Как играли свадьбы в ссср
Как менялись свадьбы в СССР
О чем мы думаем, когда слышим о том, что кому-то из наших друзей предстоит жениться? Скорее всего, о гигантских расходах. Однако свадьба далеко не всегда была мероприятием затратным. И сегодня мы бы хотели вам рассказать о том, как менялись церемонии бракосочетания в СССР.
«Красные» свадьбы
Никаких красивых фраз о том, что браки заключаются на небесах, в СССР прозвучать, конечно, не могло, ввиду того, что религия была под запретом. Церковное венчание, ранее соединяющее крепче любых других уз, на всю жизнь, ушло в небытие. В молодой стране брак стал регистрироваться в загсе и получил статус «гражданского». По сути вся процедура стала упрощенной, быстрой и какой-то совершенно бытовой, лишенной флера романтизма. Молодые получали пресловутые штампы в паспорте, расписывались в книге, слушали короткое поздравление работника загса, и все. Скатерть на столах в загсе обычно была красной, в честь революции, поэтому и свадьбы в молодом СССР получили такое название.
Скромность — примета времени
Послевоенные годы были временем, когда вопрос организации свадьбы был последним, который требовалось решить. Скромный наряд невесты, но обязательная фата, счастливый жених в отглаженной военной форме, круг родных, скромное угощение — это стало приметой времени. После регистрации торжество либо не проводилось, либо проводилось, но в узком семейном кругу. Сегодняшний самый обычный свадебный стол казался бы молодоженам тех лет невиданным пиршеством, пределом изобилия, картинкой из сказки.
К 60-м, учитывая, что жить в стране Советов стало намного легче и сытнее, изменились и сами свадьбы. Появляется традиция приходить на подобные торжества с подарками. Невеста, как правило, с букетом из гладиолусов или гвоздик — в центре внимания, на ней скромное, но красивое платье. Дети же на свадьбу наряжались в школьную форму, а гости — просто в лучшую свою одежду. Ни о каком «цвете свадьбы» и прочих изысках даже речи не было, что не делало браки менее крепкими, а семьи — счастливыми.
Все интереснее и затратнее
К 70-м годам в обиход входит казалось бы давно забытая традиция — встречать молодых хлебом-солью. В ходу веселые конкурсы для жениха, выкуп невесты, песни, словом, свадьбы становятся все более интересными в плане программы, это уже настоящее мероприятие с определенным сюжетом.
80-е годы славились масштабностью свадеб. Не пригласить всю родню на ключевое событие в жизни сына или дочери считалось если и не изрядной подлостью, то как минимум отсутствием элементарной вежливости. Поэтому позвать сто гостей в те времена было делом обычным. Звали и тамаду, подарки были один другого лучше, стол ломился от яств и настойчиво звучали крики «Горько!» Кстати, если вы любите красивые фотоподборки со свадеб, очень рекомендуем посмотреть ту, в которой собраны фото подобных церемоний от императорской России до заката СССР.
Сегодня свадьбу можно не проводить вовсе, а можно потратить на нее все сбережения. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Специальные агентства избавят вас от забот и помогут организовать торжество так, как вы хотели. Вот только есть в таком подходе один недостаток. Чем больше усилий во что-то вкладываешь, чем дольше ждешь какое-то событие, тем оно больше для тебя значит, тем ценнее. А свадьба, для организации которой ты не сделал ничего, бездумно показывая на телефоне понравившиеся картинки из соцсетей, это как-то немного не по-настоящему. Словно петь под фонограмму или сдавать экзамен по шпаргалке. Или мы ошибаемся?
Источник: Н. Лебина «Советская повседневность. Нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю», 2018 г.
Свадьба в СССР. Как это было?
Свадьба – один из самых счастливых дней в жизни молодых, и по всему миру существует сотни традиций празднования бракосочетания. Современные свадьбы часто проходят тихо и спокойно, в узком кругу близких людей и в основном празднуются в ресторанах или на базах отдыха. Но ведь всегда интересно узнать, как оно было раньше. Давайте же вспомним, как отмечали бракосочетание в СССР!
Гражданский брак
Фото: goodhouse.ru
В СССР так называли брак, зарегистрированный только государством, без разрешения церкви. Большевики отрицали религию и считали семью частью коллектива граждан, которые одинаково мыслят и заинтересованы в строительстве нового государства. Однако в сознании общества гражданский брак еще долго считали незаконным. Это понятие перешло и в наше время, когда под словами «гражданский брак» стали понимать сожительство без регистрации брака.
«Красные свадьбы»
Фото: pikabu.ru
В 20-х годах прошлого столетия вместо венчания в церкви устраивали «красные свадьбы». Они получили такое название, потому что регистрационный стол покрывали скатертью красного цвета. Сначала проходила роспись, затем небольшое застолье по-домашнему.
Традиционного выкупа невесты не было, так как большевики видели в этом отголоски язычества.
В 30-40-х годах увеличилось количество «красных свадеб», дни бракосочетания ставили в советские праздники.
Штраф холостякам
Фото: runnersclub.ru
После окончания войны существенно снизилась численность мужского населения. Поэтому демографическая проблема стала в стране особенно остро. Мужчины, которые не хотели вступать в брак, должны были заплатить «холостяцкий» налог государству.
Свадебные цветы
Фото: tunnel.ru
В 50-х годах стали появляться свадебные традиции. Гости должны были дарить подарки молодоженам. Невесте дарили букет роз, жениху – гвоздики. Дети, присутствовавшие на бракосочетании, должны были надевать школьную форму.
Проходили выездные церемонии, в которых хотели принять участие многие пары. В 1959 году в столице прошла регистрация одновременно 80 браков.
Почетная миссия
Фото: tulapressa.ru
В 1964 году в стране установили срок в один месяц со дня подачи заявления до регистрации брака. Стало обязательным присутствие свидетелей со стороны жениха и невесты. Эта роль была в почете, потому что, ставя подпись, свидетели подтверждали взаимную любовь молодоженов. Существовали разные приметы, касающиеся свидетелей. Они не должны были быть родственниками, должны быть холостыми. На церемонию им необходимо было надевать торжественные ленты с надписями золотого цвета.
Брачная индустрия
Фото6 zen.yandex.ru
Создавались салоны для молодоженов, которые оказывали помощь в подготовке к свадьбе. Появились фирмы «Весна», «Ювелирторг», организации, осуществляющие свадебную фотосъемку. На работе новобрачным давали несколько отгулов в честь бракосочетания.
Когда пара подавала заявление в ЗАГС, им выдавалось специальное «Приглашение», по которому можно было купить вещи, находившиеся дефиците.
Выкуп и хлеб-соль
Фото: zen.yandex.ru
В 70-х годах нашлось место забытым свадебным обрядам: встреча с хлебом-солью, песни, конкурсы, выкуп невесты. Жених должен был немало заплатить за будущую супругу ее подружкам. Его друзья заготавливали вместо денег шампанское и конфеты.
Свадьбы комсомольцев
Фото: telegraf.com.ua
Если молодоженами были комсомольцы, они получали дотацию от партии. Такие бракосочетания носили название «комсомольские». Если жених был передовым работником или членом комитета, помощь было получить гораздо проще.
Иногда новобрачным на регистрацию брака выдавали машину: «Москвич» или «Волгу».
Кольца в долг
Фото: kluch.media
Бывало такое, что не хватало денег на свадебную одежду, в таком случае ее брали на прокат у друзей. Иногда просили у близких друзей даже кольца. После регистрации в ЗАГСе, новобрачные снимали их и возвращали. Когда появлялись средства, они покупали собственные. Украшали зал и придумывали конкурсы друзья. Тамадой обычно был кто-то из активных гостей. Друзья играли сценки, исполняли песни и танцевали. Зал оформляли красками, рисовали плакаты с шутливыми надписями.
Как играли свадьбы в ссср
Хоть и говорят, что «в СССР секса не было», браки советская молодежь заключала, и с удовольствием. Давайте вспомним, как это происходило.
Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии
До революции 1917 года брак в России традиционно регистрировался в церкви или религиозной общине. После революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью. После оглашения декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года в стране появились небольшие отделения ЗАГС, представляющие собой бюро, которые не предполагали особых торжественных церемоний и куда обращались желающие поставить штамп в паспорте. Брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло. ), назывался гражданским браком. Из обстановки были лишь типовой стол (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью), два стула для новобрачных и бюст Ленина в красном углу. В это время практиковались так называемые «красные свадьбы» – роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония. Еще долго гражданский (не церковный) брак считали незаконным сожительством.
Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.
Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.
«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко.
Павел Ефимович Дыбенко с женой Александрой Михайловной Коллонтай в 1919 году
Хотя советская семья не была самоценностью, а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы.
После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. И с 50-х годов советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну. А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.
Свадьба в послевоенные годы. 1947 год
Свадьбы после войны проводились очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком. Женихи очень часто были в форме. Невеста – в своем самом лучшем платье и в венке с фатой.
Свадьба в селе Капуловка. Днепропетровская область. Украинской ССР. СССР. 1950 год.
В конце 50-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться. Родственникам и друзьям было рекомендовано дарить небольшие подарки. Букеты были только у невесты и в лучшем случае у свидетельницы. Шикарными считались букеты из гвоздик или гладиолусов, ну а розы могли себе позволить только достаточно зажиточные пары. Если на свадьбе гуляли дети, то они должны были быть одеты в школьную форму.
Первый в СССР Дворец бракосочетаний был открыт в Ленинграде 1 ноября 1959 года. Решением исполкома Ленсовета особняк фон Дервизов на Английской набережной, 28 стал ключевым местом для влюбленных пар и счастливых семей. Тогда все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй.
Да и понятие «советская свадьба» родилось только в 60-е годы, когда люди забыли о послевоенной нищете. Постаралось и государство, которое озадачилось введением достойных обрядов. Например, в 1960 году вышло постановление Мосгорисполкома, после которого в столице стали появляться не просто загсы, располагавшиеся на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие Дворцы бракосочетаний. Свадебными днями стали в основном суббота, реже – пятница.
В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).
Быть свидетелем считалось особенно почетным, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.
Жениху и невесте (и свидетелям) в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась специальная книжка, которая называлась «Приглашение».
Утверждают, что долгие годы многие ловкачи делали бизнес на таких «приглашениях», скупая в салонах дефицитные товары, а женихи и невесты, имеющие разную прописку в одном городе, подавали заявления сразу в два места в надежде разнообразить покупки. Основной упор делался на постельное белье, красивую посуду, импортные товары.
К концу 70-х ничего особенного в «салонах для новобрачных» купить уже было нельзя. А платья всегда удручали своей одинаковостью, и нередко в ЗАГСовских «комнатах для невест» собирались девушки в до смешного похожих кримпленовых нарядах.
По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов – «на свадьбу».
У невесты традиционными сначала считались белый цвет, платье в пол, пышная прическа, обувь на каблуке. Неизменным атрибутом советской невесты была длинная фата (часто шлейф фаты несли маленькие дети), минимум украшений. В образе жениха всегда присутствовала бутоньерка. Костюм строгий состоял из 2-х, иногда 3-х вещей.
В 70-е годы пришла мода на ультра-мини, и она не обошла свадьбу: подолы взлетели выше колен. Изменились и прически – пучки и начесы ушли в прошлое, и фата сначала доходила до плеч, а потом и вовсе болталась облачком на уровне стрижки. Чуть позже 70-х мини сменили макси, а в моду вошли так называемые «таблетки» – круглые белые шляпки без полей, с вуалеткой или без. Были и широкополые свадебные шляпы, но они подходили далеко не каждой невесте.
С фотографиями, как и с остальными сопровождающими свадьбу церемониями и процессами, была масса хлопот. Хорошо, если среди родных или знакомых были люди, имеющие фотоаппарат (недешевая вещь по советским временам) и умеющие с ним обращаться. Чаще приходилось специально заказывать фотографа в загсе и за приличную сумму, причем никто не гарантировал, что фото он сделает удачные.
В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и прочее.
Чтобы увезти невесту в ЗАГС, нужно было пройти немало испытаний. Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. Здесь помимо подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. После того, как жених добирался до квартиры, его старший друг должен «уломать» родственников невесты на хороший выкуп в виде дешевого шампанского, коробок конфет и небольших подарков.
После выкупа невесты все усаживались в «свадебный поезд». На регистрацию простые люди ездили на «Москвичах», состоятельные – на черных «Волгах». Считалось, что в ЗАГС жених едет на первой машине, невеста во второй – «как нитка за иголкой». Обратно новобрачные ехали уже в одной машине со свидетелями впереди кортежа. Две машины обязательно украшали, причем в основном своими руками – через крышу перекрещивали шелковые ленты и воздушные шары. Неизменным украшением свадебного автомобиля времен Союза была кукла-невеста в свадебном наряде, часто обычная детская кукла невесты.
Московская свадьба 1975-го
Венчаться в церкви пары стали только после перестройки, так как до этого времени молодое поколение воспитывалось в духе коммунизма и атеизма.
Появляется традиция после ЗАГСа прогулок по городу. Чаще всего – пара ехала возложить цветы к Могиле Неизвестного солдата, а родственники отправлялись в столовую или домой, чтобы подготовить застолье.
Свадебный банкет проходил в двух вариантах – в ресторане или в квартире у жениха или невесты. Ресторан обходился очень дорого, в начале 80-х, например, за угощение одного гостя платили 20-25 рублей (недельный бюджет семьи). Дешевле было отметить дома, да и соседи охотно приходили на помощь – строгали салаты прямо в тазики, одалживали табуретки и посуду.
Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.
Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе».
Чтобы показать достаток – молодых фотографировали на фоне ковров или стенки «горки».
Основной подарок поневоле делали родители – в 70-х и 80-х женились очень рано, в основном, будучи студентами. Родители молодоженов находились еще в цветущем возрасте и основные расходы брали на себя – от оплаты ресторана до путевки в Дом отдыха или на турбазу. На работе молодоженам давали три дня отгула, но подавляющее большинство приурочивали свадьбу к отпуску или каникулам.
Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.
Конечно, значительно отличалось проведение свадеб на селе или в городских районах с частной застройкой. Там свадьбы предпочитали отмечать в теплое время года. Придерживаясь старых традиций, планировали торжества на пасхальные недели или на лето, когда приедет родня из города. Поэтому столы накрывали прямо во дворе и звали всю улицу. Туда же приглашали музыкантов, необязательно с баяном, могли раскошелиться и на небольшой ансамбль. Кстати, и в московских дворах еще лет 40 назад можно было увидеть если не свадебные столы, то веселую гулянку под магнитофон, в центре которых были жених и невеста, вернее, новые муж и жена.
В те годы у многих «городских» были родственники в деревне, которых обязательно приглашали, и те вносили свои обычаи. Подносили молодоженам каравай (кто первый укусит, тот и будет в семье главным), осыпали крупой (раньше новобрачных осыпали монетками), подбивали жениха на выкуп, заставляли пить из туфельки невесты.
Менялся и стиль свадебных подарков. От комплектов постельного белья и сервизов (коих иногда набиралось по пять-семь разновидностей) перешли на конверты с деньгами.
В начале 90-х свадьбы еще гуляли по всем традициям 80-х. Размах зависел от количества денег и родни. Но многие традиции живы и сегодня.
Несколько фото одной свадьбы.
В советские времена капот свадебной машины неизменно украшался традиционной куклой в белоснежном одеянии невесты, мимо которой не мог равнодушно пройти ни один ребенок.
Традиция крепить куклу на свадебный автомобиль тоже уходит своими корнями в Древнюю Русь, и не является советской, как считают многие. В те далекие времена славяне искренне верили в то, что на судьбу человека можно влиять, создав его образ в виде человеческой фигурки. Причем, влиять, как в плохом, так и в хорошем смысле.
Интересно, что свадебный кортеж назывался на Руси свадебным поездом.
Свадебному поезду наши предки уделяли особое внимание. Ведь, покидая стены дома, молодожены становились особенно доступными для завистливых взглядов да злых козней колдунов. Число возов в нем было непарным, но не менее трех. Экипаж всегда выделялся ярким красивым и богатым декором для того, чтобы привлечь внимание к событию. В гривы лошадей вплетали яркие ленты и колокольчики. Звон бубенцов на всю округу оповещал о радостном событии и по поверью должен отпугивать злых духов. Под дугой упряжи подвешивали пару кукол которые оберегали молодых от недобрых взглядов и завистливых людей. Свадебный поезд петлял обходными путями, обманывая духов и заметая следы. На его пути строились различные преграды, чтобы, опять-таки, защитить молодую семью от дурного глаза.
В некоторых районах Руси самодельные куклы-обереги «неразлучники» от сглаза и как символ семейного благополучия, крепились на повозку, в которой ехали молодые. Эта кукла потом должна была всю жизнь прожить в доме супругов.
