характер врача какой должен быть
Красноярского края
Профессиограмма
Врач-лечебник
Врач, по определению толкового словаря Ожегова С.И., это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.
В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных.
В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.
В сфере медицины существует пять специальностей:
«Лечебное дело» – самая популярная медицинская специальность. Врач-лечебник занимается профилактикой и лечением заболеваний у взрослого населения.
Специалист по специальности «Лечебное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-профилактическая;
-диагностическая;
-лечебная;
-реабилитационная;
-психолого-педагогическая;
-организационно-управленческая;
-научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения по специальности «Лечебное дело» наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание врача.
Преимущества профессии: большая востребованность профессии на рынке труда, самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.
Профессия относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Область профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врача входят:
В научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии «Врач-лечебник» необходимы как базовые знания по химии, биологии, анатомии человека, так и специализированные знания в областях медицины, фармакологии, экономики.
заниматься организацией мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечения экологической безопасности;
вести учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;
проводить экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности;
оценивать качество оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи взрослому населению и подросткам;
вести деловую переписку (служебные записки, докладные, письма);
проводить научно-исследовательскую деятельность. хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);
высокое развитие образной памяти;
логическое и аналитическое мышление;
высокая координация кистей рук, пальцев;
тонкая осязательная чувствительность пальцев рук;
способность к концентрации внимания в течение длительного времени;
развитый социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
7 основных качеств идеального врача
Хорошее отношение очень много значит, рассказывают пациенты исследователям
Какой он – идеальный доктор? Пациенты делятся своим мнением в новом исследовании.
Во время конфиденциальных телефонных интервью с людьми, не имеющими отношение к клинике Мейо, пациенты описали свой лучший и худший опыт с докторами клиники.
Исследователи – в состав которых входил Неели Бендапуди, доцент наук бизнес-колледжа Фишер при Огайском Национальным Университетом – позже проверили записи всех интервью и выделили основных 7 качеств, которые пациенты хотят видеть в своем докторе.
Что входит в список?
Ниже представлены 7 характеристик, указанных пациентами, вместе с их же определениями этих характеристик:
Эти характеристики не расположены в каком-то определенном порядке. Исследователи не проверяли, является ли, например уверенность важнее, чем уважение. Исследование финансировалось фундацией Мейо.
Что не вошло в список?
Данные качества характеризуют поведение врача, а не его профессиональные навыки.
Исследование не подразумевает, что профессиональные навыки менее важны, чем личные качества, но оно подразумевает то, что про профессиональные навыки пациентам труднее судить», пишут исследователи.
Они добавляют, что пациент обычно думает, что врач компетентен, пока он не продемонстрирует явные навыки некомпетентности.
Один пациент выразился следующим образом:
«Нам нужны врачи, которые будут сопереживать нам и понимать наши общие человеческие потребности. Мы хотим думать, что наш врач имеет непревзойденные знания в своей сфере деятельности. Но каждый врач должен знать, как мудро применить свои знания и относится к нам как к простым людям, которые в состоянии понять свои заболевания и способы лечения».
Кому нужен холодный, бессердечный доктор?
Это исследование первое в своем роде, пишет доктор Джеймс Ли, доцент наук.
Ли работает в отделении аллергических заболеваний в медицинской школе клиники Мейо в Рочестере, штат Миннесота. Он отмечает, что хотел бы знать больше деталей про пациентов, которые давали интервью, такие как пол, расовую принадлежность и возраст. Эта информация могла бы быть полезной, так как представители меньшинств и женщины чаще сообщают о плохом лечении, чем белые и мужчины.
Однако, говорит Ли, это естественно, что пациенту нужны заботливые врачи. Он составил список семи характеристик, которые противоположны тем, что указаны в исследовании:
«Действительно, могут ли медицинские услуги быть качественными, если отношения между пациентом и врачом будут поспешными, грубыми, холодными, бессердечными или не заботливыми?» пишет Ли.
Врачебная этика и деонтология
Кодекс этики Ульяновской области устанавливает правила, предусматривающие этические ценности и правила служебного поведения медицинских работников. Правила базируются на основных этических принципах:
1) Добросовестность (отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями);
2) Профессионализм (соблюдение принятых профессиональных стандартов);
3) Репутация (поддержание положительной репутации региона);
4) Открытость (получение полных и достоверных сведений);
5) Конфиденциальность (обеспечение сохранности информации);
6) Эффективность, сплоченность (коллективная работа, направленная на достижение высоких результатов);
7) Уважение (уважительное отношение, отсутствие дискриминации);
8) Ответственность (осознание ответственности за принятые профессиональные решения).
Действие настоящего Кодекса направлено на достижение социального благополучия региона.
Во многих регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов. Приоритетные проблемы данных комитетов – проверка и контроль выполнения этических норм медицинскими и фармацевтическими работниками. Комитет на безвозмездной основе осуществляет этическую экспертизу.
Взаимоотношения врача и пациента – основная проблема медицинской этики. Врач обязан оказывать качественную и безопасную помощь. Врачебная этика охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента.
Сложность в разрешении этических споров заключается в том, что невозможно регламентировать все виды отношения врача и пациента. В первую очередь это проблемы доверия пациента, слаженной работы медицинских сотрудников, внимательное отношение врача.
Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения действующих этических норм. Необходимо осуществлять профессионально-нравственные ориентации для формирования этических ценностей поведения медицинских работников. Периодическое напоминание медицинскому персоналу о существовании подобных правилсохраняет в коллективе приверженность к основам этики.
Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах:
1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.
2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.
3.Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.
4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.
6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.
7. Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.
8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.
Отношения медицинского работника с родственниками больного
Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.
Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.
2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.
Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.
Взаимоотношения медицинского работника и общества
Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.
К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость сохранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о больном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медицинские работники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведениях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении инфекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую станцию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения.
Медики: их труд и здоровье
Гигиеническая оценка условий труда медицинских работников, занятых в основных профессиях лечебно-профилактического учреждения, позволила выделить основные факторы риска, способные оказать повреждающие влияние на их здоровье. К группам риска по возникновению профессиональных заболеваний относятся средний медицинский персонал хирургического профиля, специалисты лабораторно-диагностического звена, врачи-хирурги, терапевты, фтизиатры, стоматологи, акушеры-гинекологи. Профессиональная заболеваемость носит явно выраженные признаки действия профессиональных факторов риска (инфекционные и химические агенты). Об этом красноречиво говорят цифры: аллергические (53%) и инфекционные (37,3%) заболевания составляют более 90% в структуре профессиональных заболеваний.
Анализ данных показал, что практически во всех изученных группах условия труда по ряду показателей являются вредными.
Ведущим фактором является биологический – контакт с инфицированными биологическими средами (кровь, слюна, мокрота и пр.), инфекционными больными. Велик риск встречи с возбудителями таких заболеваний как туберкулез, грипп, ОРВИ, СПИД, дифтерия, острых кишечных инфекции и многими другими. Риск максимален у специалистов хирургического профиля (врачи-хирурги, акушеры-гинекологи, средний медицинский персонал хирургического профиля), специалистов клинико-лабораторного звена, стоматологов.
Исследования условий труда и здоровья медиков позволили установить, что работа в медицинских учреждениях предъявляет значительные требования к организму работающих, его физическому состоянию и выносливости, объему оперативной и долговременной памяти, способности противостоять психическим, моральным и этическим перегрузкам. Повседневный труд медицинских работников связан с высоким нервно-эмоциональным напряжением, вынужденной рабочей позой, перенапряжением анализаторных систем. Высокая производственная нагрузка, применение круглосуточного режима работы с обязательными дежурствами требует высокой функциональной активности организма. В результате возникает профессиональное перенапряжение, приводящее к появлению у врачей неврозов, заболеваний сердца и сосудов, нарушений функций желудочно-кишечного тракта. Постоянное нервно-эмоциональное напряжение обусловлено высокой ответственностью за результат собственной деятельности, необходимостью быстрого принятия решения, вероятностью совершения ошибки при решении сложных клинических задач и работой в условиях ограничения и дефицита времени. Наиболее высокие показатели напряженности отмечены у хирургов, акушеров-гинекологов.
Значимыми факторами являются тяжесть трудового процесса (рабочая поза, подъем и перенос тяжести), что может приводить к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, системы кровоснабжения и к смещению и опущению внутренних органов, в том числе половых.
Весьма значимым фактором являются химические вещества, источником которых могут быть лекарственные препараты. Наибольшее превышение допустимых уровней химических веществ отмечено на рабочих местах специалистов хирургического профиля, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, специалистов стоматологичес-кого профиля, клинико-диагностических лабораторий.
Основными неблагоприятными факторами условий труда процедурных и постовых медицинских сестер ЛПУ является постоянный контакт их с лекарственными средствами, среди которых преобладают антибактериальные препараты, витамины группы “В”, анальгетики и др. Очень часто наблюдается связь загрязнения воздуха и кожных покровов у среднего медицинского персонала. Концентрации вредных веществ на рабочих местах зависят от способа введения больным медикаментов и от проводимых манипуляций, предусматривающих выполнение инъекций и вливаний (приготовление растворов лекарственных препаратов, заполнение шприцев, капельниц, а также способов обработки инструментария). Наибольшую потенциальную опасность для здоровья медицинских сестер представляет работа в аэрозоль-ингаляционных и процедурных кабинетах, где применяются высокоактивные медикаменты. Например, во время процедуры “сбрасывания” лекарственного раствора и пузырьков воздуха из шприца через инъекционную иглу в зоне дыхания медицинской сестры образуются полидисперсные аэрозоли с размерами частиц от 0,1 до 0,25 мкм, а содержание антибиотика в воздухе процедурной при многократных манипуляциях может превышать ПДК.
В основе профессиональной патологии у медицинских сестер лежит, прежде всего, аллергическое действие лекарственных веществ, особенно антибиотиков. Последние вызывают нарушение иммунитета, что способствует развитию дисбактериоза и иной патологии. Кожные проявления отличаются большой вариабильностью и полиморфностью и регистрируются в виде дерматитов, экземы, крапивницы и др. Изменения со стороны внутренних органов выражаются в астмоидных бронхитах и бронхиальной астме, хронических колитах, миокардитах и др. Патология нервной системы проявляется вегето-сосудистой дистонией, сенсорной полиневралгией.
