Как играть бурятскую игру зоска
Путь в Европу и на Кавказ
Соревнования по тэвэг среди монголов в Корее
В Сибири в то время в ссылке находилось огромное количество польских повстанцев. Вероятно именно они, возвращаясь на родину, занесли с собой эту игру в Европу. Примерно так же, как в польском языке появилось знаменитое сибирское «но» (в значении «да»).
Например, староверы Забайкалья, семейские, изготавливали зоску из оловянного диска с дыркой по центру. В отверстии просовывали пучок конских волос таким образом, чтобы он едва проходил. Получившийся волан держали под прессом, чтобы конские волосы образовали максимально ровное «солнышко». Каждый раз после игры зоску тщательно разглаживали и снова придавливали чем-то тяжёлым. Хорошо лежащие «лучики» зоски замедляли подлёт битка и стабилизировали его падение.
Монгольская зоска конструктивно похожа, но в ней может быть и два отверстия. Главное отличие заключается в том, что к тэвэг крепится овечья шерсть с кусочком кожи, причём волосы не проталкиваются в дырки битка. Аналогичная конструкция была широко распространена в Казахстане, Средней Азии и на Северном Кавказе.
Такая этимология, если она верна, даёт ещё один, южный путь распространения этой игры на запад. Очень может быть, что это одно из последствий монгольских завоеваний, следы которых проявлялись и в играх. Так, в Афганистан попали типично китайские воздушные змеи, а в немусульманских регионах получили распространение восточноазиатские игральные карты.
В Монголии существует версия о том, что игра тэбэг происходит от обычая скальпирования убитых врагов. Некоторые утверждают, что тэбэг называлась одна из причёсок, поэтому срезанный скальп с клоком волос получил то же название и послужил первым прообразом «волана».
В Китае пишут, что игра многократно упомянута и была привычным делом уже во времена династии Тан, а самыми ранними известными изображениями с воланами для игры jianzi указывают вырезанные в камне рисунки времён династии Поздняя Хань (1-3 вв.).
На рисунке видно, что воланами ещё можно было манипулировать руками (если это действительно те самые 毽子 jianzi). Последнее обстоятельство бросает тень сомнения на распространённую теорию о происхождении игры от разновидности древнего китайского футбола, который в свою очередь считается воинской тренировкой для отработки ударов ногами.
Этнолог Дорж Цыбикдоржиев не отрицает возможной связи игры с прикладными военными аспектами, но склонен связывать её скорее с метательными техниками:
Если приглядеться даже к современному перебрасыванию мягкого и лишённого всякой опасности jianzi, то можно заметить, что игроки могут направлять волан в цель достаточно метко.
Удары по зоске китайского типа производятся не только внутренней стороной стопы, но и носком, и подошвой.
Распространение зоски в мире
В настоящее время, игра сохранила широкую популярность в Казахстане, и на Северном Кавказе. В Дагестане и Осетии проводятся соревнования.
На турнире в Дагестане собралось около 200 мужчин 40-45 лет с разных районов и городов республики. Победителем стал игрок, набивший волан 231 раз.
— «Эта игра – наше детство. После уроков мы отдыхали, играя в лянгу. Она развивает подвижность и быстроту. Дети отрываются от телефонов и с этой простой игры начинают путь к более серьёзному спорту. Хорошо, что сегодня вспоминают и возрождают эту игру.» – поделился своим мнением знаменитый тренер по борьбе Магомед Гусейнов.
В последние годы игра понемногу возрождается в Монголии и Бурятии, где она бытовала до самого конца советского времени. На закате СССР зоска подверглась жёсткой критике официальных лиц, считавших её вредной для здоровья. В 1980-х в школах повели непримиримую борьбу с игрой, совершенно истребив её во многих регионах СССР и в Монголии. Именно поэтому сегодня игру возрождают мужчины в возрасте старше 40 лет.
Зоска китайского типа, jianzi, и её разновидности никогда не теряли популярности по всей Юго-Восточной Азии. В Китае и ЮВА зоска является популярным развлечением у девушек, которые оттачивают своё мастерство до уровня художественной гимнастики.
Дорж Цыбикдоржиев отмечает, что Корея среди стран Восточной Азии больше других сохранила следы монгольского влияния, что проявляется и в некоторых играх и видах спорта. В Корее бытовала зоска не китайской, а монгольской разновидности, и, как и во всех регионах её распространения, там она была почти исключительно мужской игрой. Ближе к современности волан приобрёл некоторое конструктивное сходство с китайским, однако техника игры осталась приближённой больше к монгольскому виду. Что любопытно, именно в Корее зоску раньше часто делали из монеты с бумажным «веером». Не оттого ли вторым названием для волана у бурят стало слово зоос, монета?
В Корее в начале 21 века озаботились угасанием интереса к зоске и создали специальную спортивную ассоциацию, разработали свод правил, и даже ввели обучение ей на уроках физкультуры в школах. Популяризация игры привела к тому, что постепенно ею стали интересоваться и девушки, причём движения, характерные для набивания зоски, вошли в золотой фонд хореографии женских к-поп-групп.
