Как идут вагоны в поезде
Нумерация вагонов и мест в поезде
Купив железнодорожный билет, не сразу разберешься, где указан номер вагона. Причем иногда вместо ожидаемого двузначного номера на глаза попадается четырехзначный. Что уж говорить о поиске места, когда до отправления остается всего 5 минут.
Чтобы не впадать в панику перед важной поездкой, ознакомьтесь с правилами нумерации вагонов и принципами нумерации мест в пассажирских поездах РЖД.
Нумерация вагонов в поездах РЖД
Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В РЖД предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.
Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.
Внутрироссийская нумерация
На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.
В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.
Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:
Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:
С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.
Международные маршруты
За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.
Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:
Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в РЖД эти символы везде одни и те же.
На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.
Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.
На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.
На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.
В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:
Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.
Схема расположения мест в вагонах РЖД
Плацкарт
По стандарту в плацкартном вагоне есть 54 места на нижних и верхних полках открытых «купе» и боковушках. Нумерация стартует от купе, в котором размещается проводник вагона. Аварийные выходы находятся рядом с 9-12 и 21-24 местами. Туалеты в современных вагонах есть по обе стороны. У выхода имеется кулер с горячей и холодной водой для пассажиров. Розетки есть не везде, только в области мест 5-8, 29-32, 41-42 и 49-50. Поставить телефон или другой гаджет на зарядку можно в коридоре у туалета либо в купе проводника.
Традиционный купейный вагон РЖД предлагает пассажирам 32, 36 или 38 мест, разделенных на 10 отдельных купе. В каждом из них есть 4 (в одном бывает 2) спальных места, столик, зеркало, вешалка. Каждое спальное место оборудовано ночником и собственным багажным отделением.
В купейном вагоне есть две туалетные комнаты и горячая вода. В новых вагонах, запущенных в 2019 году, есть личные сейфы, светонепрницаемые шторки, терморегуляторы, розетки для зарядки мобильных устройств у каждого места (в старых они расположены в коридоре между 3-4 и 7-8 купе), душевые.
Люкс/СВ/Спальный
По стандарту в спальном или СВ вагоне есть 9 купе на двоих пассажиров, 2 санузла. Оснащенные умывальниками, а также купе проводников. В таком вагоне могут ехать всего 18 человек.
Спальные полки с мягкой обивкой и спинкой, удобный стол, небольшие настенные светильники, зеркала – все это входит в интерьер. В некоторых купе имеется даже телевизор. Багаж размещают под спальными местами и в нишах над проходами.
РИЦ – это вагоны, следующие в другие страны и способные трансформироваться для проезда по разной ширине колеи. Внутри можно путешествовать 2-ым и 3-им классом. Вагон разделен на купе, в каждом из которых есть три полки, закрепленные друг над другом. В первом классе – по две полки.
Существует также 30 видов сидячих вагонов, и они различаются, в основном, нумерацией мест. Найти нужное не составит труда.
Нумерация вагонов
Отправляясь в путешествие, необходимо приобрести проездной документ на проезд в железнодорожном транспорте. Основная отличительная особенность каждого из них, это номер вагонного состава. На первый взгляд все достаточно просто, но так ли это?
Сведения о нумерации
Нумерация вагонов — целая наука. Цифра, которая установлена на подвижный состав, говорить о ряде характеристик, о которых даже не догадывались.
По номеру можно определить:
Для железнодорожных составов, которые передвигаются по территории страны, нумерация пассажирского вагона достаточно простая, а вот если пассажир отправится в путешествие на международное направление, особенно габаритами РИЦ, то тут не все так просто.
Номера вагонов РЖД: что обозначают
Нумерация пассажирских вагонов передвигающихся по территории России представлена 8 цифрами, и наносится на сам внешний его вид в две строчки. Номер начинается с «0» и это не так просто. Каждая цифра несет на себе значение. В данном случае — «0» — это перевозка людей.
Вагоны в отстойнике
Следующие 2 цифры обозначают код железной дороги, которая обслуживает данный состав. Для того чтобы понимать, какая к какой дороге принадлежит нумерация:
Эта информация указана в первом ряду на стене, следующая строка имеет другие обозначения, и определяет к какому типу, принадлежит состав.
Зная данную информацию, не только профессионал сможет определить, к какому типу он принадлежит, но и обычный пассажир, который не знал данную информацию.
Изотермический код
Первая цифра номера изотермического вагона важна для определения его принадлежности.
Изотермические используются на железной дороге для перевозки скоропортящихся продуктов. Для сохранности используется специальная теплоизоляция, благодаря которой, продукты доставляются в том виде, в котором они загружались.
Все они условно подразделяются:
Понятно, что они относятся к грузовым, но как и другие имеют свою номерную емкость. Цистерна обозначается цифрой 7, изотермический — 8. Эта информация больше необходима сотрудникам, работающим на железной дороге. При необходимости перевести продукты при использовании наземного транспорта, достаточно обратиться в отдел, занимающийся данным вопросом.
С хвоста или с головы начинают нумероваться вагоны поезда
При посадке, обязательно следует слушать то, что сообщает диспетчер на вокзале, так как есть несколько вариантов нумерации. Нумерация вагонов в поезде с головы или хвоста зависит от многих факторов. Нумерация с хвоста поезда — это, как правило, важная информация, которая требуется для изучения емкости.
Обратите внимание! При покупке посадочного талона информации о том, откуда начнется нумерация, нет. Информация становится доступной только тогда, когда он подходит к станции или выставляется на посадку на конечной станции.
Формирование происходит на конечной станции. Как правило, он состоит из 14 — 16 вагонов. Смена цифр зависит от того, в какой сезон отправляется он в поездку, а также от количества пассажиров.
Наиболее востребованными являются плацкартные вагоны. В составе их практически 50 % от всего количества.
Заранее узнать, откуда будет идти нумерация нельзя. Информация станет доступной только при объявлении или при посадке на него.
Нумерация вагонов
Кроме того, что каждый из них является собственностью той или иной дороги, о чем говорит номерная емкость на нем, стоит обратить внимание и на номера, которые формируются в зависимости от направления или сезона поездки.
Каждый имеет свой номер и присваивается он не так просто. Пассажирские подразделяются:
Информация о номере, указывается в посадочном талоне, и поэтому пассажир заранее может знать, на каком составе он отправиться в путешествие.
Что делать, если опоздал на поезд по причине ошибочного объявления порядка нумерации вагонов поезда?
Объявление нумерации поезда производится сотрудниками вокзала. При подаче поезда или по его приходу, они заранее знают о том, как он будет подаваться по отношению к главному вагону, ведущему состав.
Для того чтобы не пропустить эту информацию, необходимо внимательно слушать предоставляемую информацию на вокзале. Но, что делать, если пассажир опоздал на поезд, в случае неправильно объявления нумерации.
Правильные действия при опоздании заключаются в следующем:
Обратите внимание! Если пассажир опоздал и хочет вернуть билет через интернет, это не получится, так как возврат производится исключительно при обращении на вокзал.
Обратите внимание! При поездке в страны СНГ на поезде и опоздании на него, возврат билета возможен только в течение часа после опоздания на состав. Если покупка была при помощи интернета и на руках только номер электронного билета, то возврат вообще не производится.
Нумерация вагонов — важный процесс, которому уделяют большое внимание сотрудники — железнодорожники.
Cхемы расположения мест в плацкартных, купейных, спальных (СВ) вагонах, а также в вагонах РИЦ международного сообщения
Здесь собраны схемы расположения мест в плацкартных и купейных вагонах, спальных вагонах (СВ) и вагонах международного сообщения (РИЦ).
Вагоны обычных поездов дальнего следования
Плацкартный вагон (54 места)
Номера нижних мест — нечётные, а верхних — чётные. Места с 37 по 54 — боковые.
Купейный вагон (36—38 мест)
Номера нижних мест — нечётные, а верхних — чётные.
Спальный вагон (люкс) (он же СВ, 18 мест)
Обычно здесь все места нижние — по два в купе. В поезде №4/3 «Экспресс» Москва–Санкт-Петербург места в вагонах СВ расположены друг над другом, также по два места в купе.
Международный вагон (он же РИЦ, 30 мест)
Это вагоны-трансформеры для использования как первым, так и вторым классом. В каждом купе есть три полки, расположенные друг над другом. В исходном виде это купе второго класса. Чтобы превратить его в купе первого класса, одну из полок убирают в нишу в стене. Нумерация мест в таких вагонах может меняться (на схеме ниже все купе — второго класса).
Схем сидячих вагонов обычных поездов дальнего следования здесь нет, так как их около 30 видов и большинство различаются только нумерацией мест. Заранее узнать, как она будет организована, чаще всего невозможно.
Схемы вагонов ЖД
Отправляясь в путешествие на поезде, пассажиры могут самостоятельно выбрать нужные места в вагоне. Удобнее всего это делать, заранее имея перед глазами схему вагона.
При покупке билета на сайте Туту.ру пассажиры выбирают места или на схеме вагона поезда, или указывая только диапазон мест. При выборе можно заранее увидеть, какие места уже заняты, а какие – свободны. Начало нумерации мест в вагоне начинается от купе проводника.
Путешествие в СВ или люксе можно назвать одним из самых комфортных. В одном спальном вагоне одновременно могут ехать 18 человек, в каждом отсеке по два. Схема расположения мест здесь простая – верхних полок нет.
Скоростные поезда «Сапсан», «Ласточка» и «Стриж» оборудованы сидячими вагонами разных классов. При выборе места пассажира в первую очередь интересует, как он будет сидеть – против или по направлению движения поезда. Чаще всего можно заранее выбрать интересующее расположение в вагоне, однако иногда при формировании поезда вагоны могут «перевернуться». В сидячем вагоне при выборе места нужно быть особенно внимательным, чтобы потом не быть всю дорогу придавленным соседскими коленями. Чаще всего на схеме указать нужные места в поезде не получится, поэтому нужно заранее знать «диапазон комфорта». Как правило, это середина.
Схема вагона с местами обычно висит около кассы на вокзале. Это не значит, что теперь придется туда ехать – при покупке билета на Туту.ру вы сможете выбрать комфортное расположение мест в поезде на интерактивной схеме, где видны свободные полки, их ярус, а также перечислены услуги, которые получает пассажир того или иного типа вагона.
Откуда начинается нумерация вагонов в поезде
Когда поезд прибывает на станцию мы слышим, как диспетчер объявляет, что нумерация вагонов начинается головы поезда или с его хвоста. Почему возможны такие варианты? Это связано с формированием пассажирского поезда и особенностями его маршрута. А почему поезд гудит, читайте здесь https://rasp.msk.ru/sovety/poezd/pochemu-gudyat-poezda.
Как формируется состав
В пассажирском составе обычно бывают вагоны трёх категорий:
При формировании состава, в его середине находятся вагон СВ и купейные вагоны. Плацкартные вагоны располагаются по краям. Если в составе поезда есть вагон-ресторан, то он также всегда находится посредине. Зная категорию своего вагона, вы можете в общих чертах знать, где располагается ваш вагон.
Нумерация вагонов с головы поезда производится на станции, где формируется состав. Как же тогда получается нумерация с хвоста поезда? В пути поезд может менять направление. Для этого локомотив цепляется к составу с противоположной стороны. В зависимости от маршрута, таких изменений может быть несколько. Поэтому узнать заранее, как будут располагаться вагоны по прибытию поезда, можно в справочной вокзала. Обычно это важно знать пассажирам, садящимся на промежуточной станции, где время стоянки поезда ограничено. На таких станциях пассажиры могут садиться в любой вагон и пройти к своему вагону по составу, когда поезд уже тронулся с места.