фонетический разбор слова в каком классе проходят
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова является главной темой, которую начинают изучать в 1 классе, во 2 классе и в последующие годы этот пласт знаний дополняется более сложным материалом, отрабатывается на практических упражнениях. Данная статья раскрывает основные тематические понятия, показывает, как сделать фонетический разбор слова.
Основные понятия: фонетика, буква, звук
К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.
Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.
Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».
Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.
Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.
Звуки также подразделяются на гласные и согласные.
Фонетика гласных
Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.
Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.
Совет! Первокласснику легко будет подсчитывать слоги в слове, если во время отчётливого произношения удерживать выпрямленную ладонь под подбородком. Поток гласных заставит подбородок биться о ладонь. Подсчитав удары, можно определить, какое число словарных слогов получилось.
Фонетика согласных
Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.
Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.
Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, [п] — [п′], а также непарные твёрдые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ш′], [й], [ч]).
Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ([з] — [с], [з′] — [с′]). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например [й] и непарные глухие, например, [ч].
Совет! Приём поможет малышу понять принадлежность звука: ребёнку предлагается закрыть уши ладонями и проговорить непонятный для него звук. Если во время проговаривания ему послышался голос, то звук относится к звонким. Если шум — к глухим.
Видео «Фонетическая транскрипция»
Правила фонетического разбора
Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:
Звуко-фонетический разбор слова
Ниже приведена схема фонетического разбора слова:
Пример фонетического разбора слова
туча — слово состоит из двух слогов: ту-ча.
т — [т] — согл., парн. глухой, парн. твёрд.
у — [у] — гласн., ударн.
ч — [ч’] — согл., непарн. глухой, непарн. мягк.
а — [а] — гласн., безударн.
В слове четыре буквы, четыре звука.
Итак, фонетический разбор слова представляет собой анализ слоговой и звуковой структуры слова.
Школа России как правильно делать фонетическй разбор
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Фонетический разбор слова.
Обозначают два звука, если стоят:
* в начале слова (ёж, яблоко, юла)
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
* после гласных букв (споём, союз, военный)
В безударном положении эти буквы после согласного
обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]
Согласные звуки не образуют слог.
Согласные звуки не бывают ударными или безударными.
Согласных букв 21 : н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Согласных звуков в русском языке – 36.
Парные согласные звуки
Непарных глухих звуков – 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
Непарных звонких звуков – 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Всегда твёрдые согласные звуки : [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки : [ч’], [щ’], [й’].
Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДA-027158
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Звуко-буквенный разбор слов
Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:
Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.
Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).
Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).
Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.
Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).
Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.
Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.
1 класс
Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.
1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:
2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:
трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.
3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:
ёж уголок люк радость изгиб мороз дети мел снег обложка леса жмурки подъезд бег протяжка стена морозный заявка гриб морской перепел школьники уехать глаз стекло вечер коньки подъем зуб щука нога весна ручьи ложка малина бегун весёлый здоровье столб ягодка пятно пирожок варенье морковь погрузка грохот мяч вьюга ножка дорожка ловить ходьба замазка собака цветок берёзка деревья улов пятёрка юг
Звуковой разбор идет в такой последовательности:
1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.
2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.
3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.
4. Запишите, выделите фонему (букву).
5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…
6. Проверьте, получилось ли слово.
Учащиеся имеют памятки:
№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).
Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:
а) в начале слова (например: Яша, юла);
б) после гласной (например: маяк);
в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.
Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.
Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.
Ь – показатель мягкости.
[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.
Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.
Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.
Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]
№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).
№ 3. Лента букв (рис. № 3).
Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.
Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).
астра стул гвозди пастух лес арбуз руль два пастухи лось окуни забор яблоки юла мак овощи дверь яблоня кузнец маки иголка вратарь грибы эхо три шары лови круги лещ пять утка ели мяч шарфик дом барабан пила ручка шарф семь конь плотник гуси листья звонок змей зебра гусь голуби шкаф карандаш жмурки ёжик трамвай
2 класс
Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…
Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?
Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?
Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.
Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.
Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Почему их так называют?
Согласные всегда мягкие.
Согласные всегда твердые.
Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?
б). Гриб 1 – контрольный анализ.
Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.
Вот так: горсть – гость.
Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.
Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.
В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.
Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.
Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.
б). Цирк 1 – контрольный анализ.
В начало слова или в конце его добавьте букву, чтобы получилось новое слово.
Какие звуки обозначаются этими буквами?
Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.
Вот какая забавная история произошла в одной семье.
Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
( По А. Шиваеву).
Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.
Подпись под 2-м рисунком: девушка.
— Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?
— Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю?
— Когда они имеют два звука?
— Назовите слова, в которых есть звук [ Й ].
И вскользь мне бросила змея:
“У каждого своя судьба!”
Но я – то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?
Путаница.
В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.
— Нет, не так!
Нет, не так!
— Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.
— Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)
б). Контрольный анализ.
Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в
Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.
Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)
15. а). Превратим волка в козу.
Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:
1) в слове можно менять только одну букву;
2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;
3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.
16. а). Превратим “ночь” в “день”.
Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.
17. а). Работа с лентой букв.
Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.
Какую букву пишем, а какой звук слышим?
б). Земля 1 – контрольный анализ.
18. а). Помоги звукам.
Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.
19. а). Замени один звук другим.
20. а). Загадка – метаграмма.
б). Баллон 1 – контрольный анализ.
21. а). Вспомните слова о зиме со звуком [а].
(зима, горка, сосулька, санки, варежки).
Дайте характеристику 2-му звуку в слове “горка”, 5-му звуку в слове “сосулька”, 5-му звуку в слове “варежки”.
На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а].
Как тебя зовут? (Андрей).
Откуда ты приехал? (Из Анапы).
Что там растет? (Арбузы).
А еще что? (Абрикосы).
Какие птицы там водятся? (Аисты).
А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).
Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом).
23. а). Говори, слушай, не повторяй.
Показываю букву, дети “по цепочке” называют слово на эту букву.
24. а). Как блеет баран? (бе-е-е…).
Назовите, какой ваш звук в слове (согл., зв., глух., парн., тв., мягк., парн.).
Что вы знаете о букве Ь?
26. а). Закончите слово ( с Ь).
— Что обозначает Ь на конце слова; в середине между согласными; в середине после согласной перед гласными Я, Е, Ё, И?
27. а). Как проверить безударную гласную? Почему она требует проверки?
Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.
Что это за звук? (гласный, ударный).
28. а). Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.
Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).
б). — контрольный анализ.
Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?
_ _ О _ _ _ И _ _ А _ А _ _ А _ _ О _ А _ У _ _ _ А.
Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
ШК _ ЛЬН _ К К _ Р _ НД _ Ш П _ Ж _ Л _ ЙСТ _
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?
30. а). Попробуйте расшифровать такие сокращения:
Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.
Смогли бы вы прочитать эти фамилии, если бы они состояли из одних гласных?
Аналогично строится работа в 3-4-х классах. К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звуко-буквенному анализу).