формирование профессиональных компетенций работы с английским языком начинается в какой школе
Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках английского языка в НПО и СПО
Особенности преподавания иностранного языка в СПО и НПО.
Просмотр содержимого документа
«Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках английского языка в НПО и СПО»
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НПО И СПО
Для наших обучающихся одной из приоритетных задач является научиться говорить и хоть немного понимать аутентичную речь, научится не бояться английского языка, не боятся сделать ошибку. Ведь если в жизни случится ситуация, в которой будет необходимо маломальское знание английского языка, чтобы обучающийся смог объяснится, возможно, и с грамматическими ошибками, но чтобы его навыки говорения смогли помочь ему. Следовательно, обучающиеся должны практически овладеть иностранным языком на базовом уровне (основной модуль) и уметь им пользоваться в сфере приложения своего труда, а именно: уметь прочитать надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики, описания приборов, инструкций, руководств к эксплуатации, т.е. использовать язык для осуществления коммуникации (профессиональный модуль).
Некоторые методы и формы организации учебной деятельности, которые соответствуют заданным нормам ФГОС, приведены в презентации.
Учащиеся используют диалоги, тексты, отрабатывая специальную лексику, отвечают и составляют различные типы вопросов. Учатся работать с инструкциями.
Одним из актуальных и востребованных методов, обеспечивающих раскрытие компетенций, личностно-ориентированное коммуникативное направление, является проектная деятельность.
Работа над проектами при выполнении самостоятельной работы развивает у учащихся творческое мышление, самостоятельность, где они овладевают определенными интеллектуальными, коммуникативными умениями, учатся работать с текстовым материалом, выделять главную мысль в иноязычном тексте, обобщать, работать со справочным материалом, анализировать на предмет достоверности и идентичности информации из интернета и адаптировать для тех или иных условий.Более того у учащихся формируются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, сотрудничество, умение находить компромисс с собеседником, повышается самооценка и интерес к изучаемому языку, что немало важно для будущего специалиста.
Формирование 5 основных компетенций на уроках английского языка
Выступление на районной конференции по ФГОС
Просмотр содержимого документа
«Формирование 5 основных компетенций на уроках английского языка»
Формирование 5 основныхых компетенций на уроках английского языка
Согласно концепции модернизации российского образования вопрос коммуникативного обучения английскому языку приобретает ключевое значение, так как коммуникативная компетенция дает практический результат в овладении английским языком, влияет как на образование, так и на воспитание школьника.
речевая компетенция– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция– овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция– развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция– дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Главным средством формирования ключевых компетенций при изучении английского языка выступают различные технологии, формы и методы.
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Но есть некоторые формы, которые не развивают ключевые кометенции: монолог; фронтально-индивидуальный опрос; информирующие беседы и т.д.
Чтобы формировать различные УУД, предлагается использовать компетентностные методические приёмы и задания.
Компетентностными методами и формами являются те, которые имеют жизненное обоснование.
б) развитие критического мышления;
г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);
е) проблемные дискуссии;
ж) парная и групповая работы;
з) языковой портфелъ;
и)использование мультимедийных технологий, интернета.
В своей работе я расскажу о нескольких компетентностных методах и формах работы с учащимися как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене для развития коммуникативной функции учащихся.
За счет этих методов поддерживается положительная мотивация к предмету, ученики формулируют цель, а для этого им необходимо предложить проблему или ситуацию, в которой они смогли бы обнаружить дефицит собственных знаний, но найдя способ решения проблемы, человек преобретает уверенность в себе, в своих силах, толерантное отношение к окружающим, изменяется атмосфера на уроке, она становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
Вот очем хотелось бы мне расскзать:
Работа над понятием.
Ученикам 4 класса предлагается стать экспертами и объяснить значение каждого слова в названии грамматической темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Countable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»).
Как вы думаете, что обозначают понятия «исчисляемые» и «неисчисляемые»? Есть ли исчисляемые и неисчисляемые существительные в русском языке?
Знаете ли вы, как используются исчисляемые и неисчисляемые существительные в английском языке? Хотели бы узнать на уроке?
Так можно научить детей ставить цели и задачи на уроке английского языка, еще с начальной школы, формируя учебно-познавательную и речевую компетенции.
Методы обучения, результатом которых всегда является создаваемая учащимися образовательная продукция: идея, гипотеза, текст, картина, поделка, план занятий и т. д. носят название эвристическими, такие методы чаще используются в средней и старшей школе.
Я использую метод»Brain Storming»(Мозговой штурм) — форма работы — групповая.
Начинать можно с 5 класса.
Teacher: What comes to your mind when you see this picture? Этот метод хорош для целеполагания на уроке, когда ученики не могут сформулировать цель и задачи урока. Этот прием помогает быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду. Дети должны вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики обосновывая собственный выбор, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагаю учащимся сформулировать тему и цели урока. Этот метод развивает речевую компетенцию, языковую компетенцию, компенсаторную и учебно-познавательную.
На доске чертится таблица из трех колонок:
Ученики вспоминают, что они уже знают по этой теме (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа урока делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного смогли ученики узнать.
В колонку “Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
В колонку “ Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку “ Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы рядом с соответствующим вопросом из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку. Этот метод развивает речевую компетенцию, языковую компетенцию, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную.
В начале урока я даю загадку, пословицу или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы ученики не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока. Использую этот прием в 8-9 классах, при изучении темы «Famous People». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с королевской семьей. А продуктом урока стала газета о королевской семье. Этот метод помогает развивать речевую компетенцию, языковую компетенцию, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную.
Эффективным методом в рамках компетентностного подхода при формировании коммуникативной компетенции учащихся является просмотр видеоматериалов, которые не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.
Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое можно использовать в любом классе и на любом этапе урока, т.к. оно обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы.
При просмотре можно проводить следующие виды работ:
а) проверка предсказаний, сделанных учащимися до просмотра;
б) информационный поиск.
После первого просмотра учащимся предлагаются упражнения на поиск информации, и сюжет просматривается снова, или по сегментам или целиком, в зависимости от уровня класса и задач урока;
в) работа с отдельным сегментом.
Учащиеся просматривают какой-либо отдельный сегмент видеосюжета и выполняют одно из предложенных видов упражнений.
В старших классах для развития всех пяти перечисленных компетенций можно убрать изображение, чтобы остался только звук. Сюжет проигрывается по частям и ученикам учитель задает вопросы, кто говорил, где происходило действие, что делали герои, куда пошли, о чем беседовали и т.д. Когда они собрали всю возможную информацию, они смотрят еще раз, уже с изображением и проверяют свою интерпретацию. Форма работы с видео-материалами помогает развиать творческую речь учащихся, что немаловажно для сдачи ЕГЭ. Нужно сказать, что в последствии продуктом такой деятельности может стать создание своего короткометражного филма со своей творческой озвучкой. Мои ученики 9 класса получили призовое место за работу над озвучкой мультфилма «Смешарики» на английском языке в одном из городских конкурсов в 2017 году.
Использование этих приемов поможет вашим ученикам понять, принять и даже сформулировать не тольк цели урока, но и способы решения задач, сделает урок очень эмоциональным, будет способствовать формированию «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.
Вы заметили, что практически все методы и формы строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно формулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Это особенно трудно для учащихся любого уровня, а тем более на уроке иностранного языка. Но именно такие приемы помогут развить иноязычную коммуникативную компетенцию в совокупности с ее составляющими – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Если Вы решили использовать эти приемы, то нужно:
–учитывать уровень знаний и опыта детей,
– делать задачи доступными, т.е. включать разрешимую степень трудности,
– сохранять толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– всю работу направить на активную мыслительную деятельность.
1.Аверьянов Л. Я. Почему люди задают вопросы? Л.Я Аверьянов.- М.: Социолог:1993ю — 279 с.
3.АствацатуровГ.О. Технология целеполагания урока. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
5.Образовательная технология и целеполагание. Г.Г. Левитас//Завуч.-2003г.-№ 1
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование ключевых компетенций
учащихся на уроках английского языка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Таким образом, компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:
1. Дидактические требования:
Чёткое формирование образовательных задач
Определение оптимального содержания урока
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
Особенности самоорганизации учителя
Организация познавательной деятельности
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
Учёт возрастных особенностей
3. Требования к технике проведения урока:
Урок должен быть эмоциональный
Темы и ритм урока должен быть оптимальным
Полный контакт учителя и учащихся.
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Смена видов деятельности
Обеспечение активного учения каждого ученика.
4. Требования к гигиене урока:
Чередование видов деятельности
Правильная рабочая поза учащихся.
Соответствие роста школьной мебели.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Развитие данной компетенции происходит как в урочной, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Технология сотрудничества, проектная методика в большей степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Развитие общекультурной компетенции происходит за счёт изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские технологии, которые помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации в процессе обучения.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации. Неотъемлемой составляющей формирования информационной компетенции является осуществление проектной деятельности учащихся. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом.
Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования. Проектная и исследовательская деятельность учащихся, использование ИКТ и применение здоровьесберегающих технологий позволяют сформировать здоровую и гармонично развитую личность. Динамические паузы и музыкальное сопровождение обеспечиваются применением здоровьесберегающих технологий. Написание письма другу о своей семье развивает ценностно-смысловую компетенцию. Таким образом, мы видим, что комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным. Поскольку основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то для успешного овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной и основополагающей задачей.
Формирование профессиональных компетенций при обучении иностранному языку
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Как показывает практика преподавания иностранного языка в техническом вузе, уровень владения иноязычным профессиональным общением будущими специалистами в области профессиональной коммуникации оказывается несоответствующим и не обеспечивает готовности студентов к активному взаимодействию с профессиональной иноязычной средой.
Результаты наблюдений, собеседований свидетельствуют о том, что основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты, являются: неумение всегда адекватно реализовать коммуникативно-функциональный словарь, выбрать соответствующий коммуникативной задаче тип общения и соответственно оформить свое высказывание.
Для них характерна также неуверенность в выборе языковых средств, в правильности оформления своих высказываний, но современному обществу важно, чтобы сегодняшний выпускник вуза был профессионально успешным и мобильным, умеющим строить свою собственную карьеру, работать в условиях жесткой конкуренции на отечественном и мировом рынках, и активно содействовать благополучному развитию всего общества.
Современная система высшего профессионального образования требует формирования социально активного, профессионально компетентного специалиста, который владеет основами профессиональной коммуникации, обеспечивающими комфортное включение в профессиональную деятельность. Поэтому профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.
Применение инновационных технологий в подготовке специалистов позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с современными требованиями производства и профессионально выбранной специальности.
Обучение иностранному языку в техническом вузе требует нового подхода к отбору содержания. Он должен быть ориентирован на последние достижения человеческой деятельности и своевременно отражать их в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность для профессионального роста. Отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности.
Языковая подготовка специалистов технического профиля требует активного внедрения в практику интегративных технологий обучения в условиях личностно ориентированного обучения.
Основной принцип межпредметной интеграции в системе изучения учебных дисциплин в техническом вузе заключается на практике в том, что элементы знаний гуманитарных, общеинженерных и специальных дисциплин конструируют из основных элементов фундаментальных знаний путем их укрупнения. При таком подходе к организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивается непрерывность и преемственность в изучении различных учебных дисциплин. Изучение предметной информации ведется одновременно на родном и иностранном языках. Интегративный подход к освоению специальных дисциплин на деле реализует принцип связи теории с практикой, актуализируя знания в профессиональной деятельности, значительно повышает уровень мотивации при изучении «вспомогательных» дисциплин, для решения профессионально ориентированных задач.
Кроме того, необходима система применения современных информационных аудиовизуальных и технических средств обучения, что, безусловно, способствует усвоению содержания профессиональной подготовки в техническом вузе.
Практическая значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т. п. имеет огромное значение. В данном случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно.
отмечает, что при обучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком[3, 5]. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе. По мнению автора, для реализации этого потенциала необходимо соблюдение следующих условий:
· четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;
· социальная и профессиональная направленность этой деятельности;
· удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;
· формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;
· благоприятный психологический климат в учебном коллективе.
Иностранный язык становится универсальным средством профессиональной, производственной жизни, поэтому при обучении иностранному языку в техническом вузе все более актуальной становится проблема развития и формирования профессиональной компетентности у студентов. Высокий уровень профессиональной компетентности специалиста достигается наличием у него профессиональных умений, приобретенных за время обучения в вузе.
1. Жеглова гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла [Текст] / // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 9-12.
2. Покушалова иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза [Текст] / // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 151-154.
3. Рощина, иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете / // Иностранные языки на неспециальных факультетах: межвуз. сб. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. – С. 3–6.
4. Соловова обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 240 с.