ходынка какой район москвы
Хорошёвский район (Москва)
Район города Москвы в составе Северного административного округа. В границах района действует внутригородское муниципальное образование Хорошёвское в городе Москве.
Образован 12 сентября 1991 года в качестве муниципального округа. 5 июля 1995 года преобразован в район.
Ходынское поле (до XVII века «Ходынский луг») известно с XIV века, первое упоминание о котором датируется 1389 годом, когда Дмитрий Донской завещал подмосковный Ходынский луг своему сыну Юрию Дмитриевичу. Долгое время поле оставалось незастроенным, на нём располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы.
В начале XVII века войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами Лжедмитрия II. При Екатерине II в 1775 году на Ходынке было проведено грандиозное народное гуляние по случаю окончания войны с Турцией и заключение весьма выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира. В дальнейшем Ходынское поле неоднократно использовалось для массовых народных гуляний.
В 1883 г. поле было избрано местом народного гуляния во время коронации императора Александра III. В 1834 году на Ходынском поле открылся ипподром (ныне Московский ипподром). В XIX веке на Ходынском поле располагались военные лагеря, в конце столетия — Николаевские казармы, после революции переименованные в Октябрьские казармы.
Западнее окружной железной дороги находилось Военное поле, где проводились учения войск и стрельбы. В 1892 году при военных лагерях был построен деревянный храм Сергия Радонежского. В конце XIX — начале XX веков Ходынка использовалось для организации крупных выставок, первая из которых — Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года.
В мае 1896 г. в Москве состоялся обряд коронации императора Николая 2-го, которая превратилась в трагедию.
В 1922 году в ознаменование пятилетия Октябрьской революции часть Ходынского поля — Военное поле — была переименована в «Октябрьское Поле».
Важнейшим событием, определившим дальнейшую судьбу Ходынского поля, стало создание аэродрома. Здесь на несовершенных аэропланах, изготовленных в кустарных условиях делала свои первые шаги российская авиация.
Характеристика территории района
Сегодня это престижный, уютный и зеленый, жилой район столицы с развитой инфраструктурой. Площадь «зеленой» зоны района превышает 500 тыс. кв.м. Это парк «Березовая роща», Чапаевский парк, парк «Исторические ландшафты Москвы» на Ходынском поле, два сквера.
Хорошёвский район обладает мощным научным и производственным потенциалом. Сегодня треть его территории занимают промышленные зоны. Здесь свыше 50 крупных и средних промышленных предприятий, на которых занято более 80 тыс. человек.
Среди крупных предприятий следует выделить гигантов аэрокосмической промышленности: ОАО «ОКБ им. Сухого», ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина», Институт медико-биологических проблем Российской Академии наук, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем.
Территория Промзоны № 5, в границах которой расположены многие крупные предприятия, находится на постоянном контроле Государственного природоохранного учреждения «Мосэкомониторинг» и включена в план рейдов передвижной лаборатории.
От выставки до парка: как менялось Ходынское поле на протяжении 100 лет
Ходынское поле — одна из немногих по-настоящему знаковых территорий на карте Москвы. Сто лет назад здесь открыли первый в столице аэродром, в середине прошлого века на его месте создавали центральный авиационный узел, определивший развитие всей северо-западной части города на годы вперед. Сегодня на Ходынском поле находится один из крупнейших московских парков, построенных в послесоветский период.
«РБК-Недвижимость» рассказывает, как менялся смысл и функциональное назначение этого места в течение последнего столетия.
Первое упоминание о Ходынском поле датируется XIV веком и связано с именем Дмитрия Донского, который передал его во владение своему сыну Юрию Дмитриевичу. На протяжении столетий эти земли использовались по-разному: в XIV–XVII веках здесь находились пашни, при Екатерине Великой — площадка для массовых гуляний, в конце XIX века — ипподром и армейские казармы.
Печальную известность Ходынка получила в конце XIX века. 30 мая 1896 года здесь состоялись народные гуляния по случаю коронации Николая II: всем пришедшим обещали съестные подарки от государя, для раздачи которых выстроили специальные деревянные павильоны. С раннего утра на поле скопилось около полумиллиона человек, из-за плохой организации возникла давка, в результате около полутора тысяч погибло, еще столько же было покалечено. Трагедия вошла в историю под названием Ходынская катастрофа.
Современная история Ходынского поля началась в 1882 году, когда здесь открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. «Именно тогда это пространство впервые заиграло как важная городская площадка», — говорит старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
«Спустя почти два десятилетия, в 1910 году, на Ходынском поле открылся первый в Москве аэродром, впоследствии Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе. Поворотной датой в судьбе этого места стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания вместе с Московским военным округом приняли решение отдать часть Ходынки под летное поле. Место оказалось идеальным для развития нового вида транспортного сообщения: недалеко от центра города, вблизи основных транспортных узлов, к тому же неплохо обустроенное», — продолжает рассказывать Ромодин.
В 1922 году, к пятилетию Октябрьской революции, Ходынское поле официально переименовали в Октябрьское, однако новое название не прижилось: в народе этот район продолжали называть Ходынкой. Единственное, что сейчас напоминает о послереволюционном переименовании, — станция метро «Октябрьское Поле», открытая здесь в 1972 году.
В начале 1920-х годов на базе Ходынки было решено развивать центральный авиационный узел по примеру многих европейских столиц. В это время появилось много конкурсных проектов аэровокзалов, вспоминает Денис Ромодин. Один из них разработали известные архитекторы Илья и Пантелеймон Голосовы, однако реализовать его не удалось: здание аэровокзала построили только в 1931 году.
Именно Ходынка стала для России буквальным «окном в Европу»: 3 мая 1922 года с Центрального аэродрома был совершен первый международный гражданский рейс по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин. В дальнейшем отсюда отправлялись самолеты во все крупные города Советского Союза и Европы.
После крушения самолета АНТ-20 «Максим Горький» на дачный поселок Сокол в 1935 году было принято решение прекратить использование Ходынского поля в качестве пассажирского аэродрома. С тех пор здесь проводились только служебные полеты.
В 1930-е рядом с полем построили станцию метро «Аэропорт», здание аэровокзала, откуда отходили автобусы до других московских аэропортов, а также новое управление «Аэрофлота» и гостиницу для летного состава. «Предполагалось, что люди будут доезжать до станции метро «Аэропорт», пересаживаться там на автобусы, курсирующие до других аэропортов. Но эта идея оказалась неудачной — неудобно добираться, в результате решили развивать железнодорожный транспорт. Реализована эта идея была только в 2000-е, когда от вокзалов стали курсировать аэроэкспрессы до трех аэропортов Московского авиаузла», — говорит Ромодин.
Проект создания на Ходынском поле центрального авиаузла разрабатывался вплоть до начала 1940-х годов, но осуществить планы помешала война. Тогда все рейсы с Ходынки перенесли в Быково, Внуково и Остафьево.
После 1945 года власти рассматривали различные проекты застройки Ходынского поля. Например, в начале 1950-х разрабатывался проект строительства Дома техники — сталинской высотки, которую планировалось разместить на одной оси с Петровским дворцом. «На этом участке предполагалось создание различных научно-исследовательских институтов, связанных с авиационной промышленностью, например ОКБ им. Микояна и Гуревича и ОКБ им. Ильюшина. Основную же часть поля по проекту должна была занять квартальная сталинская застройка по примеру Песчаных улиц, — рассказывает Денис Ромодин. — Но поскольку этот участок принадлежал Министерству обороны, город не имел административных возможностей что-либо здесь делать. После войны Министерство обороны активно занялось развитием спортивной инфраструктуры Ходынского поля: рядом с авиационными ангарами, которые стоят и сегодня, появились бассейн, крытый ледовый дворец, атлетический манеж и другие сооружения. Строительство продолжалось вплоть до 1980-х годов».
До конца 1990-х годов Центральный московский аэродром оставался белым пятном на карте города: здесь ничего не проектировалось, поскольку территория принадлежала Министерству обороны, была исключена из городского развития и находилась за забором.
В 2003 году аэродром окончательно закрыли, хотя самолеты стояли еще долгое время — планировалось, что они станут экспонатами так и не реализованного музея авиационной техники под открытым небом. Только при Юрии Лужкове часть Ходынского поля отдали под жилые и коммерческие объекты — проектом застройки района занимался «Моспроект-4» под руководством архитектора Андрея Бокова.
Во второй половине нулевых здесь появился ледовый дворец спорта «Мегаспорт», жилой комплекс «Гранд Парк», а также крупнейший в Европе торгово-развлекательный центр «Авиапарк».
О районе
Граница Хорошевского района проходит по северной и северо-западной границам полосы отвода Смоленского направления МЖД, далее по осям 2-й Магистральной ул. и 3-й Магистральной ул., юго-западной границе полосы отвода Малого кольца МЖД, осям 3-й Песчаной ул., Чапаевского пер., Ленинградского проспекта, северо-западной границе владения № 37 строение № 28 по Ленинградскому проспекту, улице Маршала Шапошникова, пр.пр. № 1087, ул. Поликарпова и ул. Беговой до полосы отвода Смоленского направления МЖД.
Показатели | Значение |
---|---|
Общая площадь района | 998 га |
Общая протяженность дорог | 35,3 км. |
Площадь «зеленой» зоны | 146,5 га |
Строений жилых | 261 |
Общее население района | 61,6 тыс. чел. |
в т.ч. : | |
· Дети от 0 до 16 лет | 12,7 тыс.чел. |
· Трудоспособное население | 34,2 тыс.чел. |
· Старше трудоспособного возраста | 15,9 тыс.чел. |
Поликлиники всего | 2 |
Центр Социального обслуживания | 1 |
Общеобразовательные школы | 4 комплекса |
Колледжи | 1 |
Музыкальные школы | 1 |
Детские дошкольные учреждения | 22 |
Кинотеатры | — |
Библиотеки | 3 |
Парки | 3 |
Выставочные залы | 1 |
Спортивные залы | — |
Спортивные дворовые площадки | 28 |
Детские спортивные школы | 9 |
История района
Хорошевский район расположен в северо-западной части Северного административного округа, занимает площадь 998 Га и имееет население около 61,6 тысяч человек.
Основными магистралями района являются Хорошевское шоссе, улица Куусинена, улица Зорге и участок Ленинградского проспекта.
На территории района находятся 55 предприятий, на которых работает 80 тысяч человек. Практически в центре района расположено Ходынское поле.
В далеком прошлом большая часть Ходынского поля была занята могучими девственными лесами. Ходынка и ее окрестности связаны со многими событиями российской истории. В смутное время Ходынское поле оказалось в центре борьбы против Лжедмитрия. В 1883 г. поле было избрано местом народного гуляния во время коронации императора Александра 3-его и для организации первой Всероссийской художественно-промышленной выставки. В мае 1896 г. в Москве состоялся обряд коронации императора Николая 2-го, которая превратилась в трагедию.
Важнейшим событием, определившим дальнейшую судьбу Ходынского поля, стало создание аэродрома. Здесь на несовершенных аэропланах, изготовленных в кустарных условиях делала свои первые шаги российская авиация. Сегодня это престижный, уютный и зеленый, жилой район столицы с развитой инфраструктурой.
Площадь «зеленой» зоны района превышает 500 тыс. кв.м. Это парк «Березовая роща», Чапаевский парк, парк Ходынское поле, два сквера.
Хорошевский район обладает мощным научным и производственным потенциалом. Сегодня треть его территории занимают промышленные зоны. Здесь свыше 50 крупных и средних промышленных предприятий, на которых занято более 80 тыс. человек.
Среди крупных предприятий следует выделить гигантов аэрокосмической промышленности: ОАО «ОКБ им. Сухого», ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина», Институт медико-биологических проблем Российской Академии наук, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем.
На территории района находится плодоовощная база ЗАО «Красная Пресня», которой присвоен статус крупнейшего распределительного офисно-складского комплекса Севера Москвы.
Территория Промзоны № 5, в границах которой расположены многие крупные предприятия, находится на постоянном контроле Государственного природоохранного учреждения «Мосэкомониторинг» и включена в план рейдов передвижной лаборатории.
Ходынское поле
Ходынское поле, больше известное как Ходынка, прочно срослось с трагическими событиями истории России. После ужасной давки в конце 19 века, многие забыли, что этот район еще со времен Екатерины II использовалось для государственных праздников и народных гуляний. Сегодня здесь находятся многие достопримечательности столицы, а туристы спешат увидеть преобразившуюся Москву.
Немного истории
Обширные земли к северо-западу от Москвы с 14 века использовались для различных государственных и народных мероприятий. В те времена оно называлось «Ходынский луг» по имени одноименной речушки. В 1389 году Дмитрий Донской завещал его сыну Юрию.
Эти земли видели и сражения (битву войск Василия Шуйского с Лжедмитрием II в 17 веке) и грандиозные праздники, которые начались с массовых гуляний в честь мира с Турцией при Екатерине II и закончились ужасной трагедией при вступлении Николая II на престол унесшей жизни 1360 человек. Советская история поля отмечена полетами Нестерова, Уточкина, Чкалова, здесь даже планировали открыть музей авиации. Но сегодня Ходынское поле превращено в современный район Москвы, где исторические места пресекаются с современной инфраструктурой. Ходынка привлекает гостей своими просторами и возможностью сочетать приятный отдых с интересной информацией о жизни России.
Что посмотреть
Прогулку по Ходынскому полю лучше совершать на автотранспорте, большие расстояния не предрасполагают к неспешному променаду. На нашем официальном сайте есть предложения индивидуальных авторских экскурсий, на которых вы узнаете подробную информацию об этом историческом месте:
Значительная часть путешествия по Ходынке всегда посвящена ее трагической истории. Большинство туристов знает факт массовой гибели людей во время давки в 1896 году. На экскурсии вы сможете узнать подробности того ужасного дня.
Сегодня люди приезжают на Ходынку из-за самого большого в Европе торгового центра «Авиапарк». На площади 400 тыс. кв. м есть все: гипермаркеты и бутики известных брендов, развлекательный центр и мультиплекс, крупнейший аквариум, студии танцев и салоны красоты. Здесь можно провести весь день, особенно, если в вашей компании будут дети. Часы работы и подробное описание объектов ТЦ читайте на нашем сайте или уточняйте у менеджеров.
В сентябре 2018 года на Ходынском поле открыт новый парк на месте бывшего аэродрома. Площадь 25 га отдана под спортивные и увеселительные мероприятия. Вы найдете здесь площадки для тенниса и бадминтона, волейбольные и баскетбольные площадки, место для стритбола и батутный комплекс. Проект выдержан в авиационной тематике, разбивает всю площадь на три автономные зоны и отвечает самым современным требованиям комфорта и безопасности. Расписание работы и стоимость билетов в парке читайте на официальном сайте «Спутника».
Как добраться
Самый удобный способ доехать до Ходынского поля — метро. Ближайшие станции: Динамо, Савеловская, Полежаевская. Далее можно пройтись пешком до нужного места или воспользоваться автобусами или троллейбусами. В ТЦ «Авиапарк» можно добраться от метро на фирменных автобусах. Даже если вы путешествуете самостоятельно, заблудиться здесь невозможно, транспортное движение продумано и понятно, везде встречаются указатели.
Адрес: Ходынский район окружен следующими магистралями Москвы: Ленинградским проспектом, Хорошевским шоссе, улицей Береговой и проспектом Маршала Жукова.
Ходынское поле
Ходынское поле | |
Ходынское поле на карте окрестностей Москвы (1895 год) | |
История | |
---|---|
Первое упоминание |