Как играется трель на фортепиано

(35) Трели и тремоло

Быстрые трели в корне отличаются от медленных трелей, потому что особое значение при игре быстрых трелей приобретает динамика. Поэтому, увеличивая темп трели, ловите новое ощущение, которое она дает. Одним из следствий новой динамики является то, что быстрые трели лучше всего работают на резонансных частотах. Не удивляйтесь тому, что некоторые частоты (скорости) работают лучше других – это нормально. Сначала практикуйте только на частотах, которые хорошо себя зарекомендовали; как только ваше исполнение станет выше определенного уровня, вы сможете с легкостью менять темп.

В сравнении с другими техниками расслабление имеет особо важное значение при исполнении трелей, поскольку необходимо, не теряя темпа, сохранять динамику; слишком много связок, и, чтобы добиться нужного темпа, нельзя полагаться исключительно на параллелизм. Динамика движения пальца должна компенсироваться вращением руки от плеча до кисти. При напряжении пальцы словно «цементируются» воедино с более крупными «структурами», такими как кисть, рука от плеча до кисти – тем самым увеличивается эффективная масса пальцев. Чем больше масса, тем медленнее движение: колибри машет крыльями быстрее, чем кондор, а мелкие насекомые машут быстрее, чем колибри (сравним низкий гул от движений крыльев колибри и комариный «писк»). Поэтому очень важно с самого начала включить в трель в качестве элемента полное расслабление, «отцепив» таким образом пальцы от руки.

Навык исполнения трелей необходимо постоянно поддерживать на должном уровне. Чтобы играть трели хорошо, нужно практиковаться ежедневно. Разучите и часто играйте музыкальный отрывок с большим количеством трелей; для правой руки — это может быть конец Сонаты для фортепиано № 21 до мажор, опус 53 («Waldstein»), третья часть, начиная с такта 176. Для игры медленных трелей можно рекомендовать инвенции Баха (№ 4, 7, 9, 10, 12). Старая преподавательская школа советует подбирать пару нотам трели в нотах в другой руке (для этого рекомендуется замедлять игру), как указывает Палмер (J. S. Bach, Willard A. Palmer Edition). Лучшим способом является освоение быстрых трелей в порядке, указанном выше, а также освоение трелей независимо друг от друга в любом темпе.

Трель – это не последовательность стаккато. Кончики пальцев должны оставаться между клавишами в нижней части места удара пальцем, после воспроизведения каждой ноты нужно, чтобы молоточек после удара на полпути к его исходному состоянию фиксировался фенгером, в противном случае он будет бесконтрольно «болтаться» туда-сюда, в результате будет неровным воспроизведение либо будут пропускаться ноты. Не нажимайте слишком сильно, потому что это замедлит трель; достаточно будет только веса кисти.

Обратите внимание на минимальный подъем, который необходим, чтобы эффект от повторения был именно таким, каким он должно быть. Для обычного пианино расстояние подъема может быть почти в два раза выше в сравнении с роялем.

Для игры более быстрых трелей подъем должен быть меньше, в этой связи, если вы играете не пианино, вам, возможно, придется замедлять темп. Исполнение быстрых трелей на недорогих цифровых пианино может представлять сложную задачу в силу более простой механики; это одна из причин, по которой следует выбирать более дорогие модели. Совет: чтобы проверить качество той или иной цифровой модели, сыграйте на ней трель. Каждый раз, завершая отработку той или иной техники, описанной в этой книге, особенно, когда это происходит с использованием ПИ (это касается и трелей) подключайте стаккато.

Освоение тремоло происходит точно так же, как трелей; просто в этом случае играется ПИ 15, а не ПИ 23. Более подробно тремоло рассматриваются в контексте (57) 1-й части Сонаты Бетховена для фортепиано № 8 до минор (Патетическая), Op. 13.

Источник

Мелизмы в музыке и вокале

Как играется трель на фортепиано. melisma. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-melisma. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка melisma

Что такое мелизмы?

Мелизмы (от гр. мелизмос — особый способ пения и мелос — мелодия, песня) — это небольшие мелодические обороты устойчивой формы, которые выписывают как дополнение к основной мелодии мелкими нотами или специальными условными знаками. Применяют их как украшения мелодии или других голосов музыкального произведения.

Мелизматическое пение (дав.-гр. μέλισμα — песня, напев), также Мелизматический распев — способ распевания текста, при котором на один его слог приходится четыре и более звуков мелодии.

Мелизмы в вокале

Мелизматическое пение свойственно для литургической музыки мировых религий. В католических песнопениях мелизматично распеваются Kyrie, Аллилуйя, псалмовые стихи градуалов, великих респонсориев. В православных песнопениях широкий распев характерен для 11 евангельских стихир. Образцом мелизматического пения в византийской музыке считается кондак. Мелизматический распев культивировался в стиле, называемом калофония.

Мелизмы народной музыки всегда нужно выписывать мелкими нотами над словом или отдельным слогом, на который они поются. Иногда народные певцы пользуются методом постепенного сползания звука от верхней до нижней ноты или постепенному, без прыжка, подъема от нижней до верхней ноты. «Подъезды», форшлаги, глиссандо и предъемы исполняются в поспевках или отдельных характерных народной манере пения фразах песен непринужденно, свободно, игриво; легким «скольжением» голоса сверху к основному тону мелодии и наоборот.

В музыкальной литературе былых времен существовало много видов мелизмов.

Виды мелизмов

Современные композиторы употребляют некоторые виды мелизмов в расшифрованном виде. Из тех видов мелизмов, что остались, чаще всего встречаются четыре:

Форшлаг

Форшлаг бывает двух видов: короткий и длинный. Наиболее распространенным является короткий форшлаг. Состоит он из одного или нескольких звуков. Одночленный форшлаг обозначается мелкой восьмой нотой, хвостик которой перечеркнут вкось. Ставят его всегда перед основной нотой и связывают с ней коротенькой лигой. Продолжительность форшлага невелика.

Выполняется он очень коротко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука(см. рис. ниже):

Как играется трель на фортепиано. forshlag. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-forshlag. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка forshlag

Короткий форшлаг из нескольких звуков условно обозначается мелко написанными шестнадцатыми нотами. Он также выполняется очень кратко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука.(см. рис. ниже):

Как играется трель на фортепиано. forshlag2. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-forshlag2. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка forshlag2

В музыкальных произведениях, написанных до XIX века, короткий форшлаг исполняли за счет звука, перед которым он стоял (см. рис. ниже):

Как играется трель на фортепиано. forshlag3. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-forshlag3. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка forshlag3

Другой вид форшлага — долгий форшлаг — встречается в литературе прошлых веков. Обозначался он мелко написанной нотой соответствующей длительности, выполнялся за счет главного звука, как правило, половины его продолжительности (см. рис. ниже):

Как играется трель на фортепиано. mozart. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-mozart. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка mozart

Фрагмент «Турецкий марш», Моцарт

Трель

Как играется трель на фортепиано. tr. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-tr. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка tr

Волнистая линия пишется тогда, когда трель стоит над нотами одинаковой высоты, связанными лигой (см. прим. выше) или когда к знаку трели добавляется еще выписанный мелкими потами ее —
нахшлаг (см. пример ниже).

Как играется трель на фортепиано. tr1. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-tr1. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка tr1

В других случаях знак трели пишут над нотой без волнистой линии. В некоторых случаях к трели добавляется еще и форшлаг, который также выписывается мелкими нотами (см. прим. выше).

Мордент

Как играется трель на фортепиано. mordent1. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-mordent1. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка mordent1
Мордент бывает просты м (чередуются главный и верхний вспомогательный звуки, см. рисунок выше буква а), простым перечеркнутым (чередуются главный и нижний вспомогательный звуки, см. рисунок выше б), двойным (дважды повторенный простой мордент, см. пример выше в) и двойным перечеркнутым (дважды повторен простой перечеркнутый мордент, см. рисунок выше г).

Групетто

Как играется трель на фортепиано. grupetto. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-grupetto. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка grupetto

Упражнения для развития мелизматики:

Источник

Как играется трель на фортепиано

Как играется трель на фортепиано. Es9WmJwVQ3nNDfDAhOeWaueYuv6cubXJtyvgP K5MLVxx7Q0ZSYTD DWoEdltl0BprhVcn7brta WBf 0SWtEcnX. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-Es9WmJwVQ3nNDfDAhOeWaueYuv6cubXJtyvgP K5MLVxx7Q0ZSYTD DWoEdltl0BprhVcn7brta WBf 0SWtEcnX. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка Es9WmJwVQ3nNDfDAhOeWaueYuv6cubXJtyvgP K5MLVxx7Q0ZSYTD DWoEdltl0BprhVcn7brta WBf 0SWtEcnX

Нейгауз различает восемь элементов фортепианной игры:

Взятие одной ноты.
Две-три-четыре-пять нот в виде трелей.
Гаммы.
Арпеджио.
Двойные ноты вплоть до октав.
Аккорды.
Переносы и скачки.
Полифония.

А. Корто сводит всю фортепианную технику к пяти основным формам:

Равномерность, независимость и подвижность пальцев.
Подкладывание первого пальца (гаммы и арпеджио).
Двойные ноты и полифоническая игра.
Растяжения.
Кистевая техника, аккордовая игра.

Во всей фортепианной литературе, по его словам, нет технических проблем, лежащих вне этих основных форм. Карл Черни по данным признакам систематизировал всю классическую технику, на его этюдах и упражнениях училось много поколений пианистов.

В современной фортепианной педагогике различают следующие виды фактуры:

Гаммообразные последовательные мелодические фигурации.
Арпеджио.
Октавы.
Аккорды.
Трели, тремоло.
Двойные ноты.
Скачки.
Мелизмы.

Как играется трель на фортепиано. Es9WmJwVQ3nNDfDAhOeWaueYuv6cubXJtyvgP K5MLVxx7Q0ZSYTD DWoEdltl0BprhVcn7brta WBf 0SWtEcnX. Как играется трель на фортепиано фото. Как играется трель на фортепиано-Es9WmJwVQ3nNDfDAhOeWaueYuv6cubXJtyvgP K5MLVxx7Q0ZSYTD DWoEdltl0BprhVcn7brta WBf 0SWtEcnX. картинка Как играется трель на фортепиано. картинка Es9WmJwVQ3nNDfDAhOeWaueYuv6cubXJtyvgP K5MLVxx7Q0ZSYTD DWoEdltl0BprhVcn7brta WBf 0SWtEcnX

Упражнения на соединение позиций:

играть всю гамму двумя пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
звено «ми-фа-соль» в до-мажоре повторяется группой пальцев 3-1-2-1-3 и т.д.; затем добавляем сверху и снизу по одной ноте.
играть стыки позиций: до-ми-фа-си-до-ми-фа-си-до и т.д.
1—3—1—4—1—3—1—4—1

Подобные упражнения должны сочетаться с проигрыванием гаммы в целом.

Упражнения на соединение позиций начинаем играть медленно и тихо, постепенно ускоряем темп и усиливаем звук, затем возвращаемся к первоначальному темпу и динамике. Так развивается не только беглость, но и звуковая чувствительность пальцев.

Для детей с неравномерно развитыми пальцами полезен метод акцентирования (перегруппировка акцентов). Игра пунктирным ритмом воспитывает самостоятельность удара пальцев и силу удара, но очень опасна, так как подходит только детям с хорошо развитым чувством ритма.

Источник

Мелизмы в вокале и музыке — что это?

Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

История орнаментики

Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:

Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

Разновидности современных мелизмов

Основные виды мелизмов:

Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.

Как научиться владеть техникой мелизма?

Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.

Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

Источник

Тема: как научиться играть трели?

Опции темы
Поиск по теме

Разучиваю сейчас ноктюрн Шопена до-диез минор, до этого трели никогда в жизни не играла. Не могу найти удобное положение пальцев: 1-3 получается,что у меня первый как по барабану бьёт, а 3 не слышно почти, 2-4 отпадает, потому что у меня 4 палец очень слабый. Остается 2-3, ими у меня более или менее получается, но все равно не так быстро и не так ровно, как я слушала в записи и как мой преподаватель играет. У меня один палец всегда громче другого. В данном случае 2 палец играет громче 3. И получается так неровно и некрасиво. Я слышала запись, там эти трели. как будто на одном дыхании играются.
Может, дадите какие-нибудь советы? Сколько времени примерно у вас ушло, чтобы научиться их хорошо играть? Спасибо.

Упражнения играете? Попеременно ставя ударение сначала на одну, потом на другую ноту. Сначала легато, потом прерывая на каждой второй ноте. Да, 2-3 пальцами должно быть удобнее всего. А так, нужно время, и все придет, удачи

берете трель. играете ее нужными пальцами в том темпе, в котором она получается ровно. во время игры следите ушами за ровностью звука и начинаете делать вращательные движения кистью. не прерывая игры, чуть сдвигаете темп, держите его, добиваясь ушами ровности и контролируя ощущение свободы в кисти. Далее принцип «паровоз». сдвигаете темп постепенно, не меняя скорость, пока ощущение ровности и свободы кисти не будет закреплено в очередном скоростном режиме. И т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *