Как играть чисто на электрогитаре
Пять хитростей чистой игры на гитаре
А бывает, что ничего не получается и пальцы как ватные. Отстой.
Но знайте, что это нормально. Такие периоды переживают все музыканты, даже самые крутые.
Неплохо было бы всегда играть хорошо, чтобы поменьше было ватных пальцев и прочей лажи?
И это возможно! Причем всё не так сложно, как может показаться.
Самый просто способ избавиться от небрежной игры – совершенствовать методику занятий. Это уже поможет быстрее набрать технику, причем независимо от времени, которое вы тратите на занятия. Вот пять хитростей, как можно улучшить свои занятия – это стоит делать, даже если у вас плохой день!
Играйте точнее и рациональнее. Самая эффективная техника игры – такая, при которой руки двигаются ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы брать ноты. Играя так, звучать вы будете чище, а руки будут меньше уставать. Есть несколько способов повысить рациональность игры:
Снимите лишнее напряжение в теле. Из-за зажатых мышц руки двигаются менее точно. Расслабьтесь, старайтесь держать руки свободно и не напрягайте их всё время, пока играете.
Играйте для людей, как вы играли бы на концерте. Это не только поможет побороть страх сцены, но и полезно для вылавливания и исправления ошибок. При выступлении на публике ошибки лезут чаще, чем когда играете дома. Попробуйте сымитировать живой концерт. Играйте стоя. Ходите по комнате, сначала рядом с усилителем, а потом отойдите подальше, в другую комнату… Можно даже попрыгать, но осторожно. При любой возможности устраивайте концерты для своих друзей, родных, любых людей.
Соединяйте разные техники, чтобы сложные лики игрались проще. Что гитаристы всегда хотят улучшить в своей игре, но никогда этим не занимаются? Объединять техники. Играйте, например, тэппинг, слэп или что там ещё у вас есть, и сочетайте это с обычным звукоизвлечением. Стремитесь делать так, чтобы в переходах музыка звучала легко, естественно и музыкально. Это поможет справиться с самыми серьезными ошибками всех техник.
Совершенствуйте технику игры больше, чем, как вам кажется, это необходимо. Думайте о лучших целях, которые хотите достичь. Может, вы хотите сыграть какие-то соло или риффы, или же желаете повысить скорость игры. Поставьте целью достичь чуть большего результата – например, играть что-то на 20 тиков быстрее оригинальной скорости. Когда у вас это получится, играть на нормальной скорости станет проще, потому что вы уже не на грани своих возможностей. И, наконец, сможете наслаждаться музыкой, а не напрягаться из последних сил и расстраиваться из-за лаж.
Теперь, когда вы знаете, что делать, почему бы не взять гитару и не оттянуться по полной?
Существует 5 основных проблем, которые электро-гитаристы должны преодолеть, чтобы изучить технику игры на гитаре и в совершенстве ей овладеть. Эти проблемы можно разделить на 3 группы:
Сегодня мы рассмотрим первые две группы. Во второй статье из этой серии мы сосредоточимся на последней группе проблем.
Есть 2 основных подхода к решению этой задачи:
2. Возьмите занятие у преподавателя, который оценит Вашу игру, и постарайтесь улучшить её и усовершенствовать Вашу технику основываясь на его отзывах. Хороший преподаватель может научить Вас играть чисто не только потому что он будет говорить что надо делать, но и потому, что он услышит проблемы, которые Вы сами можете и не слышать, когда заняты игрой на гитаре.
Вот 3 важные вещи, которые нужно делать для улучшения техники игры:
Я использую несколько шагов, чтобы помочь моим ученикам справиться с этой проблемой (не все из них можно показать и объяснить в статье), но те, что описаны ниже, абсолютно необходимы для решения проблемы с «отпусканием».
Решение заключается в том, чтобы заставить мозг перестать посылать пальцам команду «подняться», и вместо этого командовать просто «расслабиться». Когда Ваш палец расслабляется, он поднимается сам по себе, сразу и без усилий «отпуская» струну, на которой Вы играли. При этом Вы получаете два основных преимущества:
Теперь очень важно осознать две вещи. Во-первых, Вы МОЖЕТЕ решить эти проблемы и улучшить технику игры на гитаре. Во-вторых, это не случится за один день, на это нужно время и постоянные занятия (возможно, несколько недель, или даже дольше). Но умение играть чисто с лихвой стоит затраченного терпения.
Во второй статье из этой серии мы сосредоточимся на последней группе проблем в технике игры, так что у Вас будут все пять ключевых элементов, необходимых для улучшения Вашей техники и для того, чтобы играть чисто.
Как играть чисто на электрогитаре. Глушение лишних струн
Как играть чисто на электрогитаре, используя перегруз? Как глушить лишние струны? В какой момент необходимо глушить струны? Как распределить зоны ответственности за глушение между руками?
В этом видео разберемся, как играть на электрогитаре чисто или, другими словами, как глушить лишние струны. Для начала разберемся с терминологией. «Лишними» назовем струны, звучания которых необходимо всячески избегать. «Игровыми» мы называем струны, звучание которых в конкретный момент времени необходимо.
С чем это связано? Ребро ладони правой руки, которое отвечает за глушение всех оставшихся струн (т.е. за пятую и шестую), не может идеально подойти к игровой третьей. В противном случае возникает опасность заглушить ее. Таким образом, чтобы освободить правую руку от такой сверхтонкой для нее работы, мы вынуждены глушить вышележащую (четвертую) струну первым пальцем левой руки.
В свою очередь ребро ладони правой руки осуществляет глушение «лишних» струн находясь в зоне демпфера. Если игровая струна демпфирована, то в этом случае все предельно просто. Выполняя демпфер, ребро ладони правой руки автоматически глушит все вышележащие струны. Это происходит потому, что оно располагается перпендикулярно направлению струн. Если игровая струна открыта, то ребро ладони приподнимается над ней (слегка приподнимается!) не отпуская при этом вышележащие струны. Поскольку игровые струны постоянно меняются (может быть одна струна или несколько, демпфирована или нет), то вслед за ними меняются и зоны ответственности за глушение «лишних» струн левой и правой рук.
20 советов по улучшению игры на электрогитаре
Попытка играть на гитаре в первый раз может оказаться непростым опытом. Со всеми этими музыкальными возможностями, которые находятся в прямом и переносном смысле «на кончиках ваших пальцев», легко разочароваться. Чтобы этого не произошло, прислушайтесь к изложенным ниже 20 советам для начинающих, желающих улучшить свой уровень игры.
1. Изучите некоторые ключевые термины.
2. Займитесь звукоизвлечением.
Звукоизвлечение – ещё одно важное понятие, с которым вы столкнетесь не раз. Самое простое звукоизвлечение – «бренчание». Оно связано с извлечением звука ударом сразу по нескольким струнам. Игра на ритм-гитаре подразумевает восходящие и нисходящие удары. Используйте довольно мягкие медиаторы в этом случае. Жёсткие медиаторы лучше подходят для соло-игры. Почти половина медиатора должна выглядывать из-под пальца, когда вы извлекаете звук.
3. Совершенствуйте игру медиатором.
Удар по струнам – одна из базовых техник игры на гитаре. Реально существует всего лишь два вида ударов (штрихов) – восходящие и нисходящие. Нисходящий означает, что вы ударяете по струне от себя в сторону земли, восходящий – наоборот, к себе. Всё просто!
В гитарной рок-музыке, вы будете часто слышать длинные потоки быстро сыгранных нот (особенно в соло). Выбор правильного направления удара медиатором позволяет легче играть музыку такого рода. Хороший способ начать правильно играть медиатором – это использование техники так называемых чередующихся штрихов или ударов. Её концепция проста: переключайтесь между восходящим и нисходящим ударом при каждой последующей ноте. Этот подход особенно хорошо работает, когда у вас есть длинная череда нот на одной и той же струне.
Хорошие игроки медиатором обычно связывают чередующиеся удары так, что они почти всегда играют нисходящими на сильные доли и восходящими между ними. Нисходящие удары как правило легче и в общем, они более уместны при использовании на акцентированных нотах.
4. Чувствуйте себя комфортно.
Вы можете мечтать о выполнении невероятных соло, которые Вы играете, вращаясь при этом на спине в стиле Ангуса Янга, но когда Вы только начинаете, то важно думать прежде о комфорте и эргономичности.
Например, аккорды легче играть, если ваша поза правильная. Сядьте неправильно и ваши пальцы не достигнут грифа должным образом. Чтобы расположиться правильно сядьте на стуле или кресле, который позволяет держать спину прямо.
Если Вы правша, положите гитару на правую ногу и поднесите правую руку над декой так, чтобы Ваша правая рука располагалась над струнами. Игроки на классической гитаре предпочитают размещать гитару на противоположной ноге (левая нога для правшей) и подставлять под левую ногу табурет.
5. Не забрасывайте практику.
Освежайте Вашу практику и избегайте чёрствости. Практикуйтесь периодически, если Вы не хотите, чтобы однажды в отчаянии Вы разбили свою гитару об стену (или об пол).
Чтобы помочь себе в этом, попробуйте играть что-то новое каждый раз, когда Вы практикуетесь. Это может быть новая последовательность аккордов, струнная партия перебором, соло или просто что-то необычное. Такое смешивание остановит Вас от «удара об стену» от игры.
6. Соблюдайте баланс.
Тем не менее, гораздо лучше практиковать немного и часто. Это более эффективно, чем делать длинный сеанс раз в неделю. Начинающие должны стремиться хотя бы к получасовой практике в день, чтобы поддерживать устойчивый эффект от занятий.
7. Играйте под метроном.
Игра под метроном может быть страшной мыслью даже для гитаристов, которые играют в течение многих лет, но это жизненно важный навык, который нужно приобрести как можно раньше.
Практикуя игру на гитаре с метрономом, Вы ощутите улучшения в синхронизации, точность и скорость гораздо раньше, чем без него. Он также пригодится, когда Ваш барабанщик играет безнадёжно сбиваясь.
Не переживайте и не бойтесь насчёт партий, которые выглядят или кажутся сложными. Когда вы постепенно, такт за тактом выучите её, она вдруг станет довольно простой.
Другими словами, разбивайте отрывки, которые трудно играть, на короткие, маленькие кусочки. Таким образом, обучение маленькому кусочку не будет казаться гигантской задачей, которая пугает Вас изначально и не даёт шансов на её изучение. Иногда также помогает отрабатывание партии на каждой руке отдельно.
9. Заучите пауэр-аккорды.
Пауэр-аккорды являются одним из наиболее распространенных типов аккордов, которые играют гитаристы. Рок, металл и панк лучше всего известны пауэр-аккордовыми риффами, но независимо от того, какой стиль музыки вы слушаете и играете, обязательно где-то присутствуют пауэр-аккорды.
Ваша цель должна быть, чтобы изменять положение быстро, но без какого-либо дополнительного шума, например, звука скребка по струне. Избавление от лишних звуков требует мастерства, особенно если вы используете перегруженный звук, который может усилить шум струн.
Держите уверенно пальцы в форме аккорда, когда вы меняете позицию, сопротивляйтесь любому желанию, когда Ваши пальцы захотят расслабиться и отстраниться от струн. Чем ближе ваши пальцы находятся к струнам, тем меньше расстояние, которое они должны пройти и изменение аккорда будет звучать более гладко.
Очень большой плюс пауэр-аккордов в том, что Вы можете перемещать их по всему грифу, меняя массу позиций и используя при этом всего лишь одну простую форму.
На самом деле, скоро Вы найдёте десятки пауэр-аккордов с помощью этого одного базового шаблона аппликатуры. Очевидно то, что Вам нужно идеально освоить саму форму аккорда.
11. Обогащайте звучание с помощью вибрато.
После того, как Вы освоили несколько аккордов и риффов вы начнёте думать о работе над звучанием. Один из способов сделать это – изучить вибрато.
Вибрато является едва уловимым, повторяющимся изменением высоты звука, который используется для обогащения и украшения звука отдельных нот. Это достигается на гитаре быстрым и небольшим изменением длины струны вперед и назад. Поскольку струна, как правило, изменяет длину лишь на долю полутона, выполнение вибрато – это не совсем то же самое, что и простая подтяжка (бенд) струны.
Глушение струн используется во всех стилях электрической гитарной музыки, таких как рок, фанк, панк, инди, металл, джаз и так далее. Вопрос в том, как это делается?
Идея проста. Вы должны слегка прижать ребром играющей ладони струны рядом с бриджем. Вы можете либо заглушить струны полностью (полезно для поддержания тишины во время длительных пауз в музыке), или вы можете частично приглушить струны для создания низкого отрывистого и плотного звука.
Один из лучших способов использовать приглушение звука – это приглушать низкую струну при игре пауэр-аккордов, в то время, как остальные струны в аккорде не приглушать. Таким образом, создаётся ощущение контраста между низкими нотами и более полно звучащими аккордами. Это также важная техника игры на ритм-гитаре в таких стилях как хэви-метал, где вы можете создать иллюзию двух гитар играющих вместе.
13. Уделяйте внимание соло.
Если Вы мечтаете играть как Слэш, как только Вы освоите основы, то Вы ошибаетесь. Теперь Вам нужно сосредоточиться на игре соло. Когда Вы начинаете играть на гитаре, есть два основных момента, на которых нужно сосредоточиться: звукоизвлечение и фреттинг.
Фреттинг – это то, каким образом Вы прижимаете струну и затем как Вы переходите от ноты к ноте. Прижимайте струну точно на каждом ладу, следите за большим пальцем, который помогает прижимать рукой гриф с обратной стороны. Сделать этот процесс проще можно прижимая одним пальцем каждый отдельный лад.
14. Используйте сложные рисунки для соло.
Начните с выбора одной единственной ноты. Это может быть открытая струна или зажатая на каком-либо ладу – без разницы. Ударьте по струне нисходящим движением, а затем ещё раз, но на этот раз восходящим. Теперь просто повторяйте этот процесс постоянно: «вниз-вверх», «вниз-вверх». Этот метод открывает огромное количество потенциальных художественных идей, которые вполне достижимы для начинающих.
Гаммы являются ключевой частью соло игры на гитаре, помогая вам улучшить Ваше звукоизвлечение и фреттинг. Обучение гаммам поможет вам узнать о том, как построены аккорды. Так что заодно Вы сможете улучшить свою ритм-игру.
Для начала сосредоточтесь на двух основных гаммах: пентатоническом ля миноре и до-мажоре. Обе гаммы относятся к шаблону «однин-палец-один-лад», так что Вы можете использовать все четыре пальца на четырёх ладах, которые находятся рядом друг с другом.
16. Расширяйте музыкальный кругозор.
Вы можете любить один жанр музыки среди всех остальных, но охватывая широкий спектр музыкальных стилей, Вы на самом деле улучшаете свою игру.
Например, Вы любите рок, но изучив блюзовые гаммы, Вы получите множество новых возможностей для игры на гитаре. Блюзовые гармонии также отлично подходят для новичков потому, что они могут помочь вам размять пальцы и привыкнуть к соло-игре на гитаре.
17. Используйте мощь пониженного строя.
18. Погружайтесь в процесс.
Обучение игре на гитаре может казаться упорной борьбой на ранних этапах только потому, что впереди очень много материала для изучения. Очевидно, что нужно изучить многое, чтобы играть в совершенстве, и профессионализм не может прийти сразу, но затем все старания обязательно дадут о себе знать, если вы придерживаетесь режима и уделяете достаточно времени.
Кроме этого помните, что играть на гитаре должно быть приятно и весело, так что играйте с хорошим настроением, зная, что тяжелая работа окупится сполна.
19. Подбирайте оборудование «под себя».
Даже у профессиональных гитаристов проходят годы для того, чтобы найти комбинацию гитары и усилителя, которые подходят им как родные перчатки. Поэтому наведывайтесь в местный музыкальный магазин и экспериментируйте с различными гитарами и усилителями. Как только Вы нашли наиболее подходящий вариант, Ваша жизнь (как гитариста) станет намного более красочной.
20. Играйте с другими музыкантами.
Музыка – это общение, и Вы будете быстро расти как музыкант, если Вы играете с другими людьми; поддерживайте ритм для чьего-то соло, играйте в «кошки-мышки» поочерёдно солируя друг с другом или даже просто научитесь узнавать, когда нужно остановить игру.
Играя с другими гитаристами, бас-гитаристами, или целой группой, Вы чрезвычайно улучшите Вашу игру. Помимо разницы, которую Вы заметите в своей игре, Вы будете развивать доверие других и то, как Вы сможете работать, и общаться с другими музыкантами.
Разработка слуха в тех местах, где Ваши коллеги по группе, скорее всего, идут дальше в музыкальном плане во время песни – это большой и важный опыт. Особенно, когда Вы переходите к более сложным областям игры: таким как живая импровизация. «Джем» с другими музыкантами является обрядом посвящения и, кроме того, очень захватывающим.
Нет лучшего рецепта научиться что-либо делать, кроме как практика. Это касается и вышеупомянутых советов. Следование им не означает, что Вы станете профессиональным гитаристом, но с другой стороны, практически любой профессиональный гитарист согласится с тем, что следование им очень сильно повысит Ваш уровень игры. В общем, гитару в руки – и вперёд!
Общие принципы и основы игры на электрогитаре
Любой человек, которого в один прекрасный день заинтересовала игра на электрогитаре, найдет на просторах интернета огромное количество видео с участием мастеров гитарного искусства. Как правило, после нескольких просмотров живых выступлений тех же John Petrucci, Paul Gilbert, Nuno Bettencourt и прочих лидеров гитарной музыки, возникает желание научиться играть произведения любимых музыкантов. Это естественное развитие событий в подобной ситуации, и как ни странно, человек начинает тратить часы, дни и даже годы на то, чтобы осуществить разбор на электрогитаре, выучить конкретное произведение и сыграть его буквально нота-В-ноту с оригиналом. Это может быть рифф, соло или вообще вся песня целиком — в данном случае это не важно.
