Как и все древние праздники
Древние праздники, которые отмечаются до сих пор
С праздниками у всех людей ассоциируется что-то радостное и веселое, но не все являются такими. В настоящее время мы совсем забыли про праздники наших предков, хотя знаем много праздников. А ведь большинство торжеств, сохранившихся до наших дней, пришли к нам из забытой древности. В этой статье мы рассмотрим такие праздники.
Колядки
Колядки начинались с 25 декабря и длились до 6 января на Руси. К празднику готовились заранее. Женщины готовили много вкусной еды и делали дома генеральную уборку. Всей семьей ходили в баню. Обязательно мастерили наряды для колядования. У данного торжества был определенный алгоритм:
Колядки всегда отмечались очень шумно и задорно. По-особенному проходил второй день. Первыми ходили колядовать дети, брали два пирога и делили поровну между собой, после колядок его съедали. Потом шли незамужние девушки и пели песни, им давали несколько пряников и калачей. Последними шли мужчины и женщины, им также давали несколько калачей и пряников.
Масленица
Ранее Комоедицу, так называли Масленицу, славяне отмечали в день весеннего равноденствия, это был языческий Новый год. Разумеется, на Комоедицу пекли блины: они олицетворяли солнце. В праздничное утро люди шли на капище и рассыпали зерно, для того чтобы нечистая сила, принявшая образ сороки, ела зерно и не мешала празднованию.
В этот праздник было принято приносить подношения богу Комом-медведю. Всей семьей шли в лес и оставляли подношения в виде блинов на пеньках. Оттуда и поговорка: «Первый блин-комом», это значит, что первый блин-медведям. После подношений мужчины устраивали специальные танцы, а женщины делали выпечку из разных сортов муки.
Комоедица сопровождалась массовыми гуляньями. Среди развлечений было приятно:
Овсень малый
Отмечался 1 марта. Славяне часто ассоциировали праздники с событиями в природе. 1 марта начиналась весна, а значит, начинался Новый год (урожайный). Перед праздником было принято наводить порядок в доме. Все отмывали, выбрасывали ненужные вещи. Овсень отмечался широко. Было принято устраивать танцы, хороводы и петь песни с просьбой об урожайном году. Считалось, что этот праздник очищает землю от зимнего сна. Женщины готовили кашу для задабривания духов, если каша удалась, значит и год будет урожайным. Обсыпали друг друга зерном на счастье.
В этот праздник уделяли внимание связи с предками и устраивали определенный ритуал восточных славян:
Спустя время празднование праздника перенесли на осень, отсюда и название Овсень.
Духов день
Наши предки верили в духов и всегда старались их задобрить, чтобы они помогали вырастить хороший урожай. Считалось, что русалки выходили из воды и поливали поля с рассадой, чтобы она принесла большой урожай. Для этого люди оставляли в лесах подношения для них.
Также было поверье, если увидишь русалку, то удача будет на твоей стороне. Молодежь часто ходила в лес в поисках русалок, однако эта идея была опасной затеей. Русалка могла утащить тебя с собой в реку или озеро или защекотать, затанцевать до смерти. Поэтому люди делали обереги в виде венков из полыни и березы.
В Духов день было принято кормить землю. Женщины устраивали пикники на природе и специально рассыпали еду повсюду, чтобы земля напиталась и была плодороднее. Помимо этого женщины оставляли свои домашние дела на мужчин, а сами уходили на обряды.
Люди верили, что русалками становятся:
Ивана Купала
День Ивана Купала является древним языческим обрядом. В этот день было приятно прыгать через костер, купаться в водоемах, собирать лекарственные травы и, разумеется, гадать. Большинство праздников наших предков определялось днем солнцестояния. Ивана Купала отмечался 7 июля.
В этот день было принято очищать:
Очищали с помощью воды и огня. Для этого костры разводили около реки. Люди прыгали через костер, а затем сразу в реку. Еще в этот день было принято ходить по углям, считалось, что таким образом закаливается дух.
В день Ивана Купала девушки плели венки и огневицы. Свободные девушки дарили венки тем молодым людям, которые вызывали у них симпатию. Огневица представляет собой маленькую лодочку, сплетенную из травы и дощечки, на которую ставиться свечка. Огневицы ставятся на воду и загадывается желание. Чаще всего огневицы запускали семейные пары.
День Снопа Велеса
Велес — бог урожая. В его честь отмечался праздник 12 июля. С этого дня мужчины выходили на косьбу очень рано, до высыхания росы. По традиции в каждый дом приносили богато украшенный сноп, который стоял в доме до окончания сбора урожая. Затем из этих зерен делали муку для хлеба. Однако его тратили не весь, оставляли на зиму, чтобы добавлять в корм животным. Также оставшиеся зерна смешивали с зернами для будущего посева.
День Снопа Велеса отмечался не шумно, потому что все были заняты на полях. Также в этот период переставали собирать лекарственные травы, так как они уже не несли пользы. Люди готовили обереги для домашних животных. Жрецы читали молитвы Велесу. С этого дня начиналась пора летних свадеб.
День Сварога
Сварог — один из главенствующих божеств, бог-кузнец или же бог небесного огня. День Сварога отмечался 21 сентября. В этот день чествовали кузнецов и ремесленников. С раннего утра люди приходили к храму и молились по несколько часов. Оставляли подношения: вино, пироги, хлеб и прочие яства. Затем празднование переходило за богато украшенный стол. Всей семьей ели, пили, танцевали, водили хороводы и пели песни. Ближе к вечеру отправлялись к соседям на чаепитие.
Праздник отмечался до рассвета следующего дня. Пока вся деревня веселилась, жрицы проводили обряды, прося у божества благополучия и защиты для жителей деревни.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наши предки верили, что в эту ночь Белобог передает управление всеми земными делами Чернобогу. Наступает холодное и темное время. В обратную сторону победа тепла и света наступит в весенний праздник, который мы теперь отмечаем как Масленицу, когда силы жизни восторжествуют, и, вместе со сгоревшим чучелом, тьма и холод покинут этот мир. Весной победит яркое солнце – Ярило, а поздней осенью наступает черед Мары. Это особенный персонаж. Ночной демон с таким же именем есть и в скандинавской мифологии, и даже в буддизме, там он несет людям гибель духовной жизни.
У славян же Мара (Морена, Морана) олицетворяла сезон умирания природы и властвовала над землей во время зимы. Нельзя сказать, что это чисто отрицательный персонаж. Мару представляли как черноволосую красавицу, живущую в ледяном замке и повелевающую силами смерти и холода, но она же была одной из поборниц справедливости и правосудия, и кроме смерти ведала еще и рождением. Вероятно, наши предки понимали, что к силам природы человеческие понятия добра и зла неприменимы, так как лежат они совсем в другой плоскости. Однако именно от ее имени произошли такие слова в нашем языке, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Однако в эту же дверь могли проникнуть и злые духи, не нашедшие себе покоя, ненавидящие живых. Для защиты от них разводили огонь. Считалось, что в эту ночь нужно вести себя аккуратно, нельзя было поддаваться плохим мыслям. Из чисто практических примет – не стоило долго стоять на перекрестках, пускать в дом незнакомцев и давать деньги в долг. Зато в эту ночь много гадали, ведь пришедшие в гости предки могли помочь, подсказать и направить на нужный путь. Кроме того, в этот странный праздник могли открыться неизведанные жизненные пути, поэтому начинать новое дело на следующее утро было очень хорошей приметой.
Темная Велесова ночь была важным пунктом в годовом цикле древних славянский верований. Она противопоставлялась светлому весеннему празднику и была неотъемлемой частью вечного круговорота – Колеса Сварога.
Для защиты от потусторонних сил и для привлечения удачи в старину активно использовали различные предметы, наделенные особой силой. Подробнее об этом в обзоре «Священные животные древних славян: Какие амулеты и обереги помогали нашим предкам»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ОГЭ по Русскому языку 9 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №11 — №201116 (задания и ответы)
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2021 год по русскому языку.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ОГЭ: Скачать
Решать работу: Онлайн
Интересные задания
2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) Как и все древние праздники, Хэллоуин изначально был языческим. (2)В ночь с 31 октября на 1 ноября древние кельты, обитавшие на тех обширных территориях, где ныне расположена Франция, Британия и Ирландия, отмечали Новый год, именовавшийся Самайном, что дословно переводится как «конец лета». (3)У кельтов не было четырех времен года, только два – лето, когда жизнь кипит, цветы цветут, на улице тепло и урожай зреет, и зима, когда всё замирает, засыпает и ждет лета. (4) Чтобы потусторонние граждане не озоровали и не пакостили ныне живущим, кельты действовали по принципу «лучший способ защиты – это нападение»: с заходом солнца напяливали звериные шкуры, разрисовывали физиономии и начинали буянить. (5) Чтобы отпугнуть страшных гостей от оставленных без присмотра домов, оставляли сторожей – вырезанные из турнепса страшные образины, в которых тлели угольки из священного костра.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Грамматическая основа второй части предложения (1) – Хеллоуин был.
2) Первая часть предложения (2) осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Первая часть предложения (3) – односоставное безличное предложение.
4) Придаточная часть предложения (4) осложнена однородными сказуемыми.
5) Предложение (5) сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
2. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. Еще была зима (1) но солнце начинало ходить выше (2) и в полдень (3) когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять (4) пригревало так (5) что становилось жарко (6) и лучи его были так ярки (7) что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки (8) которые вдруг вспыхивали на меди (9) как маленькие солнца
3. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «коробка из картона», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
ПОДМЕНА СЛАВЯНСКИХ ПРАЗДНИКОВ ХРИСТИАНСКИМИ
1) Нынешняя Масленица (сырная седмица) — это праздник Русской православной Церкви, заменивший великое славянское Солнечное празднование и не имеющий никаких языческих корней.
Церковники долго и жестоко, временами кроваво, но безуспешно боролись со славянским праздником Комоедицы. Когда славянское празднование победить так и не удалось, церковники применили известный иезуитский прием — если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри.
7-дневная Масленица (сырная седмица, последняя неделя подготовки к Великому посту) введена церковниками в XVI веке взамен древней Комоедицы, 2-недельного празднования Дня весеннего равноденствия и начала славянского Нового года.
Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья Церковью строго запрещены, церковники «сдвинули» свой праздник Масленицы во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно́го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.
Это был не «перенос» славянского весеннего праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием, над датой которого попы не властны), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего языческого, чтобы уничтожить и стереть былые традиции из памяти народа. И это им вполне удалось — ныне мало кто из нас помнит Комоедицу, веселый весенний праздник своих славянских предков. Иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.
Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы (Иоанна Крестителя, который крестил Христа купанием в реке Иордан) приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня.
Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю, дата рождения Иоанна Крестителя (24 июня по ст. стилю) у нее приходится на 7 июля по новому стилю.
Нынешние поклонники былого язычества заявляют, что христианский день Ивана Купалы — это славянский языческий праздник, при этом не задумываясь, откуда у славянского бога летнего солнца Купайлы могло взяться древнееврейское имя Иван (Иоанн).
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября по новому стилю (8 сентября по ст. стилю).
4) Четвертый — Рождество Христово, в 273 году н. э. заменившее языческое празднование Рождества солнца-младенца Коляды утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году).
В мире Рождество Христово празднуется 25 декабря. Живущие по старому юлианскому календарю русские православные празднуют этот праздник тоже 25 декабря по ст. стилю, т.е. 7 января по новому стилю.
Почему это происходило?
Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям. Но больше всего не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния.
Например, дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славянскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому на Лето 6512 от С.М. Таким образом, разница между Славянским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря – 5507 лет.
Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.
Началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. В частности:
– День Бога Велеса был заменён Днём Власия;
– День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;
– День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер – Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;
– День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;
– Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка… и т.д.
Чтобы впредь не возникало смуты и разора, на русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться официальным, т.е. государственным, а старый календарь – народным.
Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.) среди христиан русских земель росли апокалиптические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор.
В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова.
Как 5 самых древних цивилизаций встречали Новый год: Малоизвестные факты, открытые историками
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Акиту в Вавилоне
В марте, во время весеннего равноденствия, после первого новолуния, в древнем месопотамском городе Вавилоне тоже отмечали Новый год. Это был праздник, который символизировал собой возрождение природного мира. Отмечали вавилоняне его весьма пышно. Это был почти двухнедельный фестиваль под названием Акиту. Этот праздник был очень тесно связан с религией и мифологией древней Месопотамии. Во время празднования традиционно несли по улицам города статуи вавилонских языческих богов. Жрецы проводили специальные обряды, символизировавшие их победу над силами хаоса и тьмы. Вавилоняне искренне верили, что эти ритуалы очищают мир и он возрождается богами. Так наступал Новый год и возвращалась весна.
2. Древний Рим и Янус
Новый год в Древнем Риме также первоначально отмечался во время весеннего равноденствия. Так было вплоть до эпохи правления Юлия Цезаря. Этот император подарил нам «юлианский» календарь и Новый год, который по сей день большинство населения нашей планеты отмечает 1 января. Название этого месяца произошло от имени древнеримского двуликого божества Януса, бога перемен и начал. Янус символически оглядывался назад на старое и готовился к новому. Эта идея и легла в основу празднования перехода от одного года к другому.
Римляне отмечали праздник, принося жертвы Янусу в надежде схватить в новом году удачу за хвост. Этот день рассматривался как начало следующих двенадцати месяцев. В праздник все родные, друзья и соседи желали друг другу добра и процветания и дарили подарки. Традиционно это были инжир и мёд. По словам поэта Овидия, римляне старались в этот день непременно работать, если не целый день, то хотя бы его часть. Ничегонеделанье считалось очень плохим началом года.
3. Вепет Ренпет в Древнем Египте
Вся культура Древнего Египта всегда была очень тесно связана с рекой Нил. Новый год египтяне отмечали в дни ежегодного разлива. Римский писатель Цензорин утверждал, что египетский Новый год был предсказан, когда Сириус впервые стал видимым после семидесяти дней. Это самая яркая звезда на ночном небе. Явление, более известное как гелиакальный восход, обычно происходило в середине июля. Это непосредственно перед ежегодным разливом реки Нил. Событие обещало земле плодородие в будущем году. Египтяне отмечали начало нового года на широкую ногу. Праздник известен под названием Вепет Ренпет, что означает «открытие года». Новый год считался временем возрождения, его отмечали пышными пирами и особыми религиозными обрядами.
Эксперты считают, что египтяне не особо отличались от наших современников, отмечая этот праздник. Частенько они видели в нём лишь повод для того, чтобы хорошенько напиться. Недавние раскопки в Храме Мут показали, что во время правления Хатшепсут в первый месяц года проводился «Праздник опьянения». Эта массовая пьянка была связана с мифом о Сехмет, богине войны. Она планировала уничтожить всё человечество, но бог солнца Ра обманом заставил её напиться до бесчувствия. В честь спасения человечества от такой угрозы египтяне пышно праздновали с музыкой, оргиями, всеобщим весельем и обильными алкогольными возлияниями.
4. Новый год в Китае
Китайский Новый год — это одна из древнейших традиций, сохранившихся до сего дня. Этот праздник возник более трёх тысячелетий назад, во времена правления династии Шан. Праздновался он во время начала нового весеннего посевного сезона. Позже праздник оброс мифами и легендами. Одна из самых популярных из них гласит, что некогда жило некое весьма кровожадное существо по имени Нянь. Ныне это китайское слово означает «год». Каждый Новый год Нянь охотился на жителей одной из китайских деревень. Жители селения стали делать ярко-красные украшения и развешивать их на домах, чтобы отпугнуть голодного зверя. Также они жгли бамбук и очень громко кричали. Уловка сработала. Чудовище было побеждено. Яркие цвета и огни, связанные с отпугиванием Няна, в конечном итоге стали неотъемлемой частью празднования.
5. Навруз
Навруз или «Новый день» и сейчас отмечают во многих частях Азии и Ближнего Востока, в частности в Иране. Корни этого праздника уходят далеко вглубь веков. Празднование, традиционно длится тринадцать дней. Приходится он на период весеннего равноденствия. Происходит это в марте. Праздник называют «Персидским Новым годом» и считается, что он пришёл из зороастрийской религии. Исторические тексты упоминают Навруз впервые во 2 веке. Большинство же историков считают, что его празднование берёт своё начало, по крайней мере, в 6 веке до нашей эры. Это был период правления Империи Ахеменидов. Навруз сохранил всю мощь своего влияния на всю восточную культуру и оставался чрезвычайно важным даже после завоевания Ирана Александром Македонским. Случилось это в 333 году до нашей эры. Подъём исламского правления последовал за этим лишь в 7 веке нашей эры.
Все ритуалы и обряды Навруза были посвящены тому возрождению всей природы, которое сопровождало долгожданный приход весны. Правители использовали праздник для проведения пышных пиршеств, раздачи даров и проведения аудиенций со своими подданными. Другие традиции включали обмен подарками между родными, друзьями и соседями. В это время зажигали костры, красили яйца и окропляли их водой. В древней традиции праздника это символизировало творение. С праздником был связан один уникальный ритуал. Он возник примерно в 10 веке и заключался в избрании так называемого «Наврузианского правителя». Для этого выбирали обычного простолюдина и он должен был притворяться царём. Длилось это несколько дней. Потом «царя» свергали. Вот такой любопытный символизм. Конечно, с течением времени Навруз претерпел значительные изменения. Тем не менее многие древние традиции, особенно костры и крашеные яйца, живы по сей день. Ежегодно этот праздник отмечают почти три сотни миллионов человек по всему миру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: