Район города Москвы в составе Северного административного округа. В границах района действует внутригородское муниципальное образование Хорошёвское в городе Москве. Образован 12 сентября 1991 года в качестве муниципального округа. 5 июля 1995 года преобразован в район.
Ходынское поле (до XVII века «Ходынский луг») известно с XIV века, первое упоминание о котором датируется 1389 годом, когда Дмитрий Донской завещал подмосковный Ходынский луг своему сыну Юрию Дмитриевичу. Долгое время поле оставалось незастроенным, на нём располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы.
В начале XVII века войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами Лжедмитрия II. При Екатерине II в 1775 году на Ходынке было проведено грандиозное народное гуляние по случаю окончания войны с Турцией и заключение весьма выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира. В дальнейшем Ходынское поле неоднократно использовалось для массовых народных гуляний.
В 1883 г. поле было избрано местом народного гуляния во время коронации императора Александра III. В 1834 году на Ходынском поле открылся ипподром (ныне Московский ипподром). В XIX веке на Ходынском поле располагались военные лагеря, в конце столетия — Николаевские казармы, после революции переименованные в Октябрьские казармы. Западнее окружной железной дороги находилось Военное поле, где проводились учения войск и стрельбы. В 1892 году при военных лагерях был построен деревянный храм Сергия Радонежского. В конце XIX — начале XX веков Ходынка использовалось для организации крупных выставок, первая из которых — Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года.
В мае 1896 г. в Москве состоялся обряд коронации императора Николая 2-го, которая превратилась в трагедию. В 1922 году в ознаменование пятилетия Октябрьской революции часть Ходынского поля — Военное поле — была переименована в «Октябрьское Поле».
Важнейшим событием, определившим дальнейшую судьбу Ходынского поля, стало создание аэродрома. Здесь на несовершенных аэропланах, изготовленных в кустарных условиях делала свои первые шаги российская авиация.
Характеристика территории района
Сегодня это престижный, уютный и зеленый, жилой район столицы с развитой инфраструктурой. Площадь «зеленой» зоны района превышает 500 тыс. кв.м. Это парк «Березовая роща», Чапаевский парк, парк «Исторические ландшафты Москвы» на Ходынском поле, два сквера.
Хорошёвский район обладает мощным научным и производственным потенциалом. Сегодня треть его территории занимают промышленные зоны. Здесь свыше 50 крупных и средних промышленных предприятий, на которых занято более 80 тыс. человек.
Среди крупных предприятий следует выделить гигантов аэрокосмической промышленности: ОАО «ОКБ им. Сухого», ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина», Институт медико-биологических проблем Российской Академии наук, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем.
Территория Промзоны № 5, в границах которой расположены многие крупные предприятия, находится на постоянном контроле Государственного природоохранного учреждения «Мосэкомониторинг» и включена в план рейдов передвижной лаборатории.
Ходынское поле, больше известное как Ходынка, прочно срослось с трагическими событиями истории России. После ужасной давки в конце 19 века, многие забыли, что этот район еще со времен Екатерины II использовалось для государственных праздников и народных гуляний. Сегодня здесь находятся многие достопримечательности столицы, а туристы спешат увидеть преобразившуюся Москву.
Немного истории
Обширные земли к северо-западу от Москвы с 14 века использовались для различных государственных и народных мероприятий. В те времена оно называлось «Ходынский луг» по имени одноименной речушки. В 1389 году Дмитрий Донской завещал его сыну Юрию.
Эти земли видели и сражения (битву войск Василия Шуйского с Лжедмитрием II в 17 веке) и грандиозные праздники, которые начались с массовых гуляний в честь мира с Турцией при Екатерине II и закончились ужасной трагедией при вступлении Николая II на престол унесшей жизни 1360 человек. Советская история поля отмечена полетами Нестерова, Уточкина, Чкалова, здесь даже планировали открыть музей авиации. Но сегодня Ходынское поле превращено в современный район Москвы, где исторические места пресекаются с современной инфраструктурой. Ходынка привлекает гостей своими просторами и возможностью сочетать приятный отдых с интересной информацией о жизни России.
Что посмотреть
Прогулку по Ходынскому полю лучше совершать на автотранспорте, большие расстояния не предрасполагают к неспешному променаду. На нашем официальном сайте есть предложения индивидуальных авторских экскурсий, на которых вы узнаете подробную информацию об этом историческом месте:
Значительная часть путешествия по Ходынке всегда посвящена ее трагической истории. Большинство туристов знает факт массовой гибели людей во время давки в 1896 году. На экскурсии вы сможете узнать подробности того ужасного дня.
Сегодня люди приезжают на Ходынку из-за самого большого в Европе торгового центра «Авиапарк». На площади 400 тыс. кв. м есть все: гипермаркеты и бутики известных брендов, развлекательный центр и мультиплекс, крупнейший аквариум, студии танцев и салоны красоты. Здесь можно провести весь день, особенно, если в вашей компании будут дети. Часы работы и подробное описание объектов ТЦ читайте на нашем сайте или уточняйте у менеджеров.
В сентябре 2018 года на Ходынском поле открыт новый парк на месте бывшего аэродрома. Площадь 25 га отдана под спортивные и увеселительные мероприятия. Вы найдете здесь площадки для тенниса и бадминтона, волейбольные и баскетбольные площадки, место для стритбола и батутный комплекс. Проект выдержан в авиационной тематике, разбивает всю площадь на три автономные зоны и отвечает самым современным требованиям комфорта и безопасности. Расписание работы и стоимость билетов в парке читайте на официальном сайте «Спутника».
Как добраться
Самый удобный способ доехать до Ходынского поля — метро. Ближайшие станции: Динамо, Савеловская, Полежаевская. Далее можно пройтись пешком до нужного места или воспользоваться автобусами или троллейбусами. В ТЦ «Авиапарк» можно добраться от метро на фирменных автобусах. Даже если вы путешествуете самостоятельно, заблудиться здесь невозможно, транспортное движение продумано и понятно, везде встречаются указатели.
Адрес: Ходынский район окружен следующими магистралями Москвы: Ленинградским проспектом, Хорошевским шоссе, улицей Береговой и проспектом Маршала Жукова.
Парк «Ходынское поле» открылся в сентябре этого года. Площадь парка составила 25 га.
Начинаем поход со станции метро «ЦСКА». У вестибюля метро большая площадь.
Деревья, скамейки, фонари — дизайн места приятный:
На вестибюле сделали смотровую точку:
Лавка с подогревом из вентшахты:
Парк разделён главной аллеей на две части. Возможно, это отсылка к крыльям самолёта, а может просто архитекторам так захотелось. К дизайну претензий нет:
Также здесь сделаны павильоны:
В парках должен быть бизнес, это создаёт новые точки притяжения для жителей и помогает окупать содержание места. Опыт московских и других парков показывает, что кофейни, небольшие фудкорты и даже крафтовые бары хорошо оживляют место.
Куда без велодорожки?
В парке сделали хорошее озеленение: разнообразное и многолетнее. При правильном подборе растений получается целый год иметь естественные краски на улице:
Такое озеленение сложно подобрать, но, обычно, позволяет экономить на содержании. Просто их не надо постоянно косить, поливать, прочищать и так далее — редкое обслуживание садовником и всё. Деревья же закупили взрослые:
Открытый грунт везде закрыт, есть система полива:
Отдельный поклон за интересный рельеф. Очень часто у нас любят всё сравнять бульдозером и сделать стерильную ровную площадку вместо ландшафта. Здесь же появились холмы:
Где-то поставили лежаки для любования на дома лужковской эпохи:
Всё неплохо, но вот окурки на земле очень портят идиллию. У себя на дачах люди почему-то не кидают сигареты себе же под ноги. Ещё тут не укрепили грунт вокруг мебели, поэтому во многих местах газон вытоптан:
Тут поставили кольцо качелей и ветроуказатель для отсылки к истории места:
Качелям можно дать главный приз урбанистического прорыва Москвы 21 столетия — ими пользуются абсолютно все жители, найти пустое место сложно даже зимой и за счёт всего этого места оживают на глазах.
Под холмом сделали детскую площадку с игровой в виде самолёта:
Место полностью доступно для инвалидов, пока такое встречается довольно редко:
Рельеф используется для игр, труб и горок:
Также тут есть уличные батуты, крутилки и другие развивающие штуки:
Важно, что родители чаще всего играют вместе с детьми:
Игровая для детей помладше с песчаным покрытием и вёдрами-конвейером-экскаваторами и так далее.
Небольшая площадка у спортивной зоны:
Громкие коллективные игры собраны в одном месте, здесь же стоят тренажёры:
С другой стороны есть площадка для людей с собаками. Это единственное место с забором, но по периметру высажены кусты — через какое-то время зелень закроет железо и будет хорошо.
На сладкое: новое озеро!
Я глубоко убеждён, что сделать хорошее пространство без воды невозможно. Поэтому в парках как минимум должны быть фонтаны, а как максимум — озёра с каналами. Это важная составляющая экосистемы и микроклимата, а ещё на воду просто приятно смотреть. Здесь не очень понравились ограждения, можно было сделать их менее громоздкими:
Зато есть островок с мостиками и участки без ограждения:
Между точками притяжение остаётся довольно много места для спокойного и уединённого отдыха:
Мне парк понравился, даже в серую погоду здесь хочется проводить время. Застройку вокруг сложно назвать добротной и продуманной, но парк должен будет компенсировать это и сгладить недостатки. Мне кажется, что ментальная карта района в головах людей скоро изменится — парк станет центральным ядром для жителей.
Ходынское поле на карте окрестностей Москвы (1895 год)
История
Первое упоминание
Ходы́нское по́ле — местность на северо-западе Москвы между современным Ленинградским проспектом, Беговой улицей и Хорошёвским шоссе. Своё название поле получило по одноимённой реке, ныне заключённой в трубу. Ближайшие станции метро — «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Октябрьское Поле», «Полежаевская», «Беговая».
Содержание
История
Ходынское поле (до XVII века «Ходынский луг») известно с XIV в, первое упоминание о котором датируется 1389 годом, когда Дмитрий Донской завещал подмосковный Ходынский луг своему сыну Юрию Дмитриевичу.
Долгое время поле оставалось незастроенным, на нём располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы. В начале XVII века войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами Лжедмитрия II.
При Екатерине II в 1775 году на Ходынке было проведено грандиозное народное гуляние по случаю окончания войны с Турцией и заключение весьма выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира.
В 1834 году на Ходынском поле открылся ипподром (ныне Московский ипподром). В XIX веке на Ходынском поле располагались военные лагеря, в конце столетия — Николаевские казармы (после революции переименованные в Октябрьские казармы). Западнее окружной железной дороги находилось Военное поле, где проводились учения войск и стрельбы. В 1892 году при военных лагерях был построен деревянный храм Сергия Радонежского. В конце XIX — начале XX веков Ходынка использовалось для организации крупных выставок, самая известная из которых была Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года.
В начале XX века на поле был построен аэродром, в дальнейшем получивший название Центральный аэродром им. Фрунзе. Датой основания аэродрома стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под лётное поле. Официальное открытие состоялось 3 октября 1910 г. в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов.
3 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг — Берлин. 15 июля 1923 года начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород.
В ноябре 1931 года на аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала, а в 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.
Здесь совершали свои полёты выдающиеся русские лётчики П. Н. Нестеров, С. И. Уточкин и В. П. Чкалов. В окрестностях поля были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева.
В XX веке Ходынское поле сменило своё название на «Октябрьское поле». В конце 90-х годов XX века поле снова стало называться Ходынским, хотя станция метро «Октябрьское поле» сохранила своё название. C 2004 года поле активно застраивается: построен Ледовый дворец спорта, возведён жилой комплекс «Гранд Парк». Градостроительная концепция застройки поля разработана коллективом архитекторов под руководством А. В. Бокова. Проект комплексного освоения территории «Ходынского поля» был выполнен специалистами Научно-Исследовательского и Проектно-Изыскательского Института экологии города (НИиПИ ЭГ).
8 сентября 2008 года неподалёку от Ходынского поля открылся после реконструкции Парк авиаторов, на одной из аллей которого был установлен памятный знак в честь 108 лётчиков, погибших на Ходынском поле, среди которых был Валерий Чкалов, а также 35 тысяч лётчиков, погибших в Великую Отечественную войну.
От выставки до парка: как менялось Ходынское поле на протяжении 100 лет
Ходынское поле — одна из немногих по-настоящему знаковых территорий на карте Москвы. Сто лет назад здесь открыли первый в столице аэродром, в середине прошлого века на его месте создавали центральный авиационный узел, определивший развитие всей северо-западной части города на годы вперед. Сегодня на Ходынском поле находится один из крупнейших московских парков, построенных в послесоветский период.
«РБК-Недвижимость» рассказывает, как менялся смысл и функциональное назначение этого места в течение последнего столетия.
Первое упоминание о Ходынском поле датируется XIV веком и связано с именем Дмитрия Донского, который передал его во владение своему сыну Юрию Дмитриевичу. На протяжении столетий эти земли использовались по-разному: в XIV–XVII веках здесь находились пашни, при Екатерине Великой — площадка для массовых гуляний, в конце XIX века — ипподром и армейские казармы.
Печальную известность Ходынка получила в конце XIX века. 30 мая 1896 года здесь состоялись народные гуляния по случаю коронации Николая II: всем пришедшим обещали съестные подарки от государя, для раздачи которых выстроили специальные деревянные павильоны. С раннего утра на поле скопилось около полумиллиона человек, из-за плохой организации возникла давка, в результате около полутора тысяч погибло, еще столько же было покалечено. Трагедия вошла в историю под названием Ходынская катастрофа.
Современная история Ходынского поля началась в 1882 году, когда здесь открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. «Именно тогда это пространство впервые заиграло как важная городская площадка», — говорит старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
«Спустя почти два десятилетия, в 1910 году, на Ходынском поле открылся первый в Москве аэродром, впоследствии Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе. Поворотной датой в судьбе этого места стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания вместе с Московским военным округом приняли решение отдать часть Ходынки под летное поле. Место оказалось идеальным для развития нового вида транспортного сообщения: недалеко от центра города, вблизи основных транспортных узлов, к тому же неплохо обустроенное», — продолжает рассказывать Ромодин.
В 1922 году, к пятилетию Октябрьской революции, Ходынское поле официально переименовали в Октябрьское, однако новое название не прижилось: в народе этот район продолжали называть Ходынкой. Единственное, что сейчас напоминает о послереволюционном переименовании, — станция метро «Октябрьское Поле», открытая здесь в 1972 году.
В начале 1920-х годов на базе Ходынки было решено развивать центральный авиационный узел по примеру многих европейских столиц. В это время появилось много конкурсных проектов аэровокзалов, вспоминает Денис Ромодин. Один из них разработали известные архитекторы Илья и Пантелеймон Голосовы, однако реализовать его не удалось: здание аэровокзала построили только в 1931 году.
Именно Ходынка стала для России буквальным «окном в Европу»: 3 мая 1922 года с Центрального аэродрома был совершен первый международный гражданский рейс по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин. В дальнейшем отсюда отправлялись самолеты во все крупные города Советского Союза и Европы.
После крушения самолета АНТ-20 «Максим Горький» на дачный поселок Сокол в 1935 году было принято решение прекратить использование Ходынского поля в качестве пассажирского аэродрома. С тех пор здесь проводились только служебные полеты.
В 1930-е рядом с полем построили станцию метро «Аэропорт», здание аэровокзала, откуда отходили автобусы до других московских аэропортов, а также новое управление «Аэрофлота» и гостиницу для летного состава. «Предполагалось, что люди будут доезжать до станции метро «Аэропорт», пересаживаться там на автобусы, курсирующие до других аэропортов. Но эта идея оказалась неудачной — неудобно добираться, в результате решили развивать железнодорожный транспорт. Реализована эта идея была только в 2000-е, когда от вокзалов стали курсировать аэроэкспрессы до трех аэропортов Московского авиаузла», — говорит Ромодин.
Проект создания на Ходынском поле центрального авиаузла разрабатывался вплоть до начала 1940-х годов, но осуществить планы помешала война. Тогда все рейсы с Ходынки перенесли в Быково, Внуково и Остафьево.
После 1945 года власти рассматривали различные проекты застройки Ходынского поля. Например, в начале 1950-х разрабатывался проект строительства Дома техники — сталинской высотки, которую планировалось разместить на одной оси с Петровским дворцом. «На этом участке предполагалось создание различных научно-исследовательских институтов, связанных с авиационной промышленностью, например ОКБ им. Микояна и Гуревича и ОКБ им. Ильюшина. Основную же часть поля по проекту должна была занять квартальная сталинская застройка по примеру Песчаных улиц, — рассказывает Денис Ромодин. — Но поскольку этот участок принадлежал Министерству обороны, город не имел административных возможностей что-либо здесь делать. После войны Министерство обороны активно занялось развитием спортивной инфраструктуры Ходынского поля: рядом с авиационными ангарами, которые стоят и сегодня, появились бассейн, крытый ледовый дворец, атлетический манеж и другие сооружения. Строительство продолжалось вплоть до 1980-х годов».
До конца 1990-х годов Центральный московский аэродром оставался белым пятном на карте города: здесь ничего не проектировалось, поскольку территория принадлежала Министерству обороны, была исключена из городского развития и находилась за забором.
В 2003 году аэродром окончательно закрыли, хотя самолеты стояли еще долгое время — планировалось, что они станут экспонатами так и не реализованного музея авиационной техники под открытым небом. Только при Юрии Лужкове часть Ходынского поля отдали под жилые и коммерческие объекты — проектом застройки района занимался «Моспроект-4» под руководством архитектора Андрея Бокова.
Во второй половине нулевых здесь появился ледовый дворец спорта «Мегаспорт», жилой комплекс «Гранд Парк», а также крупнейший в Европе торгово-развлекательный центр «Авиапарк».