Итак, предположим, прошли годы с момента разучивания первых нот. Партия электрогитары выбранной композиции «села» в руки или можно сказать «прошилась» в мышечную память. Это означает, что интеллектуальный ресурс человека практически не задействован в процессе игры на электрогитаре. Все делают руки.
Следующим этапом будет серия попыток сделать cover на данную вещь. Более простой, но менее популярный вариант — это audio cover. Audio cover проще, чем video cover. Во-первых, есть шанс прописывать гитару кусками. Т.е. сыграл фразу, послушал. Получилось? Поехали дальше и т.д. Чем выше уровень исполнительского мастерства музыканта, тем большие по размеру куски он может прописать за один дубль. Во-вторых, когда на тебя смотрит объектив и моргает красная лампочка, напоминающая, что за тобой «следят», совладать с собой бывает сложнее. Опять-таки это относится к постигающим азы музыкантам.
К слову, периодическая практика студийной работы ценна тем, что, слушая себя в записи, можно заметить большинство своих ошибок. В то время, как играя в живую слышно только 30% неточностей. Это связано с тем, что игра на гитаре отнимает определенную долю внимания, и большая часть ошибок ускользает. Именно поэтому практическая студийная работа очень полезна в образовательном процессе.
Предположим, план удался, cover сделан — задача выполнена. Гитарист после прослушивания своего труда включает оригинальный трек, а затем свой и тут катастрофа! Создается впечатление, что, кроме минусовки, нет ничего общего между двумя треками. Хотя, казалось бы, все ноты на своем месте, фальши нигде нет. И не надо грешить на свою гитару, якобы не те струны, датчики, медиаторы, плохие комбики, примочки и т.п. Это все вторично и не столь важно. Истинной причиной колоссальной разницы оригинала и кавера является некорректная работа рук гитариста. Поверьте, если бы на месте начинающего музыканта оказались те же Andy Timmons, Greg Howe, Guthrie Govan, Doug Aldrich и прочие, плохого результата получиться не могло. И здесь опять-таки не столь важно, сыграет ли сам автор свою вещь или это сделает другой хороший профессионал. В обоих случаях это будет качественно исполненное произведение.
Так в чем же основной секрет? Как играть на электрогитаре? Ответ следующий: необходимо соблюдать 10 принципов игры на электрогитаре.
Сразу внесу некоторую ясность — 8 из 10 принципов непосредственно зависят от постановки рук. («Постановка правой руки» и «Постановка левой руки»). Если с постановкой что-то не так, то с вероятностью 99,9% большинство принципов будут нарушены.
Итак, поговорим о каждом принципе более подробно.
Импульсивность
Чем импульсивнее атака струны, тем сильнее она колеблется. А чем сильнее колеблется струна, тем сильнее и продолжительнее резонируют гриф и корпус электрогитары, и за счет этого получается цепкий, насыщенный звук. Если взять электрогитару ценовой категории 3000$ и 200$ и атаковать их струны с одинаково малой импульсивностью, разница между звучанием дорогого инструмента и дешевого будет пренебрежимо мала. Однако если проделать то же самое, но с высокой импульсивностью, все сразу встанет на свои места, и от гитары за 200$ и мокрого места не останется.
Так что же такое импульсивность? Из школьного курса физики известно, что P=m*v, где P — импульс, m — масса, v — скорость. Именно про эту импульсивность идет речь. Из формулы видно, что импульс пропорционален массе и скорости физического тела. В нашем случае физическим телом является кисть правой руки (звукоизвлечение медиатором) или пальцы левой руки (легато). Соответственно, если гитарист при атаке медиатором задействует только пальцы p и i, а не всю кисть, теряется масса m (это классическая ошибка). В результате автоматически получается малый импульс. Чтобы этого не произошло необходима правильная постановка правой руки, о чем уже говорилось в соответствующем уроке.
В свою очередь низкая скорость атаки струны также оказывает негативное влияние на импульсивность. Поэтому в момент удара медиатором движение правой кисти должно быть хлесткими и резкими, будто пощечина. Точно также hammer-on левой руки должны буквально стучать по накладке грифа. Для сравнения можно положить запястье левой руки на деревянный стол и бить по его поверхности пальцами в следующей последовательности: 4-3-2-1-2-3. Надо добиться эффекта равномерного сильного топота. При этом запястье не должно отрываться от поверхности стола. Это поможет работать только фалангами пальцев. То же самое должно происходить и на грифе.
