хрюг село какого района
Хрюг Посмотреть на карте
Страна | Россия |
Субъект федерации | Дагестан |
Муниципальный район | Ахтынский район |
Часовой пояс | UTC+4 |
Этнохороним | хрю́гец, хрю́гка, хрю́гцы |
Автомобильный код | 05 |
Код ОКАТО | 82 206 890 001 |
Высота центра | 1212 м |
Конфессиональный состав | мусульмане-сунниты |
Почтовый индекс | 368741 |
Национальный состав | лезгины |
Официальный сайт | http://www.xrug.ru/ |
Население | 2518 человек (2002) |
Координаты | Координаты: 41°29′30″ с. ш. 47°36′33″ в. д. / 41.491667° с. ш. 47.609167° в. д. (G) (O) (Я)41°29′30″ с. ш. 47°36′33″ в. д. / 41.491667° с. ш. 47.609167° в. д. (G) (O) (Я) |
Телефонный код | +7 87263 |
Хрюг лезг. Хуьруьг — село (аул) в Ахтынском районе Дагестана.
Культура
Кроме земледелия и животноводства, хрюгцы занимались пчеловодством и ремеслом. Селение славилось мастерами строительства, кузнечного дела, производства грубых шерстяных тканей, орнаментных ковров, паласов, войлочных материалов из шерсти и волок на конопли.
Детей обучали арабской грамоте в мечетях. Большинство мужчин и некоторые женщины умели читать и писать. Наиболее одаренные дети продолжали учёбу у известных ученных — арабистов в селе Куруш, Цахур, Алкадар, Шиназ и др.
Известные уроженцы села Хрюг
Этимология
«Хуьруьг» в буквальном смысле, означает селение. Одни старожилы говорят, что селение раньше было расположено на скале лезг. Мукьалал куда можно было подниматься только по извилистой, зигзагообразной дороге. Такая дорога у лезгинов называется лезг. кьуьруькар От этой извилистой дороги произошло название аула — гласит одна из версий. Существуют и иные версии. В селении, якобы, был лезг. тухум (родовая община), который носил имя лезг. Гъуьруьгъар Именем этого тухума стали называть селение. Правдоподобность этих версий вызывает немало сомнений. Во-первых, дороги серпантином присущи многим селениям горного Дагестана, но почему-то ни одно из них не носит название «Хуьруьгар». Во-вторых, велико различие между «Хуьруьгами» и «Кьуьруьками». В-третьих, население Хрюга раньше состояло из множества различных тухумов, ни один из них не согласился бы нести имя другого тухума, тем более не такого сильного, как Мукьалал. Да и по смысловому значению эти слова: Гьуьруьгъар и Хуьруьгар резко отличаются друг от друга. Да и кроме того, лезгинское слово «хуьр» рус. село входит в основу десятков населенных пунктов Южного Дагестана и Северного Азербайджана, причем расположенных даже на плоскости.
География
Село Хрюг
Село расположено на левом берегу реки Самур в ее среднем течении на высоте 1200 м над уровнем моря.
С севера вдоль речной долины тянется Самурский хребет, вершина которого Ялак высотою 3004 м видна из села; с юга тянется Фалфанский хребет (отрог Главного Кавказского хребта) с горой Тукуркил высотой 3150 м.
История
Первоначально село было расположено на левом берегу реки Ялак-кам на участке лезг. Мукьалал. Об этом свидетельствуют многочисленные могилы, остатки руин и обгорелых строений, найденных при строительстве Ахты-Какинского канала в 1940 году. В 1536 году, в результате внезапного нападения превосходящих сил рутульцев и кумухов, село было полностью разрушено и сожжено, многие защитники села погибли. Оставшиеся в живых частью переселились в Табасаранский район и основали там новое село Хрюг, остальные построили себе новое село на правом, более защищенном берегу реки Ялак-кам. Точный возраст села и его основатель неизвестны. Также не установлено точно, откуда происходят корни жителей Хрюга. Однако, хрюгцы заметно отличаются от жителей даже соседних селений Ялак, Зрых, Кака не только по диалекту языка, но и по обычаям, жизненному укладу и психологии. Хрюгцев соседи называют мастерами решений любых спорных вопросов в свою пользу и дали им кличку: «Хрюгец, делающий узлы на просе» лезг. Щуькгвел тІвал ийидай хуьруьгви. Старожилы аула утверждают, что селение Хрюг — один из самых старинных населенных пунктов в долине реки Самур. Археологические раскопки в селе не проводились. В 1886 году в селе проживало 1525 человек.
