характер активности пассивности постоянный ситуативный с какой ситуацией связан эпизодический
Поведенческий портрет
Задание: Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета.
Студенты изучают психологические особенности личности ребёнка, проявляющиеся в его поведении, используя следующие психологические методы:
- наблюдение, беседу с учителем, изучение продуктов деятельности ребёнка.
Требования к проведению наблюдения:
Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в процессе прохождения этого этапа педпрактики (как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения ребёнка с другими людьми). Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).
По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Поведение и деятельность испытуемого» студент должен подчеркнуть самые значимые психологические проявления и поведенческие реакции испытуемого по этому эпизоду, а в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта. Например:
Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика _______класса _____________________________
Поведение и деятельность испытуемого
с самого начала урока ведёт себя очень рассеянно, вяло, с явным нежеланием выполняет задание учителя решить задачу (по учебнику)
Отсутствие мотивации на предстоящую деятельность
По окончании заполнения протокола (когда наблюдение окончено) в графе «Примечания» необходимо ранжировать наиболее часто встречающиеся особенности поведения (подчеркнуть их красным цветом), повторяющиеся более 1 – 2-х раз (зелёным цветом), эпизодические (одноразовые) проявления, но имеющие важное значение (синим цветом). Эти проявления впоследствии студент должен учитывать при составлении психолого-педагогической характеристики ребёнка. Приведенная таблица наблюдений является формой отчётности по выполнению данного задания.
Для составления наиболее полной характеристики ребенка можно провести беседу с учителями, воспользоваться исследовательскими методиками, изучить продукты деятельности ребенка (школьные тетради, дневник, контрольные работы, рисунки, поделки и т. п.)
План написания характеристики:
Ф. И. ребёнка, класс, возраст. Проявления внешней активности:
- характер активности (пассивности): постоянный, ситуативный (с какой ситуацией связан), эпизодический; формы активности (познавательная, социальная, эмоциональная), их проявления и виды деятельности, в которых они фиксируются.
Отношение к учебной деятельности:
— наличие (отсутствие) познавательной направленности;
— особенности интеллектуальных проявлений (внимание, восприятие, память, внимание, речь) – на основе проведённых методов;
— особенности саморегуляции (произвольность поведения, наличие ошибок при выполнении деятельности, характер самоконтроля).
4. Отношение к сверстникам:
— характерные особенности поведения при общении со сверстниками;
— наличие предпочтений среди сверстников;
— внешняя удовлетворённость общением.
5. Отношению к учителю:
— характерные особенности поведения при общении с учителем;
— внешняя удовлетворённость общением.
6. Сведения о семейной ситуации (если есть).
7.Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.
Психологические разделы педагогической практики студентов (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
План написания характеристики:
Ф. И. ребёнка, класс, возраст. Проявления внешней активности:
- характер активности (пассивности): постоянный, ситуативный (с какой ситуацией связан), эпизодический; формы активности (познавательная, социальная, эмоциональная), их проявления и виды деятельности, в которых они фиксируются.
Отношение к учебной деятельности:
— наличие (отсутствие) познавательной направленности;
— особенности интеллектуальных проявлений (внимание, восприятие, память, внимание, речь) – на основе проведённых методов;
— особенности саморегуляции (произвольность поведения, наличие ошибок при выполнении деятельности, характер самоконтроля).
4. Отношение к сверстникам:
— характерные особенности поведения при общении со сверстниками;
— наличие предпочтений среди сверстников;
— внешняя удовлетворённость общением.
5. Отношению к учителю:
— характерные особенности поведения при общении с учителем;
— внешняя удовлетворённость общением.
6. Сведения о семейной ситуации (если есть).
7.Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.
