формула 1 в россии с какого года
Формула 1 в Сочи. Вспоминаем историю Гран-при России Формулы 1.
В этом году российский Гран-при отмечает маленький юбилей: гонка на «Сочи Автодроме» пройдет уже в пятый раз. Кажется, совсем мало, но за эти пять лет успело многое произойти. Вспоминаем, что было.
«Сочи Автодром» был открыт в сентябре 2014 года на территории Олимпийского парка в Адлерском районе Сочи и стал седьмым действующим автодромом на территории России. А первой гонкой стал этап Российской серии кольцевых гонок, на котором обкатывали все технологии проведения соревнований. Идея вписать автодром в олимпийский парк не нова: этот же подход был использован в Канаде (Автодром имени Жиля Вильнева) и Испании (Автодром Барселона-Каталунья).
Главное преимущество «Сочи Автодрома» в том, что здесь практически круглогодично стоит хорошая погода, позволяющая проводить гонки и другие мероприятия. Помимо Формулы 1 здесь проходят этапы РСКГ, гонок Mitjet Series Russia и даже соревнований по дрифту RDS.
Интересно, что до открытия автодрома в Сочи проходило несколько шоу-событий «Формула Сочи», на которые приглашались команды Формулы 1 и младших серий, а Себастьян Феттель и Дэвид Култхард приезжали сюда по приглашению Red Bull для инспекции трассы.
Уже к первому Гран-при России одна из трибун (Т4) получила имя Даниила Квята. Впоследствие имена российских пилотов Виталия Петрова и Сергея Сироткина были присвоены и другим трибунам. Без имени остался на данный момент Гранд-Стенд. Его пообещали назвать в честь чемпионства российского пилота в Формуле 1.
Первый Гран-при России, 11–12 октября 2014 года
В этот год за рулем машины STR 9 команды Toro Rosso выступал дебютант чемпионата Даниил Квят, а его партнером был Жан-Эрик Вернь. В тот год еще существовала команда Marussia F1 Team, а на предыдущей гонке в страшную аварию на трассе Сузука попал Жюль Бьянки. Фернандо Алонсо еще выступал за Ferrari, а Себастьян Феттель — за Red Bull вместе с Даниэлем Риккардо, которому проиграл сезон в личном зачете, финишировав лишь пятым по итогам года.
На квалификации в Сочи Даниил Квят показал очень высокий пятый результат. Победа в 2014 году досталась Льюису Хэмилтону, который выиграл и Гран-при Сочи. Любопытно, что подиум тогда с ним разделили Нико Росберг и Валттери Боттас, а Даниил Квят стал 14-м.
Однако, несмотря на общий успех Гран-при в Сочи и присвоение ему статуса лучшего Гран-при сезона, все признали, что сама гонка была скучной и неинтересной, с малым количеством обгонов и борьбы. Способствовала этому и отличная погода, которая установилась в Сочи в те дни.
Гонками поддержки в 2014 году выступали GP2 (теперь Formula 2) и GP3; в первой серии Россию представляли команда Russian Time и Артем Маркелов, а во второй — Николай Марценко. Для обоих русских пилотов эти гонки стали неудачными.
10-11 октября 2015 года. Второй Гран-при России Формулы 1
В этом году произошло несколько важных перестановок: Себастьян Феттель перешел в Ferrari, а Даниил Квят — в Red Bull. Для Даниила это была головокружительная карьера; его место в Toro Rosso занял дебютант Макс Ферстаппен.
В пятницу на трассе шел дождь, первая тренировка была отложена по техническим причинам, вторая — из-за дождя. А на третьей тренировке в субботу попал в серьезную аварию Карлос Сайнс, которого извлекали из машины порядка 20 минут. По этой причине на субботу даже перенесли первую гонку GP3.
Гонками поддержки вновь стали GP2 и GP3 традиционно с участием российских пилотов: в GP2 выступали Russian Time и Артем Маркелов, а в GP3 на старт вышли Сергей Сироткин (команда Rapax) и Константин Терещенко (Campos Racing). В первой гонке Сергей Сироткин смог вплотную приблизиться к подиуму и занять четвертое место, Артем и Константин не могли похвастаться высокими результатами.
В воскресенье сразу же после старта F1 произошло две аварии: Хюлькенберга и Эрикссона, а затем и Ромена Грожана. Ну а перед финишем не поделили трассу Боттас и Райкконен. Благодаря штрафу в 30 секунд, который получил Кими Райкконен, Даниил Квят закончил Гран-при на пятом месте. Победу же одержал Льюис Хэмилтон, который также стал чемпионом 2015 года, а на подиуме раздавали шапки-ушанки.
Сочи- 2015 прославился и выбежавшим на трассу перед Феттелем маршалом, про которого немецкий пилот сказал, что «это очень быстрый русский». Маршал убирал обломки с трассы.
В этом сезоне Даниил стал седьмым в личном зачете, а на Гран-при Венгрии поднялся на вторую ступень подиума, опередив Даниэля Риккардо.
30 апреля – 1 мая 2016 года. Третий Гран-при России Формулы 1
В 2016 году Гран-при России перенесли на майские праздники — и прогадали: зрителям больше нравился бархатный сезон в Сочи. В этот год появилась команда Haas, команда Manor (выкупленная и перелицованная Marussia) доживала свой последний сезон.
Гран-при Сочи стал последним Гран-при для Даниила Квята за команду Red Bull и, пожалуй, самый запоминающимся для наших зрителей. Именно здесь произошла двойная авария Квята и Феттеля, после которой Даниил был разжалован в Toro Rosso, а ему на смену пришел Макс Ферстаппен.
В этом же году официальным тест-пилотом команды Renault Sport F1 Team стал Сергей Сироткин, который проехал в Сочи свои первые тестовые сессии. Контракт с командой Renault Сергей подписал как раз перед стартом российского уикенда.
Победителем Гран-при России стал Нико Росберг, он же оказался и чемпионом по итогам года. Даниил Квят стал лишь 14-м.
29–30 апреля 2017 года. Четвертый Гран-при России Формулы 1
В 2017 году сменилась администрация Формулы 1, теперь политику стал определять Чейз Кери. Перед началом Гран-при России российский журналист Олег Карпов представил книгу о Данииле Квяте, а сам Даниил приехал на гонки вместе со своей девушкой Келли Пике.
Сергей Сироткин продолжил карьеру тест-пилота команды Renault Sport F1 Team, однако в Сочи ему не удалось провести полноценные тренировки: из-за технических проблем он сошел уже после первого круга в пятницу.
Лучший дубль в квалификации на этот раз показали пилоты Ferrari, однако повторить его на подиуме им было не суждено. Победителем Гран-при стал Валттери Боттас, нарушив уже заведенный режим «кто победил в Сочи, победил и в сезоне». Чемпионом мира вновь стал Льюис Хэмилтон.
Даниил Квят по итогам гонки стал 12-м, а после Сингапура его гоночная карьера в Toro Rosso и вовсе завершилась. «Молодых бычков» в прошлом году сильно штормило: следом за Квятом покинул команду Карлос Сайнс, который перешел в Renault, а их места заняли дебютанты Гасли и Хартли. Команда Williams еще занимала пятое место по итогам сезона…
Лучшие моменты Гран-при России 2017:
29–30 сентября 2018 года. Пятый Гран-при России Формулы 1
В этом году организаторы чемпионата приняли решение вновь вернуться к осеннему проведению Гран-при России. На старте этапа будет всего один российский пилот — Сергей Сироткин, однако все с нетерпением ждут обещанного анонса состава Toro Rosso на будущий год от доктора Хельмута Марко. Возможно, к тому моменту, как этот материал будет опубликован, мы уже будем знать, что Даниил Квят займет место боевого пилота в Toro Rosso и снимет с себя красную одежду Ferrari.
Однако в первой пятничной практике на трассу выйдет еще один россиянин — Артем Маркелов, который в этом году выполняет функции тест-пилота и пилота по развитию команды Renault Sport F1 Team. Это будет его уже второе появление за рулем действующей машины Формулы 1: впервые он опробовал ее на тестах в Венгрии. Артем также выступит на Сочи Автодроме в двух гонках серии Formula 2.
Что же касается Сергея Сироткина, он следующим образом оценивает предстоящий этап: «Моя “домашняя” гонка всегда получается хорошей, но, как и во всем в жизни, бывают и взлеты, и падения. Огромное удовольствие выступать перед домашними трибунами. Меня поддерживают болельщики всей страны. В то же время этот уикенд будет очень насыщенным. Будет много работы, гораздо больше, по сравнению с другими уикендами, и будет непросто найти время и энергию, но я постараюсь сделать все возможное. Это уикенд, которого я с нетерпением жду, но в то же время знаю, что он будет непростым».
