина Е.А. Современные фитнес-технологии: задачи, функции, целевое назначение // Наука и школа. – 2011. – № 3. – С. 102–104.
16. Пирог Д.Ю. Перспективы правового регулирования фитнеса в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 9. – С. 92–96.
17. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 548412-7. Текст документа приведен по состоянию на 14 сентября 2018 г. в соответствии с публикацией на сайте системы обеспечения законодательной деятельности. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ (дата обращения 20.02.2020).
18. Рябчиков А.И. Фитнес и его место в физической культуре // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 103–104.
19. Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 6–10.
20. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 68. – С. 182–190.
21. Сапожникова О.В. Фитнес: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по всем направлениям подготовки и специальностям / М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцына, Ин-т физ. культуры, спорта и молодежной политики. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2015. – 140 с.
22. Спортивное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032101 «Физическая культура и спорт» : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; [под ред. П.В. Крашенинникова]; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 695 с.
23. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / ФГАОУ ВПО «Российский гос. проф.-пед. ун-т»; [под ред. Н.В. Третьяковой]. М.: Спорт, 2016. – 280 с.
24. Теория и методика фитнес-тренировки: учебник персонального тренера / Ассоц. Профессионалов фитнеса; [под ред. Д.Г. Калашникова]. М: Франтэра, 2003. – 181 с.
25. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Нью-Йорк 22 июля 1946 г. М.: Изд-во «Медицина», 1968. – 83 с.
26. Филиппов С.С., Антонова Н.И., Смирнов С.И. Менеджмент в сфере фитнес-услуг: организационно-правовые аспекты. М.: Советский спорт, 2015. – 255 с.
27. Хоули Э.Т., Френке Д.Б. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 364 с.
28. Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов (конец XX начало XXI вв.) : более 3 000 слов и словосочетаний. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 943 с.