формой какой модели общения является обряд
Тема: Виды общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации.
Существуют следующие основные модели общения:
-в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
-в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
-в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
-в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
-в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.
Профессиональная компетентность руководителя проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.
1. Познавательное общение.
Познавательное общение представляет собой процесс передачи информации, знаний. При этом ожидается, что любые информационные сообщения являются правдивыми, непротиворечивыми и выражают беспристрастный взгляд на обсуждаемое событие или факт.
Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию, прокомментировать инновационные сведения.
Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.
Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и информационно-аналитические сообщения, беседы и консультации, уроки, отчеты, а также письменные работы: рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач.
Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; рациональное структурирование информации; интерпретация новой лексики, выделение «ключевых» слов и положений, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.
Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие.
2. Убеждающее общение
Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.
Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.
Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, полемика, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентации, «круглые столы».
Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументации и критического настроя партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.
Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.
3. Экспрессивное общение
Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации.
Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию.
Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы делового партнера (аудиальный).
Коммуникативные формы: речи по специальному поводу; презентации; беседы и собрания; митинг; рассказ о ситуации, о фирме, о человеке; брифинг; мозговой штурм, синектика, а также демонстрация видео-, кинофрагментов; анализ потенциальных проблем, возможных последствий; лозунги и призывы.
Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенный, образный лексикон; актерское мастерство: аффектация, акцентация и фасцинирование через улыбку, голос, взгляд; демонстративный характер поз; яркость жестикулирования, интонирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; ситуативная обусловленность информации, опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.
Ожидаемый результат: изменение настроя партнера; провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечение в конкретные акции и действия.
4. Суггестивное общение
Суггестивная, т.е. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции. Эта модель общения используется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.
Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.
Условия организации коммуникации: внушаемость партнера (суггерента), его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.
Коммуникативные формы: беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультация, тренинг.
Ожидаемый результат: изменение поведение партнера, смена установок, ценностных ориентаций.
5. Ритуальное общение
В профессиональной деятельности к ритуальной модели общения обращаются тогда, когда необходимо: закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а также создать новые праздники и обряды (например, презентация Новых образовательных услуг).
Цель: закрепить и поддерживать конвенциональные отношения в деловом мире; обеспечивать регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.
Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; праздничное или адекватное ситуации ритуала настроение; опора на национальные, территориальные и профессиональные традиции и нормы общения.
Коммуникативные формы: рамочная, торжественная, траурная речи, речь в дружеском кругу; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.
Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; импровизации и неординарность сюжетов при сохранении ритуальных и церемониальных тенденций.
Рассмотренные виды общения не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат. Кроме перечисленного знание видов делового общения позволит каждому деловому человеку более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, превентивно создать соответствующие условия для конструктивного взаимодействия; программировать собственный речевой репертуар, разрабатывая сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения с учетом индивидуальных особенностей делового партнера.
Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранения традиций, закрепление новых ритуалов.
Модели, виды и формы общения
Лекция 1. Социально-психологические аспекты делового общения
Понятие общения
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Изучением тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки. Общение включает в себя множество видов, функций и направлений.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства.
Содержание общения составляет информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому.
— побуждение другого человека к совершению определенных действий либо воздержанию от них;
— получение и передача знаний о мире;
— воспитание и обучение;
— согласование действий людей в их совместной деятельности;
— установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.
Средства общения — это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Информация извне поступает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, кожу.
Кодирование конкретной информации предусматривает способы передачи, основанные на применении:
— вербальной и моторно-двигательной знаковых систем;
— форм письменности (текстов, чертежей, рисунков схем);
— технических средств, видео- и аудиозаписей.
Структура общения включает 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
Коммуникативная сторона общения означает передачу информации. Коммуникативное взаимодействие возможно при наличии у участников единой системы кодирования. Обмен информацией предполагает воздействие на партнера.
Интерактивная сторона общения подразумевает межличностное взаимодействие людей, организующих и осуществляющих совместную деятельность. Необходимое условие эффективного общения — соблюдение каждым членом группы своей модели ожидаемого поведения.
Социальная перцепция — это восприятие, понимание, оценка людьми социальных объектов. При оценке самого себя и других людей оценивается социальный статус, роль и влияние в обществе. Эта сторона включает в себя процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Алгоритм общения
Процесс общения подчиняется некоторому алгоритму, включающему 3 этапа.
Идентификация — отождествление. Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица. Это не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
В соответствии с особенностями процесса сознания человеческий мозг сортирует полученную информацию. Восприятие и память человека носят образный характер, поэтому ранее полученная информация как бы притягивает новую по принципу «подобное к подобному». Таким образом, новый объект сразу попадает в поле уже имеющихся понятий. Этот процесс можно назвать стереотипизацией.
Следующий этап процесса общения — рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. В контексте общения рефлексия включается на этапе анализа собственной позиции в данном акте общения.
Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его. Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения человека о себе самом.
Уровни общения: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный.
Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм окружающей человека среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми.
На уровне делового общения идет совместное сотрудничество. Поэтому целью общения на этом уровне — повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.
На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.
Функции общения
♦ контактная функция, цель которой установление и поддержание контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи;
♦ информационная функция, цель которой — обмен сообщениями. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми;
♦ побудительная функция, цель которой — стимуляция к выполнению тех или иных действий;
♦ прагматическая функция, цель которой — взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности; позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия;
♦ экспрессивная функция, цель которой — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и изменение своих эмоциональных переживаний; означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации;
♦ установление отношений, цель этой функции — осознание и фиксирование своего места в системе социальных связей. Именно эта функция является основной в личностном развитии;
♦ социальная функция формирует и развивает культурные навыки взаимоотношений людей; формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе;
♦ оказание влияния, цель этой функции — изменение состояния, поведения, содержаний сознания;
♦ статусоопределяющая функция — выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды;
♦ интерпретативная функция, цель этой функции — понимание смысла сообщений и намерений, состояний и т.п.; служит для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний.
При изучении функционального аспекта общения необходимо помнить: все указанные выше функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде общения.
Модели, виды и формы общения
Различают следующие модели общения:
1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника;
2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;
3) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
4) деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Это общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;
5) духовное общение — межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;
6) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;
7) светское общение. Суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Кодекс светского общения:
1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого человека»;
2) одобрение, согласие — «не порицай другого человека», «избегай возражений»;
3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».
Кодекс делового общения (базируется на принципе кооперации Герберта Пола Грайса и принципе вежливости Джеффри Лича):
1) принцип кооперации — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3) принцип качества информации — «не ври»;
4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
6) «умей слушать и понять нужную мысль»;
7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Позиции в общении:
1. Доброжелательная позиция принятия собеседника.
2. Нейтральная позиция.
3. Враждебная позиция непринятия собеседника.
Формой какой модели общения является обряд
В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Формой какой модели общения является обряд?».
Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.
Коммуникативные стили общения
это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);
6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);
7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);
9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я).
Анализ характеристик основных моделей общения позволяет наиболее полно раскрыть характер поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях.
Базовая модель общения
Для начала рассмотрим базовую модель общения. Она будет представлена как некая система:
Личность как субъект общения
В представленной системе необходимо выделить три подсистемы:
1. Личность как субъект общения в коммуникативной роли воздействующего;
2. Личность как субъект общения в коммуникативной роли воспринимающего;
3. Коммуникативно-организационная (куда входят цели, содержание, процессы и формы общения).
Психосоциальный контекст общения определяется характером диспозиций взаимодействующих людей, наличием или отсутствием привлекательности между ними, эмоциональным напряжением, которое формирует сам процесс общения, и индивидуально-типологическими особенностями личностей общающихся.
В индивидуально-типологические особенности входят: темперамент, психические процессы (особенности восприятия, память, воображение и мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т. д.) и психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные). К индивидуальным особенностям относятся также и коммуникативные отношения, влияющие на характер общения (установки на общение и ценностные ориентации в общении). На основе данных индивидуально-типологических особенностей выводят типологии субъектов общения.
Модели комфортно-психологического общения
Рассмотрев подсистемы базовой модели общения, перейдем к типологии ее модификаций, в основе которых лежит психоэмоциональный статус личности.
Данный критерий позволяет выделить две группы моделей общения:
модели комфортно-психологического общения;
модели дискомфортно-психологического общения.
К первой группе моделей комфортно-психологического общения относятся следующие:
1. познавательная модель общения, в которой реализуется цель передать информацию, значимую для другого субъекта общения.
2. экспрессивная модель общения, когда реализуется цель – передать чувства, оценки и состояние друг другу.
3. суггестивная модель общения, реализующая цель оказать внушение или внушающее воздействие.
4. убеждающая модель общения, в которой через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга.
5. ритуальная модель общения, необходимость в которой связана с формированием системы психологической поддержки норм отношений (проявляется в ритуальном стиле взаимодействия).
Модели дискомфортно-психологического общения
К группе моделей дискомфортно-психологического общения относятся те, к которым люди прибегают, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса:
1. модель заискивающего общения.
2. модель обвиняющего общения.
3. модель расчетливого общения.
4. модель отстраненного общения.
Данные группы моделей общения отличаются друг от друга психоэмоциональным статусом личности. В первой группе моделей общение используется как самореализация. Во второй же группе психоэмоциональный статус личности определяется переживанием ожидания опасности.
Во второй группе моделей психологический дискомфорт у общающихся людей возникает в силу несоответствия между вербальным и невербальным компонентами. Это рождает двусмысленность, о чем убедительно пишет американский психолог Вирджиния Сатир. Согласно ее концепции, общение требует включения психофизического аппарата и взаимодействие организуется через:
— вербальное общение (слова),
— телесно-звуковое общение (выражение лица),
— позы тела (со словами и без них).
В связи с этим коммуникативный процесс воздействия и восприятия в общении представляет собой интеграцию трех каналов: словесного, интонационного (экспрессивного) и мимико-пантомимического. А это значит, что субъекты общения в процессе своего взаимодействия оперируют тремя группами сигналов – словесной, экспрессивной, пантомимической. Несоответствие между ними и порождает психологический дискомфорт в общении.
Рассмотрим четыре типа поведения, выделенные Вирджинией Сатир, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения в общении.
Реагируя на угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, пытается как-то это скрыть. Он может:
заискивать, чтобы другой человек не сердился;
обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;
рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;
отстраниться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.
Заискивающий субъект общения разговаривает унижаясь, угождая, извиняясь, не споря, соглашаясь и требуя одобрения своим действиям. Это человек с низким уровнем самооценки.
Обвиняющий субъект общения разговаривает максимально резко и жестко, обрывая всех и вся, не давая возможности высказаться никому, командуя, распоряжаясь, подавляя, крича и завоевывая авторитет.
Расчетливый субъект в общении, как правило, проявляет корректность, рассудительность, эмоциональную холодность, спокойствие, монотонность и акцент на сильные стороны своей личности.
Отстраненный субъект при взаимодействии с другими людьми не реагирует ни на какие вопросы, разговаривает певучим голосом, прерываясь и делая неоправданные паузы, расхаживая взад и вперед и не фокусируя ни на чем внимания.
Любой из четырех типов общения в представленных моделях способствует поддержанию заниженной самооценки и ощущению собственного ничтожества.
Эти типы коммуникативного поведения субъектов общения формируются под влиянием социального воспитания, которое прививает следующие установки:
Модель гармонического общения
Между первой и второй группами общения есть переходная – модель гармонического общения, основные характеристики в которой – это характеристики уравновешенного общения:
— произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям,
— отношения открытые, свободные и честные,
— субъект общения испытывает чувство собственного достоинства.
Основой этой модели общения является состояние внутреннего равновесия, базирующееся на адекватных оценкам и самооценкам реалиях. Уравновешенная модель общения основывается также на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Эта модель общения демонстрирует психологическую готовность личности к самореализации.
Не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. Один из путей для достижения этой цели – понять, что в достижении этого вам мешают некоторые страхи. Чтобы избежать отвержения, которого мы так боимся, мы постоянно пугаем самих себя:
Я могу совершить ошибку.
Кому-то это может не понравиться.
Кто-то может меня раскритиковать.
Вдруг подумают, что я – выскочка.
Люди могут подумать, что я плохой или дефективный.
Очень важный для меня человек может меня бросить.
Если вы сможете разумно отнестись к подобным утверждениям, вы сделаете первый шаг на пути личностного роста. Вышеперечисленные утверждения можно заменить на следующие:
Я уверен, что в любом деле ошибки неизбежны, особенно, когда дело новое.
Я абсолютно уверен, что всегда найдется кто-то, Ому не понравится то, что я делаю. На вкус и цвет товарища нет.
Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно не совершенен. Но критика полезна.
Конечно! Я всегда перебиваю кого-то, высовываюсь!
Может быть то-то и думает, что я не хорош, но ведь на самом деле я могу это пережить. Если я буду считать, что мне не надо быть безупречным, я никогда не буду полностью собой доволен.
Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.
Подобное отношение к происходящим событиям поможет вам чувствовать себя всегда уверенно. Это будет не просто и, может быть, болезненно. Но если вы сумеете посмеяться над собой, вам станет легче. Результат оправдает все усилия.
Анализ характеристик основных моделей общения позволяет наиболее полно раскрыть характер поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях.
Сначала рассмотрим базовую модель общения (рис. 8.1).
Рис. 8.1. в Базовая модель общения
характеристики базовой модели общения вводят также психологический контекст, который определяется: характером диспозиций субъектов общения; наличием взаимной аттракции между ними (привязанности друг к другу); эмоциональным напряжением, которое формирует сам процесс общения; эмоционально-психологическими воздействиями среды, ближайшего окружения и социальными статусами задействованных в общении людей, их индивидуально-типологическими особенностями.
Индивидуально-типологические особенности можно представить в виде психограммы:
— психологические особенности — темперамент;
— психические процессы: восприятие, память, воображение, мышление;
— психические состояния: усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия;
— психические отношения: эмоциональные, волевые, интеллектуальные. Сюда также можно отнести такие составляющие:
— коммуникативные отношения (которые влияют на характер общения): установки на общение, ценностные ориентации;
— коммуникативные умения — синтез загальнопсихологічних, социально-профессиональных качеств личности.
Итак, рассмотрев базовую модель общения, перейдем к типологии ее модификаций. За основу выделения основных моделей общения возьмем критерий, который называется психоэмоциональный статус личности как субъекта общения (ПЕС), предложенный Е.В. Руденським1.
Психоэмоциональный статус личности как субъекта общения зависит от уровня самооценки. Самооценка — это наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает с точки зрения определенной системы общения. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей. Самооценка детерминирует личностный комфорт или дискомфорт в общении и является источником целей в общении.
Критерий цели станет для нас вторым по важности и является дополнением к первому при классификации моделей общения личности. Эти критерии позволяют выделить две группы моделей общения:
— первая — модели комфортно-психологического общения;
— вторая — модели дискомфортно-психологического общения.
К группе моделей комфортно-психологического общения относятся следующие.
— Познавательная модель, в которой реализуется цель передать информацию, значимую для другого субъекта общения.
— Экспрессивная модель, когда реализуется цель передать чувства, оценки, состояния друг друга.
— Суггестивная модель общения, которая имеет цель оказать внушение и убедительное влияние.
— Убедительная модель общения, в которой через систему логических доказательств справляется взаимовлияние субъектов друг на друга.
— Ритуальная модель, необходимость которой связана с формированием системы психологической поддержки норм отношений.