Перед этапом в России объявление о составе пилотов на 2018 год сделала команда Заубер: Маркуса Эрикссона все же заменит Антонио Джовинацци.
Что касается общего зачета, то здесь с отрывом в 40 очков лидирует Льюис Хэмилтон. Все предыдущие этапы в Сочи победы одерживали Mercedes, что должно внушать надежду болельщикам этой команды. Что касается Ferrari, то про них вновь можно сказать, что трасса в Сочи подходит под конфигурацию их машин, но, как мы помним, в их случае это не является решающим моментом.
Pirelli привезли в Сочи три мягких состава — soft, ultrasoft и hypersoft: такой же набор, что и в Сингапуре. Возможно, пропуск одного состава и поможет сделать гонку зрелищной, но низкоабразивный асфальт в Сочи обычно диктует стратегию всего с одним пит-стопом. Кстати сказать, это будет двухсотый в истории Формулы 1 поул на шинах Pirelli.
Нужно также заметить, что пилотам следует быть максимально внимательными на первых кругах гонки: все коллизии, повлиявшие на исход Гран-при в Сочи, происходили в самом начале.
Еще несколько дней тому назад прогноз погоды обещал осадки в воскресенье, однако сейчас уже все поменялось и гонка предполагается сухой. Ну что ж, с другой стороны, мы знаем, что предыдущие гонки были хороши своими неожиданностями и сюрпризами и без поддержки дождем, так что будем надеяться на хорошее зрелище!
Хюлькенберг и Маркелов
В четверг в Москве состоялась встреча журналистов с двумя пилотами команды Renault Sport F1 Team — Нико Хюлькенбергом и Артемом Маркеловым. В программу дня у пилотов входило также посещение московского завода Renault, а Нико Хюлькенберг побывал на Красной площади. После чего оба пилота отправились в Сочи. Предлагаем вашему вниманию выдержки из беседы с ними.
Нико Хюлькенберг: В этом году у нас, как и у остальных команд, непростая вторая половина сезона, так как мы очень плотно работаем над развитием машин к 2019 году. Приходится искать золотую середину между работой на итог текущего сезона и работой на будущее. Мое желание — сохранить или даже улучшить свою текущую позицию в личном зачете (седьмое место), что касается команды — мы уступаем топовой тройке (Mercedes, Ferrari, Red Bull), но четвертое место в Кубке конструкторов говорит о том, что у нас есть потенциал. Мы стремимся развиваться.
Приход в команду Даниэля Риккардо должен нам помочь в том числе и в развитии — Даниэль много знает и сможет дать полезную информацию. Что же касается, будет ли мне с ним комфортнее из-за более близкого возраста (Хюлькенберг — 1987 г. р., Риккардо — 1989 г. р., Карлос Сайнс — 1994 г. р.), здесь нет точного ответа. В рамках Формулы 1 настолько высокая конкуренция, что возраст уже не так важен. Могу сказать, что с Дэном нам в любом случае будет легко ладить.
Если говорить о том, что в этот уикенд окажется для меня важнее — Formula 1 или Formula 2, то я сделаю все, что в моих силах, чтобы выложиться по полной в обеих сериях, для меня нет в данном случае ни одного приоритета. Formula 1 является моей главной целью, и если для того, чтобы оказаться в ней в кресле боевого пилота, надо подождать еще год, я подожду. Но лучше бы, конечно, уже в следующем сезоне!
Фото: автора, Formula1.com, Sochi Autodrom и Renault Russia
Гран При России: Трасса и статистика
Formula 1 VTB Russian Grand Prix 2021 | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
24-26/09/2021 | Сочи Автодром | 5848 м | 53 | 309.745 км |
Официальный сайт |
В солнечный день 12 октября 2014 года на Сочи Автодроме прошел первый российский Гран При Формулы 1. Россия долго к этому шла, изучалось множество вариантов, но только проект автодрома в Олимпийском парке удалось воплотить в жизнь.
Герман Тильке разработал несколько проектов для Гран При России, в том числе трассу в центре Москвы – Берни Экклстоуну хотелось видеть гонку на фоне Кремля. Когда в сентябре 2009-го мэр Сочи заявил, что курортная столица берёт курс на организацию этапа Формулы 1, многие были настроены скептически, но уже в следующем году представители Краснодарского края и Берни Экклстоун подписали контракт на проведение Гран При с 2014 по 2020 год.
Строителям пришлось прерваться на время проведения Олимпийских Игр, но Сочи Автодром был сдан досрочно – за два месяца до Гран При прошла финальная инспекция FIA и трасса получила лицензию, а 20 сентября 2014 года автодром был открыт.
Ричард Креган, международный консультант Сочи Автодрома: «Я работал менеджером команды Формулы 1 и директором автодрома Яс-Марина, видел множество трасс по всему миру и могу точно сказать, что в Сочи нам удалось создать один из лучших автодромов в мире. Это трасса будущего».
На Генеральной ассамблее FIA в конце 2014-го дебютный этап на Сочи Автодроме был назван лучшим Гран При сезона, а сам автодром получил несколько национальных наград.
Сначала гонка проводилась в середине октября, потом этап перенесли на майские праздники, а теперь Гран При вновь проходит осенью, благо в это время года в Сочи тепло.
Характеристики трассы
Сочи Автодром – единственный в мире гоночный комплекс, расположенный в Олимпийском парке, где прошли зимние игры 2014 года. Трасса включает несколько вариантов конфигурации для международных и региональных соревнований и может использоваться круглогодично.
При разработке конфигурации пришлось учитывать архитектуру Олимпийского парка, но для частично городской трасса получилась достаточно быстрой. Средняя скорость прохождения круга – 210 км/ч, максимальная скорость – около 330 км/ч.
Конфигурация включает две длинных прямых, интересный скоростной третий поворот с несколькими апексами и несколько среднескоростных 90-градусных поворотов. Всего на Сочи Автодроме 12 правых и 6 левых поворотов.
Трасса требует высокой прижимной силы для эффективного прохождения затяжного третьего и 90-градусных поворотов. Настройки примерно соответствуют тем, что используются в Сингапуре, но в Сочи более длинные прямые, поэтому инженерам приходится искать традиционный компромисс между прижимной силой и скоростью. Нагрузка на тормоза – средняя, две точки серьезного торможения – перед 2-м и 13-м поворотами.
Асфальт в Сочи гладкий и скользкий, износ невелик, резина прогревается медленно, поэтому в квалификации гонщики обычно работают сериями кругов, чередуя прогревочные и быстрые.
Маттиа Бинотто, Ferrari: «Трасса в Сочи отличается от традиционных автодромов – здесь есть и очень длинные прямые, и затяжные быстрые повороты, серьёзные торможения и нехватка сцепления во время разгонов на выходе. Третий поворот очень затяжной и нетипичный, с высоким боковым ускорением.
С точки зрения силовой установки, российская трасса – одна из тех, где очень важна мощность, но важно добиться оптимального расхода энергии двигателем внутреннего сгорания и гибридной системой. Расход топлива – одна из проблем. Нам приходится экономить топливо во время гонки и контролировать его расход на дистанции».
Лучшие результаты сессий Гран При России 2020 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Первая тренировка | Солнечно. Сухо | В.Боттас | Mercedes | 1:34.923 | |
Вторая тренировка | Солнечно. Сухо | В.Боттас | Mercedes | 1:33.519 | |
Третья тренировка | Солнечно. Сухо | Л.Хэмилтон | Mercedes | 1:33.279 | |
Квалификация | Облачно. Сухо | Л.Хэмилтон | Mercedes | 1:31.304 | |
Лучший круг в гонке | Солнечно. Сухо | В.Боттас | Mercedes | 1:37.030 |
Телетрансляции
В России события уик-энда покажут каналы МатчТВ. За ходом сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.
Расписание Гран При России. Время московское | |||||
Дата | Событие | Время начала | Матч! Страна | Матч! Арена | МатчТВ |
24/09 | Формула 3: Тренировка | 08:55 | 08:50 | — | — |
24/09 | Формула 2: Тренировка | 10:05 | 10:00 | — | — |
24/09 | Формула 1: Первая тренировка | 11:30 | — | — | 11:25 |
24/09 | Формула 3: Квалификация | 13:00 | 12:55 | 12:55 | — |
24/09 | Формула 1: Вторая тренировка | 15:00 | — | — | 14:55 |
24/09 | Формула 2: Квалификация | 16:25 | 16:20 | — | — |
25/09 | Формула 3: Первая гонка | 08:35 | 08:30 | — | — |
25/09 | Формула 2: Первая гонка | 10:30 | 10:25 | — | — |
25/09 | Формула 1: Третья тренировка | 12:00 | — | 11:55 | 11:55 |
25/09 | Формула 3: Вторая гонка | 13:40 | 13:35 | — | — |
25/09 | Формула 1: Квалификация | 15:00 | — | — | 14:55 |
25/09 | Формула 2: Вторая гонка | 16:45 | 16:40 | — | — |
26/09 | Формула 3: Третья гонка | 09:55 | 09:50 | — | — |
26/09 | Формула 2: Третья гонка | 11:20 | 11:15 | — | — |
26/09 | Формула 1: Гран При России | 15:00 | — | — | 14:45 |
Комплекты шин, выданные командам на уик-энд
На Гран При России компания Pirelli в качестве Hard, Medium и Soft вновь привезёт самые мягкие составы C3, С4 и С5. Такое сочетание в этом году использовалось в Монако, в Баку и во второй гонке в Шпильберге.
Команды получат два комплекта шин Hard (с белой полосой), три комплекта шин Medium (с жёлтой полосой) и восемь комплектов шин Soft (с красной полосой) на каждого гонщика.
В прошлом году большинство гонщиков ограничились в Сочи одним пит-стопом.
Достижения действующих гонщиков в России
Достижения действующих пилотов на Гран При России | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг | подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Л.Хэмилтон | 7 | 146 | 370 | 157 | 1 | 1 | 2 | 5 | 1 | 6 | 4 |
В.Боттас | 7 | 114 | 369 | 93 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 5 | 2 |
С.Феттель | 7 | 55 | 289 | 33 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | |
К.Райкконен | 7 | 48 | 369 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | ||
С.Перес | 7 | 48 | 368 | 4 | 3 | 1 | |||||
Д.Риккардо | 7 | 24 | 287 | 5 | 5 | ||||||
М.Ферстаппен | 6 | 51 | 297 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||
К.Сайнс | 6 | 9 | 252 | 5 | 6 | ||||||
Ф.Алонсо | 5 | 16 | 210 | 7 | 6 | ||||||
Л.Стролл | 4 | 156 | 11 | 11 | |||||||
Ш.Леклер | 3 | 29 | 159 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
Э.Окон | 3 | 14 | 157 | 6 | 7 | ||||||
П.Гасли | 3 | 2 | 110 | 9 | 9 | ||||||
Л.Норрис | 2 | 4 | 105 | 7 | 8 | ||||||
А.Джовинацци | 2 | 105 | 12 | 11 | |||||||
Д.Расселл | 2 | 79 | 13 | 18 | |||||||
Н.Латифи | 1 | 52 | 20 | 16 | |||||||
Мазепин, Цунода и Мик Шумахер в Гран При России не участвовали |
Сергей Сироткин: «Для пилотов трасса в Сочи достаточно простая, а для машин сложная. Асфальт гладкий и скользкий, что приводит к перегреву верхнего слоя резины, а прогреть шины внутри очень сложно. Это влияет не только на время круга, но и на износ шин, на поведение машины. У всех команд шины к третьему сектору перегреваются, здесь очень сложно найти правильный баланс.
Глядя на схему, кажется, что на втором секторе поворотов не так много, но в таком режиме, когда приходится проезжать 90-градусные повороты налево, затем направо, затем снова налево, с постоянными разгонами и торможениями, очень сильно нагружается задняя резина. Любое скольжение на входе в поворот вызывает микроперегрев резины, и от поворота к повороту он нарастает, и когда ты оказываешься на третьем секторе, задние шины совершенно теряют сцепление с асфальтом. Чтобы избежать этого, необходимо найти правильный баланс между прогревом резины и сохранением её свойств до конца круга.
Потому в квалификации важно не перестараться в первых же поворотах, нужно атаковать, но так, чтобы сохранить правильную температуру шин до конца круга, чтобы по сумме трёх секторов время получилось оптимальным.
Когда трасса только проектировалась, было много разговоров о большой дуге в третьем-четвёртом поворотах. В первый год там действительно приходилось непросто, потому что её проезжали «почти в пол». Но сейчас, благодаря росту аэродинамической эффективности машин, её легко проехать на полном газу».