хрустальный на основе каких реальных событий снят
Психологическая травма длинною в жизнь: О чем на самом деле сериал «Хрустальный» от автора Олега Маловичко
В онлайн-кинотеатре KION, который начал работать 20 апреля, появилась первая партия проектов линейки KION Originals. Среди них и драматический детектив «Хрустальный», главную роль в котором исполнил Антон Васильев («Звоните ДиКаприо», «Ученик», «Спутник»). Судя по первым эпизодам, перед нами одно из первых художественных киновысказываний на тему насилия сильного пола, причем основанных на реальных событиях.
Сериал собран по классической схеме: восемь эпизодов по 50 минут раскроют историю детской травмы главного героя, Сергея Смирнова (Антон Васильев). Он на хорошем счету в московском Следственном комитете, считается одним из лучших «охотников на маньяков» в столице. По стечению обстоятельств в его родном городе появляется маньяк, целями которого становятся беззащитные дети. Губернатору края накануне выборов убийца в области совсем ни к чему, поэтому он добивается, чтобы именно Смирнов был командирован для расследования этого дела.
Когда-то Сергей уехал из родного города не просто так. В детстве с ним произошел трагичный инцидент, в результате которого психике ребенка была нанесена тяжелая травма. Обсудить ее было не с кем — Смирнову не поверила родная семья, а брат Геннадий (его взрослую версию играет Николай Шрайбер — «Аритмия», «Триггер», «Роддом») открестился от него. Спустя годы Геннадий хорошо устроился в местном ОВД и в целом по жизни: красавица-жена, дети, хороший дом, стабильная работа.
Вернувшись в Хрустальный спустя 20 лет отсутствия в городе, Сергею придется столкнутся с новыми обстоятельствами жизни некогда родных и близких ему людей. Без их помощи, а также доверия, которое необходимо выстроить в процессе поиска маньяка, ни о каком успешном закрытии этого дела мечтать не приходится. Родным братьям придется пройти и огонь, и воду, и песочные пляжи — на одном из них в далеком детстве и произошел тот самый инцидент.
Стоит отметить, что «Хрустальный» не повторяет тропы популярных российских сериалов о маньяках вроде «Хорошего человека» или «Чикатило». В первую очередь это история преодоления детской травмы и лишь во вторую очередь криминальный детектив. У руля сценария находится Олег Маловичко — сценарист многих сериальных проектов компании «Среда» Александра Цекало, среди которых «Мажор», «Метод», «Спутник», «Шерлок в России» и многие другие. К слову, «Хрустальный» для Олега — более чем личная история. Трагический опыт в детстве Маловичко пережил лично, о чем поведал в колонке Esquire несколько лет назад.
Режиссером «Хрустального» стал 40-летний сербский постановщик Душан Глигоров, ранее работавший над такими сериалами как «Майя» (Russian World Studios) — его сюжет также связан с переживанием детской травмы (можно сказать, что Глигоров уже «набил руку» на этой теме) — и «Выжить после», постапокалипсис в Москве (СТС, Art Pictures Vision). Душан всегда берется за непростые истории. Среди еще не вышедших проектов, над которыми он работал вместе со своим неизменным оператором Батыром Моргачевым, сериал «Технарь» (в ролях Владимир Жеребцов, Виктор Добронравов, Екатерина Олькина и Федор Лавров) о том, как жизнь главного героя постепенно замещает таинственный незнакомец.
«Хрустальный»: Никуда не уходит детство
Обзор сериалов
«Хрустальный»: Никуда не уходит детство
На платформе KION вышел последний эпизод сериала «Хрустальный» — одного из оригинальных проектов нового сервиса, снятого по сценарию Олега Маловичко, частично основанному на реальных событиях. Десятисерийный детективный триллер, поначалу походивший на все остальные истории про преступления в маленьких городках и столичного следователя, к финалу превратился еще и в весьма забористую психологическую драму про детские травмы и родственные отношения. В этом смысле KION в очередной раз стремится шагнуть чуть дальше других онлайн-кинотеатров и затронуть болезненную, актуальную и все еще во многом табуированную повестку — на этот раз речь о насилии, воспоминания о котором заблокированы не только защитными механизмами мозга, но и страхом социального неодобрения, и разрушительных последствиях молчания. Все маленькие города похожи друг на друга, все несчастливые люди несчастливы по-разному.
В шахтерском поселке с поэтическим названием Хрустальный объявился маньяк – уже второй за последние 30 лет. Как и его предшественник, которого вроде как поймали и посадили, новый душегуб (а новый ли – такой вопрос тоже обязательно возникнет) похищает маленьких мальчиков, насилует, пытает и убивает их. Следствие ведет местная опергруппа под руководством Геннадия Пронченко (Николай Шрайбер). На подмогу отправляют московского детектива, человека не случайного – Сергей Смирнов (Антон Васильев) не только вычислил нескольких серийных убийц, пользуясь собственной методикой в духе «хочешь поймать преступника – думай как преступник», но и вырос в Хрустальном. Когда-то он носил фамилию Пронченко, а Геннадий приходится ему родным старшим братом. С малой родиной и родней герой, впрочем, давно оборвал все связи: с городом – потому что именно здесь он сам, будучи ребенком, подвергся насилию, с семьей – по более сложным, но также берущим начало в травматическом детстве причинам. Возвращение в Хрустальный и встреча с Геннадием дается Сергею непросто, но то ли еще будет.
Главное достоинство сериала – неожиданно плотный сценарий, изобилующий сюжетными линиями и водящий зрителя не только по серым, мрачным, с остатками советской эстетики и повсеместными следами постсоветского разрушения улочкам города, но и по самым темным закоулкам человеческих душ. Натурализм в кадре, учитывая тему насилия над детьми, весьма некомфортный, но «Хрустальный» берет все же не визуальной смелостью – таким уже не удивишь – а смысловой. Разговор о насилии и абьюзе, все еще вызывающий в российском обществе реакцию «зачем вообще о таком рассказывать?», в сериале обретает силу причинно-следственных связей, собственно, на этот злосчастный вопрос и ему подобные отвечая.
Главный герой – с виду классический сериальный мент, мрачный, циничный, не выпускающий из рук сигарету и вечно пьяный – оказывается таким не без основания. Да и остальные, и мужчины, и женщины, уже умершее или еще живущее население Хрустального, — сборище глубоко искалеченных людей. И не столько обязательно процветающей здесь исконно русской коррупцией и бандитско-полицейской круговой порукой, сколько проблемами исключительно психологического характера, пусть в некоторых случаях на первый взгляд и весьма топорными (девушку изнасиловали в юности, и теперь она торгует телом на трассе), но по ходу действия оказывающимися более глубинными. К тому же на примере небольшой общины выводы куда нагляднее, ведь все друг друга знают, все всё помнят, и рано или поздно ты оказываешься «в постели с врагом», иногда фигурально, а иногда буквально.
Стоит отдать должное и дуэту двух главных персонажей в исполнении выбравшихся из однотипных второстепенных ролей Антона Васильева и Николая Шрайбера. Помимо того, что сами типажи подобраны удачно, актерам удается добиться необходимой, не совсем здоровой химии, заставляющей поверить в родство. К тому же обоим действительно есть, что играть, за мнимой простотой той или иной истории и узнаваемостью того или иного характера всегда скрывается что-то или кто-то еще – слоганом сериала легко могла бы стать линчевская фраза «совы не то, чем кажутся» (куда без очередного «русского Твин Пикса»). Концентрация негодяев на квадратный метр, конечно, зашкаливает, так что зло становится в Хрустальном обыденностью и действительно способно затеряться – это вам не Чикатило Нагиева в пугающем, почти клоунском гриме. Лучом света в этом максимально непроглядном темном царстве оказывается терапевтический эффект расследования (к слову, среди персонажей есть и психолог). Детективная линия, если подумать, не является основной, хоть и остается весьма яркой и держащей в напряжении и сомнении до последнего – кто только ни оказывается под подозрением, причем весьма убедительно – но заключает в себе, думается, первостепенную миссию сериала.
Антон Васильев: «Сейчас есть мода на «шептательный реализм»»
Прежде всего «Хрустальный» — попытка художественного, жанрового, а потому зрительского, привлекательного для аудитории осмысления сразу нескольких повсеместных и ужасающих явлений. От очевидных и однозначно порицаемых до в каком-то смысле куда более катастрофических. Наглядная демонстрация того, как работает индивидуальная и коллективная память, и того, как, следуя принципу домино, рассыпается по кусочкам целая жизнь. Невинные дети, смотрящие голубыми глазами из многочисленных флэшбеков, вырастают в затаивших обиду, несвободных, обиженных на весь мир и сгладывающих собственное чувство вины взрослых, не умеющих говорить, клеймящих жертву и живущих с постоянным чувством стыда — за себя и за того парня.
Смотрите сериал «Хрустальный» на платформе KION.
«Хрустальный»: как реальная история насилия превратилась в потрясающий сериал
Следователя из Москвы в родном городе ждут брат, старая любовь, учитель, а еще воспоминания об изнасиловании. Вот он — взрослый крепкий мужик, а вот — маленький голубоглазый мальчик, с которым случилось страшное (намеренно не рассказываю подробно, тут как ни описывай, будет спойлер). С этим страшным он живет много лет, оно выжирает его изнутри, заставляя заливать воспоминания спиртным. Со временем герой сам себя начинает ощущать монстром, по-крайней мере говорит, что детей у него не будет, потому что их семья ничего хорошего миру дать не может.
Социум в этом случае не очень-то помогает, потому что тема-то табуированная: предпочитают либо замалчивать, либо обвинять жертву. Если тебя изнасиловали, то ты уже «порченный» и «опущенный» и делать с тобой можно что угодно. Как жить со всем этим ребенку, не очень понятно, тут взрослые-то не справляются. Ребенку говорят: «Молчи об этом, никому ни слова!» И он молчит, молчит, молчит, пока его травма не становится основой его личности, не становится им самим, не становится в итоге больше его.
Главный герой «Хрустального» использует расследование и поиски пропавших мальчиков как шанс — шанс помочь себе, маленькому. Если его уже не спасти, если он уже вынужден жить со своими болью и драмой, но у этих мальчиков еще есть шанс. Им не придется выпрыгивать из окна, спасаясь от маминого ухажера, который избил его и велел ему раздеваться.
Эта страшная сцена, которую хочется перемотать, основана на реальных событиях. Точнее, она и есть реальное событие, которое произошло со сценаристом «Хрустального» Олегом Маловичко. Несколько лет назад он написал колонку под названием «Я могу говорить», в которой рассуждал о жертвах насилия и о том, почему общество так любит предъявлять им претензии. Он рассказал о том, что произошло с ним много лет назад, когда дружок его матери решил «воспитать» потенциального пасынка:
Он бил меня, пока не устал. На шкафу стояла статуэтка — довольно тяжелая. Он взвесил ее, словно уверяясь, что она подходит. И сказал, что сейчас он меня трахнет, а потом убьет. Ею.
Меня спасла выпивка, за что я и отплатил сполна позже, на собственном опыте узнав, что нет для алкоголика тяги сильней недопитой бутылки. Он велел мне раздеваться и ушел на кухню допивать — там еще оставалась водка.
Больше всего меня поразила обыденность происходящего. Скукожившись в позе эмбриона, я лежал и думал: неужели это происходит на самом деле, это слишком дико, чтобы быть правдой, и вот же они, обои в моей комнате, такие же выцветшие, как всегда, ничего не поменялось — так почему вдруг обрушился мир?
Потом пришла мысль, что он сейчас вернется, и тогда будет хуже. И я осознал: это последний шанс. Я ничего не теряю, хуже не будет, что бы я сейчас ни делал. Я вышел из оцепенения. Встал, пересек комнату, дернул оконный шпингалет и подумал: хорошо, что сейчас лето, а не зима и окна не заклеены. Окно отошло со скрипом, этот противный звук впервые вселил в меня надежду — свобода возможна, я вскочил на подоконник и услышал его быстрые шаги и неразборчивую пьяную брань, но что он мог сделать — я уже вдохнул свободы, и если эта метафора кажется кому-то банальной, мне всё равно: чем я тогда не заботился, так это вторичностью метафор.
Я шагнул вниз.
Следующие полгода я провел в больнице. Через четыре месяца я смог встать на костыли».
🌀»Как реальная история насилия превратилась в сериал»©🌀
О сериале «Хрустальный» мы услышали от наших хороших друзей,а затем посмотрели отзывы и удивились. Неожиданно высокий рейтинг и куча положительных отзывов для очередного российского сериала про маньяков.. Но сюжет интриговал, и мы, долго не думая, сели смотреть.
Сергей Смирнов — один из лучших «охотников на маньяков» в Москве. По особому приглашению губернатора он приступает к расследованию похищений и убийств мальчиков в родном городе — Хрустальном. Сергей уехал оттуда в столицу много лет назад, пытаясь избавиться от травмирующих воспоминаний детства. Чтобы найти преступника, Сергею придётся ещё раз пережить те страшные события и взглянуть в глаза собственному страху.
🌀Актёрский состав | | Сюжет🌀
Сергей Смирнов (главный герой). Играет Антон Васильев.
Следователь из Москвы, которого отправили в его родной город расследовать дело о пропавших мальчиках. У него своего рода «нюх», и он настоящий профессионал. Всех отыщет, всех догонит, и всем от него еще достанется. Как и положено таким героям, Сергей пьет по черному и дымит как паровоз. И не только из-за работы. В детстве с ним произошло что-то, чего он не запомнил, но это его постоянно терзает в виде смутных видений, заставляет переживать все вновь и вновь.
Начальник полиции. Брат главного героя. Женат, есть двое детей и шикарнейший дом. Живой пример того, как ейчеловек может приспособиться ко всему. Принципиальный и упертый, когда не надо. И мямля, когда это действительно нужно. На протяжении всего сериала отношение к нему меняется. Сначала думаешь, какая же ты Гена сволочь, а в конце я даже его зауважала.
«Плохой» мальчик, который вырос и прогнул под себя весь город, в том числе и брата Сергея, начальника полиции. А это значит что? Что можно творить, что хочешь! Чем, собственно, Барс и занимается.
Мать-одиночка, воспитывает сына. Я подозреваю, что он от Гены, но возможно ошибаюсь. Очень горько было наблюдать, как на наших глазах разрушилась ее судьба. Как один день предопределил ее мрачное будущее. Было безумно жаль Катю, баба то хорошая, добрая, человечная. А вот обошлись с ней не по-человечески.
Вячеслав Игоревич (друг и учитель Сергея)- Владимир Виноградов
Лучший друг и наставник. Человек, на которого хочется равняться Сергею. Единственный, кто протянул ему руку помощи и научил справляться с проблемами, чего не сделали родные родители.
Сразу же в начале сериала появляются флешбэки главного героя, которые потом превращаются в отдельную нить повествования. В конце две ниточки, настоящего и прошлого соединяются, и дальше события происходят только в настоящем времени.
🌀Мои мысли и впечатления🌀
Поэтому сериал очень жёсткий, очень правдивый и жизненный. Он о том, о чем все молчат. О том, как жить дальше и можно ли назвать это полноценной жизнью. О равнодушии родителей к собственным детям.
Кстати, сериал основан на реальных событиях. И в основу легла печальная история самого режиссёра, который пережил на себе домогательтства отчима. От испуга маленький мальчик выпрыгнул в окно и сломал ногу, эта сцена даже есть в сериале.
Я обязательно рекомендую этот сериал к просмотру. Начиная, я думала будет обычный рядовой сериальчик про маньяков. А увидела настоящую драму. Затягивает с первых же минут. Но остаётся ооочень тяжелый осадок после просмотра. Лично я отходила несколько дней, думала об этой истории. Это не тот сериал, что посмотрел и забыл, он оставляет след.
Мои отзывы на новинки сериалов и кино:
В шахтерском городке Хрустальный череда жутких убийств: кто-то насилует мальчиков, вырезает им внутренние органы, выкалывает глаза. Мощная новинка! Сериал «Хрустальный» с красавчиком Антоном Васильевым. Это вам не «Метод».
В последнее время активно начали снимать сериалы о насильниках. «Хороший человек», «Чикатило», «Душегубы» и множество других. Не все они интересны, большинство из них вообще отвратительно, но постоянно летает мысль. Зачем? Эти чëртовы извращенцы итак вошли в историю своими злодеяниями, зачем нужно их увековечить еще и в кинематографе?
Сериал «Хрустальный» вроде бы создан на реальных событиях, но сценаристы предупреждают, что все совпадения абсолютно случайны.
Премьера состоялась всего несколько недель назад, хотя сняли сериал еще в 2020. В картине 10 серий по 50 минут каждая, а рейтинг строго 18+.
Сергей Смирнов — один из лучших «охотников на маньяков» в Москве. По особому приглашению губернатора он приступает к расследованию похищений и убийств мальчиков в родном городе — Хрустальном. Сергей уехал оттуда в столицу много лет назад, пытаясь избавиться от травмирующих воспоминаний детства. Чтобы найти преступника, Сергею придётся ещё раз пережить те страшные события и взглянуть в глаза собственному страху.
Идея в принципе не новая, все вокруг неумехи, а главный герой самый умный и самый профессиональный.
Но здесь разница в том, что Смирнов
родом как раз из Хрустального, о чем бы он предпочел забыть навсегда. По мере раскрытия сюжета, все тайны зрителю откроются, так как есть постоянные флешбеки в прошлое. А они, кстати сказать, даже в разы интереснее основной истории.
Несмотря на то, что тема сериала серьёзная и тяжелая, нет такой неприязни, тошноты и мерзких чувств как при просмотре других сериалов на подобную тему.
То ли дело в харизматичном главном герое, то ли в самом сериале, но его смотришь буквально на одном дыхании и даже редкие кадры убитых не вызывают отторжения сильного. Да, неприятно, когда камера скользит по изуродованным телам детей, но не знаю нет той противности от сериала в целом. Как это с «Чикатило» было и другими подобными. Каждая минута — это новая информация, поэтому аж дух захватывает при просмотре.
Жанр сериала трудно определить. Тут и детектив, и психологическая драма. Смешного нет вообще ничего.
Фильм мрачный, тяжёлый и имеет очень мощный посыл. Сначала можно подумать, что город делает людей такими или другими. Но люди сами своими руками создают город с такой атмосферой.
Почти каждый герой из этого сериала — это наш сосед, друг, сотрудник или мы сами. Только в реальной жизни мы этого не замечаем, а вот сериал даёт возможность рассмотреть каждого с разных сторон, в разных ситуациях. Каждый из нас в жизни проявляет малодушие, приспосабливается к системе, закрывает глаза на проблемы других. Видит и молчит, так как это навредит ему лично. Все мы иногда монстры подобно героям сериала, только сами этого не замечаем.
Сценарий сериала написал Олег Маловичко, который был ключевым сценаристом «Метода».
Олег Маловичко написал эту историю о Хрустальном своей кровью — в том числе по мотивам своей личной биографии. Когда ему было 13, его жестоко избил и пытался изнасиловать ухажер матери. Мальчик спасся, выпрыгнув из окна, несколько месяцев он провел в больнице. Четыре года назад, в возрасте 47 лет в колонке для Esquire Маловичко подробно рассказал, как пережитое годами разрушало его как личность. «Я пишу эти строки на чердаке своего дома, мои волосы седы, а в душе — мальчик, о котором я пытался забыть последние 35 лет. И я только что протянул ему руку», —
Также у героя Антона Васильева тоже есть метод. Во время поиска убийцы, он сам почти становится им: старается думать как маньяк, чувствует как маньяк, он ведет себя как он и хочет убивать как маньяк. Когда его отпускает, он восхищается силой духа маньяка Пичушкина (реально орудовавшего в московском Битцевском парке в 1990-е и в начале 2000-х).
Здесь видна очень тонкая работа. Но мне вся эта схема напомнила больше не сериал «Метод», а книги Майка Омера про профайлера, которая думала как маньяк.
В отличие от других сериалов на подобную тематику, где нелепые сценарии, нудотина и пенопластовые актеры «Хрустальный» — это нереально качественный психологический триллер в котором поднимаются не только темы убийств и издевательств над детьми, а и много других.
Абьюз в семье, отношение матерей к своим детям, жизнь в маленьких городах, чиновники и общая система в городе.
Город Хрустальный действительно существует в реальности и я в нем живу. Сериал снимали в Шахтах (Ростовская область), а от нас до Шахт расстояние около 200 км.
Но суть в том, что Хрустальный, что Новошахтинск, что Шахты — это шахтерские города, а в сериале очень качественно и главное правдиво показали жизнь в таких городах. Уголь, его перевозка, копанки, разделение власти, контрабанда и прочее — это всё было показано очень точно.
В сериале действительно очень тугой клубок сюжетных интриг, это не тот случай когда с первой серии понимаешь что к чему.
Сергей Смирнов (Антон Васильев) играет человека с многогранной и многолетней болью. Он много курит, бухает, нарушает правила, красноречиво молчит, но превосходно делает свою работу. В его драму веришь, я могу только порадоваться, что на эту роль взяли именно Васильева.
Николай Шрайбер (Гена) — брат главного героя, начальник местной полиции. Двуличный, продажный мент и абсолютный приспособленец.
Самое интересное, что разногабаритные и непохожие в жизни Васильев и Шрайбер в сериале реально выглядят как родные братья. И как это у них получается — то ли за счет одинаково голубых глаз с тоской на дне, либо они действительно такие превосходные актеры.
Головастик (Сергей Гилëв). Я в очередной раз поражаюсь таланту Гилëва. Я после сериала «Чики» его для себя открыла и каждая его роль — это что–то нереальное. Наркоман а Пассажирах, больной человек в Хрустальном. Он талантлив до невозможности. Истории его героя — одна из самых страшных и эмоционально тяжелых.
Героев очень много и все они главные, поэтому рассказывать о каждом я смысла не вижу.
Несмотря на то, что есть основная тема — я бы не назвала сериал детективом в котором ищут маньяка. Здесь не только в этом весь замес. Это на 100% драма и создатели фильма правильно делают, что привлекают внимание к проблеме насилия. И именно это главное.
Я не ожидала особенных крутых поворотов, неожиданного финала или какого–то вау–эффекта от разоблачения маньяка. Когда смотришь, то хочется сосредоточиться именно на драме главного героя.
И главный плюс в том, что к последней серии сериал «Хрустальный» не растерял ничего из заявленного в начале. Он не свалился в очередной детективчик для дальнобойщиков, а так и остался крутым и интересным. И я с удовольствием его буду смотреть еще раз.
Огромное количество интересных отзывов Вы можете найти у меня в профиле