В первой группе моделей общения ПЕС личности как субъекта общения позволяет использовать общение как самореализацию. Отсюда и цели общения имеют активную основу: поддержать, передать, помочь.
К группе моделей дискомфортно-психологического общения относятся те, к которым люди прибегают, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса:
модель запобігливого общения;
модель обвинительного общения;
модель расчетливого общения;
модель отстраненного общения.
Рассмотрим четыре типа поведения, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу пренебрежение в общении, использовав материалы американского психолога В. Сатир.
Реагируя на угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, пытается как-то скрыть ее. Она может:
— заискивать, чтобы другой не сердился;
— обвинять, чтобы другой считал его сильным;
— просчитывать все так, чтобы избежать угрозы;
— отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.
Названные типы коммуникативного поведения субъектов формируются под влиянием социального воспитания, которое прививает такие настройки:
— «не навязывайся: это эгоизм — просить что-то для себя». Такой совет формирует установку на запобігливе реагирования в общении;
— «не позволяй никому себя подавить: не будь трусом» — усиливает позиции звинувачувача;
— «не делай глупостей: ты слишком умен, чтобы допускать ошибок» — усиливает расчетливость;
— «не будь слишком серьезным» — усиливает отстраненность от жизненных ситуаций.
Ядром, которое формирует такие установки, есть страх, о котором уже говорилось в этом разделе. К этому следует добавить, что страх — самая сильная отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма личности, ценностям, которые она защищает (идеалы, цели, принципы); страх всегда определяется как ожидание и предсказание неудачи.
Дезорганізуюча функция страха проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных умений субъекта общения. Страх — динамическое явление. Модусы (градации) страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это дает возможность построить динамический ряд страха.
— Тревога. Основная функция страха на этом этапе — оценочная. Модели общения дезінтегруються вследствие большей концентрации внимания не на содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.
— Собственно страх как состояние полной дезинтеграции психологической структуры личности.
— Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее возражения (отражения).
— Состояние ужаса, обусловленный вмешательством дезорганізуючої функции. На этом этапе возможны деградация личности и разрушение организма.
Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе страха не дает ему возможности перейти на адекватный целям уровень общения, который реализуется в модели гармоничного общения.
Основные характеристики уравновешенного общения такие:
— слова, которые произносятся, соответствуют выражению лица, позе, интонациям;
— отношения открытые, свободные, честные;
— субъект общения испытывает чувство собственного достоинства.
Основой этой модели общения является состояние внутреннего равновесия, который базируется на адекватных оценкам и самооцінкам реалиях, истинности чувств, которые переживают и демонстрируют субъекты общения. Эта модель демонстрирует психологическую готовность (установку) к самореализации в общении.
В познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для вашего субъекта общения. В убеждающей же модели оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга. Экспрессивная модель служит для передачи чувств, оценок и состояний, а суггестивная модель общения предназначена для внушающего воздействия на собеседника. Профессиональная компетентность менеджера проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Рассмотрим подробно содержание каждой из них.
Существуют следующие модели общения:
Остановимся более подробно на содержании моделей общения.
1. Познавательная модель
а) цель — передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) условия — учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных способностей и установок на общение;
в) формы коммуникативных процессов воздействия:
2. Убеждающая модель
а) цель — вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;
б) условия — опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) формы коммуникативных процессов воздействия;
3. Экспрессивная модель
а) цель — передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);
б) условия — опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;
в) формы коммуникативных процессов воздействия:
4. Суггестивная модель
а) цель — оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности;
б) условия — некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;
в) формы коммуникативных процессов воздействия:
5. Ритуальная модель
а) цель — закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;
б) условия — художественно оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);
в) формы коммуникативных процессов воздействия:
Диалог как вид коммуникативной деятельности
Диалог является наиболее распространенным видом коммуникативной деятельности. Он организует межличностное общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью. Характер диалога зависит от личностей, которые его ведут. Для реального диалога необходимы следующие условия: