физическое воспитание детей на государственном уровне в древней греции начиналось в каком возрасте
Тест по физической культуре «Античные олимпийские игры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест «Античные олимпийские игры»
1. Назовите состязания, входившие в программу первых олимпийских игр древности?
2. Термин «Олимпиада» в Древней Греции означал?
а) соревнования, проводимые во время олимпийских игр;
б) первый год четырехлетия, при наступлении которого празднуют олимпийские игры;
в) четырехлетний период между олимпийскими играми;
г) год проведения олимпийских игр.
3. Что такое «пентатлон»? Назовите состязания, входящие в программу пентатлона.
а) Греческое троеборье: бег, метания копья и борьба
б) Греческое пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска, метания копья и борьба
в) Бег на выносливость
г) Состязание, включавшее элементы борьбы и кулачного боя
4. Кто имел право принимать участие в древнегреческих олимпийских играх?
а) только свободные греки мужчины
б) греки мужчины и женщины
в) только греки мужчины
5. Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в Древней Греции проводился в специальном помещении, называемом
6. Физическое воспитание детей на государственном уровне в Древней Греции начиналось в каком возрасте?
7. На заключительном этапе подготовки атлетов к Играм в Древней Греции за будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали
8. С какого времени ведется счет античных олимпийских игр?
9. Древнегреческие игры Олимпиады праздновались:
10. Продолжительность античных олимпийских игр изменилась и к 468 г. до н. э. достигла:
11. В Древней Греции победителей игр называли:
12. В олимпийских играх 776 г. до Н,Э, атлеты состязались в беге на дистанции, равной
13. В олимпийских играх 776 г. до Н,Э, атлеты состязались в беге на дистанции, равной одному стадию. Стадий равен…
14. Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье:
1. Кулачный бой 2. Верховая езда 3. Прыжки в длину 4. Прыжки в высоту 5. Метание диска 6. Бег 7. Стрельба из лука 8. Борьба 9. Плавание 10. метание копья
15. В каком году и в каком состязании появилось имя Короибос – первого победителя олимпийских игр?
а) в 786 г. до Н,Э, в борьбе
б) в 776 г. до Н.Э. в беге
в) в 776 г. до Н.Э. в метании диска
г) в 778 г. до Н,Э, в беге
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Детский спортивный праздник «Путешествие в спортландию»
План-конспект физкультурного занятия в младшей группе №10 «В гостях у Зайки»
Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры (5 класс)
Методические рекомендации по дистанционному обучению
Конспект по физической культуре Бадминтон 11 класс
Сценарий мероприятия для 2 класса «Веселые старты»
Технологическая карта»Совершенствование передач мяча через сетку (7 класс)»
Технологическая карта урока по лыжной подготовке «Попеременный двухшажный ход»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5288422 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
АНТИЧНЫЕ Олимпийские игры. (9-11 класс)
1. Назовите состязания, входившие в программу первых ОИ древности?
а) бег на 1 стадий б) марафон в)100 ярдов
2. Термин «Олимпиада» в Древней Греции означал?
а) соревнования, проводимые во время ОИ;
б) первый год четырехлетия, при наступлении которого празднуют ОИ;
в) четырехлетний период между ОИ;
г) год проведения ОИ.
3) Что такое «пентатлон»? Назовите состязания, входящие в программу пентатлона.
а) ГРЕЧЕСКОЕ троеборье: бег, метания копья и борьба.
б) ГРЕЧЕСКОЕ ПЯТИБОРЬЕ: бег, прыжки в длину, метание диска, метания копья и борьба.
В) бег на выносливость
Г) СОСТЯЗАНИЕ, включавшее элементы борьбы и кулачного боя.
4) Кто имел право принимать участие в древнегреческих ОИ?
а) только свободные греки мужчины
б) греки мужчины и женщины
в) только греки мужчины
5) Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в Древней Греции проводился в специальном помещении, называемом
а) ипподром б) амфитеатр в) стадиодром г) гимнасии
6) Физическое воспитание детей на государственном уровне в Древней Греции начиналось в каком возрасте?
а) 10 лет б) 8 лет в) 5 лет г) 7 лет
7) На заключительном этапе подготовки атлетов к Играм в Древней Греции за будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали
А) олимпионики б) гимнасты в) элланодики
8) С какого времени ведется счет античных ОИ?
А) с 392 г. н. э. б) с 432 г. до н. э. в) с 776г. до н. э. г) с 778 г. до н. э.
9)Древнегреческие игры Олимпиады праздновались:
А) у горы Олимп б) в Олимпии в) в Афинах г) в Спарте
10)Продолжительность античных ОИ изменилась и к 468 г. до н. э. достигла:
А) 5 дней б) 7 дней в) 10 дней г) 14 дней
11)В Древней Греции победителей игр называли:
А) олимпиониками б) гимнастами в) элланодики
12)В ОИ 776г. до н. э. атлеты состязались в беге на дистанции, равной
А) одному стадиону б) 100 ярдов в) одном у стадию г) 200 метров
13)В ОИ 776г. до н. э. атлеты состязались в беге на дистанции, равной одному стадию. Стадий равен
А) 172м 27 см б) 192м 27 см в) 150м 50 см г) 190 м 27см
14) Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье:
1. кулачный бой 2. Верховая езда 3. Прыжки в длину 4. Прыжки в высоту 5. Метание диска 6. Бег 7. Стрельба из лука 8. Борьба 9. Плавание 10. метание копья
А) 1, 2, 3, 8, 9. Б) 3, 5, 6, 8, 10 В) 1, 4, 6, 7,9. Г) 2, 5, 6, 9, 10
15) В каком году и в каком состязании появилось имя Короибос –
первого победителя ОИ
а) в 786г. до н. э.. в борьбе б) в 776г. до н.э., в беге
в) в 776г. до н.э.,в метании диска г) в 778 г. до н. э., в беге
16) Кто из известных ученых древности бвл чемпионом ОИ?
А) Аристотель б) Платон в) Пифагор г) Архимед
17)Назовите Римского императора, который в 394 г. н. э. запретил олимпийские соревнования:
А) Феодосий 1 Б) Феодосий II В) Нейрон Г) Юлиан
18)Место рождения античных Олимпийских игр?
а) Древняя Греция или Эллада б) Египет в) Афины
19)Назовите имя победителя шести античных Олимпийских игр?
а) Лионидас б)Милан в) Нерон г) Короибос
20)Назовите имя 12 – кратного победителя в беге на античных Олимпийских играх?
а) Милан б) Лионидас в) Короибос г) Нерон
21)Назовите имя последнего официально записанного победителя античных олимпийских игр?
а) Короибос б) Милан в) Лионидас г) Нерон
22)Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к античным олимпийским играм?
а) Палестра и гимнасий
б) Палестра и стадиодром
в) Гимнасий и стадиодром
23)Кто автор всемирно известной скульптуры «Дискоба»?
а) Мирон б) Фидий в) Милан г) Юлиан
24)Кто автор статуй бога Зевса в Олимпии?
а) Милан б) Фидий в) Мирон г) Юлиан
25)В каком веке возникла идея возрождения античных Олимпийских игр?
а) в XVI б) в XIV в) в XV г) в XI
26)Физическое воспитание детей на государственном уровне в Древней Греции начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении, называемом__________________________
27) Как назывались сооружения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм олимпиады:
А) гимнасий Б)стадион В) стадиодром Г) арена
28) В Элладе победитель в пентатлоне, определялся……
а) по количеству побед б) на основе принципа выбывания
в) по очкам г) по зрительским симпатиям
29) Атлетов, нанесших смертельные раны сопернику во время Игр Олимпиады, судьи Эллады……
а) просили покинуть стадион б) просили прекратить состязания
в) изгоняли со стадиона г) изгоняли из города
30) Тренеров в Древней Греции называли….
а) атлетами б) гимнастами в) судьями г) наставниками
31) В каком виде был олимпийским чемпионом Пифагор?
а) в кулачном бою б) в беге в) в метании диска г) в пентатлоне
32)Кто из древнегреческих философов считал движение целительной частью медицины?
А) Аристотель; Б) Демокрит; В) Платон; Г) Архимед.
33)Что такое античная концепция – «Экехейра»
а) священное перемирие б) подготовка к ОИ
в) проведение ОИ древности г) свод законов по допуску к ОИ
34) Где возникла оздоровительная, философская система упражнений йоги?
А) в древней Греции; Б) в древнем Египте; В) в древней Индии; Г) в древнем Риме.
35) Что означали состязания в «долиходроме» на Играх в Древней Греции
а) бег с препятствием б) бег на скорость
в) бег на выдержку г) прыжки в длину
36) Одним из видов древних Игр являлся панкратион. Что он из себя представлял?
а) кулачный бой б) вид единоборств
в) пятиборье г) бег на длинные дистанции
37) Кем были в Древней Греции элланодики, наблюдавшие за будущими олимпийцами во время подготовки к Играм?
а) надсмотрщиками б) наставниками
в) меценатами г) судьями и распорядителями
38)Как в Древней Греции называлась игра подобная футболу?
а) эпискирос б) сферистика в) агонистика г) сферобол
39)Как называлось вДревней Греции пятиборье?
а) панкратион б) атлетика в) пентатлон г) гимнастика
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
17 А
25 В
33 А
10 А
18 А
Палестра
34 В
11 А
19 Б
27 А
35 В
12 В
20 Б
28 Б
36 Б
13 Б
21 Г
29 В
37 Г
14 Б
22 А
30 Б
38 А
15 Б
23 А
31 А
39 В
16 В
24 Б
32 В
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Mappy А.-И.: История воспитания в античности (Греция)
Часть 2. Глава 3. Физическое воспитание
Таким образом, физическое воспитание остается одним из существенных аспектов посвящения в культурную жизнь, то есть воспитания. Отсюда становится очевидным то значение, которое ему придавалось в программе воспитания эфебов, высшей ступени аристократического образования. Однако нельзя сказать, что это образование было закреплено только за великовозрастными юношами, которые приобщались к нему на пороге взрослой жизни. Вспомним, что в архаическую эпоху Греция познакомилась с соревнованиями атлетов и, следовательно, с физическим воспитанием детей. Что неясно, так это возраст воспитанников. Свидетельства эпохи эллинизма, более многочисленные и подробные, позволяют его уточнить.
К тому же в эллинистическую эпоху Спарта была не единственным городом, где на равных правах с мальчиками был открыт доступ к физическому воспитанию и для маленьких девочек и девушек-подростков. Оставляя, естественно, в стороне профессиональную атлетику28, мы узнаем, что, к примеру, на Хиосе девушки получали то же спортивное образование, что и юноши, причем занимались на одних и тех же площадках29. Нечто сходное обнаруживается на Теосе30 и в Пергаме31, где, правда, до совместных занятий дело не доходило.
Итак, физическое воспитание эпохи эллинизма было обращено к самой широкой и разнообразной публике. Создается впечатление, что эта педагогика не слишком различалась в зави-
Физическое воспитание и спорт
Прочие виды спорта распространения не получили. Скажем, конный спорт даже в V веке был доступен лишь меньшинству крупных землевладельцев из аристократической среды. Именно среди аристократов в эллинистическую эпоху верховая езда по-прежнему составляет часть системы воспитания юноши. Принимая во внимание светский характер, который приобрела афинская эфебия, не вызывает удивления то, что конные упражнения были упомянуты наряду с гимнастикой и военным делом в надписях, датируемых 47/46-39/38 годами до Р. X.34 Наподобие привычек нынешнего высшего света в Англии, обучение верховой
Меньшую редкость представляли собой регаты. Есть свидетельства о соревнованиях по гребле на Панафинеях39, в Корки-ре (7) и, во всяком случае, со времени Августа, в Никополе40. Афинские эфебы в эллинистическую41 и римскую42 эпохи оспаривали спортивное первенство в водах Саламина и Мунихия. Я полагаю, что относительная неразвитость водных видов спорта является наследием далекого прошлого. Греки в большинстве своем стали народом моряков, но поначалу ситуация складывалась иначе. Их далекие предки пришли с севера, с континента. Аристократическая культура, унаследовавшая спортивную традицию от всаднической культуры северных завоевателей, не испытала при этом заметного влияния тесно связанной с морем минойской цивилизации, которую они вытеснили из Эгеи.
Итак, физическое воспитание в Греции преимущественно сосредотачивалось на атлетике как таковой. Хорошо были известны игры в мяч: об стену, άπόρραξις, с перехватом мяча, φαινίνδα, в римское время άρπαστόν, мяч с трех углов, мяч с воздуха43 (что-то наподобие хоккея), игравшийся клюшкой (8). И хотя молодые атлеты44 занимались ими наряду с прочими видами спорта, на них всегда смотрели как на забаву, вроде игры в бабки45, самое большее, как на упражнения. И неудивительно, что играм в мяч целиком посвящен один из медицинских трактатов 46, рассматривающий их с точки зрения здорового образа жизни. И все-таки это не настоящий спорт. Игры в мяч так и не завоевали той же любви у греков, что регби или бейсбол у современной публики. Они не заявлены ни в одной программе игр, идет ли речь о крупных всеэллинских или местных городских соревнованиях. Программа этих последних не изменялась начиная с VI века и определила структуру всего гимнастического
обучения. Его состав хорошо известен. Оно включает бег, прыжок, метание диска и копья, борьбу, бокс и многоборье.
Я кратко опишу каждых из этих видов спорта, уделяя особое внимание их сравнению с соответствующими видами современной атлетики. Мы увидим, в чем сходны и чем различаются античные и современные атлетические упражнения.
Манера броска, скорее всего, весьма отличалась от манеры,
принятой в наше время, начиная с момента, когда этот вид спорта был внесен в программу первой Олимпиады в Афинах в 1896 году. По поводу метания диска велось много споров как среди археологов, так и среди спортсменов. Речь шла о правильной интерпретации античных скульптурных композиций, изображений на вазах, статуй, «стоящего дискобола» Навкида и, особенно, знаменитого бронзового дискобола Мирона, который будучи известен по несовершенным и часто неумело восстановленным мраморным копиям, не слишком способствовал решению вопроса.
Площадка для броска, βαλβίς51, спереди и по бокам была ограничена, не имела нынешней круглой формы и давала атлету большую свободу действий. Засчитывался бросок, проведенный в заранее выбранном направлении. Как и для прыжка использовался стадион: стартовая линия служила в качестве βαλβίς. Дискобол поднимал диск обеими руками на уровень головы. Затем, удерживая его левой рукой, прижатой к предплечью правой, он резко откидывал руку вниз и назад. Это движение сопровождалось перемещением туловища и головы в том же направлении. Полный вес тела переносился на опорную правую ногу. Левые рука и нога только помогали сохранять равновесие. Потом следовало разгибание вперед. Сила броска зависела не от руки, а от разгибания бедра и резкого выпрямления согнутого тела. Диск натирали песком, чтобы предотвратить соскальзывание пальцев.
Что касается манеры броска, она также очень отличается от современной. Древние использовали своеобразный пусковой шнур, αγκύλη, латинское amentum. Еще и сейчас это приспособление этнографы могут встретить, например, в Новой Каледонии, где он известен под именем «ounep»). Шнурок был сделан из кожи, имел в длину 30-45 см и прикреплялся возле центра тя-
жести копья. Его один или несколько раз оборачивали вокруг древка, а конец завязывали петлей, через которую метатель пропускал большой и указательный пальцы правой руки. Польза от пускового шнура (ее легко обнаружить на опыте: дальность броска увеличивается в 2-3 раза) объясняется двумя причинами. Во-первых, шнур придает копью вращательное движение вокруг оси, которое обеспечивает стабильность траектории полета (как в нарезных стволах огнестрельного оружия). Во-вторых, он, продолжая линию руки и вытянутых пальцев (античные атлеты старались использовать всю их длину, чемпионы в метании копья отбирались среди атлетов с очень длинными пальцами53), удлинял плечо рычага, образующегося при броске. Метанию копия, как и диска, предшествовал короткий разбег и сгибание туловища. Движения тела и головы сопровождали перемещение правой руки, откидываемой вдоль бока как можно дальше назад.
παλαίστρα, собственно «площадка для борьбы», πάλη, обозначало также любую спортивную площадку и школу физического воспитания. Борьба или, точнее, «борьба стоя», ορθή или σταδιαία πάλη, как и соревнования по прыжкам, проводилась на взрыхленной с помощью мотыги площадке. Атлеты разбивались на пары по результатам жеребьевки. Для победы было необходимо положить противника на землю и не упасть самому (иначе бросок не засчитывался). Учитывались касания земли спиной, плечом, бедром. Задача боя не считалась выполненной, если противник только опускался на колени. Матч разыгрывался до трех удачных бросков. По-видимому, была разрешена подножка. Захват ног не разрешался. Правила допускали захваты рук, шеи или туловища.
С начала IV века в боксе «мягкие повязки», Ιμάντες μαλακώτεροι, были заменены «жесткими повязками», Ιμάντες όξεϊς, или σφαΐραι, которые представляли собой перчатки или, скорее, митенки (поскольку пальцы оставались открытыми) из кожи, закрывающие запястья и почти все предплечье, где их замыкала затяжка из овечьей шкуры. Пальцы были усилены дополнительным ремнем из трех-пяти жестких кожаных лент, завязанных на шнурки.
Древний бокс резко отличался от бокса современного54: отсутствие ринга не способствовало ближнему бою, но учило выстраивать тактику боя и маневрирование. Раундов не было. Схватка прекращалась, когда один из соперников выдыхался или с помощью поднятых рук признавал свое поражение. Поэтому темп боя был ниже сегодняшнего. Как и в английском боксе XVIII века, когда сражались голыми руками, удары в основном наносились по голове 55, что заставляло держать верхнюю открытую стойку с вытянутыми руками. Сохранилась история о стойком атлете-победителе времен императора Тита, которому удалось держать стойку два дня подряд и лишить противника сил, не пропустив при этом ни одного удара в свою сторону56.
Как правило, после первых же приемов соперники, вцепившись друг в друга, валятся на землю и продолжают схватку в таком положении, в котором бой обычно и завершается. Характером боя определяется техника, весьма отличная от техники «боя стоя». Она получила название κύλισις или άλίνδησις.
взрыхлена заступом, но и предварительно увлажнена. Соперники топчутся, скользят и катаются по грязи, покрываясь ею с ног до головы.
Это было систематически организованное и всестороннее воспитание. В тех местах, где для педотриба не была установлена помесячная плата, как в публичных школах Теоса или Милета59, родители заранее договаривались об оплате за весь курс физической подготовки. Он стоил (около 320 года до Р. X.) порядка ста драхм 60. Мы не знаем «педотрибово» искусство так же подробно, как и искусство учителей грамматики, но того, что мы знаем, достаточно, чтобы осознать сходство педагогических приемов тех и других. Гимнастика не довольствовалась только примером и практикой. Здесь, как и во всем, греки старались подняться выше чистого эмпиризма. Их любовь к ясной мысли возбуждала интеллектуальную хватку, взвешенный анализ различных движений, принятых при атлетических упражнениях. В этой области, как и при обучении гимнастике, педагогика заставляла обдумывать теоретическую базу инструкций, даваемых ученику воспитателем61.
Особенно хорошо мы знакомы с преподаванием борьбы. Педотриб постепенно обучал юношу разным позициям или фигурам, σχήματα, которые борец впоследствии использовал на практике. Сохранился папирус II века по Р. X. с отрывком учебника, предназначенного для учителей гимнастики. С его помощью мы перенесемся на спортивную площадку, где проходит урок борьбы. Схватку ведут два ученика.
— Ты: схвати его за тестикулы.
Я рискнул перевести текст (10). На самом деле, он очень туманен, так как для нужд спортивного образования греки эллинистической эпохи разработали необычайно богатый словарь терминов, и нам стоит большого труда разгадать его секреты. В то же время он был постоянно на слуху, и сочинители любовных историй ловко использовали его для откровенных описаний интимных сцен63.
Общая физическая подготовка
Заботы и размышления о задачах профессии заставляли педотриба предписывать своему ученику целый ряд общих упражнений, косвенным образом способствующих подготовке к основным атлетическим испытаниям. И здесь греческая педагогика приложила огромные интеллектуальные усилия, анализируя наблюдения и делая открытия. Набор общих упражнений, в течение столетий постоянно обогащавшийся, достиг полного расцвета во II-III веках н. э. 64 Ходьба по пересеченной местности, бег на ограниченном пространстве (порядка 30 м), бег по кругу, пробежки вперед и назад, бег и прыжки на месте, удары ногами по ягодицам (упражнение, принятое среди спартанских женщин65), выпад ногой в прыжке, движения руками, χειρονομία 66, не говоря уже о более сложных занятиях, таких как упражнения на канате, игры с мячом и обручем67.
пограничных областях атлетики, а затем, благодаря естественному превращению из средства в цель, приобрели самостоятельное значение. Так, например, нужно рыхлить поверхность спортивной площадки, σκάμμα, для борьбы или прыжка, и в руках атлета естественным образом оказывается мотыга (она составляет неотъемлемую часть оборудования гимнасия и часто изображается на вазах V века, где представлены сцены спортивной жизни). В конце концов мы обнаруживаем, что мотыжение стало оздоровительным упражнением. Оно названо в списке среди прочих «силовых упражнений», предназначенных для укрепления мышц68.
Подготовка к прыжкам развивала практику упражнений на месте с гантелями71. Мы узнаем весь набор знакомых нам упражнений: наклоны туловища вперед с поочередным касанием правой и левой ноги левой и правой рукой соответственно и т. д.72
Специфически греческое во всех этих упражнениях то, что они выполнялись под звуки авлоса. Каждый стадион или площадка имели собственного авлета, в обязанности которого входило задавать ритм движениям спортсменов. Любопытно, что игрой на авлосе сопровождалась не только разминка, но также и спортивные состязания по пентатлону (11).
«аналитический метод», высоко ценившийся шведской гимнастикой XIX века. Второй аспект нам известен главным образом по медицинской литературе римского времени. Но будет ошибкой думать, что практиковали такую гимнастику только врачи и только в медицинских целях (конечно, лечебная гимнастика существовала: глазные заболева-
удивлением мы обнаруживаем, что отказ от небольших облегающих трико атлетов минойской эпохи был воспринят как технический прогресс. Ведь полная обнаженность не так уж облегчает движения атлета и даже может создавать неудобства! (12)
Соревновались босиком, даже в прыжках и беге. Однако для этого пользовались дорожкой гораздо менее жесткой, чем наша. Земля после удаления травы рыхлилась заступом, выравнивалась и покрывалась толстым слоем песка78, в котором увязала нога79. Это также отличает греческую атлетику от обычаев современности.
°. Правда, кое-кто поосмотрительней прикрывал голову забавным маленьким чепцом, скорее всего из шкуры собаки81, который завязывался на шнурок под подбородком. Он напоминает чепец, который готические скульпторы изображали на французских крестьянах XIII столетия (13).
Но самым характерным для греческой гимнастики обычаем было растирание тела с использованием масла. Здесь опять нужно привлечь медицинскую литературу, чтобы понять, сколь важное значение придавала наука гигиены этому приему, как точны и скрупулезны были соответствующие предписания. Перед каждым упражнением в теплой комнате растирали целиком все тело атлета. После умеренного сухого растирания брали масло, которое играло роль современных массажных мазей, и растирали голой рукой сначала медленно, потом более энергично (принимая, разумеется, в расчет возраст ребенка82). Подготовительному растиранию противопоставлялось растирание «апотерапевтическое», которое завершало всякое упражнение и должно было снять мышечное напряжение и усталость, в то время как первое служило для разогрева мышц83. Оба растирания были тщательно регламентированы и в обоих использовали натирание
маслом. Поэтому приобретение нужного количества масла было одной из самых внушительных затрат, на которые должен был идти ответственный гимнасиарх, и маленький пузырек с маслом постоянно сопровождал юного атлета.
Так что, когда мы пытаемся вообразить нагих
Под небом голубым прекрасный Эллады,
лучше не доверять нематериальной телепортации, которую нам предлагают неоклассические поэты. Нужно видеть их в солнечный день, на ветру, который поднимает тучи пыли91, с измазанной маслом кожей, покрытых слоем разноцветной пыли, не говоря уже о панкратиастах, валяющихся в грязи, с пятнами крови. 92
движением плеча он мог скинуть свой гиматий и продемонстрировать любой прием, какой сочтет нужным). Его авторитет подкреплен замечательным атрибутом, который он держит в руке: длинным двойным хлыстом, который служит ему не столько для постановки тела в нужное положение, сколько для жестокой порки неловкого мальчишки или ученика, который во время состязания мошенничает или пытается провести недозволенный прием (14). Мы увидим на примере грамматических школ, как сурова была античная педагогика. Разумно предположить, что и занятия гимнастикой не отличались изысканным обращением в соответствующих ситуациях.
Для примера я выберу гимнасий Приены, расположенный в нижней части города. Там были проведены тщательные раскопки, и качество опубликованных данных весьма удовлетворительно. Он датируется II веком до н. э. (не позднее 130 года). Его
план, очень четкий, типичен и еще не подвергся искажениям, которые встречаются у гимнасиев, возведенных под римским влиянием (16).
расположенного полукругом. В Приене его, кажется, называли «экседрой для эфебов» согласно одной надписи98, сообщающей о двух гермах, пожертвованных на украшение гимнасия. Статуи и гермы, подаренные щедрыми покровителями, действительно были обычным элементом помещения палестры и ее портиков (17).
В том же северо-восточном углу палестры находилась небольшая дверь, которая вела к постройкам, предусмотренным для бега и в дополнение для метания диска и копья, а, может быть, и для прыжков. Находясь на склоне холма, они расположены здесь на трех уровнях. Внизу, на пять метров ниже палестры, находится собственно беговая дорожка, στάδιον или δρόμος, шириной 18 м и длиной около 191 м. К сожалению, не было найдено следов финишной линии, поэтому невозможно точно измерить длину пробега. Зато мы можем изучить устройство стартовой линии. Раскопки обнаружили остатки двух построек, которые должны были следовать друг за другом. Яснее и проще
Кроме того, можно предположить, что, когда оспаривалось первенство в беге на большие дистанции, каждый бегун должен был обойти соответствующий столбик на повороте. Вторая постройка, расположенная к западу, имела более внушительный характер. Ее обнаружили при раскопках в очень плохом состоянии, так что ее полная реконструкция невозможна. Предполагают, что, как и в Олимпии, в Эпидавре, в Дельфах, линия старта была оснащена каменным порогом, а место каждого бегуна было также обозначено столбиками. Может быть, в этом более совершенном устройстве стартовый сигнал подавался уже не голосом, а с помощью отмыкания барьера.
Таковы программа, методы и структура физического воспитания, на которое современный историк и сами древние согласно смотрят как на исключительно своеобразную составляющую греческого воспитания в целом. Но сколь бы значительным, во всяком случае в первые века эллинизма, ни оставалось место, отведенное спорту в формировании юношества, надо четко понять, что он перестает быть гвоздем программы. Наследство прошлого, без сомнения, почтительно хранимое, перестает быть осью культурного развития. Физическое воспитание в эпоху эллинизма стабилизировалось. В основном оно остается тем, чем было в предшествующие века (единственное заметное отличие, как мы видели, заключается в становлении оз-
«шведского» типа). Его прогресс остановился. На своей собственной территории оно задыхается от конкуренции с профессиональной атлетикой. С технической стороны школьный спорт больше не выдерживает сравнения с профессиональной атлетикой, которая готовит будущих чемпионов с детства: техника и навык позволяют ей достичь самых высоких результатов. Однако в ходе дальнейших рассуждений мы будем вынуждены констатировать, что на физическое воспитание обрушились удары главным образом со стороны других развивающихся ветвей образования и, в частности, со стороны грамматики. Она в этот момент переживает период бурного развития и стремится завладеть вниманием, силами и временем молодежи.
Я думаю, что постепенно становилось ощутимо падение престижа гимнастики и того влияния, которое она оказывала на греческое воспитание с момента его возникновения. Разумеется, нельзя дать точное описание и в особенности датировать первые этапы ее упадка, отрицать наличие которого невозможно. Такое мнение, я уверен, вызовет разногласие у специалистов по Греции эллинистической и римской эпох. Несомненно, что преемственность учреждений часто затушевывает новые явления в этой области. В последние годы II века по Р. X. Термесс в Писидии все еще организовывал для учеников школ соревнования по прыжкам, бегу, панкратиону и борьбе (18): среди тамошних надписей99 имеется каталог победителей, совершенно аналогичный спискам, датируемым четырьмя веками ранее, которые были найдены почти на всей территории греческого мира и особенно на территории Ионии.
Консервативная традиция могла держаться с особым упорством в той или иной стране или в том или ином общественном слое. Так, например, в колониях равнинных областей Египта греки, озабоченные сохранением национальной идентичности перед лицом варваров, буквально цеплялись за гимнастику как за верное и более простое, чем происхождение, средство, дающее надежный критерий подлинного эллинства. То же можно сказать и о богатых аристократах, из чьей среды с давних пор рекрутировались эфебы. Речь идет в основном об Афинах, а также о Малой Азии. Здесь, если судить по данным нумизматики и эпиграфике имперской эпохи, считалось порой, что мир почти не изменился со времен Пиндара. Перед нами по-прежнему атлеты-победители великих игр, покрытые славой и почитаемые родным городом. Они принадлежат чаще всего к самым знаме-
нитым и богатым фамилиям, которые полны гордости за деяния своих отпрысков. (19)
Однако подобным свидетельствам можно противопоставить свидетельства литературной традиции, где порой выражены совсем другие чувства по отношению к чемпионам и победителям. Восхищение их достижениями смешивается, надо сказать, с пренебрежением, которого заслуживает их частная жизнь. «Аристократическая плутократия» в спортсмены не шла. Многие атлеты были самого низкого происхождения, людьми грубыми и невоспитанными, чей строго регламентированный образ жизни служил непреодолимым препятствием для какого бы то ни было духовного или умственного развития 100. Искусство римского времени101 показывает нам спортсменов-дикарей, и мы понимаем, как прочно был забыт древний идеал полной гармонии телесного и духовного совершенства.
Никто не может отрицать, что физическое воспитание умерло в эпоху христианства, но скончалось оно естественной смертью и не сопровождалось сокрушительными переменами (история сообщила бы об этом). Жизнь медленно, но неумоли-
Тот факт, что атлетические состязания профессионалов играли громадную роль в жизни греков времен поздней Империи вплоть до уже упомянутого нами IV века, подтверждается впечатляющим обилием спортивных метафор у христианских авторов от ап. Павла112 до св. Иоанна Златоуста (20), однако устойчивая популярность вполне могла сопровождаться исчезновением гимнастики из образовательной программы, обращенной к молодежи. Наше время само знакомо с подобным контрастом, а часто с прямым противопоставлением спорта как зрелища и спорта как элемента системы воспитания. Французская молодежь в большинстве своем увлекается им. И однако роль спорта в современном образовании, по мнению большинства заинтересованных лиц, остается на втором плане.