Как играть аккорды на баяне
ReadiGO
E-commerce Themes
Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина
Учится играть на баяне по слуху
Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.
Баян — для песни лучше не найти
Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль. Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.
На баяне одна клавиша — один звук. Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.
На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).
Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха.
Клавиатура баяна
Правая клавиатура баяна
Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.
Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной. При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии
Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.
Левая клавиатура баяна
Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине. Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов. Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4. Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз.
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса. Мажорные б. Минорные м. Септаккорды с
Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды
Методика обучения игре по слуху на баяне
Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений
Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ
Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью
Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель
Содержание 200 страниц
От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений
Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит
Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.
Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали, что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!
Идея обучения игре на баяне по слуху
Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.
Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)
Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)
Для аккордов 6м, 3с, 2м
1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я
Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды
Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.
Советы начинающим
Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.
Удачи в освоении музыкального инструмента
Учитесь по нотам, и у Вас будет огромное море нотного материала. И не надо ничего подбирать по слуху, если слуха нет)
Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс. Заниматься по ней может человек любой профессии и возраста. Тот, кто уже как-то играет, наверняка познакомится здесь с новыми аккордами, сможет устранить ошибки в их применении. Занятия по самоучителю помогут и ученикам музыкальных школ, учащимся, студентам училищ и вузов безошибочней играть по нотам.
Баян
Самоучитель без нот
Парнес Д.Г., Оськина С.Е.
1998г.
только для информации
Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс. Заниматься по ней может человек любой профессии и возраста. Тот, кто уже как-то играет, наверняка познакомится здесь с новыми аккордами, сможет устранить ошибки в их применении. Занятия по самоучителю помогут и ученикам музыкальных школ, учащимся, студентам училищ и вузов безошибочней играть по нотам. Но учтите, если Вы не можете правильно спеть и подобрать мелодию, не слышите, когда кто-то фальшивит, значит, похоже, у Вас нет музыкального слуха, и тогда не стоит тратиться на нашу книгу.
АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК И НОМЕРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Как научиться играть на баяне — советы новичкам
Игра на баяне — задача не из простых, и может не уступить по сложности, к примеру, игре на фортепиано. Но при определенном уровне упорства и постоянства возможно все. С чего же начать обучение?
Игра на баяне с нуля
На первом этапе нужно определиться, с какой целью вы собираетесь учиться. Начинающим музыкантам будет тяжело без знания нотной грамоты, а если вы хотите освоить инструмент для себя, уметь исполнять любимые песни и играть в кругу друзей, то не переживайте — есть способы, как научиться играть на баяне и без подробного знания нот, главное — иметь хороший музыкальный слух и чувство ритма.
Учимся играть самостоятельно
Если вы решили научиться играть на баяне самостоятельно, то вам остается обратиться за помощью к самоучителю. Его можно купить в книжном магазине, а еще проще — скачать в Интернете.
На просторах Интернета также существуют и специальные программы-самоучители, с помощью которых практически любой научится играть на баяне в домашних условиях. Эти программы состоят из отдельных уроков и предлагают разучивание музыкальных произведений с визуальным сопровождением в виде аппликатурных схем — расположения пальцев на клавиатуре баяна.
Некоторые из таких виртуальных тренажеров годятся для обучения игре и на трехрядном, и на пятирядном, а также на детском баянах.
Чтобы было более наглядно, попробуйте дополнительно заниматься по видеоурокам. Предлагаем посмотреть вводный урок игры на баяне:
Составление плана
Коль уж вы решили заниматься самостоятельно, то вам просто необходимо организовать свой учебный процесс.
Определитесь с планом занятий. Поставьте себе цель выполнять конкретное количество упражнений в день, и только освоив одно, переходите к следующему. Изучая новые упражнения, не забывайте выделить время на отработку уже освоенных.
Не торопитесь успеть все за слишком короткий отрезок времени, ведь вам важен качественный результат.
Обучение азам
Прежде чем научиться играть на баяне, следует научиться его правильно держать. Помните, что это довольно увесистый инструмент — требуется определенная сила рук, ведь вам придется одновременно поддерживать музыкальный инструмент в нужном положении и перебирать кнопки пальцами.
Следует начинать учиться в сидячем положении, тогда не придется удерживать баян на весу и вы сможете лучше контролировать инструмент. Ставится баян на левую ногу. Сидеть нужно, не сдвигая колени, чтобы ничего не мешало использованию меховой камеры.
Обязательно ознакомьтесь со строением баяна, изучите, как используются правый и левый набор кнопок, как получить правильный звук и как нужно держать руки.
Изучение аккордов
Чтобы научиться играть на многих музыкальных инструментах — как на гитаре, фортепиано, так и на баяне, — придется учить сочетания звуков, или аккорды. У баяна за воспроизведение мажорных и минорных аккордов, септаккордов и басов отвечает левая клавиатура. Именно с помощью использования этих аккордов создается аккомпанемент, песенный фон.
Существует около 80 аккордов для игры на баяне, но пусть вас это не пугает — для нормальной игры по всем тональностям достаточно освоить даже 15. А полное количество аккордов вряд ли используют даже профессиональные музыканты. Вы можете выучить столько аккордов, сколько захотите, чтобы разнообразить свою игру.
Мышечная память
Очень важное значение при обучении имеет развитие и тренировка мышечной памяти. Именно она позволяет довести игру до автоматизма, избавиться от напряженности. Добиться этого можно также с помощью выполнения специальной гимнастики для пальцев рук.
Синхронизация рук
При игре на баяне важно добиться объединения действий обеих рук. Тренируйте мелодию сначала правой рукой, затем — левой, и только потом пробуйте их соединять. Быстро справиться с этой задачей не получится, но практика решает все.
Нотная грамота
Если вы все-таки решили заниматься музыкой профессионально, то придется научиться игре по нотной записи.
Тем не менее, на начальном этапе даже преподавателями рекомендуется проходить донотный период: сначала ознакомьтесь с самой основной теорией по нотам и их длительности, научитесь ориентироваться в правой и левой клавиатурах, а уже потом, в зависимости от ваших целей, переходите к подробному изучению нотной грамоты.
Серьезное овладение инструментом может занять пять лет и больше, и все равно не приведет вас к совершенству. Но занимаясь ежедневно и уделяя игре как минимум тридцать минут, вы научитесь правильному извлечению звука, синхронизации рук и даже сможете исполнять простые мелодии уже через два-три месяца.
Баян Аккорды справа
Видео-урок «Обучение игре на баяне»
Часть 1. Уроки игры на баяне
[ad1]
Часть 2. Уроки игры на аккордеоне
Часть 3. Игра на аккордеоне. «Куплеты Курочкина»
Часть 5. Школа баяна. Как играть аккордами
Часть 6. Школа баяна. Расположение аккордов на баяне
Часть 7. Школа баяна «Частушка» для начинающих
Часть 8. Школа баяна. Игра аккордами
Часть 9. Школа баяна. Секреты игры аккомпанемента
Часть 10. Школа баяна. Рок — аккомпанемент или динамичный бас
[ad2]Фа мажор (Ля-бемоль, Си, Ре — мажоры)
2) традиционная гамма Фа мажор октавами:
3) гамма Фа мажор, адаптированная под игру квартовыми аккордами:
4) квартовые аккорды в Фа мажоре:
5) для игры квартовых аккордов в фа мажоре используется дополнительный ряд со следующей аппликатурой:
6) Далее устанавливаем упражнение для адаптации к квартаккордовой фактуре Фа мажора на баяне:
Затем играем Ре минор натуральный
Освоение баяна
Начинаем с левой клавиатуры. Нужно нащупать во втором ряду от меха кнопку с ямочкой. Это нота «до». Рядом с ней на третьем ряду находится клавиша «до-мажор». Нажимаем, чередуя клавиши, и получаем простой аккомпанемент.
Игра правой рукой. В баянах бывает три или пять рядов. Пальцы нужно расположить так, чтобы у каждого из них был свой ряд. Нажимаем клавишами пальцами вниз и вверх.
Соединяем игру обеими руками. При игре левой рукой правой держим нужную ноту. Правой рукой можно не держать одну ноту, а чередовать их звуками аккорда или комбинировать.
5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами
Данное издание является учебно-методическим пособием по обучению детей 5-7 лет, начинающих освоение левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами для преподавателей музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Учебно-методическое пособие носит черты технологии, состоит из пяти последовательных шагов, представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений, и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры. Изучение рассчитано на первый-второй год обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам класса баяна и аккордеона в ДШИ и ДМШ.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Клавиатура с готовыми аккордами это изначально сконструированная левая клавиатура баяна и аккордеона. Сочетание баса и трехзвучных аккордов пришло от первых хроматических и диатонических гармоник. И первый баян был сконструирован мастером Петром Егоровичем Стерлиговым в 1904 году именно как инструмент с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента. Готовая клавиатура баяна и аккордеона состоит из двух рядов басов, сдвинутых один относительно другого так, что интервал между ними составляет большую терцию и трех или четырех (в зависимости от конструкции) рядов аккордов. К басо-аккордовому аккомпанементу П. Стерлингова (мажорные, минорные трезвучия и септаккорды) часто добавляется еще один ряд уменьшенных трезвучий.
Ее освоение возможно как с самого начала освоения инструмента, так и после предварительного освоения выборной системы инструмента и является обязательным во всех программах обучения игре на баяне и аккордеоне. Неоспоримым преимуществом, облегчающим освоение готовой клавиатуры, является простота исполнения аккомпанемента и схожесть аппликатурных позиций при исполнении гамм.
В то же время исполнитель осваивающий баян и аккордеон сталкивается со многими сложностями. Во-первых, готовая клавиатура закрыта для зрительного контроля и ее освоение учащийся может производить лишь тактильно. Во-вторых, ее освоение требует дополнительных теоретических знаний, например изучение нотации басового ключа. В-третьих, кварто-квинтовое расположение басов, упрощающее игру аккомпанемента, имеет свою обратную сторону: в отличие от зеркальной по отношению к правой руке выборной системы, непохожее на правую руку, свое расположение клавиш и необходимость отдельного изучения их расположения. Кварто-квинтовое расположение также создает сложности при исполнении мелодических линий, особенно в миноре. Эти сложности часто становятся достаточно серьезным препятствием на пути освоения инструмента для детей 6,5-8 лет, особенно если они не развиты физически. Как преодолеть недостатки и использовать достоинства левой клавиатуры с готовыми аккордами и показывает данное пособие.
Пособие «5 шагов» носит черты технологии и состоит из пяти последовательных шагов представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений на инструменте и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры.
Первый шаг, подготовительные упражнения, разделен на две части. Первая часть пальчиковые игры для развития координации, независимости, силы пальцев и первоначального формирования правильной постановки. Вторая это игровые упражнения на правильную постановку руки, ведение меха и выработку первоначальных игровых движений.
Последующие шаги направлены на изучение позиций левой руки вначале в мажоре, включая мажорную гамму, а затем в миноре, включая минорную гамму.
Последовательно шагов в целом построена от простого к сложному, но жестко не задана, и может корректироваться в соответствии со способностями и задачами обучения. Например, если у учащегося плохо развивается независимость пальцев и ему требуется дополнительное время для освоения игрового упражнения «Ракета» из 4-го щага, то параллельно можно начать изучение 5-го шага, игровое упражнение «Вальс “Детский”».
Система, описанная в этом пособии, позволяет за короткое время изучить все основные позиции левой готовой клавиатуры. Здесь следует сделать одно пояснение. Изучение одного упражнения рассчитано на 2-3 урока. Каждое последующее упражнение основано на предыдущих, но это не значит, что предыдущие упражнения не нужно повторять. Они повторяются несколько уроков и после движения вперед и доводятся до быстрого темпа. В итоговом варианте учащийся должен играть все части упражнений «Полька» и «Вальс» подряд, одну за другой. А, например, упражнение «Столбик» повторяется достаточно продолжительное время, по крайней мере, вплоть до изучения упражнения «Ракета» и минорной гаммы.
Каждое игровое упражнение снабжено подробными описаниями действий, рисунками расположения рук, черно-белыми иллюстрациями которые ученик может раскрасить и методическими рекомендациями. Критичные с точки зрения изучения моменты выделены рамкой и пометкой «Это важно!»
В целом пособие построено так, что начальном этапе не требует у ученика знания нотных обозначений, однако изучение первоначальных игровых упражнений, конечно, должно идти параллельно с изучением нотной нотации и схемы расположения клавиш на клавиатуре.