формирование нового взгляда на знакомые вещи и явления это результат приобретения какой компетенции
Формирование ключевых компетенций на уроках биологии
Разделы: Биология
В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Все чаще и чаще используется этот термин. Но, не смотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения.
Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать “количество образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся. Особенно остро была осознана необходимость наличия такого перечня компетенций в связи с Болонским процессом и обсуждением Общеевропейских компетенций на основе образовательных стратегий и выделения общих компетенций.
В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности компетенции.
Существует огромное разнообразие видов компетенций.
Универсальными являются т.н. ключевые компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).
Ключевая компетентность выпускника школы представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.
Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая.
Рассмотрим, каковы возможные методы, средства формирования ключевых компетенций на уроках биологии.
Ценностно-смысловая компетенция
Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
Библиотека «МГУ-школе»
Электронная библиотека изданий программы «МГУ-школе»
Формирование ключевых компетенций на уроках биологии
Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать «количество образования» у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которым овладел обучающийся.
Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются учащимися при обучении биологии в средней школе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая.
В рамках ценностно-смысловой компетенции у учащихся формируется способность:
— видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений;
— прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.
Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируется путем постоянного обращения к реалиям жизни, к окружающей действительности. На уроках биологии рассматриваются явления, с которыми школьники часто сталкиваются в повседневной жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
Образовательная компетенция. На уроках биологии школьники учатся с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивая любую точку зрения. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, определять задачи и поэтапно двигаться к достижению результата. Готовность и способность учащихся к осуществлению самодиагностики и самоанализа формируются на протяжении всего времени изучения биологии.
Учебная компетенция. В процессе работы учащиеся решают сложные задачи, дифференцируя их, делают обобщения и выводы о наблюдаемых явлениях или процессах. На практических и лабораторных работах, при проведении индивидуальных исследований у учащихся формируется навык в определении основных этапов работы, составления алгоритма для выполнения работы и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от ситуации. Учащиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, осуществляется постоянно.
Познавательная компетенция. На уроках биологии учащиеся овладевают такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение, опыт, моделируют определенные процессы (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающие в живых организмах, решают творческие задачи и предлагают новые нестандартные решения проблем.
Информационно-коммуникативная компетенция предполагает формирование:
— навыков работы в группе;
— овладение различными социальными ролями в коллективе через интеллектуальную, игровую, исследовательскую деятельность;
— умений логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных биологических терминов, вводимых в оборот на каждом занятии;
— умений составления планов и опорных конспектов по изученному материалу.
— осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияния на мир;
— овладение познанием и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества;
— осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах;
— формирование у учащихся научной картины мира, расширяющейся до культурного и всечеловеческого понимания.
— формирование у школьников социальной активности и функциональной грамотности;
— овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения;
— формирование умений анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, на которых мы стремимся развивать мыслительную деятельность учащихся, закладывая основы для формирования ключевых компетенций.
Методическая разработка «Новый взгляд» на привычные вещи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Новый взгляд» на привычные вещи
Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,
ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах устно–практического характера, таких, как физика, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления, которая позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Мои уроки с этими приемами доказали, что это действительно так. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников. Главная цель технологии критического мышления — развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Цель моего сегодняшнего выступления: показать практическую значимость технологии критического мышления для предмета «Физика» в общеобразовательной подготовке лицея. Задачи: 1. Показать основные этапы и элементы (приемы) технологии критического мышления; 2. Иллюстрация психолого-педагогических условий и целесообразности проведения урока по технологии критического мышления.
Фазы технологии критического мышления
Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:
Приемы технологии критического мышления
Кластер (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Инсерт (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)- маркировка текста значками по мере его чтения.
Основные виды компетенций, формируемых в курсе биологии
Ахмерова Елена Юрьевна, учитель химии и биологии,
МБУ гимназии № 77 г.о.Тольятти
В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Все чаще и чаще используется этот термин. Но, не смотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения.
Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать “количество образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся.
Существует огромное разнообразие видов компетенций.
Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе:
Рассмотрим, каковы возможные методы, средства формирования ключевых компетенций на уроках биологии.
Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
Межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.
Вот лишь некоторые из тем:
В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в 6 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, в старших классах ученики сами могут справиться с этой работой.
На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий. В жизненных ситуациях ученик оказывается в позиции исследователя, следовательно, и лабораторные работы необходимо построить так, чтобы ученики осуществляли микроисследование.
На всех параллелях ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.
На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
Начиная со среднего звена, ученики работают над созданием проектов, портфолио, ведут научную деятельность.
Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
Ученики в процессе совместной деятельности учатся договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов, оценивается умение формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенция личностного самосовершенствования
На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.
Готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии, наиболее выражена эта характеристика у учеников старших классов. Этот компонент формируется с помощью использования различных методов диагностики, обсуждения возникающих проблем в изучении материала, фиксированию успехов ученика. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с учениками, которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал.
В процессе изучения биологии происходит самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания; происходит осознание предназначения человечества на Земле.
Учащиеся начинают ощущать себя как часть природы, учатся любить себя и заботиться о себе.
Таким образом, формирование т.н. универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Работу по формированию мотивации к изучению биологии мы начинаем со среднего звена. При этом разнообразные педагогические средства, используемые нами, в среднем и старшем звене существенно отличаются. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций.
«Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках биологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Формирование и развитие ключевых компетенций
учащихся на уроках биологии»
Учитель биологии: Киряева Т.В.
От человека требуется не столько обладание специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, осваивать новые технологии, искать и использовать недостающие знания. В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как «компетенция”.
Компетенция –competence (англ) – соревнование, образование.
Под компетенцией учащегося подразумевают совокупность его знаний и умений, а также способы выполнения деятельности. Компетенция – это единство знаний, умений, отношений в процессе деятельности (учебной, в частности), определяемых требованиями конкретной ситуации и целями деятельности учащихся. Компетенция понимается также и как способность справляться с различными заданиями; как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения данной конкретной работы учащегося. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества, и которые можно было бы применять в самых разных ситуациях.
Комплекс ключевых компетенций можно представить четырьмя составляющими :
1. Информационная (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации).
2. Проектировочная (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий).
3. Оценочная (способы сравнения результатов с целями).
4. Коммуникативная (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения цели).
Компетентностно-ориентированное образование – один из вариантов направления модернизации образования. Формирование ключевых компетенций учащихся, т.е. способности применять знания в реальной жизни – актуальная проблема современного образования. Результат обучения не может ограничиваться набором фактов или суммой приёмов решения стандартных задач. Переход от формулы к анализу задачи оказывается очень трудным для учащихся. При таком отношении можно говорить о концепции компетентностно-ориентированного образования.
Процесс активизации учебно- воспитательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является залогом формирования и развития ключевых компетенций школьников.
Целью моей методической работы является формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций: ценностно – смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой.
На своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.
Формирование и развитие данной компетенции происходит путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках использую живые объекты, рассматриваю явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции развиваю способность:
— видеть и понимать окружающий мир;
— ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “зачем?”, “почему?”, “как устроено?”, “в чем причина?”);
— осознавать свою роль и предназначение в нем – (“а я так смогу?”, “как это выполнить?”);
— способность видеть, понимать и отличать биологические явления в природе;
— прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.
Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией.
На уроках учу учеников с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от их собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. В настоящее время для формирования образовательных компетенций я стала использовать информационно – коммуникационные педагогические технологии (ИКТ).
1.Использование готовых программ по биологии.
На своих уроках активно использую материал Виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии», Электронные уроки и тесты «Биология в школе», серию 1С:Репетитор по биологии. В результате из-за высокой степени наглядности, заинтересованности учащихся в таком виде работы повышается интерес, происходит более осмысленное понимание процессов жизнедеятельности, развивается абстрактное мышление.
2. Создание собственных электронных образовательных ресурсов.
Презентации по изучаемому материалу составляют сами учащиеся. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации; её сохранение и копирование.
Для достижения высоких результатов и позитивной динамики учебных достижений обучающихся использую разные формы работы, способствующие развитию у учащихся базовых компетенций.
2. Особое внимание уделяю работе с рисунками, так как они встречаются в многих заданиях. С учащимися создаём подборки рисунков по разным разделам биологии. Работа проводится в парах, затем собранные рисунки, группируем и копируем на каждого ученика. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти. На последующих уроках использую дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками.
3. К каждой теме готовлю тесты, решение которых занимает всего 5-10 минут. Тесты построены по принципу ЕГЭ.
4. В процессе работы индивидуально или в парах ученики решают сложные задачи, стоящие перед ними, делят их на более простые. И, решая каждую из задач, обобщают и делают вывод о наблюдаемом явлении или процессе. На практических и лабораторных работах, экскурсиях при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составление алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий. На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагаю на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
5. Ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда озвучиваю список дополнительной литературы, имеющийся в школьной библиотеке. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, мультимедийные продукты) провожу на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
6. На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; эксперимент – прорастание семян в различных условиях, влияние света на растения и т.д.
7. Учебно-деловая игра даст возможность:
— формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;
— закрепления знаний учащимися, применения их в нестандартной обстановке;
— развития теоретического и практического мышления;
— выработке умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.
Деловые игры предлагаю использовать при изучении больших тем курса, когда возникает необходимость работы с научно-популярной литературой. Например, «Экологическое состояние г. Абакана », «Охрана окружающей среды». Применение деловых игр снижает утомляемость при однотипной работе, развивает чувство коллективизма, придает значимость изучаемой проблеме.
8. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, оказывается самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Проектная исследовательская деятельность школьников раскрывает потенциал их творческих способностей, расширяет социокультурное образовательное пространство, способствует развитию одарённых детей. В последнее время все больше учеников включаются в проектную деятельность, и все больше выполняется практико-ориентированных проектов. Возможно, это связано с попыткой компенсировать академичность содержания образования, оторванность его от практики, обеспечить формирование и развитие ключевых компетенций.
На уроках оцениваю умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.
Больше внимания уделяю составлению планов и опорных конс пектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний . Важной частью формирования и развития информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Рассказываю детям о правилах работы с информацией Интернет, которую использую сама.
Интерактивные методики позволяют задействовать чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это увеличивает процент усвоения материала, что обеспечивает фундаментальность образования, универсальность полученных знаний, возможность их использования в жизненных ситуациях.
Поэтому еще одной из компетентностей, которая формируется на этапах обучения, станет коммуникативная с возможностью включения школьников в активную речевую деятельность, развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение. На уроке атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся развивает новые умения и навыки.
Формирую и развиваю социальную активность и функциональную грамотность; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения.
Формирую умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует внимание и волю школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.
Основной принцип, который я использую в своей деятельности – не просто дать знания, а научить их добывать и использовать.
В качестве главного результата своей педагогической деятельности рассматриваю способность и готовность выпускников нести личную ответственность за собственную успешную деятельность.
Гальперин П.Я., А. В. Усова, Л. М. Фридман. Теория поэтапного формирования умственных действий
Новые педагогические технологии. Пособие для учителя /Под общей редакцией Е. С. Палат. М., 2006г.