хозяйственная операция получены с расчетного счета наличные деньги в кассу относится к какому типу
Типы хозяйственных операций
Очевидно, что раз бухгалтерский баланс состоит из активов и пассивов организации, то и все события хозяйственной деятельности, которые происходят, влияют на эти показатели. Однако одни хозяйственные операции могут больше влиять на актив, а другие — на пассив, и наоборот. Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете зависят именно от того, как они влияют на баланс: больше на его активную часть, на пассивную или на обе одновременно. Разберемся с этим вопросом подробнее.
4 типа хозяйственных операций
Итак, классификация всех операций, совершаемых в компании и фиксируемых бухгалтерией, выглядит так:
Очевидно, что третий и четвертый типы касаются взаимодействия компании с другими организациями, тогда как первый и второй являются внутренними делами самой компании. Эта классификация помогает лучше ориентироваться в делах компании тем людям, которые отдаленно знакомы с бухгалтерией. Кстати, валютой баланса называются не рубли или другие деньги, как многие могли подумать, а его итоговые значения в активной и пассивной частях.
Тип хозяйственной операции: примеры и проводки
Для того чтобы лучше понять, как эта классификация применяется на практике, рассмотрим некоторые примеры по каждому типу, а также проводки, которые должен сделать бухгалтер в каждом конкретном случае.
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетные счета».
Кроме этой, под этот тип подпадают такие проводки, как:
А также целый ряд других хозяйственных операций, влияющих на актив, но не изменяющих сальдо пассива бухгалтерского баланса.
Дебет 84 «Расчеты с учредителями» Кредит 75 «Нераспределенная прибыль».
Оба счета пассивные, поэтому валюта баланса опять остается неизменной. Но при этом прибыль превратилась в дивиденды. Также наглядно характеризуют этот тип хозяйственных операций такие проводки:
А также другие подобные ситуации, в которых задействованы только пассивные счета.
Третий пример проиллюстрирует +А +П, то есть ситуацию, когда активная и пассивная части увеличиваются. Наглядно это выглядит на примере поступления товара от поставщика, за который по договору существует отсрочка платежа. В этом случае одновременно увеличивается дебет счета 41 «Товары» за счет оприходования материальных ценностей на их стоимость и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму задолженности. При этом счет 41 является активным, а счет 60 — пассивным. Аналогичная ситуация возникает, когда бухгалтер делает проводки по таким хозяйственным ситуациям:
Таких примеров можно привести множество. Важно одно: все они наглядно характеризуют, как на практике работает метод двойной записи в бухгалтерии, и как важно правильно учитывать все хозяйственные операции в соответствии с первичными документами, а также их содержанием.
Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Любая компания в процессе своей деятельности осуществляет определенные операции. Они обязательно должны быть зафиксированы в бухучете. При этом задействуются счета. Они участвуют в формировании отчетности.
Что собой представляют хозяйственные операции
Хозяйственная операция (ХО) – это определенное действие, которое меняет или состав имущества, или его размещение, или источники его формирования. Также ХО могут быть связаны с изменениями в формировании бюджета, структуре собственности компании, собственном капитале и заемных средствах, резервном капитале. Факт хозяйственной операции – это основание для создания бухгалтерской проводки. Проводка формируется на основании документов, подтверждающих операцию.
Определенное событие влечет за собой изменение показателей. К примеру, изменяться может капитал, объем имущества. Значения могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Изменения капитала вызывают изменения в валюте баланса. Следовательно, меняется и сумма по активам и пассивам.
Примеры хозяйственных операций в бухучете
Рассмотрим примеры операций и их примерную структуру:
Это самые распространенные типы хозяйственных операций.
Типы хозяйственных операций
Рассмотрим таблицу с классификацией хозяйственных операций:
Воздействие на баланс | Корреспонденция по дебету | Корреспонденция по кредиту |
---|---|---|
Изменение активов | Активный | Активный |
Изменение пассивов | Пассивный | Пассивный |
Повышение актива и пассива | Активный | Пассивный |
Понижение актива и пассива | Пассивный | Активный |
Это четыре разновидности операции, которые классифицируются по способу воздействия на бухгалтерский баланс.
Рассмотрим подробнее типы проводок (А – это актив, П – это пассив, О – это оборот):
Этому типу принадлежит следующая формула:
А баланса + О по дебету счета 1 – О по кредиту счета 2 = П баланса.
Этому типу принадлежит эта формула:
А баланса = П баланса + О по кредиту счета 1 – О по дебету счета 2.
Формула:
А баланса + О по дебету счета 1 = П баланса + О по кредиту счета 2.
Формула:
А баланса – О по дебету счета 1 = П баланса – О по кредиту счета 2.
Также операции классифицируются по своему содержанию:
От типа операции зависят особенности ее отражения в бухучете.
Нереальность хозяйственных операций как один из поводов для отказа в налоговом вычете НДС.
Как установить вид операции
Для определения типа операции нужно проанализировать, какие счета использованы в проводках и какие изменения валюты баланса были совершены. Облегчить определение поможет следующая информация (А – активные, П – пассивные):
Для точного установления типа операции нужно иметь информацию о плане счетов, структуре баланса.
К СВЕДЕНИЮ! Актив – это имущество компании, а пассив – это источники этого имущества. Смешанные формы есть и в активах, и в пассивах.
Бухгалтерские проводки в зависимости от типа операции
Рассмотрим проводки по первому типу хозяйственных операций:
Бухгалтерские проводки по операциям типа 2:
Проводки по операциям типа 3:
Проводки по операциям типа 4:
Это те бухгалтерские проводки, которые используются наиболее часто.
Нюансы формирования проводок
Каждую операцию отличает двойственная природа. Она отражается одновременно и на активах, и на пассивах. Зависимость Дт и Кт именуется корреспонденцией счетов. Слева (на дебете) фиксируются остатки имущества компании, а справа (на кредите) – источник его возникновения. Проводки должны быть зафиксированы в момент совершения операции.
Каждая проводка подтверждается документально. Первичная документация подтверждает факт действительного наличия хозяйственной операцией. Над ее составлением работают не только бухгалтеры, но и менеджеры, руководители. В первичной документации должна содержаться следующая обязательная информация:
Для простоты внесения сведений счету присваивается номер. Двойная запись позволяет подтвердить равенство оборота по Дт и Кт за отчетный период. Если образовалось неравенство, это свидетельство о наличии ошибки. Также двойная запись позволяет легко установить содержание проводки.
Примеры
Рассмотрим примеры отражения операций в бухучете:
В проводке отражается сумма операции, а также первичный документ, на основании которого она сформирована.
Основные типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это…
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это фиксирование фактов хозяйственной жизни предприятия. Отражение хозяйственных операций оказывает постоянное влияние на баланс активов и пассивов предприятия. Но ни одна хозяйственная операция не может нарушить его. Все фиксации деятельности происходят на основании первичных документов, заполненных в установленном порядке. Они и подтверждают факт совершенных операций.
Хозяйственные операции являются частью хозяйственного учета. Что собой представляет хозяйственный учет, читайте в статье «Хозяйственный учет — это. ».
Документирование хозяйственных операций и ведение бухучета
Важным элементом бухгалтерского учета является документирование. Его применяет каждое предприятие для наблюдения за своей хозяйственной деятельностью и первичного контроля. Документирование состоит из упорядоченного сбора первичных документов. Это является начальным этапом учета.
Первичный документ составляется в момент совершения той или иной хозяйственной операции. Существуют формы документов, которые утверждаются только законодательно, но основная масса — такие, которые может утвердить само предприятие. Каждый такой документ имеет юридическую силу и устанавливает ответственных за выполнение той или иной хозяйственной операции. Недопустимо принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются несуществующие, мнимые сделки (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Только наличие правильно оформленных первичных документов поможет предприятию отстаивать свои интересы в суде или гарантировать сохранность своего имущества. Правильное документирование хозяйственных операций можно использовать для объективного анализа результатов работы предприятия как его собственниками, так и налоговыми органами.
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
После того как первичные документы собраны и проверены, они фиксируются на счетах бухгалтерского учета в хронологическом порядке. Каждое событие финансово-хозяйственной деятельности имеет двойственный характер. Суть этой двойственности сводится к тому, что при записи одного события используется 2 счета бухучета, которые указывают на состав, место размещения имущества и источники его образования.
Как правильно отражать хозяйственные операции с использованием двойных записей, читайте в статье «Понятие и сущность двойной записи в бухгалтерском учете».
Связь этих счетов называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирующими.
Отражение операций с использованием корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой.