По имеющимся на сегодняшний день данным, труд медицинских работников стоматологических специальностей связан с целым спектром профессиональных вредностей, которые необходимо знать и учитывать. По уровню профессиональной заболеваемости стоматологи занимают 3-е место после инфекционистов, фтизиатров и патологоанатомов. Среднее число случаев нетрудоспособности было максимальным у стоматологов-терапевтов и составило 97 случаев на 100 врачей, тогда как у врачей-хирургов и ортопедов-стоматологов изучаемый показатель составил соответственно 65 и 69 случаев на 100 врачей. В структуре заболеваний превалировали заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В ходе исследований также было отмечено, что 30—35% врачей-стоматологов имеют высокий уровень индивидуального профессионального риска, который находится в прямой зависимости от условий труда, стажа и состояния здоровья. У врачей-стоматологов выявлена более высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности по заболеваниям, по числу дней и частоте случаев нетрудоспособности в сравнении с населением и медицинскими работниками других специальностей.
Неблагоприятными и вредными производственными факторами труда медицинских работников стоматологического профиля являются бактериальная обсемененность воздуха, большое количество химических веществ, обусловленное обработкой пломбировочного материала. Содержание таких веществ, как метилметакрилат, формальдегид, аммиак, ионы металлов, в стоматологических кабинетах и зуботехнических лабораториях иногда находится выше границы нормы в 1—1,5 раза.
Наиболее характерными физиолого-эргономическими нагрузками всех врачебных стоматологических специальностей являются нагрузки, связанные с длительным статическим напряжением мышц позвоночника и ротированного плечевого сустава в процессе работы. Использование высокооборотных насадок для стоматологических установок и аппаратов повлекло за собой рост вибрационной нагрузки на руки врача-стоматолога. К серьезным причинам заболеваний кожи рук стоматологов, в частности, профессиональных дерматозов, можно отнести постоянный контакт с влагой, гипсом, керамической пылью, композитными материалами.
В условиях современного стоматологического кабинета на врача-стоматолога действует повышенная шумовая нагрузка, приводящая к сенсорной тугоухости (наиболее опасный высокочастотный шум создают скоростные турбинные наконечники), высокая нагрузка на глаза, обусловленная ограниченностью доступа к манипуляционному полю и его размерами, а также напряженностью цветоразличительной способности глаз.
Еще одним из негативных факторов условий труда медиков является неготовность обеспечить их физическую безопасность. Известно немало случаев нападения на бригады скорой медицинской помощи, на врачей и медсестер в поликлиниках, стационарах, преимущественно лицами, находящимися в состоянии алкогольного/наркотического опьянения.
Разработка и организация профилактических мероприятий по созданию оптимальной производственной среды, определяющей жизнедеятельность и работоспособность медицинских работников, является актуальным направлением деятельности Роспотребнадзора и научных исследований.
1. Потапенко А. А. «Проблема профессионального риска и охраны репродуктивного здоровья медицинских работников»
2. И.Б.Бойко, А.В.Сашин «О состоянии здоровья медицинских работников РФ». Академия права и управления ФСИН, г.Рязань, ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Рязань.
3. Федотова Ю. М., Костюкова Ю. И. «Профессиональные заболевания врача-стоматолога». Научное обозрение // Медицинские науки. — 2017. — №2: 19—21
4. Нефедов О. В., Сетко Н. П., Булычева Е. В. «Современные проблемы условий труда и состояния здоровья стоматологов» (обзор литературы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — 1—4: 533—536
5. Крюкова В. О. «Профессиональные аспекты гигиены труда врача-стоматолога» // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — №5—1. — С. 117—122.).
6. Дудинцева Н.В., Васюкова Г.Ф., Азовская Т.А. «Мониторинг риска развития профессиональных заболеваний медицинских работников в Самарской области». ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ. – Гигиена, токсикология, профпатология: традиции и современность. – Москва, 2016. – С.459-463.
Морально-этический кодекс взаимоотношений врача и пациента
Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением.
Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного и ученых, работающих в сфере здравоохранения.персонала
Основная цель кодекса – упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.
Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.
1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение
1.1. «Мораль» – это определенная форма общественного созна-ния, совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе оценки человеческого поведения с точки зрения Добра и Зла, Справедливости и Несправедливости, способности жить по Совести, Чести.
1.2. «Этика» (от греч. ethos – нравственный обычай, характер, образ жизни) – учение о морали, о нравственном воспитании личности.
1.3. «Честь» – внешнее признание поступков человека, его за-слуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.
1.5. Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания
1.6. Права – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
1.7. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
1.8. Конфликтные ситуации:
2. Права пациента
Права пациентов закреплены в соответствие с Федеральным Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации».
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
3. Обязанности пациента
4. Обязанности врача в отношении к пациенту
5. Права врача
5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:
5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.
5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.
5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.
5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.
5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.
6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом
6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:
6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.
6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.
6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.