А в некоторых, кукла-оберег собирала на себя весь негатив, потому невестой и обряжена. Типа «чтоб невесте. » на куклу легло, а настоящая-то под фатой да за дрУжками укрыта. Но здесь, кукла в череде свадебных мероприятий подлежала торжественному сожжению.
И вот во времена СССР широко распространилась традиция крепить на капоте автомобиля, в котором ехала невеста в ЗАГС, куклу в свадебном платье.
В 60-70-е годы, вроде, как к народным истокам возвращались, фольклор собирали, этнографические работы в журналах печатали, делали обработки народных песен. Кто вспомнил такой обычай и в жизнь претворил неизвестно.
Куклами в свадебном наряде украшали автомобили свадебных кортежей, чтобы отличить их в потоке машин. Когда другие водители видели свадебную машину с лентами и двумя сплетёнными кольцами и колокольчиками на крыше и сидевшими на капоте куклами-невестами, они притормаживали пропуская свадьбу вперёд, тем самым желая молодым счастья. Правильная была традиция, Светлая. А дарить невестам кукол, это значит пожелать семье потомства скорого и многочисленного.
И сегодня все чаще можно увидеть под радиатором свадебного авто симпатичную куклу в фате. Более того, автомобильные свадебные куклы успели уже «обрасти» своеобразными приметами, которые так быстро распространяются среди суеверных молодоженов.
Нельзя куклу на капот брать в прокате. Считается, что счастливая семейная жизнь ждет ту пару, которая сможет сохранить свадебную куклу дома с целью в будущем украсить свадебный кортеж своих наследников. Или, по крайней мере, в виде игрушки для своих будущих детей.
Если во время поездки из ЗАГСа кукла на капоте сбилась в сторону, это обещает неожиданности в семейной жизни. (Впрочем, какая же семья обходится без неожиданностей?)
Существует еще одна примета – украденная кукла с автомобиля грозит паре бездетностью. Родилась эта примета из традиции выкупать свадебную куклу. Поэтому крали на свадьбе не только невесту, ее туфельку, но и куклу с капота автомобиля, что сопровождалось веселым ритуалом выкупа.
Хорошим знаком считалось, если на куклу-невесту обратит внимание какой-нибудь ребенок. Как гласит примета, в этом случае нужно дать малышу подержать игрушку в руки. Пол будущего первенца определялся в зависимости от того, чье внимание привлекла свадебная кукла.
Жених забирал невесту из родного дома, веселил соседей самодеятельностью на выкупе или откупался монетами-сладостями-шампанским. Затем кортеж украшенных машин следовал в ЗАГС (иногда и на венчание);
После регистрации старшие чаще всего сразу следовали в кафе: пообщаться, проследить за порядком;
Молодёжь ехала кататься по семи мостам (след запутывать) и при этом весь кортеж сигналил (пугал-разгонял «силы злые-недобрые» – вместо колокольчика под дугой) Другие водители кортеж пропускали и сигналили в ответ;
ДорОгой молодые посещали памятные для себя места, могли заехать на могилку к родным. Фотографировались, угощали прохожих (шампанское-водка-конфетка-бутерброд);
Через седьмой мост жених нёс невесту на руках. Маршрут строили так, чтобы седьмой мост оказался самым длинным (или коротким, кому как) Свидетель был на подхвате, но считалось, если просить «помощь зала», семейная жизнь не удастся. Пока невесту несли, она посередине моста желание загадывала о семейной жизни, бросала цветы в воду;
Затем кортеж ехал «за столы». Кукла часто оказывалась на столе перед молодыми;
Второй день окупал свадьбу. Покупать нужно было всё: вилки-ложки-блины-угощение из рук молодой.
А ещё «конкурсы». Родня развлекалась за счёт молодых, демонстрирующих свои навыки хозяина и хозяйки, согласие в паре и многое другое. Это был самый насыщенный день. Кукла так же присутствовала в зале. Тогда дарили пупсов на конкурс пеленания, игрушки «со смыслом» будущим детям.
Третий день молодые с друзьями чаще всего ездили «на шашлыки». Гости постарше приходили в себя перед рабочей неделей, разъезжались по домам. Именно, в третий день, по одной версии – куклу сжигали. Или, по второй версии – мама и бабушка невесты чистили куклу водой, ветром и солнцем. Эта кукла оставалась в семье.