Подробнее о том, какие бывают проводки, читайте в статье «Основные проводки по бухучету — примеры».
Также рекомендуем справочник «16 700 БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК С КОММЕНТАРИЯМИ», который вы найдете в КонсультантПлюс, если получите бесплатный пробный доступ к системе.
Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете — примеры
Хозяйственные операции разделяют на 4 типа. Все они оказывают влияние на баланс, при этом равенство баланса не нарушается.
На расчетный счет ООО «Звезда» были перечислены денежные средства в размере 5 000 рублей в счет оплаты за полученный товар.
Проводка: Дт 51 Кт 62 — 5 000.
В результате такой операции валюта баланса осталась неизменной, изменения произошли только в статьях актива баланса. Статья «Расчетный счет» увеличилась на 5 000 рублей, а статья «Расчеты с покупателями и заказчиками» уменьшилась на эту же сумму.
ООО «Звезда» в конце отчетного периода получило прибыль. Участники общества решили рассчитать и начислить дивиденды в размере 10 000 руб.
Проводка: Дт 84 Кт 75 — 10 000.
В результате валюта баланса опять остается неизменной, а вот статьи пассива баланса изменились. Статья «Расчеты с учредителями» увеличилась, статья «Нераспределенная прибыль» уменьшилась на 10 000 руб.
На склад ООО «Звезда» поступили товары от поставщика ООО «Розмарин» на сумму 3 000 руб.
Проводка: Дт 41 Кт 60 — 3 000.
Результатом будет увеличение валюты баланса, т. к. в данном случае изменения произошли в обеих частях баланса (в активе и пассиве). Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Товары» были увеличены на 3 000 руб.
После того как товар был поставлен на склад, ООО «Звезда» произвела перевод денежных средств на расчетный счет ООО «Розмарин» в сумме 3 000 руб.
Проводка: Дт 60 Кт 51 — 3 000.
В результате валюта баланса снова изменилась, только в сторону уменьшения. Изменения произошли и в активе, и в пассиве баланса. Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Расчетный счет» уменьшились на 3 000 руб.
Итоги
Важно помнить, что каждая совершенная хозяйственная операция должна пройти путь от подтверждения ее первичным документом до отнесения к одному из 4 типов операций и получить свое отражение на счетах бухучета. Ни одна из операций при правильном ее оформлении не может нарушить равенство баланса.
Операции по расчетному счету в бухгалтерском учете
Что такое расчетный счет
Преобладающая часть расчетов между юрлицами осуществляется в безналичном формате — путем перечисления денежных средств со счета одного контрагента на счет его партнера по сделке. Посредническую функцию при таких переводах выполняет банк.
А для того, чтобы безналичные денежные переводы стали возможны, предприятию необходимо открыть в банке расчетный счет. Этот счет клиент банка может использовать как для хранения свободных денежных средств, так и для проведения расчетных операций, а также снятия с него наличных (в установленных законом случаях).
ВАЖНО! В настоящее время не существует законодательных норм, обязывающих ИП иметь расчетный счет. Такая обязанность есть только у предприятий. Однако предприниматели, не имеющие расчетного счета, на практике могут столкнуться с проблемами при заключении договоров с партнерами.
Каждому расчетному счету банк присваивает определенный номер, а каждому клиенту — лицевой счет для учета движения денежных средств. Безналичные платежи в рамках расчетного счета осуществляются банком строго с согласия клиента — владельца этого счета. И только в некоторых случаях деньги могут быть списаны принудительно.
При открытии расчетного счета ИП или юрлицу банк передает сведения в ФНС. Организация может получить справку из ФНС об открытых расчетных счетах. Как это сделать, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
О том, как и когда банк может распорядиться деньгами клиента без его согласия, читайте в статье «Безакцептное списание — это. ».
Общая схема движения денежных средств на расчетном счете выглядит следующим образом:
Синтетический учет хозопераций, осуществляемых с использованием расчетного счета, в бухучете ведется на счете 51 «Расчетный счет» (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Данный счет относится к активным: по его дебету отражается остаток свободных денежных средств хозсубъекта, а также любые денежные поступления, а по кредиту проходят все списания.
Основные проводки по расчетному счету
Наиболее популярные проводки по счету 51 мы сгруппировали в таблице.
Тест с ответами: “Бухгалтерский учет”
I вариант.
1. Что является основным измерителем бухгалтерского учета:
а) натуральный измеритель
б) денежный измеритель +
в) трудовой измеритель
2. Двойная запись – это способ:
а) отражения хозяйственных операций на счетах учета +
б) обобщения данных бухгалтерского учета для составления бухгалтерской отчетности
в) группировки имущества и обязательств предприятия для составления баланса
3. Не имеет прямого отношения к балансу это понятие:
а) имущество
б) обязательства
в) хозяйственная операция +
4. Не относится к обязательствам (не является пассивом баланса) эта задолженность:
а) задолженность покупателей +
б) задолженность бюджету
в) задолженность поставщикам
5. Хозяйственная операция “с расчетного счета получены наличные деньги в кассу для выплаты зарплаты” относится к этому типу:
а) изменения только в пассиве баланса (А = П + Х – Х)
б) изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения (А + Х = П + Х)
в) изменения только в активе баланса (А + Х – Х = П) +
6. Что такое прямые расходы (затраты):
а) расходы предприятия, не зависящие непосредственным образом от объема производимой продукции
б) расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг +
в) расходы по управлению и обслуживанию производства, связанные с обслуживанием всего производства в целом
7. Что такое общехозяйственные расходы (затраты):
а) расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг
б) расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров, и включающие стоимость тары, приобретаемой на стороне, при затаривании на складах
в) расходы по управлению и обслуживанию производства, связанные с обслуживанием всего производства в целом +
8. Для чего предназначена оборотно-сальдовая ведомость:
а) для проверки правильности остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета за определенный период +
б) проверки правильности корреспонденций между счетами бухгалтерского учета за определенный период
в) сопоставления имущества и обязательств организации на определенную дату
9. Положения по бухгалтерскому учёту – это:
а) стандарты обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ
б) стандарты учета, связанные с подготовкой информации для руководства предприятия для учета и анализа затрат
в) стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности +
10. Что такое учётная политика:
а) регулирование учетного процента центрального эмиссионного банка в операциях с коммерческими банками и параллельное движение процентных ставок других кредитных учреждений
б) совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности +
в) политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства
11. Обнаруженная недостача в результате инвентаризации в соответствии с законом о бухгалтерском учете может быть списана, если виновное лицо не установлено:
а) на себестоимость продукции в пределах норм естественной убыли, на финансовые результаты сверх норм естественной убыли +
б) в уменьшение уставного капитала организации
в) целиком на себестоимость продукции
12. Допускаются ли в кассовых и банковских документах исправления:
а) допускаются
б) не допускаются +
в) неоговоренные исправления не допускаются
13. Размер лимита наличных расчетов между юридическими лицами, установленный ЦБ РФ по одному договору, составляет:
а) 100.000 рублей +
б) 10% выручки организации
в) 100 минимальных размеров оплаты труда
14. Какие бухгалтерские проводки соответствуют операции “Выдана зарплата из кассы предприятия”:
а) Дт 50 “Касса”
Кт 70 “Расч. по оплате труда”
б) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 69.1 “Социальное страхование”
в) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 50 “Касса” +
15. Какая система руководствуется Положениями о Бухгалтерском Учете ПБУ№ 1, 2, 3, 4… :
а) финансовый учет +
б) управленческий учет
в) налоговый учет
16. Задолженности перед бюджетом отражаются в этом разделе баланса:
а) оборотные активы
б) краткосрочные обязательства +
в) капитал и резервы
17. На основании каких документов предприятие может произвести записи по кредиту в счет 51:
а) платежные поручения
б) денежные чеки
в) выписки банка и платежные документы +
18. Если покупатель оплатил покупку в кассу предприятия, то какой документ будет оформлен кассиром:
а) расходный кассовый ордер
б) приходный кассовый ордер +
в) денежный чек
19. Несет ли кассир материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей:
а) в особых случаях
б) нет
в) да +
20. Может ли организация в своей кассе хранить наличные деньги и другие ценности, которые ей не принадлежат:
а) да
б) нет +
в) по усмотрению руководителя предприятия
II вариант.
1. Что должно быть указано в расчетно – платежной ведомости на выплату заработной платы:
а) суммы начислений, в том числе суммы начисленной заработной платы, суммы удержаний и суммы к выдаче +
б) суммы начисленной заработной платы, суммы отпускных, суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности, суммы начисленных премий
в) ФИО сотрудников, суммы окладов, которые получают эти сотрудники, а также поле для подписи в получении заработной платы
2. Какие бухгалтерские проводки соответствуют операции “Начислена заработная плата рабочим основного производства”:
а) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 20 “Основное производство”
б) Дт 20 “Основное производство”
Кт 70 “Расч. по оплате труда” +
в) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 50 “Касса”
3. Какие бухгалтерские проводки соответствуют операции “Начислено пособие по временной нетрудоспособности (больничный лист)”:
а) Дт 69.1 “Социальное страхование”
Кт 70 “Расч. по оплате труда” +
б) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 50 “Касса”
в) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 69.1 “Социальное страхование”
4. Какие бухгалтерские проводки соответствуют операции “Оплата сотруднику больничного из кассы предприятия”:
а) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 69.1 “Социальное страхование”
б) Дт 70 “Расч. по оплате труда”
Кт 50 “Касса” +
в) Дт 50 “Касса”
Кт 70 “Расч. по оплате труда”
5. Хозяйственная операция “Выдана из кассы заработная плата сотрудникам организации”, относится к такому типу:
а) Третьему – изменения в активе и в пассиве баланса в сторону увеличения
б) Второму – изменение только в пассиве баланса
в) Четвертому – изменения в активе и в пассиве баланса в сторону уменьшения +
6. Какая будет сумма налога НДФЛ, который будет удержан с сотрудника, имеющего троих детей, в январе месяце, если сумма начисленной зарплаты составляет 5000 руб):
а) 15 руб
б) 0 руб +
в) 650 руб
7. Плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ) является:
а) сотрудник, начисленный налог уменьшает заработную плату +
б) Фонд социального страхования
в) предприятие, начисленный налог может быть отнесен на себестоимость продукции
8. В течение какого периода амортизируются нематериальные активы, что срок их полезного использования определить невозможно:
а) 5 лет
б) 10 лет
в) 20 лет +
9. Не применяется для нематериальных активов этот способ начисления амортизации:
а) линейный способ
б) по сумме чисел лет +
в) пропорционально объему продукции
10. Готовая продукция на счете 43 может учитываться:
а) по производственной себестоимости +
б) как разница между ценой реализации и производственной себестоимостью
в) по цене реализации
11. Материальная помощь при расчете средней заработной платы для начисления отпускных:
а) не учитывается
б) учитывается только та, которая не облагается налогом с доходов
в) учитывается только та, которая облагается налогом с доходов
г) да, учитывается+
12. Недостачи и потери от порчи материальных ценностей в цехах:
а) включаются в состав административных расходов
б) включаются в состав других прямых расходов
в) включаются в состав прямых материальных расходов
г) включаются в состав общепроизводственных расходов+
13. Выберите, каким образом не производится исправление ошибок в финансовом учете?
а) Исправлением первичной документации+
б) Корректурным способом
в) Дополнительной проводкой
г) Методом “красного сторно”
14. Определите, какие из данных расходов не относятся к административным расходам?
а) амортизация производственного оборудования+
б) расходы на связь
в) расходы на служебные командировки
г) налоги
15. Расходы на охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей среды на производственном предприятии включаются в состав:
а) включаются в состав административных расходов
б) включаются в состав общепроизводственных расходов
в) включаются в состав расходов на сбыт
г) включаются в состав прочих операционных расходов+
16. Определите, какие из данных расходов включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг)?
а) переменные общепроизводственные и распределенные постоянные общепроизводственные расходы
б) прямые расходы на оплату труда
в) прямые материальные расходы
г) расходы на сбыт+
17. Выберите, за какую задолженность нельзя выписывать вексель?
а) за полученные работы, услуги
б) за приобретенные акции+
в) за полученный товар
г) за произведенную предоплату
18. Фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции отражается в фин. учете записью:
а) Дт 79 Кт 23
б) Дт 91 Кт 23
в) Дт 26 Кт 23
г) Дт 90 Кт 26+
19. Запасы отражаются в Балансе в составе чего?
а) Необоротных активов
б) Собственного капитала
в) Оборотных активов+
г) Расходов будущих периодов
20. Постоянные распределенные и переменные общепроизводственные расходы относятся на себестоимость записью:
а) Дт 79 Кт 91
б) Дт 23 Кт 91
в) Дт 26 Кт 91+
г) Дт 901 Кт 91