«Хо́ббит» — поставленная режиссёром Питером Джексоном серия из трёх связанных единым сюжетом кинофильмов, представляющая собой экранизацию повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».
Трилогия состоит из фильмов:
Является хронологически последовательным приквелом кинотрилогии «Властелин колец».
Содержание
Трилогия [ ]
Фильмы являются вольной экранизацией повести Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Они рассказывают нам о приключениях хоббита Бильбо Бэггинса и тринадцати гномов по пути к Одинокой горе, а также являются приквелом к кинотрилогии «Властелин колец».
«Хоббит: Нежданное путешествие» [ ]
«Хоббит: Пустошь Смауга» [ ]
Сюжет фильма повествует о новых приключениях гномов, волшебника Гэндальфа Серого и хоббита Бильбо, которые, перейдя горы, спасаются от преследующих их орков (которых возглавляет ужасный Болг) у Беорна. Благополучно проводив гномов и хоббита на север, волшебник отправляется в крепость Дол Гулдур, где сталкивается с Некромантом, который оказывается никем иным как Сауроном, а тем временем гномы и Бильбо плутают в Лихолесье. Там они сражаются с гигантскими пауками, а затем попадают в плен к эльфам Трандуила. Благодаря находчивости Бильбо всем удаётся сбежать из темницы и достичь озёрного города Эсгарота.
После множества невзгод гномы наконец достигают Эребора — их бывшего королевства. Бильбо проникает в пещеры Одинокой горы, где дракон Смауг охраняет несметные богатства. Волшебное кольцо помогает хоббиту спастись от дракона.
«Хоббит: Битва пяти воинств» [ ]
Смауг летит в Озёрный город, а огромная армия орков под командованием Азога приближается, и вскоре разразится Битва пяти воинств.
Создание [ ]
Режиссёр [ ]
Питер Джексон — режиссёр фильма
30 мая 2010 года стало известно, что Гильермо дель Торо выбыл из проекта из-за очередной отсрочки начала съёмок в связи с финансовыми проблемами Metro-Goldwyn-Mayer, которая владеет правами на экранизацию [5]
Питер Джексон по поводу ухода Гильермо сказал следующее:
«Нам очень печально наблюдать уход Гильермо, но он держал нас в курсе, так что решение не стало неожиданностью. Мы прекрасно понимаем, как затянувшееся по не зависящим от нас причинам время разработки фильмов поставило под угрозу его другие проекты. (…) Гильермо продолжит работу над сценарием вместе со мной, Фрэн и Филиппой, так что я очень рад тому факту, что наше сотрудничество продлится ещё на несколько месяцев, пока сценарий не будет полностью готов. На этой неделе мы встретимся с New Line и Warner, чтобы обеспечить плавный переход проекта из рук Гильермо к другому режиссёру.
После ухода дель Торо в режиссёрское кресло вернулся Питер Джексон, как и планировалось изначально.
Актёры [ ]
Съёмки [ ]
Во время летнего перерыва некоторые сцены были отсняты в Великобритании, на студии Pinewood Studios, в первую очередь, с участием Кристофера Ли, исполнителя роли Сарумана. Вариант приезда части съёмочной группы в Англию, чтобы не заставлять 90-летнего актёра совершать утомительный перелёт в Новую Зеландию, упоминался в СМИ как наиболее вероятный с самого начала съёмок «Хоббита». Герои, знакомые зрителю по «Властелину колец», в основном были задействованы на начальном этапе съёмок: отсняты сцены с участием Хьюго Уивинга (Эльронд), Кейт Бланшетт (Галадриэль) и Энди Сёркис (Голлум).
Летом 2011 года в Новую Зеландию прибыл Орландо Блум (Леголас). Также есть информация, что во время командировки Питера Джексона на Pinewood Studios должен был быть задействован и Иэн Холм в роли старого Бильбо Бэггинса. Эванджелин Лилли (Тауриэль) приступила к съёмкам в сентябре, Элайджа Вуд (Фродо Бэггинс) присоединился к съёмочной группе в октябре 2011 года. Как сказал в одном из интервью Сильвестр МакКой (Радагаст), основную часть своих съёмочных дней он отработал в течение 8 недель во время первого съёмочного блока в павильонах, две-три недели съёмок предстоит ему «на натуре» в конце октября — начале ноября 2011 года и ещё на пару дней он вернётся на съёмочную площадку «Хоббита» в феврале 2012 года. В начале ноября 2011 года Люк Эванс (Бард Лучник) сообщил, что он уже снимается в течение 6 недель и будет занят на съёмках «Хоббита» до июня 2012 года.