Чистота
Про чистоту звукоизвлечения было уже сказано в уроке «Постановка левой руки». Вкратце напомню, что прижатыми к ладам или открытыми могут быть только игровые струны. Все лишние струны должны быть заглушены. Глушение осуществляется 1-м пальцем левой руки и ребром ладони правой руки. 1-й палец левой руки глушит все нижележащие струны от игровой и одну вышележащую, а ребро ладони правой руки глушит все остальное. Таким образом мы получаем четкое распределение обязанностей между правой и левой рукой.
Еще одним аспектом чистого звукоизвлечения являются паузы. Не владея информацией о правильном выполнении пауз, невозможно сыграть даже риффы на электрогитаре AC/DC — Back in Black или Highway to Hell, которые построены на трех-четырех аккордах, чем и привлекают новичков. Следует отметить, что паузы возможно выполнить только двумя руками одновременно. Пальцы левой руки должны отжать струны от грифа (если струны были зажаты) или коснуться их не прижимая к ладам (если струны были открыты). А ребро ладони правой руки необходимо поставить в область демпфирования. В случае, если использовать только левую руку, то вместо паузы будет слышен гул, похожий на отголосок демпфирования. Если же использовать только правую руку, то вместо паузы мы услышим звенящее подобие натурального флажолета.
Ритмичность
Почему-то крайне малое количество начинающих гитаристов уделяет внимание ритму. Если этой темой кто-то интересуется, то только по настоятельному совету компетентного в музыке человека. К сожалению, далеко не все гитаристы, которых мы видим на экранах телевизоров и на концертных площадках нашей необъятной Родины, имеют представление о ритме. Но раз «people хавает», зачем напрягаться? Могу сказать, что такая ситуация сложилась из-за музыкальной безграмотности подавляющего числа наших соотечественников. Действительно, откуда может взяться грамотность, когда эстрада забита некачественной низкосортной музыкой? Даже интернет не спасает ситуацию, потому что там не так просто наткнуться на команду с хорошей ритм-секцией — надо знать, что искать.
Когда все ноты и паузы кратны заданному стабильному темпу, человека в прямом смысле начинает «качать». Например, любые песни тех же AC/DC, Van Halen, Extreme, Ozzy, Guns’n’Roses, Motley Crew, Whitesnake ритмично и качественно прописаны. У всех фирмачей идеальная ритм-секция, иначе они ими бы не стали. Из современных особенно хочется выделить Nickelback и Godsmack. Их риффы на электрогитаре не отличаются особыми наворотами, но попробуйте их повторить. Могу поспорить, что даже через месяц каждодневных и упорных попыток у не владеющего ритмом человека ничего хорошего не получится. «На дурачка» такие вещи не делаются.
Естественно, в данном уроке я буду рассматривать ритм только с позиции гитариста. Предположим, есть источник сигналов (кликов), повторяющихся через одинаковый промежуток времени. Этим источником является метроном. В его ровности никто не сомневается. Задача: извлекать «слепую» ноту (чирк) одновременно с кликом. При точном попадании сигналы метронома не будут слышны. Это происходит, потому что звуки суммируются, пики амплитуды звуковой волны клика и чирка совпадут, и получится более плотный, цельный звук. А теперь представьте, если так непросто попадать под клик метронома, как же тогда сложно сыграть риффы Nuno Bettencourt, Van Halen, Zakk Wylde или сыграть соло Paul Gilbert, Jason Becker, John Petrucci? Как достигается такая ритмичность у гитаристов? Практикой и осознанием того, что необходимо делать. А прежде всего, необходимо научиться играть переменным штрихом.
Буквально в течение полугода обучения у моих студентов возникают плотные ассоциации между длительностями нот и количеством движений правой руки. Отмечу, что такой способ мышления в разы упрощает чтение нот и табулатур с листа. Данные ассоциации можно записать в виде системы равенств:
1/8Т = 2/16Т = П (V) = V (П);
1/8Т. = (1/8+1/16)T = 3/16Т = П (VП) = V (ПV);
1/4Т = 4/16Т = П (VПV) = V (ПVП).
99% риффов играется именно переменным штрихом с редкими исключениями. Исключения представляют собой изменения частоты дыхания руки, как правило, на 1/8 или 1/32 доли такта. В случае с соло нужно внести некоторую ясность. Не овладев переменным штрихом на примере риффов, не выработается привычка играть ритмично. Если гитарист не способен сыграть ритмически ровно рифф, который по определению является закономерной и логически зациклованной партией, состоящей из четвертей, восьмых или в крайнем случае шестнадцатых нот, то никогда в жизни он не сыграет ритмически ровно и сольную партию. Даже если гитарное соло не играется переменным штрихом, оно все равно должно подчиняться законам ритма, учиться соблюдать которые необходимо именно на риффах. Двигаться надо от простого к сложному, не пытаясь перевернуть под себя основы мироздания.
Должен сказать, что переменный штрих, это лишь малая составляющая правильной ритмичности гитариста. Необходимо регулярно записывать себя под метроном, а затем анализировать отклонения от кликов в секвенсоре и стараться свести их к минимуму. Тем самым выявляется свой собственный ритмический шаблон, которого впоследствии необходимо придерживаться. Уже исходя из этого будет понятно, сыграется ли гитарист с басистом или барабанщиком, совпадут ли у них ритмические шаблоны. Если же этого не произойдет, то скорее всего ритм-секция потерпит неудачу.
Оптимальность
Если внимательно посмотреть на руки хороших гитаристов во время исполнения ими более-менее насыщенной гитарной партии, то нетрудно заметить, насколько же мало движений они совершают. Казалось бы, звучит шквал разбросанных в разных октавах нот, но при этом руки хладнокровно и спокойно выполняют свою работу. Напрашивается вывод: любое движение должно быть обоснованно. Любой взмах правой кисти, сгибание фаланги пальца, изменение угла запястья и т.п. должны иметь смысл.
Только оптимизированными движениями можно что-то хорошо сыграть. Взять например, секстольные пассажи, сыгранные переменным штрихом. В этом случае звук будет извлекать кисть правой руки, а пальцы левой руки просто зажимать нужные струны. Следовательно, импульсивностью пальцев левой руки можно пренебречь, а это значит, что можно свести к минимуму расстояние «отлета» пальцев от струны. То есть, палец должен отрываться от струны на расстояние, превышающее амплитуду колебания самой струны не более, чем на 5 мм. Это позволит заметно увеличить скорость исполнения пассажа. Если те же пассажи играть легато, и использовать правую руку только при переходе со струны на струну, то звук уже будет извлекать левая рука, а значит, ее пальцы должны работать импульсивно. Но в этом случае появляется возможность оптимизировать движения правой руки. Чем меньше лишних движений ее ребра ладони, тем меньше вероятность появления грязи. Следовательно надо расставить направления ударов медиатором таким образом, чтобы минимизировать вертикальное движение правой кисти.
Кстати, техники Hybrid Picking, Chiken Picking и Economy Picking являются следствием оптимизации движений правой руки. С их помощью можно сыграть достаточно сложные пассажи и риффы, в которых присутствуют большие и частые переходы с одной струны на другую.
Динамичность
Практически каждый начинающий или уже играющий гитарист рано или поздно пользовался программой Guitar Pro. Если в ней забить гитарную партию, то ее потом можно включить и послушать. Услышанное является примером полного отсутствия какой-либо динамики. И неудивительно, ведь это MIDI-звук. Не надо уподобляться звучанию бездушной программы.
Чтобы добиться динамичного звукоизвлечения, надо варьировать такими параметрами как импульсивность атаки, угол наклона медиатора, его амплитуда и траектория движения, положение ребра ладони правой руки в области демпфирования. Именно засчет правильной корректировки вышеназванных параметров у гитаристов есть возможность расставлять разные акценты на определенные ноты, тем самым создавая необходимую динамику.
Синхронизация
Синхронизация рук явлеятся необходимым условием в первую очередь ритмичности и скорости гитариста. Противоположностью синхронизации является рассинхрон, который бывает двух видов. Чтобы проще понять эту «классификацию», предположим, что правая рука имеет эталонную ритмичность. Тогда левая рука может либо отставать от правой (палец левой руки не успевает прижать струну к ладу, а медиатор уже нанес удар), либо наоборот — опережать ее (палец левой руки прижал струну чуть раньше удара медиатором). В первом случае нота будет звучать глухо, а может вообще не зазвучать и получится просто «чирк». Во втором случае левая рука фактически выполняет hammer-on, после чего медиатор атакует струну. Таким образом, получается сдвоенная нота.
В случае идеальной синхронизации момент прижатия струны к ладу и момент удара медиатором происходят практически одновременно. На пренебрежимо малый промежуток времени раньше все-таки действует левая рука.
Скорость
Данный принцип всегда отрабатывается последним. Это аксиома, смысл которой не подлежит дискуссиям. Не важно, насколько опытный гитарист: ученик, преподаватель, сессионник и т.д. Все гитаристы (да и музыканты в целом), изучая новый материал, играют его медленно. Об этом говорил Steve Vai на своем мастер-классе в 2006 году. Он привел себя в пример: придумав очередную сложную фразу, Steve играет ее как «школьник» — медленно и аккуратно, постепенно наращивая скорость.
Темп при посадке в руки нового материала должен быть настолько малым, чтобы гитарист успел обратить внимание на все имеющиеся нюансы: постановка рук (если речь идет о начинающих), ритмичность, динамичность, импульсивность и т.п. Только выполнение всех принципов дает сигнал к увеличению темпа игры. Причем, прирост количества ударов в минуту должен быть не более 5. Такое ограничение явлется оптимальным, т.к. человеческий мозг, а значит и мышечная память изменения практически не заметят. Поэтому вероятность того, что большая часть принципов не нарушится, будет достаточно велика, и гитарист не потеряет много времени на очередном приросте темпа.
Главное не терять объективность к своей игре и методично доводить качество игры на всех промежуточных скоростях до идеальной. Разница между опытным гитаристом и новичком в данном вопросе определяется следующими параметрами: начальный темп и время работы на промежуточных темпах.
Интонация
Здесь прежде всего пойдет речь об интонировании (умении точно воспроизводить звуковой тон). Иными словами, гитарист обязан извлекать ноты в строгом соответствии с их частотами. Необходимым условием хорошего интонирования является правильно настроенная гитара. В остальном все зависит от исполнителя. Если со статичными нотами в целом ситуация относительно простая (зажал струну на нужном ладу — получил нужную ноту. Хотя и здесь можно ошибиться, т.к. зачастую многие гитаристы допускают ошибки по интонированию, передавливая струны и смещая их при зажатии). Однако, в опредленных случаях гитару по сложности попадания в ноты можно приравнять к безладовым инструментам. Речь идет о бендах, где гитаристы вынуждены эксплуатировать свой слух и правильную моторику. Поэтому интонирование заслуживает отдельного и очень пристального внимания.
Кроме того, одна из самых сложных задач, стоящих перед музыкантами, это заставить инструмент петь. Не просто наигрывать красивую мелодию, а именно петь. Удивительно, но это на порядок сложнее, чем научиться играть секстолями в темпе 140-160 (14-16 нот секунду). Мой любимый пример «певучести» гитары это произведение May Lian — Grief. В этой вещи нет ни одной быстрой ноты, однако, действительно качественно сыграть ее могут лишь единицы. Усомнившимся ради эксперимента предлагаю попробовать сыграть данное произведение и записать себя на аудио или видео. Уверяю, что после сравнения себя с оригиналом, вы поймете, о чем идет речь. С гордостью отмечу, что May Lian дал наивысшую оценку моему исполнению Grief (см. раздел «Видео»).
Сложность гитарных партий таких произведений заключается в чрезвычайно развитых мелизмах (мелизмы — украшения мелодии). Применительно к гитаре мелизмами являются бенды (возвратные и невозвратные), слайды (определенные и неопределенные), вибрато (стабильные и не стабильные), работа рычагом. Именно мелизмы при грамотном обращении с ними создают эффект пения музыкального инструмента. Однако, вышесказанное относится не только к соло, но и к риффам. Взять, к примеру, рифф в песне Ozzy Osbourne — Desire и перечислить мелизмы, выполненные Zakk Wylde. Если их убрать, то появится большое количество пауз, пропадет так называемый «кач» и рифф окажется, мягко говоря, осиротевшим.
Драйв и креатив
Обсуждая данные принципы, не обойтись без разговоров о высоких материях. Отчасти, поэтому драйв и креатив последние в моем списке. Но этот ни коим образом не умаляет их значения в игре на электрогитаре и музыке в целом.
Креатив относительно электрогитары предполагает умение грамотно распоряжаться имеющимся техническим арсеналом (с точки зрения работы рук) и словарным запасом (с точки зрения музыкальных фраз), что позволяет разнообразить гитарную партию с целью повышения интереса звучания. Креатив нужен не только для создания собственных композиций, но и для игры каверов. Довольно часто, услышав кавер на какую-либо вещь, мы сравниваем его с оригиналом. Бывает, что даже сыгранное нота-В-ноту, не приносит какого-то особого удовольствия. Однако, если гитарист грамотно внесет свою манеру в кавер (речь не идет о тотальном изменении гитарной партии), то это может надолго засесть в голову слушателям, оставив при этом положительное впечатление. Надо отдавать себе отчет в том, что избыток креатива достаточно часто оказывает медвежью услугу. И если добавлять так называемое «свое звучание», то только если оно действительно хорошее, и в невульгарных пропорциях.
Заключение
Вот мы и рассмотрели 10 принципов игры на электрогитаре. Именно они являются основой игры на гитаре. Их нужно научиться выполнять, играя произведения разных жанров, в разных стилях и в разных ситуациях. И делать это надо постоянно. Тогда и только тогда исполнение можно будет назвать качественным.