Как играть аккомпанемент на пианино
Урок игры на фортепиано № 2
Звук. Обертоны. Аккорд-Трезвучие. Арпеджио.
На примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
На втором уроке мы познакомимся с аккордами и с тем, как их использовать для аккомпанемента уже известной с первого урока нашего курса фрагмента песни Раймонда Паулса «Миллион алых роз». Кроме того, мы научимся играть арпеджио и применять их в качестве арпеджированного аккомпанемента для мелодии «Миллион алых роз».
I. Основной раздел
II. Сопутствующие уроку сведения
1. Струна колеблется не только всей своей длиной (при этом звучит основной тон), но и своими частями (половинками, третями, четвертями и т.д.), добавляя к основному тону призвуки – обертоны.
Рис. № 1. Основной тон и обертоны.
2. Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям. Естественным образом оно сложилось на 3, 4 и 5 обертонах.
Рис. №2. Обертоны. Интервалы. Трезвучие.
3. Аккомпанемент БАС + АККОРД.
Этот вид аккомпанемента можно использовать для сопровождения мелодии «Миллион алых роз», добавив к уже известным нам с прошлого урока басовым нотам соответствующие им аккорды-трезвучия (см. рис. №4).
Рис. № 4. Слова песни с басами и аккордами.
Примечание: Аккорд МИ играть с черной клавишей в центре трезвучия.
Рис. № 5. Арпеджио из 6-ти звуков для 2-х рук.
Играть, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш.
5. Аккомпанемент АРПЕДЖИО по первым 5-ти обертонам (для 2-х рук).
Играть в качестве еще одного вида аккомпанемента для песни «Миллион алых роз» снизу вверх и обратно, меняя арпеджио согласно гармонии (Рис. № 4).
7. Арпеджио по первым 4-м обертонам.
Аппликатура для левой руки.
III. Домашнее задание
3. Добавить к п.2 пение (если аккомпанемент двумя руками) и игру правой рукой мелодии (если аккомпанемент одной левой рукой).
4. Играть арпеджио из 5-ти звуков (рис № 6) двумя руками в прямом и обратном движении от любой белой клавиши. Использовать как аккомпанемент к пению. При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.
5. Совместить навыки п.п. 2, 3 и 4 для создания сложного вида аккомпанемента: БАС + АККОРД + АРПЕДЖИО из 5-ти звуков. Использовать как при пении, так и при игре правой рукой мелодии (см. видео, 14 мин).
6. Играть 6-ти звучные арпеджио, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш (рис. № 5). Сочинить на этой основе собственную небольшую пьесу.
7. Научить левую руку играть арпеджио по первым 4-м обертонам от ВСЕХ белых клавиш (рис. № 7). При игре от МИ последняя клавиша будет ЧЕРНОЙ. Довести этот прием до шаблона.
Muz-Book.ru
Уроки игры на фортепиано
Вы хотите самостоятельно научиться играть несложные произведения на фортепиано? Вам нравится домашнее музицирование? В таком случае этот раздел — для вас. Мы уверены, что вы любите музыку, с удовольствием ее слушаете и уже представляете себя играющим полюбившиеся пьесы. Действительно, фортепиано наиболее подходит для таких целей — это универсальный инструмент, позволяющий исполнять не только фортепианную музыку, но и предназначенную для голоса, различных инструментов и даже для оркестра.
Итак, выбор сделан, вы приступаете к самостоятельным занятиям и должны настроиться на систематичность и последовательность, так как овладение даже самыми простыми исполнительскими навыками требует длительного времени и ежедневных упражнений, в среднем по часу.
Скептики воскликнут: невозможно, поздно! Согласимся, что лучше всего начинать обучение игре на инструменте в детстве, когда руки более пластичны и все усваивается быстрее. Но и в старшем возрасте можно научиться играть вполне удовлетворительно. Уверенности вам придадут жизненный опыт и музыкальный кругозор, а также умение самоорганизоваться. При вдумчивых самостоятельных занятиях за инструментом в течение года с помощью нашего пособия предполагается освоение основных приемов игры, приобретение необходимого минимума теоретических знаний. К концу года вы сможете исполнять несложные произведения из нотных сборников, получите первоначальные навыки аккомпанемента, сможете подобрать аккордовое сопровождение к полюбившимся мелодиям.
Как подбирать аккомпанемент
Перед каждым, кто любит петь и умеет или учится играть на пианино, рано или поздно встаёт вопрос о том, как подбирать аккомпанемент к собственному вокалу. Преимущества аккомпанирования самому себе очевидны.
Например, нет необходимости подстраиваться под аккомпаниатора и его манеру исполнения; или, к примеру, можно где-то чуть снизить темп, чтобы взять дыхание, а где-то ускорить его. К слову, этот прием (варьирование темпа) называется «рубато» и используется для придания исполнению выразительности и живости. Может показаться, что подбирать аккомпанемент сложно, но эти сложности преодолимы при должном усердии и исполнении нескольких простых рекомендаций.
Определяем лад и тональность
Первое, с чего стоит начать – это определение лада (мажор или минор). Не вдаваясь в подробности теории музыки, можно сказать, что минор звучит грустно (или даже мрачно), а мажор – бодро и весело.
Далее следует внимательно проанализировать выбранное произведение и учесть его диапазон. Часто бывает так, что в середине или ближе к концу песни мелодия уходит вверх и берётся с трудом, и возникает вероятность «пустить петуха». В этом случае произведение следует транспонировать (то есть перенести в другую, более удобную, тональность).
Подбор мелодии и гармонии
На этом этапе многое будет зависеть от сложности произведения и вашего уровня владения инструментом. Подбирая мелодию, старайтесь петь каждый звук (ноту) – это позволит лучше почувствовать возможную фальшь, и, к тому же, полезно для развития слуха.
При этом не обязательно подбирать мелодию, двигаясь от начала произведения к его концу. Если в середине есть фрагмент (например, припев песни), который кажется более простым для подбора, начните с него: имея правильно подобранную часть произведения, остальное подобрать проще.
Определившись с мелодической линией, следует наложить на неё гармонию, попросту говоря – подобрать аккорды. Тут вам может пригодиться не только собственный слух, но и знание наиболее распространенных последовательностей аккордов (например, очень часто встречается последовательность тоника-субдоминанта-доминанта). В каждом из музыкальных стилей есть свои базовые последовательности, информацию о которых без труда можно отыскать в Интернете или музыкальной энциклопедии по жанрам.
Фактура и ритм аккомпанемента
Убедившись, что мелодия гармонирует с аккордами, следует создать аккомпанементу ритмический рисунок. Здесь нужно ориентироваться на размер, ритм и темп произведения, а также на его характер. Лирическому романсу, например, подойдет красивое лёгкое арпеджио, а легкомысленной и незатейливой песенке – отрывистое стаккато бас+аккорд.
Напоследок отметим, что, хотя мы и рассказывали о том, как подбирать аккомпанемент на примере пианино, эти советы носят общий характер и применимы к другим инструментам. На чём бы вы ни играли, подборка аккомпанемента не только обогатит ваш репертуар, но также поможет развить слух и научится лучше чувствовать и понимать музыку
Автор – Алексей Бочкар.
А вы уже видели этот клип? Все гитаристы просто в восторге! Восторгайтесь и вы!
Как подбирать фортепианный аккомпанемент
Автор статьи — Мажутко Анна
Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано. Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.
Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше, чем три главных, но это уже высший пилотаж. Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:
Почему «главные» и где «подчиненные»?
Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные». Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.
Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных зазвучит мажор или уменьшенное. То есть трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.
Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :
А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:
Если мы проиграем по белым клавишам получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.
А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано. В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта. Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.
Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности. И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:
Как играть красивые аккорды на пианино – 10 упражнений + 7 песен на 3х аккордах
Любая музыка – это сочетание гармонии и мелодии. Мелодия – это одноголосная последовательность звуков. Гармония — последовательность аккордов.
Наша задача — научиться играть не просто аккорды, а красивые последовательности – гармонии. Чем больше вы будете играть разные гармонические последовательности, тем быстрее разовьется ваш гармонический слух, который так необходим, чтобы подбирать музыку.
На некоторых сайтах вы найдете готовые решения – аккорды, построенные от каждой ноты. Но на мой взгляд, лучше научиться строить аккорды самостоятельно и навсегда забыть о шпаргалках.
Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух?
Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!
Предлагаю простые прогрессии, которые можно играть по кругу меняя фактуру. Получатся «вариации на тему»…
Это видео понравится тем, кто хорошо помнит нулевые. Итак: Мумий Тролль «Невеста».
Вы также можете скачать Midi партию клавишь и скачать минус, чтобы играть на клавишах, чувствуя себя в коллективе Ильи Лагутенко.
Если вам нравится такой формат, пишите в комментариях, какую песню еще записать?
Еще одна цепочка аккордов, которая очень похожа не «Невесту» Лагутенко, но с другим оттенком. Опять же — меняйте стиль аккомпанемента и эти 4 аккорда вам никогда не наскучат.
Ну а тем, кто легких путей не ищет и готов пойти по долгому пути, предлагаю сначала разобраться с теоретической частью, а потом приступить к практике.
Что такое аккорд
Если вы знаете что такое аккорд и как он строится, можете смело переходить к упражнениям. Ну а для тех, кто не очень понимает как строить аккорд, я подготовил краткое руководство. С помощью него мы выясним что такое аккорд, а после научимся строить красивые аккорды на пианино. Итак приступим.
Аккордом называют три и более звуков, которые расположены по терциям (или могут быть расположены по терциям).
Построить аккорд на пианино довольно просто – нажмите три любые клавиши, которые располагаются через одну друг от друга и вы гарантированно получите аккорд. Но чтобы научиться играть красивые аккорды, нужно слегка изучить теорию.
Аккорды могут быть мажорными и минорными, увеличенными и уменьшенными. Послушайте как звучит каждый из них:
Мажорное звучание аккорда:
Минорное звучание аккорда:
Звучание увеличенного аккорда:
Звучание уменьшенного аккорда:
Каждый аккорд имеет свою структуру. Чтобы научиться строить аккорды самостоятельно, нужно понимать, что такое интервалы, как они называются и как их строить. Если вы еще не обладаете этими знаниями, рекомендую ознакомиться со статьей «Интервалы».
Мажорное трезвучие
Мажорный аккорд, состоящий из трех звуков которые расположены по терциям, называется мажорным трезвучием. Чтобы получить такой аккорд, нужно:
Давайте возьмем ноту До и от нее построим мажорный аккорд:
Между нотами До и Ми образовался интервал – большая терция, а между нотами Ми и Соль – малая терция.
Итак, запомним формулу мажорного трезвучия: большая терция + малая терция (Б3+М3). Руководствуясь этой формулой, вы сможете построить мажорный аккорд от любой ноты.
Минорное трезвучие
Минорное трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Их сочетание дает минорный окрас. Построить такой аккорд довольно просто, нужно просто запомнить формулу: малая терция + большая терция (М3+Б3). Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми:
Вы могли заметить, что минорное и мажорное трезвучия состоят из одних и тех же интервалов, а окрас аккорда (в музыке это называется «фонизм») зависит от того, какая терция стоит на первом месте.
Увеличенное трезвучие
Увеличенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух больших терций. Построим его от ноты Соль:
Уменьшенное трезвучие
Уменьшенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух малых терций. Построим его от ноты Ре:
Септаккорды – аккорды из 4х звуков
Чтобы научиться играть красивые аккорды, трех звуков недостаточно. Давайте познакомимся с септаккордом, его видами и разберемся, как их строить.
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда образует септиму, поэтому аккорд и получил такое название.
Музыканты используют 7 септаккордов, хотя теоретически их может быть больше. Мы с вами рассмотрим только те, которые действительно стоит использовать чтобы украсить музыку – их четыре.
Теперь поговорим о каждом по подробно.
Малый мажорный
Такое название аккорд получил потому, что его фонизм Звучание, окраска Содержимое подсказки мажорный, а крайние звуки образуют малую септиму. Звучит он вот так:
Этот аккорд получить очень просто – нужно построить мажорное трезвучие и от звука, который лежит в вершине аккорда, построить малую терцию. Построим малый мажорный от ноты До:
Малый минорный
Этот аккорд имеет минорный фонизм, а крайние звуки образуют малую септиму. Чтобы получить этот аккорд, нужно взять минорное трезвучие и от его вершины построить малую терцию:
Малый минорный звучит очень приятно, мягко – убедитесь сами:
Большой мажорный
Крайние звуки этого аккорда образуют большую септиму, а в основание его лежит мажорное трезвучие. Чтобы получить такой аккорд, нужно взять мажорное трезвучие и от звука, находящегося в вершине, построить большую терцию:
Фонизм такого аккорда мажорный, светлый, прозрачный:
Уменьшенный септаккорд
Уменьшенный септаккорд получить проще всего – строим уменьшенное трезвучие и к вершине добавляем малую терцию:
Звучит такой аккорд напряженно, тревожно:
Итак, мы познакомились с четырьмя септаккордами:
Существуют и другие септаккорды, но мы их не рассматриваем потому, что их звучание более терпкое, и чтобы применять их на практике, нужен опыт.
Умение строить септаккорды – отличный навык, но это только половина дела. Сами по себе они не имеют особой ценности. Умение употреблять такие аккорды в контексте произведения – гораздо более важно и ценно, ведь они звучат фирмово и придают особый вкус вашей импровизации.
Если вы до этого использовали только трезвучия, пришла пора превратить их в септаккорды. Давайте рассмотрим, какие ступени входят в состав септаккорда. Возьмем за основу ноту Ре:
Получились следующие ступени: 1, 3, 5, 7. Разница между трезвучием и септаккордом состоит в одной ноте – той, что располагается на 7 ступени. Именно она придает неповторимое звучание аккорду.
Сравните как звучит трезвучие и септаккорд:
Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми и попробуем добавить 7 ступень – ноту Ре:
Тоже самое проделаем с аккордом До мажор – добавим 7 ступень:
Обращение аккордов
Теперь, нам просто необходимо научиться обращать аккорды. Это важнейший навык, который необходим для комфортной и мелодичной игры.
Обращение может быть выполнено и в обратном направлении:
Теперь, когда принцип ясен, нам нужно научиться бегло обращать септаккорды.
Вы уже обратили внимание, что септаккорд состоит из терций, а каждое его обращение включает в себя еще один интервал – секунду. От того где располагается секунда – в основании, в центре или в вершине – зависит фонизм аккорда.
Упражнения
Строить септаккорды от белых клавиш. В идеале, это нужно научиться делать с закрытыми глазами – наша цель дать руке привыкнуть к этим позициям.
Выбираем септаккорд и выполняем его обращение. Пусть сначала это будет получаться медленно, не переживайте – скорость дело наживное. Выполняйте обращение вверх и вниз:
Пробуйте играть разными способами:
Выберите одно обращение септаккорда, зафиксируйте руку в таком положении и попробуйте перемещать ее по клавиатуре, играя этот аккорд от разных нот:
То же самое проделайте с остальными обращениями септаккорда. Задача все та же – добиться механической памяти в руке, чтобы пальцы быстро вставали на свои места и это получалось автоматически, без вашего участия.
Когда ваши пальцы привыкнут ко всем модификациям септаккорда, можно пробовать внедрять септы в игру. На примере популярных песен попробуем проделать этот трюк.
Популярные связки аккордов
Когда вы начнете использовать септаккорды в своей игре, вы обнаружите, что не каждый аккорд сочетается с предыдущим одинаково хорошо. Иногда, это будет зависеть от того, какие обращения вы сочетаете друг с другом, а иногда от того, как правильно вами выбран аккорд. Поэтому внедрять септаккорды лучше по одному, слушая что получается.
Возьмем популярную цепочку аккордов, или как выражаются музыканты — гармоническую последовательность, и украсим ее септаккордом.
Наша тональность Ре минор. Связка простая: Тоника => Субдоминанта => Доминанта => Тоника. Можно играть эти аккорды тоническими трезвучиями, но это не очень удобно и требует постоянного зрительного контроля:
Мы учились обращать аккорды, так давайте применять это умение:
А теперь тонику (аккорд Ре минор) превратим в септаккорд и каждый раз, когда мы будем его встречать, будем играть Ре минорный септаккорд или его обращение:
Аккорды под номером 1 и 4 — это аккорды, выполняющие одну и ту же тоническую функцию. Но первый аккорд – септаккорд, а четвертый – его обращение. Это сделано не спроста – такое обращение четвертого аккорда звучит наиболее приятно, логично. Если проследить мелодическую линию по верхнему голосу, то мы увидим, что от ноты До к ноте Ля мелодия движется поступенно, без скачков.
Отлично! давайте попробуем сразу субдоминанту (аккорд Соль минор) и доминанту (аккорд Ля мажор) превратить в септаккорды и посмотрим, что из этого получится. Не забываем использовать обращения, играем так, чтобы все было под пальцами, удобно:
Можно сыграть те же самые аккорды, но начать в другом расположении:
Или поменять нисходящий ход на восходящий:
Песни на 3х аккордах
Хочешь узнать больше о своих музыкальных способностях?
Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!
Как говорится – все гениальное просто! Существует множество песен, которые строятся на трех аккордах, но при этом их знают все от мала до вели́ка. Вот некоторые из них:
Если буквенные обозначения нот (латинские буквы в скобках) вам не знакомы, рекомендую прочитать главу этой статьи.Так же обратите внимание, что в скобках указаны только аккорды, но их последовательность может меняться в любом порядке. Слушайте, подбирайте, экспериментируйте, превращайте трезвучия в септы, используйте обращения. Если играть в разных тональностях трудно, играйте все в Ля миноре: Am – Dm – E.
Следующая гармоническая последовательность состоит из 4 аккордов:
До мажор – Ля минор – Фа мажор – Соль мажор.
Проделаем те же шаги что и прежде:
1) играем трезвучиями:
2) используем обращения. Играем так, чтобы рука как можно меньше перемещалась по клавиатуре:
Такая же гармоническая последовательность возможна в миноре. Возьмем тональность Ля минор:
Ля минор – Фа мажор – Ре минор – Ми мажор.
Вот несколько песен, в которых встречается эта цепочка аккордов:
Красивые аккорды
Хочу предложить вам несколько вариаций аккордов, которые красиво сочетаются между собой и их легко повторить.
Первая связка аккордов в тональности До мажор:
Здесь тональность Ля минор:
Тональность этой цепочки Ре минор:
В следующей гармонической последовательности первый и второй аккорд одинаковы. Он выписан специально дважды, чтобы структура музыкального квадрата была более ясной. Тональность Соль минор:
Заключение
Итак, резюмируем: даже три аккорда могут звучать волшебно, если:
1) использовать обращения
2) логично связывать аккорды друг с другом
3) использовать септы вместо трезвучий
4) не загромождать музыку сложными аккордами — добавлять их постепенно, слушая что получается. Не редко бывает, что трезвучие звучит в лучше септа.
Доверяйте своим ушам и не бойтесь экспериментов.
Зря потратил время 18
Надеюсь, эта статья поможет вам научиться играть красивые аккорды на пианино. Пробуйте внедрять полученные знания в свою игру, обязательно делитесь своими успехами! Пишите в комментариях что получилось или не получилось! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!