Публичная кадастровая карта села Хрюг на 15.11.2021
Объект по этим данным не найден
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Объект по этому адресу не найден
Нужно указать более точный адрес.
Адреса бывают сложные, поэтому точнее найти объект по кадастровому номеру. Посмотрите его в документах. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Поделиться ссылкой на карту
Почему нет участка на кадастровой карте?
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Распечатать карту
На публичной кадастровой карте вы можете найти любой земельный участок или объект капитального строительства, который поставлен на кадастровый учёт в Единый государственный реестр недвижимости и для которого проведена процедура межевания.
По клику на участок карты села Хрюг вы узнаете кадастровый номер объекта, площадь, назначение, год постройки (для дома) и можете перейти к просмотру всех доступных электронных отчетов.
На земельный участок и здание можно прямо на сайте получить отчет об объекте, отчет о переходе прав и отчет о кадастровой стоимости.
2015–2021 © Egrp365
Не является уполномоченным органом регистрации прав
либо его структурным подразделением
Зачем в дагестанском селе без электричества и инфраструктуры построили современный образовательный центр
дагестанская архитектура, эклектика начала 2000-х и современность из металла и стекла
Центр просвещения Luminary / фото: Алексей Калабин
Центр просвещения Luminary / фото: Алексей Калабин
Центр просвещения Luminary / фото: Алексей Калабин
Центр просвещения Luminary / фото: Алексей Калабин
Центр просвещения Luminary / фото: Алексей Калабин
Современный центр просвещения Luminary находится в селе Хрюг Южного Дагестана. Сейчас в Хрюге, в 250 километрах от столицы республики, проживает около 2 тысяч человек. Здесь часто случаются перебои с электричеством, плохо ловит мобильная связь и почти не работает интернет, однако Luminary всё равно стал точкой притяжения.
Центр находится в яблоневом саду. Внутри — обсерватория, библиотека и медиатека. Одно из зданий построено ещё в начале 2000-х, а новый лекторий спроектирован в духе модернистских построек Миса ван дер Роэ. Также здесь есть открытая терраса с амфитеатром для занятий на открытом воздухе. А резиденция для кураторов образовательных программ находится в сакле — традиционном жилище жителей Кавказа.
КАК сделать так, чтобы не тормозил интернет
Так как почти вся обучающая программа центра строится на онлайн-курсах, но в селе часто возникают перебои с подачей электроэнергии, то здесь решили использовать альтернативные источники. 36 солнечных панелей на двух крышах вырабатывают 10,5 киловатта в час, что даёт в среднем 40–60 кВт⋅ч в день. «35 из них мы храним в аккумуляторах — этого более чем достаточно. Днём центр питается солнцем, вечером берёт электричество из сети, но если сеть пропадает, то за 0,025 секунды компьютер переключает потребление от сети на аккумуляторы. Такая система позволяет обеспечивать бесперебойное электроснабжение и всегда быть онлайн, даже если электричества от сети не будет неделю или месяц подряд. Интернет тоже приходит по отдельной собственной линии на скорости 560 Мбит/с», — рассказывает руководитель проекта Камил Магомедов.
Во дворе центра поставили ветряк — ещё один источник энергии. Он снабжает электричеством фонтан и работает наглядным пособием для детей. Такие же ветряки и солнечные электростанции ученики сами могут собрать в технологической лаборатории.
ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСтВА В ДАГЕСТАНЕ
Фото: Максим Авдеев
При строительстве современного центра половину работ делали москвичи, 40 % материалов приходилось везти из столицы. Так как центр располагается в горах, здесь нет ни рабочих кадров, ни материалов, зато есть сложившаяся практика, когда рабочий в то же время и архитектор, и декоратор. Камил Магомедов, руководитель проекта, рассказывает, что это мешало строительству. «Постоянное желание что-то улучшить, прикрепить лепнину, „косички Versace“, узоры и вензеля приходилось пресекать, на что исполнители искренне обижались. Также здесь невозможно прогнозировать сроки, и это главная особенность рабочей практики в Дагестане. Также считают нормальным сказать на старте работ: „Да я это уже много раз делал“, а потом за счёт времени и материалов заказчика экспериментировать и тренироваться». Магомедов рассказывает, что подход «подрядчик — бюджет — сроки — контроль — результат» не работает, а работает «подрядчик — стихийное прогнозирование — переделки — вовлечение во все процессы заказчика — результат».
как устроена ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Фото: Алексей Калабин
Идея построить центр появилась у 85-летнего заслуженного учителя Дагестана Махмуда Абдулкеримова. В 2008 году он создал фонд «Просвещение», первой инициативой которого была установка компьютеров в сельские школы Дагестана. Кроме этого, фонд занимается издательством книг и помогает одарённым детям из бедных семей поступить в вузы. Центр Luminary стал одной из самых крупных инициатив «Просвещения». На его строительство было выделено 80 миллионов рублей, а текущее содержание будет обходиться в 300–400 тысяч каждый месяц. В дальнейшем фонд планирует построить такие же центры в других городах.
В центре Luminary два вида обучающих программ для детей: постоянные и модульные. В постоянной программе дети регулярно посещают занятия по одному предмету. Модульная программа длится месяц и посвящена одной теме, которую изучают через разные форматы: видео, игры и воркшопы. Также в Luminary работают над несколькими дневными программами для городских жителей, чтобы те приехали с детьми в Хрюг, поучаствовали в активностях от центра, съездили на минеральные источники, посетили мастер-классы от резидентов из Москвы.
КТО ПОЕДЕТ В ГОРЫ РАДИ ОБРАЗОВАНИЯ
Фото: Алексей Калабин
С помощью Luminary создатели проекта хотят вернуть экономически активное население в горы. «В республике много говорят о создании рабочих мест в горных районах, но никто не думает о том, что там некому работать. Обычно в Дагестане к 30 годам люди заводят семьи. Они не поедут в горы просто ради более выгодной работы. Но готовы отправиться туда, если будут знать, что в селе их детей ждёт лучшее образование. У нас уже есть несколько примеров, когда выходцы из села, уехавшие в город, вернулись в Хрюг или прислали сюда на лето своих детей», — рассказывает Камил Магомедов.
Руководитель проекта Камил Магомедов считает, что создание таких центров в каждом районе Дагестана — главный стратегический проект для республики, так как решает проблемы развития горных территорий и становится локомотивом «изменений в головах» всего Дагестана. Сейчас идёт работа над проектом второго центра в селе Тлярош в Чародинском районе и решается вопрос с землёй под строительство третьего центра в Ростовской области. Создатели проекта хотят, чтобы каждый следующий центр в районе Дагестана был вдохновлён Luminary. «Для состоятельных земляков такой центр — лучшее наследие, которое они могут оставить своей малой родине. А в будущем каждый следующий центр будет иметь свою расширенную компетенцию и дополнять все предыдущие», — рассказывает Камил Магомедов.
Хрюг село какого района
Республика Дагестан, Ахтынский район, село Хрюг
Расписание
Расписание на все виды транспорта. Электрички, Поезда, Автобусы. Цены на все рейсы.
Работа
2985 актуальных вакансий в Хрюг. Бесплатное размещение резюме. Биржа труда.
Недвижимость
Купить, снять или продать. Жилье на любой вкус. Аренда квартир на длительный срок и посуточно.
Магазины
Купить товар в интернет магазине Хрюг. Адреса магазинов. Доставка. Отзывы о товарах.
Доска объявлений
Бесплатные объявления в Хрюг. Отличный способ продать или купить что-нибудь.
Информация
Справочные телефоны, адреса и схемы проезда. Найти человека. Адреса и номера жителей.
Интернет в Хрюг
Подключить интернет в Хрюг можно здесь. Так же можно знать реальную скорость провайдера Хрюг
Займы, кредиты
Информацию о кредитах, банках, банкоматах в Хрюг вы можете найти у нас. Республика Дагестан, Ахтынский район, село Хрюг
Здесь можно найти информацию, адреса центра МФЦ-госуслуги. Республика Дагестан, Ахтынский район, село Хрюг
Афиша Хрюг
Афиша кино, театра, расписание местных мероприятий, все это можно найти на нашем сайте.
Смотреть видео
Все видео о Хрюг смотрите тут, на официальном сайте
Знакомства
Знакомства в Хрюг онлайн на нашем сайте
Работа в официальном такси
Работа в такси вы можете получить на нашем сайте прямо сейчас. Подключение Яндекс.Такси, Uber, Gett Республика Дагестан, Ахтынский район, село Хрюг
Гостиницы в городе Хрюг
Адреса, телефоны, информация где можно остановиться на ночлег
Авиабилеты
Работа в Хрюг
Средняя зарплата в городе 28806 рублей.
Объявления о приеме на работу по направлениям:
Для полного или частичного трудоустройства по выбранной вами вакансии, просим обратится в отдел кадров по адресу:
Республика Дагестан, Ахтынский район, село Хрюг
Расписание в Хрюг
Расписание самолётов, поездов, электричек и автобусов в Хрюг. На официальном сайте Хрюг можно построить маршруты по всему миру с использованием кнопок поиска самолётов, поездов, электричек и автобусов; посмотреть расписания и табло вокзалов и аэропортов по всей России, также можно купить билет на самолёт, поезд или автобус.
Недвижимость в Хрюг
Купить квартиру
Снять квартиру
Земельные участки
Объявления по недвижимости в Хрюг встречаются как достоверные, так и сомнительные. Некоторые агентства недвижимости, пытаютя привлечь внимание, размещая информацию в рекламных целях. Такие объявления обычно хорошо оформлены, а сами объекты расположены в хорошем месте и имеют привлекательную цену, но на самом деле их не существует.
К счастью в Республика Дагестан, Ахтынский район, село Хрюг объявлений по аренде недвижимости много. Главное осуществлять поиск по одному из трех критериев: кадастровому номеру, условному номеру или адресу.
Магазины в Хрюг
Интернет магазин
Сайт Хрюг, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.
Одежда в Хрюг
Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Хрюг. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.
Детский магазин
Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Хрюг. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.
Бытовая техника
В каталоге бытовой техники магазина Хрюг представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины
Продукты питания
Полный каталог продуктов питания. В Хрюг вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Хрюг. Быстрая доставка.
Купить запчасти
Большой выбор предложения о продаже запчастей в Хрюг, новых и бывших в употреблении. Поиск запчастей с помощью каталога. Вы можете приобрести запасные части для автомобиля, электро и бензо инструмента, велосипеда.
Доска объявлений Хрюг
Представляем вашему вниманию все категории объявлений на нашем сайте Республика Дагестан, Ахтынский район, село Хрюг, в которых вы можете осуществить поиск.
Сведения по истории села Хрюг.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Научная статья (описание работы)
Данная работа состоит из введения, где отражены актуальность темы, определены цели и задачи, поставленных автором, степень изученности рассматриваемого вопроса, дан краткий анализ использованной литературы.
Основная часть содержит информацию, собранную и анализированную автором.
В заключительной части автор делает выводы, вытекающие из изложенного материала.
Исследование вопросов истории сел Южного Дагестана является одной из актуальных тем истории Дагестана. Методической и теоретической основой работы является принцип научного историзма, требуемый изучения любого явления в конкретно-исторических условиях и связях, с позиций взаимообусловленности событий и явлений причинно-следственной связью, рассмотрения его в единстве прошлого, настоящего и будущего.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее данные и основные положения, содержащийся в ней практический материал, могут быть использованы в процессе изучения истории Дагестана, при подготовке статей по данной теме.
В последнее время в Дагестане усиливается интерес к изучению прошлого края. Выходят издания, в которых описывают прошлое различных народов, а также их материальную и духовную культуру. В этой связи наибольший интерес представляет работы, касающиеся малоизученных тем. Именно к этой категории относится история Южного Дагестана, а в нашем случае история аула Хрюг, жители которых имеют свой, особый разговорный диалект, отличающийся даже от разговорного языка соседних сел.
Цель и задачи работы состоят в том, чтобы раскрыть малоизученные страницы истории села и восполнить пробел в этой области.
Материал в основном нами отобран из опубликованных работ, а также из частных архивов и воспоминаний, передающие из поколения в поколение.
Фактически истории села посвящена единственная книга журналиста А.Усамова «Хуьруьгер – гордость узденов», в которой автор фундаментально описывает историю села с древнейшего периода до наших дней. Следует отметить, что многие положения данного издания спорны и их трактовка автором вызывает серьезные нарекания со стороны исследователей.
Автор ставит цель внести свой вклад в изучение данной проблемы.
Какую только речь не услышишь в Дагестане! Плавную кумыкскую, напевную лезгинскую, цокающую аварскую, отрывистую лакскую, разноязычную даргинскую, поэтически мягкую ногайскую. Услышишь речь андийскую, кубачинскую, рутульскую, табасаранскую, цахурскую.
Народный поэт Дагестана Тагир Хрюгский так отозвался о его жителях:
«Если наши люди поставят цель,
То любой в горах проведут туннель
И растопят лед, разведут сады….
Самое раннее упоминание о с.Хрюг мы находим в сочинении «История агван» Моисея Каланкайтукского, свидетельствующего о распространении христианства среди народов Кавказской Албании. Датируется данное сочинение V веком нашей эры, когда царствовал в Кавказской Албании Вачаган III Благочестивый.
Краткая предыстория сообщения такова: Иисус Христос собрал своих апостолов и велел идти им в разные страны с целью распространения христианства. Апостол Фаддей обязан был обратить в веру Христа население восточных стран. Во время проповеди среди армян попал в руки местного царя и был убит. Свидетелем этого преступления был его ученик Елисей. Он повторил путь своего учителя и через Иран вдоль западного побережья каспийского моря достиг Мюгикюра, населенный лезгинами-язычниками. После этого он добрался до г. Чора, вблизи Дербента и решил остаться там.
Из Киша Елисей направился в Яргун, переправился через реку и дошел до с. Гельмеу. Елисей пытался проповедовать среди них, но дорого заплатил за это-собственной жизнью. Его убили, а тело бросили в какую-то яму.
Проходит некоторое время, а сколько именно, автор не уточняет, люди достают из ямы множество костей, а после этого задрожало земля, поднялся сильный ветер, разметал кости в разные стороны, и на месте остались лишь мощи Елисея.
Вдруг человек по имении Степанос, христианин из с. Хрюг выхватил из кучи костей череп Елисея и ускакал на коне. Толпа бросилась за ним, но тут с неба опустилась черная туча, и все вокруг покрылась мраком. Потрясенные увиденным, люди собрали все кости, понесли их в Хрюг и положили рядом с черепом 2.
Село Хрюг имело ступенчатую или как говорят, террасообразную форму. Дома располагались на естественно-защищенной местности и имеет ярко выраженную солнечную ориентацию.
Тухумов в селении было девять: Балбутар, Мик I ияр, Эк I ерар, Мхацар, Челдияр, Ц I урар, Хашалар, Саларар, Гъуругъар.
Чем сплоченнее был тухум, тем крепче становился джамаат. В таких джамаатах меньше совершалось преступлений, молодежь находилась под влиянием и контролем своих тухумов, что сдерживало их от совершения неразумных поступков и действий. В обратном случае ведь он унижал тухум в глазах других.
В наши дни этот метод сыграл бы эффективную роль в деле укрепления порядка и дисциплины в наших селах, ведь всегда новое- это хорошо забытое старое.
Годеканы с. Хрюг имеют ярко выраженную педагогическую направленность, они различались тематикой образовательно-воспитательных задач.
Годекан был не только местом физического воспитания, где проходили соревнования борцов-силачей, выступали канатоходцы, состязались в метании камня в беге, поднятие тяжестей, но и центром эстетического воспитания. В определенные дни здесь проводили праздничные вечера, демонстрировали свое мастерство народные острословы, сказочники, клоуны.
Возрождение этих традиций сыграло бы положительную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Одной из ярких страниц истории села является борьба джамаата за независимость от ахтынских и рутульских беков. Сплоченный джамаат представлял большую силу и поэтому попытки ахтынцев и рутульских беков подчинить хрюгцев своему влиянию, кончались неудачей. Символом свободы и непокорности народа является минарет в центре села, имеющий высоту в 30м.
Так, одна из арабских надписей, найденная на стене мечети гласит: «произошло большое сражение между хурюгцами и рутульцами в 1766 – 1767 г.»
Во всем южном Дагестане были известны мастера-каменщики с. Хрюг, подтверждением чему является минарет и 4 мечети. Мастера-хрюгцы приглашались для строительства зданий со сложной архитектурой и в соседние села. Как явствует из одной надписи, датируемой 1242 г. по хиджре (1875 г.), некий Исмаил Хрюгский построил в с.Ахты поражающий своей красотой и самобытностью здание. Другая надпись на стене мечети с.Ухул гласит, что в 1269г. по хиджре (1853г.) «ремонтировали и восстанавливали эту мечеть мастера: Раджаб, Рамазан и Мувлан Хрюгские».
Свое мастерство мастера села передавали из поколения в поколение. И сейчас в селении немало мастеров каменных дел – Ганиев Абдулгани, Вадаев Мирзамагомед, Рустамов Рустам, Якубов Исмаил и др.
Страна достойно отметила труд хрюгцев. Достаточно отметить, что тракторист Магомедов Гайбат удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а заведующий сельским магазином Ибрагимов С.Ю.- орденов Трудового Красного Знамени и Ленина.
К западу от села, примерно на расстоянии 1,5-2 км на границе с территорией соседнего села Зрых, имеются небольшие курганы. По данным старожилов, один из курганов был раскопан местным жителем и он находил в нем черепки глиняных сосудов, разные металлические предметы. Как хрюгцы узнали, что здесь закопаны ценности?
20 век стал для хрюгцев веком образования. Я далек от мысли, что среди моих сельчан до конца 20 века не было грамотных людей, владеющих наукой различных отраслей. Достаточно отметить, что почти каждый взрослый житель села читал Коран, хотя смысл прочитанного редко кто понимал. В мае 1851г в селе Керима родился мальчик, которого звали Магомедом. Он оказался способным и получил не только духовное, но и светское образование.
Для того чтобы охарактеризовать этого человека, достаточно прочитать один из указов о его служебных перестановках. Вот его содержание: «По указу Его Императорское Величество сей из Управления Самурского округа Мола Магомед Гаджи Абдуль Керим Оглы Гаджиеву в том, как видно из его послужного списка, он имеет медали: серебряную медаль с надписью «за усердие» для ношения в петлице на Станиславской ленте, золотую с надписью «за усердие» для ношения в петлице на Аннинской ленте, серебряную медаль в память царствования в Боге почитающего Императора Александра III …». Ведь тогда награждение человека было редким событием. Наш земляк в начале 70-х гг. XIX века стал работать письмоводителем Лучекского, потом Докукзпаринского и Ахтынского наибств.
Вот какую характеристику дали ему на общем сходе 24 апреля 1917 года наши односельчане: «Удостоверяем, что односелецъ наш Мола Магомед Гаджиев действительно высоконравственный, воспитанный и честный человек. Смелый защитник народных прав, всегда отдававший народу свои материальные и моральные силы и ныне всего душою отстаивающую величие свободу».
За прошедшие годы из стен школы вышла много замечательных людей, которые прославили школу.
В 2007г., спустя 100 лет после строительства школы, в с. Хрюг в торжественной обстановке открыта новая школа. На торжества прибыли руководители Дагестана: Президент М.Г.Алиев; Председатель Правительства Ш.М.Зайналов; первый зам. пред. Правительства РД А.П.Гасанов; выпускник школы, ныне профессор, академик РАЕН Эмирбеков Э.З. и др.
К 40 – летию Победы советского народа над фашистской Германией в нашей школе развернулась работа по сбору и обеспечению материала, имеющего отношение к Великой Отечественной войне.
Был составлен список участников Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) ветераном войны, учителем пенсионером Гасановым Г.М.
Как видно из данного списка. всего из нашего села ушло на фронт 188 человек, из них только 82 вернулись живыми, остальные пали смертью храбрых на полях сражений. Об одном из них, который воевал вместе с Героем Советского Союза Гасретом Алиевым, газета «Красная звезда» писала: «Потом он продолжил громить врага на сочинском перевале. В одном из боев, когда враг особо упорствовал, пытаясь прорвать нашу оборону, расположенную на склоне горы, когда поредевшие ряды солдат с надеждой смотрели на пулемет, Алиева тяжело ранило в левую руку. Но он обратился к командиру взвода лейтенанту Прокопенко с просьбой оставить его в бою.
Пулемет Алиева работал безотказно. Высота, за которую шел бой, осталась нашей. И только после окончания боя, попрощавшись с друзьями, Гасрет взвалил на плечи раненого рядового Чубанова Чубана из с.Хрюг и под шквальным огнем вместе с земляком уполз в лес к санитарам».
После демобилизации Чубанов Чубан долгое время работал поваром в столовой совхоза «Хрюгский».
Во время войны каждый старался чем-нибудь помочь фронту. За годы войны женщины села отправили на фронт 2900 пар носков и варежек. В этом деле отличились Рамазанова Назлу, Омарова Кизилгюль, Ибрагимова Шерихан, Рамазанова Гюлселем, Ибрагимова Фатима, Газалиева Пери, Тагирова Назпери, Рамазанова Зулейхан.
Односельчане собрали для фронта 30 тулупов, 50 шуб, 40 пальто, 225 овечьих и бараньих шкур.
Многие внесли крупные суммы денег в фонд обороны страны:
Касумов Раджаб – 38 тыс. руб; 3.Магомедов Эсед – 20 тыс. руб;
Юзбеков Саид – 20 тыс. руб; 4.Эмирбеков Абдулах – 20 тыс. руб.
За такие патриотические действия они получили благодарность и приветственные телеграммы от имени Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
Посильное участие в этом деле приняли и школьники, собравшие 22 тыс. рублей. За это они получили приветственную телеграмму из Москвы.
Из Москвы № 635-54-80
Директору неполной средней школы с.Хрюг
Нухову, секретарю комсомольской организации Гасанову Г.М.
Прошу передать комсомольцам, пионерам и учащимся неполной средней школы с.Хрюг, собравшим 12 тыс. рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов, благодарность Красной Армии и моё пожелание здоровья и успехов в учёбе и общественной работе.
А вот текст другой телеграммы:
Ахты, Дагестанской АССР с.Хрюг
Директору неполной средней школы
Нухову, секретарю комсомольской организации Гасанову Г.М.
Передайте школьникам Хрюгской неполной средней школы, собравшим
10 тыс. рублей в фонд обороны СССР, мой братский привет и благодарность Красной Армии.
За все годы войны Хрюгцы внесли в фонд обороны СССР 300000 рублей,
на строительство боевых самолетов 170000 рублей, а на строительство
танковой колонны 150000 рублей, в общей сложности (всего) 620000 рублей.
Село Хрюг – мельчайшая частица на карте СССР, но и эта частица делала все от неё зависящее, чтобы приблизить день Победы, чтобы дать достойный отпор наглому врагу.
За предыдущее после гибели АПЛ « Курск» В. И. Куроедов дважды приезжал в с.Хрюг.
12 августа 2002 г. в годовщину трагических событий в с. Хрюг был открыт памятник М. И. Гаджиеву. На открытие памятника приезжали высокие гости: главком ВМФ РФ адмирал Куроедов В. И., зам командующего Северным флотом адмирал Александр Дьяконов, Председатель Госсовета РД М. М. Магомедов, Председатель Народного Собрания РД Муху Алиев, прокурор РД И. М. Яралиев и другие.
Вот запись, оставленная главкомом ВМФ РФ в книге почета :
Дорогие мои дагестанцы!
Искренне рад быть с Вами в дни памяти героев « Курска», Память о Мамеде Исмаиловиче Гаджиеве-святое для нас дело. Нам нужны общие успехи.
Здоровья Вам и удачи.
Семь футов под килем!
Главком ВМФ адмирал флота (подпись) В. Куроедов.
В апреле гостем школы был командующий Каспийской флотилией адмирал флота Масорин В. В., который от имени Главкома ВМФ Куроедова В. И. привез некоторые экспонаты для создания музея М. М. Гаджиеву в школе.
В мае месяце школу посетил командующий Северным флотом адмирал Сучков Г., который привез подарки школьникам, в том числе различные аудио и видеоаппаратуру.
По сложившейся доброй традиции военные моряки-севороморцы, взявшие шефство над нашей школой, приезжают в Хрюг каждый год.
В сентябре 2003 г. делегацию военных моряков возглавлял заместитель главкома ВМФ РФ генерал-лейтенант Павел Шилов. Вместе с ним был заместитель Председателя Правительства РД Амучи Амутинов. На этот раз гости подарили школьникам спортивный инвентарь, учебное оборудование.
Выступая на митинге памяти М. И. Гаджиева, Павел Шилов сказал: «Я хочу сказать вам большое спасибо за то, что вы воспитали такого достойного сына, как Мамед Гаджиев, не пожалевшего и своей жизни во имя укрепления обороноспособности России. Не понаслышке знаю о мужестве дагестанцев, своими глазами видел, как вы храбро сражались, защищая свою землю, Россию в августе 1999г».
Военные моряки пожелали Дагестану мира, согласия и процветания.
Исследование вопросов социально-политической истории Южного Дагестана через призму рассмотрения конкретной истории сел представляет несомненный интерес.
Данные исследование является самостоятельной работой, авторской работой, выполненной под руководством научного руководителя.
Исследование отвечает требованиям современного развития науки, углубления исследований.
В заключение можно сделать следующие выводы.
1.Жители с.Хрюг еще в V веке н.э. испытали на себе давление со стороны христианских апостолов, стремившихся установить в кавказской Албании христианскую веру.
2.Село Хрюг можно отнести к тем немногочисленным селам средневекового Дагестана, которые яростно отстаивали свою независимость и не хотели быть в кабале от внешних сил.
3. Многие из жителей с.Хрюг внесли достойный вклад в развитие образования, науки, медицины и других отраслей.
Список использованной литературы:
1. А.Алимов, М.Алимов. Тагир Хрюгский. – Махачкала, 2004. – с.158.
2. Р.Ризванов. Очерки истории Восточного Кавказа. – Махачкала, 2004. – с.17-19.
3. Р.Магомедов. История Дагестана с древнейших времен до конца XVIII века.
– Махачкала, 1968. – с.78.
4. Ш.А.Мирзоев. Народная педагогика Дагестана. – Махачкала, 1992. – с.65-66.
5. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX – начала XX в. Москва, 1978.
6. Полевой материал записан у старожила Кази Ибрагимова.
7. Краткий курс лекций по истории Дагестана – часть 1. – Махачкала, 2006. – с.75.
8. Подлинник из личного архива Дж.Дж.Саидова