Общие критерии оценки задания по психологии для студентов 2-го курса
Проведение всех необходимых методов (наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности) и их оформление в соответствии с требованиями. Полнота фиксации наблюдаемых явлений и правильность их интерпретации. Качество вопросов беседы и их соответствие цели. Этичность формулируемых вопросов. Использование при изучении продуктов деятельности всех заявленных критериев анализа и их фиксация. Составление характеристики (психологического портрета) ребенка по указанному плану, ее обоснованность (ссылки на проведенные методы), логичность и последовательность изложения. Правильность и логичность обобщающего вывода по характеристике. Употребление необходимых научных терминов («психологический язык»).
II этап – 3-й курс обучения
Цель: формирование учебно-профессиональных действий диагностико-аналитического характера на основе:
- применения ряда диагностических методов при изучении детской группы (класса); анализа полученных данных для интерпретации особенностей формирования классного коллектива; систематизации результатов для составления психологической характеристики класса.
Базовыми знаниями, необходимыми студенту для выполнения этого этапа педагогической практики, кроме перечисленных ранее, являются:
- знания специфики и способов применения психологических методов изучения личности и межличностных отношений; знание критериев анализа и интерпретации результатов диагностики в соответствии с возрастными особенностями испытуемых.
Таким образом, формируемые на этом этапе учебно-профессиональные действия опираются на знания студентов по общей, возрастной и социальной психологии.
Содержание психологической части педагогической практики для студентов 3-го курса
Задание: Изучение особенностей развития детской группы на основе определения специфики межличностных отношений в классе и характера доминирующей мотивации учащихся:
Изучение межличностных отношений проводится с помощью метода «Социометрия». Для определения доминирующей мотивации учащихся данного класса используются методы:
- анкетирование, метод неоконченных предложений.
Требования к применению социометрического метода:
Для изучения межличностных отношений в ситуации эмоционально-личностных приоритетов учащимся класса предлагается сделать 3 последовательных выбора, написав фамилии присутствующих одноклассников при ответе на вопрос:
Затем сделать 3 выбора при ответе на вопрос:
- Если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе, к кому из одноклассников ты бы обратился за помощью?
Социоматрица 5 «а» класса по выбору «С кем бы ты хотел поехать в лагерь»
Требования к изучению продуктов деятельности
1. Для анализа некоторых особенностей учебной деятельности школьника студенту необходимо проанализировать следующие материалы:
— тетрадь учащегося по основному предмету (в соответствии со специальностью студента);
— тетрадь по другому учебному предмету.
2. Анализ продуктов детской деятельности производится по следующим критериям:
1) правильность выполняемых заданий, количество исправленных и неисправленных ошибок при их выполнении;
2) аккуратность выполнения заданий;
3) качество выполнения (по оценкам учителя);
4) наличие особых деталей при выполнении задания (графические дополнения, незаконченность задания, отсутствие записей и т. д.).
3. В отчётной документации результаты проведения этого метода фиксируются в таблице 3.
Анализ продуктов деятельности учащегося___________
4. Характеристики, полученные при анализе результатов деятельности, обобщаются в выводе, который даётся по окончании таблицы, и затем используются при составлении характеристики на учащегося.
План написания характеристики:
1. Ф. И. ребёнка, класс, возраст.
2. Проявления внешней активности:
— характер активности (пассивности): постоянный, ситуативный (с какой ситуацией связан), эпизодический;
— формы активности (познавательная, социальная, эмоциональная), их проявления и виды деятельности, в которых они фиксируются.
3. Отношение к учебной деятельности:
— наличие (отсутствие) познавательной направленности;
— особенности интеллектуальных проявлений (внимание, восприятие, память, внимание, речь) – на основе проведённых методов;
— особенности саморегуляции (произвольность поведения, наличие ошибок при выполнении деятельности, характер самоконтроля).
4. Отношение к сверстникам:
— характерные особенности поведения при общении со сверстниками;
— наличие предпочтений среди сверстников;
— внешняя удовлетворённость общением.
5. Отношению к учителю:
— характерные особенности поведения при общении с учителем;
— внешняя удовлетворённость общением.
6. Сведения о семейной ситуации (если есть).
7.Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.
Поведенческий портрет
Задание: Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета.
Студенты изучают психологические особенности личности ребёнка, проявляющиеся в его поведении, используя следующие психологические методы:
- наблюдение, беседу с учителем, изучение продуктов деятельности ребёнка.
Требования к проведению наблюдения:
Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в процессе прохождения этого этапа педпрактики (как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения ребёнка с другими людьми). Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).
По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Поведение и деятельность испытуемого» студент должен подчеркнуть самые значимые психологические проявления и поведенческие реакции испытуемого по этому эпизоду, а в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта. Например:
Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика _______класса _____________________________
Поведение и деятельность испытуемого
с самого начала урока ведёт себя очень рассеянно, вяло, с явным нежеланием выполняет задание учителя решить задачу (по учебнику)
Отсутствие мотивации на предстоящую деятельность
По окончании заполнения протокола (когда наблюдение окончено) в графе «Примечания» необходимо ранжировать наиболее часто встречающиеся особенности поведения (подчеркнуть их красным цветом), повторяющиеся более 1 – 2-х раз (зелёным цветом), эпизодические (одноразовые) проявления, но имеющие важное значение (синим цветом). Эти проявления впоследствии студент должен учитывать при составлении психолого-педагогической характеристики ребёнка. Приведенная таблица наблюдений является формой отчётности по выполнению данного задания.
Для составления наиболее полной характеристики ребенка можно провести беседу с учителями, воспользоваться исследовательскими методиками, изучить продукты деятельности ребенка (школьные тетради, дневник, контрольные работы, рисунки, поделки и т. п.)
План написания характеристики:
Ф. И. ребёнка, класс, возраст. Проявления внешней активности:
- характер активности (пассивности): постоянный, ситуативный (с какой ситуацией связан), эпизодический; формы активности (познавательная, социальная, эмоциональная), их проявления и виды деятельности, в которых они фиксируются.
Отношение к учебной деятельности:
— наличие (отсутствие) познавательной направленности;
— особенности интеллектуальных проявлений (внимание, восприятие, память, внимание, речь) – на основе проведённых методов;
— особенности саморегуляции (произвольность поведения, наличие ошибок при выполнении деятельности, характер самоконтроля).
4. Отношение к сверстникам:
— характерные особенности поведения при общении со сверстниками;
— наличие предпочтений среди сверстников;
— внешняя удовлетворённость общением.
5. Отношению к учителю:
— характерные особенности поведения при общении с учителем;
— внешняя удовлетворённость общением.
6. Сведения о семейной ситуации (если есть).
7.Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.
Ознакомление с организацией – базой практики
Содержание
Психолого-педагогической практики
для студентов 2-го курса
2. Ознакомление с организацией – базой практики
Представить характеристику организации, где студент проходит практику (тип, вид общеобразовательного учреждения, его особенности, специфика работы, история и т. д.).
2 Составление перспективного плана учебно-воспитательной работы (в соответствии с планом работы учреждения – базы практики на период практики). Обобщение опыта работы классного руководителя (воспитателя, вожатого).
3.Составление развернутого план-конспект воспитательного мероприятия и его проведение с учащимися. Мероприятие студент выбирает самостоятельно в соответствии с общим планом мероприятий организации-базы практики (диспут, дискуссия, КВН, творческий вечер и т. д. и т. п.)
Разработанное мероприятие должно быть Вашим интеллектуальным трудом. Содержать название, цели, задачи, указание возраста участников, ход мероприятия, предполагаемые результаты, раздаточный материал.
4. Выводы и предложения по итогам практики.
Задание: Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета.
Студенты изучают психологические особенности личности ребёнка, проявляющиеся в его поведении, используя следующие психологические методы:
· изучение продуктов деятельности ребёнка.
Требования к проведению наблюдения:
1. Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в процессе прохождения этого этапа педпрактики (как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения ребёнка с другими людьми). Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).
По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Поведение и деятельность испытуемого» студент должен подчеркнуть самые значимые психологические проявления и поведенческие реакции испытуемого по этому эпизоду, а в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта. Например:
Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика _______класса _____________________________