хлеб какой бывает прилагательные
Хлеб какой бывает прилагательные
ХЛЕБ. 1. Посевы зерновых: ржи, пшеницы и др. (обычно во мн. числе). Бескрайний, богатый, буйный, высокий, густой, добрый, духовитый, жалкий, желтый, зеленый, зернистый, золотистый, золотой, зыбкий, колосистый, колосовитый, колосовой, молодой, наливной, налитой, намолотистый, небывалый, низкий, обильный, обломный, отличный, перестоявшийся, поздний, полновесный, пустоколосый, ранний, рослый, скудный, созревший, сочный, спелый, тощий, тучноколосый, тучный, хороший, цветущий, чистый. Возмужалый, заповедной, ломучий. 2. Разг. Пища, пропитание. О средствах к существованию, заработке. Верный, вольный, горький, готовый, дармовой (простореч.), даровой, дешевый, казенный, легкий, монастырский (устар.), насущный, нелегкий, родительский, студенческий, сытный, теплый, трудный, трудовой, тяжелый, тяжкий, честный, чужой.
Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »
Смотреть что такое ХЛЕБ в других словарях:
пищевой продукт, получаемый выпечкой разрыхлённого посредством дрожжей или закваски теста (См. Тесто), приготовленного из муки, воды и соли с д. смотреть
хлеб м. 1) Продукт, выпекаемый из муки. 2) Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3) Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4) Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки. 5) а) Пропитание, пища. б) перен. Содержание, иждивение. 6) а) перен. Средства к существованию; заработок. б) Самое нужное, самое существенное для жизни. 7) перен. Основной пищевой продукт какой-л. страны, местности.
ХЛЕБ, пищевой продукт, получаемый выпечкой разрыхлённого посредством дрожжей или закваски теста, приготовленного из муки, воды и соли с добавлением (. смотреть
Хлеб — Под именем X. известны разного вида пищевые продукты, приготовленные из зерновой муки некоторых злаков и служащие важнейшей составной частью народного продовольствия. Главнейшие хлебные злаки: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овес, сорго и дурра [Кроме злаков роль хлебных растений принадлежит и некоторым другим: напр., маниоке (кассаве), нескольким видам пальм, хлебному дереву (Artocarpus), арророуту и проч.]. У древних египтян, евреев, греков и римлян в большом распространении был X. из ячменя. И в настоящее время ячменный X. употребляется в южной Германии, Швейцарии и Греции, X. из овсяной муки (с неприятным привкусом) — в Шотландии и Швеции, из кукурузы — в Венгрии и Румынии, С. и Ю. Америке и др. В Индии, Китае и нек. друг. странах роль хлебного растения принадлежит рису. X. из дурры (кислого неприятного вкуса) употребляется в Египте. В Африке и Азии (отчасти, в нашем Туркестане) лепешки из сорго служат у туземного населения важным пищевым материалом. Во всех же современных культурных странах под X. известны пищевые продукты исключительно из пшеницы и ржи, причем в течение последнего века в Зап. Европе ржаной X. мало-помалу вытесняется пшеничным, как наиболее легко усваиваемым нашим организмом. Ржаной X. потребляется главным образом в России и, отчасти, в Германии (см. Хлебная торговля). С древних времен известны три главных способа приготовления X. из зерновых злаков. Первый, древнейший и наиболее примитивный способ — это приготовление его в виде похлебки или каши из истолченных или крупномолотых зерен. Первобытный человек употреблял в пищу зерна дикорастущих, а позже — возделываемых злаков, раздавливая их между двумя камнями и размачивая их водой. Древние греки и римляне варили из ячменной и пшеничной крупы и муки особую похлебку или кашу (римская alica). И в настоящее время этот вид X. сохранился в некоторых распространенных народных кушаньях (итальянская полента и румынская мамалыга из кукурузы, гречневая каша в Бретани и Нормандии, овсяная каша в Карпатах, пшенная — на Юге России). Главный недостаток этого способа изготовления Х. — это быстрое закисание и невозможность сохранения изготовленных хлебных запасов. Второй способ представляет дальнейший шаг в технике хлебоизготовления и заключается в печении пресных хлебных лепешек. Способ этот был уже известен древним египтянам, евреям (пасхальные опресноки) и персам (darum droona). Образцы первобытных хлебных лепешек (из грубой непросеянной муки с примесью песка) сохранились в свайных постройках. С изобретением способа приготовления хлебных лепешек связывались разные легенды. Представляя выгоды в смысле сохранения хлебных припасов, этот способ давал продукт невкусный, очень неудобный для жевания (лепешки употреблялись размоченные в воде) и трудно перевариваемый желудком. Тем не менее, еще до начала средних веков народные массы в Европе питались, в значительной степени, пресными лепешками. В Италии, Испании, Ирландии, Швеции и Финляндии пресные лепешки и ныне распространены в народе как пищевой продукт. Третьим, наиболее совершенным способом является, изготовление X. из квашеного теста. Способ этот также был известен уже древним евреям и грекам; от последних распространился среди римлян; но преобладающим в народном продовольствии в Европе он сделался не раньше начала средних веков. Брожение хлебного теста содействует превращению составных частей муки в наиболее легко усваиваемый человеческим организмом вид. Физико-химические изменения, совершающиеся под влиянием закваски теста, заключаются в следующем: образовавшийся из крахмала сахар, а также декстрин, альбумин, гумми и соли растворяются в воде; клейковина, пропитавшись водой, связывает всю массу в одно липкое целое; начавшееся под действием дрожжевых бактерий спиртовое (а также молочное, уксусное и масляное) брожение сахара сопровождается выделением угольной кислоты. Последняя, улетучиваясь, способствует разрыхлению, поднятию и формированию теста. Под влиянием образовавшихся кислот и спирта клейковина набухает, разжижается и совершенно растворяется; равным образом растворяется пигмент оболочек зерна (в ржаной муке), вследствие чего X. окрашивается в серо-желтый цвет. Затем, под действием высокой температуры в печи, бактерии погибают; спирт, угольная кислота и часть воды улетучиваются, делая X. еще более скважным; крахмал превращается в декстрин и сахар; белковые вещества переходят в нерастворимое состояние, и плотность теста значительно увеличивается; красящие начала темнеют; X. с поверхности поджаривается, образуя корку. Последняя приобретает приятный вкус и запах вследствие образующихся в ней пригорелых продуктов. Таким образом, совокупность всех процессов, совершающихся в тесте во время брожения и печения, придает зерновому X. те свойства, благодаря которым он мог стать основой народного продовольствия. Что касается приемов хлебопечения, то в древности они были крайне примитивны. Даже в Греции о хлебопекарных печах ничего не было известно. Квашеный, как и пресный X., пекли на золе костров или в земляных ямах. Хлебопекарные печи (см.) начинают распространяться со второй половины II в. до Р. Х., и с этих пор ведет свое начало и ремесло пекарей (до тех пор известно лишь домашнее хлебопечение). При Августе в Риме было до 300 хлебопекарен, изготовлявших уже X. разных сортов. Из Рима хлебопекарное ремесло появилось в Галлии. В Германии хлебопечение из квашеного теста распространяется с начала средних веков. В древней Руси знали также лишь или пресные лепешки, или похлебки и варева из муки и крупы. Главной пищей запорожцев была похлебка из просяной муки. Булочное мастерство занесено на Руси