Что касается Европы и Америки, то здесь зоска претерпела самые большие изменения. На Западе зоска превратилась в мешочек с наполнителем из крупы (песка, фруктовых косточек и т.д.), а количество трюков с ней почти достигло уровня китайской jianzi.
Каждый может в домашних условиях изготовить зоски различных типов и сыграть в многочисленные разновидности игры, проверить не только свои навыки ловкости и скорость реакции, но и физическое состояние здоровья. Удачной игры!
Бурятские народные игры
Подкидывание трех костей (Хумпараа)…………………………………………. 6
Строительство ограды для скота (Хорео барилга)……………………………. …6
Конные скачки (Мори урилдаалга)………………………………………………. 7
Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)…………………………………….10
Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)…………………………………………………11
Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)……………………………..……11
Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)………………………………………. 12
Обмен песнями (Дуу андалдаан)……………………………………………….…12
Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)…………………………………14
Прятать золотинку (Алта нюуха)………………………………………………….14
Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)………………………………………………. 15
Чем играли раньше дети?
Бабки-лодыжки (Шагай наадан)
Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:
1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они поочереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.
3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.
4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.
5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные в рассыпную на столе.
Правила игры: Следует точно соблюдать приёмы игры.
В обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот и побеждает.
В этой игре постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше», «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку, воспитатель спрашивает: «Сколько?» и учит отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добивается от детей ответа: «Два, три» и т.д.
Подкидывание трех косточек (Хумпараа)
Эта игра является подготовительным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы это необязательно, важнее узнать, кто у них упал: козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одинаковом положении, тот все косточки-бабки забирает себе.
Строительство ограды для скота (Хорео барилга)
В этой игре дети учатся ставить предметы рядышком, последовательно, усваивать понятия «широкий», «узкий», «длинный», «большой» и «маленький».
В средней и старшей группах эта игра усложняется. Дети играют в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строят себе городьбу, воображая ее загоном для скота. Ставят туда пять косточек бугром вверх – пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было еще семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяют пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребенок и тоже выигрывает косточки-бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота.
Конные скачки (Мори урилдаалга)
Двое детей строят стену в 10 косточек-бабок. В начале стены по обе стороны ставят «кони» участников. Играющие по очереди кидают «Хумпараа» (из трех косточек). Начинает игру тот, у кого все три бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у кого упали сразу три коня, тот делает скачек сразу через две бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечной косточки стены, тот победитель, но по желанию соперников их кони могут обогнуть стену и бежать в обратном направлении.
Семья (Айл боложо наадаха)
Большое место в жизни детей занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, воспитывают характер и волю.
Табун ( Хурэг адуун)
Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в своё логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он оскалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьёт всех волков.
Правила игры: Волк может разорвать круг. Пойманного жеребенка, он должен ловко увести к себе в логово.
Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см.) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и «запятнать». Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.
Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей.
Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: Иголка, нитка, узелок, держась за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)
— Что волк ты здесь делаешь?
— Вас жду – говорит волк.
— Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)
Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием Сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой её вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.
Правила игры: Соблюдать правильный прием стрельбы.
Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)
Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.
Обмен песнями (Дуу андалдаан)
Дети закрепляют выученные песни, учатся ритмичным движениям под мелодию песни. Это импровизированный конкурс песен для старшей группы. Умело направляя игровую деятельность детей интерес к народному творчеству.
Шапка (Малгай нюуха)
Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)
На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки.
Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, соревнуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки. Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.
Прятать золотинку (Алта нюуха)
По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув ихлодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступающего.
Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)
Наш адрес: 687510, Забайк альский край, Агинский район, гп. Орловский
Картотека бурятских народных игр для детей старшего дошкольного возраста
Янжима Очирова
Картотека бурятских народных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека
Бурятских народных игр
для детей старшего дошкольного возраста
Чем играли раньше дети?
Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.
Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.
№2. Иголка, нитка, узелок
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку.Овца спрашивает:
– Что ты здесь делаешь?
– Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, Куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие Игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.
Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника.Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.
Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.
№6. Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)
В игре участвует 10-30 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике).
Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.
Правила. 1. «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.
2.«Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.
№7. «Поиски шила и ножниц» («Шубгэшоолгэ»)
Участвует в этой игре 7-15 человек, старшие дошкольники или младшие школьники.
он гонит сюда дождевую тучу.
Баба, баба, собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива).
«Баба» уходит. Тогда один из игроков встает и, «похитив» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков). «Баба», вернувшись,спрашивает:
«Там, за западной канавой, женщина ищет свою дочь».
Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». В некоторых вариантах игра так и продолжается, пока не надоест играющим.
1. Игрок, которого «баба» оторвала от цепочки, должен сразу выйти из колонны, а остальные вновь берут друг друга за пояс.
2. Во время движения отрываться от цепи нельзя. Если это произойдет, то игра приостанавливается и все опять берутся за пояс.
№8. Игра в лодыжки (Шагай)
«Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 6-15 лет, 2 человека и более.
Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.
Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется.
1. Игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять лодыжку из общей кучи или уронит её, ловя подброшенную вверх.
2. Играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой.
В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов).
№9. Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)
В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и старшие дошкольники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.
Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки,тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать:
«Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»).
1. Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.
2. Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.
3. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.
№10. Белое дерево (Сагаан модон)
Эта игра широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной,но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.
Игра проводится в летнюю лунную ночь. Участвует в ней обычно 20-30 человек, чаще это юноши и подростки. Прежде, по свидетельству Г. Н. Потанина, и взрослые люди, даже женщины, принимали участие в этой игре.
А так же в эту игру можно играть со старшими дошкольниками на уличной площадке.
Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды. Игровым инвентарем служат жердь (длиной1м) и короткая палочка (10 см длиной, свежеобструганная, белая, без сучков и заусенцев. Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь, и строятся вдоль нее в ряд.
Побеждает команда, которой удастся стукнуть палочкой по жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. После этого она обычно повторяется. И так несколько раз.
1. Во время борьбы можно хвататься только за саму палочку, а не за руки, ноги, одежду соперников.
2. Найденную палочку можно только нести или передавать из рук в руки, но нельзя, перебрасывать ее друг другу.
№11. Бабки-лодыжки (Шагай наадан)
Бросание лодыжек (таранных костей)имеет много разновидностей:
1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они поочереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.
3.Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.
4.Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.
5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные в рассыпную на столе.
Правила игры:Следует точно соблюдать приёмы игры.
№12. Отгадывание (Таалсалга)
В обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот и побеждает.
В этой игре постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше», «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку,воспитатель спрашивает: «Сколько?» и учит отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добивается от детей ответа: «Два, три» и т. д.
№13. Подкидывание трех косточек (Хумпараа)
Эта игра является подготовительным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы это необязательно, важнее узнать,кто у них упал: козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одинаковом положении, тот все косточки-бабки забирает себе.
№14. Строительство ограды для скота (Хорео барилга)
В этой игре дети учатся ставить предметы рядышком, последовательно, усваивать понятия «широкий», «узкий», «длинный», «большой» и «маленький».
В средней и старшей группах эта игра усложняется. Дети играют в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строят себе городьбу, воображая ее загоном для скота. Ставят туда пять косточек бугром вверх – пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было еще семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяют пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребенок и тоже выигрывает косточки-бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота.
№15. Конные скачки (Мори урилдаалга)
Двое детей строят стену в 10 косточек-бабок. В начале стены по обе стороны ставят «кони» участников. Играющие по очереди кидают «Хумпараа» (из трех косточек). Начинает игру тот, у кого все три бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у кого упали сразу три коня, тот делает скачек сразу через две бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечной косточки стены, тот победитель, но по желанию соперников их кони могут обогнуть стену и бежать в обратном направлении.
№16. Семья (Айл боложо наадаха)
Большое место в жизни детей занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, воспитывают характер и волю.
№17. Табун (Хурэг адуун)
Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в своё логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он оскалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьёт всех волков.
Правила игры:Волк может разорвать круг. Пойманного жеребенка, он должен ловко увести к себе в логово.
№18. Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см.) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и «запятнать». Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.
Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей.
Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры:Иголка, нитка, узелок, держась за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
№19. Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)
— Что волк ты здесь делаешь?
— Вас жду – говорит волк.
— Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
№20. Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)
Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.
№21. Обмен песнями (Дуу андалдаан)
Дети закрепляют выученные песни, учатся ритмичным движениям под мелодию песни. Это импровизированный конкурс песен для старшей группы. Умело направляя игровую деятельность детей интерес к народному творчеству.
№2. Шапка (Малгай нюуха)
№23. Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)
На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки.
Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, соревнуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки. Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.
№24. Прятать золотинку (Алта нюуха)
По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув ихлодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступающего.
№25. Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.
Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ПДД (Старший дошкольный возраст) Карточка № 1 «Водители» Цели: Учить детей правилам дорожного движения;.
Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.
Картотека игр по безопасности для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по безопасности в детском саду. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить,.
Картотека игр по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста Игра Мемори Педагог показывает детям небольшую постройку из деталей Лего. Дети смотрят в течение минуты. Воспитатель обращает внимание ребят.
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста. Хитрая лиса Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять.
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста к программе дополнительного образования «Школа мяча» Введение Для развития организма ребенка – дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую важность представляет движение.
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКлассификация игр для детей старшего дошкольного возраста, используемых в развитии социально-коммуникативных качеств.
Сценарий летнего праздника народных игр для детей старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника народных игр для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать интерес к народным подвижным играм, тренировать.
Сценарий музыкально-физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок народных игр» Дети проходят в зал под веселую музыку, строятся, следом вбегает Скоморох с сундуком Скоморох: Здравствуйте, веселые девчонки! Здравствуйте,.