формирование научного мировоззрения это задача какого воспитания
Тема 10. Формирование научного мировоззрения как важнейшая задача воспитания
1. Сущность понятия «мировоззрение». Источники, виды и функции мировоззрения.
2. Структурные компоненты научного мировоззрения.
3. Психологические основы формирования научного мировоззрения.
4. Дидактические условия формирования научного мировоззрения.
5. Содержание работы по формированию научного мировоззрения на уроках языка, литературы и воспитательных мероприятиях.
6. Критерии сформированности научного мировоззрения.
1. Формирование научного мировоззрения учащихся /Под ред. Монесзона Э.И. и др. – М.: Педагогика, 1985. – С. 18 – 23, с. 189 – 198.
2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 362 – 376.
1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1983. – С. 11 – 40.
2. Гавриков А.И. Ориентиры молодежи в социальном мире. [ О формировании мировоззрения школьников] //Сов. пед. – 1991. – № 7. – С. 15 – 19.
3. Кавтарадзе Д.Н. А.А. Бударный. Развитие мировоззрения //Вестник образования – 1993. – № 7. – С. 17 – 20.
4. Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Сов. пед-ка. – 1991. – № 6. – С. 14 – 16.
5. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия: новая трактовка форм познания //Вопросы философии. – 1993. – № 4. – С. 89 – 105.
1. Человек живет в окружающем мире, а поэтому изначально стремится создать для себя ясную картину об этом мире, чтобы творить собственную линию жизни. Что изначально определяет эту линию жизни?. Психофизиологии, психологи (Коваль, Рубинштейн, Платонов, Ломов и др.) считают, что это такие фундаментальные потребности, как питание, одежда, жилье, потребность в общении, самоутверждении, ориентировка в мире. Мировоззрение, о котором сегодня идет речь, основывается на потребности в ориентировке и является, условно, важнейшим инструментом ориентирования человека в мире. Исходя из того, что такое мировоззрение? Существует много определений данного понятия.
Мировоззрение– это более или менее сложная, систематизированная совокупность образов, представлений, понятий, через которые индивид осознает мир в его целостности и свое положение в этом мире. (Чанышев известный философ).
Моносзон: Мировоззрение– это обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей среде.
Это определенная система ответов на вопросы о происхождении мира, источниках знания, характере общественного прогресса, о смысле жизни человека, природе человеческого счастья и, наконец, его бессмертии. Таким образом, предметом осмысления в мировоззрении (мир плюс воззрение, т.е. сознание) являются системы:
– Каждая ли личность имеет мировоззрение? (Да)
Источники мировоззрения коренятся:
а) в жизненном опыте человека;
б) каждый человек связан с какой-то социальной общностью, и поскольку мировосприятие этой общности обусловлено экономическими, социальными и др. факторами, оно будет различно.
Виды мировоззрения.
1. Мифологическое (в основе фантастическое представление о людей о мире)
2. Религиозное (в основе представления о происхождении мира с позиции той веры, которую человек исповедует).
3. Обыденное (житейское) – мировоззрение, основанное на здравом смысле.
4. Научное мировоззрение предполагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества.
Формирование у воспитанника научного мировоззрения
Второе обстоятельство заключается в том, что всесторонне и гармонично развитая личность понимается как личность активная. Гармония личностных качеств обязательно предусматривает единство разносторонности знаний и личностной активности, которая проявляется в сознательном и творческом использовании знаний для совершенствования окружающей действительности (природной среды и человеческих отношений).
Таким образом, достижение цели формирования всесторонне и гармонично развитой личности связано с решением задачи формирования определенного отношения человека к действительности, выработки у него системы взглядов на природу и общество, убеждений, принципов, которые определяют его отношение к миру. Эта система взглядов, убеждений и принципов есть мировоззрение человека. Результатом и задачей воспитания, целью которого является всестороннее развитие личности, является научное мировоззрение, так как оно основывается на усвоении научных знаний и использовании научных методов в приобретении этих знаний. Его существенными признаками являются:
— материалистический подход к объяснению явлений природы, общественной жизни и познания;
— диалектический склад мышления, характеризующийся рассмотрением природных и общественных процессов и явлений в их развитии, в динамике;
— гуманизм, уважение к взглядам и убеждениям других людей, не противоречащим принципам общечеловеческой морали;
— творческий, активно преобразующий характер отношения личности к действительности;
— понимание относительности полученных знаний, возможности совершенствования, бесконечного продвижения вперед в познании истины.
Сложным, противоречивым остается вопрос об отношении науки и религии в воспитании, о соотношении научного и религиозного в формируемом мировоззрении воспитанников. В условиях необязательности и даже недопустимости целенаправленной антирелигиозной борьбы, с одной стороны, и необходимости формирования научного мировоззрения, с другой стороны, сложным становится положение учителя, воспитателя в отношении формирующихся взглядов воспитанника.
В этом отношении можно утверждать следующее. При отделении церкви от государства учитель, воспитатель в государственном учебно-воспитательном заведении не может пропагандировать религиозные взгляды хотя бы по той причине, что среди учеников (и их родителей) могут быть сторонники различных религий и отношений к религии. Задачей учителя является обеспечение усвоения учащимися научных знаний, в том числе и в области морали, права, эстетики и т.д. Подлинно научные знания и методы научного познания не отвергаются ни одним из сколько-нибудь значительных современных религиозных учений. Это подтверждают и факты великих открытий, осуществленных глубоко верующими людьми в результате многолетней систематической подлинно научной деятельности (Я.А. Коменский, И.П. Павлов и др.). Вместе с тем можно утверждать, что и религиозность не мешает усвоению научных знаний, формированию диалектико-материалистического склада мышления и активного отношения к действительности, а, более того, способствует воспитанию высокой нравственности человека. Истинная религиозность несовместима с ограниченным сектантством. Ведь находим же мы у Коменского, ревностного христианина, утверждение о необходимости уважительного отношения к людям других верований. Более того, при отсутствии единой идеологической основы религия может стать фактором сплочения нации, мобилизации граждан на решение общих проблем укрепления государственности, сохранения нравственных основ взаимоотношений между людьми.
Тема 10. Формирование научного мировоззрения как важнейшая задача воспитания.
1. Сущность понятия «мировоззрение». Источники, виды и функции мировоззрения.
2. Структурные компоненты научного мировоззрения.
3. Психологические основы формирования научного мировоззрения.
4. Дидактические условия формирования научного мировоззрения.
5. Содержание работы по формированию научного мировоззрения на уроках языка, литературы и воспитательных мероприятиях.
6. Критерии сформированности научного мировоззрения.
1. Формирование научного мировоззрения учащихся /Под ред. Монесзона Э.И. и др. – М.: Педагогика, 1985. – С. 18 – 23, с. 189 – 198.
2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 362 – 376.
1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1983. – С. 11 – 40.
2. Гавриков А.И. Ориентиры молодежи в социальном мире. [ О формировании мировоззрения школьников] //Сов. пед. – 1991. – № 7. – С. 15 – 19.
3. Кавтарадзе Д.Н. А.А. Бударный. Развитие мировоззрения //Вестник образования – 1993. – № 7. – С. 17 – 20.
4. Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Сов. пед-ка. – 1991. – № 6. – С. 14 – 16.
5. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия: новая трактовка форм познания //Вопросы философии. – 1993. – № 4. – С. 89 – 105.
1. Человек живет в окружающем мире, а поэтому изначально стремится создать для себя ясную картину об этом мире, чтобы творить собственную линию жизни. Что изначально определяет эту линию жизни?. Психофизиологии, психологи (Коваль, Рубинштейн, Платонов, Ломов и др.) считают, что это такие фундаментальные потребности, как питание, одежда, жилье, потребность в общении, самоутверждении, ориентировка в мире. Мировоззрение, о котором сегодня идет речь, основывается на потребности в ориентировке и является, условно, важнейшим инструментом ориентирования человека в мире. Исходя из того, что такое мировоззрение? Существует много определений данного понятия.
Мировоззрение– это более или менее сложная, систематизированная совокупность образов, представлений, понятий, через которые индивид осознает мир в его целостности и свое положение в этом мире. (Чанышев известный философ).
Моносзон: Мировоззрение– это обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей среде.
Это определенная система ответов на вопросы о происхождении мира, источниках знания, характере общественного прогресса, о смысле жизни человека, природе человеческого счастья и, наконец, его бессмертии. Таким образом, предметом осмысления в мировоззрении (мир плюс воззрение, т.е. сознание) являются системы:
– Каждая ли личность имеет мировоззрение? (Да)
Источники мировоззрения коренятся:
а) в жизненном опыте человека;
б) каждый человек связан с какой-то социальной общностью, и поскольку мировосприятие этой общности обусловлено экономическими, социальными и др. факторами, оно будет различно.
Виды мировоззрения.
1. Мифологическое (в основе фантастическое представление о людей о мире)
2. Религиозное (в основе представления о происхождении мира с позиции той веры, которую человек исповедует).
3. Обыденное (житейское) – мировоззрение, основанное на здравом смысле.
4. Научное мировоззрение предполагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества.
Дата добавления: 2015-01-09 ; просмотров: 858 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Формирование мировоззрения в наши дни, тесно связано с квалифицированной пропагандой наших исторических достижений. Развивать, возвышать духовные интересы школьников, активно влиять на политический и нравственный облик ученика важнейшая миссия учителя. Основные знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд главных идей, которые определяют запросы к их деятельности, поведению и духовным требованиям. В области явлений природы ученики младших классов познают в системе, например, следующие взаимосвязи: в природе происходит смена времен года, которая повторяется, для каждого времени года присущи свои признаки, в разные времена года многообразен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.
Интеллектуальное развитие учеников младших классов в условиях современного подхода к учебному процессу несет в основную цель – формирование творчески мыслящей личности.
Следовательно, главнейшей задачей воспитания учащихся формулируются следующим образом:
На главных ступенях направляющими факторами интеллектуального развития школьников стоят следующие факторы:
а) окружающая нас среда;
б) средства массовой информации;
в) новейшие достижения науки и техники;
г) развитие различных видов искусства.
В современных школах выделяются главные пути развития интеллектуальной культуры школьников:
Умственные способности связаны с формированием научного мировоззрения учащихся. Главную роль при этом играют мировоззренческие умения: обобщать теоретические факты и делать мировоззренческие выводы; умение выявлять содержание мировоззренческих идей, оценивать природные и социальные явления; уметь отстаивать и аргументировать свою позицию, доказывать несостоятельные идеи собеседника.
В педагогике мировоззрение надо представить как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф.Харламову).
Объективная характеристика суждений человека может быть разной. В зависимости от содержания мировоззрения и его отношений с научными знаниями, жизненными познаниями людей в истории развития человечества можно выделить главные пункты мировоззрения:
Научное мировоззрения является объективно верным, так как собственно, различные науки служат источником развития мировоззренческих взглядов и убеждений.
Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многогранную строение. Рассматривая определения мировоззрения, произведённые учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключать, что суть мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти объекты рационально представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.
Знания – комплекс научных истин, которые связаны с осознанием и владением сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания содействовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека индивидуальный смысл.
Взгляды – понятия, индивидуальный вывод человека, который связан с пояснением природных и общественных явлений и проявляет его отношение к этим явлениям.
Убеждения –комплекс глубоко осознанных и экспансивно пережитых идей, определяющих решительность жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это твёрдость человека в точности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.
Идеал – это понимание и экспансивное принятие наивысшего достоинства в различных жизненных сферах.
Академик Б.Т.Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом, Б.Т.Лихачев рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как воспитанную человеческую способность созидательного осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.
Мировоззрение реализовывает ряд значительных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.
Функции мировоззрения по Б.Т.Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.
Просветительная – научное мировоззрение облегчает ученику понимать такие понятия, как явления природы, обеспечивает его методами познания действительности, наполняет системой духовно-ценностных ориентаций.
Воспитательная – определенные учеником взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.
Развивающая – индивидуальная духовная работа по освоению содержания мировоззрения вовлекает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.
Организационная – научное мировоззрение проявляется окончательной позицией в практической деятельности учащихся.
Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.
Дидактические условия формирования научного мировоззрения:
а) донесение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:
б) изучение исторического изменения при изучении программного материала.
в) воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий (факультативов, кружков).
г) учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).
д) воздействие учителя (престиж педагога, показ им собственных мировоззренческих позиций, которые основаны на верном понимании эпизодов развития природы и общества, являются примером для учащихся).
Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф.Харламов).
Таким образом нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А.Сластенин).
И.Ф.Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.
Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у учеников младших классов нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.
Нравственное сознание – знание этических взглядов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в окружении нормам (Б.Т.Лихачев).
Нравственные ценности – значительность объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С.Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача учителя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.
Нравственные чувства – субъективное восприятие учеником нравственных норм, принципов, идеалов, выражающееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к совершающимся событиям, ко всей окружающей действительности.
Нравственное поведение – умышленное следование человека в собственных поступках и действиях моральным принципам и нормам (Б.Т.Лихачев).
Критерии нравственной воспитанности личности (Н.Горожанкина):
Список литературы
1.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П.Есипов. М.: Логос, 2002. 284 с.
2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности. / П.И.Пидкасистый, В.И.Коротяев. М.: Педагогика, 2012. 183 с.
3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. /Д.Б. Эльконин. М., 2008. 275 с.
4. Педагогика. Харламов И.Ф. Учебник. Опубликовано в Литература. 29 Сен 2013.
5. Лихачев Б.Т. Л65 Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Формирование научного мировоззрения это задача какого воспитания
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Мировоззрение – целостная система научных, философских, со¬циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Научное мировоззрение вооружает чело¬века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научное мировоз¬зрение – связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу¬ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен¬тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп¬ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен¬него, объективного и субъективного. У человека формируется не толь¬ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво¬его «Я», своей индивидуальности, своей личности. Научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро¬воззренческие убеждения.
Убеждения – субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю¬дей. Люди усваи¬вают знания, накопленные обществом в процессе развития общественной практики. Таким об¬разом, воздействие на личность осуществляется в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе. Убеждения — это зна¬ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Они определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори¬ентации, интересы, желания, чувства, поступки.
В реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение. Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. В процессе формирования мировоззре¬ния надо уделить особое внимание формированию методологи¬ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель¬ность и ее теоретические основания.
Возрастные возможности овладения мировоззрением
Уже в начальных классах существует принци¬пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми¬ровоззренческий характер. Например начальные представле¬ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един¬стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи¬ях и др.
Подростки со¬вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей¬ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно¬сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя¬тельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не¬адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража¬нию.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на¬учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. У старше¬классников формируются фундаментальные идей высокого уровня обобщенности, твердые взгляды и убеждения. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.
Пути и средства формирования мировоззрения
Формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив¬ной практической деятельности.
КОМПОНЕНТЫ
1) Интеллектуальный. Предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст¬вительности к абстрактному, понятийному мышлению, а вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. При вос¬хождении от абстрактного к конкретному создается синтез, который означает дальнейшее углубле¬ние в сущность явлений материального мира во всех их причин¬ных связях.
2) Эмоционально-волевой. Для того чтобы знания переросли в убеждения, вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи¬тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра¬щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю¬щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите¬ратуры и искусства. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.
3) Практически-действенный. Учебно-трудовая и общественная деятельность во¬влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, во¬оружает разносторонней информацией, опытом общения. Она перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного сози¬дания.
Целостный процесс формирования у учащихся научного ми¬ровоззрения обеспечивается благодаря взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное пред¬ставление о нем.
Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех его формирования основывается во многом на доверии учащихся к учителю.
Основные понятия теории нравственной культуры
Оценивая поступки людей мы пользуемся поня¬тием морали.
Мораль – обы¬чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис¬пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай.
Этика —фило¬софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как человеком ос¬воена мораль можно судить об уровне его нравственнос¬ти.
Нравственность — это личностная характерис¬тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по¬рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду¬альное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило распро¬страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва¬ние нравственной нормы.
Норма — это правило, требование, оп¬ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон¬кретной ситуации. Нормы определяют порядок взаимо¬отношений с обществом, коллективом, другими людьми. Понятия морали, охватываю¬щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж¬дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье).
Нравственный идеал – образец нравственного поведения, к ко¬торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез¬ным, красивым.
Гуманность – совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Формируется в процессе взаи¬моотношений с другими людьми, раскрывается в проявле¬нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то¬лерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, по¬ведению.
Важным условием воспитания гуманности является организа¬ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо¬щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель¬ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Дисциплина – составная часть нравственности, соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность характеризует поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля¬ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен¬ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Культура поведения включает в себя различные стороны нравст¬венного поведения личности; в ней слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культу¬ра.
Источник: Сластёнин: Педагогика
(Культура – это когда кушают хорошо и на месте, ведут себя хорошо, когда маму понимают и слушают её.
Экарт Элиза, 7 лет)