Бенедикт Камбербэтч сообщил, что его участие в «Хоббите» не ограничится только озвучанием персонажей. Так, исполнение роли дракона Смауга будет сродни исполнению роли Голлума Энди Серкисом — Камбербэтч также наденет специальный костюм с датчиками для осуществления технологии «захвата движения и мимики». К концу февраля 2012 года основная часть работы Камбербэтча над фильмом завершена: при этом, по словам актёра, технология «захвата движения и мимики» использовалась и для создания образа Некроманта. Это даёт основания надеяться, что в «Хоббите» будет представлен обладающий портретными чертами образ Саурона.
Первый съёмочный блок проходил по большей части в павильонах (в Новой Зеландии с марта по май — осень, с июня по август — зима), второй съёмочный блок в основном проходит «на натуре». По словам Питера Джексона, такое распределение съёмочного цикла обусловлено не температурным, а световым режимом: съёмки на натуре должны проходить как минимум 12 часов каждый день, что зимой невозможно из-за раннего наступления темноты. В конце октября — первой половине ноября 2011 года съёмочные группы фильма работают в первую очередь на разных территориях Южного острова: так, одна группа снимает на самой северной части острова, в округе Нельсон, другая — в юго-восточной части острова, в округе Отаго.
Питер Джексон руководит съёмками на острове Северный: в ноябре 2011 года его съёмочная группа работала в окрестностях города Те Куйти, в регионе Уаикато. Здесь, в местности Мангаотаки Рокс, снималась сцена, в которой Гэндальф, Бильбо и 13 гномов обнаруживают в пещере горных троллей клад с сокровищами.
10 ноября 2011 года был отмечен «экватор» съёмочного периода: 127 съёмочных дней из запланированных 254.
6 июля 2012 года на персональной странице Питера Джексона в Facebook появилась запись, в которой режиссёр объявил об окончании основных съёмок (причём, по его словам, количество съёмочных дней было увеличено до 266) и поблагодарил съёмочную группу за работу.
15 мая начался этап дополнительных съёмок фильмов «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва пяти воинств», который должен был завершиться в конце 2014 года.
Количество фильмов [ ]
Возник также вопрос о числе фильмов и их содержании. New Line Cinema хотела растянуть сюжет повести «Хоббит» таким образом, чтобы создать два фильма, что было бы выгодно с финансовой точки зрения. Дель Торо и Джексон воспротивились этому. Дель Торо предложил другой вариант: первый фильм, «Хоббит», будет снят по повести Толкина, а второй станет апокрифом, рассказывающим о десятилетиях между событиями «Хоббита» и «Властелина колец».
См. также: подробности об истории авторских прав в статье Влияние и адаптации произведений Толкина.
Бюджет [ ]
Дизайн [ ]
Оружие [ ]
В ролях [ ]
Ниже представлен список актёров, снявшихся в фильме [23] :
Кэролинн Каннингем Зейн Уэйнер Фрэн Уолш Питер Джексон
Автор сценария
Фрэн Уолш Филиппа Бойенс Питер Джексон Гильермо дель Торо по повести Джона Толкина
В главных ролях
Мартин Фримен Иэн Маккеллен Ричард Армитидж Энди Серкис Орландо Блум Эванджелин Лилли Люк Эванс Ли Пейс Кейт Бланшетт Кристофер Ли Хьюго Уивинг
Оператор
Эндрю Лесни
Композитор
Говард Шор
Кинокомпания
New Line Cinema Metro-Goldwyn-Mayer WingNut Films
Дистрибьютор
Warner Bros.
Длительность
532 Минуты
Бюджет
745 млн долл. (на март 2014) [1]
Сборы
2,935 млрд долл.
Страна
Новая Зеландия США
Язык
английский
Год
2012–2014
Предыдущий фильм
Властелин колец
Следующий фильм
Властелин колец
Официальный сайт
«Хо́ббит» — поставленная режиссёром Питером Джексоном серия из трёх связанных единым сюжетом кинофильмов, представляющая собой экранизацию повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».
Трилогия состоит из фильмов:
Является хронологически последовательным приквелом кинотрилогии «Властелин колец».
СЦЕНАРИСТ: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон
В РОЛЯХ: Мартин Фриман, Бенедикт Камбербэтч, Хьюго Уивинг, Люк Эванс, Элайджа Вуд, Эванджелин Лилли, Йэн Маккеллен
ПРОКАТ В РОССИИ: «Каро-Премьер»
ПРЕМЬЕРА В РОССИИ: 19 декабря 2012 года
Быть или не быть?
В 2004 году триумфально отгремела кинотрилогия «Властелин Колец». Почти три миллиарда кассовых сборов и рекордные одиннадцать «Оскаров» последнему фильму стали красивой финальной точкой. Но от «Властелина» остались целые города декораций, слаженная команда и сотни рабочих мест для жителей Новой Зеландии. Было бы расточительством забросить это после трёх фильмов.
Толкинисты и журналисты начали играть в «угадайку»: что снимут дальше? «Сильмариллион»? Но это не единая история, а множество разных мифов, рассказанных вкратце. Продолжение «Властелина Колец»? Но Толкин не написал его, отрывок «Новая тень» не тянет и на десять минут, а домыслы на тему «Саурон наносит ответный удар» стали бы надругательством над каноном. В рунете витали наивные надежды, что Джексона заинтересует «Кольцо Тьмы» Ника Перумова. Но большинство сходилось на том, что снимут «Хоббита». И не ошиблось.
Мало кто знал, что Джексон и New Line Cinema сначала планировали снять «Хоббита» как первую часть «Властелина Колец», только права на экранизацию тогда были в руках компании United Artists. Теперь «Хоббит» стал идеальной идеей для «продолжения» кинотрилогии. В нём можно использовать декорации из ВК и актёров, которые будут рады вернуться в старые образы. Да и с правами проще: владелец прав на «Хоббита» Саул Зейнц не откажет создателям оскароносной трилогии. Лучше иметь дело с ним, чем с несговорчивым Кристофером Толкином, которому принадлежат права на «Сильмариллион». Джексон предполагал снять два фильма, разделив сюжет между ними. К работе над картинами собирались подключиться студия MGM и концерн Warner Bros.
Но вместо новостей о начале съёмок в 2005-2006 годах из Голливуда доносилось только слухи о новых и новых судах. За миллиарды, заработанные кинотрилогией, с New Line Cinema судились все подряд — Кристофер Толкин, Саул Зейнц, актёры, спонсоры, инвесторы. Справедливости ради стоит отметить: дело, похоже, было не в жадности истцов, а в двойной бухгалтерии New Line. Так, одному инвестору студия умудрилась прислать отчёт, что фильм принёс одни убытки, — хотя гигантские цифры кассовых сборов публиковались во всех газетах.
Хуже всего, что в числе истцов оказался и Питер Джексон. И Боб Шэй, директор New Line, объявил, что теперь Питер сядет в режиссёрское кресло «Хоббита» только через его труп.
Нежданная справка 1
В 1976 году продюсер Саул Зейнц, знавший Толкина при жизни, купил у его сыновей права на экранизации, имена, названия и образы из Властелина Колец и Хоббита за баснословные по тем временам десять миллионов долларов. Теперь средиземские фильмы, игры и атрибутика приносят миллиарды, а наследники Профессора грызут ногти, осознав, как продешевили.
Лабиринт безденежья
New Line начали искать замену Джексону. Одно время на его место сватали режиссёра «Зловещих мертвецов» и «Человека-паука» Сэма Рэйми. Но этому «Хоббиту, который мог быть» помешали проигранные суды и финансовые проблемы. Очень некстати «Золотой компас», на который New Line рассчитывали как на нового «Властелина Колец», провалился в американском прокате. Компания встала на грань банкротства, и съёмки «Хоббита» в очередной раз пришлось отложить.
Первым этой неопределённости не выдержал Саул Зейнц. Девяностолетний владелец Средиземья стукнул по столу и объявил, что если режиссёра не найдут в ближайшее время, то он передаст права другой компании. И что Джексона должны обязательно привлечь к работе, даже если для этого понадобится чей-то труп. Боссы MGM и Warner Bros. поддержали Зейнца, так что Шэю пришлось взять слова обратно и мириться с Джексоном. Сам Питер за время простоя с головой ушёл в новые проекты («Кинг-Конг», «Милые кости» и «Тинтин») и в любом случае не нашёл бы времени снять «Хоббита». Но кресло исполнительного продюсера всё же принял. Как потом оказалось — не зря.
В Хоббите осталась частичка Дель Торо — он приложил руку и к сценарию, и к дизайну
А режиссёром в апреле 2008 года был объявлен Гильермо дель Торо, создатель «Лабиринта Фавна» и «Хеллбоя». Но стоило поклонникам вздохнуть с облегчением, как разразился новый скандал. Кто-то раскопал старые интервью режиссёра, в которых тот имел неосторожность. ругать книги Толкина!
Никогда не понимал героического фэнтези. Вообще. Не люблю всяких коротышек, драконов, хоббитов с волосатыми ногами, мечи и магию.
Я честно пытался осилить «Властелин Колец». Я не смог. Он был очень тяжёлым для меня.
Разумеется, в те годы Гильермо и подумать не мог, что однажды станет снимать фильм про хоббитов с волосатыми ногами и драконов, доказывая разъярённым толкинистам, что ничего не испортит.
Фанатам трудно принять мысль, что книгу может экранизировать человек, не влюблённый в неё. Но Гильермо — в первую очередь профессионал. И он был серьёзен, когда говорил, что отдаст проекту все силы. Подписав контракт, режиссёр прочёл все книги, изучил дополнительные материалы и, по его словам, лучше понял Толкина.
Ну вы и понаписали сценариев! Да тут на три фильма хватит!
Прежде чем писать сценарий, Дель Торо пошёл к руководству с серьёзным разговором о двух фильмах. Рубить «Хоббита» пополам ему категорически не нравилось: книжка и так не больно-то велика. Он предложил уложить всю историю в первый фильм, а второй сделать «мостиком» к ВК, повествующим о событиях между «Хоббитом» и «Братством Кольца». Джексон же считал, что лучше ненавязчиво разбавить сюжет сценами, которые Профессор оставил за кадром, чем вытягивать из них отдельный фильм. Почти год Дель Торо, Джексон, Фрэн Уолш и Филиппа Бойенс мучились со сценарием фильма-«мостика», и в итоге Гильермо пришлось пойти на попятную. Итоговый сценарий поделил «Хоббита» надвое, как и планировал Джексон.
Подготовительная работа, которую проделал дель Торо, впечатляет. Он не только вернул в команду композитора Говарда Шора и художников Алана Ли и Джона Хоу, но и привлёк к работе «папу» Хеллбоя — Майка Миньолу. А исполнителя роли краснокожего демона, Рона Перлмана, он видел в роли Беорна. По замыслу Гильермо, фильм должен был начинаться со светлого, «джексоновского» Средиземья и постепенно становиться всё мрачнее.
К сожалению, Питер и Гильермо спорили, обсуждали и строили планы на фоне очередной финансовой ямы и неопределённости. Концерн Warner Bros. спас New Line от банкротства, купив её, но тут же зашаталась и MGM. Начало съёмок отодвигалось всё дальше, и терпение Дель Торо таяло. Его команда уже подготовила всё необходимое: сценарий, дизайн персонажей, костюмов и декораций, даже раскадровку сцен, — а отмашки всё не было. В начале 2010 года режиссёр хлопнул дверью. У Гильермо было слишком много своих планов, чтобы жертвовать ими ради полумёртвой картины.
Наверняка «тёмный» «Хоббит» от Гильермо дель Торо стал бы откровением и новым взглядом на Средиземье. Интересно было бы увидеть и историю, уместившуюся целиком в один фильм. Это ещё два «Хоббита, которые могли быть». Но куда важнее, что место Гильермо занял Питер Джексон. В режиссёрское кресло наконец-то сел тот, кто должен был занимать его с самого начала, кто не переставал верить в «Хоббита» и был готов тащить его на себе до конца.
Нежданная справка 2
Нежданная справка 3
Ватсон, Гарри, Тумнус или Кто?
Джексон сделал всё возможное, чтобы сохранить старую актёрскую гвардию. Он понимал, что Гэндальфом, Голлумом и Элрондом должны быть те и только те актёры, что были ими во «Властелине Колец». Поменяй героям лица, — и нарушится единство Средиземья, пропадёт ощущение, что по ту сторону экрана — реальный мир с живыми людьми. Поэтому на Йена Маккелена и Энди Серкиса рассчитывали по умолчанию, и даже долго колебавшийся Хьюго Уивинг нашёл время снова сыграть Элронда. А вот прежний Бильбо для «Хоббита» не годился. Конечно, никто не сомневался в мастерстве семидесятилетнего сэра Йена Хольма, и гримёры могли скрыть его возраст. Но «Хоббит» — приключенческий фильм, где главный герой должен драться, бегать и плавать, а не прятаться за спинами дублёров. Хольм получил роль старого Бильбо-рассказчика в прологе, но для основного фильма нужен был молодой актёр.
Одним из главных претендентов на роль мистера Бэггинса считался Джеймс Макэвой, на счету которого роли Лето Атрейдеса-младшего в «Детях Дюны» и фавна Тумнуса в «Хрониках Нарнии». В последних он донельзя похож на хоббита. Часто называли и десятого Доктора Кто — Дэвида Теннанта, и Дениэла Рэдклиффа, исполнителя роли Гарри Поттера, киносага о котором как раз подходила к концу. Каждый из этих актёров отлично справился бы с ролью (правда, чересчур знакомая физиономия мешала бы воспринимать Рэдклиффа как Бильбо). Это целых три «Хоббита, которые могли быть». Но на вопросы о «Хоббите» все трое лишь отшучивались — ни с одним дело не дошло даже до кинопроб.
Глоин, отец Гимли, дерётся секирами сына из реквизита «Властелина Колец»
В последний день съёмок, перед расставанием, ветераны Средиземья не сдерживали эмоций
Надо понимать, что в 2010-м шансы «Хоббита» увидеть свет уже казались призрачными. Шёл шестой год работы над фильмом, а на съёмочной площадке по-прежнему гулял ветер. Поэтому, хотя у студии наконец появились деньги, роль Бильбо больше не выглядела заманчивой. Когда Джексон остановил свой выбор на Мартине Фримене, тот сперва. тоже отказался! У Мартина был плотный график съёмок в сериале «Шерлок», где он играл доктора Ватсона, и эта работа выглядела куда более надёжной. И только когда студия предложила актёру график, позволявший остаться в сериале, он принял предложение.
После этого объявления о кастинге хлынули волной, и вдруг стало ясно, что «Хоббит» всё-таки состоится. Оказалось, что контракты давно подписаны, и хитрый Джексон просто ждал момента. Имена всех тринадцати гномов объявили одновременно. А голосом Смога и Некроманта оказался Бенедикт Камбербетч из того же сериала «Шерлок», так что в сцене встречи Смога и Бильбо англоязычные зрители услышат диалог Холмса с Ватсоном.
Нежданная справка 4
Возвращение короля
День начала съёмок, 21 марта 2011 года, стал настоящим праздником. Ветераны «Властелина Колец» встретились после долгих лет, не пряча слёз радости. Проект всё же состоялся. Все «Хоббиты, которые могли быть», наконец отсеялись, и пришло время делать «Хоббита», который будет на самом деле.
Ещё на подготовительном этапе стало ясно, что одной съёмочной группой не обойтись. Вторую группу возглавил Энди Серкис, которому режиссёрскую работу пришлось сочетать с исполнением роли Голлума. Пока основная команда Джексона колесила по Новой Зеландии на грузовиках, группа Серкиса нарезала круги на вертолёте, разыскивала натуру, не засвеченную во «Властелине Колец», и снимала короткие сценки в отдалённых локациях.
Натурные съёмки Шира прошли возле города Матамата — там же, где и во «Властелине Колец», но хоббичьи норы пришлось отстраивать заново. В прошлый раз их делали временными, из пластика, и разобрали после съёмок. И хотя местные власти сохранили остатки Шира в неприкосновенности, показывать туристам приходилось всего-навсего дыры в холмах. На сей раз съёмочная группа получила разрешение построить настоящую деревню из долговременных материалов, которая останется в Матамата, работая на туриндустрию.
Джексон признался, что главной проблемой для него оказались гномы — целая толпа бородачей, которые отличаются разве что именами. Поэтому в задачу гримёров входило сделать каждого из них уникальным. У каждого — своя неповторимая причёска, свои утолщающие накладки. Актёры, играющие Торина и его команду, — мужчины рослые, поэтому в некоторых сценах, где гномы и Бильбо стоят рядом с людьми, их заменяли дублёры-карлики.
Питер Джексон — хоббит по натуре. И так просто со Средиземьем не расстанется
В 2009 году Джеймс Кэмерон поставил мир кино на уши, выпустив «Аватара» в формате 3D. Потрясённые зрители принесли в кассы кинотеатров больше двух миллиардов долларов. Киностудии ахнули и с тех пор безуспешно пытаются повторить успех Кэмерона, выпуская один 3D-фильм за другим. Трёхмерным будет и «Хоббит». Но Питер Джексон решил не отставать от коллеги и совершить ещё одну кинореволюцию — снять фильм в формате 48 кадров в секунду.
Помимо более реалистичной картинки, формат принёс создателям «Хоббита» немало головной боли. Оказалось, что цвета в таком формате воспринимаются иначе, — в некоторых сценах пришлось гримировать актёров, делая их красными, как свёкла. Крайне «живое» изображение потребовало более тщательного подхода к мелким деталям одежды. Но всё это оказалось сущей ерундой по сравнению с главной проблемой — психологической.
Когда десятиминутный фрагмент «Хоббита» в новом формате торжественно представили на «Комик- коне», отзывы были. неуверенными. Изображение выглядело слишком непривычным для зрителей, исчезла смутность, которых ожидают от кино. Кто-то сравнил «Хоббита» с телетрансляцией, другой — с дырой в стене, за которой разыгрывается сцена. Джексон вынужден был признать, что аудитории нужно время, чтобы привыкнуть к новому облику кино. И, к сожалению, рисковать чужими деньгами во имя прогресса он не имеет права. Так что в массовый прокат «Нежданное путешествие» выходит в скучном и банальном формате 24 кадра в секунду. Показ же 48-кадровой версии будет ограниченным, и по итогам его, видимо, примут решение, как прокатывать вторую часть. Ходят слухи, что и Джеймс Кэмерон выпустит «Аватар 2» в новом формате, если «Хоббит» соберёт приличную кассу.
К счастью, этого «Хоббита, который мог быть» мы всё же увидим, и есть надежда, что смелый эксперимент оправдает себя. Стоит посмотреть фильм именно в формате 48 кадров в секунду — хотя бы из любопытства.
Последнюю сенсацию Питер преподнёс за пару месяцев до премьеры: «Хоббит» станет трилогией. Они со сценаристами Фрэн и Филиппой выкопали так много интересных подробностей из дневников Толкина, что в две картины их не уместить. Третья часть, «Туда и обратно», послужит тем самым «мостиком» к событиям «Властелина Колец», который предлагал Дель Торо. Судя по всему, нас ждёт рассказ о возродившемся Сауроне, а то и о завоевании Балином Мории.
Кое-откуда раздались крики, что жадный Питер хочет нажиться на наследии Профессора. На маленького «Хоббита» — три фильма! Но дело здесь не только в деньгах, снимать Средиземье стало для Питера делом всей жизни. Фильмы Джексона — давно уже нечто большее, чем просто перенесённые на экран книги Толкина. Они превратились в самостоятельные произведения, в мир Джексона, такой живой и детальный, что Профессор не мог о таком и мечтать. И для фэнтезийного кино эти картины так же важны, как книги Толкина для литературы фэнтези. Именно Питер сейчас чуть ли не единственный, кто снимает не постмодернистские сказки для взрослых, не городскую готику и не псевдоисторию, а настоящее эпическое фэнтези в лучших традициях жанра. Ради того, чтобы такие фильмы выходили, не грех оплатить ещё один билет. Благодаря
Благодаря Джексону мы вот-вот увидим «Хоббита», который есть. И у нас в запасе останется ещё «Хоббит», который может быть. Который обязательно будет.