из Западной Европы. В настоящее время в продаже встречается много сортов X., в зависимости от рода и сорта муки, от способа приготовления и выпекания теста, прибавления сдобы, состоящей из яиц, масла, сахара, молока и проч. См Булка. Доброкачественность X. зависит, во-первых, от материала, т. е. муки, из которой он приготовлен, и во-вторых, от степени совершенства его изготовления. О главных сортах муки, о химическом ее составе, о способах обнаруживания посторонних примесей см. в ст. Мука; о современных способах хлебопечения — см. ст. Хлебопечение. Здесь же будут изложены главнейшие признаки доброкачественного X. и перечислены его суррогаты. Химический состав разных сортов X.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Χ. ржаной кислый*) | 48,46 | 6,61 | 0,57 | 1,35 | 40,23 | 1,16 | 1,09 |
» » сладкий | 46,38 | 6,96 | 0,57 | 2,70 | 40,67 | 1,17 | 1,16 |
» » солдатский | 43,01 | 8,12 | 1,16 | 1,34 | 46,67 | 1,82 | 1,40 |
» » больничный | 48,91 | 7,78 | 0,52 | 1,85 | 38,16 | 1,20 | 1,15 |
» » деревенский | 44,28 | 7,91 | 1,18 | 1,40 | 41,96 | 1,44 | 1,36 |
» » сянный | 36,42 | 6,67 | 0,39 | 1,52 | 53,43 | 0,51 | 0,91 |
» » пеклеванный | 40,65 | 6,43 | 0,72 | 3,23 | 47,21 | 0,31 | 1,39 |
» пшеничный весовой | 39,84 | 9,92 | 0,52 | 1,19 | 46,64 | 0,62 | 1,26 |
Калач | 36,48 | 9,33 | 0,39 | 0,47 | 51,81 | 0,35 | 1,17 |
Французская булка | 33,66 | 9,26 | 2,87 | 1,82 | 51,42 | 0,19 | 1,00 |
X. ржаной **) корка | 30,91 | 12,06 | 0,43 | 2,18 | 50,74 | 2,53 | |
» » мякиш | 59,03 | 12,43 | 0,29 | 1,13 | 23,62 | 1,45 | 1,29 |
Французская булка корка | 22,8 | 13,93 | 1,73 | 0,53 | 59,57 | 0,12 | 0,97 |
» » мякиш | 36,32 | 14,05 | 1,49 | 0,37 | 46,40 | 0,07 | 0,95 |
1 — Вода. 2 — Азотистые вещества. 3 — Жир. 4 — Сахар. 5 — Крахмал, декстрин и гумми. 6 — Клетчатка. 7 — Зола *) Исследования Самгина в Москве. **) Исследования Тихонравова в Перми. Главной питательной составной частью ржаного и пшеничного X., как видно из приведенной таблицы, являются углеводы (крахмал, декстрин и сахар) от 40 — 55%, затем азотистые вещества от 6 — 10%, и в незначительном количестве жир (до 2,8%). Принимая во внимание количество углеводов и белков, потребное в сутки человеку, и степень усвояемости данного вида X., вычисляют так наз. пищевые рационы, т. е. весовые количества X., которые полагаются на человека в сутки для поддержания равновесия в обмене веществ во время работы и в состоянии покоя (подробнее см. Пищевое довольствие, Диета и Белковые тела). О степени питательности и усвояемости ржаного и пшеничного X. см. в ст. Мука. При исследовании X. обращают прежде всего внимание на его внешний вид, вкус, цвет и запах. В доброкачественном X. мякиш должен представлять равномерную, рыхлую, ноздревато-губчатую массу с небольшими выемками, однообразно окрашенную, без комков, образующихся вследствие недостаточного перемешивания теста или вследствие приготовления X. из лежалой муки. Мякиш должен быть достаточно эластичным; вдавления от пальцев должны скоро сглаживаться. Корка должна быть умеренной толщины без крупных трещин и пригорелых мест и не должна отставать от мякиша. X. при жевании не должен хрустеть (последнее указывает на примесь песка и других минеральных веществ). Вкус и запах должны быть приятными и своеобразными. Горьковатый вкус и затхлый запах свидетельствуют об испорченной муке или о примеси посторонних вредных веществ. Пятна, замечаемые иногда на поверхности разреза X., обуславливаются мучными комками, примесью сорных трав или растительными паразитами (oidium auranticum, penicillium glaucum и друг.). Кроме того, при оценке доброкачественности X., принимают во внимание следующие признаки: скважность, удельный вес, влажность и кислотность X. Скважность X. является важным признаком при суждении о доброкачественности X. По степени скважности можно судить, хорошо ли вымешано было и выбродило ли тесто и достаточно ли выпечен был X. Для увеличения скважности X. были изобретены разные пекарные порошки (Horsford и др.), и было предложено замешивать тесто водой, насыщенной под высоким давлением угольной кислотой; но способы эти не нашли широкого распространения. Булочники, для увеличения объема хлеба и маскирования избытка воды, стараются иногда придавать X. излишнюю скважность. По исследованиям Винокурова и Троицкого (СПб.), Самгина (Москва) и др. скважность ржаного X. колеблется между 19,4% (солдатский) и 57,2% (пеклеванный), пшеничного — от 47,5% (весовой) до 75,2% (французская булка). Доброкачественный X. отличается равномерной скважностью, более или менее характерной для каждого сорта X. В ржаном X. скважины, вообще, более крупной величины, чем в пшеничном (см. исследования Лемана, Праусница, Давыдова в ниженазванных их трудах). Удельный вес X. может также дать некоторые указания относительно доброкачественности X. По Леману, удельный вес свежего ржаного X. колеблется между 0,41 — 1,0, а свежего пшеничного 0,24 — 0,50. Чем тоньше мука., из которой приготовлен X., тем меньше его удельный вес. При исследовании качества X. очень важно определение количества воды в нем, или степень его влажности. Влажность X. следует отличать от количества воды, которое мука способна поглотить, давая так назыв. припёк (т. е. разницу между весом X. и взятой для его приготовления муки). Выход Х., т. е. отношение его веса к весу взятой для его приготовления муки, обуславливается, главным образом, сортом муки и способом его печения. Высокие сорта муки обладают большей водопоглощающей способностью, след., дают больший припёк, достигающий до 55% (нормальным для ржаной муки считается припёк в 32½ %) . Пекари, стремясь к достижению наивозможно большого припёка, прибавляют иногда при замешивании теста воды в количестве большем, чем данный сорт муки может поглотить, давая припёк, отчего получается сырой, тяжелый X.; водянистость X. происходит также от плохой выпечки (см. выше) или сырой муки. Чрезмерная влажность продажного ржаного X. — один из наиболее распространенных и вредных его недостатков. Среднее содержание воды в разных сортах Х. указана в вышеприведенной таблице. Степень кислотности X. оказывает влияние на вкус Χ. и на его усвояемость. По исследованиям Лемана, кислотность X. обуславливается, во-первых, присутствием органических кислот и, во-вторых, фосфорно-кислым калием, образующимся при брожении теста из имеющихся в муке нейтральных фосфатов. Из органических кислот в каждом умеренно кислом X. встречаются уксусная и молочная, и в незначительном количестве, высшая жирная кислота; иногда, по-видимому, также и следы муравьиной кислоты и альдегида. Покровский (СПб.) нашел в кислом ржаном X. 0,718% уксусной кислоты, в пеклеванном 0,366%, пшеничном весовом 0,437%. Вообще, кислотность разных сортов X. колеблется в широких размерах (от 0,1% до 0,9%). Высшие степени кислотности встречаются в сортах ржаного X., приготовленных из муки крупного размола; пшеничный же X. отличается невысокой кислотностью. На степень кислотности влияет также способ приготовления X.; приготовленный на закваске X. кислее, чем на дрожжах; в последнем случае кислоты не успевают образоваться вследствие быстрого разрыхления теста. Степень кислотности зависит также от продолжительности брожения, Что касается влияния кислотности X. на степень его усвояемости, то опыты Лемана и его учеников, Когена и Вебера, показали, что более кислый X. усваивается лучше, чем слабокислый; тем не менее, нельзя рекомендовать, по Леману, X., содержащий кислот больше 0,7 — 0,8%. Для лиц, страдающих расстройствами пищеварения, следует назначать слабокислый X. Посторонние примеси в X. обуславливаются, главным образом, присутствием таковых в муке. Наиболее вредными растительными примесями являются спорынья и куколь. В некоторых местностях подмешивают к муке квасцы, цинковый и медный купорос для придачи ей лучшего цвета или для оживления испорченной муки. О способах обнаруживания растительных и минеральных примесей см. ст. Мука. Микроскопическое исследование X. также иногда дает ценные указания относительно о его доброкачественности; посредством микроскопического исследования можно обнаружить примесь картофельной муки, сорных трав, содержание отрубей, сдобы и др. Суррогаты X. В неурожайные годы и во время голодовок население часто вынуждено заменять недостающий X. другими растительными продуктами. Суррогатами X. служат: лебеда, отруби, картофель, просо, гречиха и горох, мякина, желуди, подсолнечные жмыхи, свекловичный жом, винокуренная барда, солома, кора и мн. др. Суррогаты эти или примешиваются к ржаной муке, или X. приготовляется из одного суррогатного материала; чаще из смеси разных суррогатов. Некоторые из перечисленных суррогатов богаты питательными веществами, особенно — азотистыми и углеводами (картофель, гречиха, горох, просо), но X., приготовленный из них, обыкновенно, весьма плохого вкуса и трудно усваивается организмом. Другие не только обладают очень слабой питательностью, но вызывают различные желудочно-кишечные заболевания. О вредном действии наиболее распространенного у нас в голодные годы X. из лебеды — см. соотв. статью. Литература. Uffelman, «Das Brot und dessen diдtetischer Wert» (Гамб., 1884). Lehmau, «Hygienische Untersuchungen über Mehl und Brot» («Arch. fü r auf d. Gebiete der Brotbereitung» («Deutsch. Hygiene», 1893 и 1894); его же, «Reformen Vierteljahrschr. f. ö ffent. Gesundtheitspflege», 1894); Menicanti и Prausnitz, «Untersuchungen ueber das Verhalten versch. Brotarten im menschl. Organismus» («Zeitschr. f. Biologie», 1894); Покровский, «Ржаные X. с 50 — 70% отрубей и безотрубистые» (СПб., 1894); Самгин, «Санитарное исследование различных видов X. в Москве» («Сборн. работ гигиен. лаборатории Моск. унив. под ред. проф. Ф. Эрисмана», 1894); Винокуров и Троицкий, «Результаты исследования продажного хлеба в СПб.» (Приб. к газ. «Здоровье», 1883); Давыдов, «О количественном отношении припёка к влажности хлеба и муки» (1886); Попов «Хлеб» (Харьков, 1888); Тихонравов, «Два анализа продажного хлеба» («Сборн. работ Пермской зем. санитарн. станции», Пермь, 1889); Блауберг, «Исследование хлеба, виноградного вина и пива» (М., 1892); Попов, «Материалы к вопросу об усвояемости разных сортов хлеба, преимущественно его белковых веществ организмом человека» (М., 1890); Селезнев и Кубарев, «Материалы для изучения солдатского хлеба» («Врач», 1897); Скворцов, «О голодном хлебе» (1874); Доброславин, «Голодный хлеб» («Сборник работ врачей под ред. К. Славянского», (СПб., 1880); Эрисман, «К вопросу об усвояемости черного хлеба и различных суррогатов» («Труды V съезда Общ. русск. врачей в память Н. И. Пирогова», СПб., 1895); П. Смоленский, «Хлеб» и «Мука» (статьи в Реальной Энциклопедии медицинских наук). Ср. также литературу к ст. Мука и Лебеда.
Лексико-грамматические упражнения на тему «Хлеб»
Лексико-грамматические упражнения на тему Хлеб
Игра «Назови ласково»
(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)
Колос – колосок, зерно – зернышко, хлеб – хлебушек, блин – блинчик, булка – булочка, баранка – бараночка, печенье – печеньице, сушка – сушечка, пирог – пирожок. И т. д.
Игра «Откуда пришёл хлеб?»
(развитие диалогической речи; образование падежных форм существительных)
— Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.
— А в магазин как попал? – Из пекарни.
— Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
-Из чего пекут хлеб? – Из зерна.
— Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
— Откуда пшеница? – Выросла в поле.
— Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.
— А что они делают? – Хлеб убирают.
(образование родительного падежа существительных единственного числа)
Пшеница – нет пшеницы.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Комбайн – нет комбайна.
Хлеб – нет хлеба.
Машина – нет машины.
(образование относительных прилагательных)
Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука из ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
Игра «Доскажите вторую часть пословицы»
(развитие связной речи)
* Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)
* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
* Хлеб – всему … (голова).
Игра «Родственные слова»
(подбор однокоренных слов)
Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.
Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.
Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
Игра «Доскажи словечко»
(подбор рифмы; активизация словарного запаса по теме)
Зерно, скорее созревай,
Испечём мы (каравай).
Для больших и малышей
Будет много (калачей).
Для маленькой публики
Свяжем в вязку (бублики).
Всем без исключения –
Наберём зерна мы вволю
На пшеничном зрелом… (поле).
Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу»
(образование падежных форм существительных)
Я знаю пословицу о …. (хлебе).
Мама купила пшеничный …. (хлеб).
Дети едят суп с … (хлебом).
Ваня пошел в магазин за … (хлебом).
Я не люблю есть суп без …. (хлеба).
У меня дома нет … (хлеба).
(образование множественного числа существительных в именительном падеже)
Игра «Каким бывает хлеб?»
(подбор прилагательных к существительному)
Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …
Игра «Какой хлеб?»
(подбор прилагательных к существительному)
Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.
Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.
(согласование существительных с числительными)
Один колос, два, три, четыре…., пять…
Одно зернышко, два, три, четыре, пять …
Одна булочка, две, три, четыре, пять …
Одна мельница, две, три, четыре, пять… И т. п.
Игра «Как правильно сказать? Соедините правильно»
(соотнесение существительных и образованных от них относительных прилагательных)
пшено (просо) манная каша
гречка рисовая каша
геркулес (овес) пшенная каша
пшеница гречневая каша
рис геркулесовая каша
Игра «Узнай профессию»
(активизация словаря по теме)
Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Кто работает в пекарне? (Пекарь.)
Игра «Отгадай, что это?»
(согласование прилагательного и существительного в роде, числе;
развитие языкового чутья)
— Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб? (Если ребенок ошибся, например,сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить,выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка»).
Примерные загадки —вопросы для игры с дошкольниками:
• Ржаное — это поле или хлеб?
• Пшеничный – это колосок или поле?
• Пшеничная – это мука или пирожок?
• Пшеничное – это мука или тесто?
• Ржаные – это колоски или колосок?
• Хлебные – это крошки или посуда?
• Хлебный – это квас или крошки?
Игра «Придумай слово»
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Хлеборезка).
Задание 3. Завод, где делают хлеб, называется как? (Могут быть разные варианты ответов детей, пусть дошкольники придумают свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты).
После этого подскажите: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуйте догадаться».
Если дети не догадались,то скажите: «Да, такие слова, которые вы придумали, действительно могли бы быть в русском языке. Вы придумали замечательные слова!Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод».Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? (Хлебопек).
Игра «Составь предложение»
(формирование умения составлять предложение по двум опорным словам)
Магазин – хлеб
Игра «Что делают с хлебом?»
(подбор глаголов к существительному)
С хлебом что делают? (Сеют, выращивают, убирают, едят, покупают, продают, пекут).
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игры и упражнения на тему «Мое прекрасное тело» Как важно научить ребенка внимательно и бережно относиться к своему здоровью, обслуживать себя в быту, привить ребенку привычку к здоровому.
Лексико-грамматическое занятие на тему «Посуда» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного.
Лэпбук «Грамматические головоломки» своими руками Лэпбук предназначен для детей старшей и подготовительной к школе группы. Цель: сформировать у детей интерес к родному языку,.