формы занятий в доу какие бывают
Формы проведения занятий в ДОУ. Структура занятия.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формы проведения занятий в ДОУ. Структура занятий. МБДОУ детский сад № 33 «СВЕТЛЯЧОК» Подготовила: старший воспитатель Смирнова Светлана Викторовна
Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД). Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи Отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели, в следствии чего 1 Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Задачи и требования к ним 2 Задачи непосредственно образовательной деятельности Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Образовательная: повышать уровень развития ребёнка. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Традиционные формы организации обучения: Индивидуальная Фронтальная Подгрупповая 3 Формы организации обучения
Индивидуальная форма организации обучения 4 Формы организации обучения Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Подгрупповая (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. Педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. 5 Формы организации обучения
Фронтальная. Общегрупповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание). Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. 6 Формы организации обучения
8 Формы проведения непосредственно образовательной деятельности в ДОУ Нетрадиционные формы занятия Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности. Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное. Растение». Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети. Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом. Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты». Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Форд Боярд», «Умники и умницы» и другими. Занятие – рисунки-сочинения Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам. Раскадровка рисунков по примеру комиксов.
Спасибо за внимание! МБДОУ детский сад № 33 «СВЕТЛЯЧОК»
«Современные формы образовательной деятельности с дошкольниками»
Валентина Владимировна Моисеенко
«Современные формы образовательной деятельности с дошкольниками»
Долгое время основной формой организации обучения в детском саду считалось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с программой обучения и воспитания содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.
В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО образовательную деятельность следует осуществлять в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей.Именно эта перемена сложнее всего поддается пониманию педагогов: как отказаться от того, что, по их мнению, получалось лучше всего?
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Ведь в дошкольном возрасте закладываются все основные параметры и особенности личности, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными проблемами. В этой связи актуальным является изучение современных форм организации образовательной деятельности дошкольников.
Обучение и развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, к детям не предъявляются жесткие требования к результатам освоения образовательной программы. Вместо стандартных учебных занятий у детей дошкольного возраста используется непосредственно образовательная деятельность (НОД, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности, а также их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Важной особенностью обучения детей дошкольного возраста является смена динамических поз и видов детской деятельности (физминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д).
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение.
Образовательная деятельность с дошкольниками должна осуществляться с использованием форм работы с детьми, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Но чтобы игра оказывала воспитательное, развивающее действие, необходима активность самих детей. То есть игра должна быть интересна дошкольникам. Поэтому необходим этап предварительной, ненавязчивой тренировки произвольности познавательных процессов.
Способ организации обучения дошкольников подразумевает не руководство взрослого, а совместную деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный процесс развития в дошкольном детстве. Развитие всех видов деятельности осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, постепенно становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Педагоги должны стараться оптимально организовать различные виды детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, экскурсий, чтобы достичь высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Современные формы организации образовательной деятельности с дошкольниками:
1. Дидактическая игра, а также связанные с ней виды деятельности (конструирование, изобразительная и музыкальная деятельность и др.). Специфика игровых форм организации обучения заключается в опосредованном влиянии взрослого на развитие детей через содержание и правила игры.
2. Игра-занятие (в групповой форме – 8-10 детей, в которой создаются условия для более или менее равномерного развития всех детей. Групповая форма организации обучения позволяет реально влиять на развитие каждого ребенка.
Используются приемы: вопросы; указание; пояснение; объяснение; педагогическая оценка.
Практические методы обучения подразумевают использование упражнений, элементарных опытов, экспериментирования, моделирования.
Игровые методы и приемы обучения являются приоритетными при обучении детей дошкольного возраста. Рассматривая игры по видам деятельностиможно выделить следующие группы:
1. Художественные игры, предполагающие обыгрывание сюжетов, событий, образов, воплощенных в импровизированной форме. Правила являются достаточно гибкими и позволяют широко варьировать «ходы» игроков. Художественная игра создает эмоциональное напряжение, поскольку результат всегда является неожиданным и удивительным для детей и создает условия для непреднамеренного создания выразительной формы.
2. Спортивные игры, сущностью которых является двигательная активность по определенным правилам. Структура спортивных игр для детей – это череда развлечений, установленных правил, общения и полезных движений.
3. Познавательные игры, активизирующие познавательную деятельность детей и включающие вопросы и задания,связанные с различными областями знаний: викторины, конкурсы; загадки, головоломки; ребусы, шарады и т. п. Выигрыш или проигрыш стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. В этих играх могут присутствовать задания соревновательного и конкурсного характера.
4. Интеллектуальные игры, направленные на развитие психических процессов и умственных способностей, игры, развивающие память; внимание; наблюдательность; логическое мышление; воображение. Сущность игры состоит в обязательном применении игроками своих умственных способностей и умений.
5. Психологические игры – это игры,направленные на: осознание самого себя, самопознание; доверие, взаимопонимание; умение слушать; достижение согласия и разрешение конфликтов.В структуру психологической игры входит: настрой на игру вне игрового пространства; погружение в игровое пространство (разогрев); игровое действие; проживание сделанных выборов или результата полученного опыта;анализ игры: отреагирование эмоций, деролинг; анализ полученного опыта вне игрового пространства.
6. Организаторские игры. Сущность игры представляет собой имитацию какой-то реальной деятельностной ситуации, ограниченную во времени и пространстве игры.
7. Трудовые игры, позволяющие участникам реализовать себя в реальной или смоделированной трудовой деятельности. Содержание игры является постепенное введение в трудовую деятельность, игру в труд. Через игровую активность ребенок получает удовлетворение и радость от достижения успеха в своей деятельности; и это очень важно, потому что основное психологическое значение трудовой деятельности для человека заключается в чувстве удовлетворения и радости от затраченных усилий на пути к достижению поставленной цели. В этом — основной смысл труда.
Одной из современных форм образовательной деятельности в ДОО является проектная деятельность – дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.Обязательными составляющими проекта являются: детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим периодом в становлении личности. Ребенок входит в сферу общественных отношений людей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, но развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности.
Обучение и развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, к детям не предъявляются жесткие требования к результатам освоения образовательной программы. Вместо стандартных учебных занятий у детей дошкольного возраста используется непосредственно образовательная деятельность (НОД, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности, а также их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели!
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.
Дидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольниками Назначение. Дидактическое пособие «Аквариум» предназначено для образовательной и совместной деятельности в игровой форме с детьми младшего,.
Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.
Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Хохломской узор для стола» НОД «Хохломской узор для стола»ОО Художественно-эстетическое развитие – изобразительная деятельность (рисование) Интеграция образовательных.
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.
Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Наше настроение» (по методике Н. А. Коротковой) Тема «Наше настроение».(старшая группа). Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) закрепить представление о том, каким бывает.
Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.
Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ
Анжела Булдакова
Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
-непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
-воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
-не допускать переутомления детей на занятиях.
-предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования:
— точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
— творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
— определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
— выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
— обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
— использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.
— систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования:
— иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
— четко определить цель и дидактические задачи НОД;
— грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
-поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
— не смешивать процесс обучения с игрой, т. к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
— НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
— НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
— организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
Формы работы, соответствующие видам детской деятельности.
Двигательная деятельность:
— Физкультурные праздники и досуги.
— Самостоятельная двигательная деятельность детей.
— Интегрированные физкультурные занятия: с развитием речи, с познавательными и музыкой.
Игровая деятельность:
— Сюжетно – ролевые игры.
-Изготовление продуктов детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, творческие работы.
Коммуникативная деятельность:
— Просмотр видеофильмов по правилам этикета и общения детей и взрослых.
Трудовая деятельность:
— Труд в природе, уход за растениями.
Познавательно – исследовательская деятельность:
— Решение проблемных ситуаций.
— Опыты и экспериментирование.
— Дидактические познавательные игры.
— Сбор информации об изучаемом объекте.
Музыкально-художественная деятельность:
— Подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Чтение художественной литературы:
— Пересказывание и рассказывание.
— Ролевая игра «Библиотека».
— Развлечения и досуги по литературным материалам.
Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ «Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ» «Здоровье дороже богатства» – утверждал.
Формы детской деятельности в ДОУ В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.
Формы организованной образовательной деятельности Формы организованной образовательной деятельности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако.
Карта анализа организованной образовательной деятельности КАРТА АНАЛИЗА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ___ 1. Тема: 2. Дата проведения: 3. Возрастная группа: 4.
«Зимушка-зима». Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» Раздел: Связная речь Тема: Возрастная группа: подготовительная Программное содержание: 1. Развивать умение поддерживать беседу;.
Конспект организованной образовательной деятельности по модульно-конструкторской деятельности «Как мы мосты строили» (4–5 лет) Конспект организованной образовательной деятельности по модульно- конструкторской деятельности «Как мы мосты строили» (средняя группа).
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «Зимушка-зима».
Конспект организованной образовательной деятельности «Вулкан» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сардана» С. ХатыстырАлданский район Республика Саха (Якутия).
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок»» Кузнецова Т. Г..
Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.
Основы образования
ФГОС предполагает постоянное взаимодействие воспитателя и детей, активную вовлеченность обеих сторон. Программа обучения составляется дошкольным учреждением, но ФГОС выдвигает требования к ее разработке. Например, призывает учитывать индивидуальные возможности и стремления каждого ученика, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса, поддерживать дух сотрудничества.
Образование по ФГОС обеспечивает всестороннее развитие личности, а в частности:
Личностное развитие предполагает работу над мотивацией, социализацией. Эстетическое подразумевает выработку художественных навыков и вкуса. Речевое прежде всего направлено на развитие коммуникативных навыков.
Приемы и методы обучения
Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.
Так, для развития детей раннего дошкольного возраста показаны физические упражнения, занятия с разбирающимися игрушками, манипуляции с бытовыми предметами, эксперименты с веществами. Конечно, все это происходит под надзором воспитателя.
У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.
У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.
Условия и способы
Во ФГОС термин «занятие» заменен на термин «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Но смысл остался прежним: это форма организации образовательной деятельности.
При выборе способа организации занятий нужно учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, квалификацию и профессионализм педагога. А также важно следить за безопасностью окружающей среды и за разнообразием оборудования, игрушек.
Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:
Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:
Существенный вклад в организацию занятий вносят современные компьютерные технологии. Можно организовать виртуальное путешествие, показать фильм или красочную презентацию. Акцент в обучении ставится на неразрывность теории и практики, вовлеченность ребенка в процесс, активное взаимодействие с окружающим миром.
Виды занятий в ДОУ по ФГОС
ФГОС не исключил классические уроки, где учитель излагает и объясняет материал, дает задание, которые дети выполняют, а после подводит итоги. Но кроме этого вида занятий, в программе обязательно должны присутствовать инновационные виды занятий:
Кроме того, можно устраивать игры типа «один день из жизни пожарного» или «школа пожарных». Дети представляют себя в роли какого-то лица и рассказывают о себе через песни, танцы, пантомиму и прочее.
А еще важно знать, что такое открытое занятие в детском саду. Это форма отчетного, итогового урока, на который приглашаются родители и другие педагоги. Учитель демонстрирует достижения детей и свои профессиональные успехи, занятие ориентировано на настоящий момент времени, принцип «здесь и сейчас». Открытый урок может иметь и другую направленность: усвоение знаний, закрепление материла, комбинированное занятие.
Структура урока
В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:
Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.
Структура урока включает в себя три части:
В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.