фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя каким термином оно обозначается
Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя каким термином оно обозначается
Укажите фамилию героя, о котором повествует автор в приведённом фрагменте.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.
Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Преступление и наказание» — роман, философский роман, т. к. это большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающего человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними и внутренними конфликтами или тем и другим вместе.
Как называется значимая подробность, несущая в художественном тексте определённую смысловую нагрузку (каморка героя, похожая на шкаф)?
Такая подробность называется деталью или художественной деталью. Дадим определение.
Художественная деталь — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Почему тогда ответ деталь, а не ХУДОЖЕСТВЕННАЯ деталь?
И такие же ошибки возникали при ОБРАЩЕНИЕ или РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, всё-таки что писать при ответе?
В отношении «деталь/художественная деталь» и тот, и другой ответы будут верными, так как в литературоведении это общепринятые синонимы. А вот в отношении «обращения/риторического обращения» одно заменять другим нельзя, так как это разные понятия
Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя. Каким термином оно обозначается?
Внутренний монолог — речь героя, обращенная к самому себе, внутреннее размышление, разговор самим с собою.
Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-й половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании».
Реализм, т. к. основные черты данного литературного направления:
— изображение жизни в ее развитии
— правдоподобное изображение жизни
Писатели реалисты показывали прямую зависимость представлений героев от социальных условий.
Почему размышляющий о своих планах герой прибегает к словам-табу («Разве я способен на это?»)?
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир — одна из _____ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». А _____ романа является мысль, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической, и раскаяние непременно должно случиться.
Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир — одна из тем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». А идеей романа является мысль, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической, и раскаяние непременно должно случиться.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему размышляющий о своих планах герой прибегает к словам-табу («Разве я способен на это?»)?
5.2. Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал, как под воздействием подобных теорий стираются границы между понятиями добра и зла. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Но это случится позже, а пока он старается укрыться от хозяйки. Нищета душит его. Вот и зреет в его сознании гибельная теория. Он, конечно, сомневается: «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» Но постепенно успокаивает себя: «Гм. да. всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. » Так постепенно Родион убеждает себя в том, что этот шаг единственно верный, поэтому стоит попробовать. Но такими «несовершенными» (как отмечает Короленко) способами нельзя добиться справедливости, поэтому теория Раскольникова терпит крушение.
Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя каким термином оно обозначается
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему размышляющий о своих планах герой прибегает к словам-табу («Разве я способен на это?»)?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.
Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Преступление и наказание» — роман, философский роман, т. к. это большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающего человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними и внутренними конфликтами или тем и другим вместе.
Как называется значимая подробность, несущая в художественном тексте определённую смысловую нагрузку (каморка героя, похожая на шкаф)?
Такая подробность называется деталью или художественной деталью. Дадим определение.
Художественная деталь — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Почему тогда ответ деталь, а не ХУДОЖЕСТВЕННАЯ деталь?
И такие же ошибки возникали при ОБРАЩЕНИЕ или РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, всё-таки что писать при ответе?
В отношении «деталь/художественная деталь» и тот, и другой ответы будут верными, так как в литературоведении это общепринятые синонимы. А вот в отношении «обращения/риторического обращения» одно заменять другим нельзя, так как это разные понятия
Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя. Каким термином оно обозначается?
Внутренний монолог — речь героя, обращенная к самому себе, внутреннее размышление, разговор самим с собою.
Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-й половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании».
Реализм, т. к. основные черты данного литературного направления:
— изображение жизни в ее развитии
— правдоподобное изображение жизни
Писатели реалисты показывали прямую зависимость представлений героев от социальных условий.
Почему размышляющий о своих планах герой прибегает к словам-табу («Разве я способен на это?»)?
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир — одна из _____ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». А _____ романа является мысль, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической, и раскаяние непременно должно случиться.
Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир — одна из тем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». А идеей романа является мысль, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической, и раскаяние непременно должно случиться.
5.2. Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал, как под воздействием подобных теорий стираются границы между понятиями добра и зла. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Но это случится позже, а пока он старается укрыться от хозяйки. Нищета душит его. Вот и зреет в его сознании гибельная теория. Он, конечно, сомневается: «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» Но постепенно успокаивает себя: «Гм. да. всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. » Так постепенно Родион убеждает себя в том, что этот шаг единственно верный, поэтому стоит попробовать. Но такими «несовершенными» (как отмечает Короленко) способами нельзя добиться справедливости, поэтому теория Раскольникова терпит крушение.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |