форма общественных преобразований при которой происходит усовершенствование в какой либо сфере
Общественный прогресс
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Форма общественных преобразований при которой происходит усовершенствование в какой либо сфере
Заполните пропуск в таблице.
Орган государственной власти | Полномочия |
---|---|
… РФ | Разработка и исполнение государственного бюджета |
Федеральное Собрание РФ | Разработка и принятие законов РФ |
Правительство РФ, согласно 114 ст. Конституции РФ, осуществляет разработку и осуществление государственного бюджета.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Доход | Количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени |
___________________________ | Способность навязывать свою волю независимо от желания других людей |
Власть — способность навязывать свою волю независимо от желания других людей.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЙ ДОХОД |
---|---|
Земля | ___________________________ |
Труд | Заработная плата |
Факторный доход земли — рента.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Виды социальных норм
ВИД | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Правовые нормы | Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством |
Нормы ______________ | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле |
Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
большинства сторон общественной жизни,
затрагивающее основы существующего строя
общественной жизни посредством ряда
постепенных преобразований, не
затрагивающих фундаментальных основ
Реформа — частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя. Постепенные сверху частичные не во всех сферах.
Вспомогательные материалы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕМА 7. Формы общественных изменений.
1.Формы общественных изменений.
Различают две формы общественных изменений: революция и реформа.
а)революция ( от лат. «переворот») – полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего общественного строя;
б)реформа (от лат. «изменение формы») – преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Реформы связаны с эволюционными изменениями в обществе.
Власть (правительство) «сверху».
Народные массы «снизу».
Какие сферы охватывает?
Охватывает отдельные сферы жизни общества.
Охватывает все сферы жизни общества.
Приводит ли к смене общественного строя?
Не приводит к смене общественного строя.
Правящий класс по-прежнему остаётся у власти.
Приводит к смене общественного строя.
К власти приходит новый класс.
Сейчас многие учёные призывают отказаться от преувеличения роли революций в истории. Революция не всегда была главной формой общественного развития. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Путь постепенных преобразований общественных отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй.
Реформы могут происходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменения общественного строя (реформы в России в начале 90-х гг. ХХ в.).
Задание. Запишите слово, пропущенное в схеме.
как форма общественного развития
ряд постепенных преобразований
усовершенствование в какой-либо сфере общества
В современных условиях учёные считают, что и реформа, и революция лечат уже «запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная профилактика. Вводится понятие «инновация». Инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
1.Постепенность перемен, органичность сочетания нового с традиционным характризуют такой способ общественного развития, как
2.Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является
2)революционный характер изменений
3.Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А.Наиболее болезненным для людей способом общественных изменений является социальная революция.
Б.Реформы, как правило, проводятся и инициируются властями и затрагивают отдельные сферы общественной жизни.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны Пояснение.
Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков (в противовес революции).
Правильный ответ указан под номером 3.
5. Революцию отличает от других форм социальных изменений то, что она
1) затрагивает одну сферу общественной жизни
2) обычно осуществляется властью
3) представляет собой резкие качественне изменения
4) предполагает постепенное обновление социальных отношений
6.Реформа – форма общественных изменений, которая отличается
1) радикализмом, сломом старых общественных структур
2) инициативой снизу, стихийными действиями народных масс
3) стремительностью, качественным обновлением всей системы общественных отношений
4) проводится по инициативе властей, затрагивая отдельные сферы общества
Задание. Установите соответствие между двумя формами социального прогресса и их характерными чертами.
Задание. Правительство страны Н. выступило с инициативой проведения радикальных преобразований во всех сферах жизни общества: расширения предпринимательских прав граждан, повышения минимальной оплаты труда и социальных выплат, увеличения круга граждан, имеющих избирательные права, ликвидации цензуры СМИ. Эта программа была в основном реализована.
Можно ли сказать, что в стране Н. произошла революция?
Приведите три аргумента, опираясь на условие задачи.
В стране Н. не произошло революции (были проведены реформы).
1.Преобразования исходили сверху, от правительства.
2.В результате проведения преобразований не произошло коренной ломки существовавших социальных институтов (например, органов власти).
3.Преобразования затронули отдельные, но не все, сферы общественной жизни.
Формы общественных изменений (план):
1.Многообразие форм общественных изменений.
2.Революционные и эволюционные формы общественных изменений.
3.Признаки революционных изменений в обществе:
а) радикальный характер;
б) слом старых общественных структур;
в) рождение качественно новых социальных отношений;
г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;
д) рождение новой социальной реальности.
4.Специфика реформаторских (эволюционных) процессов:
а) эволюционный характер;
б) органичность сочетания старых и новых структур;
в) постепенная замена старого новым;
г) затрагивание части общественных структур;
д) осуществление по инициативе властей.
5.Преимущественный характер эволюционных изменений.
6.Специфика общественных изменений в современную эпоху.
Социальная революция как форма общественных изменений (план):
1.Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.
2.Основные признаки революционных изменений в обществе:
а) имеет радикальный характер;
б) сопровождается сломом старых общественных структур;
в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;
г) имеет катастрофический характер;
д)сопровождается значительными социальными издержками;
е) рождение новой социальной реальности.
3.Предпосылки социальных революций:
а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;
б) нежелание народа подчиняться существующим властям;
в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.
4.Разновидности социальных революций в истории:
5.Специфика революционных процессов в современную эпоху.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-103693
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Понятие общественного прогресса. Функции и виды прогресса
Содержание:
↑ Прогресс, регресс, стагнация. Особенности прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась ещё в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития:
Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отражается в деятельности и условиях жизни людей.
История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упадком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат.— стоячая вода).
Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.
В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества:
↑ Формы социального прогресса: реформа и революция
Так, например, появление новой техники по возделыванию земли, не повлияло на использование лопат.
Изменения в обществе могут носить незначительный (реформа) или радикальный характер (революция).
Соответственно и виды реформ классифицируются по сферам жизни общества:
Реформы не подразумевают коренных и резких изменений, они направлены на улучшение жизни общества. Любая реформа является способом введения инноваций в сферы общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут стимулировать развитие общества (прогрессивные) или вызывать застои и упадок (регрессивные, реакционные).
Более радикальные перемены в общественной жизни вызывают революции.
В исторической науке под революцией понимается насильственная смена власти, так как именно это влечет собой дальнейшее переустройство общественной жизни, вызывая такие последствия как гражданские войны, репрессии, смуту.
В отличие от реформ революции осуществляются народом, а не правящей элитой, те. проводятся «снизу». Революция бывает буржуазной, социалистической или национально-освободительной, в зависимости от целей, которые преследует общество.
И реформы, и революции являются неотъемлемой частью эволюционного процесса. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от лат. — обновление) понимается введение научных и технических новшеств, которые способствуют усилению прогресса и разностороннего развития общества.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Урок по обществознанию, 11 класс. Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок по обществознанию, 11 класс.
Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»
1. Дать определение понятиям: революция и реформа.
2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.
3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса
4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.
Цели и задачи урока:
1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.
— узнать чем реформа отличается от революции;
— вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;
— составить представления о цене прогресса;
— анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;
— научится аргументировать свою точку зрения;
— определять круг проблем общественного развития;
— использовать и объяснять основные понятия;
— воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.
1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».
Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)
Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)
Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.
Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).
Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.
Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.
2. Сущность и критерий общественного прогресса
Прогресс — это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.
Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.
Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности — в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это — процессы большого разнообразия.
Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.
Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом — основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.
праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.
Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.
Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.
Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма
важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.
Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.
Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.
Третья группа авторов предлагает взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе.
Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.
Однако «ахиллесова пята» этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.
Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.
1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.
2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.