формирование психологического пола начинается у ребенка в каком возрасте
О самом тайном и сокровенном. Психологический пол плода
Внутриутробное формирование пола плода
Биологические и социальные факторы, оказывающие влияние на идентификацию пола находятся в такой близкой зависимости, что в них сложно разобраться. В настоящее время, благодаря современным технологиям, родители к рождению малыша знают его пол заранее. В связи с этим, поведение папы и мамы, дает стимул ребенку узнать о себе больше, идентифицировав себя по полу еще внутриутробно.
Далее в развитии эмбриона занимает место этап становления половых желез. Это происходит с 6-й недели беременности. Появление и дифференцировка половых органов происходит после этапа формирования половых желез.
Рассмотрим эти периоды более подробно.
Развитие половой системы делится на 2 стадии
1. Стадия индифферентной гонады (4-5 недель )
2. Стадия половой дифференциации гонады
На 6-й неделе происходит дифференциация гонады по полу (детерминация пола), этот процесс определяется наличием X или Y хромосомы у эмбриона.
Различают анатомические структуры, из которых в дальнейшем у мальчика разовьются придаток яичка, семявыносящие протоки, семенные пузырьки, а у девочки дадут начало матке, маточным трубам и верхней части влагалища. В каком направлении пойдет развитие, зависит от вида половых хромосом.
Психологический пол плода
Закладка и дифференцировка половой системы приходится на 2-й критический период I триместра беременности. В связи с этим, беременная должна наиболее трепетно в этот период относиться к своему питанию, образу жизни, избегать физических и эмоциональных нагрузок и заболеваний.
Для позитивного эмоционального развития плода очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром.
Лучшее, что может сделать мать для эмоционального и психического развития ребенка — это желать его всей душой, не зависимо от его пола, чтобы он смог чувствовать ее любовь и ожидание первой встречи.
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возраста
Психосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам.
Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека.
От начала жизни до трех лет
В отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы.
После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности.
В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела.
«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет
В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.
Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.
Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.
«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ
Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.
Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.
Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.
При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.
Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно. Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.
С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.
Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности. Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.
Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведения
Психосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери.
Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников.
В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом.
В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений.
Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения. Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно. У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям.
Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными. Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей.
Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог. Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае. Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем.
Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Половое и психосексуальное развитие детей
КОНСИЛИУМ: ПСИХОЛОГ + ЭНДОКРИНОЛОГ
Психосексуальное развитие — это формирование и осознание своей половой принадлежности, половой роли и ориентации. Оно начинается с рождения и заканчивается к 20-25 годам.
По законам физиологии половое развитие — это период между детством и зрелостью, в котором нейроэндокринные факторы влияют на физическое и психическое созревание организма.
В нашей клинике принята следующая классификация:
1. 0 — 5 лет. В этот период происходит формирование полового сознания ребенка под влиянием семьи, т.е. ребенок начинает осознавать свою принадлежность к тому или иному полу, понимать ее необратимость. В процессе научения ребенком на практике реализуются манеры поведения родителя своего пола.
2. 5 — 10 лет. Формирование половой роли в соответствии со своим полом. В норме у ребенка происходит идентификация с родителем своего пола (т.е. девочка идентифицируется с матерью, а мальчик — перенимает модель поведения отца). Однако, нередки случаи, когда этот процесс может быть искажен в силу ряда причин.
3. 10 — 20-25 лет. Формирование психосексуальных ориентаций, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации. Психосексуальная ориентация подразумевает под собой то представление, которое сложилось у юноши или девушки относительно объекта его/ее влечения, с характеристикой черт этого объекта (пола, возраста, телосложения и т. п.). В связи с этим для молодых людей весьма характерно повышенная влюбленность во множество объектов, частая их смена, то есть становление психосексуальных предпочтений происходит путем проб и ошибок, что в последующем приводит к развитию гармоничных отношений с тем партнером, который, действительно, является наиболее подходящим для данного человека. А «застревание» с юности на одном объекте любви не является, как это могло бы показаться на первый взгляд, хорошим знаком. Наоборот, это скорее признак некой ригидности, нарушения психосексуального развития, отсутствие гибкости, и как следствие, трудностей в адаптации.
Причины нарушения полового развития:
1. Биологические: нарушения в работе эндокринной системы.
2. Психологические: нарушения в работе центральной нервной системы.
3. Социальные: неправильное половое воспитание (к примеру, запрет на обсуждение в семье тем, связанных с сексом, осуждение и «порочность», греховность данной темы).
Физиология психосексуального развития
Главной системой, отвечающей за активацию полового созревания является гипоталамо-гипофизарно-гонадная система, работающая по принципу обратной связи. Гипоталамус вырабатывает гонадотропин-рилизинг гормон, стимулирующий гипофиз. Гипофиз в свою очередь продуцирует ЛГ и ФСГ, которые воздействуют на яичники или яички, тем самым, стимулируя выброс половых стероидов: тестостерона и эстрадиола.
В различные периоды развития ребенка гонадотропная активность весьма вариабельна. В период от 1 мес до 1,5 лет отмечается повышенная активность системы, носящая название «Мини пубертат», далее, в период от 2-х до 6 лет отмечается «период покоя», при котором уровни ЛГ и ФСГ минимальны, и с 8-9 лет система вновь активизируется, обеспечивая половое развитие и дальнейшую репродуктивную функцию.
В период от 2-х до 6 лет гонадотропная активность минимальная, это так называемый «период покоя».
У мальчиков и девочек появление вторичных половых признаков происходит в разные сроки. У мальчиков первым признаком является увеличение тестикул (яичек) (более 4мл считается признаком активации пубертата), затем появляется лобковое оволосение и увеличение пениса. Ростовой скачок приходится на период от 10-13 лет до 16,5-17,5 лет.
В отличие от мальчиков, у девочек первые признаки полового развития появляются с 8-13 лет в виде увеличения молочных желез. Затем следует половое оволосение. Менархе приходится на период от 10 до 16,5 лет, а ростовый скачок отмечается раньше, чем у мальчиков — 9,5 до 14,5 лет.
Стоит отметить, что первые импульсные пики половых гормонов в раннем пубертате начинаются в ночное время, достигая максимальной амплитуды и длительности в период пубертата.
В это время завершается формирование психосексуального развития, окончательно оформляется психосексуальная ориентация, социальные ожидания (представление о том, как должны вести себя мужчины и женщины), выбор полового партнера и регулярная половая жизнь.
Патофизиология
Нарушение на одном из этих этапов затрудняет благополучное прохождение следующего, то есть каждый этап задает важный фундамент для развития. Без правильного формирования собственной половой идентичности никак невозможно гармоничное формирование психосексуальной ориентации, установок и социальных ожиданий.
Клиника нарушений полового развития:
Необходимо ли это лечить? Да!
В диагностике (в случае выявленных отклонений) и коррекции нарушений необходим комплексный подход, осуществляемый совместными усилиями врача-эндокринолога и медицинского психолога. В нашем центре вы в один день сможете пройти обследование специалистов в целях диагностики состояния, и в случае выявления отклонений будут проведены все необходимые терапевтические мероприятия!
Л.И. Данилычева, Е.В.Щетинина, НДЦ клинической психиатрии
Половое развитие: норма или патология.
Половым развитием называют период между детством и половой зрелостью, происходящем под контролем нейроэндокринных факторов, и обеспечивающих ряд изменений, приводящих к физической и психической зрелости организма.
Главной системой, отвечающей за активацию полового созревания является гипоталамо-гипофизарно-гонадная система, работающая по принципу обратной связи. Гипоталамус вырабатывает гонадотропин-рилизинг гормон, стимулирующий гипофиз. Гипофиз в свою очередь продуцирует ЛГ и ФСГ, которые воздействуют на яичники или яички, тем самым, стимулируя выброс половых стероидов: тестостерона или эстрадиола.
В различные периоды развития ребенка гонадотропная активность весьма вариабельна. В период от 1 мес до 1,5 лет отмечается повышенная активность системы, носящая название «Мини пубертат», далее, в период от 2-х до 6 л отмечается «период покоя», при котором уровни ЛГ и ФСГ минимальны, и с 8-9л система вновь активизируется, обеспечивая половое развитие и дальнейшую репродуктивную функцию.
Патологией мини-пубертата у мальчиков считается крипторхизм, так как в отсутствии стимуляции ЛГ, не происходит выработки тестостерона, который влияет на процесс опущения яичка. У девочек, при повышенной выработке ФСГ, может отмечаться изолированное увеличение молочных желез, носящее название «Изолированное телархе», при этом темпы роста и физического развития при этом состоянии нормальные. Лечения эта ситуация не требует. Однако в 0,1% случаев Изолированное телархе может переходить в Истинный пубертат, поэтому такие дети требуют наблюдения.
Преждевременным половым развитием (ППР) называется появление вторичных половых признаков до 8-ми лет у девочек и до 9-ти лет у мальчиков. Вторичными половыми признаками считается увеличение молочных желез, менструации, появление лобкового и подмышечного оволосения, увеличение размеров яичек и полового члена. Кроме этого при активации полового созревания изменяется архитектоника тела, ускоряются темпы роста и меняется поведение. Формы ППР разделяется на: центральное и периферическое. При центральном ППР, происходит активация гонадотропной системы по анологии с нормальным пубертатом, но раньше срока. Причинами такой активации могут служить опухоли гипоталамуса, органические поражения ЦНС, травмы, нейроинфекции, последствия лучевой терапии. ППР приводит к патологически низкому росту в результате преждевременного закрытия ростовых зон под действием половых стероидов, и является тяжелой психологической травмой для детей и их близких.
У мальчиков центральные формы ППР встречаются реже чем у девочек, однако частота выявлений патологии ЦНС у мальчиков выше.
Половое развитие или Пубертатный период, при котором происходит активация гонадотропной функции, активация гонадной функции и как следствие развитие вторичных половых признаков, ростовой скачок, формирование репродуктивной функции.
В отличие от мальчиков, у девочек первые признаки полового развития появляются с 8-13 лет в виде увеличения молочных желез. Затем следует половое оволосение. Менархе приходится на период от 10 до 16,5 лет, а ростовой скачок отмечается раньше, чем у мальчиков- с 9,5 до 14,5 лет.
Стоит отметить, что первые импульсные пики половых гормонов в раннем пубертате начинаются в ночное время, достигая максимальной амплитуды и длительности в период пубертата.
Патологией этапа полового созревания является Задержка пуберата или Гипогонадизм. Критериями задержи пубертата является отсутствие роста молочных желез у девочек до 12,5-13л, и отсутсвие роста тестикул у мальчиков до 13,5л.
Гипогонадотропный гипогонадизм наиболее часто встречается у мальчиков. Существуют различные формы гипогонадотропного гипогонадизма: транзиторный(задержка пубертата при соматических и эндокринных заболеваниях, недостаток питания, конституциональная задержка роста); врожденный и приобретенный(опухоли гипоталамо-гипофизарной системы).
У девочек задержка пубертата встречается значительно реже и чаще связан с синдромом нервной анорексии или врожденными синдромами.
Но наиболее распространенной формой гипогонадотропного гипогонадизма является конституциональная задержка роста и пубертата. Это состояние, при котором половое развитие возникает позже нормативных сроков, но протекает нормально и не влияет на фертильность.
Возникает вопрос, необходимо ли лечить этих детей? Существует ряд медицинских а в большей степени психологических проблем, с которыми сталкивается пациент и врач.
Данилычева Л.И., НДЦ клинической психиатрии