формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе

Статья «Формирование грамматических навыков.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Грамматические навыки играют важную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять речевую деятельность.

Знание грамматики изучаемого иностранного языка необходимо, но еще более важно уметь применять грамматические правила в своей речи, т.е. иметь грамматические навыки. Последние нужны не только для правильного построения предложений и выражения собственных мыслей, но и для понимания иностранной речи и текстов.

Знание только лексики недостаточно, она лишь называет предмет или действие, необходимо знать как связать слова между собой. За связь между ними и отвечает грамматика. Поэтому она – одно из главных средств овладения языком.

Формирование грамматических навыков является целью изучения грамматики в школе. Она может быть усвоена практически, без ознакомления с правилами, хотя их знание значительно помогает в овладении языком. Но этап ознакомления можно опустить, а вот без практики приобрести грамматические навыки невозможно, поэтому она особенно важна.

Итак, работа над грамматикой включает в себя введение грамматического материала, практика, контроль. На разных ступенях обучения в школе грамматический материал должен подаваться по-разному. Например, на старших ступенях он должен быть более подробный, дополненный, чем на начальной ступени. То же касается и практики. По моему мнению, если на начальной ступени достаточно нескольких упражнений, чтобы ученики освоили правило (при этом упражнения должны быть направлены на формирование грамматических навыков), то на старших ступенях, они должны уметь использовать это правило в своей речи, т.е. уже приобрести грамматический навык. Соответственно и способы контроля на разных ступенях будут отличаться.

Контроль позволяет узнать, как идет процесс формирования умений, какие проблемы есть у учеников, и понять насколько эффективно обучение.

Одним из самых распространенных способов контроля знаний является тест. На начальной ступени обучения теста может быть вполне достаточно. Он позволит проверить знание слов, и знание грамматики. На старших же этапах одного знания недостаточно. Важно проверять и умение выполнять действия (умение использовать знания грамматики). Здесь я бы использовала и другие способы проверки. Такие способы, которые направлены как раз на контроль грамматических навыков. Это может быть работа с текстом. Например, заполнить пропуски в тексте, найти и исправить ошибки или прочитать текст и ответить на вопросы. Это может быть аудирование, с последующим выполнением подобных заданий. Можно также использовать и тестовую форму контроля, но тест должен быть направлен на определение степени сформированности грамматических навыков и коммуникативной компетенции.

Источник

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка.

Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков, готовит учащихся к использованию речевых грамматических структур в реальной жизни.

Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, как правило, вызывает определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка на всех уровнях. Строгий учет этих трудностей поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения. Исходя из этого, следует организовывать работу над усвоением грамматических навыков тщательнее, учитывая трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащихся.

Грамматический навык – это способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы. Он обладает следующими качествами:

— автоматизированность (скорость воспроизведения грамматической единицы)

— устойчивость (прочность усвоения грамматических структур)

— гибкость (возможность применения, «перенос» на новые ситуации)

Условия формирования грамматических навыков:

— предварительное слушание, т.е. внимание учащегося требуется направить на восприятие какой-либо структуры,

— имитация в речи, т.е. воспроизведение структур в речи, оно должно быть связано с определенной речевой задачей – повторить, чтобы согласить или не согласиться,

— однотипность фраз, построенных на основе речевого образца,

— использование в упражнениях действий по аналогии, образцов действий,

— профилактика ошибок в речи,

— разнообразие способов автоматизации, что порождает способность учащегося использовать навыки в различных ситуациях,

— речевой характер упражнений

Выделяют следующие этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

Введение грамматических явлений, на котором происходит знакомство с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. На данном этапе важно обратить внимание учащихся на коммуникативную функцию изучаемой структуры, с целью правильного использования данной структуры в речи. Презентация материала должна быть яркой, красочной, интересной.

Изложение грамматического материала. Грамматический материал должен быть интересен, поэтому целесообразно вводить его в виде рассказа, игры, возможно использование аудио – материалов.

Закрепление грамматического материала. Важно, чтобы учащиеся поняли и правильно воспроизводили грамматический материал в речи, с этой целью используются различные упражнения.

Повторение изученного грамматического материала. На данном этапе необходимо выполнение упражнений учащимися самостоятельно

К упражнениям, формирующим грамматический навык, предъявляются определенные требования, выполнение которых ведет к качеству формирования навыка:

— ситуативность упражнений (специально созданная либо естественная),

— регулярная повторяемость однотипных фраз,

направленность произвольного внимания учащегося на цель и содержание высказывания,

— организация упражнений, обеспечивающих безошибочность действий учащегося,

— имитация коммуникативной направленности,

— нормальный речевой темп.

Типы упражнений на формирование грамматических навыков.

Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, так как в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения.

Целесообразно выделить три типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности:

3) подлинно речевые упражнения.

Подлинно речевыми упражнения называются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Она представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется для развития речевых умений («Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т.д.).

Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются учебно-речевыми или условно-речевыми («Ответьте на вопросы по рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму»). Этот тип упражнений является наиболее эффективным для формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности.

К языковым относятся все упражнения, в которых нет коммуникативной направленности («Перепишите предложения, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами»), тренировочные упражнения («Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложноподчиненное», «Постройте предложение по образцу»), упражнения, содержащие некоторые элементы учебной речевой коммуникации («Замените прямую речь косвенной», «Напишите предложения в пассиве»).

Таким образом, грамматика представляет собой один из аспектов обучения иностранным языкам, она является одновременно средством и условием коммуникативной деятельности. Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика облегчает путь овладения иностранным языком. Известно, что термин «грамматика» отражает два понятия: грамматический строй языка и науку о грамматическом строе.

Практическая задача обучения грамматике состоит :

— в обеспечении учащихся овладением грамматическим строем языка( грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме, понимания их при чтении и на слух)

— в сообщении знания о строе английского языка (теоретические правила)

В последние годы наблюдается усиление практической направленности в обучении грамматике, что находит выражение в четком отборе грамматического минимума, в максимально рациональном использовании урочного времени, в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, в обильной тренировке с помощью целенаправленных упражнений, в применении технических средств обучения.

Изучение грамматических явлений, имеющих аналогию в родном языке, помогает лучше осознать грамматический строй родного языка. Работа над грамматикой развивает логическое мышление учащихся, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти. Таким образом, обучая грамматике, мы помогаем всестороннему развитию личности школьников, что является целью современной системы обучения и воспитания.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ НАГЛЯДНОСТЕЙ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 128

Творческий проект на тему:

« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ НАГЛЯДНОСТЕЙ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ »

Глава 1. Лингвопсихологическая характеристика грамматических

навыков, методические особенности их формирования при помощи наглядностей 4

1.1 Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков английского языка 4

1.2 Отбор и организация грамматического материала 5

1.3 Область применения наглядностей 7

1.4 Характеристика грамматических навыков, этапы их формирования 8

1.5 Формирование грамматических навыков и умений. Принципы

построения содержания обучения 10

1.6 Упражнения, направленные на формирование грамматических

1.7 Использование символов и средств наглядности в работе при формировании грамматических умений 14

Глава 2. Практическая часть 17

2.1. Анализ ситуаций и исходных условий 17

2.2. Принципы построения педагогической деятельности 18

2.3. Приоритетные направления профессиональной деятельности 19

2.4. Цель и задачи педагогической технологии 19

2.5. Планируемые результаты деятельности 20

2.6. Этапы разработки педагогической технологии 20

Список литературы 23

Цель исследования – изучить возможность и необходимость использования наглядности при формировании грамматических навыков.

Объектом исследования данной работы является функциональное применение наглядности при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку.

Предмет исследования – грамматика и грамматические явления иностранного языка.

Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме

Выявить методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи;

Изучить формы наглядностей.

Построить первичный опыт использования наглядностей при формировании грамматических навыков учащихся средней ступени на уроках английского языка.

Глава 1. Лингвопсихологическая характеристика грамматических

навыков, методические особенности их формирования при помощи наглядностей.

1.1. Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков английского языка.

В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны. В методической литературе можно встретить следующие определения грамматических навыков:

Под грамматическим навыком понимается способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы

Грамматический навык- способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи

Грамматический навык обеспечивает правильное (безошибочное) употребление грамматической формы речи.

Как известно, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо).

Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.

Определяя роль языковых навыков в формировании речевых, можно отметить, что первые создают операционно-ориентировочную основу для владения речевыми грамматическими действиями; они положительно влияют на формирование речевого грамматического автоматизма, хотя совсем не гарантируют его создание.

Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков английского языка была бы неполной без рассмотрения взаимодействия грамматических навыков родного и иностранного языков – отрицательного переноса (интерференции) и положительного переноса (трансференции).

В силу того, что ученик не всегда способен осознать различия и сходства между грамматическими явлениями родного и иностранного языка, происходит перенос в иноязычную речевую деятельность некоторых речевых операций из речевой деятельности на родном языке. Учет интерференции и трансференции в процессе обучения ИЯ является крайне важным, так как оба явления могут существенно повлиять на результаты обучения.

Различают межъязыковую и внутриязыковую интерференцию. Внутриязыковая интерференция – эффект наложения сформированных навыков иностранного языка на вновь формируемые навыки.

Принимая во внимание возможность влияния интерференции и трансференции на ход и результативность процесса обучения грамматической стороне речи, необходимо придерживаться следующих «правил»:

максимальное использование положительного эффекта переноса;

объяснение различия интерферируемых явлений;

включение в процесс обучения грамматической стороне речи упражнений на дифференциацию интерферируемых явлений.

1.2. Отбор и организация грамматического материала.

В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны. В методической литературе можно встретить следующие определения грамматических навыков:

Под грамматическим навыком понимается способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы

Грамматический навык- способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи

Грамматический навык обеспечивает правильное (безошибочное) употребление грамматической формы речи

Коммуникативная цель обучения грамматике в средней школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Основными требованиями к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе, являются:

Его достаточность для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальность для усвоения его в данных условиях.

Основными принципами отбора в активный грамматический минимум являются: 1) принцип распространенности в устной речи, 2) принцип образцовости, 3) принцип исключения синонимических явлений. В соответствии с этими принципами в активный минимум включаются только те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности.

Основными принципами отбора в пассивный грамматический минимум являются: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи, 2) принцип многозначности. В соответствии с этими принципами в пассивный минимум включаются наиболее распространенные явления книжно-письменного стиля речи, имеющие ряд значений.

Крайне важен принцип функциональности организации грамматического материала. Грамматические явления не должны изучаться в отрыве от лексического материала.

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении иностранным языкам. Это объясняется многими причинами. Существенно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении иностранным языкам носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например, предъявляли учащимся выполненные в разных красках схематические изображения падежей или синтаксической структуры какого-либо предложения. При этом применялась и своеобразно театрализованная наглядность: на глазах у всего класса группа учеников представляла синтаксический строй предложения, причем один из участников такой наглядности, изображавший какой-либо член предложения, становился то на одно, то на другое место в предложении в зависимости от изучения коммуникативного типа и синтаксического строя предложения.

Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе.

Проблема наглядности при обучении иностранным языкам очень актуальна. Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И тратится много сил и времени на их подбор и изготовление. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: аудио и видеотехнику, компьютер.

За последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Оно стало рассматриваться в тесной связи с методическими задачами, которые ставятся перед тем или иным средством наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса. Исходя из такой постановки проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, т. е. найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительное её использование. Наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности. Она увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

Развитие речи предполагает усвоение необходимых для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи (устной и письменной) предполагает овладение определенным рядом навыков.

Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.

Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Основными качествами грамматического навыка говорения, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.

Речевые морфологические навыки – грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т.д.

Синтаксические речевые навыки. Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в аналитических (английском) и флективно-аналитических языках (немецком, французском) в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями. Т.е. навыки владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений.

Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, соответствующих психологическим фазам формирования навыков.

Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д.

Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями.

На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения на задний план.

Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере, как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служили схемы и таблицы.

Последний этап включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.

1.5. Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения содержания обучения.

Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов:

1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать-слушая, читать-читая. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую- либо речевую задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, понимают это, однако различно. Описание ситуаций («У кассы», « На вокзале» и т. п.) не является ситуациями, оно не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации (система взаимоотношений людей как выразителей определенных ролей). Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т. д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек всегда отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой- нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе).

6. Коллективное взаимодействие. Такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

1.6. Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков.

Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.

Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в от­дельности. Они направлены на выработку у учащегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью является подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности.

Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой прочностью и гибкостью. Поэтому следует всячески способствовать тому, чтобы учащийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим характерной чертой языковых упраж­нений должно быть многократное предъявление речевого образца и разно­образие типов и видов этих упражнений.

В рамках классификации «тренировка – практика» различают следующие виды упражнений:

Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяс­нением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навы­ков.

Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения выра­батывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.

Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление все еще сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относятся к области тренировки, а не рече­вой практики.

Речевые упражнения – направлены на выработку у учащегося нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

Упражнения постепенно становятся все более творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.

Прежде всего, весьма динамично соотношение удельного веса тренировки и речевой практики в этой системе. На начальном этапе обучения речевая практика еще не доминирует, много внимания приходится здесь уделять произношению и технике чтения, отработке отдельных структур и пр.

Следует заметить, что деление упражнений на языковые и речевые является условным и ценным лишь в чисто методическом плане. Одни и те же упражнения могут выступать то, как языковые, то, как речевые, в зависимости от этапа обучения.

1.7. Использование символов и средств наглядности в работе при формировании грамматических навыков.

В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания (Приложение 1).

В целях планирования высказывания для выражения коммуникативного намерения говорящего часто используются персонифицированные и художественные символы. Их целесообразно использовать, так как они имеют личностную окраску эмоциями говорящего.

Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.

I am reading I read

формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. hello html m316bdc45. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе фото. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе-hello html m316bdc45. картинка формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. картинка hello html m316bdc45формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. hello html 3f2916fa. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе фото. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе-hello html 3f2916fa. картинка формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. картинка hello html 3f2916faформирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. hello html 1af399c2. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе фото. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе-hello html 1af399c2. картинка формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. картинка hello html 1af399c2формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. hello html m40774d5a. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе фото. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе-hello html m40774d5a. картинка формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. картинка hello html m40774d5a

формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. hello html 5b5f229f. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе фото. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе-hello html 5b5f229f. картинка формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. картинка hello html 5b5f229fnow always

Исследования профессора П.Я. Гальперина в области формирования умственных действий показали, что в процессе овладения умственными действиями (в том числе грамматическими) первоначально развернутая словесная формулировка должна быть подвергнута «свертыванию», в результате чего в сознании фиксируются только опорные «вехи» усваиваемого действия. Без такого «свертывания» первоначальная формулировка может так и не перейти во внутренний план (интериоризация грамматического действия не произойдет). Следовательно, «сворачивание» правил целесообразно осуществлять путем перевода словесных формулировок в структурные формулы (Приложение 2,3).

-∞ Past Present Future +∞

Тогда действие, выраженное, скажем, во времени Future Indefinite, может быть наглядно представлено на шкале следующим образом:

-∞ Past Ind. Present Ind. Future Ind. +∞ формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. hello html 17831812. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе фото. формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе-hello html 17831812. картинка формирование навыков работы с грамматикой происходит в какой школе. картинка hello html 17831812

Известно, что использование структурных формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты.

Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Подобного рода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, а также грамматических и использовать их в речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *